Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / образовательный процесс в вузе / педагогическая культура / студент / преподаватель / higher education / educational process at the university / pedagogical culture / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бруев Станислав Владимирович, Емельянова Ирина Евгеньевна, Рябова Елена Валериевна

Особенности педагогической культуры преподавателя высшей школы рассматриваются с учётом современных социокультурных реалий. В начале статьи определяются роль и место педагогического работника в образовательном пространстве современной организации высшего образования. Доказывается важность наличия у него достаточно развитой педагогической культуры для успешного выполнения этой роли. Далее даются сущностная и структурная характеристика педагогической культуры современного преподавателя, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшей школы. Определяются некоторые проблемы, могущие возникнуть по ходу её развития и их возможное негативное влияние на результаты образовательного процесса. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бруев Станислав Владимирович, Емельянова Ирина Евгеньевна, Рябова Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the high school teacher pedagogical culture are considered taking into account modern sociocultural realities. At the article’s beginning, the pedagogical employee role and place in the educational space of the modern higher education organization are determined. The importance of having a sufficiently developed pedagogical culture for the successful performance of this role is proved. Further, the pedagogical culture of a modern teacher who carries out educational activities according to higher school programs essential and structural characteristics are given. Some problems that may arise in the course of its development and their possible negative impact on the educational process results are identified. The authors suggest the most effective ways to solve these problems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

3. Подбородникова, И.С. Черты предпринимательских университетов в российских вузах / И.С. Подбородникова // Образовательный процесс. - 2019. - № 7. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/cherty-predprinimatelskih-universitetov-V" rossiyskih-vuzah/viewer

4. Рейтинг предпринимательских университетов и бизнес школ. - 2011. - URL: https://acexpert.ru/publications/rating/reiting-predprinimatelskikh-universitetov-i-biznes-shkol-2022

5. Серова, O.A. Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации концепции предпринимательского университета в России / O.A. Серова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2017. - Вып. 38. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razgosudarstvlenie-sotsialnoy-sfery-i-problemy-real izatsii-kontseptsii-predprinimatelskogo-universiteta-v-rossii/viewer

Педагогика

УДК 378

аспирант Бруев Станислав Владимирович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и

методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент

кафедры теории и методики образовательной деятельности Рябова Елена Валериевна

ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» (г. Москва);

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Особенности педагогической культуры преподавателя высшей школы рассматриваются с учётом современных социокультурных реалий. В начале статьи определяются роль и место педагогического работника в образовательном пространстве современной организации высшего образования. Доказывается важность наличия у него достаточно развитой педагогической культуры для успешного выполнения этой роли. Далее даются сущностная и структурная характеристика педагогической культуры современного преподавателя, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшей школы. Определяются некоторые проблемы, могущие возникнуть по ходу её развития и их возможное негативное влияние на результаты образовательного процесса. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути решения этих проблем.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс в вузе, педагогическая культура, студент, преподаватель.

Annotation. The features of the high school teacher pedagogical culture are considered taking into account modern socio-cultural realities. At the article's beginning, the pedagogical employee role and place in the educational space of the modern higher education organization are determined. The importance of having a sufficiently developed pedagogical culture for the successful performance of this role is proved. Further, the pedagogical culture of a modern teacher who carries out educational activities according to higher school programs essential and structural characteristics are given. Some problems that may arise in the course of its development and their possible negative impact on the educational process results are identified. The authors suggest the most effective ways to solve these problems.

Keywords: higher education, educational process at the university, pedagogical culture, student, teacher.

Введение. Преподаватели высшей школы играют ключевую роль в формировании профессиональных и личностных качеств будущих специалистов (В.И. Буренина, Н.Г. Кочетова, О.А. Овсянникова, Н.Г. Тагильцева, Н.П. Шаталова). Они не только транслируют необходимые учащимся знания, умения и навыки, но также и формируют ценности, мировоззрение и убеждения студентов (Н.Г. Кочетова, О.А. Овсянникова, Н.У. Ярычев). В связи с этим, педагогическая культура современного преподавателя, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшей школы, должна быть на уровне, достаточно высоком для того, чтобы обеспечивать качественное обучение и воспитание будущих профессионалов.

При этом следует помнить о некоторых изменениях в той системе требований, которую современное общество предъявляет к квалификации последних, а, значит, и к педагогической культуре лиц, осуществляющих их подготовку на ступени ВО [1, С. 2266]. Рассмотрению наиболее существенных особенностей педагогической культуры преподавателя высшей школы в современных социокультурных условиях посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая культура преподавателя высшей школы - это совокупность знаний, умений и навыков, связанных с организацией и проведением учебного процесса, а также с взаимодействием со студентами и коллегами (Е.А. Бондаревич, А.А. Горелов, Т.А. Горелова, Г.Ю. Самойленко, Н.Н. Коцюржинская, В.В. Черноголовый, Н.У. Ярычев).

