стического отличия не имел (t=0.40, Р>0.05). В конце эксперимента данный показатель был увеличен в группе «Б» на 5.0 кг и составил 145.0 кг в группе «А» жим штанги лежа уменьшился на 10 кг и составил 132.0 кг. Разница между группами «Б» и «А» составила 13 кг (t=4.3, Р<0.05).
Положительные результаты, свидетельствующие об эффективности новой методики, в каждом из изучаемых направлений, позволили удостовериться в целесообразности проведения основного эксперимента. Существует значительная разница в эффективности методик, которые были исследованы. Посредством применения системы тренировок в экспериментальной группе «Б», в предсоревновательный период можно значительно уменьшить процент жира, максимально сохранив мышечную массу и силовые показатели. Методика тренировок, которая применялась в контрольной группе «А» устарела и малоэффективна. Под ее воздействием хоть и уменьшается вес тела и процент жира, однако теряется мышечный объем и силовые показатели. Данная методика, по результатам эксперимента оказалась малоэффективной и не может быть рекомендована, как система тренировок, особенно во время подготовки к соревнованиям по бодибилдингу.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.08.2015.
УДК 615.825
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ольга Николаевна Делягина, учитель-логопед, ГБОУ начальная школа-детский сад № 696, Санкт-Петербург; Елена Борисовна Ладыгина, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург)
Аннотация
В статье предлагается новый подход к содержанию коррекционного процесса для детей с речевой патологией младшего дошкольного возраста, на основе включения средств адаптивной физической культуры в структуру логопедических занятий. Включение средств адаптивной физической культуры в логопедическое занятие является важным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: средства адаптивной физической культуры, коррекционно-логопедический комплекс, преодоление общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p51-55
EFFICIENCY OF APPLICATION OF THE CORRECTIONAL LOGOPEDIC COMPLEX IN THE PROCESS OF OVERCOMING OF THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH AMONG THE CHILDREN AT THE
YOUNGER PRESCHOOL AGE
Olga Nikolaevna Deliagina, the teacher and speech therapist, The Primary School-Kindergarten No. 696, St. Petersburg; Elena Borisovna Ladygina, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and
Health, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the new approach to the content of the correctional process for the children with speech pathology at younger preschool age, on the basis of inclusion of means of the adaptive physical culture in structure of the logopedic occupations. Inclusion of the means of the adaptive physical culture in
logopedic lesson is an important condition of increase of efficiency of the correctional and logopedic process of the general underdevelopment of the speech at children at younger preschool age.
Keywords: means of adaptive physical culture, complex of logopedic of correction, overcoming of the general underdevelopment of speech at children of younger preschool age.
Нарушению речи сопутствуют отклонения в развитии ребенка в целом, в том числе и физическом [6]. Увеличение количества времени в логопедическом занятии на физические упражнения, позволяет проводить эффективнее коррекцию речи, так как речь и моторные функции у человека возникают и развиваются в тесном взаимодействии [1, 2, 4]. Исходя из того, что в классическом занятии уделяется недостаточное количество времени развитию различных видов моторики, мы приняли решение увеличить количество времени в занятии, направленное на развитие различных видов моторики, дополнительно включив в него средства адаптивной физической культуры. Коррекционно-логопедическому комплексу, основанному на средствах адаптивной физической культуры, отводилось 66,8% времени всего занятия. Оставшееся время занятия делилось поровну по 16,7 % между развитием лексики и грамматики, развитием фонематического слуха, зрительного и слухового внимания [5].
В таблицах 1 и 2 приведено содержание классического занятия и занятия, включающего в себя коррекционно-логопедический комплекс.
Таблица 1
Содержание классического занятия Время от занятия (%)
Развитие артикуляторной моторики 16,7
Развитие просодических компонентов речи 16,7
Развитие общей и мелкой моторики 16,7
Развитие фонематического слуха 16,7
Развитие слухового и зрительного внимания 16,7
Развитие лексики и грамматики 16,7
Таблица 2
Содержание занятия, включающего в себя коррекционно-логопедический комплекс Время от занятия (%)
Коррекционно-логопедический комплекс 66,8
Развитие фонематического слуха 16,7
Развитие слухового и зрительного внимания 16,7
Развитие лексики и грамматики 16,7
Занятия, включающие в себя коррекционно-логопедический комплекс, проводились на базе Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения начальная школа детский сад № 696 Приморского района Санкт-Петербурга. Эксперимент проходил в несколько этапов. С 1996-1997 учебного года по 2012-2013 учебный год, выбирались учебные года, когда экспериментальную и контрольную группы посещали дети в возрасте 3-4 лет (младшие и средние группы по 15 человек), имеющие общее недоразвитие речи и одинаковые группы здоровья. Всего в эксперименте приняли участие 270 детей: 135 в экспериментальной группе и 135 в контрольной группе. Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились 4 раза в неделю по 20-25 минут. В таблице 3 и таблице 4 представлены показатели физического и речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи, используемые для анализа эффективности применения кор-рекционно-логопедического комплекса.
