Научная статья на тему 'Уфимская школа живописи как результат педагогической системы художников Башкортостана'

Уфимская школа живописи как результат педагогической системы художников Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гафарова З. М.

В статье рассматривается возникновение и развитие уфимской школы живописи, а также факторы, повлиявшие на ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уфимская школа живописи как результат педагогической системы художников Башкортостана»

2. Гайко М.Е. Особенности формирования культуры самостоятельной работы студента олимпийского резерва как проблема готовности к профессионально-педагогической деятельности / М.Е. Гайко, О.А. Козырева // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы II Всероссийской научно-практической конференции г. Махачкала, 24 ноября 2010 г. - Махачкала: Д1МУ 2010. - С. 86-90.

УФИМСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖНИКОВ БАШКОРТОСТАНА © Гафарова З.М.*

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье рассматривается возникновение и развитие уфимской школы живописи, а также факторы, повлиявшие на ее развитие.

Рассматривая появление такого феномена как возникновение башкирской школы живописи, следует отметить следующие факторы, повлиявшие на ее возникновение и дальнейшее ее развитие. Это:

- обучение художественному мастерству подрастающего поколения;

- выявления одаренности начинающих художников;

- раскрытие творческих индивидуальностей;

- регулярные творческие контакты мастеров Башкирии с художниками других республик и зон РСФСР.

Рассматривая творчество молодых художников Башкирии 50-60-х годов, учеников первых художников-педагогов Башкирии, можно сделать вывод каких результатов они добились. Это становление и развитие театрально-декорационного жанра в изобразительном искусстве Башкортостан. Оно связано с именами таких мастеров, как: М. Арсланов, Г. Имаше-ва, С. Калимуллин (Педагог К.С. Девлеткильдеев).

Арсланов М. вошел в историю башкирской художественной культуры как основатель национальной школы театрально-декорационного искусства. Мастер работал над пьесами разных эпох, стилей и жанров, за свою долгую творческую жизнь оформил более двухсот спектаклей. Утвердил на башкирской сцене культуру цвета, лучшие традиции реалистического декорационного искусства. Вклад, внесенный художником в сокровищницу достижений башкирского и российского изобразительного искусства -значителен и ярок. Под авторитетным влиянием этого замечательного че-

* Аспирант, ассистент кафедры Педагогики.

ловека в Башкортостане сложилось творческое содружество театральных художников. (С. Калимуллин, Г. Имашева, В. Плекунов).

Картины Ф. Кащеева, В. Позднова, П. Салмасова вносят в изобразительное искусство республики особую ноту - декоративность. Ф.А. Кащеев - «один из основателей школы живописи, сформировавшейся во второй половине прошлого века» [1, с. 123]. В свое время решающую роль в его судьбе сыграла встреча, а в последствии и дружба с А. Тюлькиным, который пробудил в начинающем художнике интерес к темперной технике, научил понимать цветовые возможности этой живописи.

Вообще, что касается выявления одаренности начинающих художников, А. Тюлькин, как и П. Лебедев с опытом художника-педагога умел сразу отличать будущих талантливых живописцев. Так в 1949 г. А. Тюлькин на приемных экзаменах в училище искусств разглядел одаренность юноши Павла Салмасова, отметив, что у него хорошие акварельные работы. Для Павла эти слова означили реальное приближение к его мечте стать художником. Ему тогда было всего 19 лет, но он уже успел пройти суровую школу жизни, как и многие его сверстники, на долю которых выпали нелегкие военные и послевоенные годы. «В тебе живет жемчужина живописи, не будешь работать

- умрет», [2, с. 144] сказал «патриарх» башкирской живописи А. Тюлькин. Прислушавшись к словам Тюлькина, П. Салмасов взрастил свою «жемчужину живописи» талантом, трудолюбием, внутренней отдачей. На сегодняшний день искусство народного художника Башкортостана П.П. Салмасова - одна из ярчайших жемчужин в той россыпи имен, которые составляют славу российской, башкирской живописи. Его творчество является продолжением тех духовных идеалов, богатых живописных традиций, свойственных башкирской школе, которые утверждали первые профессиональные художники-педагоги. П. Салмасов перенял у своих педагогов, в частности у А. Тюлькина «опоэтизированное отношение к жизни» [2, с. 145].

