Научная статья на тему 'Особенности планирования искусствоведческого материала при разработке учебных программ для студентов бакалавров художественнографических факультетов вузов'

Особенности планирования искусствоведческого материала при разработке учебных программ для студентов бакалавров художественнографических факультетов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / БАКАЛАВР / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ART / ARTIST-TEACHER / BACHELOR / COMPETENCES / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертыковцева Е.А.

Образовательные задачи бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование. Искусство как способ целостного общественного воспитания индивида. История искусства как теорети- ческая база обучения будущих художников-педагогов основам специального мастерства. Процесс усвоения информации по истории искусства и соединение ее с усвоением способов практической деятельности на за- нятиях по рисунку, живописи и композиции. Принцип интеграции педагогики искусства, методики обучения и художественного творчества в образовательном процессе. Формирование базовых основ профессиональной культуры и основных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PLANNING STUDY OF ART MATERIAL WHILE WORKING OUT THE PROGRAMS FOR BACHELORS OF GRAPHIC ARTS FACULTIES IN HIGHER EDUCATIONAL INDTITUTIONS

Educational task of bachelor regarded as valuable higher education. Art as a method of integral public education of individual. History of art as a theoretical base of educating of future artists-teachers to bases of the special trade. The process of mastering the information for histories of art and connecting it with mastering the methods of practical activity during classes on picture, painting and compositions. The Principle of integration of pedagogics of art, methodologies of educating and artistic work, is in an educational process. Forming of base bases of professional culture and basic competenses.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования искусствоведческого материала при разработке учебных программ для студентов бакалавров художественнографических факультетов вузов»

УДК 378.214.116 UDC 378.214.116

Е.А. ЧЕРТЫКОВЦЕВА E.A. CHERTYKOVTSEVA

кандидат искусствоведения, профессор кафедры ди- candidate of Arts, professor of the department of design,

зайна, скульптуры и теории искусства Орловского sculptures and theory of arts, Orel state university государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

PECULIARITIES OF PLANNING STUDY OF ART MATERIAL WHILE WORKING OUT THE PROGRAMS FOR BACHELORS OF GRAPHIC ARTS FACULTIES IN HIGHER EDUCATIONAL INDTITUTIONS

Образовательные задачи бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование. Искусство как способ целостного общественного воспитания индивида. История искусства как теоретическая база обучения будущих художников-педагогов основам специального мастерства. Процесс усвоения информации по истории искусства и соединение ее с усвоением способов практической деятельности на занятиях по рисунку, живописи и композиции. Принцип интеграции педагогики искусства, методики обучения и художественного творчества в образовательном процессе. Формирование базовых основ профессиональной культуры и основных компетенций.

Ключевые слова: искусство,художник-педагог,бакалавр,компетенции,интеграция.

Educational task of bachelor regarded as valuable higher education. Art as a method of integral public education of individual. History of art as a theoretical base of educating of future artists-teachers to bases of the special trade. The process of mastering the information for histories of art and connecting it with mastering the methods of practical activity during classes on picture, painting and compositions. The Principle of integration ofpedagogics of art, methodologies of educating and artistic work, is in an educational process. Forming of base bases of professional culture and basic competenses.

Keywords: art, artist-teacher, bachelor, competences, integration.

В настоящее время в образовании в связи с введением бакалавриата происходит сложный переход от пятилетнего срока обучения к четырехлетнему. За четыре года необходимо подготовить профессионалов, которые бы не уступали по уровню тем, кто раньше учился на специалитете в течение пяти лет. Основная задача преподавателей при разработке новых программ - не потерять накопленный положительный уровень подготовки выпускников и использовать его в программах для бакалавров. Особенно сложным данный процесс представляется для творческих специальностей, связанных с постижением искусства и обучением ему.

Искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, оно имеет настолько большое значение в жизни общества, что может рассматриваться как одна из жизненных его функций. Искусство - это культурный феномен, который создан человеком для познания, прежде всего, самого себя, собственной человеческой природы, собственной души, для познания своего собственного внутреннего мира и его формирования и развития.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности

людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

Таким образом, искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной и знаково-коммуникативной граней.Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции искусства, слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художественного воздействия искусства на человека - их соотношение бывает весьма различным, и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

История искусства, будучи гуманитарной наукой, исследует художественную культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное

© Е.А. Чертыковцева © E.A. Chertykovtseva

явление, как способ жизни человека. Она формирует знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках художественной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов, исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения.

