Научная статья на тему 'Особенности персонала и специфика трудовой деятельности в отрасли информационных технологий как основа повышения конкурентоспособности персонала'

Особенности персонала и специфика трудовой деятельности в отрасли информационных технологий как основа повышения конкурентоспособности персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1371
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / ОТРАСЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ / ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадуллин Аскар Ринатович

В статье рассматриваются профессиональные социально-психологические и мотивационные особенности, а также особенности трудовой деятельности персонала отрасли информационных технологий. Выявлены факторы, сдерживающие развитие отрасли информационных технологий в России. Проанализирована структура и основные показатели рынка труда в отрасли информационных технологий. На основе проведенного анализа определены основные показатели конкурентоспособности специалистов в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмадуллин Аскар Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FEATURES OF THE PERSONNEL AND SPECIFICS OF WORK IN INFORMATION TECHNOLOGIES BRANCH AS THE BASIS OF PERSONNEL COMPETITIVENESS INCREASE

The article considers professional social, psychological and motivational features, features of the personnel work in information technologies branch. It reveals the factors constraining development of information technologies branch in Russia. The article analyses the structure and the main indicators of labor market in information technologies branch. On the basis of the carried-out analysis the main indicators of specialists’ competitiveness in the information technologies field are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности персонала и специфика трудовой деятельности в отрасли информационных технологий как основа повышения конкурентоспособности персонала»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 331.108.4

A.R Ахмадуллин ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА И СПЕЦИФИКА

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация. В статье рассматриваются профессиональные социально-психологические и мотивационные особенности, а также особенности трудовой деятельности персонала отрасли информационных технологий. Выявлены факторы, сдерживающие развитие отрасли информационных технологий в России. Проанализирована структура и основные показатели рынка труда в отрасли информационных технологий. На основе проведенного анализа определены основные показатели конкурентоспособности специалистов в области информационных технологий.

Ключевые слова: компетентность персонала, конкурентоспособность персонала, отрасль информационных технологий, профессиональные социально-психологические особенности ИТ-специалистов, особенности трудовой деятельности.

Askar AhmaduUm THE ANALYSIS OF FEATURES OF THE PERSONNEL

AND SPECIFICS OF WORK IN INFORMATION TECHNOLOGIES BRANCH AS THE BASIS OF PERSONNEL COMPETITIVENESS INCREASE

Annotation. The article considers professional social, psychological and motivational features, features of the personnel work in information technologies branch. It reveals the factors constraining development of information technologies branch in Russia. The article analyses the structure and the main indicators of labor market in information technologies branch. On the basis of the carried-out analysis the main indicators of specialists' competitiveness in the information technologies field are defined.

Keywords: personnel competence, personnel competitiveness, branch of information technologies, professional social and psychological features of IT specialists, features of work.

Конкурентоспособность персонала организации, прежде всего, определяется спецификой отрасли, в которой работает организация, особенностях трудовой подсистемы организации, в число которых входят профессиональные социально-психологические и мотивационные особенности, особенности трудовой деятельности персонала отрасли. Начало развития отрасли информационных технологий (далее - ИТ-отрасли), предполагающих получение, обработку, хранение и передачу графической, текстовой, цифровой, аудио- и видеоинформации на основе микроэлектронных средств вычислительной техники и связи [17], относится к 40-60-м гг. XX в. С 1980-1990-х гг. вследствие качественного развития технологии разработки программного обеспечения на мировом рынке сформировалась полноценная отрасль экономики, занимающаяся информационными технологиями. Бурное развитие инфраструктуры и сервисов интернет определили активный прогресс ИТ-отрасли в конце 90-х гг. XX в. и в России, но, очевидными основаниями функционирования отрасли были созданы в 2004 г., когда появился специфический отраслевой регулятор - Министерство информационных технологий и связи России (в настоящее время - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ).

© Ахмадуллин А.Р., 2015

На законодательном уровне в России термин «информационные технологии» стал использоваться только с 2006 г. в связи с принятием Закона «Об информации, информатизации и защите информации» [14]. До этого он использовался только в ГОСТе 34.003-90 от 01 января 1992 г [5]. Таким образом, под отраслью информационных технологий рассматривается совокупность факторов производства, знаний и информации, правил и процедур, экономических субъектов (юридических и физических лиц), занимающихся созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. На современном этапе развития структура ИТ-отрасли укрупненно состоит из трех сегментов: рынок услуг (консалтинг, системная интеграция, ИТ-аутсорсинг, ИТ-поддержка, ИТ-обучение и тренинги); рынок программных средств (разработка программного обеспечения); рынок аппаратных средств (производство и продажа оборудования ИТ, например, персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и пр.).

