Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОМОТИВОВ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ'

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОМОТИВОВ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнические мотивы / этнокультурная компетентность / декоративно-прикладное искусство / художественные промыслы / национальное искусство / традиционная культура / процесс обучения / художественное образование / творческая деятельность / ethnic motives / ethno cultural competence / arts and crafts / art crafts / national art / traditional culture / learning process / art education / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букатова Виктория Викторовна

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при изучении художественных промыслов народов Приамурья у студентов Высшей школы дизайна и искусств Тихоокеанского государственного университета. Знакомство с этническими мотивами и формирование этнокультурной компетенции обязательная часть процесса обучения профессионального художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Национальная культура народов Приамурья является не только ценным историческим источником, но и уникальным примером проявления самобытного искусства. Традиционный орнамент на изделиях декоративно-прикладного искусства представляет собой отражение ритуально-магических установок дописьменных культур Дальнего Востока. Однако, современные взгляды на теорию и методику декоративного искусства значительно изменились. Множество подходов в изучении народного искусства, их усовершенствование и появление новых технологий позволяет комплексно изучать данный феномен, что несомненно обогащает современную культуру и искусство. При исследовании национальной культуры малочисленных народов Дальнего Востока в наше время возникает много проблем. Например, не хватает живого общения с носителями культуры, с каждым годом становится все сложнее соприкоснуться с первоисточником информации, некоторые современные образцы изделий народных промыслов могут сильно отличаться от традиционных. Особенно негативно сказались последние несколько лет, когда практиковалось обучение с применением дистанционных технологий во время пандемии. Автором приводятся результаты опроса среди студентов для выявления проблем, возникающих у начинающих художников при разработке творческих проектов с применением этномотивов народов Приамурья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букатова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems that arise when studying the art crafts of the peoples of the Amur region among students of the Higher School of Design and Arts of the Pacific State University. Acquaintance with ethnic motifs and the formation of ethno-cultural competence is an obligatory part of the process of training a professional artist of arts and crafts and folk crafts. The national culture of the peoples of the Amur region is not only a valuable historical source, but also a unique example of the manifestation of original art. The traditional ornament on the products of decorative and applied art is a reflection of the ritual and magical settings of the pre-literate cultures of the Far East. However, modern views on the theory and methodology of decorative art have changed significantly. Many approaches to the study of folk art, their improvement and the emergence of new technologies make it possible to comprehensively study this phenomenon, which undoubtedly enriches modern culture and art. In the study of the national culture of the small peoples of the Far East in our time, many problems arise. For example, there is a lack of live communication with the bearers of culture, every year it becomes more and more difficult to get in touch with the primary source of information, some modern examples of handicrafts can be very different from traditional ones. The last few years have had a particularly negative impact, when distance learning was practiced during the pandemic. The author provides information on the implementation of a survey to identify problems that beginner artists face when developing creative projects using ethnic motifs of the peoples of the Amur region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОМОТИВОВ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

- обеспечение педагогическим работникам доступа к компьютерной технике и программным средствам [2, С. 30-32].

Таким образом, для преодоления проблем, могущих возникнуть по ходу становления педагогической культуры

преподавателей высшей школы, необходима комплексная работа. Последняя должна включать:

- повышение квалификации и развитие преподавателей [4, С. 80];

- создание условий, необходимых для успешного осуществления образовательной деятельности [2, С. 35].

Выводы. Таким образом, педагогическая культура современного преподавателя высшей школы представляет собой

совокупность знаний, умений и навыков, связанных с организацией и проведением учебного процесса, а также с взаимодействием со студентами и коллегами.

Её структура включает основные составляющие: компетентность, инновационность, открытость и терпимость, эмпатия, гибкость, самосовершенствование, организационные навыки, коммуникативные навыки, лидерские качества, креативность, эффективность, способность к адаптации.

Эти составляющие педагогической культуры преподавателя современной высшей школы очень важны с точки зрения генерации благоприятной и продуктивной учебной среды, обеспечения качественного образования и развития студентов, а также развития профессиональных качеств преподавателей. Кроме того, немаловажное место в структуре педагогической культуры современного преподавателя высшей школы занимают ценности. Сегодня педагогам-исследователям известно пять групп педагогических ценностей, каждая из которых отражает определённые принципы и убеждения в области образования. В число этих групп входят: гуманистические ценности, демократические ценности, прагматические ценности, консервативные ценности, либеральные ценности.

