Научная статья на тему 'Особенности перехода федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения'

Особенности перехода федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
513
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гринько В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности перехода федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения»

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОСОБРАЗОВАНИЯ

УДК 338.46 Гринько В. С.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Принятие в начале ноября 2006 года Федерального закона №2 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции федеральных законов от 3 ноября 2006 г. №> 175-ФЗ, от 24 июля 2007 г. №> 215-ФЗ и от 18 октября 2007 г. №2 230-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий») является результатом осуществления государственной программы реструктуризации бюджетного сектора.

Закон по установленным им правилам вступил в юридическую силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 8 января 2007 года (первая публикация текстов содержится в «Российской газете» от 8 ноября 2006 г. №> 250).

В целом под автономным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерацией, полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Законом предусмотрено, что автономные учреждения будут функционировать наряду с существующими бюджетными государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них будут обладать большей свободой в вопросах осуществления своей уставной деятельности и распоряжения имуществом.

Таким образом, основной целью создания автономных учреждений как еще одного типа (государственных и муниципальных) учреждений является создание механизмов, позволяющих повысить эффективность их функционирования. Это касается создания условий для их финансово-хозяйственной самостоятельности и экономи-

ческой мобильности, повышения эффективности использования кадровых, материальных ресурсов, стимулирования инновационной деятельности, привлечения инвестиций и расширения источников финансирования, усиления ответственности за конечные результаты деятельности, повышения прозрачности финансирования.

При этом переход бюджетных образовательных учреждений в статус автономных рассматривается как одно из перспективных направлений модернизации организационно-экономического механизма новой модели российского образования.

При применении Закона об автономных учреждениях необходимо учитывать, что создаваемые в сфере образования государственные и муниципальные автономные образовательные учреждения будут полностью (с учетом ряда особенностей) подпадать под действие отраслевого законодательства, т.е. Закона Российской Федерации «Об образовании».

Закон об автономных учреждениях определяет правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с учредителями, участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по их обязательствам.

Одна из особенностей принятого Закона заключается в наличии в его тексте многочисленных ссылок, в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации предлагается разработать дополнительные нормативные правовые акты, устанавливающие различные правила (порядки, нормы и нормативы), регламентирующие создание и функционирование государственных (федеральных и субъектов Российской Федерации) и муниципальных автономных учреждений.

В настоящее время формирование нормативного и методического обеспечения процесса создания автономных учреждений в основном находится в стадии завершения.

© Гринько В. С., 2009

Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009

125

Так, Правительством Российской Федерации принято шесть подзаконных акта (в хронологическом порядке):

постановление от 28 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;

постановление от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения»;

постановление от 10 октября 2007 г. № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения»;

постановление от 18 октября 2007 г. 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»;

постановление от 24 декабря 2007 г. № 924 «Об утверждении Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений»;

постановление от 18 марта 2008 г. 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания».

В рамках уже сформированной нормативно-правовой базы развернута большая работа, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, прежде всего, по переходу действующих бюджетных учреждений в статус автономных.

По информации Минэкономразвития России, по состоянию на середину июля 2008 года, полученной от 41 федерального органа исполнительной власти в перечень федеральных государственных учреждений, предлагаемых к изменению типа на федеральное автономное учреждение, включено 231 федеральное бюджетное учреждение.

Из них в 2008 году предполагается изменить тип 43 бюджетных учреждений; в 2009 году - 86; в 2010 году - 80; в 2011 году - 22 бюджетных учреждения.

Предусматривается изменение типа бюджетных учреждений в сферах: образования - 34, культуры - 4, энергетики - 10, технического регулирования и метрологии - 91, автомобильного и речного транспорта - 66, науки - 23 и т.д.

По информации Минэкономразвития России, полученной от субъектов Российской Федерации, предусматривается изменение типа на автономные учреждения более 1000 бюджетных учреждений.

Из них в 2008 году предполагается изменить тип 517 бюджетных учреждений; в 2009 году - 285; в 2010 году - 259; в 2011 году - 8 бюджетных учреждения. При этом в 2007 году уже изменили статус 78 бюджетных учреждений. Создание автономных учреждений субъектами Российской Федерации предусматривается осуществить в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта, издательской деятельности и др.

По данным мониторинга перевода бюджетных образовательных учреждений в статус автономных, проведенного экспертами Государственного технологического университета «Московского института стали и сплавов» (по состоянию на 15 августа 2008 года), полученных от органов управления образованием 41-го субъекта Российской Федерации, в 2007 году переведены в автономные образовательные учреждения 415 бюджетных учреждений, расположенных в 34-х субъектах Российской Федерации (приложение 1).

Из них - более 68% составляют дошкольные образовательные учреждения и более 15% учреждения дополнительного образования детей. До конца 2008 года планируется перевести еще 226 , в 2009 году - 282, в 2010 году - 309, в 2011 - 307. К концу прогнозируемого периода активизируется процесс создания автономных общеобразовательных учреждений, доля которых постепенно составит более 36%.

При этом создание автономных образовательных учреждений органами управления образованием Республики Ингушетия, г. Москвы, Курганской области, Чукотского автономного округа не планируется. От Республики Татарстан информация не поступила.

Наиболее активно работает в этом направлении Тюменская область, которая осуществила перевод в статус автономного образовательного учреждения 346 бюджетных учреждений, из них 255 муниципальных. В прогнозируемом периоде, т. е. до 2012 года готовятся к переводу 425 учреждений Новгородской области, 397 - Калининградской, 146 -Республики Карелия, 130 - г. Санкт-Петербурга и т. д. Однако абсолютное большинство субъектов Российской Федерации предполагают проводить эту работу в основном в отношении муниципаль-

ных учреждений, доля которых составит более 78 процентов (приложение 2).

На основании данных собранных и обработанных экспертами, представляется возможным сделать следующий вывод. В значительной степени процесс перехода бюджетных образовательных учреждений в автономные в субъектах Российской Федерации сдерживается из-за отсутствия нормативного правового и методического обеспечения (приложение 3).

Наибольшие трудности у субъектов Российской Федерации при разработке нормативных правовых актов связаны с разработкой:

форм отчетов о деятельности государственного (муниципального) автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;

условий и порядка формирования задания учредителя государственному (муниципальному) автономному учреждению и порядка финансового обеспечения выполнения задания;

перечня государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению.

При этом и разработанные и принятые ими нормативно-правовые акты практически не содержат региональной или отраслевой специфики и дублируют аналогичные акты Российской Федерации.

На федеральном уровне ключевыми разработчиками по формированию нормативной правовой основы создания и функционирования автономных учреждений в целом для социальной сферы являются Минэкономразвития России и Минфин России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 325 приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 261 (в редакции от 22 октября 2007 г. № 354) утверждены «Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения», которая является общей для учреждений всей социальной сферы. Указанным приказом установлен порядок ее заполнения (приложение 4).

