Научная статья УДК 376.37
https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.25
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях Крайнего Севера
Пантелеймон Степанович Куприянов1^, Александра Анатольевна Оленова2
12Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета
имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия
Аннотация. В данной статье разъясняется проблема организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями в Республике Саха (Якутия). Доказывается существенность введения в режим дня детей с тяжелыми нарушениями речи физкультурнооздоровительных занятий с учетом специфичности физического развития, подготовленности детей и климатических условий. В ходе работы была изучена и проанализирована специальная и методическая литература по данной проблеме, проведено исследование координационных способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях Крайнего Севера, так как одним из главных аспектов физического развития дошкольников является развитие координационных способностей. Была разработана и апробирована методика развития координационных способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями, в которую включены общеразвивающие физические упражнения на развитие всех основных движений и национальные игры народов Севера.
Ключевые слова: физическая культура, физкультурно-оздоровительная работа, дети дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, координационные способности, физическая подготовленность, физическое развитие, Крайний Север
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Куприянов П.С., Оленова А.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях Крайнего Севера // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 185-192. https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.25.
Original article
Organization of Physical Culture and Recreational Work with Preschool Children with Severe Speech Impairments in the Far North
Panteleimon S. Kupriyanov1^, Alexandra A. Olenova2
■^institute of Sports and Physical Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University,
Yakutsk, Russia
Abstract. The present article explicates the problem of organizing physical culture and recreation work with preschool children with severe speech impairments in the Republic of Sakha (Yakutia). it argues the importance of introducing physical training and recreational activities into the daily regimen of children with severe speech impairments, taking into account the specificity of physical development, children's fitness and climatic conditions. in the course of the work, special and methodological literature on this problem was studied and analyzed, a study of the coordination abilities of preschool children with severe speech impairments in the Far North was carried out, since one of the main aspects of the physical development of preschoolers is the development of coordination abilities. A methodology for the development of coordination abilities of preschool children with severe speech impairments has been developed and tested, which includes general developmental physical exercises for the development of all basic movements and national games of the peoples of the North.
Keywords: physical culture, physical culture and recreation, preschool children, severe speech impairments, coordination abilities, physical fitness, physical development, the Far North
Funding: independent work.
For citation: Kupriyanov, P.S. & Olenova, A.A. (2023) Organization of Physical Culture and Recreational Work with Preschool Children with Severe Speech impairments in the Far North. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 185-192. Available from: doi:10.24158/spp.2023.11.25 (in Russian).
Введение. Улучшение состояния здоровья, а также профилактика заболеваний у детей в Республике Саха (Якутия) превращается в первоочередную цель. На сегодняшний день социально-экономическое положение Крайнего Севера нуждается в особом внимании, так как его
© Куприянов П.С., Оленова А.А., 2023
районы относятся к депрессивным или критическим. Неблагоприятные климатические условия, продолжительная, чрезвычайно суровая зима и географические особенности ведут к значительному ограничению двигательной активности детей и тем самым оказывают отрицательное влияние на общее состояние здоровья и снижение иммунитета. Сокращение светового дня в осеннезимний период ведет к снижению уровня развития психофизических качеств детей. Отсутствие прогулок на свежем воздухе из-за критически низкой температуры воздуха в зимнее время года ведет к гипоксии, гиподинамии и снижению степени физической и функциональной подготовленности подрастающего поколения. Снижение иммунитета у детей из-за гиповитаминоза и низкой физической активности грозит частыми простудными заболеваниями и обострением хронических болезней дыхательных путей.
Совершенствование работы по физическому развитию и профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста должно стать одной из важнейших стратегических задач в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) всех видов и форм собственности (Обухова, 2014: 116). Ввиду того, что в настоящее время наблюдается значительный рост количества детей с многочисленными тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР), им необходимо уделить особое внимание. Изучение данной темы требует тщательного и углубленного исследования из-за сложности речевых патологий и многообразия способов их проявления (Спирова, 1980: 192). Классически физическое воспитание велось в специализированных группах ДОУ, предназначенных для обучения детей с нарушениями речи, основывалось на литературе, которая ориентирована на детей без патологий в развитии речи. В связи с этим остро стоит проблема введения физкультурнооздоровительных занятий в режим дня детей дошкольного возраста с ТНР1.
