Научная статья на тему 'Особенности бизнес-среды инфоком-менеджмента'

Особенности бизнес-среды инфоком-менеджмента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ОПОСРЕДОВАННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ БИЗНЕС-СРЕДА / ИНФОКОМ-МЕНЕДЖМЕНТ / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / MEDIATED COMMUNICATION / VIRTUAL BUSINESS ENVIRONMENT / INFOKOM-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартынов Л. М.

Статья, продолжающая цикл статей по инфоком-менеджменту, рассматривает основные положения поясняющие сущность инфоком-менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY THE BUSINESS ENVIRONMENT INFOCOM MANAGEMENT

The article goes on a series of articles on the infocom-management, which are the main provisions of infocom-plained the essence of management

Текст научной работы на тему «Особенности бизнес-среды инфоком-менеджмента»

Проблемы экономики и менеджмента

Л.М. Мартынов

д-р экон. наук, профессор, ФГБОУВПО «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана»

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-СРЕДЫ ИНФОКОМ - МЕНЕЕ/КМЕНТА

Аннотация. Статья, продолжающая цикл статей по инфоком-менеджменту, рассматривает основные положения поясняющие сущность инфоком-менеджмента.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, опосредованные коммуникации, виртуальная бизнес-среда, инфоком-менеджмент.

L.M. Martynov, Bauman Moscow State Technical University

ESPECIALLY THE BUSINESS ENVIRONMENT INFOCOM MANAGEMENT

Abstract. The article goes on a series of articles on the infocom-management, which are the main provisions of infocom-plained the essence of management.

Keywords: information and communication environment, mediated communication, virtual business environment, infokom-management.

«Задача управления виртуальными организациями - достичь и поддерживать верное соответствие между людьми, технологиями и знаниями, которыми обладает организация» [13]

Развитие человека и общества, производства и экономики, управления и менеджмента, коммерческих и некоммерческих организаций, как социальноэкономических систем, использующих результаты научно-технического прогресса, привело к тому, что в настоящий период времени человечество идет по пути формирования так называемого «глобального информационного общества». В зарубежных и отечественных публикациях существуют разнообразные определения «информационного общества». Применительно к нашему рассмотрению приведем такое его определение: «Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний» [4].

Какова же бизнес-среда в таком обществе и каковы ее особенности? И если вспомнить известное выражение «экономика эффективна тогда, когда эффективно управление этой экономикой», то какова же управленческая среда современной материально-виртуальной экономики?

Определенным вкладом в ответы на эти вопросы будем считать наше рассмотрение особенностей виртуальной бизнес-среды инфоком-менеджмента - менеджмента в виртуальной среде.

1.

Здесь мы говорим об «информационном обществе» потому, что такие авторы его философской сущности, как Жан Бодрийар, Карл Поппер, Збигнев Бжезинский, Фрэнсис Фукуяма, Даниэл Белл, Элвин Тоффлер и другие выдвинули в своих работах

72

№ 9 (13) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

тезис о возникновении грядущего на смену индустриальному обществу «постиндустриального» общества. По их мнению, это такое общество, в котором наибольшее число людей, занятых трудом в разнообразных социально-экономических системах, приходится на сферу услуг, а не на промышленность и сельское хозяйство (как было в индустриальном обществе). Именно такое «сервисное» общество [12] стали называть «информационным» или «когнитивным» обществом [5] (и поэтому в теории инфо-ком-менеджмента применен когнитивный подход наряду с предложенным нами системно-сетевым инфокомным подходом).

Принципиальное различие этих «видов обществ» в определенной мере содержит ту же сущностную основу, которая заключается в понимании различий таких понятий как «информация» и «знания». Поэтому вместе с возрастанием значения телекоммуникаций, информатизации и компьютеризации в современных процессах социальноэкономической жизнедеятельности все более отчетливо проявляется то, что в постиндустриальном обществе приоритетным ресурсом выступает знание. «При этом эффективность экономики определяется в основном эволюцией составляющих общество людей, а не закономерностями общественно-экономического (в традиционном понимании) развития. Содержанием прогресса становится поиск (отбор) личностей, способных генерировать знания и совершенствование качества таких личностей образованием» [12]. Добавим, что для этого важны поиск релевантных (существенно необходимых при решении задач для разрешения проблем) знаний, их восприятие, усвоение для практического использования и, в частности, - для принятия управленческих решений.

