Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск);
кандидат педагогических наук, доцент Галущинская Юлия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск);
кандидат педагогических наук, доцент Рюмина Юлия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты педагогического сопровождения волонтерской деятельности студентов вуза. Раскрыта сущность понятия «педагогическое сопровождение», представлены методологические подходы к его организации. Определены технологические характеристики педагогического сопровождения волонтерской деятельности студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: волонтерская деятельность студентов, педагогическое сопровождение, этапы педагогического сопровождения, методологические подходы к педагогическому сопровождению.
Annоtation. The article discusses the theoretical and applied aspects of pedagogical support of volunteering activities of students of the university. The essence of the concept of "pedagogical support" is disclosed, methodological approaches to its organization are presented. The technological characteristics of pedagogical support of volunteering activities of students of a pedagogical university are determined.
Keywords: volunteer activities of students, pedagogical support, stages of pedagogical support, methodological approaches to pedagogical support.
Введение. Результатом профессиональной подготовки студентов на современном этапе развития высшего образования является сформированность у них соответствующих компетенций как комплекса способностей, навыков профессионального и социального поведения.
Особую роль в процессе формирования компетенций, на наш взгляд, играет волонтерская деятельность студентов. Ее следует понимать как добровольную практическую деятельность по оказанию безвозмездной помощи, услуг нуждающимся лицам, группам, общностям, построенную на механизмах нематериального стимулирования и преследующую личностно и социально-значимые цели.
В системе высшего профессионального образования волонтерскую деятельность можно рассматривать как ценностно-значимое и жизнеспособное дополнение традиционным видам и формам внеаудиторной деятельности студентов. Кроме того, волонтерская деятельность содержит огромный потенциал для успешной организации учебной и научно-исследовательской деятельности для всех категорий обучающихся, являясь также своеобразной профессиональной и социальной практикой для студентов.
Организация волонтерской деятельности в вузе позволяет активизировать приобретение студентами не только жизненного, но и профессионального опыта, что в дальнейшем способствует их трудоустройству и профессиональной адаптации. Это опыт позитивного взаимодействия с разными социальными партнерами (принцип социального партнерства). Основное ее предназначение состоит в профессиональной социализации студенческой молодежи.
Однако, волонтерская деятельность студентов в вузе требует целенаправленной организованной работы. Так, Г.П. Бодренкова подчеркивает значимость системной и целенаправленно организованной работы по привлечению и молодежи к добровольческой деятельности. По ее мнению, формирование системного подхода к вовлечению молодежи в добровольческую деятельность надо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного и образовательного процессов, одной из форм организации общественно полезного досуга [1].
Мы считаем необходимым привлечение внимания к проблеме организации целенаправленной педагогической деятельности, с помощью которой могут быть созданы условия для организации добровольческой деятельности студентов в вузе. Подбор технологии, методов и средств их реализации и развития целесообразен в ситуациях морального выбора на основе овладения образцами поведения, способами их осознанного осуществления. В качестве такой технологии, на наш взгляд, может выступать технология педагогического сопровождения, направленная на перевод из потенциального состояния в реальное профессионально-личностных качеств, возможностей, способностей студентов. По нашему мнению, это может обеспечить высокий уровень развития профессиональных компетенций выпускника.
Изложение основного материала статьи. Педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях в различных аспектах: как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности обучающегося в проблемной ситуации при минимальном участии педагога (И.А. Колесникова и В.А. Сластенин); как форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений, самоактуализации (В.А. Айрапетовой); как тип педагогической деятельности (Е.А. Александрова); как помощь в достижении успеха и повышении качества самостоятельной деятельности сопровождаемого (Е. И. Казакова); как процесс оказания помощи в личностном развитии (задержка в личностном развитии, развитие негативных личностных качеств, несформированность социально-значимых качеств и пр.); как процесс оказания помощи в решении проблем сопровождаемого, связанных с трудностями личностного характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях (И.А. Липский) и пр.
В качестве базового определения педагогического сопровождения, на основе анализа приведенных выше подходов, можно считать следующее: педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации студентов,
развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора, актуализации профессионально-личностного потенциала.
Проведем анализ некоторых методологических подходов к определению сущности педагогического сопровождения.
На наш взгляд, в качестве методологического основания педагогического сопровождения выступает философия экзистенциализма, где в качестве идеальной цели формирование человека, умеющего реализовать себя в системе социальных отношений на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего смысл своего существования и реализующего себя в соответствии с этим выбором. В соответствии с данным подходом можно определить цели и задачи педагогического сопровождения волонтерской деятельности студентов педагогического вуза.