В физическом развитии детей с нарушениями речи существуют определенные различия. Дети, страдающие тяжелыми речевыми нарушениями, имеют патологическое состояние, которое снижает функциональность мозга и, как следствие, у них наблюдаются моторные расстройства. Нарушены общая, тонкая, артикуляционная моторика, координационные способности, произвольные и дифференцированные движения1 2.
Изучив специальную и методическую литературу по данной теме, мы сделали вывод, что в случае тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста коррекция нарушений двигательной сферы является основой в комплексной работе специалистов по коррекции нарушений речи (Головкина, 2022: 41). На наших практических занятиях с использованием разнообразных упражнений по адаптивному физическому воспитанию мы предлагаем уделить внимание не только физическому развитию детей, но и развитию дыхательного и частично голосового отделов речевого аппарата(Касмакова, Березина, Колясова, 2023: 130).
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, требует сосредоточить внимание на таких аспектах, как: профилактика и укрепление здоровья, увеличение и улучшение морфологических возможностей ребёнка, создание и развитие общих двигательных навыков и качеств3.
Уровень прогресса и совершенствование психофизических качеств дошкольников зависит от результативности организации процесса физического воспитания; внедрения в программу занятий оздоровительных мероприятий, здоровьесберегающих технологий, инновационных форм и методов обучения (Пельменёв, Колодезников, 2021: 66). Уровень физической подготовленности детей также отражает возможности функционирования систем организма.
Тренировка, подготовка и формирование психофизических качеств детей с тяжелыми нарушениями речи должны проводиться на основе адаптированных образовательных программ, при реализации которых следует опереться на разные исследования, которые являются новаторскими (Запорощенко, 2014: 55). Данные, полученные из изученной литературы, в основном ориентированы на детей, выросших в других климатических условиях. Поэтому появилась необходимость создания модели организации физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста с ТНР в условиях Крайнего Севера (Татарникова, Вепрева, 2020: 128).
Методика и организация исследования. Для работы мы использовали приведенные ниже методы:
- изучение и анализ фундаментальной по данной сфере литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- метод математической статистики.
1 Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. СПб., 2021. 544 с.
2 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение недоразвития речи у дошкольного возраста : практ. пособие. М., 2014. 224 с.
3 Горбатенко О.Ф., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДО: планирование, занятия, комплексы, спортивно-досуговые мероприятия. Волгоград, 2023. 160 с.
Исследование проводилось в три этапа на базе логопедического кабинета г. Якутска Республики Саха (Якутия):
Первый этап - констатирующий, проводился в период с марта по сентябрь 2022 г. Мы тщательно изучили научно-методическую литературу по проблеме исследования, выбрали упражнения для оценки физической подготовленности детей с речевыми нарушениями, изучили критерии оценивания физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста и темпов прироста. На данном этапе нами была выбрана группа детей 4-5 лет с алалией и дизартрией. Проведено педагогическое тестирование, направленное на оценку физической подготовленности детей, а также разработана методика развития координационных способностей детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера, а именно - улучшение и развитие психофизических навыков и умений детей с патологиями речи.
В ходе второго, формирующего, этапа (октябрь 2022 г. - март 2023 г.) была организована физкультурно-оздоровительная работа с применением разнообразных по содержанию и составу игр и упражнений, повышающая двигательную активность детей с учетом специфичности речевых нарушений. Практические занятия по развитию и формированию психофизических и речедвигательных навыков проводились 2 раза в неделю по 20 минут. Кроме этого мы взаимодействовали с родителями, давали задания для выполнения в домашних условиях с целью введения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режим дня.
На третьем, контрольном, этапе (апрель - май 2023 г.) было проведено повторное педагогическое тестирование для фиксации результатов и изменений после применения разработанной нами методики, проанализированы полученные данные и подведен итог исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью оценки физического развития и физической подготовленности рассматривались данные основных видов движений (по методике Д.В. Хухлаевой):
- наклон вперед из положения сидя с прямыми ногами;
- прыжок в длину с места толчком двумя ногами;
- метание мяча на дальность1.
Для определения физической подготовленности детей мы рекомендуем выделить пять уровней по трем тестам, так как это позволит оценить уровни развития координационных способностей:
- высокий уровень - выше 17 баллов;
- выше среднего - 14-17 баллов;
- средний - 10-13 баллов;
- ниже среднего - 7-9 баллов;
- низкий - 6 баллов и ниже.
Приведем показатели уровня координационных способностей детей среднего дошкольного возраста до эксперимента (рис. 1).
