УДК 37.014.22
ВЛИЯНИЕ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАШКОРТОСТАНА В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
© З. М. Гафарова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 68 98.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается образование первых краткосрочных педагогических курсов в Башкирии в послереволюционный период. Описывается влияние художников, выходцев из России, на развитие художественной жизни и художественного образования края в этот период. Педагогическая деятельность этих художников заложила прочный фундамент национальной живописной школы с традициями народного творчества.
Ключевые слова: неграмотность, население, курсы, школа, учитель, ученики, образование, развитие, национальная интеллигенция, художественно-педагогическая деятельность.
С наступлением социализма в стране повсеместно произошли глубокие перемены, в том числе и в культурной жизни. Одной из неотложных задач культурного строительства являлась, прежде всего, ликвидация унаследованных из прошлого безграмотности и малограмотности населения. По уровню грамотности населения Уфимская губерния занимала одно из последних мест среди губерний Европейской части России. На основе этого 7 февраля 1921 г. Всебашкирская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности принимает постановление «О принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных». Значительную работу в этой области проводило Башкирское отделение Всероссийского общества «Долой неграмотность!», созданное в феврале 1924 г. Таким образом, открылись ликбезпункты на башкирских, татарских, чувашских языках, в которых в течение 1922/23— 1927/28 гг. были обучены 173 тыс. человек. В школах ликбеза работали учителя, врачи, служащие, учащиеся старших классов, десятки тысяч комсомольцев.
Строить новую советскую школу было нелегко. Не хватало школьных помещений, учебных пособий, учебников. Но главная трудность заключалась в недостатке учительских кадров. Чтобы быстрее преодолеть нехватку учителей, Башнаркомпрос развернул сеть краткосрочных педагогических курсов. «Эти курсы имели большое значение для переподготовки учителей в соответствии с задачами советской школы. В 1920 г. в Уфимской губернии педагогические курсы работали в 13 пунктах, на которых обучались 1000 человек» [1]. Также подготовку учительских кадров проводил первый на территории Башкирии Институт народного образования, который открылся в Уфе в январе 1920 г.
Большое внимание в Башкирии уделялось подготовке и формированию национальной интеллигенции. Эта задача решалась, как и в целом по стране, путем «перевоспитания старой интеллигенции, выдвижения на руководящую партийную и советскую работу представителей из среды рабочих и крестьян и подготовкой специалистов в высших и средних учебных заведениях» [2].
До революции в Башкирии не было ни одного высшего учебного заведения. Лишь Московский ВХУТЕМАС имел несколько филиалов в городах России, в том числе и в Уфе. Здесь высшие художественные мастерские были открыты примерно в 1919 году. Руководителем курсов был Н. А. Протопопов. По воспоминаниям художника А. Э. Тюлькина, «мастерские просуществовали в Уфе недолго, из-за крайней бедности учащихся и педагогов - отсутствия средств к существованию, еды и материалов. Во время гражданской войны приходилось склеивать газетную бумагу несколько слоев и на ней рисовать, вместо краски использовали сажу, мел или половую краску - сурик. Еще там была печка буржуйка, ею топили учебное помещение и на ней «готовили» -сушили нарезанную ломтиками сырую картошку» [3].
Но, несмотря на все эти трудности, в республике в это время развивалась яркая, напряженная и разнообразная художественная жизнь. Создавались театральные и художественные студии, организовывались курсы по различным отраслям искусства. В 1919-21 г. в Уфе организуется целый ряд художественных студий. Открылась студия изобразительного искусства при клубе железнодорожников, организованная А. П. Лежневым. Также была организована художественная студия при рабочем клубе им. В. И. Ленина. Ее организатором и педагогом был К. С. Девлеткильдеев. В 1921 году открылась изостудия при 2-ой школе Галавановой. В ней преподавали
А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, Л. В. Лезенков.