С середины 90-х годов прошлого века из узко специализированной (военной) сети Интернет превратился в глобальную сеть, и вместо красивой гипотезы информационное, когнитивное общество стало реальностью. Поэтому руководители ряда наиболее развитых государств и Российской Федерации в июле 2000 года подписали в Японии так называемую «Окинавскую Хартию» о формировании единого информационнокоммуникационного пространства. Это определило перспективы нашего государства по его вхождению в такое единое для всех стран и народов Земли глобальное пространство.

Сейчас оно бурно формируется и развивается как некоторая новая среда жизнедеятельности людей, организаций, основанная на межличностных коммуникационнокоммуникативных опосредованных интеракциях. В этой среде географически удаленные друг от друга люди используют современные технологии, технику для общения и взаимодействия в условиях телесвязи и опосредованных коммуникаций. Поэтому одновременно происходит «возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства» [2] и рост необходимости приоритетного учета так называемого «человеческого фактора» и «человекокомпьютерного взаимодействия» [6].

Понятно, что указанные опосредованные коммуникации существенно дополняют непосредственные коммуникации (осуществляемые в случае контактов при личных встречах людей) новыми возможностями. Они заключаются в реализации быстрой пе-

№ 9 (13) - 2012

73

Проблемы экономики и менеджмента

редачи данных, информации, знаний (а также знаков, рисунков, схем, фотографий, фильмов и пр.) для обмена ими между людьми, несмотря на разделяющие их большие расстояния и часовые пояса. Это стало возможным благодаря использованию информационно-компьютерно-телекоммуникационным систем, сетей, средств и технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ).

На протяжении всей своей истории человечество адаптируется к окружающей природе, создавая артефакты, обеспечивающие желаемый комфорт. Напомним, что «артефакт (от латинского artefactum - искусственно сделанное) - предмет, изготовленный, сделанный человеком» [3]. Артефакты все больше дополняют естественную среду обитания - окружающий мир человека, где и осуществляется его жизнедеятельность, это - его бытие. Оно реальное, то есть «действительное, объективное, существующее не только в мысли» [14]. Это - тот континуум «пространство-время», где господствует реализм, который «утверждает наличное бытие действительности, лежащее вне сознания» [14]. Поэтому такую среду можно назвать реальной средой.

В конце ХХ века человечество, применяя результаты новейших достижений научно-технического прогресса, стало осваивать виртуальную среду, которую мы называем информационно-коммуникационной средой или, кратко, инфокомной средой (ИКС) [16]. Ее основой служит не только глобальная сеть Интернет, но и многие другие сети, построенные на использовании спутниковых, радиорелейных, волоконно-оптических и других систем телесвязи, предназначенных для передачи различных видов сообщений и данных, информации и знаний, идей и концепций посредством передачи цифровых сигналов с помощью электромагнитных волн. Эта среда, в отличие от реальной среды, - своеобразное «виртуальное бытие» для всех тех людей, которые используют его при осуществлении своей деятельности и коммуникативных опосредованных взаимодействий с другими людьми для достижения общих целей.

2.