Определено, что предложение должно содержать следующие наиболее значимые позиции:

- обоснование и риски создания автономных учреждений;

- общие сведения о существующем государственном учреждении (собственнике имущества, учредителе);

- сведения о целях и видах деятельности существующего государственного учреждения;

- сведения об имуществе;

- сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление;

- сведения о финансировании и доходах;

- сведения о задолженности;

- сведения об услугах (работах), оказываемых государственным учреждением;

- сведения о работниках учреждения и уровне оплаты их труда.

Причем, в пункте 10 указанных Рекомендаций Минэкономразвития России предусматривается, что в разделе пп. 25-27 Формы предложения, утвержденной Правительством, необходимо представление сведений на основе данных бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, об имуществе подтвержденные, результатами аудиторской проверки.

Представляется, что для государственных и муниципальных учреждений сферы образования выполнение данного требования является достаточно проблематичным.

С одной стороны, обязательность аудита в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на федеральные учреждения не распространяется, а с другой стороны, аудиторские проверки осуществляются относительно финансово-хозяйственной деятельности юридического лица или его бухгалтерской отчетности, но не имущества. При этом перечень имущества представляется учреждением как приложение к бухгалтерскому отчету в конце финансового года. В этом случае теряется смысл такого рода проверки.

Проблемой для образовательных учреждений является также достаточно высокая стоимость процедуры аудита и необходимость отбора аудитора на конкурсной основе, на что потребуется дополнительное время при подготовке проекта предложения.

Кроме того, в соответствии с указанными Рекомендациями Минэкономразвития России к Форме предложения прилагаются выписки из реестра федеральной собственности, а также свидетельства на право оперативного управления имуществом, право Российской Федерации, свидетельства на право постоянного (бессрочного ) пользования земельным участком, которые выдаются после перерегистрации (переоформления) имущества, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447.

Следует отметить, что в абсолютном большинстве бюджетные образовательные учреждения не провели своевременную организационную работу по переоформлению ни имущества, ни земли. По оценкам Минэкономразвития России, на урегулирование земельно-имущественных отношений в установленном порядке в среднем учреждению требуется от 6, а в отдельных случаях до 9 месяцев и более. Причем, урегулирование земельно-имущественных отношений относится ко всем федеральным государственным учреждениям, независимо от того, сохранят ли они статус бюджетного учреждения или будут переходить в автономные.

Средства федерального бюджета на эти весьма дорогостоящие процедуры образовательным учреждениям не предусматриваются.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 182 Минэкономразвития России разработаны и находятся на стадии согласований:

методические рекомендации по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения, которыми на стадии проекта постановления в основном предусматривается сохранение действующего порядка установления государственного задания применяемого для бюджетных учреждений, однако остается не ясным вопрос относительно конкурсных (или неконкурсных) процедур его размещения в сфере образования (приложение 5);

методические рекомендации по расчету нормативов затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, затрат на уплату налога на имущество и уплату земельного налога (кроме того имущества (земли), которое сдается учреждением в аренду, а также арендуемого им у других юридических лиц - замечание автора);

типовая форма соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Одновременно, в соответствии с указанным постановлением и Бюджетным кодексом Российской Федерации на стадии согласований находится проект постановления Правительства Россий-

ской Федерации, подготовленный Минфином России «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», которым, в том числе предусматривается выполнение государственных услуг автономным учреждением.

Идеология постановления Минфина России на стадии проекта заключается:

во-первых, в установлении нового порядка формирования контрольных цифр приема граждан в федеральные образовательные учреждения путем простого суммирования только заказов (заявок) работодателей на подготовку кадров без проведения конкурсных процедур на размещение государственного задания (контрольных цифр приема);

во-вторых, в различиях подходов при определении нормативов затрат в отношении бюджетного и автономного учреждения.

По мнению Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Рособразования, порядок определения нормативов затрат по выполнению государственных услуг в соответствии с государственным заданием учредителя должен быть единым для бюджетного, автономного или частного учреждения, установив при этом порядок финансирования государственного задания для бюджетного учреждения - по смете, федерального автономного учреждения - в рамках субсидий.

Представляется, что без установления единых правил формирования задания учредителя невозможно создать конкурентную среду между государственными и негосударственными, бюджетными и автономными учреждениями по предоставлению государственных образовательных услуг.

Для формирования конкурентной среды необходимо обеспечить равенство подходов финансового обеспечения как бюджетных, так и автономных учреждений на основе единой методологии.

Кроме того, в настоящее время предоставление субсидии на выравнивание финансового обеспечения выполнения государственного задания учредителя гарантировано только федеральным автономным учреждениям и только в течение трех лет. В этой связи, представляется, что эта норма должна распространяться на государственные и муниципальные бюджетные учреждения при переходе их в статус автономных.

Одновременно представляется необходимым в соответствующее федеральное законодательство, в том числе постановление Правительства

Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 182, внести дополнения, позволяющие расширить перечень субсидий предоставляемых автономному образовательному учреждению.

Помимо предоставления автономному учреждению субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам, субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в том числе земельные участки, субсидии на выравнивание финансового обеспечения выполнения задания,

ввести «социальную субсидию» на реализацию автономным образовательным учреждением социальных льгот и гарантий, распространяемых в соответствии с отраслевым законодательством на обучающихся и работников сферы образования. Представляется, что на эти учреждения должны распространяться те же социальные льготы и гарантии, что и на работников и обучающихся существующих бюджетных государственных и муниципальных учреждений. В противном случае не исключено, что на практике возможно возникновение проблем с реализацией этих льгот и гарантий в автономных учреждениях.

При расчете субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в том числе земельные участки целесообразно в Законе отразить возможность включения расходов, на содержание имущества обеспечивающего охрану труда и здоровья работников и обучающихся.

В свою очередь, Минобрнауки России осуществляет формирование нормативного правового и методического обеспечения для учреждений сферы образования с учетом отраслевой специфики, в рамках созданной им Рабочей группы, состоящей из представителей его структурных подразделений, Ро-собрнадзора, Рособразования, Роснауки, экспертов от научного и педагогического сообщества.

Разработан и утвержден Министром образования и науки Российской Федерации 24 июня 2008 года График разработки, согласования и утверждения нормативных правовых актов, методик и финансовых нормативов, необходимых для обеспечения работы по созданию и функционированию автономных учреждений в сфере деятельности Минобрнауки России (приложение 6).

Для работников сферы образования График представляет практический интерес, прежде все-

го, с точки зрения приведенного в нем перечня видов работ (мероприятий). Данный График может быть использован при проектировании работ по созданию и функционированию автономных образовательных учреждений как на уровне органов исполнительной власти (федеральных и региональных, имеющих в своем ведении образовательные учреждения), так и бюджетного образовательного учреждения, исходя из положений нормативных правовых актов, предусматривающих прямые или косвенные поручения.