При Уфимском ГубОНО организована секция изобразительных искусств для помощи художникам. На художников возлагалась особая работа -пропаганда социализма в стране. Это работа должна была осуществляться через прочтение лекций по искусству простому народу. Были созданы одно за другим три общих собрания. На первом собрании 20 июня 1919 г. председатель секции И. Левитский обратился к участникам собрания с призывом «положить все силы на служение власти» [4]. Докладывая о работе секции ИЗО в июне 1919 г., Левитский сообщал: «Инструктором Лежневым 16 июня дан был первый урок по изобразительному искус-
ству в рабочем клубе К. Либкнехта... Запись учеников достигла 30 человек. Инструктором по организации трудовых мастерских по искусству тов. Чер-кашениновым... открыты занятия в помещении выставки. Только что организованная запись дала 20 человек. Товарищ Тюлькин читает первую лекцию мобилизованным красноармейцам, за ней последует целый ряд лекций... Постановлено, все силы употребить на то, чтобы художникам отозваться своей деятельностью на современность» [4]. В течение 1921 года был прочитан цикл лекций по общей истории искусств, о гравюре, о прикладном искусстве. Таким образом, лозунг «Искусство - в массы!» приобретал решающее значение.
Активная работа в культурной жизни велась и в других крупных населенных пунктах Башкирии. В Стерлитамаке уже к началу сентября 1919 года при Наркомпросе Башкирской республики был организован отдел искусств. Его заведующим был назначен
В. В. Рогожин. В Стерлитамакский отдел искусств входили следующие секции: театральная, музыкальная, художественная. Коллегию отдела искусств составили: М. А. Ефовский, М. С. Артюхов, И. В. Оберберг.
Большую роль в развитии художественного образования края, в формировании профессионального башкирского изобразительного искусства, сыграли талантливые художники-педагоги: П. М. Лебедев, М. Н. Елгаштина, И. И. Урядов и др. Все эти художники заканчивали учебные заведения крупных городов: Москвы, Петербурга, Казани. Как художники они сложились под влиянием русского и западноевропейского искусства.
Баки Идрисович Урманче, являясь основоположником профессионального изобразительного искусства татарского народа, внес большой вклад в культуру народа Башкирии. Получив первым среди татар высшее художественное образование, он встал у истоков татарской национальной живописи, графики, скульптуры.
Баки Урманче родился в 1897 г. в деревне Куль-Черкен Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Буинский район Республики Татарстан). В 1919 г. Баки Урманче поступил в Свободные художественно-технические мастерские, (так была преобразована Казанская художественная школа в 1918 г., которая получила статус высшего учебного заведения). Он учился скульптуре у Г. И. Козлова, живописи у В. К. Тимофеева и графике у Н. С. Шикалова.
Годы учебы стали для Урманче временем жадного насыщения знаниями и впечатлениями. «Когда начал учиться в мастерских... попал в водоворот представлений, мыслей, идей, встреч с новыми людьми. Это было время той молодежи, которая не имела до революции ничего, не имела возможности заниматься искусством, а тут возможность появилась, и мы набросились на все сразу» [5]. В 1920 г. Баки Урманче продолжил учебу в ВХУТЕМАСе в Москве. В это время ВХУТЕМАС (Высшие художественные мастерские) был в эпи-
центре споров об искусстве, экспериментов над формой и материалом, борьбы художественных группировок. По приглашению Леонида Лезенкова (он тоже в это время учился во ВХУТЕМАСе) Баки Урманче впервые приезжает Уфу. В 1923 году он приезжает в Уфу повторно и знакомится с К. Девлеткильдеевым - первым национальным художником Башкирии. Так завязались дружеские отношения между художниками. В это же время Б. Урманче составил первое руководство для учителей о художественном воспитании детей, которое имело очень большое значение в художественном образовании, т. к. профессиональных учителей рисования в татарских школах еще не было.
