Научная статья на тему 'Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца'

Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабрина И. В.

Вся система физической подготовки направлена на то, чтобы подготовить всесторонне физически развитых спортсменов, способных успешно переносить большие физические и психические нагрузки, характерные для спортсменов-борцов. Большое значение для решения данных задач, стоящих перед физической подготовкой, наряду с учебными занятиями, физической тренировкой и физическими упражнениями в особых случаях имеют так же такие формы физической подготовки, как и учебно-тренировочные занятия по спорту и различные соревнования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца»

ТРЕНИРОВОЧНО-УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СПОРТСМЕНА-БОРЦА

© Тарабрина И.В.*

Киевский национальный торгово-экономический университет, Украина, г. Киев

Вся система физической подготовки направлена на то, чтобы подготовить всесторонне физически развитых спортсменов, способных успешно переносить большие физические и психические нагрузки, характерные для спортсменов-борцов. Большое значение для решения данных задач, стоящих перед физической подготовкой, наряду с учебными занятиями, физической тренировкой и физическими упражнениями в особых случаях имеют так же такие формы физической подготовки, как и учебно-тренировочные занятия по спорту и различные соревнования.

Каждая спортивная тренировка борца является педагогическим процессом, который обязательно включает в себя: физическую подготовку (развитие у борца физических качеств спортсмена), техническую подготовку (овладение техническими навыками и приемами, которые необходимы в борьбе, и умение правильно построить схватку с любым противником во время тренировки и соревнований), морально-волевую подготовку (воспитание волевых качеств у спортсмена, которые необходимы для достижения победы и выполнения своих приемов).

Все эти задачи решаются во взаимной связи в едином педагогическом процессе, в зависимости от подготовленности спортсмена и периода подготовки каждой из этих задач уделяется больше или меньше внимания. Основной задачей тренера-преподавателя - искусство тренера состоит в том, чтобы правильно оценить физическую, техническую и тактическую подготовку спортсмена-борца, его уровень развития морально-волевых качеств, силы воли и спланировать учебно-тренировочную работу таким образом, чтобы борец смог достигнуть наиболее высоких результатов, доступных для него на данной ступени спортивного мастерства. Для молодого юного спортсмена-борца это может быть выполнение требований, которые необходимы для присвоения спортивного разряда; для более опытных спортсменов-борцов - это завоевание звания и титула чемпиона страны, Европы, мира и т.д., или выполнение норматива кандидата в мастера спорта и мастера спорта; для мастеров - успешное выступление на международных соревнованиях и чемпионатах.

В зависимости от спортивного мастерства спортсмена изменяются и объем и интенсивность учебно-тренировочного процесса, тренировочных

* Аспирант кафедры Товароведения и экспертизы продовольственных продуктов.

занятий, совершенствуется техника борьбы и тактическое мастерство, с каждым новым этапом ставятся более сложные задачи и изменяются средства, которые применяются в тренировке борца.

Для достижения высоких спортивных результатов в любом виде спорта необходимо хорошее развитие физической силы, быстроты действий, способности вести схватку в высоком темпе, гибкости и ловкости движений. Для спортивной борьбы все эти физические качества проявляются и развиваются в комплексе, и недостатки в развитии одного из них могут оказать решающее влияние на исход схватки.

Часто приходится наблюдать, как борец, обладающий большой хорошей физической силой, но недостаточно развитой выносливостью, в конце схватки или во втором периоде схватки теряет все свое преимущество, завоеванное в начали схватки, и проигрывает менее сильному, но более выносливому сопернику. Бывает и так, что достаточно выносливый, но не столь сильный борец оказывается беспомощным в схватке с сильным противником, который буквально «скручивает» своего соперника.

Выходя из выше сказанного, борец должен постоянно работать над развитием своих физических качеств, уделяя особое внимание совершенствованию того качества, которое у него менее сильно развито.

Несомненно, все физические качества любого спортсмена, каждое в отдельности и все в комплексе, развиваются и воспитываются непосредственно в ходе занятий борьбой или другим видом спорта. Однако для достижения гармонического развития всех физических качеств борца, совершенствования отстающих его качеств необходима систематическая, целенаправленная работа с использованием специфических средств, которые способствуют развитию того или иного качества спортсмена-борца.

Прекрасным средством контроля за уровнем развития физических качеств являются специальные нормативы, внутренние экзамены и зачеты, часто используемые в спортивных школах и учреждениях. Например, бег на 30 мс места, бег на 1500 м по пересеченной местности, бег на лыжах на 10 км, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, приседание с партнером или штангой равного веса, наклоны вперед с партнером или штангой равного веса, выжимание штанги по весу равной весу спортсмена, а для борцов тяжелого веса - на 15 % меньше, контрольно-соревновательные схватки по 6 минут в среднем в высоком темпе и др.

