Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКА ДВИЖЕНИЙ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / АДЕКВАТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПОВТОРНЫЙ МАКСИМУМ / МЫШЕЧНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ / ПЛИОМЕТРИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Якушев Эдуард Вадимович, Малыхин Анатолий Васильевич

В статье рассматривается вопрос о значении силовой подготовки в тренировочном процессе и ее влиянии на техническое мастерство спортсменов. Рассматривается использование силовых упражнений во время тренировочных занятий и рациональное планирование силовой подготовки в тренировочном процессе. Даются практические и методические рекомендации об использовании различных силовых физических упражнений для совершенствования техники основных соревновательных движений. Показаны примеры использования различной физической нагрузки во время выполнения некоторых упражнений с целью повышения технической подготовленности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PLANNING STRENGTH TRAINING IN THE TRAINING PROCESS OF QUALIFIED ATHLETES

The article discusses the importance of strength training in the training process and its impact on the technical skills of athletes. The use of strength exercises during training sessions and rational planning of strength training in the training process are considered. Practical and methodological recommendations are given on the use of various strength physical exercises to improve the technique of basic competitive movements. Examples of the use of various physical loads during certain exercises in order to improve the technical readiness of athletes are shown.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ»

культурного, языкового и религиозного разнообразия [6, 27]. Естественное чувство сопереживания учащимся активизируется только в том случае, если они взаимодействуют с такими источниками, которые необходимы для развития сочувствия. Для начала важно признать, что принцип муяьтикультураяизма не предназначен для воспитания ни сострадания, ни доброжелательности. Ожидать, что образовательные учреждения создадут такие фундаментальные черты характера, было бы непосильной задачей, если бы это вообще было возможно.

Более того, важно помнить, что этот принцип направлен на привлечение учащихся к знаниям, которые позволят им принимать взвешенные решения по педагогическим и социальным вопросам. Сострадание и доброжелательность не являются самоцелью, и они служат в первую очередь для создания более позитивной атмосферы в образовательных учреждениях или для мотивации учащихся помогать другим, Эти индивидуальные и межличностные характеристики - сотрудничество, благотворительность крайне важны, но приверженность студентов к ним проистекает из широкого спектра влияний, таких как образцы для подражания, авторитетные фигуры, семейные и общественные ценности. Рассуждения неизменно связаны с конкретной задачей, а базовые знания играют решающую роль в том, как люди понимают задачу и реагируют на нее [1, 59). Следует помнить, что доброжелательность - это не универсальное чувство, которое распространяется на разные темы и группы.

Сосредоточение внимания на подобных структурных аспектах требует движения от частного к общему. Мультикультурное образование также должно устанавливать связи между обстоятельствами, которые вдохновляют на благотворительность и более широкие социальные аспекты.

Выводы, Будучи членами мультикультур-ных обществ, учащиеся должны проявлять доброжелательность по отношению к другим. Та-

кая доброжелательность возникает не из-за приверженности универсальным правилам морали, а из чувства сострадания, которое коренится в эмпатии, что подтверждается современными исследованиями в области педагогики и психологии. Тем не менее,хотя сострадание может быть врожденным качеством человеческой психологии, его применение в определенных случаях требует совершенствования.

Литература:

1. Ардашкин И.В., Макиенко М.А., Потукаева Н.В., Чмыхало А.Ю. Формирование поликультурной среды как условие повышения конкурентоспособности российский вузов // Вестник науки Сибири. - 2015. - №1 (16). - С. 55-62.

2. Бубякина Н.Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы // Сибирский педагогический журнал. - 2007.- - С. 184-191.

3. Кожанов И.В. Формирование гражданской иден гичиости личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования : автореф. дис. ...докт.пед.наук. - Уфа, 2018. -43 с.

4. Палатки на Г.В. Мультикультурное образование; современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. - 2002. - №5. - С.41 -47.

5. Панькип А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М. : МОДЭК, 2008. - 279 с.

6. Пугачева F..A. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис_____канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. - 27с.

7. Стец В.И. Толерантность как интегральное каче ство личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. - №1 (10). - С.20-23,

8. Суровцева Е.И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества И Педагогическое образование в России. - 2014. - №7. - С162.

