2. Гайко М.Е. Особенности формирования культуры самостоятельной работы студента олимпийского резерва как проблема готовности к профессионально-педагогической деятельности / М.Е. Гайко, О.А. Козырева // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы II Всероссийской научно-практической конференции г. Махачкала, 24 ноября 2010 г. - Махачкала: Д1МУ 2010. - С. 86-90.
УФИМСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖНИКОВ БАШКОРТОСТАНА © Гафарова З.М.*
Башкирский государственный университет, г. Уфа
В статье рассматривается возникновение и развитие уфимской школы живописи, а также факторы, повлиявшие на ее развитие.
Рассматривая появление такого феномена как возникновение башкирской школы живописи, следует отметить следующие факторы, повлиявшие на ее возникновение и дальнейшее ее развитие. Это:
- обучение художественному мастерству подрастающего поколения;
- выявления одаренности начинающих художников;
- раскрытие творческих индивидуальностей;
- регулярные творческие контакты мастеров Башкирии с художниками других республик и зон РСФСР.
Рассматривая творчество молодых художников Башкирии 50-60-х годов, учеников первых художников-педагогов Башкирии, можно сделать вывод каких результатов они добились. Это становление и развитие театрально-декорационного жанра в изобразительном искусстве Башкортостан. Оно связано с именами таких мастеров, как: М. Арсланов, Г. Имаше-ва, С. Калимуллин (Педагог К.С. Девлеткильдеев).
Арсланов М. вошел в историю башкирской художественной культуры как основатель национальной школы театрально-декорационного искусства. Мастер работал над пьесами разных эпох, стилей и жанров, за свою долгую творческую жизнь оформил более двухсот спектаклей. Утвердил на башкирской сцене культуру цвета, лучшие традиции реалистического декорационного искусства. Вклад, внесенный художником в сокровищницу достижений башкирского и российского изобразительного искусства -значителен и ярок. Под авторитетным влиянием этого замечательного че-
* Аспирант, ассистент кафедры Педагогики.
ловека в Башкортостане сложилось творческое содружество театральных художников. (С. Калимуллин, Г. Имашева, В. Плекунов).
Картины Ф. Кащеева, В. Позднова, П. Салмасова вносят в изобразительное искусство республики особую ноту - декоративность. Ф.А. Кащеев - «один из основателей школы живописи, сформировавшейся во второй половине прошлого века» [1, с. 123]. В свое время решающую роль в его судьбе сыграла встреча, а в последствии и дружба с А. Тюлькиным, который пробудил в начинающем художнике интерес к темперной технике, научил понимать цветовые возможности этой живописи.
Вообще, что касается выявления одаренности начинающих художников, А. Тюлькин, как и П. Лебедев с опытом художника-педагога умел сразу отличать будущих талантливых живописцев. Так в 1949 г. А. Тюлькин на приемных экзаменах в училище искусств разглядел одаренность юноши Павла Салмасова, отметив, что у него хорошие акварельные работы. Для Павла эти слова означили реальное приближение к его мечте стать художником. Ему тогда было всего 19 лет, но он уже успел пройти суровую школу жизни, как и многие его сверстники, на долю которых выпали нелегкие военные и послевоенные годы. «В тебе живет жемчужина живописи, не будешь работать
- умрет», [2, с. 144] сказал «патриарх» башкирской живописи А. Тюлькин. Прислушавшись к словам Тюлькина, П. Салмасов взрастил свою «жемчужину живописи» талантом, трудолюбием, внутренней отдачей. На сегодняшний день искусство народного художника Башкортостана П.П. Салмасова - одна из ярчайших жемчужин в той россыпи имен, которые составляют славу российской, башкирской живописи. Его творчество является продолжением тех духовных идеалов, богатых живописных традиций, свойственных башкирской школе, которые утверждали первые профессиональные художники-педагоги. П. Салмасов перенял у своих педагогов, в частности у А. Тюлькина «опоэтизированное отношение к жизни» [2, с. 145].