Современное состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет с определённой долей уверенности говорить о двенадцати основных составляющих педагогической культуры современного преподавателя высшей школы (Табл. 1).

Таблица 1

Основные составляющие педагогической культуры преподавателя высшей школы

№ п/п Наименование Характеристика

1 Компетентность Современный преподаватель высшей школы должен характеризоваться высоким уровнем развития профессиональной компетентности, т.е. глубокими знаниями в своей научной области, а равно умениями и навыками, связанными с трансляцией таких знаний студентам [6, С. 161].

2 Инновационность Сегодня педагогический работник, осуществляющий образовательную деятельность по программам ВО, должен быть готов к постоянному совершенствованию применяемых педагогических приёмов и методов.

3 Открытость и терпимость Преподаватель должен быть открытым для новых идей и точек зрения, уважать мнения других и быть терпимым к различиям [8, С. 391-392].

4 Эмпатия Современный педагог высшей школы должен уметь понимать и сопереживать проблемам и потребностям прочих субъектов образовательных отношений, создавая атмосферу доверия и уважения.

5 Гибкость Лицо, осуществляющее профессионально-педагогическую деятельность по программам ВО, должно быть готово к изменению своих педагогических методов в зависимости от потребностей и особенностей конкретной группы студентов.

6 Самосовершенствование Преподаватель должен постоянно совершенствовать систему своих профессиональных и личностных компетенций (Т.П. Березина, А.О. Карпов, М.С. Москаленко, Е.В. Петрова, A.B. Соколов, E.H. Федорова).

7 Организационные навыки Современный педагог высшей школы должен обладать хорошими организационными навыками, уметь планировать и контролировать учебный процесс, эффективно использовать время и ресурсы [6, С. 163].

8 Коммуникативные навыки Педагогический работник современного вуза должен уметь эффективно общаться со студентами и коллегами, выражать свои мысли и идеи, слушать и уважать чужие мнения.

9 Лидерские качества В современных социокультурных условиях лицо, осуществляющее образовательную деятельность по программам высшей школы, с необходимостью должно обладать достаточным уровнем развития лидерских качеств, уметь вести группу студентов, мотивировать их к достижению общей цели, вдохновлять на саморазвитие и самосовершенствование.

10 Креативность Преподавателю необходимо быть креативным и творческим, уметь находить нестандартные решения и подходы к учебно-воспитательной деятельности, создавать интересные и познавательные учебные материалы [7, С. 25].

11 Эффективность Педагогическому работнику современной организации высшего образования необходимо стремиться к достижению высоких результатов в своей работе, уметь оценивать и анализировать свою работу, корректировать педагогические методы для достижения лучших результатов [8, С. 390].

12 Способность к адаптации Современный педагог высшей школы должен обладать комплексом умений и навыков, связанных с адаптацией к изменениям в учебном процессе и в обществе в целом [12, С. 2266].

Далее, важное место в структуре педагогической культуры современного преподавателя высшей школы занимают ценности [5, С. 15]. Сегодня педагогам-исследователям известно пять групп педагогических ценностей, каждая из которых отражает определённые принципы и убеждения в области образования (Табл. 2).

Таблица 2

Группы педагогических ценностей

№ п/п Группа Описание

1 Гуманистические ценности Педагоги, разделяющие такие ценности, как правило, стремятся к созданию доверительной атмосферы в аудитории, при наличии которой студенты смогут чувствовать себя комфортно и принимать себя такими, какие они есть [11, С. 299].

2 Демократические ценности Придерживающиеся демократических ценностей преподаватели убеждены, что обучающиеся должны иметь свободу выбора и возможность выражать свои мнения и идеи. Часто они стремятся к созданию на занятиях таких ситуаций, при которых каждый студент имеет голос и участвует в совместном принятии решений.

3 Прагматические ценности Большинство преподавателей, отдающих приоритет ценностям, относимым к данной группе, склонны полагать, что образование должно быть практически полезным и нацеленным на удовлетворение реальных потребностей общества. Они стремятся обеспечить формирование у будущих профессионалов системы практических умений и навыков, которые могут найти применение в реальных ситуациях, могущих возникнуть по ходу осуществления трудовой деятельности [9, С. 35-36].

4 Консервативные ценности Те педагоги высшей школы, которые разделяют консервативные ценности, считают, что традиционные ценности и знания должны быть переданы новому поколению. Они стремятся сохранить и продолжить традиции образования, которые были валидными в прошлом.

