Научная статья на тему 'О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях»'

О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях»»

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОСОБРАЗОВАНИЯ

ЗАСЕДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА РОСОБРАЗОВАНИЯ

13 декабря 2007 года

1. О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях». Докладчик - генеральный директор ООО «ИМА-консалтинг» Макаров Дмитрий Евгеньевич

2. Об оценке экономической эффективности работы образовательного учреждения при подушевом финансировании. Докладчик - главный бухгалтер Волгоградского технологического колледжа Черницына Ольга Юрьевна

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от «____»_________________ 2007 г №_____

МОСКВА

Об условиях и порядке формирования задания учредителя для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания учредителя

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях и порядке формирования задания учредителя для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания учредителя.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить совместным приказом с Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом методические рекомендации по расчету нормативов затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенных федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

3. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере утвердить совместным приказом с Министерством финансов Российской Федерации нормативы финансирования услуг, оказываемых в рамках задания учредителя для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить методические рекомендации по формированию задания учредителя для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и типовую форму договора учредителя с федеральным автономным учреждением о государственном задании.

Председатель Правительства

Российской Федерации М.Фрадков

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации

от_________________г. №________

ПОЛОЖЕНИЕ

об условиях и порядке формирования задания учредителя для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания учредителя

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок формирования задания учредителя (далее- государственное задание) для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее- федеральное автономное учреждение), и порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания.

2. Государственное задание устанавливает требования к качеству и (или) объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг, выполнения работ (далее - государственных услуг) федеральными автономными учреждениями для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также устанавливает порядок контроля за исполнением государственного задания, включая условия и порядок его досрочного прекращения.

3. Государственное задание должно содержать:

а) выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного задания;

б) перечень категорий потребителей государственных услуг, предоставляемых в рамках государственного задания, с обособленным выделением категорий, имеющих право на их бесплатное и (или) частично платное получение работ (услуг), а также планируемое количество потребителей этих государственных услуг, если характер государственного задания предполагает возможность планирования количества потребителей;

в) показатели (в том числе числовые), характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых федеральным автономным учреждением государственных услуг, на каждый год периода, на который устанавливается государственное задание (если возможно - в представлении (расчете) на одного потребителя каждой категории), в том числе требования к квалификации и опыту персонала, предоставляющего услуги, требования к материально-техническому обеспечению и порядок предоставления услуг, с приведением методики расчета значений показателей, реквизитов правового акта, утвердившего требования к качеству оказания государственных услуг (в случае их утверждения);

г) порядок оказания государственных услуг физическим или юридическим лицам. При наличии утвержденного регламента или иного документа, устанавливающего порядок оказания государственных услуг, приводится ссылка на соответствующий нормативный правовой или локальный акт. В случае отсутствия указанного регламента или иного документа приводится:

- описание основных процедур оказания государственной услуги федеральным автономным учреждением;

- описание порядка информирования потенциальных потребителей об оказании государственных услуг;

- перечень оснований для приостановления или отказа в оказании услуг;

д) предельные цены (тарифы) на оплату государственных услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено выполнение соответствующих работ (оказание услуг) на платной основе, либо порядок их установления;

ж) порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения:

- требования к периодичности осуществления контроля;

- перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за исполнением государственного задания;

- основные формы и процедуры осуществления контроля;

- условия и порядок досрочного прекращения государственного задания;

з) требования к отчетности федерального автономного учреждения о выполнении государственного задания, включая форму отчета о выполнении государственного задания и требования к периодичность предоставления федеральным автономным учреждением отчета о выполнении государственного задания;

и) срок действия;

к) порядок внесения изменений в государственное задание.

4. Государственное задание федеральному автономному учреждению устанавливается в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. В случае возможности и целесообразности государственное задание может быть разделено на несколько подразделов по видам государственных услуг, структура и содержание каждого из которых строится в соответствии с настоящим пунктом.