Таким образом, Минобрнауки России предстоит разработать и утвердить:

методики формирования задания учредителя автономному образовательному учреждению;

методические рекомендации по расчету нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам федеральным автономным образовательным учреждением (по каждому типу образовательного учреждения, при этом одна из основных трудностей при их разработке заключается в учете перехода образовательных учреждений на новую систему оплаты труда - замечание автора);

нормативы затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам федеральными автономными образовательными учреждениями (по каждому типу образовательного учреждения, которые не будут отличаться от нормативов затрат бюджетных федеральных образовательных учреждений -замечание авт.);

виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений;

рекомендации по формированию состава наблюдательного совета федерального автономного образовательного учреждения, разграничению компетенций наблюдательного совета и иных его органов управления учреждения;

модели программ развития федерального автономного образовательного учреждения и порядок их принятия;

порядок рассмотрения Минобрнауки России предложений о создании федеральных автономных образовательных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных учреждений и проектов соответствующих решений Правительства Российской Федерации.

Последний из перечисленных документов утвержден приказом Минобрнауки России от 15 сентября 2008 года № 261 и направлен на регистрацию в Минюст России (приложение 8).

В соответствии с утвержденным Порядком Минобрнауки России в двухнедельный срок рассматривает пакет документов о создании федерального автономного образовательного учреждения с проектом правительственного решения, подготовленные федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении бюджетные образовательные учреждения, и согласованные с Росимуществом.

Порядком предусматривается также создание в министерстве координационного органа (комиссии), к полномочиям которого в том числе отнесено определение перечня оцениваемых показателей текущей деятельности бюджетного образовательного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения с критериями их оценки, а также критериев оценки достаточности имущества, которое планируется закрепить за автономным учреждением (приложение 7).

Рособразование, как наиболее крупный в Российской Федерации учредитель образовательных учреждений, вовлечено в работу по переходу подведомственных бюджетных образовательных учреждений в автономные самым непосредственным образом:

создана Рабочая группа для подготовки предложений о механизмах и порядке создания автономных учреждений, в состав которой включены представители профсоюза, образовательных и научных учреждений;

на Экономическом совете Рособразования и на организационных совещаниях с представителями пилотных образовательных учреждений состоялись обсуждения по проблеме предотвращения рисков и обоснованности принимаемых решений о переводе бюджетных образовательных учреждений в автономные;

в целях оперативного обмена информацией, включая информацию о действующих нормативных правовых актах, регламентирующих создание автономных учреждений, открыты специальные сайты: Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики «МЭСИ» http:// www.avtonom.mesi.ru; в рамках проекта ФЦПРО специалистами МЦФЭР-кон-салтинг http:// au.edu.ru;

сформирован перечень пилотных образовательных учреждений, выразивших готовность к переходу в автономные образовательные учреждения, состоящий из 34 учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования,

в их числе: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет «ИНЖЕ-КОН», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики «ЛИТМО», Государственный технологический университет «МИ-СИС», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики «МЭСИ», Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казанский государственный финансово-экономический институт, Кубанский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.;

разработан График мероприятий по созданию подведомственных федеральных автономных образовательных учреждений, являющийся составной частью Графика Минобрнауки России.

В рамках мероприятий Графика Рособразо-ванию предстоит разработать и утвердить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормативы затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным образовательным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным образовательным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, а также на уплату налогов, в том числе земельные участки (кроме, как уже отмечалось, того имущества (земли), которое сдается учреждением в аренду, а также арендуемого учреждением имущества у других юридических лиц - замечание авт.);

методические рекомендации подведомственным бюджетным учреждениям для перехода их в автономные образовательные учреждения (после полного формирования нормативных правовых и подзаконных актов - замечание авт.);

формы отчетов о деятельности федерального автономного образовательного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества и т.д.

В целом все мероприятия Рособразования по сопровождению создания и функционирования федеральных автономных образовательных учреждений можно условно разделить на два этапа:

-подготовка проекта правительственного решения и формирование проекта предложения

о создании федерального автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего федерального бюджетного образовательного учреждения по установленной Правительством Российской Федерации форме предложения и правилам ее заполнения;

- сопровождение функционирования созданного федерального автономного образовательного учреждения, в том числе путем формирования нормативного и методического обеспечения.

В этой связи, целесообразно уточнить примерный перечень мероприятий, который необходимо выполнить бюджетным учреждениям при подготовке ими проекта предложения направляемого в Рособразование для реализации учредителем первого этапа мероприятий и последующего внесения документов в Минобрнауки России.

Блок 1

1.1.принятие ученым советом вуза решений о переходе вуза в автономное учреждение и представление решения учредителю;

1.2. принятие высшим коллегиальным органом образовательного учреждения (по уставу учреждения: конференция, общее собрание или др.) решения о переходе его в автономное и представление решения учредителю.

Блок 2

2.1. проведение аудиторской проверки бюджетного учреждения в соответствии с п. 10 Методических рекомендаций по заполнению формы предложения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 № 261 (приложение 4);

2.2. перерегистрация имущества, земли (или по определению Минэкономразвития России, инвентаризация технических документов) в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447;

2.3. подготовка выписок из реестра федерального имущества по установленной форме в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 306.

Блок 3

3.1. подготовка копий устава образовательного учреждения, изменений (дополнений) к нему в 4-х экземплярах, заверенных нотариально в установленном порядке;

3.2. подготовка копий документов, подтверждающих создание филиала (филиалов) образовательного учреждения и факт постановки на учет в налоговом органе по месту его (их) нахожде-

ния, а также утвержденного в установленном порядке положения о филиале.

Блок 4

4.1. при разработке раздела 1 «Обоснование создания автономного учреждения» Формы предложения, утвержденной Правительством Российской Федерации, следует использовать показатели текущей деятельности федерального государственного образовательного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения и критерии их оценки, приведенные в приложении 7, в том числе :

4.1.1. сведения о наличии неисполненных предписаний Рособрнадзора;

4.1.2. сведения о приостановлении действия лицензии, отказе в выдаче лицензии или аннулировании лицензии с указанием оснований за предшествующие 3 года;

4.1.3. сведения о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации, лишении ее или отказе с указанием оснований за предшествующие 3 года;

4.2. показатели текущей деятельности бюджетного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения, т.е. оцениваются следующие показатели:

4.2.1.сохранение целей деятельности и ведение образовательной деятельности;

4.2.2.сохранение доступности образовательных услуг;

4.2.3.сохранение качества образовательных услуг;

4.2.4.соотношение объемов образовательной (научной) деятельности и иных видов деятельности;

4.2.5. изменение общего объема внебюджетного финансирования;

4.2.6.изменение размера средней заработной платы работников;

4.2.7.достаточность недвижимого и особо ценного движимого имущества;

4.2.8.укомплектованность штата специалистами соответствующей квалификации.