9. Фролова М.И. К вопросу социально-философс кого понятия толерантности и культурной иден тичности У/ Балтийский гуманитарный журнал. -2018. - Т. 7. - №2 (23). - С. 351-358. Ю.Хакимов Э.Р. Пол и культурное образование; становление, теория, практика. - Ижевск : ФГБОУ ВПОУдГУ, 2012.-307 с.

И.Хугаева Ф.Б. Антропологические основания формирования толерантности личности П балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - №1 (22). - С313-316.

а] о

OJ

к

Q_ <

X

со

Ci

i

339

FEA TURES OF PLANNING STRENGTH TRAfNfNG IN THE TRAINING PROCESS OF QUALIFIED ATHLETES Struganov Sergey Mikhaibvich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor YakushevEduard Vadimovich, Lecturer

Department of Physical Training, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk Maiykhin Anatofy Vasilievlch, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Physical Culture, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

The article discusses the importance of strength training in the training process and its impact on the technical skills of athletes. The use of strength exercises during training sessions and rational planning of strength training in the training process are considered. Practical and methodological recommendations are given on the use of various strength physical exercises to improve the technique of basic competitive movements. Examples of the use of various physical loads during certain exercises in order to improve the technical readiness of athletes are shown.

Keywords; strength training; movement technique; training process; rational planning; adequate physical activity-repeated maximum; muscle contractions;plyometric exercises.

DO! 10.24923/2222-243X.2021-38.71

УДК 796.01 S ВАК РФ 13,00,04

5 Струпное CM, 2021 Ъ Якушев 3.B., 2021 i Малыши А.В., 2021

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

в статье рассматривается вопрос о значении силовой подготовки в трениро вочном процессе и ее влиянии на техническое мастерство спортсменов. Рассматривается использование силовых упражнений во время тренировочных занятий и рациональное планирование силовой подготовки в тренировоч ном процессе. Даются практические и методические рекомендации обисполь зовании различных силовых физических упражнений для совершенствования техники основных соревновательных движений. Показаны примеры использования различной физической нагрузки во время выполнения некоторых упражнений с целью повышения технической подготовленности спортсменов.

Ключевые слова; силовая подготовка; техника движений; тренировочный процесс; рациональное планирование; адекватная физическая нагрузка; повторный максимум; мышечные сокращения; плиометрические упражнения.

СТРУГАНОВ Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук доцент

ЯКУШЕВ Эдуард Вадимович, преподаватель

кафедра Физической подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск

МАЛЫХИН Анатолий Васильевич, кандидат технических наук доцент, кафедра Физической культуры, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Одним из основных факторов, влияющих на техническое мастерство спортсменов, является его силовая подготовка. Это относится не только к тем видам спорта, где сила является ведущим физическим компонентом, но применяется и там, где лимитирующее значение проявляют скоростно-силовые способности, выносливость и другие качества. Естественно, невозможно дать планы периодизации силовой тренировки для всех случаев жизни, однако общие принципы и некоторые образцы могут использоваться в разных периодах годового тренировочного цикла. Основным периодом применения и использования силовой подготовки является подготовительный этап, в процессе которого решаются такие задачи, как:

- достижение оптимального уровня силы, для выполнения соответствующего соревновательного движения;

- подготовка двигательного аппарата к интенсивной работе;

- укрепление мышц-антагонистов и стабилизирующих мышцдля надежной реализации соревновательных навыков (50-60% объема);

- укрепление основных мышечных групп (мышцы туловища: выпрямляющие позвоночник, брюшного пресса и косые}, участвующих в мощных соревновательных движениях.

Наиболее подходящим использованием тренировочных методов развития силовой выносливости и мышечной гипертрофии является подготовительный период. Специализированные силовые упражнения в этот период подготовки положительно влияют на технику соревновательного движения, но в то же время не стоит забывать, что если эти два вида подготовок запланированы в один день, то между ними должны быть интервалы, отдых (табл. 1}. Это следует делать для того, что если после физических нагрузок у спортсменов будут присутствовать боли в мышцах, то техника движений будет искажаться и тогда тренировка необходимого эффекта не принесет, поэтому во время силовой подготовки необходимо дозированно увеличивать общее количество упражнений и серий [Т, 167],

Таблица 1 - Параметры физических нагрузок и рекомендуемые интервалы отдыха для развития силовых качеств

