Научная статья на тему 'Менеджмент в виртуальной среде'

Менеджмент в виртуальной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОКОМНАЯ СРЕДА / INFO-COMM ENVIRONMENT / ИНФОКОМНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INFO-COMM MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / INFORMATION AND COMPUTER AND TELECOMMUNICATIONS NETWORKS / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INTANGIBLE RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов Л. М.

В статье рассмотрены принципиальные возможности использования принципов инфокомного менеджмента с целью значительного расширения экономического использования инфокомной среды. В частности, реализация схемы перехода «от телеконтактов к телеконтрактам», то есть перехода от прямых к опосредованным коммуникациям с использованием электронной цифровой подписи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the principal possibility of using the principles of info-comm management in order to significantly expand the economic use of info-comm environment, in particular, the implementation of scheme of transition "from telecontact to telecontract", i.e. the transition from direct to indirect communication using digital signature.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в виртуальной среде»

экономика

виртуальной среды

менеджмент в виртуальной среде

Мартынов Л.М.

д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, Московский государственный технический университет им. НЭ. Баумана livonmartinov@mail.ru

_Аннотация

В статье рассмотрены принципиальные возможности использования принципов инфокомного менеджмента с целью значительного расширения экономического использования инфокомной среды. В частности, реализация схемы перехода «от телеконтактов к телеконтрактам», то есть перехода от прямых к опосредованным коммуникациям с использованием электронной цифровой подписи.

Ключевые слова: инфокомная среда, инфокомный менеджмент, инфор-мационно-компьютерно-телекомму-никационные сети, нематериальные ресурсы

Одним из ярких феноменов современности является формирование и развитие среды опосредованных коммуникаций, в рамках которой используются новейшие информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, а также средства систем и технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ). Такая среда в наших работах была названа инфокомной средой (ИКС) [1].

Данная среда, являющаяся по своей природе виртуальной средой, имеющая артефактную1

1 Артефакт, как известно, содержит в себе одновременно и материальную, и идеальную (концептуальную) основы. Артефакты - материальные объекты, они создаются в процессе целенаправленной человеческой деятельности, но они также и идеальные

еативная экономика, 2010, № 4

основу, в настоящее время приобретает все больше значение «квази-бытия», дополняющего естественную среду жизнедеятельности. Поэтому люди и организации, применяя ИКСТ, могут в инфокомной среде достигать своих целей в таких коммуникативных режимах как телесотрудничество, телесодействие, телевзаимодействие, телевоздействие [2]. В условиях инфокомной среды можно эффективно управлять участниками соответствующих экономиких процессов. Данное управление способно учитывать своеобразное триединство особенностей, а именно:

• когнитивную (познавательную) сущность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений (а1);

• человеческих механизмов интерпретации информации, преобразовывая ее в знания, которые необходимы для принятия решений и создания новых знаний (а2);

• формирование и использование ресурса «знания сотрудников», в том числе и как приоритетного фактора, актива, потенциала, капитала современной организации применительно к специфике рассматриваемой среды (а3).

В «традиционной» экономике, использующей преимущественно материальные ресурсы, реализуется бизнес-схема «от контактов к контрактам», которые заключаются при личных встречах людей. В рассматриваемой инфоком-ной среде циркулируют такие нематериальные ресурсы как знания, идеи, гипотезы, концепции, различные интеллектуальные новации, «ноу-хау», схемы их коммерциализации и другие виды нематериальных ресурсов (НР). Поэтому в инфокомной среде возможна реализация схемы «от телеконтактов к телеконтрактам» [3]. Теперь они заключаются в ходе не прямых, а опосредованных коммуникаций с использованием электронной циф-

объекты, так как их материальная форма формируется на основе прошлого опыта в процессе взаимодействия сознания с внешним миром; при этом они продолжают участвовать в этом взаимодействии и в настоящем в качестве опосредующего звена.

в «традиционной»

экономике,

использующей

преимущественно

материальные

ресурсы,

реализуется

бизнес-схема

«от контактов

к контрактам»,

которые

заключаются

приличных

встречах людей

инфокомный менеджмент

«знания»

как экономический

ресурс

рассматриваются

в инфокомной

среде в качестве

_приоритетного

среди всех других нематериальных _ресурсов

ю и

ровой подписи. Осуществление подобных трансакций с применением ИКСТ не имеет принципиальных ограничений системно-сетевых масштабов, а их ценность2 определяется содержащимися в них знаниями сотрудников организаций. Вот почему «знания» как экономический ресурс рассматриваются в инфо-комной среде в качестве приоритетного среди всех других нематериальных ресурсов. Используя возможности современных ИКСТ все большее число организаций начинают

_ осваивать Интернет для своего бизнеса. Это

позволяет им успешно сотрудничать с партнерами, вступая с ними в самые разнообразные деловые интеракции, реализуя следующее триединство условий:

а) «не ощущая» географической удаленности _ от партнеров (в 1);

_ б) невзирая на разницу часовых поясов (в 2);

в) сохраняя телевзаимодействия в режиме реального времени(в3). __Указанные условия, как бы сжатого континуума «пространство-время» для нематериальных ресурсов, быстро распространяющихся в нфокомной среде, требуют новых управленческих принципов, методов, средств, форм, методик, процедур, правил, инструментария, технологий.

Поэтому нами ранее были предложены механизмы инфоком-менеджмента [4], адекватные «природе» рассматриваемой среды. Данное направление в менеджменте содержит теоретико-методологические и методические основы управления организациями, персоналом именно в условиях современной бурно развивающейся инфокомной среды. Сегодня оно представляет собой теоретическую и методическую основу для реализации своеобразного триединства переходов:

1) к управленческим технологиям на базе ИКСТ(у1);

2) к организационно-управленческим новациям на основе ИКСТ (у2);

2 Как и ценность любой составляющей указанных нематериальных ресурсов.