Таким образом, здесь справедлив наш девиз: «среда виртуальная, но дела в ней реальные». В этом смысле данная среда дополняет реальную среду новыми возможностями жизнедеятельности людей, отличаясь от нее рядом характерных черт и особенностей. Назовем некоторые из них:

- в виртуальной среде, используя опосредованные коммуникации, можно не менее результативно и плодотворно взаимодействовать, чем при личных непосредственных человеческих контактах;

- в ходе опосредованных коммуникаций в ИКС возможна реализация режимов телеобщения, теледействий, телесодествий, телепартнерства, телесотрудничества, телекоммуникаций, телевзаимодействий, телевоздействий, и, следовательно, - телеменеджмента;

- в отличие от «традиционной» экономики, в которой используются материальные ресурсы (земля, труд, капитал, вещество, энергия) и реализуются транзакции (затраты на установление и оформление деловых контактов) по схеме «от контактов к

74

№ 9 (13) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

контрактам», в условиях рассматриваемой среды возможна реализация схемы «от телеконтактов к телеконтрактам» (оформляющимся опосредованно с помощью электронной цифровой подписи);

- для достижения эффективности взаимодействий людей, удаленных друг от друга на большие географические расстояния и разделенных часовыми поясами, в виртуальной ИКС как бы не существует преград, связанных с преодолением протяженности континуума «пространство-время» при использовании нематериальных ресурсов, способных посредством цифровой обработки распространяться практически мгновенно на любые расстояния с помощью современных ИКСТ;

- в ИКС могут применяться разнообразные виды интеллектуальных ресурсов -не только данные и информация, но и знания, идеи и гипотезы, концепции и «ноу-хау», разные виды интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности, схемы их коммерциализации и оптимальные схемы коммуникаций, определяющие ведение бизнеса в любых масштабах «от Интранет (внутренняя сеть организации) - через Интернет - к Экстранет (сеть связей организации с партнерами во внешней среде)» [11]; тем самым, становятся реально возможными объединение и интеграция интеллектуальнокреативных усилий сотрудников организации и ее партнеров в условиях их телевзаимодействий, телесотрудничества, телепартнерства [8];

- ценность каждой составляющей указанного комплекса нематериальных (интеллектуальных) ресурсов определяется содержащимися в них знаниями, и именно ресурс «знание» становится приоритетным, не отвергающим при этом высокого значения ресурса «информация», как наиболее глубоко изученного и используемого и в материальной экономике, и в новой экономике - «экономике знаний», то есть «в экономике, основанной на знаниях» [1];

- в ходе рассматриваемых опосредованных коммуникаций все указанные и многие другие виды интеллектуальных ресурсов циркулируют в современной виртуальной среде, которая поэтому и называется инфокомной средой, так как в ней осуществляются, хотя и опосредованные, но «полноценные» межличностные коммуникативные и коммуникационные процессы, складываются взаимоотношения, происходит взаимопонимание и потому реализуются взаимодействия сотрудников по достижению общих целей, то есть происходит все то, чем и определяется, в конечном итоге, результативность экономики и управление ею;

- инфокомная среда - это не только технико-технологическая среда (то есть не только информационно-компьютерно-телекоммуникационное ее «технико-технологическое наполнение» с адекватным программным обеспечением и продукцией ин-фокомной индустрии) для опосредованных коммуникаций между людьми, это - все те сотрудники (с их стратегиями совместных действий и взаимодействий), которые компетентно используют ИКСТ, вступают в социально-экономические и организационноуправленческие отношения даже в случаях, когда они географически удалены друг от друга.

№ 9 (13) - 2012

75

Проблемы экономики и менеджмента

3.

Все эти (и многие другие, отмеченные, в частности, в опубликованных наших работах [17]) характерные черты и особенности инфокомной среды, позволяющие понять ее «природу», определяются, прежде всего, соответствующими современными тенденциями и феноменами. Отметим некоторые из них:

1) Истоком указанных аспектов формирования рассматриваемой виртуальной инфокомной бизнес-среды являются, прежде всего, процессы развития связи и информатики, информатизации, компьютеризации и телекоммуникаций в условиях их конвергенции (этот термин означает сближение, схождение). В результате эти процессы теперь рассматриваются не только как их «сближение», а все больше как взаимообусловленное и взаимосвязанное их развитие, то есть рассматриваются как единый и целостный инфокомный процесс.