ИТ-отрасль не включает телекоммуникации и телекоммуникационное оборудование, а также услуги по предоставлению информации.

Российский ИТ-рынок существенно отличается от соответствующих рынков развитых стран структурными и объемными характеристиками. Структуру ИТ-рынка России характеризует высокая доля рынка аппаратных средств (51,4 %), в то время как в странах Западной Европы половину рынка составляют ИТ-услуги, а доля рынка оборудования лишь немногим превышает 30 %. Данные различия структуры ИТ-рынка обусловлены переходным состоянием экономии России от сырьевой к инновационной [19].

Доля валового внутреннего продукта (ВВП) российской ИТ-отрасли составила 1,4 %, и в сравнении с другими странами, как, например, США, где доля ВВП в 2012 г. составила 5 % -существенно отстает. Также, в 2012 г. аналитическим подразделением британской медиа-группы «The Economist - Economist Intelligence Unit» было опубликовано исследование конкурентоспособности ИТ-отрасли, проведенное среди 66 стран мира, где Россия занимает лишь 46-е место. Несмотря на отстающие темпы роста российской отрасли ИТ на международном фоне, по расчетам Рейтингового агентства «Эксперт РА» отрасль ИТ-отрасли стала лидером по темпам роста в 2012 г. среди других отраслей экономики России [8]. Структура и объем российского ИТ-рынка говорят о высоком потенциале роста данного сектора. Однако, несмотря на активную позицию государства в отношении развития отрасли, можно говорить о том, что российский рынок ИТ находится в стадии становления и по большинству характеристик отстает как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и многие выделяемые общепринятыми международными классификациями сегменты отрасли пока не сформированы или находятся на стадии формирования.

Для определения конкурентоспособности персонала необходимо выявить факторы, сдерживающие развитие ИТ-отрасли в России. Наиболее актуальной является группа проблем, приводящих к кадровому дефициту. Персонал - это важнейший ресурс ИТ-отрасли, а его своевременное и достаточное обеспечение, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, критично для роста отрасли. Аналитическое исследование кадрового состояния ИТ-отрасли позволит оценить существующие причины кадрового дефицита и выработать пути их преодоления на организационном уровне.

Важнейшей категорией персонала IT-отрасли являются специалисты (далее - ИТ-специалисты), трудовая деятельность которых напрямую связана с информационными технологиями. Данная категория наиболее многочисленная и проблемная в отрасли ИТ. Анализ показывает, что квалификация данной категории персонала не удовлетворяет потребностям ИТ-отрасли и является устаревшей, так как динамичный и инновационный характер отрасли требует регулярного пересмотра содержания функций традиционных профессий. Согласно данным АП КИТ, в 2012 г. общая численность ИТ-специалистов, занятых в ИТ-отрасли и других отраслях экономики, в совокупности оценивается в 1020 тыс. чел. Таким образом, общее число занятых в ИТ-сфере составляет 1,4 % от всех работающих. Например, в США данный показатель составляет 3,7 % [3].

Актуальные вопросы управления

Помимо основного показателя рынка труда, определяющего долю занятых непосредственно в ИТ-сфере, в мировой практике также рассчитывается показатель, который в дополнение к ИТ-специалистам охватывает контингент специалистов, частично обладающих профессиональными компетенциями в ИТ и занятых в других секторах экономики. Расчет данного показателя играет очень важную роль, так как дает предпосылки для частичного решения вопроса кадрового дефицита в ИТ-сфере. Следует отметить, что из 1020 тыс. чел., занятых в ИТ-сфере, только 299 тыс. чел. составляют ИТ-специалисты, занятые в ИТ-отрасли, и порядка 2/3 ИТ-специалистов заняты в других отраслях экономики. При этом 93 % вакансий в ИТ-отрасли направлено на поиск специалистов и объемы найма ИТ-специалистов в России в 2011 г. по отношению к 2010 г. увеличились на 70 % [2]. Данные факты сопровождаются тенденцией пониженного коэффициента соотношения резюме и вакансий, в то время как комфортное соотношение находится в пределах 3-4 резюме на одну вакансию.