Приведенные выше упражнения и нормативы требуют от спортсмена-борца высокой разносторонней физической подготовленности, а именно для их выполнения необходима постоянная круглогодичная систематиче -екая работа.

Систематические занятия, как утренние, так и вечерние, непременно включают в себя бег и гимнастические упражнения, плавание в бассейне и упражнения с тяжестями, повышают у спортсменов силу, быстроту, реак-

цию и выносливость, а так же улучшают координацию движений; например, упражнения на гимнастических снарядах и преодоление полосы препятствий великолепно развивают силу и силовую выносливость, все упражнения также способствуют всестороннему физическому развитию. При тренировочном процессе большое значение имеют правильная дозировка упражнений, длина пробегаемых отрезков и темп бега, вес штанги или партнера; также количество повторений упражнения или подхода увеличивается постепенно и должно быть посильным для занимающегося. Например, непосильный объем, чрезмерные тренировки и интенсивность упражнений могут пагубно отразиться на здоровье спортсмена-борца.

Упражнения для развития силы занимают одно из ведущих мест в физической подготовке спортсмена-борца - вольника, классика, дзюдоиста или самбиста. Основными средствами для развития силы служат упражнения с отягощением, например, штанга, гири, гантели, собственный вес спортсмена, упражнения с партнером, резиновыми амортизаторами и т.д. Варьируя величину отягощения, темп, структуру движений, борец может избирательно воздействовать на развитие силы любой группы мышц. Для спортивной борьбы характерным является чередование статических напряжений, которые возникают как при борьбе в стойке, так и во время борьбы лежа или партере, с внезапными быстрыми, «взрывными» усилиями, которые применяются спортсменом-борцом при проведении броска или контрприема.

При этом борцу приходится затрачивать большие физические усилия в течение всех схваток с различными партнерами, каждая из которых обычно длится в среднем 6-10 минут. Такие ситуации требуют от спортсмена-борца умения не только применять большую физическую силу одновременно, как это делают штангисты, но и в течение длительного времени спортсмен должен обладать большой силовой выносливостью. Следует подбирать упражнения для развития силы исходя из характера борьбы и самого спортсмена-борца.

Основным методом развития силовой выносливости служит метод «до отказа». Сущность данного метода заключается в том, чтобы спортсмен-борец выполняет упражнения многократно с относительно небольшими отягощениями (30-40 % от максимального результата) до тех пор, пока дальнейшее выполнение упражнения станет невозможным. Затем следует небольшой отдых в течение 2-3 минут в среднем, и упражнения повторяются опять «до отказа». Количество таких подходов и темп выполнения упражнения зависят от предварительной подготовки спортсмена-борца.

Например, спортсмен способен присесть со штангой весом 100 кг. Для выполнения упражнения берется штанга весом в среднем 40 кг, и с ней необходимо присесть в среднем 30-40 раз. Затем после небольшого отдыха упражнение повторяется еще несколько раз, подходов.

Упражнение «до отказа» можно выполнять и с большим весом, 60-70 % от максимального результата, но в данной ситуации возникает опасность,

что при большом количестве повторений спортсмен наряду с развитием силы будет несколько терять быстроту движений. Поэтому к упражнениям с большим весом следует подходить весьма осторожно и аккуратно. Необходимо всегда помнить, что силовые упражнения «до отказа» должны выполняться с большой скоростью движения, носить «взрывной» характер, специфичный для спортивной борьбы. Поэтому, например, движения спортсмена-борца при приседаниях, подсоках, вращениях, наклонах в конечной фазе несколько ускоряются.

Хорошее средство для развития «быстрой силы» чаще всего служат различного рода броски гири, ядра, набивного мяча в различных направлениях - вперед, назад, пригибаясь, с поворотами и прыжками. В этой ситуации необходимо обращать особое внимание на усилие в конце движения, выполнять упражнение со значительным ускорением. А для выполнения этого необходимо подбирать оптимальные отягощения, не требующие максимальных усилий и, следовательно, не вызывающие замедления движений.

Широко распространены изометрические упражнения, которые способствуют как развитию абсолютной силы, так и способности к длительным статическим напряжениям. Эффективность изометрических упражнений в тренировочном процессе спортсменов-борцов дают положительные результаты. Сущность изометрических упражнений заключается в том, что спортсмен-борец, используя значительные отягощения (50-90 % от максимального), многократно принимает позу, вызывающую напряжение отдельных мышечных групп, и удерживает эту позу в течение нескольких секунд. Например, со штангой под разными углами и удерживает отягощение в течение 10-15 секунд. Данные упражнения могут повторяться по 20-30 раз в среднем. Изометрические упражнения применяются в сочетании с другими упражнениями для развития силы, а для более быстрого восстановления работоспособности используются упражнения на расслабление и растягивание работавших групп мышц.

