понимание музыкальных вопросов и музыкальных терминов в его произведениях. Эти термины связаны с теоретическими и практическими проблемами музыки. Знания Навои являются ценным источником освещения музыкальной жизни того времени. Одной из самых важных тем в произведениях Навои является описание и использование музыкальных инструментов в музыке. Музыкальные инструменты являются основным ресурсом для определения процесса исторического развития музыкальной культуры. Иногда, когда Навои изображал слова, кажется, что их мелодии звенят в ушах. Работы Навои описывает ряд музыкальных инструментов, используемых в то время в практике. Среди них мы можем встретить такие имена, как, например, най, чанг, гижжак, танбур, уд, рубоб, кубуз, даф, чагона, руд, мусикор, аёлгу, ногора, некоторые из них малоизвестны и некоторые из этих инструментов были преобразованы [2]. Самое главное, что в произведениях Навои описывает музыкальных инструментов от и до. Каждая его линия в сочетании с музыкальными выражениями отличается тем, что она глубоко укоренилась в музыкальных выражениях. В своих газелях о каком либо инструменте не говорил он понимал его музыкальную и философскую природу.
Когда Навои упоминал о "мутриб" (вокалист) и "Муганни" (музыкант) и дал высокую оценку: "... им обеим слушатель отдаёт свою душу..." [1]. Мало того, поэт ставит высокие исполнительские выступления выше, чем некоторые религиозные ритуалы и церемонии. Великий мыслитель высоко ценил оригинальность искусства пения. Работа Алишера Навои сыграла важную роль в формировании характеристик ашулы и макомов. В конце концов, благодаря работе Навои узбекский язык обогатился, мысли и чувства углубились, и, самое главное, его музыкальные работы сделали музыкальные мелодии более успешными и грамотными.
Список литературы
1. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Навои и Джами. Москва: Наука, 1965.
2. Абдугафуров А. "Хазойину-л-маоний"дан четда колган газаллар // Навоийнинг ижод олами (маколалар туплами). Т.: Фан, 2001.
3. ИсуоцовЁ. Навоий поэтикаси. Т.: Фан, 1983.
4. Эркинов А.С. Источники интерпретации "Хамса" Алишера Навои в XV-XX вв.: Афтореф. дисс. ... док. филол. наук. Ташкент, 1998.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА БАШКОРТОСТАНА В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХ1 ВЕКА. ХУДОЖНИКИ - «ДЕРЕВЕНЩИКИ» Самарина В.Б.
Самарина Виктория Брониславовна - магистрант, кафедра дизайна и искусствоведения, Уфимский государственный нефтяной технический университет, член Ассоциации искусствоведов России, директор, Общество «АртПуть», г. Уфа
Аннотация: в статье рассматривается современное изобразительное искусство пограничного региона, Башкортостана, находящегося в центре евразийского социо -культурного пространства. Особое внимание уделяется формирующейся региональной школе башкирской живописи. Вводятся в научный аппарат новые термины: художники-«деревенщики» и цветовая пластика.
Ключевые слова: Башкортостан, евразийская культура, декоративно-прикладное искусство, современное изобразительное искусство, художники-«деревенщики», цветовая пластика.
УДК 7.06
В статье рассматривается фактологический материал, в связи с новизной ещё не получивший основательного искусствоведческого осмысления и введения в научный оборот. Предлагаемое исследование носит дискуссионный характер и выражает субъективное мнение.
Автором изучаются взаимодействие на границе двух суперэтносов, цивилизаций Запада и Востока, Европы и Азии, столкновения и взаимодействия «своей» и «чужой» культуры, на примере декоративно-прикладного творчества, позднее профессионального изобразительного искусства Башкортостана. Проблема усложняется пестротой населения Республики Башкортостан.
В настоящее время в Башкортостане проживают представители более 100 национальностей, наиболее многочисленные - 30, в том числе 10 национальностей имеют численность выше 5 тыс. человек. Многонациональность - важнейшая особенность структуры населения республики, а также исторически обусловленная реальность и важнейшее достояние республики, огромный потенциал ее дальнейшего развития.