Таблица 3
Показатели физического развития_
Физическое развитие
Общая моторика 1. Бросить - поймать мяч двумя руками; 2. Перешагнуть через препятствие 25-30 см.
Мелкая моторика 1. Показать рожки (2 и 5 пальчик); 2. Сложить кольцо (1со 2,3,4,5 пальчиком).
Таблица 4
Показатели речевого развития_
Речевое развитие
Дыхательная, голосовая моторика. 1.Вдохнуть в нос, на выдохе непрерывно петь: - АУ; 2.Вдохнуть в нос, выдохнуть через губы трубочкой.
Артикуляторная моторика. 1 .Движение широким языком вверх - вниз; 2.Губы улыбочка трубочка.
Данные, полученные в ходе эксперимента, представлены в таблицах 5, 6, 7, 8. В таблице 5 представлены показатели общей моторики детей, находившихся в контрольной и экспериментальной группе, до проведения эксперимента [3, 7].
Таблица 5
Показатели общей моторики детей, находившихся
в контрольной и экспериментальной группе, до проведения эксперимента
№ Показатели N Группа М±ш Ме Р
1. Общая моторика. Бросить - поймать мяч двумя руками. 135 К 0,66±0,07 1,0 р>0,05
135 Э 0,48±0,07 0
2. Общая моторика. Перешагнуть через препятствие 25-30 см. 135 К 0,76±0,08 1,0 р>0,05
135 Э 0,59±0,06 0
Из таблицы 5 следует, что различия между испытуемыми в контрольной и экспериментальной группе были несущественные. Это является подтверждением того, что дети в начале эксперимента находились на одинаковом уровне по речевому и физическому развитию. В таблице 6 представлены показатели общей моторики детей, занимающихся в контрольной и экспериментальной группе, после эксперимента.
Таблица 6
Показатели общей моторики детей, занимающихся в контрольной и экспериментальной группе, после эксперимента _
№ Показатели N Группа М±т Ме Р
1. Общая моторика. Бросить - поймать мяч двумя руками. 135 К 2,13±0,11 2,0 р <0,001
135 Э 3,56±0,10 4,0
2. Общая моторика. Перешагнуть через препятствие 25-30 см. 135 К 2,61±0,11 2,0 р <0,001
135 Э 3,67±0,10 4,0
Из таблицы 6 следует, что различия между испытуемыми в контрольной и экспериментальной группе проявились на высоком уровне достоверности. В экспериментальной группе все показатели были значительно выше. Подобная картина наблюдалась и с показателями артикуляторной моторики. В таблице 7 представлены показатели выполнения тестов (номинальная шкала) до и после проведения эксперимента в контрольной группе.
Таблица 7
Показатели выполнения тестов (номинальная шкала) до и после проведения эксперимента в контрольной группе_
№ Показатели N Выполнено/ Не выполнено До После
Частота % Частота %
1. Артикуляторная моторика: движение широким языком вверх. 135 Не выполнено 135 100% 85 63%
Выполнено 0 0 50 37%
2. Артикуляторная моторика: губы улыбочка-трубочка. 135 Не выполнено 124 91,9% 68 50,4%
Выполнено 11 8,1% 67 49,6%
В таблице 8 представлены показатели выполнения тестов (номинальная шкала) до и после проведения эксперимента в экспериментальной группе.
Из таблиц 7 и 8 следует, что выполнение упражнения движение широким языком вверх в контрольной группе, после проведения классического занятия, составила 37%, в то время как в экспериментальной группе 76,3% детей выполнили это упражнение. Упражнение губы улыбочка-трубочка, после проведения эксперимента, в контрольной
группе выполнили лишь 49,6% детей. В экспериментальной группе выполнение составило 100%. Тестирование показателей общей и артикуляторной моторики в начале эксперимента в обеих группах показало, что развитие их находилось на низком уровне.
