Научная статья на тему 'Социальная активность студентов как условие эффективной самореализации в педагогической профессии'

Социальная активность студентов как условие эффективной самореализации в педагогической профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SOCIAL ACTIVITY / STUDEN / HIGH EDUCATION SYSTEM / PERSONAL GROWTH / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL GROUPS / VOLUNTEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Ноговицына Надежда Михайловна

В статье раскрыта взаимосвязь социальной активности студентов педагогического вуза и их самореализации в педагогической профессии с учетом требований ФГОС, воспитательный компонент которого основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении, предполагающем социальную активность личности. Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы высшего образования. Обобщается опыт работы кафедры социальной педагогики педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова по формированию социальной активности у будущих педагогов. Представлен анализ деятельности педагогических отрядов, волонтерского движения, предоставляющих возможность студентам реализовывать себя в различных видах социальной активности: учебной, научной, культурно-творческой, общественной, что позитивно влияет на профессиональное становление и личностное развитие будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Ноговицына Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS AS A CONDITION OF EFFECTIVE SELF-REALIZATION IN TEACHER PROFESSION

This article shows an interconnection of teacher students' social activity and their self-realization in teacher profession with the regard for requirements of National Learning Standard (NES) educational component of which based on idea of education as a big sociocultural phenomena that assumes a social activity of person. The relevance of a research problem based on analysis of scientific literature with the regard for modern system of the higher education. Experience of Department of social pedagogics of Teacher Training Institute (North-Eastern Federal University) on formation of future teachers' social activity is generalized. Article also submits the analysis of pedagogical groups activity, volunteer movement activity that give an opportunity to students to realize themselves in different types of social activity: educational, scientific, cultural, creative, and public one. It positively influences professional formation and personal development of future teachers.

Текст научной работы на тему «Социальная активность студентов как условие эффективной самореализации в педагогической профессии»

проектов студенты-волонтеры проводят большую работу по привлечению спонсоров и благотворителей, применяя технологию фандрайзинга.

По результатам работы волонтерского отряда каждый год организуется и оформляется фотовыставка. Вся деятельность волонтерского движения «Добрая воля» регулярно освещается в средствах массовой информации: периодических репортажах в городских новостях по телевидению и радио, статьях в городских печатных изданиях «Ваша выгода» и «Исеть».

Опыт, полученный в процессе участия в волонтерской деятельности, находит отражение в научно-исследовательской работе: участие в конференциях и олимпиадах различного уровня, конкурсах социальных проектов, проектов социальной рекламы, опубликовании статей в сборники и пр. Педагогическое сопровождение заключается в руководстве исследовательской деятельностью студентов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ по проблематике волонтерской деятельности.

Выводы. Педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов представляет собой организованный социально-педагогический процесс, предполагающий комплекс целенаправленных педагогических действий, ориентирующих молодых людей на волонтерскую деятельность; прогнозирующий проблемы и трудности студента в волонтерской деятельности; оказывающий содействие в их предупреждении и преодолении, предполагающий участие студентов в социальных практиках (социальные и благотворительные акции, фандрайзинг и спонсоринг, организация и осуществление социально-культурной деятельности и пр.). Таким образом, педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов педвуза является условием актуализации их профессионально-личностного потенциала.

Литература:

1. Бодренкова, Г.П., Караваешников, С.Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: [Электронный ресурс]: метод. рекомендации / Г.П. Бодренкова, С.Е. Караваешников, - Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.hmm.ru/raion/socs/cms/docs/MR%20po%20volonterstvu.pdf

2. Социально-педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.В. Вакуленко [и др.].; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: ШГПИ, 2012. - 242 с.

3. Ускова, С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование [Текст] / С.А. Ускова // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 84-88.

Педагогика

УДК: 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь социальной активности студентов педагогического вуза и их самореализации в педагогической профессии с учетом требований ФГОС, воспитательный компонент которого основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении, предполагающем социальную активность личности.

Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы высшего образования. Обобщается опыт работы кафедры социальной педагогики педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова по формированию социальной активности у будущих педагогов. Представлен анализ деятельности педагогических отрядов, волонтерского движения, предоставляющих возможность студентам реализовывать себя в различных видах социальной активности: учебной, научной, культурно-творческой, общественной, что позитивно влияет на профессиональное становление и личностное развитие будущих педагогов.