После окончания учебы в 1926 г. Урманче возвращается в Казань. Он становится заведующим учебной частью и преподавателем Казанского художественного училища (вновь переименованные Свободные художественно-технические мастерские). Параллельно своей основной работе Урманче при Доме татарской культуры организовал секцию изостудии, в планы работы которой входили экспедиции по изучению памятников архитектуры и сбору произведений народного искусства, в целях сохранения и пропаганды культурного наследия татарского народа. Возможно, здесь сказался обмен опытом с башкирскими художниками.
Мария Николаевна Елгаштина в культуре Башкортостана занимает особое место. Член Союза художников БАССР (1938), заслуженный деятель искусств БАССР (1944), удостоена звания Народного художника БАССР. Она является одним из основателей «Общества любителей живописи», по ее инициативе появился первый в Уфе организованный коллектив художников. Она одна из первых женщин, которая посвятила свою жизнь профессиональному изобразительному искусству. Мария Николаевна была также организатором первого в республике кукольного театра.
М. Н. Елгаштина родилась в 1873 году в г. Барнауле, в семье служащего. Тяга к рисованию у нее возникла в детстве. В ее автобиографии есть запись: «Когда я стала учиться грамоте, отец подарил мне «Историю ветхого завета» в рисунках французского художника Доре. Эти великолепные рисунки глубоко волновали меня, и я очень скоро усвоила и хорошо запомнила их» [6].
Творческий путь Марии Николаевны начался тогда, когда путь к культуре и искусству для женщины в России был почти недосягаем. Но, проявив волю и настойчивость, вопреки желаниям родных, она поступила в 1892 г. в высшее художественнопромышленное училище графа С. Г. Строганова (тогда это заведение называлось «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам»), где окончила два курса, дойдя до головного класса. Также она брала частные уроки живописи, которые способствовали ее созреванию как живописца. Учась в Строгановском училище, она познакомилась со
многими видными московскими живописцами, игравшими большую роль в жизни русского искусства.
В 1906 г. М. Н. Елгаштина приезжает в Уфу. К этому времени она овдовела и осталась с двумя дочерьми на руках. Это были самые тяжелые для нее времена, но она не сложила руки. Мария Николаевна писала этюды, упорно совершенствовалась и искала выход для общения с городом. Она нашла его в организации «Уфимского кружка любителей живописи». Являясь душой этого небольшого коллектива, М. Н. Елгаштина занималась организацией совместных поездок на пленэр, показом работ широкой публике. Как правило, работы показывались тогда в «Доме Аксакова». Каждая выставка обсуждалась, и обсуждение заканчивалось за полночь за самоваром.
Помимо творческой выставочной деятельности, Мария Николаевна также принимала активное участие в организации первого в республике Художественного музея, комплектовании музейной библиотеки, в отборе экспонатов реквизированных в богатых поместьях и переданных в музей (античные вещи, художественные произведения). В течение 1918-29 гг. она работала над каталогами поступающих в фонды музея произведений искусства.
С 1926-1932 года она работала преподавателем ИЗО в опытно-показательной школе Башнар-компроса, где пользовалась любовью и уважением своих учеников. В сохранившихся письмах к Марии Николаевне от ее бывших учеников (многие стали художниками) звучат слова благодарности, признания, уважения и любви. Многие обращаются к ней не иначе, как: «родная, дорогая Мария Николаевна, называют ее «первой и настоящей наставницей искусства, раскрывшей тайну постижений прекрасного» [7]. Некоторые видят в ней маму. «Не примите за глупость, но ведь Вы - вторая моя мать. Вы вызвали во мне художника, Вы заронили искру, которая пламенеет во мне до сих пор с еще большой силой. Я только Вам благодарен за то, что посвятил свою жизнь любимому, хотя чрезвычайно трудному делу и считаю Вас единственным человеком, кому я обязан всем лучшим в своей жизни... Вы безвозмездно всю свою жизнь отдаете людям. Я беру с Вас пример, следуя Вашим принципам честности, трудолюбия, правды» [8]. Ученики
М. Н. Елгаштиной восхищаются стойкостью духа этой женщины, не боящейся жизненных трудностей. «Если бы я не встретил Вас на своем жизненном пути, я не поверил бы, что человек способен все перенести и оставаться человеком до конца... Вы ярчайший пример человека с большой буквы. Весь Ваш сложный путь человека - женщины, матери, труженика, художника, руководителя - прям и честен. Тысячи невзгод преодолено» [9].