Что касается профессиональных предпочтений, то в настоящее время в ИТ-отрасли наиболее востребованы программисты-разработчики, в том числе специалисты в области разработки сайтов. Наиболее популярны в настоящее время программисты С++ и PHP, последние из которых самые ди-фицитные (менее одного соискателя на вакансию) и веб-разработчик (1,1 соискателя на вакансию) [12]. Эксперты Минэкономразвития РФ считают, что спрос на ИТ-специалистов в среднем удовлетворен лишь на 70 %, причем в большей степени он удовлетворен на технических специалистов - 82 %, а в меньшей в секторе услуг - на 56 % [15]. Таким образом, в конъюнктуре рынка труда сформировалась диспропорция, характеризующаяся трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда [1], как в ИТ-отрасли, так и в организациях, занимающихся другими видами деятельности. При этом исследование уровня мобильности ИТ-специалистов по городам России достаточно высок и в некоторых городах достигает 30 %. Так по данным Минэкономразвития РФ, в Москве среди занятых в отрасли ИТ 75 % - москвичи, 25 % - иногородние и по прогнозам доля иногородних достигнет 40 % [15]. Приведенные данные показывают, что локально возможно сбалансировать и улучшить сложившуюся тенденцию трудодефицита путем привлечения специалистов из других регионов. Однако, как считают эксперты, это исключительно столичная тенденция, а не региональная. Большой проблемой также является отток высококвалифицированных кадров за границу. Согласно опросу рекрутинговой компании «Анкор» в 2011 г., только 17 % занятых в ИТ -отрасли в России рассчитывают на развитие локального рынка и сознательно остаются работать в стране. Подавляющее большинство - 77 %, в той или иной степени готовы эмигрировать, 22 % из них уже занимаются этим вопросом вплотную [10].

Сравнение пожеланий работодателя к соискателю и социального портрета соискателя показали, что мужчин (22,1 %) стремятся нанять на работу гораздо чаще, чем женщин. Однако, для большинства работодателей, это не имеет значение (76,5 %). Самый востребованный возрастной уровень специалиста от 25 до 45 лет, при чем на семейном положение и наличии детей внимание не акцентируется. В 61,5 % вакансий имеет большое значение наличие высшего образования и 15,5 % вакансий содержится указание об обязательном знании языка на уровне чтения технической документации. С другой стороны, среди соискателей работы в ИТ-отрасли преобладают также мужчины, их 74 %. Наиболее привлекательной отрасль является для соискателей в возрасте от 20 до 29 лет: в сумме на них приходится 60,2 % резюме. Большинство из них не состоят в браке и не имеют детей. Уровень образования соискателей достаточно высокий, так как высшее образование имеют 61,1 % кандидатов. А 34,8 % от всех соискателей владеют иностранном языком на уровне чтения технической документации, при чем среди мужчин таковых больше (43 %). Таким образом, сравнение характеристик кадрового спроса и предложения показывает достаточный баланс, что не подтверждается в более глубоком анализе образования и квалификации.

Несомненно, образование и уровень квалификации является важнейшим показателем для ИТ-специалистов. Несмотря на удовлетворительные статистические данные по наличию образования у ИТ-специалистов, существует большая проблема с его профильностью и уровнем квалификации. Отсутствие необходимого количества специалистов с надлежащим уровнем квалификации является основным сдерживающим фактором развития этого современного и перспективного сектора экономики [6]. Найм более опытных специалистов - один из основных трендов ИТ-отрасли. Молодежи без опыта работы претендовать на открывающиеся вакансии по-прежнему непросто - в условиях бурного развития у компаний нет времени заниматься их обучением. И сам уровень подготовки выпускников российских образовательных учреждений не всегда отвечает современному состоянию технологий и перспективным потребностям ИТ-отрасли. Важным шагом для преодоления данного разрыва является использование стандарта, который позволяет четко классифицировать ИТ-специалистов и определять уровень их квалификации. С другой стороны, несмотря на демографическую яму 2007-2013 гг. престиж технического образования в целом и ИТ-образования в частности в нашей стране недостаточно высок. Так, по данным ВЦИОМ, в 2009 г. профессия «программист» не поднялась выше 5-ой строки в рейтинге популярности. В то же время, например, в США по данным Национального портала по поиску работы «CareerCast», в рейтинге 200 лучших профессий на начало 2011 г. 1-е место занимает профессия «Разработчик программного обеспечения». «Математик» - 2-е место, «Аналитик компьютерных систем» - 5-е место [6]. Таким образом, данные аналитического исследования кадрового состояния ИТ-отрасли подтверждают проблему острого кадрового дефицита, а также низкую долю занятости населения в ИТ-отрасли, неудовлетворительный профессиональный и квалификационный уровень ИТ-специалистов и невысокую привлекательность ИТ-отрасли для молодежи. Решение данных проблем на уровне организации, по мнению автора, кроет в себе комплексную работу в основе которой лежит тщательное изучение специфики трудовой деятельности специалистов ИТ, их профессиональных и мотивационных особенностей в ИТ-отрасли.