5 Либеральные ценности Придерживающиеся либеральных ценностей преподаватели уделяют большое внимание индивидуальной свободе и правам студентов. Они стремятся обеспечить условия, которые позволят каждому из числа обучающихся развиваться в соответствии со своими интересами и способностями [10, С. 8].

Рассмотренные слагаемые педагогической культуры современного педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшей школы, важны с точки зрения генерации благоприятной и продуктивной учебной среды [6, С. 164]. Её создание с определённой вероятностью позволит обеспечить качественное обучение и воспитание студентов. Кроме того такая среда поспособствует оптимизации процесса развития профессиональных качеств преподавателей [8, С. 393].

Конечно, вышеперечисленные компоненты профессиональной культуры современного педагога высшей школы не являются единственными и абсолютными. Сегодня, как, пожалуй, никогда ранее преподаватели должны постоянно демонстрировать осознанное стремление к саморазвитию и поиску новых методов и подходов во всех возможных аспектах своей профессионально-педагогической деятельности (В.Н. Введенский, И.И. Зарецкая, Н.У. Ярычев). В частности эффективное повышение педагогической культуры преподавателей предполагает повышенное внимание самих педагогов, а также администрации, сотрудников методических служб вузов и профессорско-преподавательского состава институтов развития образования к оптимизации формирования у педагогических работников вузов следующих качеств:

- коммуникативные навыки;

- профессионально-этические установки;

- эмоциональная устойчивость [10, С. 12-13].

Далее, так как преподаватель, и об этом уже говорилось, является ключевым элементом в системе высшего образования, а его педагогическая культура оказывает существенное влияние на процессы обучения и воспитания студентов, следует избегать ряда проблем, могущих возникнуть в ходе её развития Они могут отрицательно сказаться на эффективности образовательного процесса (Табл. 3).

Таблица 3

Проблемы, возникающие по ходу формирования педагогической культуры современного преподавателя

высшей школы

№ п/п Проблемы Влияние на эффективность образовательного процесса

1 Недостаточно высокий уровень готовности преподавателей к эффективному применению инновационных образовательных технологий [5, С. 19]. Современные образовательные технологии позволяют значительно улучшить качество трансляции необходимых знаний, умений и навыков будущим профессионалам, но при этом многие педагогические работники отечественных вузов не владеют ими достаточно хорошо или не желают регулярно использовать по ходу осуществления образовательной деятельности. Это может приводить к ухудшению качества обучения и отставанию вуза от других.

2 Отсутствие педагогической саморефлексии у преподавателей. Часто педагоги не осознают собственные сильные и слабые стороны, не задумываются о том, какие методы и подходы наиболее эффективны в процессе обучения и воспитания студентов. Это может приводить к тому, что преподаватель продолжает использовать устаревшие или неэффективные методы, не учитывая потребности и интересы студентов [9, С. 39].

3 Недостаток внимания к личностным аспектам в обучении. В социокультурных реалиях некоторых современных вузах встречаются педагогические работники, которые слишком сильно фокусируются на учебном материале, забывая о том, что студенты - это индивидуальности с разными потребностями и интересами. Это может приводить к тому, что будущие специалисты не чувствуют себя комфортно в учебной среде, не мотивируются на обучение и не получают полный спектр знаний, умений и навыков [12, С. 2268].

Для преодоления вышеперечисленных проблем необходимо проводить систематическую работу по повышению квалификации преподавателей, в том числе посвящённую различным аспектам применения новых образовательных технологий и методик [3, С. 217-218]. Также важной является стимуляция педагогической саморефлексии и развитие навыков работы с личностными аспектами студентов. Для этого могут быть использованы различные методы, такие как консультации со специалистами в области педагогики, междисциплинарные семинары и тренинги, а также организация коллегиального обсуждения преподавательских методик [1, С. 4-5].

Важно также создавать условия для педагогического роста и развития преподавателей [4, С. 75]. Как правило, образовательные учреждения предоставляют преподавателям возможность участия в конференциях, симпозиумах и других научных мероприятиях, где они могут обмениваться опытом и узнавать о новых тенденциях в образовании [3, С. 219]. Кроме того, следует создавать условия для проведения педагогических исследований с последующей публикацией научных статей. Это позволит преподавателям расширить свой кругозор и стать более квалифицированными [1, С. 8].

При этом необходимо поддерживать преподавателей в их работе и обеспечивать им необходимые ресурсы для успешного выполнения профессиональных задач. В число соответствующих мер могут входить: - обновление учебной литературы и оборудования;

- обеспечение педагогическим работникам доступа к компьютерной технике и программным средствам [2, С. 30-32].

