Научная статья на тему 'Особенности перцепции в когнитивном подходе к разрешению управленческих проблем в теории инфоком-менеджмента'

Особенности перцепции в когнитивном подходе к разрешению управленческих проблем в теории инфоком-менеджмента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНАЯ БИЗНЕС-СРЕДА / ИНФОКОМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ВОСПРИЯТИЕ / СИСТЕМНО-СЕТЕВОЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / VIRTUAL BUSINESS ENVIRONMENT / PERCEPTION / THE SYSTEM-NETWORK APPROACH / COGNITIVE APPROACH / INFOCOM-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартынов Л.М.

Статья, продолжающая цикл статей по инфоком-менеджменту (см. № 2 и № 9 настоящего журнала за 2012 год), рассматривает основные положения, поясняющие сущность инфоком-менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PERCEPTION IN NHE COGNITIVE APPROACH TO SOLVING OF THE MANAGEMENT PROBLEMS IN THE THEORY OF INFOCOM-MANAGEMENT

The article continues the series of articles on infocom-management (see number 2 and number 9 of the magazine in 2012), provides an outline explaining the essence of Infocom management.

Текст научной работы на тему «Особенности перцепции в когнитивном подходе к разрешению управленческих проблем в теории инфоком-менеджмента»

Проблемы экономики и менеджмента

циальную напряженность.

Список литературы:

1. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. - М: Дело, 2008.

2. Карсунцева О.В. Формирование стратегии эффективного использования и развития производственного потенциала машиностроительного предприятия. - Самара: СНЦ РАН, 2012. - 124 с.

3. Карсунцева О.В. Принципы формирования и основные элементы механизма управления производственным потенциалом предприятия // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4 (23). - С. 78-81.

4. Кольке Г.И. Показатели оценки ресурсного потенциала предприятий машиностроения // Экономика и управление в машиностроении. - 2011. - № 6. - С. 10-13.

List of references:

1. Kleiner G.B. The strategy of the company. - M: Business, 2008.

2. Karsunceva O.V. Forming a strategy for effective use and development of productive capacities engineering enterprise. - Samara: SSC RAS, 2012. - 124 p.

3. Karsunceva O.V. Formation principles and main elements of the control mechanism of the production potential of the enterprise // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. - 2012. - № 4 (23). - P. 78-81.

4. Kolka G.I. Indicators to assess the resource potential of mechanical engineering // Economics and Management in Engineering. - 2011. - № 6. - P. 10-13.

Л.М. Мартынов

д-р экон. наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПЦИИ В КОГНИТИВНОМ ПОДХОДЕ К РАЗРЕШЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ТЕОРИИ ИНФОКОМ-МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. Статья, продолжающая цикл статей по инфоком-менеджменту (см. № 2 и № 9 настоящего журнала за 2012 год), рассматривает основные положения, поясняющие сущность инфоком-менеджмента.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, виртуальная бизнес-среда, инфо-ком-менеджмент, восприятие, системно-сетевой подход, когнитивный подход.

L.M. Martynov, Bauman Moscow State Technical University

THE FEATURES OF PERCEPTION IN NHE COGNITIVE APPROACH TO SOLVING OF THE MANAGEMENT PROBLEMS IN THE THEORY OF INFOCOM-MANAGEMENT

Abstract. The article continues the series of articles on infocom-management (see number 2 and number 9 of the magazine in 2012), provides an outline explaining the essence of Infocom management.

Keywords: the information and communication environment, the virtual business environment, infocom-management, perception, the system-network approach, the cognitive approach.

№ 1 (17) - 2013

41

Проблемы экономики и менеджмента

Указанную в названии этой статьи тематику рассмотрим в виде таких четырех разделов:

1. Перцепция и применение термина «восприятие» в экономикоуправленческих науках.

2. Основные положения о функциях восприятия.

3. Особенности восприятия применительно к условиям рассматриваемой бизнес-среды.

4. Перцепция в инфоком-менеджменте.

1.

В инфоком-менеджменте [1,2] кроме системно-сетевого подхода применяется и когнитивный (когниция - познание) подход к разрешению возникающих проблем для обеспечения эффективного управления организациями, персоналом в условиях современной виртуальной бизнес-среды. Важное место в когнитивном подходе играет учет специфических особенностей перцепции (перцепция - восприятие) и, в частности, особенностей восприятия, связанных с его функциями. Знание их необходимо для понимания процессов восприятия менеджерами релевантной информации, как нематериального сырья, необходимого для интерпретации в интеллектуальный ресурс «знания», которые используются для принятия управленческих решений. Это актуализирует данную публикацию.