Низкий
70
■ Высокий ■ Выше среднего ■ Средний ■ Ниже среднего ■ Низкий
Рисунок 1 - Уровень развития координационных способностей детей среднего школьного возраста с ТНР по трем показателям (до эксперимента), %
Figure 1 - Level of Development of Coordination Abilities of Middle Preschool Children with Severe Speech Disorders According to Three Indicators (Before the Experiment), %
1 Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учебник. М., 2020. 208 с.
- 187 -
Первичное педагогическое тестирование показало, что у данной группы детей 70 % - это дети с низким уровнем развития координационных способностей и 30 % детей имеют уровень выше среднего. На данном этапе выявлено, что у детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникают сложности с выполнением координационных упражнений, что было ожидаемо.
Результаты представим графически (рис. 2).
20
18
16
14
12
10
8
001 Д 002 Д 003 М 004 М 005 М 006 М 007 Д 008 М 009 Д 010 Д
6
4
2
0
Рисунок 2 - Сумма баллов по трем показателям (до эксперимента)
Figure 2 - Sum of Scores for the Three Indicators (Before the Experiment)
При проведении педагогического тестирования для нашей группы детей возникли некоторые препятствия. Данная процедура позволила оценить уровень психофизического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями и соответствие его среднестатистическим возрастным показателям, а также выявить отрицательные стороны двигательных навыков у детей.
Дети допускали ошибки при выполнении предъявляемых заданий из-за таких нарушений, как понимание обращенной речи, согласованности движений конечностей, переключаемости от одного задания к другому. Выявлены трудности с выполнением точных движений, детям требовалась дополнительная помощь педагога-инструктора, так как при выполнении тестирования предъявляемые задания плавно переходили в игру.
Установлено, что у детей с речевыми нарушениями имеются расстройства развития двигательных функций. Сенсорно-моторные трудности у данных детей проявляются во всех сферах деятельности, которые требуют двигательной координации: ходьба, бег, прыжки и ручная деятельность. Поэтому первостепенными задачами в коррекционной работе стали повышение двигательной активности, развитие общей и мелкой моторики, совершенствование координации движений, равновесия1. Особое место занимает профилактика и предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.
Вместе с этим мы убедились, что двигательная активность дошкольников, особенно в неблагоприятных климатических условиях Крайнего Севера, низкая, а двигательная деятельность в основном однообразна. По требованиям СанПин, прогулки на свежем воздухе не проводятся при температуре воздуха ниже -20 С и ветре более 15 м/с1 2. По этой причине дети более полугода находятся в ограниченных помещениях (дом, квартира, детский сад). Таким образом, проведенное обследование уровня физической подготовленности детей с тяжелыми нарушениями речи экспериментальной группы показало необходимость проведения коррекционной физкультурно-оздоровительной работы.
В план мы включили следующие рекомендованные упражнения:
1. Двигательно-творческие и сюжетные занятия.
1 Сафронова И.Л. Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ульяновск, 2016. 74 c.
2 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-прав. системы «Гарант».
2. Дыхательную гимнастику.
3. Упражнения по логоритмике1.
4. Подвижные игры, в том числе и национальные (Аммосова, 2021: 183).
5. Якутские настольные игры.
Для контроля изменений после формирующего этапа посредством разработанной нами методики было проведено повторное тестирование (рис. 3). Для этапа диагностики использовались те же методы, что и при первоначальной диагностике. Мы получили более детальные данные о физической подготовленности детей.
Ниже среднего 50
Выше среднего 10
Средний
40
Высокий ■ Выше среднего ■ Средний ■ Ниже среднего
■ Низкий
Рисунок 3 - Уровень развития координационных способностей детей среднего дошкольного возраста с ТНР по трем (после эксперимента), %
Figure 3 - Level of Development of Coordination Abilities of Middle Preschool Children with Severe Speech Disorders According to Three Indicators (After the Experiment), %
Полученные данные показали, что у 50 % детей показатели повысились до уровня ниже среднего, у 40 % уровень развития координационных способностей повысился до среднего уровня и у 10 % зафиксирован уровень выше среднего, при этом результатов низкого и высокого уровня не зафиксировано.
Результаты представим графически (рис. 4).
14 12 10 8 6 4 2 0
001 Д 002 Д 003 М 004 М 005 М 006 М 007 Д 008 М 009 Д 010 Д
Рисунок 4 - Сумма баллов по трем показателям (после эксперимента)
Figure 4 - Sum of Scores for the Three Indicators (After the Experiment)
1 Татаркина Л.А. Логоритмика. Запуск речи через пение и движение для детей от двух лет. Ростов-на-Дону, 2020. 70 с.