Указанные компоненты профессиональной культуры современного педагога высшей школы, конечно, не являются единственными и абсолютными. Сегодня, как, пожалуй, никогда ранее преподаватели должны постоянно демонстрировать осознанное стремление к саморазвитию и поиску новых методов и подходов во всех возможных аспектах своей профессионально-педагогической деятельности. При развитии педагогической культуры современного преподавателя высшей школы следует избегать ряда проблем. К таковым относятся: недостаточно высокий уровень готовности преподавателей к эффективному применению инновационных образовательных технологий; отсутствие педагогической саморефлексии у преподавателей; недостаток внимания к личностным аспектам в обучении.

Для преодоления вышеперечисленных проблем необходимо проводить систематическую работу по повышению квалификации преподавателей, в том числе посвящённую различным аспектам применения новых образовательных технологий и методик.

Литература:

1. Абрамова, М.А. Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке учителей / М.А. Абрамова, X. Либерска // Вестник Нижневартовского государственного университета. -2019. - № 1. - С. 4-9

2. Буренкова, Н.В. Инновационный подход к формированию модели современного учителя российской школы / Н.В. Буренкова, Т.В. Данилова, А.П. Тонких // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 4(40). - С. 29-36

3. Ветров, Ю.П. Формирование «гибких навыков» у студентов творческих специальностей в условиях культурно-образовательной среды регионального вуза / Ю.П. Ветров, Н.В. Зеленко, К.А, Разумовская // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 217-219

4. Вильгельм, A.M. Экспертная оценка коммуникативной культуры педагога / A.M. Вильгельм // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 4(81). -С. 74-81

5. Виноградова, Н.В. Методологическое мышление как одна из педагогических культур в развитии профессиональных компетенций / Н.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 14-19

6. Виноградова, Н.В. Развитие культуры личности педагога в контексте социогуманитарных и технологических проблем современности / Н.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 161-166

7. Карпов, А.О. Конструирование когнитивно-активных сред в современном университете / А.О. Карпов // Современное образование. - 2019. - № 2,- С. 23-39

8. Модель организации проектной деятельности студентов технических направлений подготовки в высших учебных заведениях / Д.Ю. Воронов, Т.Н. Попова, Е.М. Воронова, О.М. Стороженко // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения. Сборник трудов Международного форума. - Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2020. -С. 388-396

9. Ходырев, A.M. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности / A.M. Ходырев // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2(113). - С. 34-40

10. Ценности педагогического образования: сущность и генезис / Л.Н. Данилова, Т.В. Дедовская, Н.Э. Солынин, A.M. Ходырев // Ценности и смыслы. - 2019. -№ 4 62). - С. 6-22

11. Ярычев, Н.У. Историко-культурологические основания феномена толерантности / Н.У. Ярычев // 5 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава чеченского государственного университета. Гуманитарные науки. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2016. - С. 297-300

12. Ярычев, Н.У. Место и роль молодёжи в контексте государственной молодёжной политики Российской Федерации / Н.У. Ярычев, Е.В. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2265-2269

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель Букатова Виктория Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОМОТИВОВ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при изучении художественных промыслов народов Приамурья у студентов Высшей школы дизайна и искусств Тихоокеанского государственного университета. Знакомство с этническими мотивами и формирование этнокультурной компетенции - обязательная часть процесса обучения профессионального художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Национальная культура народов Приамурья является не только ценным историческим источником, но и уникальным примером проявления

самобытного искусства. Традиционный орнамент на изделиях декоративно-прикладного искусства представляет собой отражение ритуально-магических установок дописьменных культур Дальнего Востока. Однако, современные взгляды на теорию и методику декоративного искусства значительно изменились. Множество подходов в изучении народного искусства, их усовершенствование и появление новых технологий позволяет комплексно изучать данный феномен, что несомненно обогащает современную культуру и искусство. При исследовании национальной культуры малочисленных народов Дальнего Востока в наше время возникает много проблем. Например, не хватает живого общения с носителями культуры, с каждым годом становится все сложнее соприкоснуться с первоисточником информации, некоторые современные образцы изделий народных промыслов могут сильно отличаться от традиционных. Особенно негативно сказались последние несколько лет, когда практиковалось обучение с применением дистанционных технологий во время пандемии. Автором приводятся результаты опроса среди студентов доя выявления проблем, возникающих у начинающих художников при разработке творческих проектов с применением этномотивов народов Приамурья.

Ключевые слова: этнические мотивы, этнокультурная компетентность, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы, национальное искусство, традиционная культура, процесс обучения, художественное образование, творческая деятельность.