В истории башкирского изобразительного искусства А. Лутфуллин останется выдающимся портретистом. Творчество А.Ф. Лутфуллина являет собой выражение национального духа. Обобщая достижения основоположников башкирской реалистической живописи: К. Девлеткильдеева, А. Тюлькина, И. Урядова - Лутфуллин раскрыл новые горизонты в изобразительном искусстве. Он один из первых национальных художников республики, который своим творчеством «определил направление дальнейших творческих поисков в решении национальной темы» [3, 7]. Жизнь родного края, история, ее драматические страницы, праздники, будни становятся главными темами художника. Он рисовал людей со страстью этнографа, подмечал типичное, выделял и обобщал индивидуальное, был уверен, что только глубоко национальное может быть интересно всем, то есть способно стать интернациональным.

«Искусство всегда несет на себе след национальных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит художник. Подлинное искусство всегда шире национальных границ, имеет значение и для других народов,

всего человечества. В этом проявляется единство национального и интернационального в искусстве.

Искусство P.M. Нурмухаметова, продолжило традиции основоположника башкирской живописи К.С. Девлеткильдеева, посвящено национальной тематике. Также созвучно оно и произведениям его сверстника - А. Лутфуллина. Но герой произведений Р. Нурмухаметова отличен от образа созданного А. Лутфуллиным. Нурмухаметов наделяет своих героев душевной ясностью, волевой энергичностью, эмоциональным накалом. Даже лирические работы проникнуты бодрым, деятельным настроением. Творчество художника впитало в себя традиции русского, советского реалистического искусства.

Один из основоположников книжного иллюстрирования является Рауль Гумеров, ученик К. Девлеткильдеева и А. Тюлькина. В решении станковых листов он сочетает поэтичность замысла и отточенность графического стиля. В его оформлении выходили книги М. Гафури, К. Даяна, М Пришвина, М. Бажова, И.Тургенева. Он иллюстрировал башкирские, русские, индусские сказки.

Ярко показали себя народный художник Российской Федерации В. Иго-шев, заслуженный художник Башкортостана А.Т. Платонов.

То, что ученики переняли не только мастерство своих педагогов, но при этом также могли отстоять свою точку зрения в те сложные годы, имели свое мнение на творческую деятельность, свидетельствовал следующий факт. В конце 50-х - начале 60-х годов по чьей-то клевете решили проверить творческую и моральную силу некоторых художников Башкирии. Из Москвы приехали авторитетные люди, комиссию возглавлял народный художник СССР А.М. Грицай. В организованной дискуссии, принял участие А.А. Кузнецов, ученик П. Лебедева. Выступая, он говорил о праве художника на свою манеру, свой почерк, о роли и назначении искусства. Боль за искусство чувствовалось в его словах. Алексей Кузнецов был художником, который считал, что его предназначение - показывать, открывать мир для себя и для зрителей. Его картины - размышление о жизни, ее смысле и значении. Бурно развивающаяся в 60-е годы художественная жизнь показало правоту А.А. Кузнецова - художники должны быть разными, со своими представлениями о том, как надо создавать образы. Но в одном они должны быть едины - выполнять свой долг перед людьми, показывать и раскрывать прекрасное, воспитывать. Дискуссия закончилась тем, что Грицай и его команда, вернувшись в Москву, доложили начальству, что никакого формализма в картинах башкирских художников нет.

Успехи еще молодого башкирского национального искусства, начинают отмечать многие исследователи современной художественной жизни. Как пишет П. Оссовский «Подлинные приметы сегодняшней народной жизни, этические и эстетические идеалы народа, претворенные в образную ткань современных по языку произведений, - составляют содержание искусства

современных башкирских живописцев. Монументальность, национальная характерность образов А. Лутфуллина, поэтическое видение мира у Б. Домаш-никова, красочность полотен Ф. Кащеева, пейзажи индустриальной Башкирии А.Пантелеева, свежесть натюрмортов А. Ситдиковой, романтические пейзажи-картины А. Бурзянцева позволяют говорить о расцвете творческих индивидуальностей художников социалистической Башкирии» [4, с. 86].