Национальный состав населения Республики Башкортостан
Русские
Рис. 1. Данные Всероссийской переписи населения 2010 года и данные за 2002 год [8]
Говорить об изобразительном искусстве Башкортостана с узнаваемым «собственным лицом» пока рано. Вся его история насчитывает менее ста лет вместе с первыми любительскими кружками (Союз Художников БАССР появляется в 1934 году, профессиональное художественное образование представляют училища, институты появляются позднее). Башкирские художники, получившие значительное признание еще при жизни, обучались в учебных заведениях Москвы, Санкт -Петербурга, работали, выставлялись и коммуницировали в среде, имеющей более длительную историю культурного концентрирования, широкий круг общения. Во время зарубежных поездок башкирские мастера знакомились с новыми веяниями в европейском искусстве и продолжили традицию русской академической школы (в
42
основе - западноевропейской). Считаем необходимым отметить влияние урбанистической европейской культуры на творчество живописцев, формирующей личность художника еще с античных времен.
Самым знаменитым живописцем, вошедшим в историю мирового искусства, является первый профессиональный башкирский художник М.В. Нестеров, работавший в станковой живописи, и в монументально - декоративном искусстве.
Автор выдвигает гипотезу: корректнее будет говорить о процессе формирования башкирского изобразительного искусства от его истоков до настоящего времени. Маститые, ушедшие из жизни его представители, члены СХ СССР (РФ), получали академическое образование в столичных ВУЗах, экспонировали работы на всероссийских и международных выставках, писали полотна на творческих дачах и принимали участие в поездках по стране и за рубеж. В славную плеяду башкирских художников входят: Ю.Ю. Блюменталь, М.Н. Арсланов, А.Э. Тюлькин, Р.М. Нурмухаметов. Для определения места творческого наследия мастера требуется испытание временем, расставляющего все по своим местам.
С появлением специализированных учебных заведений в Башкортостане растет количество профессиональных художников. Активизируется выставочная деятельность, создается ряд масштабных работ: А.Э. Тюлькин. «Цветущие окна». 1955 г., А.А. Кузнецов «Легенда о курае». 1964 г., Б.Ф. Домашников. «Березняк». 1960 г. Это исторические, жанровые, пейзажные полотна: А.А. Кузнецов. «Допрос Салавата» 1955 г., А.Д. Бурзянцев. «На Юрюзани». 1986 г. Л.Я. Круль. «Урал». 1957 г. Создается галерея портретов не только выдающихся людей, но самых различных персонажей: А.Ф. Лутфуллин. «Три женщины». 1969 г., Р.М. Нурмухаметов. «Портрет балерины Зайтуны Насретдиновой». 1955 г. Произведения проходят выставкомы, гарантирующие профессионализм авторов и достаточно высокое качество работ.
Параллельно с художниками, членами творческих союзов, работают авторы, считающие себя представителями андеграунда, чье творчество не вписывалось в официальные рамки и часто являлось либо «перепевом» дошедших до нас с большим запозданием западных веяний, самодеятельности, а иногда просто скрывающим неумение грамотно работать. И если в связи с «железным занавесом» новости современного искусства даже в столичных городах доходили фрагментарно и с купюрами, то до провинции они часто добирались, превращаясь уже в «мифологию». Поэтому у многих авторов откровенно видно подражание абстракционистам, модернистам или отдельным «иконам стиля», таким как: Модильяни, Пикассо, Дали, Мондриан и другим.
Открытие «железного занавеса» позволяет многим башкирским художникам выехать в долгосрочные творческие зарубежные командировки в Англию, Францию и другие страны Западной Европы. Происходит проникновение и насыщение свободомыслием, снимаются тематические запреты, появляется новая цветовая пластика в полотнах мастеров Башкортостана. К художникам, чье творчество несет в себе влияние западной традиции, можно отнести: С.Б. Краснова. «Сон Евы». 2002 г., Р. Ахметвалиева. «Ню. Дерево. Художник». 2000 г., Р.Р. Латыпова. «Виагра».2006 г.. В то же время в среде живописцев начинают выделяться авторы, чье творчество отличается от двух основных течений изобразительного искусства нашего региона. Эти работы имеют общие стилевые особенности по аналогии с литературоведением предлагается использование термина художники- «деревенщики».