Цель педагогического сопровождения, на наш взгляд, может быть определена как создание педагогических условий, в которых субъекту предоставляются максимальные возможности для актуализации профессионально-личностного потенциала в процессе волонтерской деятельности. В процессе педагогического сопровождения студентам волонтерам так же оказывается помощь и содействие в решении возникающих проблем. В этом заключается социальный аспект сопровождения, результатом которого, на наш взгляд является профессиональная социализация студента.
С позиции системного подхода (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, Н.Д. Никандров, А.В. Усова и др.) применительно к процессу педагогического сопровождения, можно определить его в качестве системы, обладающей целостностью, состоящей из ряда компонентов, свойств и связей, обусловливающих целостность объекта, его устойчивость, внутреннюю организацию и функционирование именно как определенного целого.
Учитывая позиции экзистенционального и системного подходов, мы полагаем, что педагогическое сопровождение является цикличным процессом и должно быть организовано через ориентировочный, обучающий, и основной этапы.
В рамках нашего исследования особое значение приобретает так же аксиологический подход. Именно аксиологический подход наполняет ценностным смыслом все дидактические характеристики личностно-ориентированной технологии. В соответствии с аксиологическим подходом можно выделить в качестве системообразующих, базовых основ волонтерской деятельности студентов такие внутренние характеристики личности, как духовность и нравственность. При этом духовность является внутренней мотивационной сферой, а нравственность - внешней.
Учитывая все вышеизложенные методологические подходы к определению сущности педагогического сопровождения, следует выделить технологические аспекты его организации, которые были апробированы в рамках научно-практической лаборатории (НПЛ) «Активизация социально-значимой деятельности студентов через организацию волонтерского движения», функционирующей на кафедре социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Деятельность лаборатории основывалась на таком нормативно-правовом документе как «Положение о научно-практической лаборатории».
На начальном этапе деятельности были определены состав и структура лаборатории. Общее руководство НПЛ осуществляли преподаватели кафедры социальной педагогики и социальной работы ШГПУ. Помимо преподавателей кафедры, членами лаборатории являлись студенты, проявляющие интерес к творческой, научно-исследовательской и практической работе по организации волонтерского движения на факультете.
В качестве задач НПЛ можно выделить: содействие организации научно-практической деятельности преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки; поиск и внедрение инновационных подходов к осуществлению процесса практической подготовки и организации самостоятельной деятельности студентов; воспитание социальной активности, самостоятельности, целеустремленности студентов через активизацию социально-значимой деятельности; формирование профессиональной компетентности специалистов социально-культурной сферы; популяризация идеи волонтерской деятельности среди молодежи вуза и города; установление и поддержка связей с учреждениями и организациями города, являющимися потенциальными работодателями для выпускников вуза; изучение и распространение положительного опыта организации научно-практической работы НПЛ; участие преподавателей и студентов в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах по проблеме активизации социально-значимой деятельности.
Определены также функции НПЛ: исследовательская (изучение теоретических аспектов социального служения молодежи и опыта организации волонтерской деятельности), организаторская (создание системы волонтерской деятельности, ее структуризация и координация); коммуникативная (установление информационно-деятельностных связей со структурными подразделениями вуза, организациями и учреждениями города); мониторинга (диагностика и коррекция процесса актуализации профессионально-личностного потенциала студентов, эффективности деятельности НПЛ); психолого-педагогическая (воспитание профессионально-личностных качеств, развитие профессионально-значимых умений и навыков, стимулирование и поддержание установки на участие в волонтерской деятельности); рекламно-пропагандистская (информирование и привлечение внимания общественности к социальным проблемам и результатам деятельности молодежи в рамках волонтерского движения); социальная (активизация и поддержка социальных инициатив молодежи).
С целью практической реализации задач НПЛ был организован студенческий волонтерский отряд «Добрая воля». Разработанная нами технология педагогического сопровождения волонтерской деятельности студентов в рамках Отряда включает следующие этапы: ориентировочный, обучающий и основной [2].
Ориентировочный этап начинается с планирования, которое дает возможность достичь единого понимания целей привлечения волонтеров, определить задачи при работе с волонтерами и уже заранее предусмотреть и устранить возможные неясности и проблемы. Задачи планирования заключаются: в определении роли волонтеров в организации; поиска видов деятельности, наиболее подходящих для волонтеров; в минимизации возможных рисков, связанных с привлечением волонтеров; выявлении необходимого объема обучения и поддержки волонтерам; в определении ресурсов для осуществления волонтерской деятельности и пр.
Для информирования и привлечения волонтеров можно использовать разные методы, включая: размещение информации о деятельности волонтёрской организации на сайте вуза; объявления и статьи о
волонтёрской работе в университетской газете; наглядную агитацию (стенды, плакаты, брошюры); публичные выступления о деятельности волонтёрского отряда перед студенческим активом; проведение рекламных акций о деятельности волонтёрского отряда; привлечение «через друзей и знакомых» и др.
Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса мотивации к добровольческой деятельности студенческой молодежи. Мотивами волонтерской деятельности можно считать не только идеалистичные (проявление милосердия и сострадания и пр.), но и прагматичные: проверка профессиональных возможностей на пути к карьере, получение дополнительного опыта и знаний, поиск практической базы для исследования, установление полезных контактов и т. д.
Исследование мотивации к добровольческой деятельности начинается еще на этапе отбора кандидатов. Диагностика может включать методики и тесты, направленные на исследование мотивов деятельности, альтруистических установок личности, коммуникативных, организаторских способностей, толерантных качеств добровольцев (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
Реализация целей второго, обучающего этапа, педагогического сопровождения предполагает овладение студентами основами добровольческой деятельности, развитие навыков, формирование профессионально-личностных качеств студентов в рамках специализированных курсов, профильных дисциплин.
К примеру, формирование основ добровольчества на кафедре осуществляется в рамках изучения дисциплины «Основы добровольческой деятельности». Задачами дисциплины являются: овладение базовыми понятиями профессиональной деятельности - милосердие, гуманизм, альтруизм; формирование у студентов профессионально-личностных качеств; актуализация профессионально-личностного потенциала; формирование гуманистических установок по отношению к объекту и процессу работы.
В процессе изучения дисциплины происходит: формирование умений организации добровольческих инициатив, разработки и проведения социальных акций; овладение навыками общественно-значимой социальной деятельности, основанной на принципах милосердия и человеколюбия. Специфика дисциплины также состоит в направленности на развитие у студента способности к самоуправлению, самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции. С этой целью используются разнообразные формы аудиторной и самостоятельной работы студентов (дискуссии, мини-эксперименты, проекты, социальные акции, ведение дневника и др.).
Знания, полученные студентами в рамках дисциплины «Основы добровольческой деятельности», закрепляются в практической работе отряда волонтеров «Добрая воля».
Особое внимание в обучении волонтеров необходимо уделять групповым тренинговым занятиям. Используются различные тренинги: коммуникативный тренинг («Пойми меня»), тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими», мотивационный тренинг «Твори добро», тренинги на сплочение.
Социально-педагогическое сопровождение деятельности студентов в рамках основного, третьего, этапа предполагает планирование, консультирование, координацию и анализ их практической добровольческой деятельности. Знания, полученные студентами в рамках дисциплины «Основы добровольческой деятельности», закрепляются в практической работе отряда волонтеров «Добрая воля».
Практическая добровольческая деятельность студентов осуществляется в разных формах. Одной из ключевых является проектная деятельность. В данном случае добровольческая деятельность организуется и координируется педагогами кафедры, разрабатываются проекты на достаточно длительный срок. Устанавливается сотрудничество с социальными, образовательными учреждениями, благотворителями, спонсорами, определяется их роль в реализации проекта. Так же добровольческая деятельность организуется в форме социальных акций, культурно-досуговых мероприятий.
Так, волонтерским отрядом были разработаны и реализованы социальные проекты «Подари праздник», «Разные дети - разные возможности» (для детей-инвалидов), «Согласитесь - это ДАта!», «Свет добра», «Волонтер, тебя ждет ветеран» (для ветеранов и пожилых людей), Ретро-клуб «Винтаж» (для проживающих геронтологического Центра) и др.
Реализация проектной деятельности позволила волонтерам принимать участие во Всероссийских и региональных мероприятиях (Всероссийский молодежный форум «Селигер», Всероссийский конкурс «Доброволец года», областной конкурс профессионального мастерства работников социальной сферы и др.). В рамках проекта «Подари праздник» была проведена акция «Солнышко светит всем детям», приуроченная к декаде инвалидов на базе Комплексного Центра социального обслуживания населения г. Шадринска и Шадринского района.
В рамках непроектной деятельности студентами добровольцами организованы и проведены десятки акций, подготовлены праздники и культурно-досуговые мероприятия для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых людей, ветеранов: «Теплые носочки», для детей-инвалидов Дома-интерната для умственно отсталых детей; студенты приняли участие в акциях «Молодые герои Зауралья», «Красная ленточка» (СПИД/ВИЧ). К празднованию Нового года была приурочена социальная акция «Напиши письмо Деду Морозу». Во время проведения социальной акции «8 Марта» были подготовлены и вручены поздравительные открытки одиноким пожилым людям. С целью привлечения внимания общественности к проблеме курения и отказа от вредных привычек на городском уровне была проведена социальная акция «День отказа от курения» и др. Добровольцы оказали большую помощь ДОУ «Крепыш» по оформлению документов и методических материалов. Положительные эмоции у детей, родителей и сотрудников получила выставка поделок из природного материала, подготовленная студентами-волонтерами и посвященная «Дню Осени».
