Научная статья на тему 'Инфоком-менеджмент – современная управленческая новация'

Инфоком-менеджмент – современная управленческая новация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ОПОСРЕДОВАННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ БИЗНЕС-СРЕДА / ИНФОКОМНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / MEDIATED COMMUNICATION / VIRTUAL BUSINESS ENVIRONMENT / INFOKOM VECTOR OF DEVELOPMENT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов Л. М.

Статья начинает цикл статей по инфоком-менеджменту, в которой приведены основные положения поясняющие сущностьинфоком-менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOCOM-MANAGEMENT – MODERN MANAGEMENT INNOVATION

The article begins a series of articles on the infocom-management, which are the main provi sions of infocom-plained the essence of management.

Текст научной работы на тему «Инфоком-менеджмент – современная управленческая новация»

Проблемы экономики и менеджмента

Л.М. Мартынов

д-р экон. наук, профессор, ФГБОУВПО «Московский государственный

технический университет имени Н.Э. Баумана»

ИНФОКОМ-МЕНЕДЖМЕНТ - СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ НОВАЦИЯ

Аннотация. Статья начинает цикл статей по инфоком-менеджменту, в которой приведены основные положения поясняющие сущность инфоком-менеджмента.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, опосредованные коммуникации, виртуальная бизнес-среда, инфокомный вектор развития менеджмента.

L.M. Martynov, Bauman Moscow State Technical University

INFOCOM-MANAGEMENT - MODERN MANAGEMENT INNOVATION

Abstract. The article begins a series of articles on the infocom-management, which are the main provisions of infocom-plained the essence of management.

Keywords: information and communication environment, mediated communication, virtual business environment, infokom vector of development management.

Краткое изложение основной сути инфоком-менеджмента целесообразно представить в виде таких четырех блоков.

1.

В соответствии с нашей идеей рассматриваемый вид менеджмента - это информационно-коммуникационный (инфокоммуникационный) менеджмент или, кратко, инфокомный менеджмент. В некоторых наших книгах, указанных на сайте www.livonmartinov.nm.ru, а также в ряде статей и докладов он назван инфоком-менеджментом (ИКМ). Этот новый вид менеджмента является не только его разновидностью, но и управленческой новацией, своеобразным вектором развития менеджмента в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды. В ней все большее значение начинает приобретать виртуальная составляющая вследствие развития, прежде всего, глобальной сети Интернет, которая осваивается организациями не только для рекламы, но и для ведения бизнеса.

В основу разработки теоретико-методологических основ и методических положений ИКМ, а также их обобщения в виде единой концепции управления организациями, персоналом в условиях бурно развивающейся информационно-коммуникационной - ин-фокомной - среды (ИКС) положен не только системный, комплексный, но и другие известные подходы. Так, в частности, здесь применяется системно-сетевой (инфокомный) и когнитивно-знаниевый подходы к исследованию возникающих социально-экономических, организационно-управленческих, коммуникационно-коммуникативных и технико-

технологических проблем в организациях, осуществляющих деятельность в ИКС, для успешного их разрешения в ходе эффективного достижения поставленных целей.

Использование предложенных в теории ИКМ подходов базируется на учете одной из самых ярких тенденций современности. - Мы все являемся свидетелями того, что процессы развития связи и информатики, а также обусловленные ими процессы развития телекоммуникаций, компьютеризации, информатизации, соответствующего

92

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

программного обеспечения осуществляются в условиях их конвергенции. Это позволяет анализировать всю совокупность таких процессов в виде единого и целостного ин-фокомного процесса, не исключая при этом исследования проблем, рассмотрения вопросов и решения задач, касающихся указанных его составляющих. Развитие каждой из них и всех их совместно, как единого комплекса, совершенствование действующих и создание новых инфокоммуникаций (ИК) направлено на расширение спектра предоставляемых актуальных услуг и повышение их качества на основе использования новейших инфокомных технологий (ИКТ).

Нельзя не отметить, что в современных условиях развитие ИК и ИКТ взаимосвязано, и потому взаимообусловлено их применение в человеческой практике. Их совместное использование рассматривается, соответственно, как взаимоувязанная совокупность соответствующих информационных, компьютерных и телекоммуникационных систем, сетей, средств и технологий с необходимым программным обеспечением (ИКСТ).