Annotation. The article deals with the problems that arise when studying the art crafts of the peoples of the Amur region among students of the Higher School of Design and Arts of the Pacific State University. Acquaintance with ethnic motifs and the formation of ethno-cultural competence is an obligatory part of the process of training a professional artist of arts and crafts and folk crafts. The national culture of the peoples of the Amur region is not only a valuable historical source, but also a unique example of the manifestation of original art. The traditional ornament on the products of decorative and applied art is a reflection of the ritual and magical settings of the pre-literate cultures of the Far East. However, modern views on the theory and methodology of decorative art have changed significantly. Many approaches to the study of folk art, their improvement and the emergence of new technologies make it possible to comprehensively study this phenomenon, which undoubtedly enriches modern culture and art. In the study of the national culture of the small peoples of the Far East in our time, many problems arise. For example, there is a lack of live communication with the bearers of culture, every year it becomes more and more difficult to get in touch with the primary source of information, some modern examples of handicrafts can be very different from traditional ones. The last few years have had a particularly negative impact, when distance learning was practiced during the pandemic. The author provides information on the implementation of a survey to identify problems that beginner artists face when developing creative projects using ethnic motifs of the peoples of the Amur region.

Key words: ethnic motives, ethno cultural competence, arts and crafts, art crafts, national art, traditional culture, learning process, art education, creative activity.

Введение. Малые народы Приамурья населяют Хабаровский край, Амурскую область, побережье Татарского пролива и Приморье, долины рек Амур, Уссури, Сунгари, Тунгуска, Кур. Их поселения располагаются по берегам озер Болонь, Гасси, Петропавловское, Синдинское и других. Традиционными промыслами с древних времен были рыболовство, собирательство и охота. В отличии от многих коренных народов России большинство местных жителей Приамурья не испытывали влияния православной религии вплоть до 19 века, что привело к сохранению своеобразия древних дохристианских верований и обрядов. В годы советской власти жизнь народа сильно изменилась: часть коренного населения начала принимать участие в промышленном производстве и совхозном хозяйстве. У тех народов, у которых отсутствовала собственная письменность на основе русского алфавита была создана своя. Постепенно вырос уровень образования и сформировалась собственная интеллигенция - врачи, педагоги, инженеры.

В 19 веке началось изучение быта и культуры народов Дальнего Востока. Впервые ученые исследовали материальную культуру, население и хозяйствование этих народностей. Основной акцент делался на накопление материалов по обычаям, культам и обрядам. Перечислим ряд ученых, сделавших большой вклад в этнографические исследования Дальнего Востока: естествоиспытатель и путешественник Александр Федорович Миддендорф; зоолог, геолог и этнолог Леопольд Иванович Шренк; географ и путешественник Ричард Карлович Маак; ботаник Карл Иванович Максимович; географ и путешественник Николай Михайлович Пржевальский; этнограф Лев Яковлевич Штернберг и другие.

Изложение основного материала статьи. В 1991 году Евдокия Александровна Гаер обобщила и подвела итог накопленного материала по обычаям и обрядам народов Нижнего Амура в книгах «Древние бытовые обряды нанайцев» и «Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце 19 - начале 20 века». В этих книгах рассматривается промысловая, свадебная и похоронная обрядности, родильные обычаи [1]. Особенный интерес представляют декоративно-прикладное и орнаментальное искусства, которые напрямую зависели от быта и мировоззрения коренных народов. Одежда составляет одну из частей материальных благ, необходимых для жизни человека. Вместе с орудиями производства, жилищем, пищей одежда входит в число основных средств существования. Возникновение одежды было связано с естественным стремлением человека защитить себя от неблагоприятных внешних (условий) воздействий. Она тесно связана с историей возникновения, формирования и развития народности, с развитием производительных сил и производственных отношений. В одежде находят свое отражение племенные и национальные особенности, возрастные и имущественные отличия. Народ через украшение одежды выражает свои эстетические вкусы, способности и сохраняет традиции. Описание одежды и украшений имеет важное значение не только для понимания культуры той или иной народности, но и для выяснения ее происхождения, для установления этнических связей нанайцев на разных этапах истории.

Ученые, исследующие данный вопрос и анализирующие труды предшественников выделяют следующие науки, с точки зрения которых рассматриваются этнические мотивы: археология, история, философия, этнография, культурология и искусствоведение. Эти науки применяют общенаучные и специфические методы исследования.