5. Государственное задание формируется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), с учетом:

- предложений федеральных автономных учреждений о потребности в соответствующей государственной услуге, оцениваемой на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством государственных услуг и возможностей федерального автономного учреждения по оказанию государственных услуг;

- сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным автономным учреждение учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания которого учредителем не осуществляется;

- фактического выполнения федеральным автономным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году;

- предельных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных органов исполнительной власти, выполняющих функции и полномочия учредителей федеральных автономных учреждений в ходе составления проекта федерального бюджета и после принятия федерального закона о федеральном бюджете.

6. Государственное задание формируется на срок до трех лет (очередной финансовый год и плановый период).

7. Учредитель вправе вносить изменения в государственное задание в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий год и плановый период на соответствующие государственному заданию цели в порядке, установленном государственным заданием.

8. Учредитель утверждает государственное задание после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до федеральных автономных учреждений вместе с информацией об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Сводной бюджетной росписи на финансовое обеспечение государственного задания.

9. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств федерального бюджета, путем предоставления федеральным автономным учреждениям субсидий: на финансирование предоставления государственных услуг и на финансирование содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

10. Размер субсидии на финансирование предоставления государственных услуг определяется исходя из затрат, необходимых для предоставления услуг, включающих в себя:

- затраты на оплату труда работников федерального автономного учреждения в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной выплаты и численность соответствующих категорий работников, а также перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налогов на оплату труда, в части деятельности этих работников по оказанию государственных услуг в соответствии с государственным заданием;

- затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для оказания государственных услуг в соответствии с государственным заданием;

11. Размер субсидии на финансирование содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества определяется исходя из затрат, необходимых для содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенных федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также уплаты налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (далее - расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества).

12. Расчет объема затрат, указанных в пунктах 10-11, производится с учетом утвержденных подушевых или иных нормативов затрат на оказание государственных услуг, оказываемых в рамках государственного задания, а также нормативов затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

13. В случае отсутствия указанных в пункте 12 настоящего Положения нормативов расчета затрат, указанных в пунктах 10-11, производится на основе определения расходов, необходимых для оказания государственных услуг, их требуемых объемов, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), расходов на уплату налогов, по которым в качестве объекта налогообложения признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

14. Предоставление федеральному автономному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании договора, заключенного федеральным автономным учреждением с учредителем, и устанавливающего права, обязанности и ответственность федерального автономного учреждения при выполнении государственного задания и предоставлении отчетности о его выполнении. Государственное задание, утвержденное учредителем, является обязательным приложением к договору. Договор заключается по типовой форме, утвержденной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Учредитель вправе уточнять и дополнять форму типового договора с учетом отраслевых особенностей в соответствующей сфере.

15. Субсидии предоставляются путем их перечисления на счет федерального автономного учреждения в кредитной организации.

16. Периодичность и объемы перечисления субсидии в течение финансового года определяются учредителем. В целях предоставления субсидии федеральному автономному учреждению его учредитель представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство ежемесячную кассовую заявку.

ПРОЕКТ Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации

от_________г. №_____

ПОРЯДОК создания федерального бюджетного учреждения по решению учредителя федерального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем изменения его типа

1. Решение о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа существующего федерального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении федерального автономного учреждения, по согласованию с федеральным автономным учреждением.

2. Основанием для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя, целесообразности подготовки предложения о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа существующего федерального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее -предложение), является отсутствие у федерального автономного учреждения в течение двух лет подряд доходов от оказания платных услуг гражданам и/или юридическим лицам при условии получения в этот период финансирования в рамках финансового обеспечения государственного задания, установленного учредителем. Решение о подготовке указанного предложения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по результатам изучения причин неполучения федеральным автономным учреждением в течение двух лет доходов от оказания платных услуг и оценки перспектив получения данных доходов в текущем и последующих годах, а также по результатам изучения финансового положения федерального автономного учреждения.