Лицо российских компаний ИТ-отрасли - молодые, активные, талантливые специалисты. Отличительные черты таких команд - творческая среда, грамотный менеджмент и один из самых высоких уровней трудового вознаграждения в экономике [6]. В действительности, часть утверждений, как было выявлено при анализе, соответствует реальности, но эта характеристика специалистов ИТ далеко неисчерпывающая. На основе анализа ряда исследований, проведенных компанией «Томсетт» («Thomsett») [18] и клубом ИТ-директоров Калининградского региона [13], нами были выделены определяющие черты характера и особенности поведения современного преуспевающего специалиста ИТ (см. табл. 1).

Таблица 1

Профессиональные социально-психологические особенности специалистов ИТ

1 Важна возможность самоутверждения

2 Высокая ценность личных достижений

3 Разнообразие в окружении (творческая среда, интересные люди)

4 Нормальная степень общительности

5 Большое значение придается значимости работы

6 Сложности в понимании организационных вопросов, таких как обязательный приход на работу в определенное время, ношение пиджаков и галстуков и др.

7 Повышенная степень интеллигентности

8 Повышенная степень беспокойства, нетерпеливости и требовательности по отношению к себе

9 Высокий интерес к новым, сложным, амбициозным задачам, требующим нестандартного, творческого решения

Актуальные вопросы управления

Окончание таблицы 1

10 Ответственность, независимость и самостоятельность и лояльность

11 Влияет обстановка и отношение к работе, сложившиеся в рабочей группе

12 Обладание большим набором недокументированных ценностей, которые передаются молодым членам команды

13 Стимулирует обучение, перспектива профессионального роста и ее зависимость от личных усилий, чем размер зарплаты или карьерный рост

14 Обладают склонностью к поиску и созданию факторов собственной мотивации

15 Преобладание творческого подхода при решении задач и высокий уровень профессионального образования

16 Не уделяют внимание и не соблюдают многие принятые этические нормы

17 Присуще большое стремление к обучению и профессиональному росту, но, несмотря на это, меньшая, чем в других профессиях, потребность в карьерном росте

18 Самодостаточность - необходима свобода в принятии решений

19 Предпочитают предсказуемость переменам

20 Уверены, что отличаются от других отделов, - им необходимо «особое» отношение

21 Придают большое значение распределению личного времени и распорядку дня на работе

22 Относительная неуправляемость, которая проявляется в неточном выполнении заданий, недостаточном уважении к менеджменту, неумении работать в группе, коллективе над одной задачей, склонности к конфликтам

23 Решение поставленных задач своим путем, игнорируя существующие и используемые в организации стандарты и процедуры, указания руководства

24 Низкая способность планировать свою деятельность и соблюдать временные планы и рамки своей работы

Источник: [11].

Особенности трудовой деятельности любого специалиста ИТ-отрасли обусловлены различными факторами. В первую очередь, типом организационной структуры, видом деятельности, стилем управления и содержанием труда специалиста. По результатам проводимых исследований наиболее сложные организационные структуры характерны ИТ-компаниям, занимающимся системным интегрированием. Такая ситуация объясняется наличием большего числа различных бизнес процессов, чем у других типов компаний ИТ, разноплановостью их деятельности. Наиболее типичными и применимыми для таких компаний являются органистические структуры [16]. В совокупности, эти структуры являются более гибкими и адаптивными к современным условиям сложного и динамичного окружения. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне [9]. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется не рутинная, а требующая творческого подхода технология. Когда в отсутствии точных оценок и стандартов работником движет самомотивация (например, потребность в самовыражении) и внутреннее вознаграждение, а не четко разработанная система формального контроля [4]. На современном этапе развития ИТ-отрасли наиболее эффективно функционируют компании, отвечающие принципам эдхократических и многомерных организаций [16]. Эдхократические организации отличаются таким управленческим стилем руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями, т.е. организации, допуская высокую степень свободы в действиях работников, используют их высокую компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Данные организации характеризуются отсутствием привычных формальностей, таких как иерархия, рабочие условия, форма одежды и др. Система вознаграждения в эдхократических организациях строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе [4]. Важнейшая отличительная осо-

бенность многомерных организаций состоит в том, что их высшие руководители получают широкую автономию в осуществлении функции общего руководства, поскольку даже подразделения самого низшего уровня управляются как самостоятельные виды бизнеса в рыночной экономике [7]. Особенностью персонала в данных организациях является высококвалифицированность и многопрофиль-ность. Подразделение, как самостоятельная единица в рамках компании, должно самостоятельно определять, обеспечивать и распределять ресурсы, реализовывать продукт, рассчитываться с поставщи-поставщиками, компанией, работниками и производить другие выплаты.