Студенты, обучающегося по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Тихоокеанском государственном университете изучают этнические мотивы в рамках заданий следующих дисциплин: композиция, проектирование, художественный текстиль, основы производственного мастерства, искусство орнамента и другие. Например, одно из заданий по Проектированию направлено на разработку шарфа по этномотивам коренных народов Приамурья. На первом курсе в рамках дисциплины «Композиция» студенты выполняют курсовой проект в виде платка по мотивам нанайского орнамента. На старших курсах обучающиеся проектируют и выполняют в материале сувенирную продукцию с этнокультурными мотивами из различных материалов. Одной из основных тенденций в современном обучении является использование новых технологий, таких как компьютерная графика и ЗО-моделирование, которые позволяют создавать более сложные и уникальные орнаменты. Это дает возможность создавать более точные и сложные композиции. Также все большую популярность в проектах получают экологические материалы и природные элементы, которые добавляют естественности и оригинальности в работу.

Этнические мотивы - мотивы, относящиеся к декоративно-прикладному искусству определенного этноса, характеризующиеся определенным набором символов, специфичным орнаментом и устойчивым колоритом. Одним из

ярких этиомотивов народов Приамурья является изображение Мирового Древа. В мифах и сказаниях особое значение имело образование земли. Те или иные сюжеты мифов уходят в глубокую древность фольклора народов Приамурья и являются попыткой первобытного объяснения начала всего живого на земле. Всю картину мира люди пытались осмыслить и трактовали в своем понимании. Каждый этнос имел свое сакральное дерево, которое отражало его представления о мироустройстве. Хранителями дерева выступали представители промысловой фауны дальневосточной тайги - олени, изюбры, кабарги и прочие. Образ Древа жизни можно с небольшими вариациями встретить в орнаменте различных народов. Это позитивный, жизнеутверждающий мотив, дающий ощущение порядка в сложном, не всегда понятном, мире природы. Чтобы воссоздать картину мира наглядно, многие народы пользовались так называемой схемой, прообразом которой как раз и служило Древо жизни, реализующее вертикальную структуру мира.

Современные представители коренных жителей относятся к тому поколению, которое, в силу бытовавшей некогда национальной политики по отношению к малочисленным народам Дальнего Востока, почти не владеют своим родным языком и, к сожалению, часто мало знакомы с культурой своих предков (материальной и духовной). В современной национальной одежде часто присутствует сценический подход - укрупнение орнамента, утрата символизма и семантики орнамента, искажение образа, замещение традиционных техник и материалов. Некоторые исследователи отмечают данный факт, как негативно влияющий на сохранение уникальной культуры народов Приамурья. Хорошим решением могло бы быть обучение художественным промыслам у народных мастериц, но их осталось мало и многие из них не имеют специального педагогического образования, которое требуется для реализации педагогической деятельности, то есть в вузе преподавать они не могут. В связи с чем, есть проблемы реализации некоторых дисциплин, относящихся к региональному компоненту. Знакомство и обучение народному искусству напрямую от носителя имело бы большую пользу. Изучить отдельные элементы вышивки, а может и сшить традиционный халат - такой опыт несомненно намного ценнее, чем теоретическое изучение или бездумное копирование образцов, без понимания их назначения и смысла. Для решения данной проблемы актуально создание этнических культурных центров с мастерскими традиционных промыслов не только в отдаленных национальных селах, но и в крупных городах, чтобы желающие обучаться, имели возможность делать это на регулярной основе.

У студентов, обучающихся по направлению декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в последние несколько лет замечено снижение мотивации и интереса к изучению национального искусства народов Приамурья, что является достаточно серьёзной проблемой ведущей к уменьшению количества работ в этническом стиле. Большой пласт, связанный с профессиональной деятельностью, выпадает из процесса обучения студентов, что в будущем приведет к обеднению этого направления в искусстве. Есть опасение, что намечается тенденция постепенногоего угасания. Для популяризации народного искусства проводятся различные экскурсии и мастер-классы, но зачастую этого недостаточно. Особенно негативно сказались последние несколько лет, когда проходило обучение с применением дистанционных технологий во время пандемии. В это время контакты с носителями культуры были значительно снижены, а порой и полностью отсутствовали. Это привело к тому, что в большинстве случаев в качестве источника информации студенты привыкли пользоваться только учебниками, некоторые из которых имеют большую давность и не актуализированную информацию.

