7. Gorodnichev, R.M. (2005), Sport electro-neuromiograph, publishing house “VLGAFK”, Ve-likie Luki, 2005.
8. Medvedeva, E.N., Kryuchek, E.S., Suprun, A.A., Chepakova, N.E. and Pukhov, A.M. (2014), “Factors predetermining the synchronism of execution of jumps in group exercises in rhythmic gymnastics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 102-106.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.08.2014.
УДК 615.825
СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елена Борисовна Ладыгина, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Ольга Николаевна Делягина, учитель-логопед,
ГБОУ начальная школа-детский сад № 696, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье предлагается новый подход к содержанию коррекционного процесса для детей с речевой патологией младшего дошкольного возраста, на основе включения средств адаптивной физической культуры в структуру логопедических занятий. Включение средств адаптивной физической культуры в логопедическое занятие является важным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: средства адаптивной физической культуры, коррекционно-
логопедический процесс, преодоление общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p100-103
MEANS OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN CORRECTIONAL AND LOGOPEDIC PROCESS OF OVERCOMING OF THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH AT CHILDREN OF THE YOUNGER
PRESCHOOL AGE
Elena Borisovna Ladygina, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Olga Nikolaevna Deliagina, the teacher and speech therapist,
The Primary School- Kindergarten No. 696, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the new approach to the content of the correctional process for the children with speech pathology at younger preschool age, on the basis of inclusion of means of the adaptive physical culture in structure of the logopedic occupations. Inclusion of the means of the adaptive physical culture in logopedic lesson is an important condition of increase of efficiency of the correctional and logopedic process of the general underdevelopment of the speech at children at younger preschool age.
Keywords: means of adaptive physical culture, correctional and logopedic process, overcoming of the general underdevelopment of the speech at children of younger preschool age.
Актуальность исследования определяется следующим: увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. По данным статистики, в настоящее время около 25% детей 4-х летнего возраста страдают тяжёлыми нарушениями речи (для сравнения - в 70-
х годах эта цифра составляла 4%). Так же актуальность определяется необходимостью раннего вмешательства ряда специалистов, в том числе логопедов в работу с ребенком, имеющим отклонения в речевом развитии. Что позволяет эффективнее проводить работу по исправлению нарушений речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Кроме того развитию двигательной активности младших дошкольников с общим недоразвитием речи в логопедическом занятии уделяется недостаточное количество времени. Хотя известно, что использование физических упражнений и гигиенических факторов является важным средством коррекции речи, так как речь и моторные функции у человека возникают и развиваются в тесном взаимодействии [1, 4]. Логопедические занятия имеют чёткую классическую структуру. Учитель-логопед развивает у детей:
1) общую и мелкую моторику,
2) артикуляторную моторику,
3) просодические компоненты речи,
4) слуховое и зрительное внимание,
5) фонематический слух,
6) лексическую и грамматическую сторону речи.
Проанализировав классическое занятие, мы приняли решение увеличить количество времени в занятии, направленное на развитие различных видов моторики, дополнительно включив него средства адаптивной физической культуры. В модифицированной методике мы решили объединить развитие общей и мелкой моторики (1), артикуляторной моторики (2) и просодических компонентов речи (3), создав на их основе коррекционно-логопедический комплекс. Коррекционно-логопедическому комплексу, основанному на средствах адаптивной физической культуры, отводилось 66,8% времени от всего занятия. Оставшееся время занятия делилось поровну по 16,7 % между развитием лексики и грамматики, развитием фонематического слуха, зрительного и слухового внимания.
В состав коррекционно-логопедического комплекса входили упражнения направленные на развитие общей и мелкой и артикуляторной моторики, а также развитие просодических компонентов речи. В модифицированную методику были включены следующие средства адаптивной физической культуры [1, 2, 3, 5]:
1) массаж:
- рефлексогенных зон: кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы;
- массаж профессора Фритца Р. Ауглина;
- сегментарно-рефлекторный массаж;
- точечный массаж;
- артикуляторный массаж : губ, щёк, языка, нёба;
2) дыхательные упражнения:
- на дифференциацию вдоха в нос/выдоха через губы-трубочку, 5-8раз;
- на развитие силы равномерности непрерывности выдоха: упражнение с игрушками / фигурками оригами, 5-15 раз;
- на развитие речевого дыхания, темпа, ритма, силы голоса: вдох внос, на выдохе равномерно непрерывно петь. Модифицированная методика была внедрена в коррекционно-логопедический процесс на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения начальная школа-детский сад № 696 Приморского района Санкт-Петербурга.