Ключевые слова: социальная активность; студент; воспитательная система вуза; личностный рост, профессиональное развитие; педагогические отряды; волонтерское движение.

Annotation. This article shows an interconnection of teacher students' social activity and their self-realization in teacher profession with the regard for requirements of National Learning Standard (NES) educational component of which based on idea of education as a big sociocultural phenomena that assumes a social activity of person.

The relevance of a research problem based on analysis of scientific literature with the regard for modern system of the higher education. Experience of Department of social pedagogics of Teacher Training Institute (North-Eastern Federal University) on formation of future teachers' social activity is generalized. Article also submits the analysis of pedagogical groups activity, volunteer movement activity that give an opportunity to students to realize themselves in different types of social activity: educational, scientific, cultural, creative, and public one. It positively influences professional formation and personal development of future teachers.

Keywords: social activity, student, high education system, personal growth, professional development, pedagogical groups, volunteer movement.

Введение. Реформирование системы образования в стране актуализирует потребность в педагогах с высоким уровнем социальной активности, относящейся к неотъемлемым качествам личности педагогических кадров, обеспечивающей качество отечественного образования в соответствии с современными запросами общества в области инновационного развития. По закону РФ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в число основных задач, стоящих перед вузами, включена задача формирования у обучающихся гражданской позиции, социальной активности, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии [1]. С учетом этих требований перед вузом стоит задача подготовки будущих педагогов к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС, воспитательный

компонент которого основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении, предполагающем социальную активность личности. На сегодняшний день отмечается острая потребность общества в социально активных педагогических кадрах, которую не в полной мере удовлетворяет современная практика вузовской воспитательной работы. Целью данной статьи является изучение значимости формирования социальной активности в процессе подготовки будущих педагогов, анализ опыта работы кафедры социальной педагоги педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в данном направлении и ее влияние на профессиональное становление и личностное развитие специалиста.

Изложение основного материала статьи. Вопрос формирования социальной активности в трудах зарубежных исследователей рассматривался, в основном, в отношении учащихся старших классов. Так, например, авторы Mahoney J. L., Cairns B. D., Farmer T. W., (2003) под социальной активностью понимают участие школьников во внеучебной деятельности, и считают данное условие основным для достижения долгосрочного образовательного успеха [14]. Особое внимание в зарубежной педагогике уделяется уровню сформированности внеучебных действий (Marsh H. W., Kleitman S. (2015)). В рамках рассматриваемой нами проблемы интерес представляет исследование Marsh H. W. (1992), результаты которого представлены в статье «Extracurricular activities: Beneficial extension of the traditional curriculum or subversion of academic goals?», в которой проводится анализ участия студенческой молодежи во внеучебной деятельности в 90-х годах, с использованием значительной национальной базы результатов. Проанализировав ситуацию внеучебной активности студентов второго курса, авторы смогли определить спектр интересов, уровень познавательной активности молодежи до и после поступления в колледж [15].

Вопросами формирования личности будущего педагога занимались педагоги-классики, внесшие неоценимый вклад в развитие отечественной педагогической науки, разработками конкретных путей практической организации общественной активности педагога на современном этапе занимались педагоги С.О. Грунина [3], А.В. Енин [4], Л.В. Майкова [7], С.С. Овчинников [8], П.А. Просецкий [9], В.А. Сластенин [11] и др.

Мы солидарны с И.Г. Авериной, определяющей социальную активность как интегративное качество и самостоятельную, инициативную, целенаправленную деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества [2].

Мы считаем, что сущность социальной активности нельзя рассматривать в разрыве с рассмотрением отношения и деятельности. Исследователи выделяют следующие сущностные характеристики социальной активности: самодетерминированность; включенность в социальное взаимодействие; просоциальность. В настоящее время выделяются четыре вида социальной активности личности, характерных для студенческого периода, способствующие ее развитию и самосовершенствованию: учебная, научная, общественная, творческая [5, с. 2-3].

