Научная статья на тему 'Особенности педагогической системы художников Башкортостана конца XIX – начала XX века'

Особенности педагогической системы художников Башкортостана конца XIX – начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гафарова З. М.

Рассматривая творчество самобытных мастеров изобразительного искусства Башкортостана 50–60-х годов прошлого века, можно выделить ряд особенностей педагогической системы башкирских художников-педагогов. В творчестве их учеников, как отмечает искусствовед Л.Н. Попова: «… вырабатываются особенности национальной живописной школы, отличающейся жанровым и стилистическим разнообразием, богатством творческих манер и индивидуальностей, поисками новых форм для выражения новых чувств и мыслей» [1, С. 85].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической системы художников Башкортостана конца XIX – начала XX века»

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖНИКОВ БАШКОРТОСТАНА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

© Гафарова З.М/

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Рассматривая творчество самобытных мастеров изобразительного искусства Башкортостана 50-60-х годов прошлого века, можно выделить ряд особенностей педагогической системы башкирских художников-педагогов. В творчестве их учеников, как отмечает искусствовед Л.Н. Попова: «... вырабатываются особенности национальной живописной школы, отличающейся жанровым и стилистическим разнообразием, богатством творческих манер и индивидуальностей, поисками новых форм для выражения новых чувств и мыслей» [1, С. 85].

В характерном направлении всей работы педагогов художественного училища 1950 г., было «... отсутствие какого бы то ни было шаблона, насилия над творческой индивидуальностью учеников. Каждый мог рассчитывать на поддержку старших в своих поисках новых путей» [2, С. 12]. Основываясь на развитии в своих учениках собственной творческой индивидуальности, педагоги способствовали выпуску столь различных по художественному почерку мастеров. Эти ученики, в свою очередь, расширили круг традиций, опираясь в своих исканиях на опыт мастеров разных стран. Теперь уже само содержание жизни требовало обогащение художественного стиля, расширения границ изобразительных средств. Стало ясно - чтобы освоить новое содержание, нужно открыть новые художественные горизонты. Поиски новых образов, проникнутых философской идеей, - теперь становится основной тенденцией развития национального искусства. Все это было свойственно ученикам, ставшими впоследствии ведущими мастерами страны. Так народный художник СССР Б.Ф. Домашников открыл новый мир в уральском пейзаже; А.В. Пантелеев показал поэзию индустриальной Башкирии, преображенной руками человека; заслуженный художник Башкортостана А.А. Кузнецов отразил прошлое нашего края в монументальных полотнах; А.Ф. Лутфуллин положил начало жанру психологического портрета в национальной живописи. В послевоенные годы эти ученики - башкирские художники, создали зрелые произведения, в их творчество вошли идеи и образы большого исторического звучания.

Также одной из особенностей художественно-педагогического обучения национальных художников заключалось в том, что они передали сво-

♦ Аспирант кафедры Педагогики

им ученикам не просто свое мастерство. Они воспитывали в своих учениках людей чувствующих, отзывчивых, стремящихся понять суть мироздания, глубоко думающих. Донесли до своих учеников понятие, что на представителей искусства возлагается большая надежда и работа в эстетическом воспитании простого человека. Обычный человек (не актер, не писатель и не художник), далекий от искусства, смотрит на художников как на мудрецов, разъясняющих различные явления, смысл жизни. И приходя на какую-нибудь выставку, он ждет откровения от них, красоты, высшей эстетической оценки мира (при этом, конечно сообразуясь своими понятиями). Поэтому художникам, прежде всего, по мнению их педагогов, нужно понимать свое место и назначение в духовной и культурной стороне жизни, не обманывать, а писать искренне, с душой.

Следующей особенностью педагогического воспитания было то, что педагоги принимали личное активное участие в жизни своих учеников, по-отечески их поддерживая. Из воспоминаний М. Кузнецова, тогда еще студента училища искусств: «Мне было предложено оставаться жить в доме А. Тюлькина. Более того, мне было вручено 40 рублей денег. Александр Эрастович предложил мне купить на эти деньги хорошие часы. Тонечка (супруга А. Тюлькина) возразила: «Почему часы, может быть Мише лучше купить хорошие брюки» [3, С. 129]. Тюлькин А. всегда расстраивался, когда узнавал, что кто-то из учеников болеет. Старался помочь человеку, если это было в его силах. Проводил беседы на различные жизненные ситуации, помогал найти выход из трудного положения, помогал решить проблему с жильем для приезжих студентов.

