Научная статья на тему 'Автономное учреждение: понятие и признаки'

Автономное учреждение: понятие и признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3608
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автономное учреждение: понятие и признаки»

Проблемы и вопросы гражданского права

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

В. В. Кванина, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой

предпринимательского и коммерческого права ЮУрГУ

3 ноября 2006 г. был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях»1 (далее — Закон об автономных учреждениях), который вступил в силу с 8 января 2007 г. Одновременно с ним был принят Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений»2 (далее -Закон № 175-ФЗ). Первый закон «выпускает» в гражданский оборот новый вид юридического лица - автономное учреждение. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях под автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта; второй закон вносит соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, затрагивающие в определенной мере правовое положение учреждений.

Из п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции Закона № 175-ФЗ) следует следующая система учреждений как организационно-правовой формы юридического лица: частное учреждение и государственное (муниципальное) учреждение; последнее в свою очередь подразделяется на бюджетное учреждение и автономное учреждение. Таким образом, автономное учреждение является разновидностью государственного (муниципального) учреждения.

Рассмотрим специфику автономного учреждения как разновидности государственно-

го (муниципального) учреждения и принципиальные различия между автономным и бюджетным учреждением на примере образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения).

I. Цель и предмет деятельности автономного учреждения.

Как следует из вышеприведенного определения автономного учреждения, целью его создания в том числе является осуществление публичных функций в сфере образования. Исходя из этого образовательные автономные учреждения могут создаваться для достижения образовательных целей граждан.

С учетом цели деятельности образовательного автономного учреждения определяется и предмет его деятельности - осуществление образовательной деятельности (основная деятельность). Данная деятельность осуществляется на основании задания учредителя и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию частично за плату или бесплатно (что представляют из себя данные обязательства, закон не конкретизирует). Кроме указанных заданий и обязательств образовательное автономное учреждение вправе выполнять услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Наряду с образовательной деятельностью образовательное автономное учреждение вправе осуществлять и иные виды деятельности при условии, что это служит достижению целей, ради которых оно создано.

II. Создание образовательного автономного учреждения.

Образовательное автономное учреждение может быть создано путем:

а) учреждения (создания);

б) изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Решение о создании (учреждении) образовательного автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений Федерального агентства по образованию.

Решение о создании образовательного автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

Создание образовательного автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения осуществляется:

• по инициативе государственного или муниципального учреждения либо

• с согласия государственного или муниципального учреждения.

Решение о создании образовательного автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения может быть принято, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан на получение бесплатного образования.

В п. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях не указан орган, который вправе принять решение о создании образовательного автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Представляется, что в качестве такого органа выступает Правительство РФ. Соответствующее решение подготавливается на основании предложения исполнительного органа государственной власти (Федерального агентства по образованию) или органа местного самоуправления, в ведении которого находится государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти (Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом) или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом.

Предложение о создании образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается, как выше было сказано, по инициативе либо с со-

гласия государственного или муниципального учреждения.

Создание образовательного автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения в соответствии СП. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях не является его реорганизацией. В силу этого:

1) в устав учреждения, на базе которого создается автономное учреждение, вносятся соответствующие изменения;

2) не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным имуществом;

3) лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иные разрешительные документы, выданные соответствующему государственному или муниципальному учреждению, не утрачивают силу до окончания срока действия таких документов.

Заметим, что последнее положение находится в противоречии с правилами пункта 26 Положения о лицензировании образовательной деятельности3, в соответствии с которым при реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной. Изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения, как выше было сказано, не является его реорганизацией. В то же время, на наш взгляд, в данном случае имеет место изменение статуса образовательного учреждения, зависящего в том числе и от вида источника финансирования. Данное обстоятельство требует приведения Положения о лицензировании образовательной деятельности в соответствие с Законом об автономных учреждениях.

При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подлежат применению правила, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ («Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации»), В соответствии с данными нормами орган, принявший решение об изменении типа учреждения, обязан письменно уведомить об этом его кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

На наш взгляд, данные нормы ГК РФ не могут быть применены к образовательным учреждениям, так как они не в состоянии досрочно выполнить свои обязательства перед своими основными кредиторами - обучающимися в силу того, что процесс обучения рассчитан на продолжительный период времени и основывается на кумулятивном эффекте полученных знаний.