В творческих проектах последних лет можно наблюдать дизайнерское применение этномотивов различных народов России, однако снижение интереса именно к мотивам народов Приамурья становится очевиднее с каждым годом. Если двадцать лет назад более половины проектов, курсовых и дипломных работ были выполнены по мотивам национального искусства нанайцев, удэгейцев, эвенков и прочих, то сейчас такие примеры единичны.

Студентам в качестве учебных заданий задают проекты, направленные на применение национальных мотивов коренных малочисленных народов. В основном это создание различных сувениров, современных коллекций одежды и аксессуаров, изделий из бересты, керамики, кожи и других художественных материалов. Однако и педагог, и обучающиеся часто делают акцент только на визуальной составляющей традиционного, не вникая в суть символики и семантики используемых мотивов. Такой несколько формальный подход часто приводит к созданию эклектичных проектов, с искажением исходных мотивов и смыслов.

Для выявления и анализа проблем, с которыми сталкиваются студенты при изучении этомотивов народов Приамурья был проведен небольшой письменный опрос. Часть вопросов была задана на этапе предпроектного исследования с целью включения студентов в активное изучение темы, вторая часть опроса была проведена после выполнения заданий на финальном этапе рефлексии.

Перечень предложенных вопросов:

1. Какие задачи вы ставите перед собой при выполнении проекта?

2. Какие задачи перед вами поставил педагог?

3. Что на ваш взгляд является важным в национальном искусстве?

4. Интересует ли вас сакральная составляющая орнаментальных мотивов или достаточно изучать только художественную сторону традиционного искусства?

5. Хватило ли вам тех знаний, которые вы получили при проведении предпроектного исследования или нужно было глубже исследовать тему?

6. Обращали ли вы внимание при исследовании национального искусства на ритуально-магические установки различных типов узоров и влияло ли это на ваш выбор мотивов?

7. Будете ли вы применять полученные знания в своей будущей творческой деятельности?

8. Какие рекомендации, исходя из своего личного опыта, вы можете дать педагогам при формировании заданий?

9. Какого плана творческие задания по народным мотивам могут быть интересны современной молодежи? Какие проекты более актуальны на ваш взгляд?

10. Какие меры по популяризации искусства народов Приамурья вы можете предложить?

В опросе приняли студенты, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» очной формы обучения младших и старших курсов. При подведении итогов анкетирования получились следующие результаты. В ответе на первый вопрос: «Какие задачи вы ставите перед собой при выполнении проекта?» многие студенты младших курсов отметили, что помимо общих учебных задач, которые совпадают с теми, что поставил педагог, для них важно изучить что-то новое, получить удовлетворение от проделанной работы, и чтобы проект был бы успешно реализован в материале, нашел своего потребителя в будущем. В ответе на второй вопрос часть студентов написали, что задачи, которые поставил педагог для них оказалась сложнее, чем показалась на первый взгляд. Были опасения, что в будущем это приведет к переживанию негативного творческого опыта и нежеланию работать в этой конкретной теме. Но поскольку почти все успешно справились и во второй части опроса дали позитивный отклик, этот момент сгладился. На вопрос «Что на ваш взгляд является важным в национальном искусстве?» были даны следующие ответы: традиции и обычаи других народов; другой, интересный, порой необычный взгляд на мир; семантика и символика

национальных мотивов; индивидуальность орнаментов различных этносов; самобытность народного искусства; связь с прошлым и истоками культуры. В целом все ответы были примерно схожи, это говорит об общем понимании важности изучаемой темы.

На четвертый вопрос: «Интересует ли вас сакральная составляющая орнаментальных мотивов или достаточно изучать только художественную сторону традиционного искусства?» все студенты младших курсов дали однозначный ответ, что недостаточно изучать только композиции и мотивы, им интересен также процесс зарождения и развития орнаментального искусства, влияние мировоззрения людей на искусство в целом.Некоторые студенты старших курсов отметили, что их интересует национальное искусство в контексте мировой культуры, так им легче анализировать и понимать те мотивы, с которыми они работают; что после изучения общемировых тенденций в декоративно-прикладном искусстве,орнаментальное искусство народов Приамурья вызывает больший интерес, чем на первом курсе.

В ответе на пятый вопрос мнения студентов разделились, часть из них отметили, что им хватило тех знаний, которые они получили при проведении предпроектного исследования, но треть студентов младших курсов написали, что им не хватило времени и нужно было глубже исследовать тему. Ответы на шестой вопрос: «Обращали ли вы внимание при исследовании национального искусства на ритуально-магические установки различных типов узоров и влияло ли это на ваш выбор мотивов?» показали, что для некоторых студентов этот аспект был ключевым, но большинство не придало особого значения этому моменту, их больше интересовала эстетическая составляющая выбранных для работы этномотивов.

