экономика
виртуальной среды
менеджмент в виртуальной среде
Мартынов Л.М.
д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, Московский государственный технический университет им. НЭ. Баумана [email protected]
_Аннотация
В статье рассмотрены принципиальные возможности использования принципов инфокомного менеджмента с целью значительного расширения экономического использования инфокомной среды. В частности, реализация схемы перехода «от телеконтактов к телеконтрактам», то есть перехода от прямых к опосредованным коммуникациям с использованием электронной цифровой подписи.
Ключевые слова: инфокомная среда, инфокомный менеджмент, инфор-мационно-компьютерно-телекомму-никационные сети, нематериальные ресурсы
Одним из ярких феноменов современности является формирование и развитие среды опосредованных коммуникаций, в рамках которой используются новейшие информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, а также средства систем и технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ). Такая среда в наших работах была названа инфокомной средой (ИКС) [1].
Данная среда, являющаяся по своей природе виртуальной средой, имеющая артефактную1
1 Артефакт, как известно, содержит в себе одновременно и материальную, и идеальную (концептуальную) основы. Артефакты - материальные объекты, они создаются в процессе целенаправленной человеческой деятельности, но они также и идеальные
еативная экономика, 2010, № 4
основу, в настоящее время приобретает все больше значение «квази-бытия», дополняющего естественную среду жизнедеятельности. Поэтому люди и организации, применяя ИКСТ, могут в инфокомной среде достигать своих целей в таких коммуникативных режимах как телесотрудничество, телесодействие, телевзаимодействие, телевоздействие [2]. В условиях инфокомной среды можно эффективно управлять участниками соответствующих экономиких процессов. Данное управление способно учитывать своеобразное триединство особенностей, а именно:
• когнитивную (познавательную) сущность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений (а1);
• человеческих механизмов интерпретации информации, преобразовывая ее в знания, которые необходимы для принятия решений и создания новых знаний (а2);
• формирование и использование ресурса «знания сотрудников», в том числе и как приоритетного фактора, актива, потенциала, капитала современной организации применительно к специфике рассматриваемой среды (а3).
В «традиционной» экономике, использующей преимущественно материальные ресурсы, реализуется бизнес-схема «от контактов к контрактам», которые заключаются при личных встречах людей. В рассматриваемой инфоком-ной среде циркулируют такие нематериальные ресурсы как знания, идеи, гипотезы, концепции, различные интеллектуальные новации, «ноу-хау», схемы их коммерциализации и другие виды нематериальных ресурсов (НР). Поэтому в инфокомной среде возможна реализация схемы «от телеконтактов к телеконтрактам» [3]. Теперь они заключаются в ходе не прямых, а опосредованных коммуникаций с использованием электронной циф-
объекты, так как их материальная форма формируется на основе прошлого опыта в процессе взаимодействия сознания с внешним миром; при этом они продолжают участвовать в этом взаимодействии и в настоящем в качестве опосредующего звена.
в «традиционной»
экономике,
использующей
преимущественно
материальные
ресурсы,
реализуется
бизнес-схема
«от контактов
к контрактам»,
которые
заключаются
приличных
встречах людей
инфокомный менеджмент
«знания»
как экономический
ресурс
рассматриваются
в инфокомной
среде в качестве
_приоритетного
среди всех других нематериальных _ресурсов
ю и
ровой подписи. Осуществление подобных трансакций с применением ИКСТ не имеет принципиальных ограничений системно-сетевых масштабов, а их ценность2 определяется содержащимися в них знаниями сотрудников организаций. Вот почему «знания» как экономический ресурс рассматриваются в инфо-комной среде в качестве приоритетного среди всех других нематериальных ресурсов. Используя возможности современных ИКСТ все большее число организаций начинают
_ осваивать Интернет для своего бизнеса. Это
позволяет им успешно сотрудничать с партнерами, вступая с ними в самые разнообразные деловые интеракции, реализуя следующее триединство условий:
а) «не ощущая» географической удаленности _ от партнеров (в 1);
_ б) невзирая на разницу часовых поясов (в 2);
в) сохраняя телевзаимодействия в режиме реального времени(в3). __Указанные условия, как бы сжатого континуума «пространство-время» для нематериальных ресурсов, быстро распространяющихся в нфокомной среде, требуют новых управленческих принципов, методов, средств, форм, методик, процедур, правил, инструментария, технологий.
Поэтому нами ранее были предложены механизмы инфоком-менеджмента [4], адекватные «природе» рассматриваемой среды. Данное направление в менеджменте содержит теоретико-методологические и методические основы управления организациями, персоналом именно в условиях современной бурно развивающейся инфокомной среды. Сегодня оно представляет собой теоретическую и методическую основу для реализации своеобразного триединства переходов:
1) к управленческим технологиям на базе ИКСТ(у1);
2) к организационно-управленческим новациям на основе ИКСТ (у2);
2 Как и ценность любой составляющей указанных нематериальных ресурсов.
экономика, 2010, № 4
3) к телеуправлению организациями, персоналом с использованием ИКСТ в опосредованных коммуникациях (у3).