№ Параметры нагрузки Взрывная Силовая Максимальная

п/п сила выносливость сила

1 Интенсивность в % от максимума 10-40 40-80 80-100

2 Количество повторений 10-20 20-100 1-10

3 Количество серий 4-6 3-4 4-6

4 Интервалы отдыха, мин 2-3 1-3 4-5

5 Скорость движения максимальная низкая от средней до максимальной

6 случае если развитие максимальной силы является главной задачей тренировочного периода, нужно учитывать влияние катаболи-ческих процессов и механизмов нервной регуляции после тренировок на выносливость, т.к. аэробная работа мешает развитию силы, снижая ее тренировочный эффект до 20%. Для определения максимальных возможностей спортсменов не следует тестировать их на 1ПМ {количество выполнения повторного максимума), во избежание возможных травм и потери времени. Вместо этого лучше использовать субмаксимальные нагрузки и эмпирические расчеты, позволяющие находить 1ЛМ по динамике, например, по данным 6ПМ {табл. 2).

Таблица 2-Параметры нагрузок в подготовительном периоде

№ п/п Вариант нагрузки Повторения в % от максимума

1 Немецкая объемная (60/10) х 10

2 Гипертрофия 1 (70-75У(10-12) х 1; (76-78)/8 х 3

3 Гипертрофия 2 (70/12) х 1; (75/10) х 1; (76-78У8 х 1; (70/12) х 1

4 Мышечная выносливость 1 (60/20) х 1; (65-68У(12-15) х 1; (70-75У(10-12)х 1; (60/20) х 1

5 Мышечная выносливость 2 (60/20) хЗ; (50/30) хЗ

Следует варьировать силовые упражнения, чтобы частая смена однонаправленных упражнений позволила снизить монотонность силовых тренировок. Для этого необходимо использовать разные предметы, отягощения, различные исходные положения и движения, сопротивление партнера и т.д. В подготовительном периоде повторения движений в упражнении - выполнять медленно и однообразно для усиления биохимических и морфологических изменений. Повторения надо замедлять, чтобы каждый повтор содержал фазу полного сокращения длительностью от 4 до 10 с.

Циклы силовой подготовки должны быть продолжительностью в 2-3 недели с возможным их чередованием с обще технической работой над восстановлением уровня технической подготовки. Вэтот период экцентрические упражнения должны выполняться медленно и хорошо контролируемым способом (4-8 с на опускание) и не должны составлять более 20%

от общего объема (количества повторений). Из-за высокого уровня мышечногоутомления, вызываемого этим типом тренировки, ее частота ограничена: 1 раз в 7-10 дней. Для преодоления "мертвых", застойных зон можно применять изометрическую работу и электростимуляционные методы. Эти виды тренировки не должны занимать более 5-10 % от общего объема силовой тренировки.

При планировании силовой подготовки на подготовительном этапе следует обращать особое внимание на интенсивность и объем физической нагрузки. Во время выполнения упражнений следить за скоростью мышечного сокращения, поддерживая ее от умеренной до медленной, определяя темп прироста максимальной силы. В начале подготовительного периода больше использовать силовые упражнения на развитие общей силы, впоследствии по ходу подготовки больше подключать специализированные упражнения соответствующие профилю вида спорта. Так, например если продолжительность подготовительного этапа составляет 7-10 недель, то целесообразно разделение его на последовательно чередующиеся фазы по 2 недели каждая: втягивающая фаза общей подготовки; фаза аккумуляции 1; фаза интенсификации 1; фаза аккумуляции 2 и фаза интенсификации 2.

Задачи силовой подготовки в специально-подготовительный период заключаются в укреплении и развитии специальных мышц для спортивных движений и развитие нервного управления мышцами, гипертрофированными после подготовительного периода. В этот период микроциклы подготовки следует планировать короче (примерно по 4 дня) в течение 2 недель, в которых скорость выполнения силовых упражнений постепенно увеличивать от 60 град/с до 150 град/с чередуя с 1-2 недельный МЦ гипертрофии (согласно табл. 3} и 2 недельным МЦ максимальных отягощений (согласно табл. 4). Такие параметры нагрузки эффективны для наращивания поперечника мышц, но в то же время следует учитывать, что продолжительные интервалы отдыха в методе максимальных отягощений позволяют оптимизировать подготовку и избежать накопле-

m

О OJ

К

Q_ <

со со

S

341

ния утомления, а при коротких могут отрицательно повлиять на нервную систему.