экономика, 2010, № 4

3) к телеуправлению организациями, персоналом с использованием ИКСТ в опосредованных коммуникациях (у3).

Главные особенности такого менеджмента заключаются в том, что:

• управленческая схема «мышление - действие» удачно в нем сочетается с системно-сетевыми новациями организационно-управленческих «архитектур» для любых масштабов ИКС, включая глобальные масштабы (51),

• в нем сохраняется когнитивно-интерактивная сущность сотрудничества и партнерства с учетом «человеческого фактора» применительно к ИКС (52),

• принятие управленческих решений осуществляется в рамках инфокомного системно-сетевого подхода, учитывающего специфику инфраструктуры и указанной «архитектуры» схемы ведения бизнеса в ИКС (53).

Инфоком-менеджмент - это управление экономикой, использующей НР и производящей, прежде всего, нематериальную продукцию в условиях виртуальной среды. Такое управление базируется на:

• согласовании хозяйственных интересов всех участников основных и вспомогательных экономико-управленческих процессов в указанной среде (е1);

• стремлении к достижению эффективных телевзаимодействий (е2);

• возможности гармонизации и даже, при необходимости, синхронизации телевзаимодействий в ИКС, независимо от географической удаленности коммуникантов друг от друга (е3).

Все это требует от инфоком-менеджеров приоритетного внимания, в частности, к управлению коммуникативной компетентностью сотрудников. Она необходима для процессов телеобщения в условиях телесвязи при обеспечении успешных телевзаимодействий и телесотрудничества на основе взаимопонимания в инфокомной среде. Это особенно актуально для сетевых, виртуальных организаций, для которых важнейшими,

инфоком-менеджмент -это управление экономикой, использующей НР

и производящей, прежде всего,

нематериальную продукцию

в условиях

виртуальной среды

смент

в том числе, являются и решения соответствующих вопросов кросс-культурных коммуникаций.

Необходимость учета указанных здесь «триединств» особенностей, условий и черт управления в ИКС, обозначенных нами как (а), (Р), (у), (5) и (е), является актуальной. Можно рассматривать их взаимосвязи, например, попарно, а также в форме соответствующих матриц или по схеме, показанной на рисунке 1 в виде системы взаимосвязанных «блоков». Не менее полезным является использование для этого «когнитивных карт» [5] или, например, стратификации для рассмотрения взаимосвязей этих «блоков» в ракурсе соответствующих страт (слоев), что схематично показано на рисунке 2.

Все эти и другие подобные методы позволяют учесть взаимосвязи каждого «элемента» одного «триединства» с другими подобными «элементами» и получить многие актуальные теоретические обобщения и выводы, полез____ные для практики инфоком-менеджмента

____[3]. Так нами были разработаны принципы

_____инфоком-менеджмента, реализующие следу_ _ _ ющую нашу гипотезу: «два принципа могут

_ порождать множество других принципов,

_ формируя, тем самым, их концептуальную

_ систему».

1 В 1

Ш/ А

Рис. 1. Схема, поясняющая взаимосвязи рассматриваемых «блоков»

экономика, 2010, № 4

Рис. 2. Схема стратификации рассматриваемых «блоков»

В заключение можно сделать выводы:

1. Любой организации, осуществляющей свое функционирование и развитие в инфокомной среде, и потому применяющей инфоком-ме-неджмент, необходима развитая сеть коммуникационных телесвязей как между сотрудниками в ее внутренней среде, так и с партнерами во внешней среде. Определяющую роль при этом играют профессиональный выбор, умелое применение и эффективное использование соответствующих ИКСТ.

2. Важной задачей инфокомного менеджмента является формирование и развитие должной организационной культуры в условиях инфо-комной среды с учетом специфики ее системно-сетевой «природы», имеющей инфокомную основу [6].

3. Рассмотренная здесь инфокомная среда -есть среда виртуальная, но действия людей, осуществляемых ими в этой среде, благодаря практическому использованию своих интеллектуально-креативных способностей, приводящих к вполне ощутимым результатам - абсолютно реальная.

4. Темпы развития экономики и важность компетентного управления ею в условиях бурно развивающейся инфокомной среды неуклон-

_два принципа

_могут порождать

_множество

_других принципов,

_формируя,

_тем самым,

их концептуальную _систему

но возрастают, все более существенно дополняя «традиционные» экономику и менеджмент в материальной сфере.

Литература:

1. Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент: Теоретико-методологи-ческие и методические аспекты управления организациями в информационно-коммуникационной среде. Монография. - М.: ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2004.

2. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007.

3. Мартынов Л.М. Вопросы теории и практики инфоком-менеджмента. Монография. - М.: ГУУ, 2008.

4. Личный сайт автора - www.infocommanager narod.ru

5. Мартынов Л.М. Когнитивная карта для применения принципов инфоком-менеджмента. -Креативная экономика, 2008, № 12, с. 39-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента: Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006.

Martynov L.M.

Dr. of Econ. Sci, Professor of Management, Moscow Bauman State Technical University

Management in a virtual environment

_Abstract

The article describes the principal possibility of using the principles of info-comm management in order to significantly expand the economic use of info-comm environment, in particular, the implementation of scheme of transition "from telecontact to telecontract", i.e. the transition from direct to indirect communication using digital signature.

Keywords: info-comm environment, info-comm management, information and computer and telecommunications networks, intangible resources

ш экономика, 2010, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.