Термин «восприятие» не является принципиально новым для экономикоуправленческих наук, и к нему обращались и обращаются представители разных направлений научных исследований. Понятие «восприятие» и его использование в качестве методологического и методического инструментария применяется и в научных исследованиях, связанных с разработкой управленческих воздействий. Это понятие используется, например, при построении карт позиционирования, карт конкурентных позиций, карт восприятия, при объяснении внутренних факторов, влияющих на поведение потребителей.

В экономической литературе существуют различные трактовки термина «восприятие». В частности, в литературе по маркетинговым проблемам под восприятием понимают «...активное воссоздание реальных данных, ...зародыш будущего действия» [3, с. 147] или «...процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создание значимой картины мира» [3, с. 150].

Воспринимать предмет означает некую реакцию индивида, в результате которой он может этот предмет «принять» или «отвергнуть». Можно сказать, что восприятие предполагает начальное побуждение к действию. Это приобретает весьма важное значение, если вспомнить из теории менеджмента, что осознанное побуждение к действию есть интенция - основа мотивации.

Ряд определений восприятия содержит акцент внимания на такой основной

42

№ 1 (17) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

функции восприятия как фильтрация. Так, например, некоторые ученые в области рекламного менеджмента считают, что восприятие есть фильтр, включающий «...две стадии - внимание и толкование... На первой стадии внимание фильтрует поступающую информацию. Второй стадией восприятия является интерпретация (толкование) полученной информации» [4, с. 217], то есть в результате второй стадии происходит формирование знания.

Приведем еще одно определение восприятия с маркетинговых позиций, отвечающее познавательному методу в теории менеджмента: «Восприятие - это критически значимая деятельность, связывающая индивидуального потребителя с группой, ситуацией и влиянием маркетера» [5, с. 148].

Общим для всех приведенных определений является акцент на том, что посредством восприятия индивид производит оценку действительности.

2.

В большинстве случаев существующие в экономической литературе ссылки на восприятие присутствуют в исследованиях поведения потребителя. Однако представляется целесообразным подчеркнуть, что важность этого понятия для теории менеджмента более значительна, а его содержание - еще более глубоко, так как управленческое воздействие предполагает существование своего рода диад вида «субъект управления и объект управления» и «один субъект и другой субъект» при их коллегиальном взаимодействии. Представленные же определения отражают только одну сторону диады - поведение объекта.

Вместе с тем субъект, осуществляя свою деятельность, также является участником когнитивных актов, основанных на имеющихся у него знаниях, в результате чего у него формируется свое восприятие. Причем, субъект управления, в частности, имеет восприятие того, каким образом он намеревается осуществить управление, в том числе и процессом взаимодействия, и что он при этом предлагает в качестве предмета оценки.

Все это требует должного учета в инфоком-менеджменте для осуществления эффективного управления сотрудниками организации и нематериальными ресурсами в рассматриваемой бизнес-среде. Поэтому выделим основные положения, характеризующие функции восприятия, и представим их в таблице 1.

Знание сущности восприятия и его функций позволяет менеджменту в условиях виртуальной бизнес-среды реализовать на основе использования опосредованных коммуникаций возможность осуществления:

• должных телевоздействий,

• устойчивых телесодействий и телевзаимодействий сотрудников.

Вместе с тем, построение в организации должной коммуникативной схемы (и в более широком смысле - онтологической схемы, так как онтология - это учение о бытии, находящееся во взаимосвязи и единстве с теорией познания) процесса взаимодействия субъектов в общем случае требует учета ряда особенностей, присущих восприятию.

№ 1 (17) - 2013

43

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Основные положения о функциях восприятия

К основным положениям, характеризующим функции восприятия, можно ______________________отнести следующие положения:_______________________

1. Понятие «восприятие», как проекция мира в сознании любого индивида,

фактически представляет собой ту фундаментальную основу, пользуясь которой он не только производит оценку, но и принимает решения. Восприятие, наделенное этой функцией, реализуется и как объяснительный принцип в онтологических построениях теории менеджмента и, в частности, при учете целенаправленной роли взаимодействий субъектов в условиях бизнес-среды.__

2. Как предмет объективного научного изучения понятие «восприятие» может быть представлено в виде совокупности некоторых составляющих, имеющих одну оценочную природу на основе имеющейся системы знаний. При объяснении действительности эта совокупность должна применяться в единстве основ принципов когнитивной теории и теории экономической информации. Эти обе теории вместе определяют как процесс обработки и интерпретации получаемой индивидом из среды информации для формирования новых знаний, так и принятие им решений на основе имеющихся и сформированных новых знаний.