Среди преподавателей училища искусств, народный художник А. Лутфуллин особо для себя выделял А. Тюлькина и Б. Лалетина. Лале-тин был эрудированным, хорошо образованным, культурным человеком. На долгие годы, после окончания учебы А. Лутфуллина, Лалетин станет для него большим другом и духовным наставником. Эта дружба и многолетняя переписка с учителем, оказала большое влияние на творчество А. Лутфуллина, помогла его становлению, как художника. В той переписке Лалетин искреннее одобрял всего талантливое в творчестве ученика, давал хорошие советы, делал тонкие художественные замечания. «У вас есть своя форма, лутфуллинская, неповторимая, глубоко национальная. Вот и пишите, пишите без оглядки, углубляя содержание через совершенствование формы» [4].

Основу метода обучения преподавателей училища составляла верность натуре, реалистичный подход к восприятию и изображению жизни, благодаря чему Лутфуллин обрел для себя необходимые навыки в изобразительном искусстве. Так под влиянием требовательного педагога Лале-тина у Лутфуллина сформировалось умение, и самое главное желание рисовать с натуры. В развитии живописного чутья, колористического ви-

дения заметное влияние на Лутфуллина, особенно вначале, оказал А.Э. Тюлькин. Как педагог по живописи, он наставлял его: «Надо расширить тематику. Ты хорошо знаешь башкирскую деревню. И нельзя ли создать целую композицию на эту тему и показать знатных людей современной деревни?» [5, С. 94].

Талантливый живописец, чуткий воспитатель, опытный педагог Тюлькин старался развить в своих учениках лирическое отношение к теме, умение видеть в малом эпизоде большое жизненное содержание. Обаяние его личности было настолько велико, что одно его появление в классе настраивало учеников на «возвышенно-эстетический лад» [1, С. 9]. Основным требованием в учебном процессе А. Тюлькина было то, чтобы ученики показывали свои новые работы, постоянны были в творческих поисках. При этом он говорил: «Идите на Голгофу, идите каждый день, идите каждый час, не бойтесь распятия» [3].

У А. Тюлькина не было строгой аналитической системы преподавания. Но он смог передать своим ученикам чувство безграничной любви к искусству, преклонение перед природой, проникать в тайны произведений классики. По признанию учеников, уже сама его творческая личность была для них школой. Что касалось классных занятий, то учитель был внимателен и терпелив к поискам и характерам каждого, выявляя у своих воспитанников личные склонности, поддерживая их творческое мышление. Придерживаясь традиций русского реалистического искусства в живописи, А. Тюлькин, всегда находился в тесной связи с живой реальной жизнью. Из нее он черпал силу, вдохновение, знания. Он говорил: «Я люблю фантазию. Прошел через все направления в живописи ХХ века. Но в итоге своей жизни пришел к выводу, что выше натуры, выше жизни нет ничего. Надо все брать только из жизни. Фантазию - тоже! Жизнь - бездна!» [9, С. 21]. Это он и старался донести до своих учеников. Главным, по его мнению, в искусстве должна быть тайна. Делясь своими размышлениями об искусстве с учениками, А. Тюлькин говорил: «Вот я уже век доживаю, а каждый раз как подумаю, что такое искусство - и не знаю» -этим он хотел, как бы сказать: как ни стары законы искусства, а всякий раз к нему нужен новый подход. «Я уже, сколько пудов соли съел и то задумываюсь, а вы спешите показать, что уже все знаете» [8].