Однажды, еще работая в школе, к ней в руки попала книга И. С. Ефимова «Записки петрушечника», где автор говорил об умении управлять куклами. М. Елгаштина решила сделать пробную куклу. Сделав, попробовала инсценировать. Мария Николаевна понимала воспитательную силу искусства в общении с детьми. Она организовала в школе драма-
тический кружок. Как-то готовясь к Новому году в школе, ставила постановку. Но пьеса была неинтересная, работа не ладилась. Тогда Мария Николаевна предложила участникам свою заветную мечту - сыграть спектакль куклами. С этого все и началось. Сначала они выступали в своей школе, потом их стали приглашать на детские утренники, школьные вечера.
Так появился кукольный театр, прошедший путь от маленького школьного кружка к театру кукол. М. Н. Елгаштина о своей деятельности в кружке говорила: «Собственно это является продолжением моей педагогической деятельности» [10].
С 1931 года Мария Николаевна стала ходить по всем инстанциям с идеей организации театра для детей. В 1922 г. в Аксаковском народном доме (Дворце Труда и Искусства) поместили Башкирский театр драмы (тогда он только зарождался). Мария Николаевна предложила организовать там же театр для детей. Так в 1932 г. возник в Уфе первый театр кукол.
М. Елгаштина стала руководителем и режиссером в одном лице. «В большинстве случаев она сама создавала эскизы декораций, костюмов, кукол. Это «Золотинка», «Дед Мороз», «Кошкин дом» и мн. др.» [11]. К этому же приобщила и свою дочь, Зинаиду Ивановну. Герои сказок А. Пушкина, П. Ершова, Ш. Перро вошли в каждый уфимский дом. Выразительные куклы Елгаштиной стали темой разговоров ребятни. Театр кукол начинает пользоваться успехом не только у детей, но и у взрослых.
Художественная деятельность, бессменная, неустанная работа в театре кукол характеризует М. Н. Елгаштину как человека бескорыстно преданного искусству, подвижника и новатора в области культурного развития Башкирии. Мария Николаевна, как отмечали современники, была «сильным, ярко одаренным человеком. Она обладала редким даром организатора, незаурядным талантом живописца и сценографа» [12]. В архиве музея М. В. Нестерова сохранились стихи, посвященные ее деятельноити в театре:
«Рукой художницы, коснувшись лент и тряпок, Вы создаете кукольный народ.
Вы учите смеяться, петь и плакать И веселить ребят миллионами острот... » [13].
Работая в театре кукол, М. Елгаштина не оставляет занятия живописью. Она ежегодно участвует в художественных выставках Уфы. Главная тема работ М. Елгаштиной - природа Башкирии. Своим творчеством Мария Николаевна буквально притягивала людей. В этом ей признавались многие люди в своих письмах. «Увидев Ваши работы, они подумают: есть на свете красота! Вы заставляете зрителей поверить Вам потому, что Вы говорите правду, только искренне и вдохновенно... Ваша живопись раскрывает людям глаза, а значит, душу и утверждает красоту жизни» [14]. М. Елгаштиной пишут письма и совсем ей незнакомые люди. Житель Москвы В. Любимов, преподаватель методики литературы в городском институте усовершенствования учителей пишет в своем письме: «...будучи
летом в Уфе, я был восхищен, пленен Вашей акварелью, картиной «Река Сим», выставленной в художественном музее на улице Гоголя, написал отзыв... » [15]. В архиве сохранилось также письмо из Праги от студента Института русского языка и литературы Иржи Вацека. О Марии Николаевне, пишет он, узнает из журнала «Искусство» и также восхищается ее творчеством. И таких признаний у М. Н. Елгаштиной было много.