В нашем случае подтверждение дает теория дуальной парадигмы, появившаяся на стыке нейропсихологии и гуманитарной наук, напрямую связанная с психологией творчества. В её основе лежит объяснение особенностей европейской и западной культуры, определяющейся доминированием правого или левого полушария головного мозга.
Перемещения массы населения из неблагополучных, преимущественно азиатских регионов, в европейские государства, проявляющие толерантность в отношении беженцев, ускоряются буквально в геометрической прогрессии. Временные рамки сходят на нет. Поэтому три основных части парадигмы, определяющих состояние «чужих» религий и культуры как «своих» перестают работать. Отсюда возрастает напряжение противостояния двух этносов: местного (устоявшегося) и нового (привнесенного), которое не может решиться за неимением времени на ознакомление и появление толерантного отношения друг к другу. Западноевропейское культурное сообщество пытается приспособиться к этому потоку внезапных перемен как в культурной, религиозной, так и в экономической составляющих [4].
Так же находит подтверждение актуальность теории евразийства, ставшей сегодня реальной проблемой, особенно в Европе, в связи с массовой миграцией выходцев с ближнего Востока. В нашей стране увеличивается количество переселенцев из средней Азии и Кавказа, к счастью, не встающее так остро, как в Западной Европе.
Еще Л.Н. Гумилев отмечал, что уровень европейской науки, которым пользовались создатели концепции евразийства сегодня, устарел. Мировое экономическое и культурное сообщество находится в режиме глобальных перемен.
Уникальность региона Башкортостан заключается в его географическом положении. Находясь на границе двух континентов Европы и Азии, он имеет исторически сложившееся смешанное население и испытывает влияние двух разных культур на протяжении длительного времени и преобладающую дуальность мышления. Поэтому процесс развития имеет расширенную вариативность: легче воспринимает новые влияния, отличается толерантным отношением к «чужой» и «своей» культуре в формирующемся изобразительном искусстве Башкортостана.
Стилевые особенности декоративно-прикладного творчества и профессионального искусства, повторяясь из поколения в поколение, закрепляются и становятся каноническим образцом «своего» искусства.
Термин художники-«деревенщики» , используемый в данной работе по аналогии с литературоведением, определяет круг авторов, к которым его можно отнести. Деревенская проза — направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни, комплекс художественных и стилевых особенностей. Эти прозаики говорили об истории, культуре, нравственных аспектах в жизни обитателей глубинки. Один из ярчайших представителей деревенской прозы - Ф. Абрамов [3]. Так как в республике с достаточно большим количеством сельского населения, сохраняющего локальные этнические особенности на бытовом уровне, появляются художники, выросшие и сформировавшиеся в сельской местности. Они получили и закрепили впечатления в окружении предметов с ярко выраженным этническим своеобразием. Мусульманская религия наложила свой отпечаток на использование образного ряда, расширяющего поиск в сфере «цветовой пластики». Данный термин уже был использован автором 16 мая 2018 года в докладе «Опыт практической работы в международном социо-культурном пространстве» на круглом столе «Художественное образование: проблемы и перспективы» в рамках Международной научно-практической конференции «Дизайн и архитектура в современном социокультурном пространстве» [9].
В условиях глобализации общемировой культуры растет ценность самобытности, приобретают актуальность вопросы поиска национальной идеи. В рамках евразийского пространства, обусловленного территориально и исторически, географического положения и политической значимости уже сложилось особое на культуру нашего региона влияние как Востока, так и Запада. Искусство Республики, живопись мастеров Башкортостана несет в себе ярко выраженные черты, синтезировав в себе и то, и другое:
Искусство РБ, формировавшееся с начала ХХ столетия до сегодняшнего дня представляет «пеструю» картину:
- с одной стороны это художники с традицией академической школы;
- с другой-художники-«деревенщики», в чьем творчестве преобладают сельские сюжеты.