3. Предложение должно содержать:

- обоснование причин для изменения типа федерального автономного учреждения на федеральное бюджетное учреждение (включая информацию за два завершенных года об объеме финансового обеспечения государственного задания, финансового обеспечения развития автономного учреждения в рамках программ, поступлений от оказания платных услуг; информацию о причинах отсутствия поступлений от оказания платных услуг; информацию о перспективах оказания федеральным автономным учреждением платных услуг);

- сведения о финансовом результате деятельности федерального автономного учреждения в отчетном периоде;

- реквизиты решения федерального автономного учреждения о согласовании изменения его типа на бюджетное учреждение;

- сведения о задолженности федерального автономного учреждения перед физическими и юридическими лицами (в том числе просроченной задолженности) с выделением задолженности перед работниками учреждения и задолженности по уплате налогов;

- сведения об имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление федеральному бюджетному учреждению;

- сведения о работниках федерального автономного учреждения и оплате их труда.

4. Подготовка предложения о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа осуществляется в случае, если в отношении федерального автономного учреждения выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- отсутствует просроченная задолженность по обязательствам перед физическими и юридическими лицами;

- по данным отчета о прибылях и убытках, в отчетном периоде автономным учреждением получен нулевой либо положительный финансовый результат деятельности (прибыль).

5. Предложение должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление федеральным имуществом, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной политики.

6. Решение о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа существующего федерального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, должно содержать:

-- указание на федеральный орган исполнительной власти, наделенный по отношению к создаваемому федеральному бюджетному учреждению полномочиями учредителя;

- порядок и сроки осуществления мероприятий по созданию федерального бюджетного учреждения;

- сведения об имуществе, закрепляемом за федеральным бюджетным учреждением.

7. При изменении типа существующего федерального автономного учреждения путем создания на его основе федерального бюджетного учреждения в устав федерального автономного учреждения вносятся изменения, которые подлежат государственной регистрации, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

8. Создание федерального бюджетного учреждения путем изменения типа существующего федерального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, не является его реорганизацией.

9. В случае принятия учредителем федерального автономного учреждения решения о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа существующего федерального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

10. Имущество федерального автономного учреждения, тип которого изменяется, закрепляется на праве оперативного управления за создаваемым федеральным бюджетным учреждением.

11. Созданное путем изменения типа существующего федерального автономного учреждения федеральное бюджетное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему федеральному автономному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и переоформления иных разрешительных документов.

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от «___»____________________г. №_____

МОСКВА

О порядке рассмотрения предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений

Во исполнение пункта 8 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый порядок рассмотрения предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений.

2. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с прилагаемым порядком вносить в Правительство Российской Федерации предложения о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений, в месячный срок утвердить порядок рассмотрения предложений федеральных органов исполнительной власти о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений и соответствующих проектов решения Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Фрадков

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТ БЮДЖЕТНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Понятие Бюджетный бухгалтерский учет Бухгалтерский учет автономного учреждения

Объект учета Активы и обязательства учреждения; хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения в течение финансового года; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, принятые юридические обязательства; финансовые результаты деятельности учреждения Имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности

(продолжение)

Понятие Бюджетный бухгалтерский учет Бухгалтерский учет автономного учреждения

Задачи - Формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении активов и обязательств учреждений, о финансовых результатах их деятельности, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; - Обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, законодательству РФ, а также за состоянием и движением активов и выполнением обязательств учреждений; - Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетными данными о состоянии активов и обязательств учреждений - Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам - и другим пользователям бухгалтерской отчетности; - Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

Структура плана счетов бухгалтерского учета В План счетов интегрирована бюджетная классификация 1. Нефинансовые активы (основные средства, непроизведенные активы, амортизация, нематериальные активы, материальные запасы, капитальные вложения) 2. Финансовые активы (денежные средства всех видов, денежные документы, финансовые вложения, а также все виды дебиторской задолженности, включая бюджетную) 3. Обязательства (кредиторская задолженность учреждения всех видов: работникам по оплате труда, поставщикам, подрядчикам, бюджету по налогам и др.) 4. Финансовый результат (объединяет счета, предназначенные для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения: результат деятельности за текущий год, предыдущих лет, доходы будущих периодов, результат по кассовому исполнению бюджета и др.) План счетов - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. 1. Внеоборотные активы (основные средства, доходные вложения в материальные ценности, нематериальные активы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, отложенные налоговые активы) 2. Производственные запасы (материалы, животные на выращивании и откорме, резервы по снижение стоимости материальных ценностей, отклонения в стоимости материальных ценностей, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям) 3. Затраты (основное производство, полуфабрикаты собственного производства, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, брак в производстве, обслуживающие производства и хозяйства)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(продолжение)