2) В рамках указанного процесса бурно развиваются и находят все более широкое применение в человеческой практике разнообразные ИКСТ. Они теперь используются и в экономико-управленческих процессах, в менеджменте, на их основе создаются разнообразные организационно-управленческие усовершенствования, новшества, новации, способствующие успешному достижению поставленных целей и определяющие конкурентоспособность организаций (предприятий, фирм, компаний, корпораций, их всевозможных объединений, альянсов, обществ, ассоциаций). Примером организационноструктурных новаций на инфокомной основе являются сетевые, виртуальные организации.

3) Развитие инфокомной техники и технологии, их современные мультимедийные возможности (реализация которых обеспечивает «многоуровневое» восприятие человеком данных, информации, знаний через текст, звук и изображение) по все большему числу соответствующих параметров приближают опосредованные коммуникации к непосредственным личным контактам людей, где, в частности, ярко и проявляется ког-нитивность (как и при индивидуальном восприятии окружающей действительности).

4) Повсеместное использование указанной техники и технологии вторгается не только в экономико-управленческую деятельность, но и в духовную (наука, культура, образование) жизнь людей (речь идет о таких, например, технологиях, как телеобучение, телеобразование, телемедицина, телеконсалтинг и других), взаимосвязанную с когнитивными аспектами их жизни. Напомним здесь, что «когнитивный -соответствующий когниции (от латинского cognition - знание, познание) или познанию, познаваемый» [14].

5) Вследствие рассматриваемой такой своей «природы» инфокомная среда не имеет принципиальных ограничений в своем системно-сетевом развитии, при котором инфокомные системы и сети объединяются, формируя системно-сетевые структурные и инфраструктурные «архитектуры» вплоть до глобальных масштабов. Это в немалой степени является предпосылкой и причиной бурного развития процессов глобализации экономики и кросс-культурных процессов. Отметим, что последние содействуют согласованности в телеработе, а также телеобучению посредством телекоммуникаций, «когда знания, ценности и опыт включаются в совместную мультикультурную деятель-

76

№ 9 (13) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ность» [15]. Они способствуют возрастанию объемов информации и знаний в мире, повышению темпов роста числа коммуникаций и разнообразия их схемных построений, а также удовлетворению потребностей людей в них с учетом современных мобильных аспектов осуществления коммуникативных процессов. Они дают ощущение увеличения свободы и повышают оперативность в принятии решений даже в условиях отмеченных выше телеуправления, телеменеджмента.

6) Осознание обществом необходимости непрерывного повышения уровня образования, формирования коммуникативной компетентности (то есть знаний об особенностях коммуникационно-коммуникативных процессов, а также умений, навыков, опыта компетентного использования коммуникаций в жизнедеятельности и, прежде всего, - в профессиональной деятельности для успешного достижения поставленных целей) и должной инфокомной культуры, то есть культуры телеобщения, телесодействия, телесотрудничества, телевзаимодействий при работе с информацией и знаниями в условиях инфокомной среды [10] в условиях возрастающего дефицита времени на их поиск (на фоне, например, хорошо известной проблемы роста «загрязнения» - спама - сети Интернет).

7) Сейчас человечество сталкивается со своеобразной проблемой «инфокомной экологии», так как объемы информации и знаний возрастают, а релевантных информации и знаний как бы все меньше, так как все труднее осуществлять их поиск в общем объеме информации и знаний [9].

Общество вынуждено отвечать на эти (и многие другие, не отмеченные здесь, но связанные с рассматриваемыми тенденциями) вызовы, и поэтому появляющиеся новые указанные возможности актуализируются и используются как в «традиционной», так и в «нематериальной» экономике, как в реальной, так и в виртуальной среде. Однако независимо от такого условного их разделения управленческие решения всегда принимаются менеджерами на основе имеющихся у них знаний. Поэтому в инфоком-менеджменте ресурс «знания» играет роль приоритетного ресурса среди других видов нематериальных ресурсов, которые могут с помощью ИКСТ передаваться в ИКС.

В качестве выводов отметим следующее:

(1) Отмеченные особенности актуализируют необходимость их учета применительно к масштабам соответствующей инфокомной бизнес-среды в конкретной социально-экономической и организационно-управленческой практике.

