Проблемы экономики и менеджмента
Л.М. Мартынов
д-р экон. наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»
ТИПОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОКОМ-МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. Статья, продолжающая цикл статей по инфоком-менеджменту, рассматривает основные положения, поясняющие сущность инфоком-менеджмента.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, виртуальная бизнес-среда, инфо-ком-менеджмент, восприятие, системно-сетевой подход, когнитивный подход.
L.M. Martynov, Bauman Moscow State Technical University
TYPOLOGY OF VIRTUAL ORGANIZATIONS AS OBJECT OF MANAGEMENT IN THE INFOCOM-MANAGEMENT SYSTEM
Abstract. The article continues the series of articles on infocom-management, examines the main provisions of explaining the essence of infocom-management.
Keywords: information and communication environment, the virtual business environment, infocom-management, perception, system-network approach, cognitive approach.
Актуальность теории и практики виртуальных организаций, начиная от книг почти десятилетней давности [4-6], включая более поздние издания [7-10] по данной тематике, не исчезает. Это объясняется все более бурным и широкомасштабным развитием информационно-коммуникационной (инфокомной) бизнес-среды (ИКС). В ней для взаимодействий по достижению поставленных целей люди, организации используют современные информационные, компьютерные, телекоммуникационные системы, средства, сети и технологии с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ), успешно реализуя интеракции в ходе опосредованных коммуникаций и коммуникативных процессов.
Именно для условий такой виртуальной ИКС нами была предложена теория, концептуально-методологические и методические основы инфокомного менеджмента (или инфоком-менеджмента) [11] для управления организациями, их персоналом в условиях рассматриваемой бизнес-среды.
Как показывает практика этого менеджмента, для обеспечения эффективного управления в условиях ИКС важно учитывать конкретные типы виртуальных организаций (ВО) и их инновационные особенности. По результатам наших исследований целесообразно выделить пять таких типов.
Первый тип - это крупные организации (корпорации), которые имеют филиалы, сеть малых предприятий, сеть стратегических бизнес-единиц, сеть центров прибыли. Они осуществляют переход к бизнес-альянсу, образуя сети организаций из экономически независимых друг от друга партнеров для выполнения программы реализации.
При подобном пути эволюции в интеграции организаций, который можно на-
№ 7 (23) - 2013
43
Проблемы экономики и менеджмента
звать «квази-экстернализацией», и возникает правовая зависимость партнеров. Действительно, здесь оговариваются условия взаимного участия, заключаются рамочные договоры о сотрудничестве и т.п.
Экономическая зависимость (взаимосвязанность интересов) повышается потому, что организации-партнеры должны осуществлять специфические ко-операционные инвестиции. Они, например, «выравнивают» свои инфокомные инфраструктуры (то есть инфраструктуры с системно-сетевым использованием ИКСТ) и вырабатывают общие организационные правила. Стратегическим лидером подобных сетей обычно является одна из организаций такого бизнес-альянса.
Второй тип - квази-холдинг. В том случае, если организации намерены предлагать рынку свои компоненты в составе интегрированного общего предложения, то к рыночным трансакциям добавляются и другие отношения обмена. В отличие от интегрированных организаций (типа холдинга) эти отношения организуются на федералистских принципах. Руководители организаций взаимодействуют, чтобы обсудить стратегическое позиционирование всей бизнес-группы на рынке, согласовать правила сотрудничества и взаимного участия в общем проекте и т.п. Так возникает организация типа «квази-холдинга», существующая, в значительной мере, благодаря тому, что партнеры бизнес-группы осуществляют совместные инвестиции в развитие ресурсов, которые дают выгоду всем участникам.
В группе малых и средних организаций такие инвестиции не всегда хорошо прослеживаются, так как не выступают в форме трансакций. Они проявляются, например, в том, что руководители организаций примерно 20% времени теряют на налаживание отношений; часть рабочего времени на те же цели затрачивают и сотрудники этих организаций. Для такого вида обмена ресурсами и для развития организаций заключаются рамочные договоры. Формулируются они нечетко и оставляют достаточно места для специальных решений (так называемые, реляционные договоры).
Третий тип - сеть средних и малых (по размеру) организаций. Для них, в отличие от крупных организаций, характерна концентрация усилий на немногих компетенциях, слабая вертикальная интеграция, а новые рыночные шансы создаются путем описанных выше изменений. Такие организации могут предложить крупным организациям свои компетенции и, тем самым, стать частью их сетей. Речь идет не об отношениях клиента и поставщика в рамках рыночных сделок, а о чисто партнерских связях. Малый партнер использует имидж крупной организации, ее «ноу-хау», инфокомную инфраструктуру, инфокомные связи и прочее. Очевидно, что и для данного «сетевого» пути характерно наличие лидера и развитая сеть взаимосвязей на основе использования ИКСТ.