Понятие Бюджетный бухгалтерский учет Бухгалтерский учет автономного учреждения

Структура плана счетов бухгалтерского учета 4. Финансовый результат (объединяет счета, предназначенные для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения: результат деятельности за текущий год, предыдущих лет, доходы будущих периодов, результат по кассовому исполнению бюджета и др.) 5. Санкционирование расходов бюджетов (лимиты полученных и переданных бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования. Главным образом учет на счетах этого раздела ведут распорядители бюджетных средств и органы казначейства) 6. Забалансовые счета (счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, арендованных основных средств, невыясненных поступлений в бюджет, расчетных документов, ожидающих исполнения и др.) 3. Затраты (основное производство, полуфабрикаты собственного производства, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, брак в производстве, обслуживающие производства и хозяйства) 4. Готовая продукция и товары (готовая продукция, товары, торговая наценка, расходы на продажу, товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам) 5. Денежные средства (касса, счета в банках, финансовые вложения, резервы под обесценение финансовых вложений) 6. Расчеты (расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками, по кредитам и займам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с работниками, с подотчетными лицами, с учредителями, с прочими дебиторами и кредиторами, резервы по сомнительным долгам, внутрихозяйственные расчеты, отложенные налоговые обязательства) 7. Капитал (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределн-ная прибыль (непокрытый убыток), целевое финансирование) 8. Финансовые результаты (продажи, прочие доходы и расходы, недостачи и потери от порчи ценностей, резервы предстоящих расходов, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов, прибыли и убытки) 9. Забалансовые счета (счета для учета обеспечений исполнения обязательств, арендованных основных средств, расчетных документов, ожидающих исполнения и др.)

(окончание)

Понятие Бюджетный бухгалтерский учет Бухгалтерский учет автономного учреждения

Счета бухгалтерского учета Структура кода счета бюджетного учета (26-ти разрядный счет) построена таким образом, что создает возможности для ведения детализированного аналитического учета. План счетов позволяет иметь информацию о финансовых результатах тех или иных программ и подпрограмм. Учетная информация по объемам активов и обязательств в разрезе кодов бюджетной классификации является основой для построения среднесрочного бюджета в условиях планирования Синтетические счета бухгалтерского учета, составляющие структуру плана счетов. На них ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Внутри каждого синтетического счета ведется аналитический учет на лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях.

Финансовый результат Образуется лишь в рамках внебюджетной деятельности. В рамках бюджетной деятельности финансовый результат заключается в соответствии предусмотренных сметой расходов фактически произведенным расходам в течение отчетного года Образуется в рамках любой деятельности: как финансируемой за счет бюджетных средств, так и другой деятельности

Сводная таблица рисков и инструментов реагирования

Риски Инструменты реагирования Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия Организационноправовая основа

Правовые риски (общие)

Правовые пробелы и коллизии План нормотворческой деятельности Орган, ответственный за принятие нормативных правовых актов. Привлекаемые консалтинговые фирмы Региональная целевая или ведомственная программа, содержащая объемы финансирования мероприятий

Финансово-экономические риски

Риск сокращения уровня доступности образовательных услуг Методические рекомендации, в соответствии с которыми федеральные, региональные и местные органы государственного управления смогут определять, какое количество образовательных учреждений может быть преобразовано в автономные при сохранении доступности услуг как со стороны бюджетных учреждений, так и автономных организаций Органы финансового управления Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа, содержащая объемы финансирования мероприятий