В 1963 г. состоялась вторая персональная выставка Елгаштиной. Ей было 90 лет. В 1966 г. она тихо скончалась. В скорбящем письме друг семьи Елгаштиных написал Зинаиде Ивановне, дочери Марии Николаевны: «Несмотря на преклонные годы Вашей мамы и упадок физических сил, я еще мог ясно почувствовать в ней не угасшую внутреннюю жизнь и так хорошо мне знакомые черты -теплоту и обаяние личности Вашей мамы. Какой редкостный пример духовной силы человека и не угасавшей до последних лет творческой жизни! ... Марию Николаевну я очень любил, безгранично уважал за необыкновенную чистоту душевного облика... В те 20-е тяжелые годы появление Вашей мамы в нашей семье было светлым и радостным событием и как бы дуновением ласкового ветерка перед закатом жизни моей мамы» [16].
Мария Николаевна как художник и педагог сыграла большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения своими воспитывающими идейными постановками сказок, в понятии добра и зла. Мудрый и замечательный человек, она оставила заметный след в истории культуры Башкортостана и в душах тех, кому довелось с ней общаться.
Яркую роль в художественном образовании подрастающего поколения Уфы сыграл талантливый художник-педагог Порфирий Маркович Лебедев. У Лебедева была удивительная энергия, знакомые его называли «Порфирий - неистовый». Ученики очень любили своего учителя, они вспоминали: «Сухой предмет - черчение, он превратил в поэзию, учил видеть жизнь и любить ее во всех проявлениях, через, казалось бы, мертвые линии чертежей» [18]. Где бы ни работал П. Лебедев, он умел зажечь своих учеников, обрушивал на них каскады занятных историй, декламировал свои стихи и стихи известных поэтов, одновременно давал прочные знания и практические навыки. Преподавал он, по воспоминаниям своих учеников: «... азартно, страстно. В горячности мог назвать ученика «дундуком», сложив руку в кулак, ткнуть большим пальцем под бок, да так, что порой «питомец», летел со стула. Но это не оскорбляло, не обижало нас, его боготворящих» [18].
Испытывая в то время недостаток хороших книг и репродукций по искусству, не боялся использовать в качестве примера свои работы. Он умел создавать особый творческий климат в ходе обучения. Был для своих учеников и «художником, и библиотекой, и музеем, и спортсменом» [18]. За все эти заслуги ученики уважительно называли его между собой - «Батя».
П. М. Лебедев сумел создать творческую атмосферу в среде своих учеников, которая породила в свою очередь появление ярких, самобытных, мыслящих художников. Его учениками были Б. Домашников, А. Кузнецов, Р. Нурмухаметов, К. Головченко, Ю. Фуртат, Х. Ганеев и др. Он умел раскрывать в каждом молодом художнике, присущую только ему «изюминку». Одухотворенность, влюбленность в жизнь, полнота отдачи всего себя людям - делали его кумиром молодежи. «Порфи-рий Маркович покорял нас своей взволнованностью, преданностью искусству,- вспоминал Нур-мухаметов. - Раздавались звонки, заканчивались занятия, а учащиеся не расходились и продолжали слушать своего учителя» [19]. П. М. Лебедев обращал учеников к большой русской культуре, воспитывая их в традициях чистяковской школы рисунка. Поправляя работы учеников, показывал принцип ее ведения. С благодарностью вспоминает его народный художник СССР Б. Домашников: «Такого активного понимания рисунка, как у Лебедева, ни у кого не было. Подойдет, бывало, к тебе, укажет на недостатки, прямо на ходу поправит слегка, обобщит детали, и рисунок на глазах заиграет, оживет...» [20].