Следует подчеркнуть, что на практике организации редко ориентируются на какой-либо один вид деятельности в виртуальной ИКС, ими обычно применяется комбинация разных вариантов. В категории малых и средних организаций (например, изготовителей программного обеспечения), как правило, преобладает путь «квази-
44
№ 7 (23) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
интернализации» (в отличе от «квази-экстернализации» в первом типе ВО).
Четвертый тип - сеть малых организаций. Они предпочитают формировать сети с организацией своей категории. Эти сети часто имеют как вертикальные, так и горизонтальные связи. Малым и средним организациям, вступившим на путь квазиинтернализации, часто недостает именно виртуальной компетенции, которая в крупных организациях (корпорациях) строится на координации входящих в них хозяйственных областей и сфер деятельности с использованием ИКСТ. Поэтому малые организации восполняют недостающие компетенции - как повышением квалификации, так и организацией сотрудничества с внешним поставщиком услуг (играющим роль инфокомного консультанта). Кроме того, группа малых организаций может использовать внутреннего или внешнего «сетевого координатора».
Пятый тип - это виртуальная производственная цепочка для выполнения конкретного общего проекта. В том случае, когда в рамках какого-либо проекта стоит вопрос о сведении воедино отдельных, легко идентифицируемых ресурсов (персонала, нематериальных ресурсов, полуфабрикатов и т.п.), возникает виртуальная производственная цепочка. Обменные отношения между организациями в этом случае можно охарактеризовать, как рыночные сделки, вследствие того, что заключаются простые и ясные договоры в их классической форме.
Заметим, что виртуальные сети организаций могут быть основой виртуальных их объединений. Подобные объединения могут далее объединяться друг с другом, создавая кооперации по принципу «сети сетей».
При этом очевидно, что без умелого использования ИКСТ, без развитых сетей инфокомных связей подобные масштабные бизнес-союзы, с учетом децентрализации в принятии решений, сложно управляемы. Подобные сети любого масштаба играют роль «нервных сетей» организации, от которых зависит ее «здоровье» при соответствующем эффективном менеджменте, обладающем должной компетенцией применительно к условиям ИКС.
Поэтому для всех рассмотренных здесь типов ВО необходимо адекватное «системно-сетевое управление» и, прежде всего, управление сетями инфокомных связей каждой организации виртуального бизнес-альянса и их взаимосвязей в масштабе альянса. В частности, для рассматриваемых ВО наиболее приемлемыми по этой причине являются принципы, методы, формы, средства, правила, процедуры и инструментарий управления в условиях ИКС, то есть - инфоком-менеджмента. Он является управленческой инновацией применительно к условиям виртуальной ИКС. Поэтому организации расмотренных типов:
* с одной стороны, сами одновременно являются инновацией виртуальной организационной формы, как объекты управления в ИКС;
* с другой стороны, основные идеи, теоретико-методологические положения, методики и эффективность применения инфоком-менеджмента наиболее полно проявляются именно в управлении такими виртуальными организациями.
№ 7 (23) - 2013
45
Проблемы экономики и менеджмента
Кроме того, указанная инновационность ВО соответствует той особенности ин-фоком-менеджмента, что его применение тем более эффективно, чем более «рассредоточенной» (в континууме пространство-время) является данная организация.
Учитывая изложенное обобщим основные положения о типах ВО для их учета в практике инфоком-менеджмента в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема обобщения состава типов и характеристик рассмотренных виртуальных организаций
Указанные на этом рисунке блоки 1-4 раскроем, соответственно, на представленных ниже рисунках 2-5, поясняющих аспекты указанных инноваций с учетом того, что инфоком-менеджмент - это современная управленческая инновация для виртуальной составляющей современной материально-виртуальной бизнес-среды.
Пияоеацнп клшса «Виртуальные оргттхщии»
• Партнерский характер взаимоотношешш участников сети.
• В о з можность выбора наиб ол ее ко мпет ентных партнер ов.
• Вр еменно е 11 добровольно е уч а стне в партнерской с ел I.
• Тeppirropiильная независимость партнеров.
• Гибкая система Koonq^aqini.
• Взаимное использование ключевых компетенций napTHqjoB.
• Макы шально е уд овл етв ор еш ie потр ебностей кш 1ент ов.
• С оставл еш ie огш шальной цеш 111 с ел i ценност ей для потр Жителей п исполнителей.
• Согласованное представление о содержании хозяйственного процесса.
• Согласование хозяйственных интересов участников.
• Динамичность сетей.
• Bi 1ртуально сть упр авлеш ы.