(2) Вот почему вопросы управления знаниями в условиях рассматриваемой среды являются приоритетными в системе инфоком-менеджмента.

(3) Этот вид менеджмента нами предложен специально для условий виртуальной инфокомной среды [7].

(4) Это не означает, что инфоком-менеджмент не может применяться в «традиционной» экономике с ее материальными ресурсами (так как нематериальные ресурсы всегда «сопровождают» материальные потоки), и тогда он выступает в форме отмеченного выше телеменеджмента, использующего рассматриваемую здесь инфокомную технико-технологическую и системно-сетевую основу с «оцифрованными» указанными нематериальными ресурсами, с возможностью осуществления быстрых их дистрибьюций, трансфера, диффузии благодаря применению ИКСТ в современной материально-

№ 9 (13) - 2012

77

Проблемы экономики и менеджмента

виртуальной бизнес-среде.

Список литературы:

1. Гапоненко А.Л. Контуры наукоемкой экономики // Экономист. - 2005. - № 10. - С. 56-66.

2. Волокитин А.В. Инфокоммуникации в деловом мире / А.В. Волокитин, А.П. Маношкин. - М.: ФИОРД-ИНФО, 2001. - 272 с.

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М. : Большая Рос. энцикл., 1997. - 910 с.

4. Информатика: учебник / под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 384 с.

5. Информационное общество: сборник. - М.: ООО «Из-во АСТ», 2004. - 509 с.

6. Магазанник В.Д. Человеко-компьютерное взаимодействие: учебное пособие. -М.: Университетская книга, Логос, 2007. - 256 с.

7. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007. - 400 с.

8. Мартынов Л. М. Инфоком-менеджмент и его информационно-

коммуникационное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий: монография. - М.: ГУУ, 2009.

9. Мартынов Л.М. Инфокомная экология - новая наука // Труды Российского научнотехнического общества радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова. Серия: Научная сессия, посвященная Дню Радио, 19-20 мая 2004 г. - Вып. LIX-1, Т. 1. - С. 68-71.

10. Мартынов Л.М., Макарченко М.Л. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента: учебное пособие. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2006.

11. Мартынов Л.М. Развитие инфокоммуникаций и менеджмент в электронной коммерции // Сборник докладов Третьей международной конференции «История управленческой мысли. Государственное управление и предпринимательство: вчера, сегодня, завтра», Москва, 26-28 июня 2000 г. - М.: МГУ-ТЭИС, 2000. - С. 207-214.

12. Мясникова Л.А., Фрид М. И. Постмодерн коммерции: трансформация коммерции в современном обществе. - СПб.: Бизнес-пресса, 2001.

13. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в ХХ1 веке / пер. с англ. Ю. Леонова. - М.: Добрая книга, 2005. - 296 с.

14. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576 с.

15. Холден Н.Д. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента / пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 384 с.

16. Инфоком-менеджмент. Персональный сайт Мартынова Ливона Михайловича. - URL: www.infocommanager.narod.ru

17. Инфоком-менеджмент. Персональный сайт Мартынова Ливона Михайловича. - URL: www.livonmartinov.nm.ru

List of references:

1. Gaponenko A.L. Kontury naukoemkoy ekonomiki // Ekonomist. - 2005. - № 10. - P. 56-66.

2. Volokitin A.V. Infokommunikatsii v delovom mire / A.V. Volokitin, A.P. Manoshkin. - M.: FIORD-INFO, 2001. - 272 p.

3. Illyustrirovannyy entsiklopedicheskiy slovar'. - M. : Bol'shaya Ros. entsikl., 1997. - 910 p.

4. Informatika: uchebnik / pod red. N.V. Makarovoy. - M.: Finansy i statistika, 1997. - 384 p.

5. Informatsionnoe obshchestvo: sbornik. - M.: OOO «Iz-vo AST», 2004. - 509 p.

6. Magazannik V.D. Cheloveko-komp'yuternoe vzaimodeystvie: uchebnoe posobie. - M.: Universitet-

78

№ 9 (13) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.