Научить рисовать П. Лебедев мог любого, но видел сразу, у кого хватало способностей на любительские упражнения, а у кого на профессиональную работу. «Разными гранями своего таланта он сумел коснуться каждого ученика. П. Лебедев одаривал своих питомцев смелыми идеями, рассыпал перед ними богатством мотивов, различными художественными приемами. Особое чутье Лебедева к складу характера, к заложенным в юношах творческим возможностям - было удивительным. «Раскрыть талант - это значит раскрыть таланту его собственное сердце» [21] - говорил он. Порфирий Маркович угадывал направление таланта своих учеников тогда, когда они сами еще об этом не подозревали.
Будучи уже в преклонном возрасте П. Лебедев передал дар Уфе в музей им. М. В. Нестерова часть своих работ (около 200). В своем дарственном письме от 28 мая 1973 года он написал следующие: слова, которые могут послужить эпиграфом к его творчеству: «Вся моя жизнь связана с Башкирией и Уфой... Большинство моих учеников выросло в крупных художников, их жизнь и творчество связано с Башкирией... Считаю своим долгом, долгом гражданина и художника передать в дар Башкирии собрание своих работ... Я буду, счастлив, выполнить свой долг - оставить свой многолетний труд башкирскому народу» [22]. На 94-м году жизни П. Лебедев ушел из жизни. Собрание картин привез и передал музею его ученик - Юрий Фуртат.
Народный художник Иван Иванович Урядов также сыграл большую роль в педагогической, художественной и общественной жизни республики. Родился И. И. Урядов в 1893 г. в Сызрани, в семье кустаря-портного. После успешного окончания Казанской художественной школы в 1914 г. начинает свою педагогическую и художественную деятельность. В 1926 году И. Урядов приезжает в Уфу.
Художник активно вошел в жизнь уфимской художественной среды. Принимал участие во всех организованных художественных выставках в Уфе, городах Союза. Юбилейная выставка «БАССР 15 лет», выставка, посвященная IX Всебашкирскому съезду Советов (1934), выставка «Уралкузбасс», ряд персональных выставок в Москве и в Уфе, Международная выставка в Нью-Йорке, выставка «20 лет Башкирии», «Художники старшего поколения» (1940) и др. Вступил в группу созданного в Уфе отделения АХРРа (Ассоциация художников революционной России).
С 1926 г. И. Урядов беспрерывно работал педагогом в районных школах г. Уфы, «за эти годы И. Урядов показал себя опытным педагогом, достойным воспитателем кадров молодых художников в духе социалистического реализма» [23]. Параллельно занимался творчеством. На ранние работы И. Урядова сильное влияние оказало творчество И. И. Левитана. Но в течение нескольких лет жизни в Башкирии кисть художника, приобрела значительную самостоятельность. Работая много, как педагог Урядов передает в своей картине «Подготовка кадров» (1932) идею воспитания подрастающего поколения. Эта работа была сразу замечена и высоко оценена, т. к. сюжет картины на тот момент был очень актуален. Наркомпрос наградил художника особой грамотой.
Как отметила искусствовед Э. П. Фенина «... такие произведения, как холсты и листы И. И. Урядова, на индустриальную ли тему, на тему ли историко-революционного прошлого создавались исключительно для эстетического, нравственного воспитания сограждан» [24]. Действительно, творчество И. Урядова было востребовано временем и пользовалось успехом. В Центральном архиве РБ сохранились тетради отзывов зрителей, посетивших его персональные выставки. «Картины Урядова отличаются хорошим, ярким показом действительности... Производят очень сильное впечатление... Полны лиризма русской природы» (Работники Гидропроекта НКВД СССР. 29.03.44 г.). «Искусство - это, прежде всего умение передавать зрителю беспредельную красоту, разнообразие окружающей нас действительности, которую в обыденной жизни мы почти не замечаем. И как написал один из зрителей из рядов Красной Армии, посетивший выставку: «Перед картиной хочется писать стихи, слагать музыку, предаваться мечтам» - это, пожалуй, высшая похвала творчеству художника. Если искусство волнует, если оно будит в человеке лучшее его чувства, если люди идут несколько раз к одному полотну - значит, художник выполнил свою задачу», писал главный художник Башкирского Драмтеатра [25].