Следует отметить, что в настоящее время Рособразование отказалось от идеи количественного ограничения образовательных учреждений готовых перейти в новый статус. Перечень пилотных учреждений открыт и число желающих постоянно увеличивается, в этой связи, это направление деятельности Рособразования приобрело системный характер, т. е. со всеми образовательными учреждениями.

При этом приоритет в работе отдается Сибирскому и Южному федеральным университетам, а также Государственному технологическому университету «МИСИС», которые практически завершают формирование пакетов документов.

Одновременно Минобрнауки России осуществляет подготовку предложения по изменению статуса федерального бюджетного образовательного учреждения Государственного университета - Высшая школа экономики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на значительный объем выполненных и выполняемых работ на федеральном и региональном уровнях, создание автономных учреждений, в том числе в сфере образования не приобрело массового характера.

Причины сдерживания процесса заключаются:

во-первых, потому что, как заметил Президент страны Д. А. Медведев в Бюджетном послании на 2008 год «не создана в полном объеме нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения государственных заданий автономным учреждениям»,

во-вторых, в силу чрезвычайно громоздкого механизма перехода, предусмотренного федеральным законодательством, требующего разработки значительного количества дополнительных ведомственных нормативных правовых актов.

Необходимо упрощение указанных процедур, осуществляя изменение типа существующих бюджетных учреждений решениями учредителя (или федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность федеральных государственных учреждений в сфере образования), а создание вновь создаваемых федеральных автономных образовательных учреждений - решениями Правительства Российской Федерации.

Требует существенного упрощения Форма предложения, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 325, и особенно позиции 1 и 2 Раздела I путем исключения требований, касающихся оценки текущей деятельности бюджетного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения. При этом предусмотреть обязательность оценки эффективности функционирования учреждения в его новом статусе не ранее, чем через три года.

Одним из стимулов для перехода в автономные учреждения должно стать не только облегчение режима использования внебюджетных

средств, но, прежде всего, утверждение учредителем программ развития автономных учреждений, включающей развитие его материальной базы. Обязанность учредителя материально обеспечивать развитие автономных учреждений в рамках специальных программ предусмотрена Законом. Однако в Законе не конкретизируется ни содержание, ни порядок финансирования таких программ.

Ведутся активные дискуссии о необходимости внесения в Бюджетный кодекс Российской Федерации соответствующих изменений, предусматривающих возможность софинансирования таких программ субъектами Российской Федерации.

Представляется, что одним из эффективных механизмов реализации этого предложения могло бы стать восстановление института многоуч-редительства в сфере образования, «де-факто» действующего в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и «де-юре» действовавшего в системе начального профессионального образования до 2004 года.

По мнению Минэкономразвития России, в немалой степени процесс перехода бюджетных учреждений в автономные тормозится в связи с заинтересованностью руководителей бюджетных учреждений в сохранении руководства учреждением на принципе единоначалия, поскольку Законом предусматривается перераспределение компетенции руководителя учреждения с наблюдательным советом.

Учитывая, что в состав наблюдательного совета учреждения могут входить его работники, но не входит руководитель, то последний при осуществлении своих полномочий может попадать в зависимость от позиции трудового коллектива.

Разделяя опасения Минэкономразвития по данной проблеме, в целях повышения статуса руководителя федерального автономного учреждения целесообразно внести поправку в Закон о включении руководителя в состав наблюдательного совета учреждения, сохранив при этом представительство работников учреждения.

Полагаем, что разрешение выявленных в настоящее время при создании федеральных автономных образовательных учреждений проблем позволит стимулировать процессы их создания, повысить привлекательность статуса автономного образовательного учреждения. Понимая при этом, что мы находимся только в начале пути, создания нового механизма эффективного функционирования образовательного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ш

3

г? л

Типы образовательных учреждений Переведены 01.07. 2008 (ед-ц) % от общего числа Предполагается перевести, в том числе (ед-ц)

до конца 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

2008 г.

1. Дошкольные образовательные учреждения, всего 283 68 109 116 125 134 125

в т.ч. муниципальные учреждения 283 68 108 110 109 118 107

2. Общеобразовательные учреждения, всего 32 7 65 84 101 84 106

в т.ч. муниципальные учреждения 32 7 65 86 86 88 90

3. Учреждения начального профессионального образования,всего 22 5 37 21 13 12 11

в т.ч. муниципальные учреждения 1 0,2

4. Учреждения среднего профессионального 10 2 13 8 9 7 6

образования,всего

в т.ч. муниципальные учреждения

5. Учреждения высшего профессионального образования,всего 2 1 2 1 1

в т.ч. муниципальные учреждения

6. Учреждения дополнительного образования 2 0,2 3 9 6 2

взрослых, всего

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1 4 4 2

7. Учреждения дополнительного образования детей, 63 15 73 32 46 42 46

всего

в т.ч. муниципальные учреждения 4 0,7 23 20 38 35 39

8. Другие типы образовательных учреждений 1 0,2 5 10 9 6 5

9. Итого учреждений по субъектам Российской Федерации, всего 415 226 282 309 307 300

в т.ч. муниципальные учреждения 321 77 197 220 237 243 236

о о\

£ Я

0

Г)

н а я

л

■а

й

1 »

Я —

л

■а »

ё в-Я £ й

л н Я £ и о о\

■а »

м о со

3

в-я в-й

л ■а

я:

и »

§

я о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я в-

и

Л

■а

я

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Субъекты Российской Федерации Количество бюджетных образовательных учреждений, переводимых в АОУ

2007 2008 2009 2010 2011 2012 20072012

Республика Адыгея 1 1

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1

Республика Алтай 8 9 13 6 4 4 44

в т.ч. муниципальные учреждения 8 8 7 4 3 4 34

Амурская область 1 2 3

в т.ч. муниципальные учреждения

Республика Бурятия 1 9 10

в т.ч. муниципальные учреждения 5 5

Владимирская область 6 9 14 5 44

в т.ч. муниципальные учреждения 4 9 14 15 42

Вологодская область 5 9 6 20

в т.ч. муниципальные учреждения 5 9 6 20

Республика Карелия 15 25 39 67 146

в т.ч. муниципальные учреждения 7 18 32 60 117

Кемеровская область 3 5 19 21 27 28 103

в т.ч. муниципальные учреждения 3 5 19 21 27 28 103

Кировская область 1 2 5 7 8 23

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1 4 7 8 21

Республика Коми 2 6 13 16 12 49

в т.ч. муниципальные учреждения 1 6 13 16 11 47

Красноярский край 1 6 6 6 5 24

в т.ч. муниципальные учреждения 4 5 5 5 19

Курская область 1 7 9 10 14 41

в т.ч. муниципальные учреждения 1 6 7 8 11 33

Липецкая область 1 1 1 1 4

в т.ч. муниципальные учреждения 0

Магаданская область 1 1 2 4

в т.ч. муниципальные учреждения

Республика Мордовия 2 8 7 7 6 30

в т.ч. муниципальные учреждения 2 6 6 7 6 27

Нижегородская область 1 1

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1

Продолжение табл.

