Научная статья на тему 'Автономное учреждение: правовой статус, проблемы коммерческой адаптации'

Автономное учреждение: правовой статус, проблемы коммерческой адаптации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / КОММЕРЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ECONOMY / AUTONOMOUS INSTITUTION / MARKET ECONOMY MECHANISMS / COMMERCIAL ADAPTATION OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимович Яна Александровна

Статья посвящена вопросам нормативно-правового регулирования деятельности автономных учреждений. Выявлены проблемы, существенно затрудняющие процесс развития автономных учреждений как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Также определены возможные перспективы совершенствования деятельности автономных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autonomous institution: LEGAL STATUS AND BUSINESS ADAPTATION PROBLEMS

This article discusses the issues of legal regulation of autonomous institution activities. It identifies the problems, which considerably complicate the development of autonomous institutions at the federal level as well as at regional and municipal ones. Possible prospects for improving the activities of autonomous institutions are defined.

Текст научной работы на тему «Автономное учреждение: правовой статус, проблемы коммерческой адаптации»

ных процессов в управлении предприятиями, ориентированными на более эффективное использование всех видов ресурсов (в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых). На практике это приводит к появлению многообразных форм горизонтального объединения предприятий.

Концепция критериев оценки эффективности управления существенно расширяет их диапазон. К таким критериям наряду с текущими финансовыми показателями стали, следуя требованиям времени, относить:

- эффективность реализации потенциала развития;

- эффективность использования интеллектуального капитала;

- степень удовлетворения потребностей в работах, товарах и услугах;

- оценку влияния коммуникаций;

- степень полноты и комплектности использования информационных технологий и др.

В то же время такие современные управленческие инструменты, методы и подходы, как система сбалансированных показателей, управление взаимоотношениями с клиентами, бенчмаркинг, управление знаниями и ряд других в строительстве пока не получили развития даже в рамках деятельности крупных строительных организаций.

Что из указанных концептуальных основ развития востребовано малыми строительными предприятиями в первую очередь и что предопределит облик малого предпринимательства в перспективе?

Совершенно очевидно - это внедрение основ реинжиниринга и практическое использование подходов к оценке эффективности управления. Без них невозможна адаптация малых форм бизнеса к требованиям развития. Несомненно, Россия обладает богатым историческим опытом, огромным ресурсным и производственным потенциалом, традициями и опытом реализации строительных проектов, в том числе уникальных и крупномасштабных. Но эти преобразования происходили в условиях экономики мобилизационного типа, требующего жесточайшей централизации и интеграции деятельности.

В современных условиях большого многообразия форм воспроизводства объектов недвижимости, роста индивидуального строительства резко возрастает востребованность в строительных организациях различного формата. Фокусировка на минимизации накладных расходов и издержек строительства в целом, на уходе от типовой застройки, гибкости инвестиционных механизмов и адресного режима ответственности, то есть на свойствах, объективно присущих малому строительному бизнесу, дает качественно новые возможности для его развития.

Библиографический список

1. Фоломеев Е.В. Современное состояние и проблемы малых предприятий в строительной отрасли России // Мир. 2011. № 4 (8).

2. Фоломеев Е.В. Процессный подход к управлению субъектами малого предпринимательства в строительстве как способ повышения эффективности их деятельности. М., Смет-но-договорная работа в строительстве, № 6, 2012.

3. Яськова Н.Ю. Очерки экономической науки. Актуальные проблемы. Части !-!У. М.: Изд-во КЦ МАГМУ, 2006-2011.

4. Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М., МАИЭС, ИПО «У Никитских ворот», 2009.

б. Ackoff R.L. The Demokratic Corporatin. Oxf: Oxford University Press, 2010.

6. Davenport T.H. Some Principles of Knoledge Management. Winter, 2006.

7. Hammer, Michael & Champy, James. Reengineering the Corporation: A Manifesto For Business Revolution, Harper Business, 2007.

В. Предпринимательский климат в России [Электронный ресурс]. URL:

http://www.opora.ru/legal/analysis/research/61746 (дата обращения 22.12.2012).