В ответе на седьмой вопрос большинство студентов написали, что будут применять полученные знания в своей будущей творческой деятельности. Несколько человек как со старшего, так и с младших курсов отметили, что уже применяют этномотивы в других своих работах. В ответе на восьмой вопрос студенты дали следующие рекомендации по формированию заданий: добавить время на выполнение проекта, чтобы можно было глубже провести предпроектное исследование и качественнее выполнить графическую часть работы; сократить количество заданий в семестре, сделать упор на тщательную проработку каждого этапа проекта; больше использовать современные графические редакторы, поскольку при копировании большого количества орнаментов вручную появляется ощущение монотонности; при объяснении темы показывать и анализировать больше примеров современного прочтения национальных мотивов.

На девятый вопрос: «Какого плана творческие задания по народным мотивам могут быть интересны современной молодежи? Какие проекты более актуальны на ваш взгляд?» почти все студенты младших курсов затруднились ответить, несколько человек написали, что в современном текстильном дизайне уделяется недостаточно внимания национальной тематике, также не хватает проектов на этническую тему в арт-дизайне. Студенты старших курсов выразили мнение, что раньше орнамент (декор) был важнее функциональности, сейчас более актуально создавать гармоничное сочетание красоты и практичности, что нужно делать акцент на красоту материала, как это было в традиции древних культур.

Завершающим вопросом был: какие меры по популяризации искусства народов Приамурья вы можете предложить? Были получены следующие ответы: мультимедийные презентации и образцы национального искусства, которые создают эмоциональный настрой, способствуют формированию образа и дают возможность всем студентам внимательно ознакомиться с деталями изображения, посещение выставок, конкурсов. Также положительный эффект имеет просмотр документальных фильмов. Благодаря этому обучающиеся могут увидеть и иметь общее представление об национальных обычаях, играх, праздниках, быте, творчестве мастеров.

По результатам анкетирования можно резюмировать, что студенты, обучающиеся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» охотно изучают этнические мотивы, так как это одной из составляющие их профессионального становления как художника. Никакого психологического дискомфорта при работе над этой темой не возникло. Были проблемы с нехваткой времени, но сейчас многие работы стараются сделать в сжатые сроки и компактно, это связано с особенностями обучения на прикладном бакалавриате и с ускорением ритма обучения и жизни в целом. Также можно отметить специфику современного поколения - им хочется сделать все быстро, получить мгновенный позитивный результат. Мотивация - сложная, динамическая, самоподкрепляющаяся система, складывается из суммы факторов. Иногда то, что кажется проблемой в обучении ведет к новым качественным изменениям личности художника.

Выводы. Подводя итоги можно сделать вывод, что на младших курсах далеко не все студенты готовы изучать национальное искусство, можно встретить мнение, что, возможно, им еще рано давать такие темы. Случается, что такие задания даются в принудительном порядке, что тоже ведет к переживанию негативного опыта. Некоторые студенты работают через силу, получают некачественный результат, остаются недовольны собой и заданием и, как следствие, больше не хотят развиваться в этом направлении. В то же время старшие курсы, у которых уже сформировался сравнительно-аналитический метод исследования, показывают лучшие результаты. Они уже имеют предшествующий опыт, усидчивость, им интереснее решать более сложные задачи, они начинают видеть красоту в народном искусстве, чувствовать его закономерность. Но давать такие задания на младших курсах все же полезно. Возможно, изучение национального искусства не всегда напрямую и очевидно влияет на творческий путь будущего художника, но точно повлияет на восприятие декоративной композиции в целом, колористическое видение и эстетические предпочтения.

Литература:

1. Гаер, Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев / Е.А. Гаер. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1991. - 142 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Букатый Максим Станиславович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара); Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Детская музыкальная школа № 7» (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГИТАРЫ ДМШ

Аннотация. В работе рассматривается проблема музыкально-логического восприятия на этапе разбора нотного материала в образовательном процессе по классу гитары. Выявляется специфика и закономерности познавательных процессов при занятиях музыкальной деятельностью. С целью оптимизации работы с теоретической и нотной литературой произведен поиск подходов к использованию музыкально-логического восприятия, показана необходимость развития навыка музыкально-логического восприятия у обучающихся в ходе образовательного процесса, как профессионального умения дифференцировать материал и распознавать структуру музыкального произведения. На основе проведенных ранее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.