Домашников Б. всегда взволнованно и с неизменной благодарностью вспоминал своего педагога А. Тюлькина: «Я сначала очень стеснялся его, в училище старался встать в последний ряд, чтобы он реже ко мне подходил. Но когда он однажды сказал, глядя на мой этюд натурщицы: «Ба, да ты понимаешь в живописи!» - это было высшей похвалой учителя» [6, С. 6]. В первые годы учебы Б. Домашников отмечал, что живопись А. Тюлькина он не понимал - она была для него непривычной из-за сложной живописной фактуры, пастозного мазка. Но темперамент учителя, его

суждения об искусстве, страсть и убежденность в работе, исключительная интеллигентность - все это покорило молодого художника. «Сложность живописной культуры Тюлькина мне раскрылась постепенно, с годами, и в последующем он оказал колоссальное влияние на меня» [6, С. 6]. Тюль-кин А. особо важную роль сыграл в творческой судьбе Домашникова. После окончания училища он вместе со своим учеником едет в Москву и представляет его известному мастеру пейзажной живописи А.М. Грицаю, при этом говоря: «Я привез Вам талантливого мальчика из Уфы - Борю Домашникова. Доверяю Вам. Берегите его» [7].

Многие выпускники училища искусств, после его окончания продолжали дальнейшее художественное образование в Москве и Петербурге. Лишь в 1972 г. по инициативе и при личном участии Р. Нурмухаметова, ученика А. Тюлькина, было создано художественное отделение Уфимского государственного института искусств. С первого же дня образования отделения Р. Нурмухаметов стал заведующим кафедрой живописи и композиции.

Одна из главных отличительных черт в педагогической системе художников-педагогов Башкортостана была идея создания своей национальной школы живописи. Александр Эрастович часто заявлял по этому поводу: «Что мы рвемся в Москву? Что мы туда все возим? Нам нужна здесь своя Венеция» [8]. (Имел в виду Венецианскую школу живописи). Он мечтал о своей школе, о своих башкирских, уфимских художниках. Идея создания своей школы живописи возникала не только у А. Тюльки-на. Его взгляды разделяли также и его коллеги. Таким образом, особенности педагогической системы дали начало формированию башкирской школы живописи.

Список литературы:

1. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Изд. «Художник РСФСР», 1978.

2. Попова Л. Н. Ахмат Лутфуллин. Жизнь и творчество. - У.: Изд. «Китап», 2007. - С. 252.

3. Кузнецов М. Кем был для меня А.Э. Тюлькин // Бельские просторы. - 2008. - № 8. - С. 127-131.

4. Письмо Б.Лалетина А. Лутфуллину от 9 октября 1988 г. Собрание А. Лутфуллина. Уфа. Хранятся в семейном архиве.

5. Галлямова Л.Г. Краски родного края. - У.: Изд. «Китап», 2002. -С. 170.

6. Сорокина В.М. Вступ. статья Б.Ф. Домашников. Живопись. Каталог. - У.: Изд. «Слово», 1994.

7. Янбухтина А.Г. Борис Домашников. Вступ. статья. Каталог. - М.: Изд. «Советский художник», 1984.

8. Назаров М. Архив А.Э. Тюлькина. БГХМ им. М.В. Нестерова 9. Янбухтина А.Г. Александр Тюлькин. - Л.: Изд. «Художник РСФСР», 1975. - С. 40.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ

© Заблоцкая О. А/

Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, г. Таганрог

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является необходимым условием развития систем образования всех стран мирового сообщества. Министерство Образования Франции уже в течение многих лет ведет работу по активизации использования ИКТ в образовании. Создание во Франции Виртуальных Тематических Университетов, Виртуальных Региональных Университетов, образовательного Web телевидения стало результатом работы специального комитета по внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) рассматривается в качестве важнейшего условия благосостояния нации, экономического роста и национальной безопасности государства, его конкурентоспособности на мировой арене. Поэтому развитие ИКТ является приоритетным направлением политики французского государства.

Первенство в решении этого вопроса принадлежит системе национального образования Франции. Министерство образования Франции уже в течение многих лет ведет работу по активизации использования ИКТ в образовании. Был создан специальный комитет (la sous-direction des TIC pour l'éducation (SDTICE)), задачей которого является обеспечение использования сети Интернет и ИКТ на всех уровнях системы образования от детского сада до университета. Основная цель французского правительства - 100 % молодого поколения должны иметь образование в области ИКТ. Ежегодно комитетом SDTICE реализуется более шестидесяти проектов в этом направлении.

Работа по внедрению ИКТ ведется на всех уровнях системы образования, но основное внимание уделяется системе высшего образования

♦ Преподаватель кафедры Иностранных языков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.