Поэтому в концепции ИКМ под инфокомным обеспечением нужно понимать применение ИК, ИКТ или ИКСТ, а сами эти технико-технологические артефакты, созданные и используемые людьми в их жизнедеятельности, следует считать инфокомной основой рассматриваемой среды. Благодаря их применению организации, их структурные подразделения, сотрудники успешно взаимодействуют в условиях географического рассредоточения, удаления друг от друга на любые расстояния, нахождения даже в разных часовых поясах и используя при этом режим реального времени.

Особого пояснения требует применяемое в теории ИКМ прилагательное «инфо-комный», которое происходит от английского слова «infocom» (или, в более раннем написании, «infocomm»). Об этом слове следует сказать подробнее. - Дело в том, что оно уже на протяжении более, чем двух десятилетий широко используется в мире и в нашей стране в кругах научной общественности, в публикациях, в лексиконе специалистов, и означает в переводе на русский язык - «информационно-коммуникационный» [1].

Теперь это слово применяется и в области управления, в менеджменте (Впервые применительно к менеджменту оно появилось, начиная с 1998 года, в работах автора, который и ввел это понятие в менеджмент. - Прим. автора.).

В России появился ряд книг, связанных с управлением на «инфокоммуникационной основе», относящимся к бизнесу, предприятиям, отраслям [2, 3, 4].

2.

В теории ИКМ понятия терминов «инфокоммуникации» и «инфокомные технологии» разделяются так же, как принципиально различны сущности терминов «техника» и «технология». Поэтому приведенные нами определения, касающиеся ИК и ИКТ, несколько отличаются от определения того, что такое инфокоммуникации, указанного, например, в книге группы авторов «Инфокоммуникации в деловом мире»: «инфоком-муникации - комплекс, органически объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, реализующие их системы и средства, предназначенный для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг» [5].

Дело в том, что для анализа выявленных специфических характеристик процессов в рассматриваемой ИКС и адекватной инфраструктуры (в частности, инфокомной инфраструктуры организации) важен учет именно динамики этих процессов, определяемой при-

№ 2 (6) - 2012

93

Проблемы экономики и менеджмента

меняемыми технологиями в не меньшей степени, чем используемой техникой.

Вместе с тем, цивилизация развивается, как известно, через человеческое общение [6]. Его эффективность зависит от применяемых технологий, а при этом своеобразным языком является и техника. Она - не только те или иные артефакты, но все они - своеобразный «культурный код» [7] человеческих коммуникаций, включая коммуникативные процессы с использованием телесвязей, телекоммуникаций, инфокоммуникаций. Поэтому сущность термина «техника», как, например, и термина «красота», зависит от культурных оценок и ценностей, преобладающих в коммуникациях и в коммуникативных процессах людей. Да и сама техника, как артефакт, есть выражение культуры [8].

Таким образом, и техника, и технология имеют и свою специфику, и указанные взаимосвязь, взаимообусловленность развития. В связи с этим можно считать, что «динамизм, прорывной характер и уникальность» технологий всегда сопровождается «культурностью» применяемой техники. Своеобразная «устремленность» технологии в будущее и «приземленность», «культурная инерционность» техники в настоящем с учетом опыта, знаний, приобретенных в прошлом (Имеется в виду то, что пока новая техника разрабатывается и внедряется в практику, она уже как бы устаревает на момент начала ее эксплуатации. - Прим. автора.), определяют сущность смены приоритетов «трех парадигм» общественного прогресса. Эта смена осуществляется по схеме: «от торговли - через производство - к коммуникации» [9].

Соответственно этому [10]:

- доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой,

- индустриальное - на взаимодействии с преобразованной природой,

- постиндустриальное общество - на взаимодействии между людьми.

Бурное развитие ИК, ИКТ, ИКСТ, как инфокомное развитие, позволяет считать, что в настоящее время оно осуществляется в системно-сетевой инфокомной среде, и примером такой среды является глобальная сеть Интернет. Этим, в частности, определяется современный этап становления постиндустриального общества, определяемый нами как его начальный период, - период зарождения, становления и развития инфокомной эпохи.