Таблица 3 - Варианты нагрузок в фазе аккумуляции

№ п/п Вариант нагрузки Повторения в % от максимума

1 Волнообразная нагрузка 1 (72-75У10x2; (76-78)/8 х 2; (80-82У6 х 2

2 Волнообразная нагрузка 2 (76-78У8 х (2-3); (80-82)/6 х (2-3); (84-87)/4 х (2-3)

3 Метод Верхошанскопо (75-78У10 х (2-3); (85-88)/5 х (2-3); (90-95)/3 х (2-3)

4 Метод Paler 1 75/10х2;80/6хЗ

5 Метод Paler 2 80/6x3; 75/10x2

6 Метод "тяжелая-легкая" (80-85)/(5-7) х (4-5); (70-75)/(10-12) х (4-5)

7 Метод Harre (1989) 80/(8-10) х (3-5)

Все указанные % являются ориентировочными, поскольку соотношение между максимальными и субмаксимальными нагрузками зависят от уровня подготовки, пола, группы мышц и упражнения. Применять указанные интенсивности могут только спортсмены с не менее чем двухлетним опытом силовой подготовки, Приведенные варианты нагрузок особенно эффективны для наращивания мышечной массы. 8 варианте волнообразной нагрузки вторая серия выполняется с более высокой интенсивностью.

Метод максимальных отягощений включает не только увеличение силы, но также тренирует технику и своевременную мобилизацию мощных усилий и способность переключаться от расслабления к напряжению. Этот метод будет эффективен, только если ему предшествует значительный объем выполненной силовой работы.

В связи с большим {6-12) количеством серий, необходимых для достижения оптимальной нагрузки в методе максимальных отягощений, количество силовых упражнений в одном тренировочном занятии снижается до 2-4. Небольшое количество упражнений лучше, так как в силовых тренировках уровень тестостерона достигает своего пика к 20-22 мин занятий и сохраняется 20-30 мин, после чего резко снижается. При развитии максималь- ной силы для повышения нейрофизиологического эффекта силовых упражнений важно использовать многократные серии. Попытки сэкономить тренировочное время зэ счет сокращения продолжительности отдыха между сериями снижают тренировочный эффект максимальных отягощений.

Для более рационального использования времени тренировки можно чередовать работу мышц-агонистов с антагонистами, исполь-

зуя для восстановления время пауз отдыха. Так, после серии жима ЗПМ для трицепсов - отдых 2-3 мин и тяжелая серия 4ПМ для мышц-анта-гонистов - тяга троса для бицепсов - отдых 2-3 мин и повторение описанного с нужным количеством серий. Для высокопороговых двигательных единиц необходимы высокие нагрузки 85% от максимума и выше, большое количество серий от 10 до 12 и длительные интервалы отдыха между сериями 5-8 мин.

Для силовой работы в фазе интенсификации существует несколько различных вариантов тренировки (табл. 4). Для сложных серий (4-6) экцентрическая работа может составлять свыше 20% общего объема силовой тренировки в данном микроцикле. Для оптимизации процесса восстановления эта работа должна предшествовать дню отдыха в МЦ. Медленную экцентрическую тренировку не следует применять в течение длинных периодов более 8 недель подряд с частотой 1 раз в неделю, так как это связано со снижением скорости развития силы. При выборе вида сопротивления в упражнениях следует смещать акцент в сторону более специфической работы, 8 этой тренировочной фазе рекомендуется использование очень тяжелых упражнений с короткой (ограниченной) амплитудой движений и в умеренном объеме комбинированных режимов мышечной нагрузки таких, например, как изометрические упражнения. 8 данной фазе подготовки наиболее важным является развитие относительной силы, а не абсолютной, с постоянным контролем собственного веса спортсменов [2,379].