Таким образом, для преодоления проблем, могущих возникнуть по ходу становления педагогической культуры

преподавателей высшей школы, необходима комплексная работа. Последняя должна включать:

- повышение квалификации и развитие преподавателей [4, С. 80];

- создание условий, необходимых для успешного осуществления образовательной деятельности [2, С. 35].

Выводы. Таким образом, педагогическая культура современного преподавателя высшей школы представляет собой

совокупность знаний, умений и навыков, связанных с организацией и проведением учебного процесса, а также с взаимодействием со студентами и коллегами.

Её структура включает основные составляющие: компетентность, инновационность, открытость и терпимость, эмпатия, гибкость, самосовершенствование, организационные навыки, коммуникативные навыки, лидерские качества, креативность, эффективность, способность к адаптации.

Эти составляющие педагогической культуры преподавателя современной высшей школы очень важны с точки зрения генерации благоприятной и продуктивной учебной среды, обеспечения качественного образования и развития студентов, а также развития профессиональных качеств преподавателей. Кроме того, немаловажное место в структуре педагогической культуры современного преподавателя высшей школы занимают ценности. Сегодня педагогам-исследователям известно пять групп педагогических ценностей, каждая из которых отражает определённые принципы и убеждения в области образования. В число этих групп входят: гуманистические ценности, демократические ценности, прагматические ценности, консервативные ценности, либеральные ценности.

Указанные компоненты профессиональной культуры современного педагога высшей школы, конечно, не являются единственными и абсолютными. Сегодня, как, пожалуй, никогда ранее преподаватели должны постоянно демонстрировать осознанное стремление к саморазвитию и поиску новых методов и подходов во всех возможных аспектах своей профессионально-педагогической деятельности. При развитии педагогической культуры современного преподавателя высшей школы следует избегать ряда проблем. К таковым относятся: недостаточно высокий уровень готовности преподавателей к эффективному применению инновационных образовательных технологий; отсутствие педагогической саморефлексии у преподавателей; недостаток внимания к личностным аспектам в обучении.

Для преодоления вышеперечисленных проблем необходимо проводить систематическую работу по повышению квалификации преподавателей, в том числе посвящённую различным аспектам применения новых образовательных технологий и методик.

Литература:

1. Абрамова, М.А. Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке учителей / М.А. Абрамова, X. Либерска // Вестник Нижневартовского государственного университета. -2019. - № 1. - С. 4-9

2. Буренкова, Н.В. Инновационный подход к формированию модели современного учителя российской школы / Н.В. Буренкова, Т.В. Данилова, А.П. Тонких // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 4(40). - С. 29-36

3. Ветров, Ю.П. Формирование «гибких навыков» у студентов творческих специальностей в условиях культурно-образовательной среды регионального вуза / Ю.П. Ветров, Н.В. Зеленко, К.А, Разумовская // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 217-219

4. Вильгельм, A.M. Экспертная оценка коммуникативной культуры педагога / A.M. Вильгельм // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 4(81). -С. 74-81

5. Виноградова, Н.В. Методологическое мышление как одна из педагогических культур в развитии профессиональных компетенций / Н.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 14-19

6. Виноградова, Н.В. Развитие культуры личности педагога в контексте социогуманитарных и технологических проблем современности / Н.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 161-166

7. Карпов, А.О. Конструирование когнитивно-активных сред в современном университете / А.О. Карпов // Современное образование. - 2019. - № 2,- С. 23-39

8. Модель организации проектной деятельности студентов технических направлений подготовки в высших учебных заведениях / Д.Ю. Воронов, Т.Н. Попова, Е.М. Воронова, О.М. Стороженко // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения. Сборник трудов Международного форума. - Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2020. -С. 388-396

9. Ходырев, A.M. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности / A.M. Ходырев // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2(113). - С. 34-40

10. Ценности педагогического образования: сущность и генезис / Л.Н. Данилова, Т.В. Дедовская, Н.Э. Солынин, A.M. Ходырев // Ценности и смыслы. - 2019. -№ 4 62). - С. 6-22

11. Ярычев, Н.У. Историко-культурологические основания феномена толерантности / Н.У. Ярычев // 5 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава чеченского государственного университета. Гуманитарные науки. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2016. - С. 297-300

12. Ярычев, Н.У. Место и роль молодёжи в контексте государственной молодёжной политики Российской Федерации / Н.У. Ярычев, Е.В. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2265-2269

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель Букатова Виктория Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОМОТИВОВ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при изучении художественных промыслов народов Приамурья у студентов Высшей школы дизайна и искусств Тихоокеанского государственного университета. Знакомство с этническими мотивами и формирование этнокультурной компетенции - обязательная часть процесса обучения профессионального художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Национальная культура народов Приамурья является не только ценным историческим источником, но и уникальным примером проявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.