Такой период времени - это эпоха не только телеобщения, но и интеллектуально-креативного телевзаимодействия людей, организаций и их подразделений, их сотрудников на основе использования, прежде всего, знаний, непрерывного их накопления, повышения уровня образования, поиска и генерации новых знаний, обмена знаниями для достижения поставленных целей в ходе опосредованных коммуникаций, осуществляемых на указанной инфокомной основе.

3.

Современное широкое применение ИК, ИКТ, ИКСТ практически во всех сферах жизнедеятельности человека, общества, организаций все больше определяют существенные черты происходящих социально-экономических, организационно-

управленческих, технико-технологических, а также коммуникационных и коммуникативных процессов. Экономика в условиях изменений, происходящих в рассматриваемой ИКС, требует должного управления, а организациям (коммерческим и некоммерческим, предприятиям, фирмам, компаниям, корпорациям и всевозможным их объединениям) необходим адекватный менеджмент. Именно для этого нами и предложен ин-фоком-менеджмент, сущность которого разъясняется в его теории, в теоретико-

94

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

методологических основах, в концепции и соответствующих методических положениях.. Концептуальные положения ИКМ представлены в виде системы его принципов, так как основания любой теории всегда определяются, прежде всего, ее принципами [11], хотя теория инфоком-менеджмента включает в себя и многие другие «свои» концепты и методологические составляющие (подходы, методы, законы, закономерности, понятия, характерные черты и особенности, методические положения, механизм самоорганизации и другие составляющие).

Следует подчеркнуть, в частности, тот особый характер, который придают указанным современным изменениям различные сферы применения мобильных инфоком-ных средств и технологий, включая их использование и в ИКМ. Поэтому инфоком-менеджмент - это менеджмент использующий не только стационарные, но также, в частности, и мобильные ИК, ИКТ, ИКСТ, что повышает оперативность и гибкость управления организациями в условиях ИКС.

Кроме того, ИКМ - это эффективное управление не только разнообразными деловыми, управленческими процессами в условиях опосредованных коммуникаций сотрудников организаций, осуществляющих деятельность в ИКС, и этих организаций - с их партнерами. Это также - и управление участниками всех этих процессов на основе применения управленческих новшеств, новаций, базирующихся на использовании новейших ИК, ИКТ, ИКСТ, то есть - на инфокомной основе.

Таким образом, применение ИКМ возможно в любых организациях, функционирующих, развивающихся и успешно достигающих своих целей в условиях ИКС. Использование ИКМ тем более необходимо и особенно эффективно для организаций и их объединений, чем более географически рассредоточенными они являются. Отсюда следует, что использование ИКМ целесообразно, прежде всего, в сетевых, виртуальных организациях [2, 12, 13].

Поэтому в теории ИКМ объектом изучения являются любые организации, осуществляющие свою деятельность в условиях ИКС и, тем более, такие организации, которые имеют географически рассредоточенные, удаленные друг от друга на значительные расстояния структурные подразделения, группы, отдельных сотрудников. Все они и, в частности, менеджеры и исполнители взаимодействуют в условиях телевоздействия и телесодействия, достигая общие цели, благодаря использованию инфокомной основы для реализации опосредованных коммуникативных процессов между сотрудниками.

Предметом изучения в теории ИКМ являются экономико-управленческие отношения таких «инфокомных сетевых сотрудников», в которые они вступают, находясь в условиях телевзаимодействий и телесотрудничества в рассматриваемой виртуальной бизнес-среде и используя возможности опосредованных коммуникаций на инфокомной основе. Эти сотрудники как мобильные носители знаний в таких коммуникациях ведут себя «интеллектуально-активно и творчески-свободно» [14] в режимах телетруда, телеработы, определяющих их должное организационно-управленческое поведение с учетом аспектов организационной культуры и коммуникативной компетенции.

Подобное поведение, в свою очередь, требует не только от исполнителей, но, прежде всего, от менеджеров необходимой квалификации, профессионализма в части, касающейся эффективного применения опосредованного управление для гармонизации взаимоотношений, целенаправленной и согласованной деятельности сотрудников в

№ 2 (6) - 2012

95

Проблемы экономики и менеджмента

масштабе всей соответствующей инфокомной бизнес-среды конкретной организации.