История искусства помогает познавать мир, формирует духовный образ человека, чувства и мысли, воспитывает личность, расширяет кругозор, пробуждает творческие способности.

В учебном процессе подготовки учителей изобразительного искусства на художественно-графическом факультете одной из основных, ведущих дисциплин является история изобразительного искусства. Предмет «История изобразительного искусства» присутствует в учебных планах художественно-графических факультетов с первых дней их существования. Он является теоретической базой обучения будущих художников-педагогов основам специального мастерства. Но это только одна из функций данной дисциплины. Как никакой другой предмет, история искусства в силу своей специфики формирует личность человека, играет важнейшую роль в воспитании, расширяет кругозор и формирует нравственные устои.

При обучении истории искусств перед педагогами встает вопрос соотношения репродуктивных и творческих аспектов, а также соотношения и взаимосвязи интеллектуального и духовного в развитии личности студента и профессионального становления бакалавра на основе идей гуманизации и гуманитаризации.

Образование, как мощный фактор культуры, должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей будущего учителя. Применительно к обучению истории искусства из этого вытекает вывод о том, что усвоение основ истории искусства дает студенту-педагогу ту фундаментальную базу, на основе которой смогут в дальнейшем определиться и познавательные, и творческие подходы художника и учителя к окружающему миру.

При изучении истории искусств очень важным является взаимосвязь между восприятием и обучением, чувственным восприятием и логическим мышлением.

Восприятие является одной из сторон познания человеком мира. Оно представляет собой достаточно сложный процесс отражения объективного мира в сознании человека. Это отражение может быть непосредственным и опосредованным. В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени - чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением. Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятий, непосредственно воздействующих на органы чувств.Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета.

Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность. Предметность имеет множество свойств, в том числе такие как реальность, объективность, означенность, константность и др.

Выполнение различных заданий по истории искус-

ства дает студенту возможность мыслить средствами искусства, что может служить источником вторичной фантазии и эстетического удовольствия, активизировать творческое воображение. Кроме того, различные типы заданий, которые предлагает педагог,постепенно формируют умение воспринимать и анализировать произведения искусства, соотносить полученные знания со своим внутренним опытом.

Процесс познания окружающего мира включает непосредственное, или чувственное познание и опосредованное, или логическое познание. Формирование логического мышления предполагает познание мира на уровне понятий, суждений и умозаключений. Таким образом, чтобы сформировать логическую мыслительную деятельность при обучении истории искусства студент должен научиться мыслить понятиями данного предмета. Мышление на понятийном уровне предполагает их осознание, то есть выделение существенных признаков.

Кроме того, необходимо научиться мыслительному анализу как приему, используемому при образовании понятий, который включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Выполнение практических работ по анализу произведений искусства предполагает соединение как чувственного восприятия, так и абстрактного мышления на основе понятийного аппарата истории искусств, анализа существенных признаков конкретного произведения и определения (на их основе) принадлежности данного произведения к той или иной школе или направлению.

Обучение истории искусств должно преследовать прежде всего учебные цели, а для этого необходима методически продуманная организация учебного процесса. Прежде всего, это систематическое и последовательное решение учебных задач. Решая задачи усвоения информации по истории искусства и соединения ее с усвоением способов практической деятельности на занятиях по рисунку, живописи и композиции, студент должен постоянно закреплять свои знания и навыки путем выполнения специальных упражнений, внимательно анализировать произведение искусства по предлагаемым или самостоятельно составленным алгоритмам. Для плодотворного изучения изобразительной грамоты необходимо изучать работы больших мастеровпрошлых эпох, поскольку это активное восприятие формирует основы дальнейшего профессионализма специалиста, развивает чувство прекрасного и художественный вкус.

Велика роль в процессе подготовки бакалавров в вузе и самостоятельной познавательной деятельности студентов, посредством которой они познают и преобразуют окружающий мир.