Персональная выставка художника не осталась незамеченной в художественной среде. В газете
«Красная Башкирия» была опубликована статья, где автор статьи В. Гредель пишет: «Организованная выставка картин уфимского художника И. Урядова - большое влияние на фронте изобразительного искусства. Перед нами художник с ярко выраженной индивидуальностью, со своей темой, со своей манерой художественного письма» [26].
Таким образом, становление профессиональной живописи в Башкирии было тесно связано с деятельностью художников, в основном русских, получивших образование до 1917 года в крупных городах России (Москвы, Петербурга). Педагогическая деятельность этих художников-педагогов заложила прочный фундамент национальной живописной школы. Через творчество этих мастеров воплотилась в жизнь молодая башкирская живопись с традициями народного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. ЦГИА. Р-801 оп.1д.22.л.61 Образование краткосрочных педагогических курсов.
2. Историко-культурный энциклопедический атлас РБ. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография. 2007. С. 696.
3. Навозова А. За далью лет // Бельские просторы. 2006. №»3. С. 134-140.
4. Попова Л. Н. История изобразительного искусства Башкортостана. Ч. 1. Живопись. Довоенный период. Уфа, 2002. С. 36.
5. иЯЬ: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/
6. ЦГИА РБ. Р-1937,оп.1. Рукопись. Дневник Елгашти-ной М. Н. Автобиография.
7. ЦГИА РБ. Переписка с учениками. Из письма Белицкого И. к М. Н. Елгаштиной.
8. ЦГИА РБ. Переписка с учениками. Из письма Астолбова С.к М. Н. Елгаштиной.
9. ЦГИА РБ. Переписка с учениками. Из письма ученика М. Н. Елгаштиной, фамилия не указана.
10. ЦГИА РБ. Валеев А. // Газ. Красная Башкирия. 1948.-21 февраля.
11. ЦГИА РБ. Фенина Э. П. Радостный труд художника // Г аз. Советская Башкирия.-1953.- 4 октября.
12. ЦГИА РБ. Пикунова Г. // Газ. Известия Башкортостана. 1998. 23 июня.
13. ЦГИА РБ. Переписка с учениками. Из письма Астолбова С.к М. Н. Елгаштиной.
14. ЦГИА РБ. Письмо Любимова В., преподавателя методики литературы.
15. ЦГИА РБ. Письмо Андерс В. к дочери М. Елгаштиной.
16. БГХМ им. Нестерова М. В. Рукопись из архива П. М. Лебедева. Фуртат Ю.
17. Меос В. Школа Лебедева // Бельские просторы. 2004. №9. С. 124-127.
18. Голованов Н. Н. Р. Нурмухаметов. Л.: Художник РСФСР. 1972. С. 26
19. Филиппов А. Жизнь в вечном поиске // Ватандаш 1997. №10. С. 169-178.
20. Бодрова Э. Рашид Нурмухаметов. У.: 1976 г. С. 26.
21. БГХМ. им. Нестерова М. В. Запись из архива Лебедева П. М.
22. ЦГИА РБ. Р-3574.оп.1, д.8. Характеристика Урядова И. И.
23. Фенина Э. П. Портрет эпохи // Бельские просторы. 2005. №7. С. 134-139.
24. ЦГИА РБ. Р-3574.оп.1 д.8. Тетрадь отзывов зрителей по персональным выставкам Урядова И. И.
25. ЦГИА РБ. Р-3574.оп.1 д.8.Гредель В. Растущий мастер // Газ. Красная Башкирия. 1936. 24 февраля.
Поступила в редакцию 10.12.2010 г.