Таблица 4 - Варианты нагрузки в фазе интенсификации

№ п/п Вариант нагрузки Повторения в % от максимума

1 Волнообразная нагрузка 1 90/3 х (2-3); 95/2 х (2-3); 100/1 х (2-3)

2 Волнообразная нагрузка 2 (85-88У5 х (2-3); (90-92)/3 х (2-3); (94-97)/2 х (2-3)

3 Болгарский метод 85/5 х 3; 90/3 х 3; 95/2 х 3; 100/1 х 3; (90-92УЗ х 3; (100-103)/1 х 3; (102-105У1 х 3; (85-88У5 х 3

4 Метод Kulesza 80/3 х (3-5); 90/3 х (3-5); 95/2 х (3-5); 100/1 х (3-5); (85-90У(2-3) х (3-5)

5 Метод Aian, Baroga (1988) 80 х 5; 90 х 5; 100 х 5; 90 х 5; 80 х 5

6 Метод Paler 1 85/5 х 3; 90/3 х 3

7 Метод Paler 2 90/3x3; 95/2x2

8 Метод Harre (1989) 90/3x3; 95/2x2; 100/1 х 1

На пред соревновательном период задача силовой подготовки заключается в подводке функциональной подготовленности спортсмена к наилучшей спортивной форме, во время которой происходит увеличение скорости

проявления силы, взрывные усилия нижних конечностей, стартовая сила верхних конечностей, а также поддержание уровня максимальной силы и гипертрофии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения способности к быстрому проявлению силы и тренировки нервной системы силовые тренировочные движения должны выполняться взрывным, концентрическим способом с нагрузками 80-9S % от максимума при 1-6 повторениях в 3-9 сериях. В этих упражнениях отягощение должно быть неподвижно до начала движения концентрическим способом. Цель такой паузы - тренировать способность преодолевать инерцию веса со старта.

Для развития взрывной силы в прыжковых движениях наиболее приемлемыми являются силовые тренировочные упражнения плио-метрического характера: мощные рывки, быстрые ускорения, быстрые приседания, прыжки в приседе, мощное и быстрое взятие веса на грудь и рывковые тяги и тд. Данный вид силовых упражнений не рекомендуется проводить в состоянии утомления, т.к. это приводит к замедлению движений и большой нагрузки на нервную систему. Поэтому упражнения, требующие более высокой готовности нервной системы и рекрутирования высокопороговых двигательных единиц, всегда необходимо выполнять в начале тренировочного занятия или тренировочного дня, т.к. первоочередным нервным стимулом для скорост-но-силовой подготовки является ускорение. Поэтому скоростно-силовые методы целесообразнее использовать ближе к соревнованиям, чтобы извлечь из них наибольший эффект для оптимальной атлетической подготовки, а также в тренировочном занятии выполнять их перед развитием выносливости и силы [3, 90; 2,392].

Важным параметром в скоростно-силовой подготовке являются адекватные интервалы отдыха, паузы между подходами или сериями. Следует давать отдыхать 5-10 мин между сериями и 10-15 мин между упражнениями. Целесообразно использовать разнообразные серии из 6-10 повторений. Частота тренировочных занятий 2-4 раза в неделю, в зависимости от скорости восстановления спортсменов.

В основные задачи на соревновательном этапе подготовки входит поддержание достигнутого уровня силовой подготовленности, снижение рабочей нагрузки мышц-антагонис-тов и стабилизирующих мышц и постепенное снижение силовых тренировочных нагрузок.

В соревновательном периоде силовые качества можно поддерживать тренировкой 1 раз в 7-10 дней для мужчин и 5-7 дней для женщин. Это также зависит от мышечного развития спортсмена, чем оно выше, тем дольше он может работать без отягощений. Поэтому мужчины для достижения пика соревновательной формы могут воздерживаться от силовых тренировок дольше, чем женщины. Медленная экцентрическая работа в этот период должна быть исключена, так как она отрицательно влияет на развитие скорости приложения усилий. Объем работы для мышц-антагонистов и стабилизирующих мышц должен быть снижен до 1-2 серий на упражнение для ускорения восстановления. Необходимо учитывать, что сила, определяемая мышечной массой и достигнутая методами гипертрофии (культуризма), может сохраняться в течение более длительного времени, чем сила, приобретенная путем тренировки нервной системы (то есть, методами максимальных отягощений с 1-5 повторениями). Для поддержания силы мышц, достигнутой в подготовительном периоде, следует выполнять 1-2 серии на мышечную группу с 8-12 повторениями 1 раз в неделю. При достижении спортсменом предела мышечной гипертрофии и для поддержания уровня относительной силы рекомендуется применение метода максимальных отягощений, постепенно снижая частоту силовых тренировок, чтобы спортсмен имел достаточно времени для адаптации и восстановления. Если спортсмен медленно восстанавливается после силовых тренировок, то необходимо уменьшить количество серий и упражнений, сохраняя интенсивность (вес отягощений). Перетренировка в силовой подготовке вероятна из-за больших объемов работы, поскольку организм более устойчив к чрезмерной интенсивности за счет автоматического предохранительного торможения путем нервной задержки (или снижения) сокращения.