Рисунок 2 - Состав инноваций класса «ВО»
46
№ 7 (23) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Типы объединений виртуальных организаций
Крупные организа- ции Квазихолдинги Средние и малые организации Малые организации Производственные организации
Рисунок 3 - Состав типов объединений ВО
Инновации в деловых процессах и в организационно-управленческой сфере
Виртуальность деловых процессов Виртуальность внутрифирменных организационных форм Виртуальность межорганизационных форм Виртуальные рынки Виртуальное управление
Рисунок 4 - Состав видов инноваций в ВО
Инновации в инфраструктуре и социальной сфере
• Инновации в ИКСТ и их системно-сетевое применение
• Использование новых ИКСТ для установления связей и создания сетей для взаимодействий
• Обмен знаниями, управление знаниями и развитие системы знаний
• Система обучения, организации непрерывного обучения и взаимообучения
• Профессиональная культура и культура доверия
Рисунок 5 - Состав инноваций в ВО
В заключении данной публикации в качестве выводов отметим следующее.
1) На рисунках 2-5 указаны соответствующие и разумеется не все, а наиболее актуальные инновации, характерные для ВО с учетом рассмотренной здесь их типологии.
2) Менеджерам необходимо учитывать эту типологию и ее особенности, применяя инфоком-менеджмент в условиях современной бизнес-среды.
Список литературы:
1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент - современная управленческая инновация / Л.М. Мартынов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 2. - С. 92-97.
2. Мартынов Л.М. Особенности бизнес-среды инфоком-менеджмента / Л.М. Мартынов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 9. - С. 72-79.
3. Мартынов Л.М. Особенности перцепции в когнитивном подходе к разрешению управленческих проблем в теории инфоком-менеджмента / Л.М. Мартынов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. - № 1. - С. 41-47.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
5. Мартынов Л.М. Инфокоммуникационный вектор развития менеджмента на современном этапе: монография / Л.М. Мартынов. - М.: ГУУ, 2001.
№ 7 (23) - 2013
47
Проблемы экономики и менеджмента
6. Уорнер М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке: пер. с англ. / М. Уорнер, М. Витцель. - М.: Добрая книга, 2005.
7. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: учебное пособие / Л.М. Мартынов. -М.: Университет. кн.: Логос, 2007.
8. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: курс лекций / М.Ю. Шерешева. - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010.
9. Мильнер Б.З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б.З. Мильнер, Т.М. Орлова. - М.: ИНФРА-М, 2013.
10. Акимова Е.Н. Экономические особенности виртуальной среды / Е.Н. Акимова, Е.Ю. Юричева // Проблемы экономики и менеджмента - 2011. - № 2. - С. 3-5.
11. Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент: теоретико-методологические и методические основы управления организациями в информационнокоммуникационной среде: монография / Л.М. Мартынов. - М.: ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2004. - (Серия «Телекоммуникации и бизнес»).
List of references:
1. Martynov L.M. Infocom-management - a modern innovation management / L. Martynov // Problems of Economics and Management. - 2012. - № 2. - P. 92-97.
2. Martynov L.M. Features of the business environment Infocom management / L. Martynov // Problems of Economics and Management. - 2012. - № 9. - P. 72-79.
3. Martynov L.M. Features of perception in the cognitive approach to solving management problems in the theory of Infocom management / L. Martynov // Problems of Economics and Management. - 2013. - № 1. -
P. 41-47.
4. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture / per. from English. a researcher. Ed. O.I. Shkaratan. - Moscow: Higher School of Economics, 2000.
5. Martynov L.M. ICT vector management development at the present stage: monograph / L. Martynov. - Moscow: State University of Management, 2001.
6. Warner M. Virtual organizations. New forms of business in the twenty-first century: the lane. from English. / M. Warner, M. Witzel. - M.: Good Book, 2005.
7. Martynov L.M. Infocom-management: a manual / L. Martynov. - Moscow: University Prince: Logos, 2007.
8. Sheresheva M. Forms of networking companies: lectures / M. Sheresheva. - Moscow: Publishing House of the HSE, 2010.
9. Milner B.Z. Organization of innovation: horizontal communication and control: monograph / BZ Milner, TM Orlov. - Moscow: INFRA-M, 2013.
10. Akimov EN Economic features of the virtual environment / EN Akimov, E. Yuricheva // Problems of Economics and Management. - 2011. - № 2. - P. 3-5.
11. Martynov L.M. Infocom-management: theoretical and methodological bases of management of organizations in the information and communications environment: monograph / L. Martynov. - Moscow: ITC «Mobile Communications», 2004. - (Series «Telecommunications and Business»).
48
№ 7 (23) - 2013