В истории башкирского изобразительного искусства А. Лутфуллин останется выдающимся портретистом. Творчество А.Ф. Лутфуллина являет собой выражение национального духа. Обобщая достижения основоположников башкирской реалистической живописи: К. Девлеткильдеева, А. Тюлькина, И. Урядова - Лутфуллин раскрыл новые горизонты в изобразительном искусстве. Он один из первых национальных художников республики, который своим творчеством «определил направление дальнейших творческих поисков в решении национальной темы» [3, 7]. Жизнь родного края, история, ее драматические страницы, праздники, будни становятся главными темами художника. Он рисовал людей со страстью этнографа, подмечал типичное, выделял и обобщал индивидуальное, был уверен, что только глубоко национальное может быть интересно всем, то есть способно стать интернациональным.
«Искусство всегда несет на себе след национальных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит художник. Подлинное искусство всегда шире национальных границ, имеет значение и для других народов,
всего человечества. В этом проявляется единство национального и интернационального в искусстве.
Искусство P.M. Нурмухаметова, продолжило традиции основоположника башкирской живописи К.С. Девлеткильдеева, посвящено национальной тематике. Также созвучно оно и произведениям его сверстника - А. Лутфуллина. Но герой произведений Р. Нурмухаметова отличен от образа созданного А. Лутфуллиным. Нурмухаметов наделяет своих героев душевной ясностью, волевой энергичностью, эмоциональным накалом. Даже лирические работы проникнуты бодрым, деятельным настроением. Творчество художника впитало в себя традиции русского, советского реалистического искусства.
Один из основоположников книжного иллюстрирования является Рауль Гумеров, ученик К. Девлеткильдеева и А. Тюлькина. В решении станковых листов он сочетает поэтичность замысла и отточенность графического стиля. В его оформлении выходили книги М. Гафури, К. Даяна, М Пришвина, М. Бажова, И.Тургенева. Он иллюстрировал башкирские, русские, индусские сказки.
Ярко показали себя народный художник Российской Федерации В. Иго-шев, заслуженный художник Башкортостана А.Т. Платонов.
То, что ученики переняли не только мастерство своих педагогов, но при этом также могли отстоять свою точку зрения в те сложные годы, имели свое мнение на творческую деятельность, свидетельствовал следующий факт. В конце 50-х - начале 60-х годов по чьей-то клевете решили проверить творческую и моральную силу некоторых художников Башкирии. Из Москвы приехали авторитетные люди, комиссию возглавлял народный художник СССР А.М. Грицай. В организованной дискуссии, принял участие А.А. Кузнецов, ученик П. Лебедева. Выступая, он говорил о праве художника на свою манеру, свой почерк, о роли и назначении искусства. Боль за искусство чувствовалось в его словах. Алексей Кузнецов был художником, который считал, что его предназначение - показывать, открывать мир для себя и для зрителей. Его картины - размышление о жизни, ее смысле и значении. Бурно развивающаяся в 60-е годы художественная жизнь показало правоту А.А. Кузнецова - художники должны быть разными, со своими представлениями о том, как надо создавать образы. Но в одном они должны быть едины - выполнять свой долг перед людьми, показывать и раскрывать прекрасное, воспитывать. Дискуссия закончилась тем, что Грицай и его команда, вернувшись в Москву, доложили начальству, что никакого формализма в картинах башкирских художников нет.
Успехи еще молодого башкирского национального искусства, начинают отмечать многие исследователи современной художественной жизни. Как пишет П. Оссовский «Подлинные приметы сегодняшней народной жизни, этические и эстетические идеалы народа, претворенные в образную ткань современных по языку произведений, - составляют содержание искусства
современных башкирских живописцев. Монументальность, национальная характерность образов А. Лутфуллина, поэтическое видение мира у Б. Домаш-никова, красочность полотен Ф. Кащеева, пейзажи индустриальной Башкирии А.Пантелеева, свежесть натюрмортов А. Ситдиковой, романтические пейзажи-картины А. Бурзянцева позволяют говорить о расцвете творческих индивидуальностей художников социалистической Башкирии» [4, с. 86].