3. Как предмет управления восприятие является основой управленческого

воздействия. Оно объективно присуще как субъекту, так и объекту этого процесса, оба они являются носителями знаний, когнитивных клише и ментальных моделей. Составляющие восприятия иерархичны в зависимости от их фундаментальности в сознании человека, и, следовательно, они могут быть использованы в качестве предмета управления. Изменения, происходящие в них, могут рассматриваться как начальные импульсы к изменениям в личностном восприятии.______________________________________________________________

4. Являясь основой онтологической схемы теории менеджмента восприятие

представляет собой предмет проектирования в управленческих процессах, и это особенно, как отмечено выше, должно учитываться в условиях виртуальной бизнес-среды, когда сотрудники находятся в режиме телевзаимодействия, когда они географически удалены друг от друга, находятся даже в разных часовых поясах и поэтому используют инфокомные технологии для опосредованных коммуникаций.____________________________________________________________

К указанным особенностям относятся [6, с. 76]:

• устойчивость,

• относительная изменчивость структурных элементов восприятия - ценностей,

• приоритетность наиболее актуальных из них,

• позиционность,

• когерентность.

3.

Рассмотрим все эти пять присущих восприятию особенностей.

1) Устойчивость определяется когнитивными структурами, которые формируются в процессе приобретения человеком знаний и жизненного опыта. Данные когнитивные структуры ранее, в прошлом, проявили себя как способные помочь индивиду в

44

№ 1 (17) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

решении проблем, и поэтому вполне естественно его обращение к ним в решении стоящих проблем. Смена этих структур или внесение изменений в них происходит только тогда, когда индивид обнаруживает их несостоятельность.

2) Структурные элементы восприятия, представляющие его основу, есть ценности, различные по своей устойчивости, которая, в свою очередь, зависит от их фундаментальности. Некоторая часть из них не может быть подвержена изменениям в относительно короткий период. Отсюда следует особенность относительной изменчивости включенных в восприятие ценностей. Она заключается в том, что некоторые из ценностей восприятия более гибкие и могут быть подвержены значительным изменениям в короткий промежуток времени. Другие же, в силу своей большей инерционности, вовсе не могут быть подвержены изменениям. Вопрос о том, какие же из составляющих восприятия ценностей должны быть подвергнуты изменениям, приводит к следующей особенности - приоритетности.

3) Приоритетность тех или иных ценностей и необходимость внесения изменений в них зависит от актуальности и качественных характеристик тех проблем, которые предстоит решить человеку. При этом он должен определить, в частности, какие знания при этом ему нужно использовать. Кроме того, составляющие восприятия субъектов ценности также определяют их приоритетные предпочтения. В свою очередь, предпочтения приводят к следующей особенности восприятия - позиционности.

4) Позиционность проявляется в занятии участниками взаимодействий определенных позиций. Через приоритеты в предпочтениях посредством внесения изменений в позиционность определяются границы будущих действий. Для процесса взаимодействия позиционность имеет принципиальное значение, так как от степени совпадения приоритетов в предпочтениях, в оценках, как собственных позиций, так и позиций других субъектов, зависит их связность, которая приводит к такой особенности восприятия, как когерентность.

5) Когерентность является еще более существенной особенностью для восприятия других субъектов, участвующих в процессе взаимодействия. Это проявляется в определении того пространства когерентности, без существования которого данный процесс принципиально невозможен. Качественные характеристики этого пространства когерентности определяют то разнообразие альтернатив в решениях, принимаемых участниками взаимодействия, которые могут затрагивать и перспективы развития их отношений.

4.

Теперь, когда с учетом изложенного нам известны присущие восприятию особенности, определяющие его функции, отметим следующее применительно к условиям рассматриваемой бизнес-среды, к инфоком-менеджменту.

В основе механизма формирования восприятия человека лежит процесс идентификации им себя как системы непрерывной последовательности инфокомных воздей-

№ 1 (17) - 2013

45

Проблемы экономики и менеджмента

ствий, поступающих из окружающей его среды, с постоянной необходимостью использовать при этом имеющиеся у него знания или формировать новые знания.

В ходе постоянного осознания факта взаимодействия со средой, осуществляемого посредством коммуникаций (с коллегами и партнерами), у сотрудника возникает когнитивная структура того пространства, к которому он принадлежит (его знания о среде в целом) и своего положения в нем (то есть его «частное», но социальнозначимое инфокомное пространство как пространство конкретной личности с конкретным статусом среди коллег).