Виды деятельности организации в зависимости от задач, характерные для занятости ИТ-специалистов, обычно представляются как проекты и/или как операции. Согласно сегодняшним реалиям 60 % ИТ-специалистов заняты в проекте(ах) и при этом выполняют операционную деятельность с различной долей занятости. Операционная и проектная деятельность как существенно различается, так имеет и сходства, что определенно влияет на факторы их конкурентоспособности (см. табл. 2).

Таблица 2

Различия и сходства в операционной и проектной деятельности

Различия Сходства операционной и проектной деятельности

Операционная деятельность Проектная деятельность

Продолжающийся во времени и повторяющийся процесс Временный процесс Ограниченность ресурсов: время, цели, бюджет Выполняются для достижения конкретных целей или стратегических планов организации

Использование отлаженных технологий Уникальный процесс и результат Планируются, выполняются, контролируются

В процессе получение новых целей и продолжение процесса Завершение процесса после достижения поставленной цели Имеют ограничения, в том числе ограничения по ресурсам

Профессиональные, социально-психологические и мотивационные особенности специалистов ИТ и особенности их трудовой деятельности являются основной выделения основных показателей конкурентоспособности ГГ персонала.

Библиографический список

1. Адамчук, В. В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина — М. : ЮНИТИ, 2000. - 407 с. - ISBN 5-238-00042-1

2. АНКОР прогнозирует в России «рынок кандидата» во втором полугодии 2011 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hrpuls.ru/2011/07/ankor-prognoziruet-ryinok-kandidata-vo-vtorom-polugodii-2011-goda/ (дата обращения: 06.07.2015).

3. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.apkit.ru (дата обращения: 06.07.2015).

4. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008. — 670 с. - ISBN: 978-5-98118-131-1

5. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. - М. : Издательство стандартов, 2002. - 14 с.

6. Доклад «О стратегических направлениях развития индустрии информационных технологий (ИТ) в России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/investment/ projects/strategy/index.php#contents (дата обращения: 16.07.2015).

7. Мильнер, Б. З. Теория организации: Учебник / Б. З. Мильнер - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 480 с. - ISBN 5-16-000079-8.

8. Миндич, Д. Возвращение формы [Электронный ресурс]. / Д. Миндич // Журнал «Эксперт». - 2011. - № 39 (772). Режим доступа: http://expert.ru/expert/2011/39/vozvraschenie-formyi/ (дата обращения: 16.07.2015).

Актуальные вопросы управления

9. Олянич, Д. В. Теория организации: Учебн. пос. / Д. В. Олянич - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 76 с. -ISBN 978-5-222-14503-6.

10. Российская индустрия экспортной разработки программного обеспечения. 11-е ежегодное исследование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russoft.ru/files/RUSSOFT_Survey_11_ru.pdf (дата обращения: 16.07.2015).

11. Рухляда И. Профессиональные стандарты в сфере информационных технологий // Кадровик. - 2012. -№6. - С. 90-97

12. Самые востребованные IT-специалисты в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://blackpig.ru/samye-vostrebovannye-it-specialisty-v-rossii/ (дата обращения: 16.07.2015).

13. Секреты успеха ИТ департамента [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://itkaliningrad.ru/ articles/6/0/32353 (дата обращения: 16.07.2015).

14. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.02.1995. - №8. - Ст. 609 Режим доступа: Система «Гарант» (дата обращения: 16.07.2015).

15. Фрагменты отчета об аналитическом исследовании по теме: «Анализ тенденций развития ИКТ и их применение в социально-экономической сфере» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ, М., 2003. Режим доступа: http://www.silicontaiga.ru/article/files/2074_1.pdf (дата обращения: 16.07.2015).

16. Франтова, Е.Б . Модель системы обучения в рамках корпоративной культуры современной российской IT -компании: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Е. Б. Франтова. - М., 2006. - 157 с.

17. Dictionary of Information Technology. - London: MacMillan Press, 1982.

18. Thomsett, R. Out of the Pit [Электронный ресурс] / R. Thomsett // Thomsett International Pty Ltd, 2013. Режим доступа: http://www.thomsett.com.au/main/articles/hot/hotoutofpit.htm (дата обращения: 16.07.2015).

19. The Global Competitiveness Report, 2013-2014. [Электронный ресурс] / World Economic Forum - Режим доступа: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2013-2014 (дата обращения: 16.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.