Выводы. При планировании силовой подготовки следуетучитывать,чтотрадиционные методы не развивают необходимые силовые качества, которые требуются для технического выполнения соревновательного движения в каком-либо виде спорта, поэтому во время тренировочного процесса следует больше использовать силовых упражнений схожих с соревновательными движениями. Вовремя силовой подготовки обращать большое внимание на специальные характеристики движений с учетом мышечных сокращений (усилие-время),

Q] О OJ

К

Q_ <

со со

S

343

ЪС >

<

LH

s о

LU

которые следует постоянно совершенствовать с использованием различных методов физического воспитания и специализированных упражнений. Постоянно контролировать нагрузку в процессе силовой подготовки, т.к. не адекватное ее планирование может привести к травматизму, забитости мышц и скованности движений, вследствие чего искажается и закрепляется не рациональная техника соревновательного движения, которую впоследствии очень трудно искоренить и исправить, 6 то же время следует помнить, что только одними соревновательными упражнениями повысить двигательный потенциал спортсменов

до уровня современных требований большого спорта не представляется возможным.

Литература:

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной фи з и чес кой подготовки спортсменов. -М. :ФиС, 1988, -331 с.

2. Платонов 6.Н. Система подготовки спортсме нов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / 6.Н. Платонов. -Киев : Олимпийская литература, 2004. - Й08 с.

3. Струганое СМ., Бакин A.B., Иванов А.К. Повышение физической подготовленности курсантов и слушателей МВД России средствами плиометри^-кских упражнений Н Психопедагогика е правоохранительных органах, - 2017. - №4 (71). - С, 88-93.

< а

UJ

344

SIMULA 77ON AND GAMIFICA Г/ONIN THE MODERN EDUCA TtONAL SPACE IN THE TEACHING SYSTEM OFRCTS Tlkhanovkh Tatiana igorevna, Postgraduate Student, Assistant of the Department of Russian Language and Methods of Teaching, Peoples ' Friendship University of Russia, Moscow

The article covers the simulation approach as a part of communicative-oriented teaching, where its main task is to remove psychological barriers in education leading to the fast and effective language learning. The main aim of this method is to provide a life experience through the modern educational environment. Modeling creates situations which helps us to try other strategies while sinking into screenplay, An example in the article we consider a linguo-didactic resource "Время говорить по-русски". The research relevant is vivid: the traditional forms of education are being replaced by the modern technologies.

Keywords: simulation method; simulation; gamification; simulation. DO! 10.24923/2222-243X.2021-38.72

УДК 372.881,161,1 ВАК РФ 13,00,02

1 Тихонович TM, 2021

СИМУЛЯЦИЯ И ГЕЙМИФИКА ЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ

В статье рассматривается симулятивный метод, как часть коммуникативно-направленного обучения, где его основной задачей являе тся снятие напряжения и преодоления психологического барьера, приводящего к быстрому и эффективному освоению языка. Целью данного метода в современной образовательной среде выступает предоставление опыта, максимально приближенного к "реальной жизни", где с помощью моделирования создаются ситуа ции, позволяющие учащимся "погрузиться" в сценарий и опробовать альтернативные стратегии. В качестве примера в статье приводится Интернет ресурс лингводидактической направленности "Время говорить по-русски". Актуальность исследования обусловлена тем, что традиционные приемы в обучении постепенно уходят на второй план, а на смену им появляются новые, более современные технологии.

Ключевые слова; симулятивный метод; моделирование; геймингфикация; имитация.

ТИХОНОВИЧ Татьяна Игоревна, аспирант, ассистент кафедры Русского языка и методики его преподавания, Российский университет Дружбы народов, Москва

На сегодняшний день в современном образовательном пространстве, в частности, в коммуникативно-направленном обучении симулятивный метод и геймификация считаются новейшими, мощными и нестандартными приемами. Симуляция - это техника практического обучения, которая может применяться ко многим различным дисциплинам и учащимся, заменяя при этом реальный опыт на управляемый. Используя метод "погружения", под которым мы подразумеваем искусственно созданную задачу и обстановку, максимально приближенную к реальному миру, симуляция позво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.