Главные особенности такого менеджмента заключаются в том, что:
• управленческая схема «мышление - действие» удачно в нем сочетается с системно-сетевыми новациями организационно-управленческих «архитектур» для любых масштабов ИКС, включая глобальные масштабы (51),
• в нем сохраняется когнитивно-интерактивная сущность сотрудничества и партнерства с учетом «человеческого фактора» применительно к ИКС (52),
• принятие управленческих решений осуществляется в рамках инфокомного системно-сетевого подхода, учитывающего специфику инфраструктуры и указанной «архитектуры» схемы ведения бизнеса в ИКС (53).
Инфоком-менеджмент - это управление экономикой, использующей НР и производящей, прежде всего, нематериальную продукцию в условиях виртуальной среды. Такое управление базируется на:
• согласовании хозяйственных интересов всех участников основных и вспомогательных экономико-управленческих процессов в указанной среде (е1);
• стремлении к достижению эффективных телевзаимодействий (е2);
• возможности гармонизации и даже, при необходимости, синхронизации телевзаимодействий в ИКС, независимо от географической удаленности коммуникантов друг от друга (е3).
Все это требует от инфоком-менеджеров приоритетного внимания, в частности, к управлению коммуникативной компетентностью сотрудников. Она необходима для процессов телеобщения в условиях телесвязи при обеспечении успешных телевзаимодействий и телесотрудничества на основе взаимопонимания в инфокомной среде. Это особенно актуально для сетевых, виртуальных организаций, для которых важнейшими,
инфоком-менеджмент -это управление экономикой, использующей НР
и производящей, прежде всего,
нематериальную продукцию
в условиях
виртуальной среды
смент
в том числе, являются и решения соответствующих вопросов кросс-культурных коммуникаций.
Необходимость учета указанных здесь «триединств» особенностей, условий и черт управления в ИКС, обозначенных нами как (а), (Р), (у), (5) и (е), является актуальной. Можно рассматривать их взаимосвязи, например, попарно, а также в форме соответствующих матриц или по схеме, показанной на рисунке 1 в виде системы взаимосвязанных «блоков». Не менее полезным является использование для этого «когнитивных карт» [5] или, например, стратификации для рассмотрения взаимосвязей этих «блоков» в ракурсе соответствующих страт (слоев), что схематично показано на рисунке 2.
Все эти и другие подобные методы позволяют учесть взаимосвязи каждого «элемента» одного «триединства» с другими подобными «элементами» и получить многие актуальные теоретические обобщения и выводы, полез____ные для практики инфоком-менеджмента
____[3]. Так нами были разработаны принципы
_____инфоком-менеджмента, реализующие следу_ _ _ ющую нашу гипотезу: «два принципа могут
_ порождать множество других принципов,
_ формируя, тем самым, их концептуальную
_ систему».
1 В 1
Ш/ А
Рис. 1. Схема, поясняющая взаимосвязи рассматриваемых «блоков»
экономика, 2010, № 4
Рис. 2. Схема стратификации рассматриваемых «блоков»
В заключение можно сделать выводы:
1. Любой организации, осуществляющей свое функционирование и развитие в инфокомной среде, и потому применяющей инфоком-ме-неджмент, необходима развитая сеть коммуникационных телесвязей как между сотрудниками в ее внутренней среде, так и с партнерами во внешней среде. Определяющую роль при этом играют профессиональный выбор, умелое применение и эффективное использование соответствующих ИКСТ.
2. Важной задачей инфокомного менеджмента является формирование и развитие должной организационной культуры в условиях инфо-комной среды с учетом специфики ее системно-сетевой «природы», имеющей инфокомную основу [6].
3. Рассмотренная здесь инфокомная среда -есть среда виртуальная, но действия людей, осуществляемых ими в этой среде, благодаря практическому использованию своих интеллектуально-креативных способностей, приводящих к вполне ощутимым результатам - абсолютно реальная.
4. Темпы развития экономики и важность компетентного управления ею в условиях бурно развивающейся инфокомной среды неуклон-
_два принципа
_могут порождать
_множество
_других принципов,
_формируя,
_тем самым,
их концептуальную _систему
но возрастают, все более существенно дополняя «традиционные» экономику и менеджмент в материальной сфере.
Литература:
1. Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент: Теоретико-методологи-ческие и методические аспекты управления организациями в информационно-коммуникационной среде. Монография. - М.: ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2004.
2. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007.
3. Мартынов Л.М. Вопросы теории и практики инфоком-менеджмента. Монография. - М.: ГУУ, 2008.
4. Личный сайт автора - www.infocommanager narod.ru
5. Мартынов Л.М. Когнитивная карта для применения принципов инфоком-менеджмента. -Креативная экономика, 2008, № 12, с. 39-42.
6. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента: Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006.
Martynov L.M.
Dr. of Econ. Sci, Professor of Management, Moscow Bauman State Technical University
Management in a virtual environment
_Abstract
The article describes the principal possibility of using the principles of info-comm management in order to significantly expand the economic use of info-comm environment, in particular, the implementation of scheme of transition "from telecontact to telecontract", i.e. the transition from direct to indirect communication using digital signature.
Keywords: info-comm environment, info-comm management, information and computer and telecommunications networks, intangible resources
ш экономика, 2010, № 4