УДК 336.13.131

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

© Я.А. Ефимович1

Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Статья посвящена вопросам нормативно-правового регулирования деятельности автономных учреждений. Выявлены проблемы, существенно затрудняющие процесс развития автономных учреждений как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Также определены возможные перспективы совершенствования деятельности автономных учреждений. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: экономика; автономное учреждение; нормативно-правовая база Иркутской области и г. Братска; регламентирующая принципы функционирования автономных учреждений; механизмы рыночной экономики; коммерческая адаптация автономных учреждений.

1Ефимович Яна Александровна, аспирант, тел.: 89834169588, e-mail: jana_efimovich@rambler.ru Efimovich Yana; Postgraduate; tel.: 89834169588; e-mail: jana_efimovich@rambler.ru

AUTONOMOUS INSTITUTION: LEGAL STATUS AND BUSINESS ADAPTATION PROBLEMS Ya. A. Efimovich

Bratsk State University,

40 Makarenko St., Bratsk, Russia, 665709.

This article discusses the issues of legal regulation of autonomous institution activities. It identifies the problems, which considerably complicate the development of autonomous institutions at the federal level as well as at regional and municipal ones. Possible prospects for improving the activities of autonomous institutions are defined. 10 sources.

Key words: economy; autonomous institution; legal framework of the Irkutsk Region and the city of Bratsk, which regulates the operation principles of autonomous institutions; market economy mechanisms; commercial adaptation of autonomous institutions.

На сегодняшний день в Российской Федерации процесс перевода бюджетных учреждений в автономные, а также возникающие в этой связи противоречия

- один из наиболее острых, до конца не разрешённых вопросов. Может показаться, что механизм автономи-зации бюджетных учреждений достаточно изучен и законодательно регламентирован. Отчасти это так. Однако проведённый анализ нормативно-правовой базы в данной сфере свидетельствует о наличии целого ряда «скрытых», но при этом весьма актуальных проблем, требующих немедленного разрешения как со стороны законодателя, так и со стороны органов управления учреждением. Более того, мы полагаем, что если в ближайшее время выявленные противоречия не будут устранены, то это может привести к необоснованному расходованию бюджетных средств и, как следствие, существенному снижению развития экономики страны в целом. Таким образом, целью настоящего исследования является анализ нормативно-правового регулирования деятельности автономных учреждений на всех уровнях власти, а также разработка предложений, необходимых для устранения выявленных проблем.

Как известно, принятие Федерального закона РФ «Об автономных учреждениях» [1] (далее - Закон № 174-ФЗ) обусловило создание нового типа учреждений

- автономные, по своему статусу существенно отличающиеся от классического учреждения. Согласно ст. 2 главы I данного закона, «..автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах)» (в ред. федеральных законов от 24.07.2007 г. № 215-ФЗ, от 08.05.2010 г. № 83-Ф3, от 14.06.2011 г. № 142-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 239-Ф3) [1]. В законе «Об автономных учреждениях» обозначены основные виды деятельности автономного учреждения и их финансовое обеспечение, в нём закреплены основные принципы функционирования автономных

учреждений, в частности, определён порядок проведения операций с денежными средствами:

- открытие и ведение лицевых счетов;

- учёт операций со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- учёт остатков денежных средств.

Кроме того в рассматриваемом законе определён:

- состав имущества, которым автономное учреждение отвечает по своим обязательствам перед третьими лицами;

- порядок ведения автономными учреждениями бухгалтерского учёта и отчётности.

Глава II Закона № 174-ФЗ посвящена вопросам создания автономного учреждения, в ней закреплены функции и полномочия учредителя автономного учреждения, отражены основные положения устава автономного учреждения.

В главе III Закона № 174-ФЗ описаны принципы управления автономным учреждением, в частности, речь идёт о компетенции учредителя автономного учреждения, функциях и полномочиях наблюдательного совета, компетенции руководителя автономного учреждения, порядке совершения сделок, в том числе крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

В главе IV Закона № 174-ФЗ освещены вопросы реорганизации и ликвидации автономного учреждения.