Вот почему ИКМ есть управление не только организацией в целом, но также и персоналом на основе создания должной атмосферы и культуры телевзаимодействий сотрудников для достижения цели организации в условиях в рассматриваемой среды [8].

4.

Теперь мы все являемся свидетелями того, что современная бизнес-среда стала материально-виртуальной средой. Поэтому среди многих хорошо известных и появляющихся новых видов менеджмента ИКМ занимает особое положение, позволяющее считать, что ИКМ - это своеобразный вектор развития теории и практики менеджмента на современном инфокомном этапе становления постиндустриального общества. При этом ИКМ развивается вместе с практическим освоением мультимедийных технологий и с учетом тенденций инфокомного развития. Применение в коммуникациях новейших научнотехнических и технологических достижений в области инфокомного развития приближает по все большему числу соответствующих параметров опосредованные коммуникации к непосредственным личным контактам людей. Тем самым ИКМ, используя современное бытие с дополнением реальной среды виртуальной средой, как бы одновременно преобразовывает ее и по бизнес-схеме «от виртуального к реальному», добиваясь высокой результативности действий, деятельности, взаимодействий и сотрудничества даже в условиях «телеконтактов» и «телеобщения» в ходе опосредованных коммуникаций в ИКС.

В рамках такого «инфокомного управленческого вектора» традиционная экономическая практика, действующая по схеме «от контактов к контрактам» все более продуктивно и плодотворно дополняется реализациями трансакций «от телеконтактов к телеконтрактам» [15, 16]. Их заключение теперь возможно в виртуальной ИКС без помощи непосредственных коммуникаций, осуществляемых при личных встречах людей, - а с помощью цифровой электронной подписи.

Кроме того, ИКМ занимает особое место среди разновидностей менеджмента, известных к настоящему времени, как вид управления в условиях виртуальной среды (и поэтому теория ИКМ является своеобразной предпосылкой появления менеджментологии как учения о комплексе видов менеджмента [17]).

Характерные черты ИКМ во многом определяются отмеченным особенностям ИКС. Эта среда рассматривается как бизнес-пространство, в котором коммуникации приобретают значение «бытия» комплекса инфокомного ресурса (КИР), составляющие которого могут циркулировать в такой среде. Данный комплекс - это нематериальные ресурсы, включающие не только информацию, но и знания, не только творческие идеи, но и плодотворные решения по их реализации, не только концепции, но и адекватные «ноу-хау», не только обладание тем или иным видом интеллектуальной собственностью и схемами коммуникаций, но и уникальные пути их коммерциализации, а также сложно копируемые конкурентами организационно-управленческие новшества на ин-фокомной основе. Эффективно управлять организациями, персоналом, всеми составляющими указанного КИР в условиях рассматриваемой виртуальной бизнес-среды и призван инфоком-менеджмент.

В заключение данной статьи отметим, что разнообразные аспекты теории этого вида менеджмента, его управленческих особенностей рассмотрим в последующих публикациях в данном журнале.

96

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Анфилофьев С. А., Суменко Л.Г. Англо-русский словарь по инфокоммуникаци-ям / Под общей редакцией проф. Л.Е. Варакина. - М.: МАС. - 2001. - 325c.

2. Мартынов Л.М. Инфокоммуникационный вектор развития менеджмента на современном этапе. Монография. - М.: ГУУ, 2001.

3. Разроев Э.А. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг. - СПб.: Издательство «Профессия», 2003.

4. Кравченко Т.К., Пресняков В.Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

5. Инфокоммуникации в деловом мире: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм / Под общей редакцией Л.Д. Реймана. - М.: НТЦ «ФИОРД-ИНФО», 2001. - 31 с.

6. Злобин Н.И. Культурные смыслы науки. - М.: ОЛМО-ПРЕСС, 1997.

7. Воронин А.А. Периодизация истории и проблема определения техники. - Вопросы философии, 2001, № 8. - C. 17-28.

8. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента: Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006.

9. Мэмфорд Л.. Техника и природа человека. - М.: Наука, 1986. - C. 229-230.

10. Уэбстер Ф. Теории информационного общества/Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 55 с.

11. Канке В. А. Общая философия науки: учебник. - М.: «Омега-Л», 2009. - 30 с.

12. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в ХХ1 веке/Пер. с англ. - М.: Добрая книга, 2005.

13. Громова О.Н., Никоненко А.Г. Поведение виртуальной организации: Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2007.

14. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент и его информационно-

коммуникационное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий. Монография. - М.: ГУУ, 2009.

15. Инфоком-менеджмент. Персональный сайт Мартынова Ливона Михайловича. URL: www.infocommanager.narod.ru.

16. Все об инфоком-менеджменте. Персональный сайт Мартынова Ливона Михайловича. URL: www.infocom-management.narod.ru.

17. Менеджментология. Персональный сайт Мартынова Ливона Михайловича. URL: www.managementology.narod.ru.

List of references:

1. Anfilofev S.A., Sumenko L.G. English-Russian Dictionary of infokommunika-tsiyam / Edited by prof. L. Varakina. - M.: MAC, 2001. - 325 p.

2. Martynov L.M. Infocommunication vector management development at this stage. Monograph. -Moscow: State University of Management, 2001.

3. Razroev E. Infocommunication business: management, technology, marketing of March. - St. Petersburg.: Publisher «Profession», 2003.

4. Kravchenko T.K., Presnyakov V.F. Infocommunication technology governance of the company: Textbook. - Moscow: Higher School of Economics, 2003.

5. Info-communications in the business world: A manual for employees of state-state organizations and commercial firms / Edited by LD Reiman. - M.: SEC «fjord-INFO», 2001, 31 p.

6. Zlobin N. Cultural meanings of science. - M. Olmo-PRESS, 1997.

№ 2 (6) - 2012

97

Проблемы экономики и менеджмента

7. Voronin A.A. The periodization of the history and the problem of defining art. - Whenever matters of philosophy, 2001, № 8, C. 17-28.

8. Martynov L.M., Makarchenko M.A. Organizational culture in the information-communication management: the manual. - St. Petersburg.: Publisher-stvo StPSUEF, 2006.

9. Mumford L. Technics and human nature. - Moscow: Nauka, 1986; C.229-230.

10. Webster F. Theories of the Information Society / Trans. from English. M.V. Arapov, N.V. Ma-lykhina, Ed. E.L. Vartanova. - Moscow: Aspect Press, 2004, 55 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kanka V.A. The general philosophy of science: a tutorial. - M.: «Omega-L», 2009, 30 p.

12. Warner M., Witzel M. Virtual organization. New forms of doing business in the twenty-first century / Per. from English. - M.: A good book, 2005.

13. Gromov O.N., Nikonenko A.G. The behavior of the virtual organization: Textbook-ing aid. - Moscow: State University of Management, 2007.

14. Martynov L.M. Infocom-management and information and communication field, the intellectual and creative energy televzaimodeystvy. Monograph. - Moscow: State University of Management, 2009.

15. URL: www.infocommanager.narod.ru.

16. URL: www.infocom-management.narod.ru.

17. URL: www.managementology.narod.ru.

З.К. Русакова

ст. преподаватель, Уральский Социально-Экономический институт - филиал ОУПВПО «Академия труда и социальных отношений»

Г.А. Минибаева

экономист, Национальный Банк Республика Башкортостан

АДАПТАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ К ПРОБЛЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость финансирования домохозяйств, также вопросы формирования и развития семейного бизнеса в домашних хозяйствах.

Ключевые слова: модернизация экономики, домашнее хозяйство, социальная защита, семейный

бизнес.

Z.K. Rusakova, senior lecturer, Chair of Management, Ural Socio-Economical Institute, Academy of Labor and Social Relations.

G.A. Minibaeva, economist management accounting and reporting of the National Bank of the Republic of Bashkortostan

ADAPTATION OF THE ECONOMIC MECHANISMS OF THE ISSUE OF FINANCING OF HOUSEHOLDS

Abstract. The article substantiates the need for additional financing of households, as well as the formation and development of family business.

Keywords: modernization of economy, household, social protection, family business.

Конец XX - начало XXI вв. показали изменения в экономической жизни России, которые сопровождаются модернизацией формальных и неформальных прав в приобретении социальной защиты. Насколько успешно решат экономические институты вопросы, касающиеся социальной поддержки населения, зависит материальное благосос-

98

№ 2 (6) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.