Субъекты Российской Федерации Количество бюджетных образовательных учреждений, переводимых в АОУ

2007 2008 2009 2010 2011 2012 20072012

Новгородская область 181 113 69 54 8 425

в т.ч. муниципальные учреждения 167 105 67 54 8 401

Омская область 1 1 2

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1

Пермский муниципальный район 50 4 9 11 14 88

в т.ч. муниципальные учреждения 50 4 9 11 14 88

Санкт-Петербург 18 38 37 37 130

в т.ч. муниципальные учреждения

Рязанская область 5 17 14 13 15 64

в т.ч. муниципальные учреждения 5 16 12 9 11 53

Ставропольский край 2 2

в т.ч. муниципальные учреждения

Тульская область 1 1

в т.ч. муниципальные учреждения

Республика Тува 4 4 8

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1 2

Тюменская область 346 11 6 4 367

в т.ч. муниципальные учреждения 255 10 4 2 271

Удмуртская Республика 5 5

в т.ч. муниципальные учреждения

Республика Хакасия 9 1 10

в т.ч. муниципальные учреждения 6 1 7

Калининградская область 8 77 116 117 79 397

в т.ч. муниципальные учреждения 66 103 117 79 365

Белгородская область 2 3 5 5 15

в т.ч. муниципальные учреждения 1 2 2 5

Ямало-Ненецкий автономный округ 5 8 8 10 31

в т.ч. муниципальные учреждения 4 6 7 10 27

Хабаровский край 1 2 7 5 3 18

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1 7 5 3 17

Оренбургская область 7 1 29 35 33 40 145

в т.ч. муниципальные учреждения 7 1 28 33 31 37 137

Окончание табл.

Субъекты Российской Федерации Количество бюджетных образовательных учреждений, переводимых в АОУ

2007 2008 2009 2010 2011 2012 20072012

Республика Северная Осетия-Алания 2 2 5 9

в т.ч. муниципальные учреждения 1 1 1 3

Ленинградская область 2 2 2 1 7

в т.ч. муниципальные учреждения

ИТОГО 420 2271

в т.ч. муниципальные учреждения 326 1847

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Предмет регулирования Количество документов, принятых субъектами Российской Федерации

1 .Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения 27

2.Порядок осуществления функций и полномочий учредителя государственного (муниципального) автономного учреждения 23

3.Формы отчетов о деятельности государственного (муниципального автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества 14

4.Порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений 24

5. Условия и порядок формирования задания учредителя государственному (муниципальному) автономному учреждению и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания 24

6.Порядок создания бюджетного учреждения по решению учредителя государственного (муниципального) автономного учреждения путем изменения его типа 9

7. Перечень государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 20 июля 2007 г. N 261

Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2007 №» 354)

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2794) приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Министр Г. О. Греф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утверждены

Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 261

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОЗДАНИИ АВТОНОМНОГО учреждения ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ ТИПА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2007 N 354)

1. Настоящие методические рекомендации определяют порядок заполнения формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (далее -- форма предложения), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения».

2. Форма предложения заполняется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, с учетом требований Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45,

ст. 4626), Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2802) и настоящих методических рекомендаций.

3. В разделе I Формы предложения необходимо привести обоснование создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения, для чего заполнить пункты 1-4.

4. В пункте 1 формы предложения необходимо привести описание целесообразности изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения с учетом возможных социально-экономических последствий создания автономного учреждения.

При заполнении пункта 1 формы предложения рекомендуется кратко описать возможные социально-экономические последствия создания автономного учреждения, в числе которых целесообразно указать:

-- последствия для потребителей услуг государственного (муниципального) учреждения (например, расширение состава оказываемых услуг, повышение их качества и доступности);

- последствия для работников существующего государственного или муниципального учреждения и их семей (например, сокращение штатной численности, изменение уровня оплаты труда работников учреждения);

- последствия для бюджета соответствующего уровня (например, рост налоговых доходов бюджета).

По возможности при заполнении пункта 1 формы предложения рекомендуется приводить конкретные количественные показатели.

Рекомендуемый объем информации в пункте 1 формы предложения - не более одной страницы.

5. В пункте 2 формы предложения необходимо более подробно, чем в пункте 1 формы предложения, привести оценку доступности предоставления предполагаемых услуг населению создаваемым автономным учреждением и описание ожидаемого качества выполняемых работ и оказываемых услуг.

При заполнении пункта 2 формы предложения:

- оценку доступности предоставления предполагаемых услуг населению создаваемым автономным учреждением рекомендуется приводить в сравнении с доступностью предоставления услуг существующим государственным (муниципальным) учреждением с указанием количества и территориального размещения фактических и потенциальных потребителей услуг;

- ожидаемое качество выполняемых работ (оказываемых услуг) рекомендуется характеризовать в сравнении с качеством выполняемых работ (оказываемых услуг) существующим государственным (муниципальным) учреждением; при характеристике качества выполняемых работ и оказываемых услуг рекомендуется описывать степень их соответствия установленным требованиям (национальным стандартам, техническим регламентам, стандартам качества услуг, процедурам их оказания) и степень удовлетворенности потребителей работ (услуг).

Рекомендуемый объем информации в строке 2 формы предложения - не более одной страницы.

6. В пункте 3 формы предложения необходимо привести описание основных целей и направлений деятельности создаваемого автономного учреждения.

Заполнение пункта 3 рекомендуется осуществить путем приведения в ней перечня основных целей и направлений деятельности создаваемого автономного учреждения, сформированного с учетом предмета, целей деятельности и видов деятельности, планируемых к закреплению в уставе создаваемого автономного учреждения.

7. В пункте 4 формы предложения необходимо указать реквизиты решения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такого органа) или руководством этого учреждения (при отсутствии коллегиального органа).

Представление данной информации связано с необходимостью выполнения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях», согласно которой предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно подготавливаться по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.

К форме предложения должна быть приложена копия соответствующего решения, заверенная руководителем государственного (муниципального) учреждения или руководителем органа государственной власти (местного самоуправления).

8. В разделе II формы предложения необходимо привести общие сведения о существующем государственном или муниципальном учреждении, для чего заполнить пункты 5-19.

Источниками информации для заполнения данных строк являются решение о создании государственного (муниципального) учреждения, устав государственного (муниципального) учреждения, решение о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения, свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

При отсутствии у соответствующего учреждения филиалов и/или представительств в пунктах 18, 19 ставится прочерк.

К форме предложения должны быть приложены заверенные руководителем государственного (муниципального) учреждения или руководителем органа государственной власти (органа местного самоуправления) копии документов, подтверждающие правильность заполнения пунктов 5-19.