Одновременно с Законом № 174-ФЗ был принят Федеральный закон № 175-ФЗ от 03.11.2006 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» [2]. Данный закон внёс существенные коррективы в положения Закона Российской Федерации «Об образовании» [3], Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов Рф, а также иных законодательных актов. К примеру, в связи с

принятием Федерального закона № 175-ФЗ в Бюджетном кодексе РФ [4] уточнены возможности распоряжения доходами от использования имущества, закреплённого за автономным учреждением на праве оперативного управления. Также, согласно Бюджетному кодексу РФ, автономные учреждения не являются бюджетными, и, соответственно, на них уже не распространяются требования бюджетного законодательства в части расходования средств, находящихся в самостоятельном распоряжении. Более того, автономные учреждения лишены длительной процедуры выделения средств по сметному финансированию.

Существенные изменения претерпела и часть II Налогового кодекса РФ (НК РФ) [5]. При этом законодатель сохранил ряд налоговых льгот, установленных для бюджетных и автономных учреждений: не будут облагаться налогом на прибыль доходы в виде имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также имущества, полученного в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Важно отметить, что на автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощённую систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (ст. 346.11 НК РФ), то есть, исходя из вида приносящей доход деятельности, автономное учреждение может сэкономить на налоговых платежах, перейдя на упрощённую систему налогообложения.

Федеральный закон № 83-Ф3 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [6] также внёс коррективы в Бюджетный, Гражданский, Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7], «О некоммерческих организациях» [8], «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9], «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [10] и ряд других нормативно-правовых актов. Обратим внимание, что в связи с принятием Федерального закона № 83-Ф3 от 08.05.2010 г. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» был дополнен ст.ст. 9.1, 9.2, 17.1, 19.1 и др., раскрывающими понятие «государственное (муниципальное) учреждение», функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, тип государственных (муниципальных) учреждений и др. Федеральный закон «Об образовании» дополнен положениями, регламентирующими деятельность учредителей государственных (муниципальных) образовательных учреждений, также раскрыты типы государственных (муниципальных) учреждений и возможности их финансового обеспечения. В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) дополнены и уточнены вопросы, касающиеся ответственности государственного (муниципального) учреждения перед третьими лицами (ст. 120 ГК РФ). В Федеральный закон от

06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения относительно финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (п. 3 части 1 ст. 17 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г.). Также законодатель обращает внимание на принципы размещения муниципального задания (ст. 54 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г.).

Принципы функционирования государственных (муниципальных) автономных учреждений так же нашли своё отражение в федеральных законах РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [10], «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и многих других. К примеру, Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями. Согласно закону, положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение. Однако нужно помнить, что, согласно п. 8 ст. 8 закона № 223-ФЗ автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями «... применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования». Отметим также, что принятие данного закона явилось окончанием весьма продолжительного периода времени, в течение которого для автономных учреждений, госкомпаний, унитарных предприятий и некоторых организаций других видов не предусматривалось проведение обязательных процедур осуществления закупок, и в том числе на них не распространялись положения Федерального закона № 94-ФЗ. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. стал продолжением серии законодательных актов, совершенствующих правовой статус автономных учреждений. Он обеспечил исключительно «рамочное» регулирование процедур закупок для автономных учреждений и сохранил за ними высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок.

Наряду с федеральными законами создание государственных (муниципальных) автономных учреждений и их деятельность регламентированы подзаконными актами - указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и др. В этой связи наибольший интерес представляют, прежде всего, Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Указ Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и другие документы, регламентирующие принципы оценки эффективности функционирования органов

местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных показателей, к примеру, доли расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями в общем объёме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы. Среди постановлений Правительства РФ можно выделить следующие: постановление от 28.05.2007 г. № 325, утверждающее форму предложения о создании автономного учреждения путём изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, постановление от 18.03.2008 г. № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания», согласно которому «..учредитель устанавливает в государственном задании требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания федеральным автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением государственного задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.» (п. 2 постановления). Также стоит отметить: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»; Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 537 «О порядке осуществления органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», дополняющее Положение от 10.10.2007 г. № 662 «Об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения»; Постановление Правительства РФ от 18.10.2007 г. № 684 «Об утверждении правил опубликования отчётов о деятельности автономного учреждения и об использовании закреплённого за ним имущества»; Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и др.