Рис. 2. Башкирский палас Рис. 3. Амир Мазитов. Тесто жизни. х., м. 2012
Рис. 4. Башкирский палас Рис. 5. Расим Насибуллин. Вечерний мотив - 2. х., м. 2011
Термин, упомянутый выше, относится к художникам, которые сформировались: родились и выросли в деревенской местности в условиях традиционной культуры, а позже получили профессиональное образование. Поэтому реалии быта из детства занимают в их работах достаточно много места. У данных мастеров отсутствует проблема самоидентификации. В работах данных авторов отчетливо прослеживается национальная составляющая, как в выборе сюжетов, решении пространства, колорита живописи.
«Деревенщики» больше тяготеют к традиционному декоративному искусству.
Это цветовая гамма (открытые чистые цвета), условность изображения, лапидарность (упрощенное изображение).
Рис. 6. Василь Ханнанов. Корова. х., м. 1992 Рис. 7. Расим Насибуллин. Корова. х., м. 2012
Как влияние Востока наблюдаем введение каллиграфических надписей, арабской вязи в работах Василя Ханнанова.
шь»— ч
■ о ^щщфщ I ж. Я
'Л
I Та&г- г\ /шЯгж
Рис. 8. Василь Ханнанов. Сура. х., м. 2011
Ярчайшим подтверждением влияния традиций восточной культуры на творчество художников Башкирии являются подготовленные и проведенные инсталляции, перформансы с восточным акцентом: творческое объединение «Чингисхан» с проектами «Сияние лун» 2001 г., «Сюльде» 2002 г.; выставка работ В. Ханнанова «Персидские мотивы», «Башкирская рапсодия», где объединяется традиционный ковер или платок (восточная традиция) с вписанным в него портретом (западная традиция).
1
¿¿«V1 ,, ь г ^Ч»' / '"В' У,
^ й 1
Г к
О ч -—
Рис. 9. Василь Ханнанов. Башкирская рапсодия. Смешанная техника. 2015
Возврат к традиционной модели деятельности, развитие ее в современных условиях, связаны с осознанным отношением к этой деятельности, к труду художника, а так же к продуктам этого труда. Метафизика труда признается в качестве подлинной основы для каждого человека, так и для его оценки с точки зрения общества. Отсюда повышенно личностное отношение к миру предметов, вещей, вот почему необходимо, чтобы в искусстве выражались человеческие чувства... Такие попытки трактуются как «опыт проектного мимесиса, воссоздания ценностей в новой исторической обстановке», иными словами как опыт репродуцирования этнокультурной идентичности в условиях современного развития общества [1]. Мимесис - (от греч. mimesis — подражание, воспроизведение) — принцип, выражающий основу творческой деятельности художника. Понятие М. является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального мира и мира художественного.
Первая теория М. принадлежит Аристотелю, по мнению которого природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует воспоминания о подобном, ассоциации, сопоставления и т.п. Подчеркивая очевидное своеобразие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства. Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; она фактически олицетворяет особый, художественный, смысл, на выражение которого и направлены усилия художника. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается большая выразительность произведения.
В разные исторические эпохи вопрос об окружающем мире как образном источнике искусства рассматривался в эстетической науке в качестве фундаментального [10].
Влияния декоративно-прикладного творчества на профессиональное искусство, отмечает доктор искусствоведения, профессор А.Г. Янбухтина: « Кар тина художественной, духовной культуры народа раскрывается .на основе метода пластического анализа произведений, в комплексе всего традиционно сложившегося предметного мира этноса, подводит к пониманию его как системной художественной целостности. в пространстве искусства республики Башкортостан ХХ столетия» [6]. Это положение находит подтверждение в работах башкирских искусствоведов Э.П. Фениной, С.В. Игнатенко, С.В. Оськиной.
В 2011 году был переиздан альбом-каталог «Художники республики Башкортостан». В составе Союза художников РБ числилось 216 членов, из которых 153 родились в селах, деревнях, поселках городского типа [7]. Причем среди авторов, стоящих у истоков башкирского искусства, большинство городских жителей, получивших, как уже отмечалось, образование в столичных вузах и других крупных городах, имеющих профильные учебные заведения. Второе поколение мастеров живописи Башкортостана получало образование уже в республике от своих преподавателей первой волны.