9. В разделе III формы предложения должны быть приведены сведения о целях и видах деятельности существующего государственного (муниципального) учреждения, для чего необходимо заполнить пункты 20-24.

Источниками информации для заполнения данных строк являются устав государственного (муниципального) учреждения, лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданные учреждению. При отсутствии у соответствующего учреждения лицензий и/или свидетельств о государственной аккредитации в пунктах 23, 24 ставится прочерк.

К форме предложения должны быть приложены заверенные руководителем государственного (муниципального) учреждения или руководителем органа государственной власти (органа местного самоуправления) копии лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, подтверждающих правильность заполнения пунктов 23-24.

10. В разделе IV Формы предложения приводятся сведения об имуществе существующего государственного (муниципального) учреждения.

Пункты 25-27 заполняются на основе данных бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения на последнюю отчетную дату, подтвержденной аудиторской проверкой.

При заполнении пункта 27 формы предложения необходимо учитывать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

Перечни имущества, приводимые в пунктах 25 и 26 формы предложения, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом муниципального образования в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Для подтверждения правильности перечней имущества, приведенных в пунктах 25 и 26, к форме предложения прикладывается выписка из реестра федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации либо муниципального имущества* .

(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2007 N 354)

* Выписки из реестров имущества субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных образований прилагаются, если такие реестры ведутся соответственно субъектом или муниципальным образованием в соответствии с его нормативными правовыми актами.

11. В разделе V формы предложения приводятся сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения, для чего в пункте 28 формы предложения приводится полный перечень иных объектов, предполагаемых к передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения, и суммарная балансовая стоимость указанных объектов по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

12. В разделе VI формы предложения приводятся сведения о финансировании и доходах существующего государственного (муниципального) учреждения, для чего на основе данных бухгалтерской отчетности за соответствующий период заполняются пункты 29-32 формы предложения за три года, предшествующие подаче предложения о создании автономного учреждения.

Объемы средств в данных строках необходимо указывать в тыс. рублей (с одним десятичным знаком).

13. В разделе VII формы предложения приводятся сведения о задолженности существующего государственного (муниципального) учреждения, для чего на основании данных бухгалтерской отчетности данного учреждения за соответствующий период заполняются пункты 33 и 34 формы предложения за три года, предшествующие подаче предложения о создании автономного учреждения.

Объемы средств в данных строках необходимо указывать в тыс. рублей (с одним десятичным знаком).

14. В разделе VIII формы предложения приводятся сведения об услугах (работах), оказываемых государственным (муниципальным) учреждением, для чего заполняются пункты 35-40 формы предложения за три года, предшествующие подаче предложения о создании автономного учреждения.

Все услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждением, должны быть разделены на три группы:

- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждением за счет средств соответствующего бюджета, информация о которых приводится в пунктах 35-36 формы предложения;

- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждением на платной основе, информация о которых приводится в пунктах 37-38 формы предложения;

- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждением на частично платной основе, информация о которых приводится в пунктах 39-40 формы предложения.

- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждением на частично платной основе, информация о которых приводится в пунктах 39-40 формы предложения.

По каждой из групп услуг приводятся:

- перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственным (муниципальным) учреждением населению за счет средств соответствующего бюджета, на платной основе либо частично на платной основе, который составляется учреждением самостоятельно с учетом требований правовых актов, определяющих состав услуг в соответствующей сфере, в случае наличия таких (например, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, перечней гарантированных государством социальных услуг);

- количество потребителей услуг (работ), оказанных (выполненных) государственным (муниципальным) учреждением населению за счет средств соответствующего бюджета, на платной основе либо частично на платной основе, за предыдущие 3 года, которое определяется на основании данных государственной статистики и/или самостоятельно формируемых государственным (муниципальным) учреждением данных.

В случае если какая-либо из вышеприведенных групп услуг не оказывается государственным (муниципальным) учреждением, в соответствующих пунктах необходимо привести формулировку «не оказываются».

Научные организации в пунктах 35-40 проставляют прочерк.

15. В разделе IX формы предложения приводятся сведения о работниках государственного (муниципального) учреждения и об уровне оплаты их труда, для чего на основании штатного расписания, статистической и бухгалтерской отчетности существующего государственного (муниципального) учреждения заполняются пункты 41-45.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОЕКТ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)

ПРИКАЗ

Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения

Во исполнение пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 24.03.2008, №9 12, ст. 1142) приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения.

Министр Э. С. Набиуллина

Утверждены

приказом Минэкономразвития России

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАДАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации определяют порядок формирования федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения (далее учредитель), задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения (далее - Задание), сформированного с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания».

Задание составляется учредителем по форме согласно Приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

1. Выписка из реестра расходных обязательств предусмотрена в виде строк(и) из последнего сданного учредителем реестра расходных обязательств, включающей(их) расходное(ые) обязательство(а), связанное(ые) с оказанием федеральным автономным учреждением соответствующих услуг (выполнением работ).

2. Потребители услуги.

В графе «Наименование категории потребителей (физических/юридических лиц)» отражаются категории потребителей услуг (работ) с указанием на какой основе они предоставляются (бесплатная, частично платная и платная) для каждой из категорий потребителей услуг (работ).

В графе «Основание для оказания услуги (выполнения работы)» указывается соответствующий нормативный правовой акт.

3.Показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемой услуги (выполняемой работы).

3.1. Характеристики качества услуги (работы). Указывается правовой акт, которым утвержден стандарт качества услуги (работы).

В отсутствие стандарта качества услуги (работы) в графе «Описание характеристики», применяются показатели, характеризующие требования к квалификации и опыту персонала, оказывающего услуги, к материально-техническому обеспечению учреждения и другие.

В рамках одного задания учредителя устанавливается от 2 до 6 характеристик качества услуги (работы).

В графе «Единица измерения» отражаются единицы измерения качества оказываемой услуги (выполняемой работы), если возможно их количественное измерение.

Графа «Формула расчета» содержит формулу, установленную учредителем для расчета показателя качества услуг (работ), если возможно его количественное измерение.

В графе «Планируемое значение» отражаются планируемые по годам характеристики качества оказываемой услуги (работы) в количественном выражении.

3.2. При характеристике объема оказания услуги (выполнения работы) указываются данные:

- наименование показателя объема услуги (работы), измеряемого в натуральном выражении. В случае невозможности измерения услуги в натуральных единицах, определяется состав услуги (работы), например - состав научно-исследовательских работ в области фундаментальной науки;

- единицу измерения объема оказываемой услуги в натуральном выражении;

- планируемые по годам (на очередной финансовый год и плановый период) объемы оказания услуги (выполнения работы) в количественном выражении.

Объемы оказания услуги (выполнения работы) могут измеряться как в количестве потребителей, так и в иных единицах (например, койко-днях, количествах постановок и т. п.). При этом допускается одновременное использование для характеристики одной услуги (работы) нескольких показателей объема оказания услуги (работы).

