Научная статья на тему 'Модель и механизм развития и реализации творческих способностей участников телевзаимодействий в инфоком-менеджменте'

Модель и механизм развития и реализации творческих способностей участников телевзаимодействий в инфоком-менеджменте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынов Л. М.

Для современной экономико-управленческой среды взаимоотношений и взаимодействий людей, организаций как участников социально-экономических и организационно-управленческих процессов, характерен ряд особенностей. Это глобализация экономики, усиление конкуренции, сокращение жизненных циклов продуктов, увеличение темпов происходящих технико-технологических изменений. К наиболее яркой тенденции современности относится бурное развитие информационно-компьютерно-телекоммуникационных (инфокомных) систем, средств, сетей, технологий с соответствующим программным обеспечением. Их все более широкое использование людьми, организациями в ходе опосредованных коммуникаций формирует новую инфокомную среду жизнедеятельности, взаимодействий в условиях их географической удаленности друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель и механизм развития и реализации творческих способностей участников телевзаимодействий в инфоком-менеджменте»

большое видится

на расстоянии...

модель и механизм развития и реализации

творческих способностей участников телевзаимодействий в инфоком-менеджменте1

Для современной экономико-управленческой среды взаимоотношений и взаимодействий людей, организаций как участников социально-экономических и организационно-управленческих процессов, характерен ряд особенностей. Это - глобализация экономики, усиление конкуренции, сокращение жизненных циклов продуктов, увеличение темпов происходящих технико-технологических изменений. К наиболее яркой тенденции современности относится бурное развитие информационно-компьютерно-телекоммуникационных (инфокомных) систем, средств, сетей, технологий с соответствующим программным обеспечением. Их все более широкое использование людьми, организациями в ходе опосредованных коммуникаций формирует новую инфокомную среду жизнедеятельности, взаимодействий в условиях их географической удаленности друг от друга.

Эффективное управление персоналом _

и функционированием организаций в _

целом в инфокомной среде (ИКС) тре- _

бует адекватного менеджмента. Им являет- _

ся инфоком-менеджмент. Он учитывает то, _

что в такой среде используются только нема- _

териальные ресурсы, а в качестве приоритет- _

ного - ресурс «знания». Это, прежде всего, зна- _

ния сотрудников, групп, подразделений, всей _

организации или объединения организаций. _

Циркуляция таких интеллектуальных ресурсов _

в ИКС соответствующего масштаба обеспечивается за счет все более широкого применения Мартынов Л.М.

__докт. экон. наук,

1 Данная статья продолжает цикл статей, опубли- канд. техн. наук,

кованных в 2007 году в журналах «кэ» №№ 1, 3, 6, 7 профессор кафедры

и 8 в части, касающейся когнитивных, интеллекту- «Менеджмент»

ально-креативных и системно-сетевых аспектов МГТУим. Н.Э. Баумана инфоком-менеджмента

инфокомный менед.

^^Ё

шфокомная среда,

_несмотря на ее

виртуальность,

_имеет большой

_потенциал

_для реализации

_возможностей

интеллектуально_креативной

_деятельности

_организации

информационно-компьютерно-телекоммуникационных (инфокомных) систем, средств, сетей, технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ) в экономико-управленческой деятельности. Это способствует коммерциализации нововведений, включая, прежде всего, организационно-управленческие инновации на инфокомной основе. При этом необходимо помнить, что они создаются в условиях телевзаимодействия и телесотрудничества. Поэтому первостепенное внимание здесь уделяется вопросам проявления интеллектуальных и, в частности, творческих способностей.

Причем ИКС, несмотря на ее виртуальность, меет большой потенциал для реализации возможностей интеллектуально-креативной деятельности фирмы (хотя она и осуществляется в «пространстве рассредоточенных взаимодействий» сотрудников, подразделений, организаций).

С учетом указанных тенденций менеджменту ассматриваемой среде необходимы соот-тствующие знания для того, чтобы изменения, роисходящие в собственном бизнесе, были адекватны изменениям внешней среды, так как гибкость и постоянная способность организации адаптироваться к ним - залог успеха в обеспечении ее конкурентоспособности. Для этого менеджерам надо знать, чтобы понимать, как действовать быстрее и оригинальнее конкурентов по-новому, нетрадиционно, то есть творчески, с должным «упреждением». При разрешении такой актуальной проблемы с учетом когнитивной сущности инфоком-ме-неджмента (ИКМ) следует помнить о «динамичных характеристиках» управленческой схемы «мышление - действие» при ее реализации. В случае применения этой схемы в ИКМ нужно осуществлять поиск релевантных знаний для принятия управленческих решений, что требует исследований того, каких именно знаний не хватает. Для этого, в свою очередь, надо осознать, какие знания имеются, как они используются и какие из них еще могут использоваться. Как известно, исследования - это умственная

ивная экономика, 2008, № 3

деятельность, связанная не только с проявлениями логических способностей человека, но и с его креативностью, с интуицией, эмоциями, с «озарением» и умением его «не упустить», успев осознать его. Рассмотрение исследовательской функции в качестве приоритетной в управлении, согласно выводам профессора Э.М. Короткова, позволяет считать менеджмент креативным. В то же время указанные особенности зависят, как известно, и от «напряженности логического мышления». Вот здесь-то у всех у нас и «работают» не только явные (формализованные, открытые, эксплицитные), но и неявные (неформализованные, скрытые, тацитные, имплицитные) знания. Таким образом, в отношении схемы «мышление - действие» можно и нужно вести речь о творческом подходе к изучению, совершенствованию и использованию самой технологии мышления, к знанию его специфики для компетентного применения, используя, например, «метод переключений» как попытки интегрировать логичное (упорядоченное, алгоритмическое, «левостороннее», как бы «аналоговое», управляемое) мышление с эвристическим (неупорядоченным, «хаотичным», импульсным, «правосторонним», как бы «цифровым», неуправляемым) мышлением. Именно такое мышление необходимо менеджменту в условиях виртуальной ИКС, где креативные способности нужно развивать, чтобы их реализовать в виде должных творческих действий сотрудников организации для достижения ее цели. Лишь в этих случаях управленческие решения станут для исполнителей не только «формулой эффективных действий», но еще и «...плодотворных телесодействий и телевзаимодействий» на основе формирования креативного мышления менеджеров и исполнителей. Где же и как должны проявляться такие креативные способности?