В результате проведенных занятий мы заметили положительную динамику:
- дети выработали навыки поддержания спины с помощью мышц, также смогли укрепить и развить корсет спины;
- они увеличили все свои физические качества;
- у них повысилась двигательная активность, они стали более подвижны на занятиях и в повседневной жизни;
- также развилась способность выражать свои чувства и отношение к чему-либо с помощью фразовой речи (Головкина, 2022).
Ниже графически представлен сравнительный анализ результатов (рис. 5).
О
О
00
LO
00
CD
LO 00
CNfM о
1о01 Д 002 Д
О
00
1ГЮ
с\?0
со
■II
003 М
О
(Ч
.1
004 М
LO
N-
О)
Сг)Г) ^
■ I ■!
со
00
МО
(TfO LO О
cnFI
LO
N-
1^
o
. II
005 М 006 М 007 Д 008 М 009 Д 010 Д Конст. Упр. 2 ■ Контр. Упр. 2 ■ Конст. Упр. 3 ■ Контр. Упр. 3
со
оо
<xf~_ со
CNfO ю .■ ||
ю
■'Г'Т
Конст. Упр. 1 Контр. Упр. 1
Рисунок 5 - Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов Figure 5 - Comparative Analysis of the Results of the Establishing and Control Stages
Данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в сравнении в виде гистограммы (рис. 6).
80 ----------------------------------------------------------------------------------
70 ----------------------
60 ----------------------
50 ----------------------
40 ----------------------
30 20 10
о4
0 Констатирующий этап Контрольный этап
ВУ
ВС 10
СУ 40
НС 30 50
НУ 70
Рисунок 6 - Процентное соотношение уровней развития координационных способностей у детей 4-5 лет с речевыми нарушениями
Figure 6 - Percentage Correlation of Development Levels of Coordination Abilities in 4-5 Years Old Children with Speech Disorders
Проведенное исследование отразило наличие специфичности речедвигательных расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Система образования в Республике Саха (Якутия) активно развивается благодаря специалистам, которые применяют уникальные методики, разработанные с учетом климатических условий. В физкультурно-оздоровительную работу внедряются разнообразные методы и приемы, которые помогают сформировать своеобразное мышление, взгляды на жизнь, веру, психофизическую способность выживать в экстремальных условиях Крайнего Севера. В работе мы использовали народные и национальные настольные игры, которые у нас более популярны, чем стандартные
спортивные и настольные. Эти игры более разнообразны и требуют определенной сноровки, активизируют мыслительную деятельность, что способствует повышению не только психофизических навыков, но и помогают преодолеть тяжелые речевые нарушения у детей в билингвальной среде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые отклонения в развитии детей самостоятельно не преодолеваются, особенно на поздних этапах, так как возникают осложнения и могут привести к необратимым последствиям. Речь является высшей психической функцией человека, которая позволяет познавать мир не только с помощью органов чувств, но также с помощью вербального общения с другими людьми, обменом эмоциями и опытом. Чтобы такие дети полноценно развивались и познавали окружающий мир, мы должны прилагать усилия и помогать в их обучении и воспитании.
Выводы. В ходе работы нами была проведена оценка физического развития и физической подготовленности экспериментальной группы детей. Мы оценивали качество выполнения наших заданий детьми по 5-балльной системе, которая позволяет объективировать полученные показатели наглядно.
После проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий мы провели повторную оценку физических качеств детей, что позволило определить наличие положительной динамики, прироста.
В итоге контрольного тестирования мы выявили, что уровень ниже среднего имеют 50 % детей, на средний уровень вышли 40 % детей, и 10 % - выше среднего уровня, что является очень хорошим показателем. Это говорит о том, что разработанная нами методика дала положительный результат.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения физкультурно-оздоровительных занятий на постоянной основе, так как это повышает вероятность успеха преодоления тяжелых речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Настоятельно рекомендуем использовать те упражнения, которые были выделены в нашей работе, так как они зарекомендовали себя с положительной стороны.
Мы советуем проводить регулярные занятия для развития психофизических навыков, давать задания на дом, ввести в режим дня упражнения для повышения физической активности, так как это позволит ускорить процесс коррекции ТНР у детей дошкольного возраста.
Список источников:
Аммосова Л.И. Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Актуальные вопросы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : мат. Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов физ. культуры и спорта, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО Н.К. Шамаева. Якутск, 2021. С. 181-185.