4. Порядок оказания услуги (выполнения работы).

«Порядок оказания услуги (выполнения работы)» может быть установлен специальным документом. В этом случае заполнение пункта «Порядок оказания услуги (выполнения работы)» ограничивается указанием наименования и реквизитов правового акта, устанавливающего этот порядок.

При отсутствии такого специального документа порядок оказания услуги (выполнения работы) устанавливается в Задании. В этом случае пункт «Порядок оказания услуги (выполнения работы)» должен содержать:

характеристики, связанные с организацией оказания услуги (выполнения работы): требования к режиму работы федерального автономного учреждения, времени ожидания, оказания услуги (выполнении работы) и т. п.

описание порядка информирования потребителей об оказании услуги (выполнении работы): сведения о способе информирования потребителей об оказании услуги (выполнении работы); составе и содержании размещаемой (доводимой) информации; частоте ее обновления и т. п.;

перечень оснований для приостановления оказания услуги со ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт;

перечень оснований для отказа от оказания услуги (выполнения работы) со ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт.

5. Финансовое обеспечение выполнения задания включает:

- предельную цену (тариф) на оплату услуги (работы) физическими и (или) юридическими лицами, устанавливаемую при условии выполнения данной услуги (работы) на платной основе1. При этом значение предельной цены (тарифа) на оплату услуги (работы) в Задании учредителя приводится со ссылкой на соответствующие правовые акты. В случае их отсутствия указывается правовой акт, которым определен порядок установления цен (тарифов) на оказание услуг (выполнение работ) с соответствующими формулами расчета;

- норматив затрат на оказание услуги (выполнение работы), устанавливаемый при условии ее предоставления на бесплатной или частично платной основе2. На основании данного норматива формируется размер предоставляемой учредителем субсидии на возмещение затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг выполнение работ) физическим и юридическим лицам, который определяется Соглашением между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях, предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам (далее Соглашение).

Соглашение является неотъемлемой частью задания учредителя автономному учреждению на оказание услуг (выполнение работ).

Типовая форма Соглашения указана в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.

6. Порядок контроля выполнения задания, условия и порядок его досрочного прекращения предусматривают.

6.1. Порядок контроля выполнения задания учредителя, который включает описание основных форм осуществления контроля (плановые проверки, внеплановые проверки и т.д.).

6.2. Условия и порядок досрочного прекращения задания учредителя, предусматривающие условия досрочного прекращения Задания учредителя (например, ликвидация федерального автономного учреждения; изменение учредителя), а также описание основных действий, обусловленных досрочным прекращением Задания, предпринимаемых учредителем и федеральным автономным учреждением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Требования к отчетности о выполнении задания.

Учредителем самостоятельно устанавливаются требования к отчетности о выполнении задания федеральным автономным учреждением в соответствии с примерной формой отчетности, приведенной в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям одновременно с установлением периодичности ее представления.

8. Срок выполнения задания.

Задание выполняется в срок, установленный учредителем.

9. Порядок изменения задания учредителя должен содержать наименование органов, организаций, лиц, которые вправе внести предложения об изменении Задания учредителя, а также основания, при наличии которых оно может быть изменено.

1 Положение «О формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 182 (подпункт «д» пункта 3).

2 Положение «О формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 182 (пункты 8-10).

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРОЕКТ

Показатели текущей деятельности федерального государственного образовательного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения и критерии их оценки

1. Показатель «устойчивость целей и видов деятельности создаваемого федерального автономного образовательного учреждения» оценивается путем сопоставления целей и видов деятельности, закрепленных в уставе федерального государственного образовательного учреждения, и описания основных целей и видов деятельности создаваемого автономного учреждения, указанных в предложении о создании федерального автономного образовательного учреждения.

Показатель оценивается положительно в случае сохранения целей и видов деятельности образовательного учреждения в течение трёх предыдущих лет и трех лет будущей деятельности учреждения.

2. Показатель «соотношение объемов образовательной (и научной - для образовательных учреждений высшего профессионального образования) деятельности и иных видов деятельности образовательного учреждения» оценивается путем сопоставления объема доходов образовательного учреждения от осуществления образовательной (и научной - для образовательных учреждений высшего профессионального образования) деятельности, относительно общего объема доходов образовательного учреждения, в текущей и будущей деятельности образовательного учреждения.

Показатель оценивается положительно, если объем доходов от осуществления образовательной (и научной - для образовательных учреждений высшего профессионального образования) деятельности составляет 50 и более процентов от общего объема доходов образовательного учреждения в течение трёх предыдущих лет и трех лет будущей деятельности образовательного учреждения.

3. Показатель «качество образовательных услуг, предоставляемых будущим федеральным автономным образовательным учреждением» оценивается путем выявления соответствия описания ожидаемого качества выполняемых работ и оказываемых услуг, указанных в предложении о создании федерального автономного образовательного учреждения, требованиям, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, а также сравнительной оценки значений показателей, используемых при государственной аккредитации.

Показатель оценивается положительно, если описание ожидаемого качества выполняемых работ и оказываемых услуг за три предыдущие года и на три года будущей деятельности учреждения соответствует или превышает требования федерального государственного образовательного стандарта, а также при отсутствии отрицательной динамики показателей, используемых при государственной аккредитации, по результатам двух последних государственных аккредитаций.

При оценке качества образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением, также учитывается изменение среднего балла единого государственного экзамена выпускников данного общеобразовательного учреждения по русскому языку и математике за последние 3 года.

Показатель оценивается положительно, если имеется положительная динамика результатов единого государственного экзамена выпускников общеобразовательного учреждения по русскому языку и математике.

4. Показатель «повышение квалификации (профессиональная переподготовка) педагогических работников» оценивается путем сопоставления количества педагогических работников образовательного учреждения, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, относительно общей численности педагогических работников образовательного учреждения, в текущей деятельности федерального государственного учреждения и будущей деятельности федерального автономного учреждения.

Показатель оценивается положительно, если удельный вес педагогических работников образовательного учреждения, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку,

в общей численности педагогических работников образовательного учреждения в течение трёх предыдущих лет и трех лет будущей деятельности учреждения составляет 20 и более процентов от общей численности педагогических работников образовательного учреждения ежегодно.

5. Показатель «укомплектованность штата будущего федерального государственного автономного образовательного учреждения специалистами соответствующей квалификации в соответствии с установленными лицензионными требованиями, а также федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями» оценивается путем выявления соответствия численности работников учреждения требованиям, установленным лицензией федерального государственного образовательного учреждения.

Показатель оценивается положительно, если в течение трёх предыдущих лет и трех лет будущей деятельности учреждения численность его работников соответствует лицензионным требованиям к образовательным учреждениям данного типа и вида, либо превышает их.