Таблица 8
Показатели выполнения тестов (номинальная шкала) до и после проведения эксперимента в экспериментальной группе_
№ Показатели N Выполнено/ Не выполнено До После
Частота % Частота %
1. Артикуляторная моторика: движение широким языком вверх. 135 Не выполнено 135 100% 32 23,7%
Выполнено 0 0 103 76,3%
2. Артикуляторная моторика: губы улыбочка-трубочка. 135 Не выполнено 128 94,8% 0 0
Выполнено 7 5,2% 135 100%
После включения коррекционно-логопедического комплекса в структуру логопедического занятия, была отмечена значительная положительная динамика этих показателей у детей в экспериментальной группе.
ВЫВОД: таким образом, можно предположить, что включение средств адаптивной физической культуры в логопедическое занятие является важным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И.В. Блыскина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 112 с.
2. Куликовская, Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. - М. : АСТ : Астрель, 2009. - 61 с.
3. Катранов, А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований : учебно-методическое пособие / А.Г. Катранов, А.В. Самсонова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - 132 с.
4. Качесов, В. А. Основы интенсивной самореабилитации / В. А. Качесов. - М. : Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2007. - 174 с.
5. Ладыгина, Е.Б. Средства адаптивной физической культуры в коррекционно-логопедическом процессе преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста / Е.Б. Ладыгина, О.Н. Делягина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 8 (114). - С. 100-103.
6. Логопедия : учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.И. Мастюкова [и др.]. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 147 с.
7. Наследов, А.Д. SPSS : Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. — СПб. : Питер, 2005. - 416 с.
REFERENCES
1. Blyskina, I.V. (2006), An integrated approach to the correction of children's speech pathology. Logopedic massage: Handbook for teachers of pre-school educational institutions, CHILDHOOD PRESS, St. Petersburg.
2. Kulikov, T.A. (2009), Speech-hearing gymnastics for language development of pre-school aged children: guide for parents and teachers, AST: Astrel, Moscow.
3. Katranov, A.G. and Samsonovа, A.V. (2004), Computer data processing of experimental studies: training handbook, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
4. Kachesov, V.A. (2007), The Fundamentals of intensive self-rehabilitation, publishing group BDC-Press, Moscow.
5. Ladygina, E.B. and Deliagina, O.N. (2014), "Means of the adaptive physical culture in correctional and logopedic process of overcoming of the general underdevelopment of the speech at children of the younger preschool age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 100-
103.
6. Volkova, L.S. and Mastyukova, E.L. (1995), Speech Therapy: a textbook for students of the defectological faculty of pedagogical institutes, Prosveshenie, Vlados, Moscow.
7. Nasledov, A.D. (2005), SPSS: Computer analysis of data in psychology and the social sciences, Piter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.08.2015.
УДК 796.011
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ
УЧЕБНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Инна Викторовна Шайдарова, доцент,
Дальневосточный федеральный университет (ФГАОУ ВПО «ДВФУ»), г. Владивосток
Аннотация
В результате исследования путем анкетирования были определены факторы, влияющие на качество жизни студентов: субъективная оценка студентами своего образа жизни и состояния здоровья; мотивация к занятиям физическими упражнениями; зависимость структуры качества жизни студентов различных учебных отделений от уровня их здоровья. Это позволило выявить оптимальные условия использования средств физической культуры для формировании качества жизни студентов различных учебных отделений, разработать методические рекомендации, способствующие повышению качества образовательных услуг по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: качество жизни, физическая культура, высшее профессиональное образование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p55-61
CONDITIONS OF QUALITY OF LIFE FORMATION AMONG THE STUDENTS OF VARIOUS EDUCATIONAL DEPARTMENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER
EDUCATION
Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Inna Viktorovna Shaydarova, the senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok
Annotation
As a result of research by questioning the factors influencing the quality of life of students were defined: value judgment by students of the way of life and state of health; motivation to occupations by physical exercises; dependence of structure of quality of life of students of various educational departments on the level of their health. It allowed revealing the optimum conditions of the means of physical culture application for formation of the quality of life of students of various educational departments with developing of the methodical recommendations promoting the improvement of quality of educational services in physical culture in higher education institution.
Keywords: quality of life, physical culture, higher education.
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивой тенденцией XXI века является ухудшение здоровья населения в разных возрастных группах, особенно у лиц молодого возраста. Формирование физической культуры студентов в образовательном процессе вуза проявляется в их отношении к занятиям спортом и уровню развития их собственной физической культуры.