Риск снижения качества оказываемых услуг Методология оценки работы автономного учреждения в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, в состав которой войдут критерии оценки качества предоставляемых услуг Разработать ключевые показатели эффективности работы автономного учреждения, которые войдут в систему планирования, контроля и анализа за работой автономного учреждения Разработать формы управленческой отчетности по оценке работы автономного учреждения Органы финансового управления, Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях»

128

(продолжение)

Риски Инструменты реагирования Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия Организационноправовая основа

Риск снижения качества оказываемых услуг Разработать регламент по формированию, анализу и контроль за ключевыми показателями эффективности работы автономного учреждения

Риск снижения квалификации персонала Внедрение системы оценки качества оказываемых услуг позволит автономному учреждению сформировать ключевые показатели эффективности для основных специалистов учреждения и поможет объективно оценивать уровень квалификации кадрового потенциала автономного учреждения, что, в конечном счете, позволить предотвратить (минимизировать) риск снижения квалификации персонала автономных учреждений и системы образования в целом Органы финансового управления Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

Риск резкого роста бюджетных расходов на образование Разработка и внедрение государственных образовательных стандартов для различных категорий учащихся, а также стандартов образовательных услуг Разработка методологии определения затрат на образовательные услуги на основе государственных образовательных стандартов Разработка комплекса мероприятий и соответствующих методик, направленных на минимизацию затрат Органы финансового управления Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

Риск потери основного имущественного комплекса Фактически отсутствует

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОСОБРАЗОВАНИЯ

Риски Инструменты реагирования Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия Организационноправовая основа

Риск потери имущественного комплекса, приобретенного на средства автономного учреждения Незначительный

Риск потери платежеспособности автономного учреждения Разработка: - методики формирования бюджета движения денежных средств на среднесрочный период (год в разбивке по кварталам) и краткосрочный периода (месяц), - регламента по формированию, контролю и анализу бюджета движения денежных средств, - формы бюджета движения денежных средств и альбома вспомогательных форм, необходимых для формирования бюджета движения денежных средств, - предложений по изменению организационно-функциональной структуры автономных учреждений в части формирования структуры, отвечающей за выполнение платежной дисциплины организации. Разработка типовых положений соответствующих структурных подразделений, должностных инструкций специалистов, - кредитной политики автономного учреждения (определение лимитов по привлечению финансовых ресурсов), Органы финансового управления, Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях»

130

(продолжение)

Риски Инструменты реагирования Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия Организационноправовая основа

Риск потери платежеспособности автономного учреждения - методологии по управлению кредиторской и дебиторской задолженностью (планирование задолженности, ранжирование по срокам возникновения, определение просроченной и безнадежной задолженности и др.)

Риск сокращения доходов автономного учреждения

Риск сокращения финансирования со стороны государственного заказчика Разработка: - типовых договоров между государственным заказчиком и автономным учреждением, предусматривающим ответственность государственного заказчика за несвоевременное финансирование автономного учреждения в разках заказа, - регламентов финансирования задания автономному учреждению, - типового приложения - графика финансирования автономных учреждений в рамках обеспечения государственного заказа Органы финансового управления, Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

Риск сокращения доходов, оказываемых на платной основе Разработка: - бюджета доходов и расходов автономного учреждения, - методики формирования бюджета доходов и расходов автономного учреждения, - регламента формирования, контроля и анализа бюджета доходов и расходов автономного учреждения Региональная целевая или ведомственная программа

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОСОБРАЗОВАНИЯ

Риски

Инструменты реагирования

Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия

Организационноправовая основа

Риск увеличения расходов автономного учреждения

Риск увеличения текущих расходов

Оценивается как минимальный

Риск увеличения инвестиционных расходов

Разработка:

- бюджета инвестиций автономного учреждения.