Обратим внимание на такие документы, как Приказ Министерства финансов РФ от 28.07.2010 г. № 81-н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального)

учреждения», регламентирующий принципы ведения бухгалтерского учёта государственными (муниципальными) учреждениями; Приказ Минэкономразвития России от 03.12.2008 г. № 424 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения»; Приказ Минэкономразвития России от 17.04.2009 г. № 134 «Об утверждении методических рекомендаций по расчёту нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённого за федеральным автономным учреждением, или приобретённого федеральным автономным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признаётся соответствующее имущество, в том числе земельные участки», и др. Принципы функционирования и развития государственных (муниципальных) учреждений также указаны и в ряде федеральных целевых программ, к примеру, «Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» (Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101 -р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»); «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года» (Распоряжение от 5 июля 2010 г. № 1120-р) и др.

Таким образом, явно прослеживается тенденция развития административной составляющей нормативно-правовой базы, регламентирующей принципы создания и функционирования автономных учреждений. Иными словами, законодатель непосредственно определил вектор процесса автономизации учреждений: сформирован понятийный аппарат; закреплены положения о создании, реорганизации и ликвидации автономных учреждений; указаны принципы ведения имущественных отношений и особенности осуществления финансирования автономных учреждений; регламентированы правила ведения финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учёта и иной обязательной отчётности. Однако на сегодняшний день отсутствуют законодательно оформленные, четкие механизмы коммерческой адаптации автономных учреждений, что, на наш взгляд, является серьёзнейшей проблемой. Как известно, автономные учреждения создавались с целью экономии и более эффективного управления бюджетными средствами Российской Федерации, наряду с этим предполагалось также и развитие конкуренции и, как следствие, повышение качества оказания социально значимых услуг. Всё это невозможно реализовать без учёта состояния и законов рынка: автономным учреждениям необходимо применять технологии маркетинга при анализе потребительского сегмента, выборе вида рекламы и установлении цен на платные услуги; также необходимо верно определять методы учёта затрат и формирования себестоимости. Мы полагаем, что сегодня для руководителей автономных учреждений

нужно создать технологию коммерческой адаптации автономного учреждения, базирующуюся на принципах маркетинга и управленческого учёта, параллельно сформировав методические указания по применению данной технологии для руководителей учреждения.

Важно отметить, что проблема развития административной составляющей без учёта коммерческой адаптации автономного учреждения характерна не только для законодательства федерального уровня, но также проецируется и на уровни субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На примере Иркутской области и г. Братска соответственно можно сделать вывод, что нормативно-правовая база, регламентирует лишь принципы функционирования и развития автономных учреждений, но не содержит руководство по их коммерческой адаптации. Так, среди основополагающих документов, регулирующих деятельность автономных учреждений Иркутской области и г. Братска можно выделить такие, как Решение Иркутской области от 23.12.2009 г. №

005-20-040036/9 «О порядке принятия решений об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г. Иркутска»; Постановление Правительства Иркутской области от 28.01.2010 г. №

6-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области»; Постановление Правительства Иркутской области от 08.12.2010 г. № 031-06-3021/10 «О муниципальных учреждениях города Иркутска», регламентирующее порядок определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений; Постановление Правительства Иркутской области от 22.06.2011 г. № 162-ПП «Об утверждении региональной программы «Развитие образования в Иркутской области» на 2011-2015 годы», определяющее вектор развития автономных учреждений в сфере образования. Заметим, что в Программе затронута одна из важнейших проблем - адаптация автономных учреждений в условиях рынка. Так, согласно анализу, представленному в Программе, в настоящее время рыночные механизмы в системе образования, начиная от системы управления оплатой труда до механизмов бюджетирования образовательных учреждений, находятся лишь на первом этапе развития; неэффективные расходы в образовании Иркутской области составили 25%.

Среди нормативно-правовой базы г. Братска, регламентирующей принципы функционирования автономных учреждений, можно отметить следующие: Постановление администрации муниципального образования от 31.12.2008 г. № 2596 «Об утверждении Положения о порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения»; Постановление администрации муниципального образования от 22.12.2009 г. № 2299 «Об утверждении Перечня основных муниципальных работ, выполнение которых может осуществляться муниципальными автономными учреждениями, и Порядка

создания муниципальных автономных учреждений путём изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений города Братска»; Постановление администрации муниципального образования от 30.11.2010 г. № 2542 «Об утверждении Порядка определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного или бюджетного учреждения»; Постановление администрации муниципального образования от 13.01.2011 г. № 35 «Об утверждении Порядка определения объёма субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели из бюджета города Братска и условий их предоставления» и многие другие. Очевидно, что нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность автономных учреждений Иркутской области и г. Братска так же, как и федеральное законодательство, затрагивают лишь административные вопросы.