Теория, которой придерживается исследователь, проверена на изучении опыта работы организаторов арт-форумов, владельцев галерей, отдельных авторов, работающих в условиях восстанавливающегося культурного постсоветского пространства. Это корпоративные и частные галереи: галерея традиционного и современного искусства «Восток», галерея «AiDart», музей современного искусства им. Н. Латфуллина, галерея искусств «ACADEMIA» УГАЭС, галерея Аллы Булянской и другие галереи, экспонирующие выставки, проводящие перфомансы, масштабные арт-проекты.
В Галерее «Восток» в 1997 году была выставлена уникальная экспозиция произведений традиционного декоративно-прикладного творчества с инсталляциями, арт-
47
объектами и работами современников, продемонстрировавшая зрителю влияние традиций этнического творчества Башкортостана на современное изобразительное искусство. Умелое совмещение экспонатов, привезенных из этнографической экспедиции, преподавателями и студентами УГАЭС, с художественными полотнами современных художников республики было использовано в проекте «Химера» в 2001 году.
Особенно яркие и интересные проекты создает объединение художников «Чингисхан»: «Сияние лун» 2001 г., «Сульде» 2002 г., «Пыльтрыш» 2003 г. и другие.
Среди авторов, определенных как художники-«деревенщики» можно выделить: М.Х Давлетьярова, Ф.Р. Ергалиева, Р.Р. Кадырова, А.Ф. Лутфуллина, А.М. Мазитова, Р.М. Насибуллина, Т.Х. Масалимова, М.М. Мухаметова, А.Х. Ситдикова, Р.З. Харисова и работающих в данной стилистике других авторов.
Рис. 10. Талгат Масалимов. Графика Рис. 11. Амир Мазитов. Старик-жернова. х., м. 1994
Занимаясь популяризацией новейшего регионального российского искусства, нужно ориентироваться на отход от определенных заданных матриц, сложившихся стереотипов, и тогда искусство открывается с совершенно другой стороны, неся в себе некий симбиоз, взаимообогащаясь. Показательными в своей уникальности стали художественные форумы «АРТ УФА- 2015» и «АРТ УФА- 2017», проведенные в столице Башкортостана. На площади 12000 квадратных метров было представлено более 300 экспонентов мастеров изобразительного и прикладного искусства из Башкортостана, России и зарубежных стран, 2000 произведений. Организаторами художественного арт-форума стали: Министерство культуры РБ, Администрация города Уфа, благотворительный фонд «Мархамат» при содействии куратора проекта искусствоведа, заместителя директора БГХМ им. М.В. Нестерова С.В. Игнатенко. Критерием для приглашения на художественный форум стали творческие достижения мастеров культуры Башкортостана.
В нашей Республике в кратчайшие сроки получил одобрение проект «Любимые художники Башкирии», у проекта более 1 300 000 просмотров из России и 96 стран мира. И как мы видим, по результатам народного голосования мнения признанных критиков зачастую не совпадает с мнением рядового ценителя искусства. Здесь хотелось бы провести аналогию с нашумевшим проектом «Голос», в котором за последние несколько лет открыто большое количество уникальных исполнителей-вокалистов. На живописном олимпе пока аналогов не наблюдается. По мнению столичных институций современного искусства рынок художников «второго ряда» как раз только насыщается. Появилась возможность ухода от сложившейся стереотипизации, когда долгие годы продвигают уже признанных и раскрученных мастеров. До остальных нет дела.
Проект «АртПуть. Расширяя границы через искусство», осуществляемый общество «АртПуть» под патронатом регионального отделения общероссийской общественной
организации «Ассоциация искусствоведов» Башкортостана развивается, открывает новые имена в изобразительном искусстве Республики и страны.