III. Учредитель образовательного автономного учреждения.

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя, в качестве которого может выступать:

1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об автономных учреждениях функции и полномочия учредителя автономного учредителя, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актом Президента РФ, делегируются:

1) федеральным органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности в порядке, определяемом Правительством РФ. Как выше было сказано, на наш взгляд, в качестве такого органа выступает Федеральное агентство по образованию;

2) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в порядке, определяемом, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской федерации;

3) органом местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

IV. Учредительные документы образовательного автономного учреждения.

Учредительным документом образовательного автономного учреждения является устав, который принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения4. После принятия устав подлежит утверждению учредителем образовательного автономного учреждения. Как и устав любого юридического лица, обладающего специальной правоспособностью, он должен содержать следующие сведения:

1) наименование автономного учреждения, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

2) место нахождения автономного учреждения;

3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) предмет и цели деятельности автономного учреждения;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.

V. Правовой режим имущества образовательного автономного учреждения.

Несмотря на то, что автономное учреждение является разновидностью учреждения, правовой режим его имущества значительно отличается от правового режима имущества частного и бюджетного учреждения. Объединяет режимы данных учреждений то, что передаваемое им учредителем имущество закрепляется за ними на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ (в редакции Закона № 175) они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имуще-

ства и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенным им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В остальной части правовой режим имущества автономного учреждения значительно отличается от правового режима имущества частного и бюджетного учреждения. Если частное и бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, то автономное учреждение наделено правом на самостоятельное распоряжение закрепленным за ним учредителем имуществом, если иное не установлено законом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение имущества. Этим имуществом автономное учреждение может распорядиться только с согласия собственника.

Если категория «недвижимое имущество» определенным образом конкретизирована в ст. 130 ГК РФ, то введенная Законом об автономных учреждениях категория «особо ценное движимое имущество» страдает неопределенностью. Так, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Более того из п. 4 указанной статьи Закона следует, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение. Из приведенных норм следует вывод, что отнесение того или иного имущества к категории особо ценного движимого имущества в определенной мере

будет носить оценочный характер и зависеть от субъективных факторов.

Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения ценное движимое имущество подлежат обособленному учету в установленном порядке.

В случае осуществления автономным учреждением деятельности, приносящей доходы, они поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. При этом собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления данным учреждением деятельности и использования закрепленного за ним имущества. Предполагается, что данные доходы должны стать основным источником средств существования автономного учреждения.

VI. Финансирование деятельности образовательного автономного учреждения.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения автономным учреждением задания с учетом:

• расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

• расходов на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Кроме того он осуществляет также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение задания для автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего

бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. В плане сравнения следует заметить, что бюджетным учреждениям бюджетные средства передаются в форме бюджетных ассигнований. В соответствии с бюджетным законодательством бюджетные ассигнования предоставляются бюджетным учреждениям на их содержание при наличии сметы доходов и расходов, в которой отражаются доходы, получаемые как из бюджета и внебюджетных фондов, так и от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности; субсидии и субвенции предоставляются только на определенные цели для выполнения отдельных целевых программ и заданий.

Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания автономным учреждением соответственно определяются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

VII. Ответственность учредителя и образовательного автономного учреждения.

Характерными особенностями частного и бюджетного учреждения как организационноправовой формы юридического лица являются ограниченный объем его ответственности по своим обязательствам (оно отвечает в объеме находящихся в его распоряжении денежных средств), а также субсидиарная ответственность собственника по его обязательствам (ст. 120 ГК РФ). Закон об автономных учреждениях по данному вопросу в отношении автономного учреждения предусмотрел совершенно иные правила: автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Таким образом, предусмотрев ограниченный объем ответственности автономного учреждения по своим обязательствам, законодатель не компенсировал данное «неудобство» для его кредиторов субсидиарной ответ:

ственностью его собственника, что совершенно не характерно для развитого правопорядка (как выше было отмечено, ограниченный объем ответственности частного и бюджетного учреждения нивелируется субсидиарной ответственностью их собственника);., .

В случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов возникает вопрос о возможности банкротства автономного учреждения. Представляется, что инициирование дела о банкротстве автономного учреждения исключено в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»5.

VIII. Управление образовательным автономным учреждением.

В Законе об автономных учреждениях большое внимание уделено вопросам управления автономными учреждениями. По всей вероятности, это объясняется двойственным правовым положением автономного учреждения: оно не только призвано реализовывать публичные функции государства, но и участвовать в гражданском обороте. Закон об автономных учреждениях прежде всего предусматривает, что структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, срок полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с данным Законом и иными федеральными законами.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях органами автономного учреждения (высшего учебного заведения) являются наблюдательный совет, руководитель, общее собрание, ученый совет.

Наблюдательный совет автономного учреждения - это новый вид органов юридического лица. Его состав составляет не менее пяти и не более одиннадцати членов. В обязательном порядке в состав наблюдательного совета входят представители:

• учредителя автономного учреждения;

• исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом;

• общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Кроме того в состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления и работников автономного учреждения.