Стоит отметить, что и само содержание основного закона об автономных учреждениях также включает ряд положений, существенно тормозящих не только непосредственно развитие автономных учреждений, но и их коммерческую адаптацию. Например, принципы, определяющие совершение сделок учреждений и их ответственность в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения обязательств: автономное учреждение отвечает по обязательствам своим имуществом, при этом недвижимое и особо ценное движимое имущество, закреплённое за ним учредителем или приобретенное за счёт денежных средств учредителя, не подлежит аресту по долгам, а собственник имущества автономного учреждения не несёт ответственность по обязательствам учреждения. Таким образом, если учреждение не имеет иного имущества, обязательства останутся неисполненными; учреждение продолжит свою деятельность и будет владеть необходимым для работы имуществом. Как результат - большинство контрагентов, обеспокоенных тем, за счёт чего они будут возмещать свои убытки в случае неисполнения автономным учреждением своих обязательств, могут отказать в заключении договора, или потребовать 100%-ой предоплаты и т.д. Данная ситуация, на наш взгляд, может способствовать увеличению стоимости деятельности автономного учреждения.

Согласно Закону № 174-ФЗ автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчёт о своей деятельности, а также об использовании закреплённого за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в указанных учредителем учреждения средствах массовой информации. Более того, автономное учреждение должно обеспечить открытость и доступность таких документов, как Устав; документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета учреждения; план финансово-хозяйственной деятельности; годовая бухгалтерская отчётность учреждения и др. Тем самым данная норма закона затрудняет деятельность автономного учреждения в том случае, если рентабельность и конкурентоспособность определённых видов деятельности зависят от сохранения коммерческой тайны.

Также отметим, что особенности функционирова-

ния наблюдательного совета - коллегиального органа управления автономного учреждения, функция которого заключается в рассмотрении проектов наиболее важных решений, принимаемых учреждением, противоречат принципам коммерческой адаптации автономных учреждений. В частности, подавляющее большинство в составе совета - представители учредителя, а также представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Очевидно, что для принятия верных, эффективных решений технологию коммерческой адаптации автономного учреждения необходимо дополнить положениями, регламентирующими процесс принятия управленческих решений и базирующимися на совре-

менных рыночных методах, адаптированных к социальной сфере оказания услуг.

Таким образом, чтобы нейтрализовать негативное воздействие отдельных положений федерального законодательства, необходимо разработать комплексную, ориентированную на особенности функционирования автономных учреждений технологию их коммерческой адаптации, содержащую: принципы ведения маркетинговой деятельности, в том числе действия, направленные на улучшение качества предоставляемых услуг; процедуру анализа потребительского сегмента; методы ценообразования и ведения затратной политики, а также положения, способствующие улучшению качества ведения бухгалтерского учёта ввиду обязательности ежегодного аудита для автономных учреждений.

Библиографический список

1. Об автономных учреждениях: федер. закон 03.11.2006 г. № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 12.07.2012).

2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений: федер. закон от 03.11.2006 г. № 175-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

3. Об образовании: федер. закон 10.07.1992 г. № 3266-1 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 г. № 83-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

8. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

УДК 330.332

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОЦЕССОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

© А.М. Зайцев1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены теоретические и методические аспекты привлечения иностранных инвестиций в отечественные инновационные проекты. Описаны проблемы, связанные с этими процессами, а также предложены пути решения данных проблем. Представлены перспективы инновационного развития России и регионов. Ил. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инвестирование инновационных проектов; оценка процессов инвестирования; объемы иностранных инвестиций; перспективы инновационного развития экономики России.

METHODOLOGICAL APPROACH TO ECONOMIC EVALUATION OF INNOVATION PROJECT INVESTMENT

PROCESSES

A.M. Zaitsev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

1Зайцев Александр Михайлович, аспирант, тел.: 89501460816, e-mail: zaytsevma1956@mail.ru Zaitsev Alexander, Postgraduate, tel. 89501460816, e-mail: zaytsevma1956@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.