Головкина В.Д. Взаимодействие специалистов детского сада по физическому развитию детей с нарушениями речи // Студенческий вестник. 2022. № 41-1 (233). С. 41-42.
Запорощенко О.Б. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики : мат. V Междунар. науч. конф. Уфа, 2014. С. 54-56.
Касмакова Л.Е., Березина А.В., Колясова В.Н. Логоритмика и артпедагогические технологии в развитии и коррекции координационных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Наука и спорт: современные тенденции. 2023. Т. 11, № 1. С. 128-135. https://doi.org/10.36028/2308-8826-2023-11-1-128-135.
Обухова Л.И. Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи // Инновационные педагогические технологии : мат. I Междунар. науч. конф. Казань, 2014. С. 115-117.
Пельменёв М.В., Колодезников К.С. Эффективность применения средств и методов пауэрлифтинга для детей с задержкой психического развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 4. С. 64-67.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы). М., 1980. 192 с.
Татарникова Г.М., Вепрева И.И. Модель физкультурно-оздоровительного образования старших дошкольников. ФГОС ДО. Волгоград, 2020. 128 с.
References:
Ammosova, L.I. (2021) Podvizhnye igry kak sredstvo povysheniya dvigatel'noy aktivnosti detey srednego doshkol'nogo voz-rasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Outdoor games as a means of increasing the motor activity of children of middle preschool age with mental retardation]. In: Aktual'nye voprosy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, ozdorovitel'noy i adaptivnoy fizicheskoy kul’tury [Topical issues of physical education, sports training, wellness and adaptive physical culture] Yakutsk, pp.181-185. (In Russian).
Golovkina, V.D. (2022) Vzaimodeystvie spetsialistov detskogo sada po fizicheskomu razvitiyu detey s narusheniyami rechi [Interaction of kindergarten specialists on the physical development of children with speech impairments]. Studencheskiy vestnik. (41-1 (233)), 41-42. (In Russian).
Kasmakova, L.E., Berezina, A.V. & Kolyasova, V.N. (2023) Logorhythmics and art-pedagogical technologies in the development and correction of coordination abilities of preschoolers with severe speech disorders. Science and Sport: Current Trends. 11(1), 128-135. Available from: doi:10.36028/2308-8826-2023-11-1-128-135 (In Russian).
Obukhova, L.I. (2014) Fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v gruppakh kompensiruyushchey napravlennosti dlya detey s tyazhelymi narusheniyami rechi [Physical culture and health-improving activity in groups of compensating orientation for children with severe speech disorders]. In: Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii [Innovative pedagogical technologies]. Kazan, pp. 115-117. (In Russian).
Pelmenev, M.V. & Kolodeznikov, K.S. (2021) Effektivnost' primeneniya sredstv i metodov pauerliftinga dlya detey s za-derzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Efficiency of using powerlifting means and methods for children with mental retardation]. Fizi-cheskaya kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. (4), 64-67. (In Russian).
Spirova, L.F. (1980) Osobennosti rechevogo razvitiya uchashchikhsya s tyazhelymi narusheniyami rechi (I-IV klassy) [Features of speech development of students with severe speech disorders (grades I-IV)]. Moscow. 192 p. (In Russian).
Tatarnikova, G.M. & Vepreva, I.I. (2020) Model’ fizkul’turno-ozdorovitel’nogo obrazovaniya starshikh doshkol'nikov. FGOS DO [Model of physical culture and health education of senior preschoolers. FSES PE]. Volgograd. 128 p. (In Russian).
Zaporoshchenko, O.B. (2014) Vzaimodeystvie uchitelya-logopeda i instruktora po fizicheskoy kul'ture po soprovozhdeniyu detey s rechevymi narusheniyami v usloviyakh DOU [Interaction of a speech therapist teacher and a physical education instructor to accompany children with speech disorders in the conditions of preschool education]. In: Aktual'nye voprosy sovremennoy pedagogiki [Topical issues of modern pedagogy]. Ufa, pp. 54-56. (In Russian).
Информация об авторах
П.С. Куприянов - магистрант Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.
А.А. Оленова - старший преподаватель Института физической культуры и спорта СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=952408
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
P.S. Kupriyanov - Master's Degree student, Institute of Physical Education and Sports, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
A.A. Olenova - Senior Lecturer, Institute of Physical Education and Sports, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=952408
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.10.2023;
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.11.2023;
Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.