Конец 60-х годов характерен развитием всего советского изобразительного искусства. Открываются новые художественные заведения, картинные галереи, регулярно созываются съезды художников, систематически организуются Всесоюзные и Республиканские выставки, выставки зарубежных прогрессивных мастеров. Происходит активное формирование национальных школ в автономных республиках, их сближение и взаи-мообогащение. Регулярные творческие контакты мастеров Башкирии с художниками других республик и зон РСФСР, в свою очередь также повлияли на палитру творчества башкирских художников.

Творчество наших башкирских художников представленное на выставке в Москве 1971 г. посвященной произведениям художников автономных республик РСФСР собрало много откликов ведущих искусствоведов страны. На ней были представлены лирические творения Б.Ф. Домаш-никова, индустриальные пейзажи А.В. Пантелеева, проникнутые революционным духом и философскими размышлениями полотна А.Т. Платонова и А.Ф. Лутфуллина, полные эпического величия картины А.А. Кузнецова, бытовые жанры Ф.А. Кащеева, натюрморты А.Х.Ситдиковой. Также высоким профессиональным мастерством были отмечены эскизы театральных декораций М.Н. Арсланова, и Г.Ш. Имашевой.

Якутский график, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии им. П.А. Ойгунского А.П. Мунхалов, ознакомившись с выставкой, сказал: «На меня лично особенно сильное впечатление произвела живопись башкирских художников - яркая, сочная, со своим особым колоритом»[5, с. 6]. Позже по итогам той выставки был издан альбом «Автономные республики России», где автор вступительной статьи член-корреспондент Академии художеств СССР В.В. Ванслов пишет, что в ряде автономных республик, в том числе и в Башкирии, сюжетно-тематическая картина отстает от других жанров. Но все это на каком-то этапе он считает закономерным: «... формирование молодых живописных школ связано, прежде всего, со стремлением запечатлеть особенности национального облика человека, родной природы, вещей, окружающих человека. Поэтому портрет, пейзаж, натюрморт получают преобладающее развитие» [6, с. 36].

Таким образом, на основе тех достижений в изобразительном искусстве, которые достигли молодые художники 50-60-х годов, можно сделать вывод, что первые художники-педагоги конца XIX - начала XX веков добились положительных результатов в художественном образовании под-

растающего поколения молодых художников, а также в создании в необходимой им профессиональной башкирской школы живописи.

В становлении уфимской школы живописи большую роль сыграла педа -гогическая система первых профессиональных художников Башкортостана. Но она стала не только результатом преподавания первых профессиональных художников-педагогов, и их художественных методов обучения. Здесь также сыграли роль и различные художественные вузы страны. «Ее мажорный характер сложился на башкирской земле из сплава трудов тех, кто приехал в этот заповедный край, получив художественное образование на просторах тогдашней великой страны - Советского Союза: в Уфе, Москве, Петербурге, Вильнюсе, Таллинне, Казани, Харькове, Ташкенте, Пензе» [1, с. 127].

В 1960-х годах творчество башкирских художников на всероссийских и всесоюзных выставках было замечено и вызвало большой интерес у искусствоведов и зрителей, получило большую известность в художественной среде, и позволило говорить в специальной прессе, в искусствоведческой литературе о «формировании яркого, интересного художественного феномена в искусстве страны - уфимской школы живописи» [5, с. 120].

Список литературы:

1. Пикунова-У^давини Г. Кистью народного художника / Г. Пикунова-Уждавини // Журн. Вельские просторы. - 2006. - № 2. - С. 123-127.

2. Сорокина В.М. Я - земной человек... / В.М. Сорокина // Журн. Вельские просторы. - 2006. - № 7. - С. 144-147.

3. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Жизнь и творчество / Л.Н. Попова. -Китап, 2007. - 252 с.

4. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. - Л. :Художник РСФСР, 1978. - С. 87.

5. Голованов Н.Н. Рашид Нурмухаметов / Н.Н. Голованов. - Л.: Художник РСФСР, 1972. - 26 с.

6. Янбухтина А.Г., Тюлькин А.Э. // Журн. Вельские просторы. - 2003.

- № 10. - С. 120-128.

РОЛЬ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА © Гичиева Д.Г.*

Дагестанский государственный педагогический, г. Махачкала

Несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ре -бёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.