При построении учебной программы обучения истории искусств важен учет взаимосвязей между процессом восприятия и аналитико-синтетической деятельностью при анализе произведений искусства, между мотивами познавательной деятельности студентов и отношением к произведениям искусства. Анализ соотношения репродуктивных и творческих факторов показывает, что при выходе на творческий уровень усвоение информа-

ции и способов деятельности происходит на фоне положительной мотивации к процессу научного познания, что позволяет прогнозировать позитивные изменения в развитии личности студента. Задача педагога - смоделировать систему обучения истории искусства так, чтобы она функционировала синхронно с системой восприятия произведений искусства личностью студента на основе принципов дополнительности и комплиментарности. Уметь видеть красоту, научность, профессионализм, «почерк» художников и скульпторов, графиков и архитекторов, великих мыслителей, уметь соотносить автора того или иного произведения и эпоху, в которую он творил; уметь дать анализ по необходимости различных видов искусств, понимать художественный процесс «изнутри» - вот то основное, что должен усвоить студент при изучении истории искусства. Поэтому объектами внимания в преподавании искусства должны стать: во-первых, художественное произведение, его структура, связанный с ней эмоционально-эстетический смысл и содержание, анализ выразительных средств художника, во-вторых, методы работы со студентами, способствующие творческому восприятию произведений.

Теория и практика художественно-педагогического образования свидетельствует, что в области преподавания изобразительного искусства до сих пор не реализуется вся полнота средств и возможностей этого вида искусства в творческом развитии студентов-бакалавров. Не определены место и роль теории и истории искусства в системе подготовки художника-педагога, не разработаны формы и методы обучения, направленные на формирование навыков художественного восприятия как профессионально значимой деятельности будущего учителя изобразительного искусства.

Курс «История изобразительного искусства» входит в состав дисциплин предметной подготовки ГОС ВПО по специальности «Изобразительное искусство» и является частью структуры дисциплин художественно-творческого, культурологического и психолого-педагогического направлений. Программа курса предусматривает последовательное изучение мирового и отечественного искусства, начиная с древнейших времен и до конца двадцатого столетия.

Трудоемкость дисциплины «История изобразительного искусства» определяется государственным образовательным стандартом по дисциплинепредметной подготовки.

Курс «История изобразительного искусства» традиционно состоит из двух частей - истории зарубежного изобразительного искусства, которая предусматривает изучение следующих разделов: Введение в искусствознание. Искусство Древнего мира. Античное искусство. Искусство Средневековья. Западноевропейское искусство эпохи Возрождения. Западноевропейское искусство конца XVII - начала XVIII вв. Основные направления западноевропейского искусства конца XVII - середины XIX в. Основные тенденции развития зарубежного искусства XX в. И историиотечественного изобразительного искусства, изучающего: Древнерусское искусство. Русское искусство XVII в. Русское искус-

ство XVIII - первой половины XIX в. Русское искусство конца XIX - начала XX в. Основные тенденции развития отечественного искусства XX в. Искусство в годы революции 1905-1907 гг. Искусство советского периода. Современные тенденции в развитии искусства.

При подготовке бакалавров на ХГФ на первое место выдвигаются следующие цели: дать целостное представление об искусстве, его сущности и особенностях, видах, жанрах, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции; систематизировать и обобщить теоретический материал, очерки, воспоминания и т.д., выявить причинно-следственные связи между мировой историей и развитием искусства; раскрыть религиозно-нравственные и духовные основы русского искусства, его взаимодействие с мировой художественной культурой, традиционным и современным художественным процессом; раскрыть взаимосвязи изобразительного искусства с мировой художественной культурой - религией, философией, литературой, психологией, театром; научить студентов оценивать достижения искусства, анализировать основные памятники художественной культуры.

В ходе изучения истории изобразительного искусства студент должен овладеть знаниями основных этапов художественно-духовного и культурного развития мирового искусства, эстетической специфики стилей, течений, искусствоведческих названий, терминов; приобрести умения извлекать информацию из искусствоведческих источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами описания, рассказа об основных направлениях, стилях, художественном творчестве их представителей и объяснения, где идет раскрытие закономерностей развития искусства, причин и следствий возникновения того или иного вида и жанра искусства, стилей и направлений в ту или иную эпоху, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация др.

Важно показывать эволюцию художественного процесса в контексте традиций современного искусства и искусства прошлого: мифологии образов и архетипы сюжетов, теории пространства и времени; различать этногеографические особенности искусства; понимать и уметь объяснить роль искусства в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры и искусства в частности.

Изучение истории изобразительного искусства в вузе направлено на достижение следующих задач:

• развитие нравственного и эстетического чувства, обогащение и углубление внутреннего духовного мира студентов, пробуждение интереса к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия мирового и отечественного искусства.