Закон об автономных учреждениях устанавливает определенные требования к составу наблюдательного совета: количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа его членов; количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. В качестве представителей работников автономного учреждения не могут выступать его руководитель и заместители директора; членами наблюдательного совета не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более пяти лет. Наблюдательный совет осуществляет свою работу на общественных началах, т.е. его членам вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей не выплачивается.

Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения, а о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном его прекращении принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения,

Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно, в том числе в случае его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев (п. 9 ст. 10 Закона об автономных учреждениях). В данном случае не понятна логика законодателя: автономные учреждения территориально располагаются не только в месте нахождения государственных органов и органов местного самоуправления. При этом в состав наблюдательного совета изначально должны быть введены представители от данных органов, и их количество, как выше было отмечено, не может быть меньше одной трети от общего количества членов совета. Таким образом, учредитель, вводя данных представителей в состав наблюдательного совета автономного учреждения, заранее создает ситуацию нестабильности работы совета.

Председатель наблюдательного совета автономного учреждения избирается на срок

полномочий наблюдательного совета членами наблюдательного совета из их числа простым большинство голосов от общего числа членов наблюдательного совета. В качестве председателя не может быть избран представитель работников автономного учреждения.

Перечень вопросов, отнесенных к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения, носит закрытый характер (ст. 11 Закона об автономных учреждениях), В частности наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о:

а) внесении изменений в устав автономного учреждения;

б) создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, открытии и закрытии его представительств;

в) реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

г) изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

2) предложения руководителя автономного учреждения о:

а) участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

б) совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно: недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом, закрепленным учредителем за учреждением или приобретенным им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение данного имущества; денежными средствами и иным имуществом, предназначенным для передачи их в уставный (складочный) капитал других юридических лиц;

в) совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

г) выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

3) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

а) по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об ис-

пользовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

б) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции, наблюдательный совет дает рекомендации (на предложения учредителя и руководителя), заключения (по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения), принимает решения (о совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации), утверждает представленные документы (проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую отчетность автономного учреждения).

В соответствии со ст. 9 Закона об автономных учреждениях назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора, относится к компетенции учредителя автономного учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом соответствующей сферы деятельности. Из этого положения следует вывод, что порядок избрания ректора высшего учебного заведения должен определяться по правилам Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии со ст. 12 данного Закона ректор избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительнораспорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) сроком на пять лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительнораспорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор сроком на пять лет.

К компетенции руководителя автономного учреждения (ректора высшего учебного заведения) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью авто-

номного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

IX. Предпринимательская деятельность образовательного автономного учреждения.

Как уже выше было отмечено, автономное учреждение наряду с основной деятельностью может осуществлять и иную деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. В отношении осуществления данной деятельности Законом об автономных учреждениях установлены определенные ограничения. Они касаются участия автономного учреждения в уставном (складочном) капитале других юридических лиц в качестве учредителя или участника, совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Вопрос об участии автономного учреждения в уставном (складочном) капитале других юридических лицах в качестве учредителя или участника предварительно рассматривается наблюдательным советом, который дает соответствующие рекомендации. На основе данных рекомендаций учредитель автономного учреждения принимает окончательное решение. Право на участие автономного учреждения в уставном капитале других организаций может быть ограничено не только учредителем и наблюдательным советом, но и законом. Так, в соответствии со ст. 123 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год»6 средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными государственными учреждениями на создание других организаций и покупку ценных бумаг.

Под крупной сделкой Закон об автономных учреждениях понимает сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств,

отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности. Уставом автономного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, признаются сделки, совершенные членами наблюдательного совета, руководителем и его заместителями, а также их супругами, родителями, бабушками, дедушками, детьми, внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также двоюродными братьями и сестрами, дядями, тетями (в том числе братьями и сестрами усыновителей этого лица), племянниками, усыновителями, усыновленными при условии, что они:

1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей 20 % уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке

является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью могут быть совершены только при наличии предварительного одобрения их наблюдательным советом.

В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Закона № 175-ФЗ) средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, не подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. Как следует из п. 8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, они поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

X. Реорганизация и ликвидация образовательного автономного учреждения

Вопрос о реорганизации и ликвидации автономного учреждения относится к компетенции учредителя.

Автономное учреждение может быть реорганизовано и ликвидировано в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ; реорганизация не допускается, если она повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан на получение бесплатного образования.

Закон об автономных учреждения допускает возможность «перерождения» автономных учреждений в бюджетные учреждения.

1 Российская газета. - 2006. - 8 нояб.

2 Там же.

3 СЗ РФ. - № 43. - Ст. 4249.

4 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа1996 г.// СЗ РФ. - 1996. -№ 35. - Ст. 4135.

5 Российская газета. - 2002. - 2 нояб.

6 Российская газета. - 2006 - 22 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.