Со временем те явления и события, которые проистекают из внешней среды и идентифицируются индивидом, становятся частью его жизненного и профессионального опыта, формируют его знания, проверенные коммуникационно-коммуникативной практикой.

Все это в результате включается сотрудником организации в его когнитивную структуру знаний через процессы восприятия. Та информация и знание, которые в данный, конкретный момент коммуникационного взаимодействия со средой не могут по каким-либо причинам быть идентифицированы сотрудником (так как у него отсутствуют, например, должные знания или они не полностью соответствуют конкретной ситуации), характеризуются для него некоторой степенью неопределенности.

Неопределенность информации, повышенная степень новизны знаний, их некоторое несоответствие знаниям, интерпретируемым от восприятия (в зависимости от актуальности стоящей перед индивидом проблемы) приводит к росту когнитивной активности индивида. Такая неопределенность есть объективное условие формирования восприятия индивида. А восприятие - механизм, обеспечивающий иерархически упорядоченную целостность человека, как системы, с учетом воздействующих на него информации и знаний (и других видов нематериальных ресурсов, циркулирующих в системе инфоком-менеджмента), а также влияния других людей, которые с ним взаимодействуют для достижения общей цели. Эта целостность не имеет пределов своего совершенства за счет указанной активности и принципиальной неограниченности в своем развитии виртуальной бизнес-среды (как «сети сетей» с опосредованными коммуникациями).

Указанная когнитивная активность устремлена в будущее и нацелена на поиск и усвоение нового знания в настоящем ради этого настоящего и ближайшего будущего, и эта активность нацелена на изыскание новых возможностей для формирования требуемых новых знаний и пополнения ими имеющихся, накопленных знаний. Для этого необходимы развитые сети коммуникаций, эффективные коммуникативные процессы, посредством которых, в частности, все отмеченное и может быть реализовано в виртуальной среде.

Вот почему применительно к условиям такой бизнес-среды можно считать, что коммуникации есть «бытие» знаний, так как коммуникации способствуют поиску и зарождению новых знаний в ходе социально-экономических и организационно-

46

№ 1 (17) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

управленческих процессов, происходящих в такой среде.

Вот почему роль восприятия при опосредованных коммуникациях, осуществляемых на основе использования информационно-коммуникационных технологий в виртуальной бизнес-среде, явилась своеобразным методологическим связующим звеном, которое обеспечило единство и целостность инфокомного подхода (как системно-сетевого подхода к рассмотрению социально-экономических систем, осуществляющих деятельность в сети Интернет - в сети взаимодействий) и когнитивного подхода (к познанию человеком человека для успешного взаимодействия по достижению общей социально-экономической, организационно-управленческой цели) к разработке теоретических и методических основ инфоком-менеджмента.

В качестве вывода по этой статье заметим, что отмеченная роль восприятия согласуется с теми основами теории инфоком-менеджмента, которые позволили пояснить онтологические схемы процессов управления и сотрудничества даже в режимах телевоздействий, телесодействий, телевзаимодействий в условиях рассматриваемой виртуальной бизнес-среды.

Список литературы:

1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент - современная управленческая инновация // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 2. - С. 92-97.

2. Мартынов Л.М. Особенности бизнес-среды инфоком-менеджмента // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 9. - С. 72-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - СПб: Питер-Ком, 1999.

4. Батра Р. Рекламный менеджмент / Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. - СПб.: Вильямс, 2000.

5. Алешина И.В. Поведение потребителей. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

6. Фирсанова О.В. Взаимодействия субъектов рынка в теории маркетинг-менеджмента: методологические принципы исследования. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.

List of references:

1. Martynov L.M. Infokom-menedzhment - sovremennaya upravlencheskaya innovatsiya // Problemy ekonomiki i menedzhmenta. - 2012. - № 2. - P. 92-97.

2. Martynov L.M. Osobennosti biznes-sredy infokom-menedzhmenta // Problemy ekonomiki i menedzhmenta. - 2012. - № 9. - P. 72-79.

3. Kotler F. Marketing-menedzhment. - SPb: Piter-Kom, 1999.

4. Batra R. Reklamnyy menedzhment / Batra R., Mayers Dzh., Aaker D. - SPb.: Vil'yams, 2000.

5. Aleshina I.V. Povedenie potrebiteley. - M.: FAIR-PRESS, 1999.

6. Firsanova O.V. Vzaimodeystviya sub"ektov rynka v teorii marketing-menedzhmenta: me-todologicheskie printsipy issledovaniya. - SPb: Izd-vo SPbGUEF, 2003.

№ 1 (17) - 2013

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.