Задача менеджмента в том, чтобы они реализо-вывались на всех уровнях управления, во всех группах и подразделениях организации в циклах трансформации соответствующих знаний и их практического использования: • при формализации, накоплении, осознании, аккумулировании знаний;

менеджерам надо знать инфокомную среду, чтобы понимать, как действовать быстрее и оригинальнее конкурентов по-новому, нетрадиционно, то есть творчески, с должным «упреждением»

инфокомный менеджмент_

_исследования -

это умственная _деятельность,

вязанная не только

_с проявлениями

_логических

_способностей

_человека,

_но и с его

креативностью, _с интуицией,

эмоциями

ви

поя

• в ходе обучения и самообучения;

• в коммуникационных процессах приема и передачи («восприятия» и «трансфера»), распространения и распределения знаний, обмена ими;

• при повышении квалификации на рабочем месте;

• при повышении уровня профессионального образования;

• при совершенствовании умений, навыков, накопления опыта для эффективной реализации компетенций сотрудников;

• при использовании коммуникативной компетентности и т.д.

Говоря о последней, особо отметим, что в ИКМ она совместно с компетентностью выбора и эффективного применения должных ИКСТ составляет инфокомную компетентность (в терминологии ИКМ), и включает в себя знания, умения, навыки и опыт в том, как:

а) поддерживать простое человеческое общение, развивать его в деловую коммуникацию;

б) формировать при этом и для этого взаимоотношения коммуникантов;

в) улучшать на этой ос ние;

г) осуществлять «тезаурусную» взаимопомощь, разъяснять понятия и способствовать взаимному обогащению знаниями (способствуя, тем самым, формированию организационного знания или знания организации);

д) формировать среду «раскрепощения», проявления креативности мышления для того, чтобы «строить планы на будущее», формируя стратегии будущих взаимодействий, исходя из совместно осознанных, одинаково понимаемых и значимых для коммуникантов проблем, подлежащих совместному разрешению;

е) способствовать ускорению выявления и нахождения «пересечения» их хозяйственных интересов, определению и формулированию общей цели;

ж) проявлять инициативу и активность в поиске путей совместного достижения общей цели, вовлекая коллегу в разработку указанной «стратегии совместных действий» для этого и ее последующей реализации и т.п.

снове их взаимо снове их взаимо

взаимопонима-

креати

ивная экономика, 2008, № 3

Всему этому теперь способствуют системно-сетевые и технико-технологические условия ИКС (что и используется в практике ИКМ). По отмеченной выше ее сущности, данная среда обладает высоким потенциалом реализации интеллектуально-креативных способностей сотрудников -носителей самого ценного ресурса организации. Это - знания, которые благодаря коммуникациям циркулируют в ИКС (еще раз подчеркнем, что когнитивный механизм интерпретации релевантной информации в новое знания или подтверждения «правильности» имеющихся убеждений и знаний мы здесь опускаем, помня об этом). Изложенное упорядочение содержит определенную динамику развития опосредованного общения людей и его перерастания в плодотворные интерактивные телевзаимодействия по достижению общей цели. Такой, по-нашему определению, информационно-комму- ника-ционный или, кратко, инфкомный процесс взаимодействий реализуется в ИКС благодаря компетентному применению коммуникантами должных ИКСТ (рис. 1).

На поясняющей схеме рис. 1 показаны в виде широких стрелок процессы, в которых наиболее полно проявляется креативность взаимодействующих коммуникантов. Благодаря этому и осуществляются переходы от одного этапа рассматриваемого инфокомного про-цессса телевзаимодействий к другому его этапу. Именно здесь является наиболее важным то, что в ИКС каждый коммуникант, не непрерывно взаимодействуя с удаленным от него коллегой, вносит в развитие данного процесса свой творческий конкретный вклад. Но как именно развивать телеобщение людей, переводя его в деловые совместные стратегии и конкретные действия, приводящие к плодотворным результатам (с точки зрения бизнеса, общение, не перерастающее в деловые взаимодействия есть «просто болтовня», потеря всегда дефицитного ресурса «время»)? Именно здесь и нужно учитывать возможности указанного проявления креативности участников инфокомных процессов в инфокомной среде. Действительно, каждый из них на основе

инфокомная среда

обладает высоким

потенциалом

реализации

интеллектуально-

креативных

способностей

сотрудников -

носителей самого

ценного ресурса

организации

инфокомный менеджмент

-65

Рис. 1. Схема этапов процессов плодотворных телевзаимодействий в ИКС

своих знаний и степени развития творческих способностей, своими конкретными идеями, гипотезами, концепциями и действиями в результате интеллектуально-креативной деятельности может вносить должный вклад в достижение общей цели, находясь при этом в условиях телевзаимодействий с коллегами. Важно, что в условиях инфокомной среды эти процессы управляемы системой инфокомного менеджмента.

Окончание следует

шка, 2008, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.