Эксперимент проходил в несколько этапов. С 1996-1997 учебного года по 20122013 учебный год, выбирались учебные года, когда экспериментальную и контрольную группы посещали дети в возрасте 3-4 лет (младшие и средние группы по 15 человек), имеющие общее недоразвитие речи и одинаковые группы здоровья. Всего в эксперименте приняли участие 270 детей: 135 в экспериментальных группах и 135 в контрольных группах. Занятия в экспериментальных и контрольных группах проводились 4 раза в неделю по 20-25 минут.
Для определения эффективности модифицированной методики в коррекции речевой патологии у дошкольников младшего возраста, использовались следующие показатели:
1. Общая моторика (пройти по дорожке, начерченной на полу; перешагнуть через препятствие 25-30 см.; подпрыгнуть на месте на двух ногах; бросить - поймать мяч двумя руками).
2. Мелкая моторика (показать ушки (2 и 3 пальчик); показать рожки (2 и 5 пальчик); сложить кольцо (1 со 2, 3, 4, 5 пальчиком).
3. Артикуляторная моторика (губы улыбочка - трубочка; язык: движение узким языком влево - вправо; язык: движение широким языком вверх - вниз; язык: кончиком языка обвести губы).
4. Просодические компоненты речи (вдох в нос/выдох через губы-трубочку; длительность выдыхаемой струи).
На примере показателей артикуляторной моторики (рис.1 и рис. 2) представлены количественные соотношения изменений в экспериментальной и контрольной группах, в ходе проведения эксперимента за 2011-2012 учебный год.
1 2 З 4 5 б 7 8 9 10 11 12 1З 14 15
октябрь ■ январь ■ апрель
Рис.1. Экспериментальная группа. Артикуляторная моторика
1 2 З 4 5 б 7 8 9 10 11 12 1З 14 15
октябрь ■ январь ■ апрель
Рис.2. Контрольная группа. Артикуляторная моторика
В рис. 1 и рис.2 использованы Условные обозначения: ось Х - порядковые номера испытуемых; ось У - баллы (1 - min., 2 - max.).
Детям предлагалось выполнить следующее упражнение: произвести движение широким языком вверх - вниз. Выполнение упражнения оценивалось по 2-х бальной шкале: 2 балла произведен полный объем движения; 1 балл произведен неполный объем движения. Тестирование показателей артикуляторной моторики в начале эксперимента в обеих группах показало, что их развитие находилось на низком уровне. После применения экспериментальной методики в течение 2011-2012 учебного года была отмечена значительная положительная динамика этих показателей у детей в экспериментальной группе, по сравнению с детьми, занимающихся по классической схеме в контрольной группе. Аналогичная картина наблюдалась и с показателями общей, мелкой моторики, и просодических компонентов речи, которые значительно улучшились в экспериментальной
группе. ВЫВОД. Проведенное исследование дает возможность предположить, что включение средств адаптивной физической культуры в логопедическое занятие является важным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И.В. Блыскина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 112 с.
2. Куликовская, Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. - М. : АСТ : Астрель, 2009. - 61 с.
3. Качесов, В.А. Основы интенсивной самореабилитации / В.А. Качесов. - М. : Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2007. - 174 с.
4. Логопедия : учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.И. Мастюкова [и др.]. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 147 с.
5. Тищенко, Т.Н. Учим говорить особого ребёнка - 2 / Т.Н. Тищенко. - М. : Коптепт-пресс, 2009. - б2 с.
REFERENCES
1. Blyskina, I.V. (200б), An integrated approach to the correction of children’s speech pathology. Logopaedic massage: Handbook for teachers of pre-school educational institutions, CHILDHOOD PRESS, St. Petersburg
2. Kulikov, T.A. (2009), Speech-hearing gymnastics for language development of pre-school aged children : a guide for parents and teachers, AST: Astrel, Moscow.
3. Kachesov , V.A. (2007), The Fundamentals of intensive self-rehabilitation, publishing group BDC-Press, Moscow.
4. Volkova, L.S. and Mastyukova, E.L. (1995), Speech Therapy: a textbook for students of the defectological faculty of pedagogical institutes, Prosveshenie, Vlados, Moscow.
5. Tishchenko, T.N. (2009), Teach a special child to speak - 2, Content -press, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.07.2014.
УДК 159.9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Любовь Ханапиевна Лайпанова, кандидат психологических наук, старший преподаватель,
Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),
Карачаевск
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии в период обучения в вузе. Обоснована актуальность вопроса места и роли ценностей в генезисе личности, а также востребованность ценностного регулирования социального поведения будущего специалиста в образовательных системах. Анализируя труды отечественных педагогов и психологов, формируется убеждение, что ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего специалиста проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. В образовательных учреждениях, важно строить учебно-воспитательный процесс с учетом того, что существуют специфические ценности, актуальные для определенной профессии, в частности для педагогиче-
10З