При выполнении изометрических упражнений необходимо постепенно увеличивать вес отягощения и количество повторений недопустимы в данной ситуации повторные большие нагрузки на одну группу мышц.

Следует уточнить, что сила и быстрота спортсмена-борца - два физических качества, тесно связанных между собой. Например, недостаток физической силы всегда тормозит быстрое и четкое выполнение того или иного приема. В свою очередь большое физическое усилие, проведенное недостаточно быстро или несвоевременно, дает возможность противнику восстанавливать потерянное равновесие, принять защиту или провести ответственный прием. Поэтому упражнения для развития силы и быстроты всегда должны проводиться в комплексе. В то же самое время следует учитывать, что развитие быстроты движения происходит более медленно, чем развитие силы и выносливости.

Быстрота движений спортсмена-борца всегда проявляется в конкретных ситуациях схватки, во время которой борец должен уметь мгновенно оценить обстановку и выбрать наиболее рациональные для данной ситуации действия. При борьбе в стойке это может выразиться в правильном выборе момента для проведения того или иного приема, например, подсечки, в то время, как его соперник, начиная движение вперед или назад, переносит тяжесть своего тела с одной ноги на другую, но еще не успел полностью перенести тяжесть тела на опорную ногу, или, например, в быстром внезапном подвороте под противника, двигающегося вперед, либо внезапным проведением контрприема в тот момент, когда противник находится в неустойчивом положении.

Следовательно, можно сделать вывод, что быстроту движений спортсмена-борца рассматривают всегда применительно к выполнению им ра-циональных приемов и действий. Судорожные и отрывистые движения, выполненные нерационально, ни в коей мере не способствуют быстроте действий спортсмена-борца в схватке. Поэтому, работая над развитием быстроты борца, подбираются упражнения, тесно связанные с техникой выполнения приемов и действий, которые применяются во время схватки.

Например, основным средством развития быстроты служат имитационные и специальные подготовительные упражнения, при выполнении которых постепенно увеличивают скорость движения, соблюдая правильную технику выполнения приема или действия. При этом важно учитывать, что при многократном выполнении имитационных и специальных подготовительных упражнений могут вырабатываться и неправильные навыки, которые в дальнейшем с большим трудом поддаются исправлению [1].

Для развития быстроты наиболее широко используются упражнения с партнером, во время выполнения которых отрабатываются способы выведения из равновесия в различных направлениях, подготовка к проведению приемов, начальная фаза приема без броска противника. Все эти упражнения выполняются многократно, в среднем по 30-40 раз подряд с постепенным увеличением скорости движения и доведением ее до максимальной. Первое время партнер не оказывает большого сопротивления, давая возможность обучаемому выполнить прием быстро и правильно, в дальнейшем сопротивление увеличивается, но не доводится до максимального, как будто «играя».

Для закрепления навыков в быстрых движениях для спортсмена-борца можно рекомендовать проведение учебно-тренировочных схваток с партнерами более легкого веса. Эффективным средством развития быстроты являются вспомогательные виды спорта - плавание, футбол, настольный теннис, баскетбол, которые широко используются в тренировочном процессе спортсменов-борцов, при чем игры проводятся по упрощенным правилам. Широко применяются также упражнения различного рода - акробатические упражнения и упражнения с небольшими отягощениями, которые выполняются с максимальной быстротой.

Иногда данные упражнения выполняются небольшими сериями с достаточным интервалом для отдыха, как правило, проводятся в начале тре-нирово-учебного процесса, пока спортсмен-борец не устал. Однако периодически упражнения на быстроту можно проводить и на фоне большого утомления. Естественно, что перед выполнением упражнений для развития быстроты спортсмен проводит хорошую разминку, в противном случае возможны серьезные травматические повреждения.

Список литературы:

1. Шуайцзяо. Искусство бросков в поединке. Чжан Юлянь. «Путь мастера». - Ростов, 2003.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

© Федорова Т.А.*

Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь

В данной статье рассматривается проблема начального обучения техники спортивного ориентирования детей с нарушением слуха. Использование упражнений креативного характера в технической подготовке спортсменов-ориентировщиков способствуют безопасности соревновательной деятельности.

Психофизическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним, в условиях дефицитарного развития, обусловленного недостаточностью работы слухового анализатора, связанных с его поражением на разных этапах развития [2].

Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира.

Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анали-

* Доцент кафедры Спортивных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.