6. Показатель «соблюдение федеральным государственным образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования» оценивается исходя из наличия у федерального государственного образовательного учреждения неисполненных предписаний органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, а также фактов приостановления действия лицензии федерального государственного образовательного учреждения, отказа в выдаче лицензии или аннулирования лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, фактов приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам за предыдущие 3 года.

Показатель оценивается положительно в случае отсутствия у федерального государственного образовательного учреждения неисполненных предписаний органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, фактов отказа в выдаче лицензии или аннулирования лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, фактов приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам за предыдущие 3 года.

7. Показатель «изменение размера средней заработной платы работников будущего федерального автономного образовательного учреждения, которая обеспечивается за счет за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» оценивается путем сопоставления значений средней заработной платы работников, которая обеспечивается за счет средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в текущей деятельности федерального государственного учреждения и будущей деятельности федерального автономного учреждения.

Показатель оценивается положительно, если рост средней заработной платы работников образовательного учреждения, которая обеспечивается за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в течение трёх предыдущих лет и трех лет будущей деятельности учреждения составляет 10 и более процентов в год.

8. Показатель «изменение общего объема доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности будущего федерального автономного образовательного учреждения» оценивается путем сравнения значений объема доходов учреждения от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в текущей деятельности федерального государственного учреждения и будущей деятельности федерального автономного учреждения.

Показатель оценивается положительно, если объем доходов образовательного учреждения от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в течение трёх предыдущих лет и трех лет будущей деятельности увеличивается более чем на 10 процентов в год.

10. Показатель «достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за федеральным автономным образовательным учреждением в соответствии с установленными лицензионными требованиями, а также федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями» оценивается путем сопоставления сведений об имуществе государственного учреждения, закрепленном на праве оперативного управления, и переченя объектов движимого имущества учреждения, которые предпо-

лагается включить в состав особо ценного движимого имущества автономного учреждения, а также сведений об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого федерального автономного образовательного учреждения, указанных в предложении о создании федерального автономного образовательного учреждения.

Показатель оценивается положительно, если перечень имущества создаваемого федерального автономного образовательного учреждения соответствует лицензионным требованиям, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям, либо превышает их.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ПРИКА3

«15» сентября 2008 г. № 261

Об утверждении Порядка рассмотрения Министерством образования

и пауки Российской Федерации предложений о создании федеральных автономных образовательных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных учреждений и проектов соответствующих решений Правительства Российской Федерации

В целях реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №2 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №2 45, ст. 4626; 2007, №2 31, ст. 4012, № 43,ст. 5084) и в соответствии с пунктом 7 Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 924 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №2 53. ст. 6620), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения Министерством образования и науки Российской Федерации предложений о создании федеральных автономных образовательных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных учреждений и проектов соответствующих решений Правительства Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Миклу-шевского В. В.

Заместитель Министра И. И. Калина

Приложение

Утвержден приказом Мииобрнауки России от 15 сентября 2008 г. №> 261

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О СОЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

АВТОНОМНЫХ образовательныхучреждений путем изменения типа СУЩЕСТВУЮЩИХ ФЕД ЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ и проектов соответствующих решений правительства

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет правила рассмотрения Министерством образования и науки Российской Федерации предложений о создании федеральных автономных образовательных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных учреждений (далее - предложения) и проектов соответствующих решений Правительства Российской Федерации, основания для отказа во внесении их в Правительство Российской Федерации, возвращения документов на доработку, правила урегулирования разногласий.

2. Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное образовательное учреждение (далее ФОИВ), представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации:

предложение по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №2 23, ст. 2794), с приложением документов, предусмотренных указанной формой;

проект решения Правительства Российской Федерации о создании федерального автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего федерального государственного образовательного учреждения (далее - проект решения Правительства Российской Федерации).

К предложению и проекту решения Правительства Российской Федерации также прилагаются:

согласование предложения и соответствующего проекта решения Правительства Российской Федерации Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;

копии устава федерального государственного образовательного учреждения, изменений к нему, заверенные ФОИВ или нотариально;

показатели будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения, содержащие сведения разделов У1-1Х формы предложения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 23, ст. 2794), с данными на плановый трёхлетний период.

3. Министерство образования и пауки Российской Федерации организует рассмотрение документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - документы), на предмет их соответствия установленным требованиям, включая оценку показателей текущей деятельности федерального государственного образовательного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения (с учетом показателей укомплектованности штата федерального государственного образовательного учреждения специалистами соответствующей квалификации), а также достаточности имущества, которое планируется закрепить за федеральным автономным образовательным учреждением (далее - рассмотрение документов).

4. Для обеспечения согласованных действий при решении вопроса о создании федеральных автономных образовательных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных учреждений Министерство образования и науки Российской Федерации создает координационный орган, к полномочиям которого, в том числе, относится рассмотрение документов, определение перечня оцениваемых показателей текущей деятельности федерального государственного образовательного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения и критериев их оценки, а также критериев оценки достаточности имущества, которое планируется закрепить за федеральным автономным образовательным учреждением.

5. В двухнедельный срок, со дня поступления документов Министерство образования и науки Российской Федерации на основании решения координационного органа совершает одно из следующих действий:

вносит в Правительство Российской Федерация предложение и проект решения Правительства Российской Федерации;

направляет в ФОИВ мотивированный отказ во внесении в Правительство Российской Федерации предложения и проекта решения Правительства Российской Федерации с приложением представленных документов;

возвращает ФОРШ документы на доработку с соответствующими замечаниями (далее - возвращение документов).

6. Основанием для отказа во внесении в Правительство Российской Федерации предложения и проекта решения Правительства Российской Федерации является отрицательная оценка координационным органом показателей текущей деятельности федерального государственного образовательного учреждения и будущей деятельности федерального автономного образовательного учреждения, а также недостаточность имущества, которое планируется закрепить за федеральным автономным образовательным учреждением.

7. Основанием для возвращения документов являются представление документов с нарушением требований, установленных пунктом 2 настоящего Порядка, а также отсутствие в представленных документах данных для оценки доступности и качества оказываемых услуг, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, недостаточная обоснованность необходимости создания федерального автономного образовательного учреждения.

8. В случае несогласия с отказом во внесении в Правительство Российской Федерации предложения и проекта решения Правительства Российской Федерации ФОИВ повторно представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации документы с приложением таблицы разногласий, а также при необходимости дополнительную информацию и материалы для повторного рассмотрения координационным органом.

Если по результатам повторного рассмотрения документов координационный орган не изменит своего решения об отказе во внесении в Правительство Российской Федерации предложения и проекта решения Правительства Российской Федерации, очередное представление ФОИВ документов в Министерство образования и науки Российской Федерации возможно не ранее чем через один год.

9. Доработанные после возвращения документы вносятся и рассматриваются в соответствии с настоящим Порядком.

Grinko V. S.

FEATURES OF TRANSITION OF FEDERAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN INDEPENDENT ESTABLISHMENTS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.