• освоение систематизированных знаний об искусстве, его сущности и особенностях, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции.

• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами искусствоведческих ис-

точников, поиска и систематизации информации, навыками анализа памятников культуры и произведений искусства.

• формирование способности понимать историческую и этническую обусловленность развития мирового искусства, определять собственную позицию по отношению к ряду традиционных и современных направлений художественного творчества.

Учебная дисциплина «История изобразительного искусства» позволяет выпускнику приобрести следующие виды компетенций:

а) универсальные - общенаучные компетенции: 1) способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области истории и теории искусства; 2) способность использовать знания основ художественного языка различных видов искусства для исследования и освоения других знаковых систем; 3) способность формировать наглядные образы с целью обобщения, систематизации, моделирования и представления любых явлений и связей между ними; (ОК-1); 4) способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии 5) собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим художественным, научным и эстетическим проблемам (ОК-15);

- общекультурные и социально-личностные компетенции: 1) способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-6); 2) способность критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2); 4) способность к социальной адаптации; умение работать самостоятельно и в коллективе (ОК-3); 5) навыки культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-8);

- инструментальные: 1) способность использовать навыки работы с информацией из различных источников, включая древние, классические и современные источники, длярешения социальных и профессиональных задач (ОК-14); 2) способность к письменной и устной межкультурной коммуникации в специальной и профессиональной деятельности (ОК-2); 3) использование навыков работы с произведением искусства как с источником визуальной информации для успешной коммуникации в социальной и профессиональной сферах (ОК-3); 4) умение использовать ресурсы ИНТЕРНЕТ по истории и теории русского искусства в научных и образовательных целях (ОК-6);

б) специальные - концептуальные (теоретические): 1) освоение понятийного аппарата, принципов и методов подхода к анализу истории искусства; 2) овладение спецификой периодизации искусства, своеобразием художественных языков различных видов русского и зарубежного искусства, творчества выдающихся мастеров, особенностями основных памятников мирового

искусства; 3) приобретение опыта формирования художественного образа как диалога произведения и зрителя на основе взаимодействия с памятниками искусства; 4) освоение закономерностей проявления исторических и авторских стилей искусства в конкретных формальных чертах памятников; (ОК- 9)

- технологические (практические): 1) способность оценки уникального синтетического качества национальной культуры и умение представить ее целостность;

2) умение ориентироваться в явлениях художественной культуры, определять диспозицию памятников, стилей, мастеров в истории русского и зарубежного искусства;

3) умение провести стилистический анализ памятника и определить его принадлежностьктому или иному стилю, периоду, автору; 4) умение проводить философско-искусствоведческий анализ произведений искусства, используя соответствующие научные методы; 5) умение смоделировать диалог произведения искусства и зрителя на основе формирования художественного образа; 6) умение анализировать и ориентироваться в современной художественной среде. (ОК-1,ОК-2, ПК-6)

История искусства как гуманитарный предмет отвечает за мышление будущих бакалавров. И поэтому необходимо использование форм обучения, которые помимо специальных формируют и необходимые гуманитарные и социальные навыки ведения диалога, дискуссии, коммуникативную и речевую компетентность и т.д., необходимо использовать в своей практике гибкие формы коллективной и групповой работы, игры, тренинги, практику рефлексивной и проектировочной работы. От этого зависят такие навыки, как умение слушать и слышать, понимать, строить рефлексию, проектировать, вести переговоры, вступать в диалог, вести дискуссию, участвовать в ролевом обсуждении, уметь переносить знания из одного предмета в другой. Подобный блок умений и навыков составляет базу гуманитарного образования.

Образовательная задача бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование, состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций.

Болонский процесс главным образом декларирует сдвиг от получения просто знаний к умению применить эти знания на практике. Вот почему важно так продумать и построить учебный материал по истории изобразительного искусства, чтобы он не был оторван, изолирован от общего процесса обучения изобразительному искусству, художественной практике и эстетического воспитания.

Высшее художественно-педагогическое образование со свойственной ему организационно-педагогической структурой и возможностями в реализации большого количества образовательных программ позволяет осуществить принцип интеграции педагогики искусства, методики обучения и художественного творчества в образовательном процессе, обеспечить целостность и гармоничность профессионального становления художника-педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.