методики формирования бюджета инвестиций автономного учреждения,

- регламента формирования, контроля и анализа бюджета инвестиций автономного учреждения

Органы финансового управления

Органы управления в сфере образования

Региональная целевая или ведомственная программа

Привлекаемые

фирмы

консалтинговые

Саморегулируемая организация автономных учреждений образования

Риск ухудшения финансовых результатов работы автономного учреждения

Разработать:

- методологию планирования, контроля и анализа движения денежных потоков автономного учреждения (регламент управления финансовыми ресурсами, стандартные формы отчетности и др.),

- методологию планирования хозяйственных, экономических, финансовых и инвестиционных показателей автономного учреждения (альбом форм, методологию заполнения плановых и отчетных форм, регламент планирования, контроля и анализа в автономных учреждениях),

Органы финансового управления

Органы управления в сфере образования

Региональная целевая или ведомственная программа

Привлекаемые

фирмы

консалтинговые

Саморегулируемая организация автономных учреждений образования

О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях»

132

(продолжение)

Риски Инструменты реагирования Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия Организационноправовая основа

Риск ухудшения финансовых результатов работы автономного учреждения - финансовую политику автономного учреждения, включающую кредитную политику, методологию управления кредиторской и дебиторской задолженностью, методологию управления основными статьями затрат и др.

Риски определения базы для расчета нормативных отчислений

Риски формирования структура расходов Издание и распространение единой методики оценки базовых затрат для установления экономически обоснованной подушевой оплаты за обучение Органы финансового управления Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

Доля в себестоимости услуг постоянных и переменных затрат Дифференциация норматива прибыльности деятельности образовательных учреждений в зависимости от структуры затрат, но данная мера не будет учитывать возможность оптимизации затрат при переводе образовательных учреждений в автономные Органы финансового управления Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОСОБРАЗОВАНИЯ

Риски Инструменты реагирования Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия Организационноправовая основа

Оценка эффективности использования имущества Проведение по инициативе собственника независимой оценки стоимости имущественного комплекса, а также показателей ликвидности деятельности образовательных учреждений с глубиной исследования не менее 5 лет. Учесть дифференциацию в эффективности использования имущественного комплекса при нормировании подушевого финансирования Органы финансового управления Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

Риски конкурентоспособности государственных субвенций

Заинтересованность образовательных учреждений в государственных средствах Формирование экономически обоснованной величины подушевого финансирования методом усредненной стоимости по региону в среднесрочном периоде сложится четкая дифференциация образовательных учреждений, при которой стоимость обучения будет во многом сопоставима с качеством образования и уровнем дополнительных возможностей для сотрудников и обучающихся Органы финансового управления Органы управления в сфере образования Привлекаемые консалтинговые фирмы Саморегулируемая организация автономных учреждений образования Региональная целевая или ведомственная программа

Риск неравнозначной рыночной стоимости государственной компенсации Установление и корректировка федеральных и региональных нормативов затрат при НЦФ Орган, ответственный за принятие нормативных правовых актов Региональная целевая или ведомственная программа

Обеспечение преемственности системы бюджетного контроля Разграничение компетенции органов внешнего и внутреннего контроля: - дополнение существующих методов контроля новыми методическими приемами исследования и критериями оценки эффективности бюджетных расходов, Орган, ответственный за принятие нормативных правовых актов Региональная целевая или ведомственная программа

О вопросах реализации закона «Об автономных учреждениях»

134

(окончание)

Риски Инструменты реагирования Орган исполнительной власти, ответственный за принятие мер реагирования. Исполнители мероприятия Организационноправовая основа

Обеспечение преемственности системы бюджетного контроля - формирование системы общих показателей и специальных отраслевых показателей оценки эффективности бюджетных расходов, выступающих предметом контроля

Риск неприятия преобразований со стороны потребителя Обеспечение прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями. Создать усл овия для распространения механизмов и форм публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования, а также независимого контроля (аудита) их финансовоэкономической деятельности Увеличение соответствия качества услуг запросам потребителей. Соответствующий инструмент: привлечение потребителей к управлению организациями (попечительские, наблюдательные советы) Создание механизмов общественного влияния на образовательную политику в регионе, в том числе через координационные органы Проведение имиджевых мероприятий, разъяснительных публикаций в СМИ и пр. Орган, ответственный за информационную политику РЯ-службы Региональная целевая или ведомственная программа

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОСОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.