Конец 60-х годов характерен развитием всего советского изобразительного искусства. Открываются новые художественные заведения, картинные галереи, регулярно созываются съезды художников, систематически организуются Всесоюзные и Республиканские выставки, выставки зарубежных прогрессивных мастеров. Происходит активное формирование национальных школ в автономных республиках, их сближение и взаи-мообогащение. Регулярные творческие контакты мастеров Башкирии с художниками других республик и зон РСФСР, в свою очередь также повлияли на палитру творчества башкирских художников.
Творчество наших башкирских художников представленное на выставке в Москве 1971 г. посвященной произведениям художников автономных республик РСФСР собрало много откликов ведущих искусствоведов страны. На ней были представлены лирические творения Б.Ф. Домаш-никова, индустриальные пейзажи А.В. Пантелеева, проникнутые революционным духом и философскими размышлениями полотна А.Т. Платонова и А.Ф. Лутфуллина, полные эпического величия картины А.А. Кузнецова, бытовые жанры Ф.А. Кащеева, натюрморты А.Х.Ситдиковой. Также высоким профессиональным мастерством были отмечены эскизы театральных декораций М.Н. Арсланова, и Г.Ш. Имашевой.
Якутский график, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии им. П.А. Ойгунского А.П. Мунхалов, ознакомившись с выставкой, сказал: «На меня лично особенно сильное впечатление произвела живопись башкирских художников - яркая, сочная, со своим особым колоритом»[5, с. 6]. Позже по итогам той выставки был издан альбом «Автономные республики России», где автор вступительной статьи член-корреспондент Академии художеств СССР В.В. Ванслов пишет, что в ряде автономных республик, в том числе и в Башкирии, сюжетно-тематическая картина отстает от других жанров. Но все это на каком-то этапе он считает закономерным: «... формирование молодых живописных школ связано, прежде всего, со стремлением запечатлеть особенности национального облика человека, родной природы, вещей, окружающих человека. Поэтому портрет, пейзаж, натюрморт получают преобладающее развитие» [6, с. 36].
Таким образом, на основе тех достижений в изобразительном искусстве, которые достигли молодые художники 50-60-х годов, можно сделать вывод, что первые художники-педагоги конца XIX - начала XX веков добились положительных результатов в художественном образовании под-
растающего поколения молодых художников, а также в создании в необходимой им профессиональной башкирской школы живописи.
В становлении уфимской школы живописи большую роль сыграла педа -гогическая система первых профессиональных художников Башкортостана. Но она стала не только результатом преподавания первых профессиональных художников-педагогов, и их художественных методов обучения. Здесь также сыграли роль и различные художественные вузы страны. «Ее мажорный характер сложился на башкирской земле из сплава трудов тех, кто приехал в этот заповедный край, получив художественное образование на просторах тогдашней великой страны - Советского Союза: в Уфе, Москве, Петербурге, Вильнюсе, Таллинне, Казани, Харькове, Ташкенте, Пензе» [1, с. 127].
В 1960-х годах творчество башкирских художников на всероссийских и всесоюзных выставках было замечено и вызвало большой интерес у искусствоведов и зрителей, получило большую известность в художественной среде, и позволило говорить в специальной прессе, в искусствоведческой литературе о «формировании яркого, интересного художественного феномена в искусстве страны - уфимской школы живописи» [5, с. 120].
Список литературы:
1. Пикунова-У^давини Г. Кистью народного художника / Г. Пикунова-Уждавини // Журн. Вельские просторы. - 2006. - № 2. - С. 123-127.
2. Сорокина В.М. Я - земной человек... / В.М. Сорокина // Журн. Вельские просторы. - 2006. - № 7. - С. 144-147.
3. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Жизнь и творчество / Л.Н. Попова. -Китап, 2007. - 252 с.
4. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. - Л. :Художник РСФСР, 1978. - С. 87.
5. Голованов Н.Н. Рашид Нурмухаметов / Н.Н. Голованов. - Л.: Художник РСФСР, 1972. - 26 с.
6. Янбухтина А.Г., Тюлькин А.Э. // Журн. Вельские просторы. - 2003.
- № 10. - С. 120-128.
РОЛЬ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА © Гичиева Д.Г.*
Дагестанский государственный педагогический, г. Махачкала
Несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ре -бёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.
* Соискатель.