Мнение автора подтверждается словами известного арт-критика Сергея Хача турова, теоретика, куратора, историка искусств, кандидата искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, который отмечает, что: «... наша проблема не в том, что у нас нет профессионалов, а в том, что у нас очень плохо выстроен диалог с обществом. И здесь недостаточно просто ждать. Активность и инициатива должны исходить от институций, художников, кураторов. Сейчас наше сообщество позиционирует себя довольно вяло, наблюдается некая пресыщенность и гламуризация самого процесса современного искусства. У некоторых художников и кураторов проявляется некая спесь, снобизм, нежелание вести этот диалог с плебсом. А диалог вести нужно. Искусство должно стать фундаментальной ценностью для общества» [5].
В ХХ! веке современное искусство Башкортостана на новой его фазе исторического развития включилось в сложную и противоречивую парадигму творчества, близкую к общеевропейской. В республике заметно активизировалось партнерство представителей различных видов искусства в социокультурном евразийском пространстве, культурные контакты как с Востоком, так и с Западом. Открылись границы для культурных контактов на основе народной дипломатии.
По нашему мнению, на основании представленного материала можно сделать следующие выводы:
- для художников региона Башкортостан, «шварного шва» между Европой и Азией, сложившийся стиль изобразительного искусства естественен, исключает искусственно привнесенные этнические особенности, авторами, выросшими в условиях урбанистической культуры и знакомым с традиционнымискусством по музейным собраниям и литературе;
- сформировалось новое направление художники-«деревенщики», с ярко выраженным влиянием традиций этнических;
- начало сложения собственной современной живописной башкирской школы прослеживается в работах авторов нового поколения;
- в рамках евразийского социо-культурного пространства возрастает интерес представителей культуры и искусства зарубежных стран как восточных, так и западных, к живописному искусству пограничного региона Башкортостан.
Данная статья является попыткой представить дискуссионную тему, которая может предложить новую концепцию изучения и развития картины современного башкирского изобразительного искусства.
Данная проблема в современном башкирском искусствоведческом сообществе еще не рассматривалась.
Список литературы
1. Кондратьева К. Проблемы этнокультурной идентичности и современный дизайн.
В сб. «Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни предметной среды».
М., 1989.
2. Мазина Ю.И. Культурные традиции как ценностный ориентир существования и
развития современной культуры // Известия Алтайский Государственный
университет. Барнаул, 2011. Вып. 2/1 (70). С. 176-178 (0,6 п. л.)
3. Разувалова А. Писатели-«деревенщики»: литература и консервативная идеология
1970-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 616 с.
4. Самарина В.Б. Актуальность вопроса евразийства в ХХ1 веке. Европа. Россия.
Башкортостан. // Наука, образование и культура. № 6 (30), 2018. С. 54.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/ (дата обращения:
20.08.2018).
5. Хачатуров С.В. Самый большой бич — это пресловутая фраза «Что хотел сказать художник?» АгоиМаЛ. Журнал о современном искусстве. 6.11.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aroundart.ru/2013/11/06/sergei-khachaturov-protassenia/ (дата обращения: 22.08.2018).
6. Янбухтина А.Г. Пластический фольклор: к вопросу о методологии художественно-стилистического анализа // Вестник АН РБ, 2006. Т. 11. № 3. С. 68-72.
7. Альбом-каталог / М-во культуры Республики Башкортостан, Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан, Башкирский гос. художественный музей им. М. В. Нестерова [сост. кат. В. М. Сорокина, М.О. Садыкова; пер. на англ. яз. В.Л. Левитин, пер. на баш. яз. М. С. Аминова]. Изд. 2-е, доп. Уфа: Автор, 2011. 375 с.: ил., портр., цв. ил.; 25 см. *
8. Башкортостан, Обзоры и налитика. Уфа. 21/09/2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rahimitegez.ru/национальный-состав-башкортостана/ (дата обращения: 16.08.2018).
9. Круглый стол «Художественное образование: проблемы и перспективы». Новости. Официальный сайт БГПУ им. М. Акмуллы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bspu.ru/news/4836/ (дата обращения: 15.08.2018)
10. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/724/МИМЕСИС/ (дата обращения: 01.08.2018).