При содействии руководителя волонтерского отряда на базе Комплексного центра социального обслуживания населения создан Семейный Клуб для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках работы Клуба студенты-волонтеры организовали и провели просветительский лекторий: «Специфика работы с детьми-инвалидами», «Особенности развития детей-инвалидов» и пр. Также студенты-волонтеры проводят культурно-досуговую деятельность с детьми-инвалидами и с пожилыми людьми: концерты, посвященные декаде инвалидов в ГБУ «Геронтологический центр «Спутник»», Дню защиты детей, Дню семьи. Также в течении года студенты-волонтеры оказывают и социально-бытовые услуги одиноким пожилым гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В волонтерскую деятельность входит и работа по благоустройству территории социальных городских учреждений (уборка территории, оформление парковых зон и пр.). Для реализации различных
проектов студенты-волонтеры проводят большую работу по привлечению спонсоров и благотворителей, применяя технологию фандрайзинга.
По результатам работы волонтерского отряда каждый год организуется и оформляется фотовыставка. Вся деятельность волонтерского движения «Добрая воля» регулярно освещается в средствах массовой информации: периодических репортажах в городских новостях по телевидению и радио, статьях в городских печатных изданиях «Ваша выгода» и «Исеть».
Опыт, полученный в процессе участия в волонтерской деятельности, находит отражение в научно-исследовательской работе: участие в конференциях и олимпиадах различного уровня, конкурсах социальных проектов, проектов социальной рекламы, опубликовании статей в сборники и пр. Педагогическое сопровождение заключается в руководстве исследовательской деятельностью студентов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ по проблематике волонтерской деятельности.
Выводы. Педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов представляет собой организованный социально-педагогический процесс, предполагающий комплекс целенаправленных педагогических действий, ориентирующих молодых людей на волонтерскую деятельность; прогнозирующий проблемы и трудности студента в волонтерской деятельности; оказывающий содействие в их предупреждении и преодолении, предполагающий участие студентов в социальных практиках (социальные и благотворительные акции, фандрайзинг и спонсоринг, организация и осуществление социально-культурной деятельности и пр.). Таким образом, педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов педвуза является условием актуализации их профессионально-личностного потенциала.
Литература:
1. Бодренкова, Г.П., Караваешников, С.Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: [Электронный ресурс]: метод. рекомендации / Г.П. Бодренкова, С.Е. Караваешников, - Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.hmm.ru/raion/socs/cms/docs/MR%20po%20volonterstvu.pdf
2. Социально-педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.В. Вакуленко [и др.].; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: ШГПИ, 2012. - 242 с.
3. Ускова, С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование [Текст] / С.А. Ускова // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 84-88.
Педагогика
УДК: 378.18
кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь социальной активности студентов педагогического вуза и их самореализации в педагогической профессии с учетом требований ФГОС, воспитательный компонент которого основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении, предполагающем социальную активность личности.
Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы высшего образования. Обобщается опыт работы кафедры социальной педагогики педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова по формированию социальной активности у будущих педагогов. Представлен анализ деятельности педагогических отрядов, волонтерского движения, предоставляющих возможность студентам реализовывать себя в различных видах социальной активности: учебной, научной, культурно-творческой, общественной, что позитивно влияет на профессиональное становление и личностное развитие будущих педагогов.
Ключевые слова: социальная активность; студент; воспитательная система вуза; личностный рост, профессиональное развитие; педагогические отряды; волонтерское движение.
Annotation. This article shows an interconnection of teacher students' social activity and their self-realization in teacher profession with the regard for requirements of National Learning Standard (NES) educational component of which based on idea of education as a big sociocultural phenomena that assumes a social activity of person.
The relevance of a research problem based on analysis of scientific literature with the regard for modern system of the higher education. Experience of Department of social pedagogics of Teacher Training Institute (North-Eastern Federal University) on formation of future teachers' social activity is generalized. Article also submits the analysis of pedagogical groups activity, volunteer movement activity that give an opportunity to students to realize themselves in different types of social activity: educational, scientific, cultural, creative, and public one. It positively influences professional formation and personal development of future teachers.
Keywords: social activity, student, high education system, personal growth, professional development, pedagogical groups, volunteer movement.
Введение. Реформирование системы образования в стране актуализирует потребность в педагогах с высоким уровнем социальной активности, относящейся к неотъемлемым качествам личности педагогических кадров, обеспечивающей качество отечественного образования в соответствии с современными запросами общества в области инновационного развития. По закону РФ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в число основных задач, стоящих перед вузами, включена задача формирования у обучающихся гражданской позиции, социальной активности, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии [1]. С учетом этих требований перед вузом стоит задача подготовки будущих педагогов к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС, воспитательный