Исследователь Л.В. Майкова, определяя педагогические условия формирования социальной активности у будущих педагогов в вузе, делает акцент на организацию воспитательного процесса на основе вовлечения студентов в разнообразную социально ценную деятельность при обеспечении оптимального соотношения педагогического руководства и самоуправления в жизнедеятельности студентов, осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к формированию у студентов социальной активности [7]. Еще одним условием является формирование субъектной позиции студента в образовательной деятельности в профессиональном учебном заведении в процессе их становления, данное условие раскрывается в статье А.Г. Корниловой, Д.А.Данилова, А.Н. Васильевой, Н.М. Ноговицыной [13].

В русле нашего исследования интересным для нас представляется подход М.В. Колесниковой к формированию социальной активности в педагогическом аспекте, которое понимается ею как создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определенные цели, оптимальные формы и методы работы, что предполагает создание определенных организационно-педагогических условий: обеспечение актуализации социально-профессиональных знаний и ожиданий студентов в профессиональной деятельности; организация практической профессиональной деятельности студентов на основе учета сущностных характеристик феномена социальной активности в студенческой среде; участие студентов педагогического вуза в социально-проектной деятельности [6].

Мы солидарны с мнением Е.А. Шанц, что социокультурное проектирование обладает значительным потенциалом при создании условий для проектирования инновационной деятельности педагогов в педагогическом процессе вуза [12, с. 156]. Социально-культурное проектирование рассматривается ею как мировоззренческая и технологическая основа профессий педагогической, социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности; степень овладения будущим педагогом технологией социально-культурного проектирования во многом определяет успешность его дальнейшей деятельности, обосновывая это необходимостью владения педагогом способностью подготовить и провести социальную акцию, включающую обоснование идеи, определение целей и задач, средств их решения [12].

Автор В.С. Савченко отмечает влияние досуговой деятельности на формирование социальной активности студентов в вузе, которая существенно расширяет возможности успешного решения задач самореализации, самоопределения, формирования отзывчивости на общественные проблемы, умения студентов приобретать новый социальный опыт [10, с. 74-75].

Таким образом, мы считаем, что проведенный нами теоретический анализ позволяет обосновать актуальность и значимость проблемы формирования социальной активности в теории и практике подготовки будущих педагогов.

В ходе работы над исследованием нами были проанализированы результаты ежегодного социологического исследования Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова «Студент» за период 2016-2018гг., опыт работы кафедры социальной педагогики педагогического института по формированию социальной активности у студентов и результаты мониторинга трудоустройства и профессионального роста выпускников кафедры.

В рамках нашего исследования нами изучены результаты анкетирования студентов по следующим вопросам: удовлетворенность студентов обучением в СВФУ и по выбранному направлению подготовки; удовлетворенность качеством получаемого образования; удовлетворенность студентов организацией научно-

исследовательской деятельности; деятельностью ППОС СВФУ; уровнем организации досуга. Результаты анкетирования по выделенным вопросам представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1

Удовлетворенность студентов обучением в СВФУ и по выбранному направлению подготовки

(специальности)

Год отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно затрудняюсь ответить

2016 -* - - - -

2017 31% 48% 13% 5% 3%

2018 30% 49% 8% 4% 9%

-*анкетирование по данному вопросу не проводилось

По данным 2017, 2018 гг. наибольшая доля респондентов, полностью удовлетворенных тем, что обучаются в СВФУ и по выбранному направлению подготовки (специальности), отмечается на ЮФ (84%), в ИФКиС (81%), ПИ (79%); наименьшая - в ИЕН (55%), на ФЛФ (56%), в ИЗФиР (57%).

Неотъемлемым условием формирования учебной активности является удовлетворенность студентов качеством получаемого образования в вузе.

Таблица 2

Удовлетворенность качеством получаемого образования

Год да нет Затрудняюсь ответить

2016 87% 5% 8%

2017 - - -

2018 98% 1% 1%

В целом по университету в 2016 г. высокий уровень удовлетворенности качеством получаемого образования (80-89%) отмечается в ПИ, ИЗФиР и на АДФ. В 2018 г. наиболее высоко качество образования оценили студенты ПИ (98%); для сравнения наименьший показатель составил 74% (ФЛФ).

Качество получаемого образования в педагогическом институте СВФУ подтверждается результативным участием студентов в Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) по психолого-педагогическому направлению подготовки 2015-2018гг., по итогам которого студентами получены золотой, серебряные и бронзовые сертификаты участия. В целом, удовлетворенность студентов ПИ организацией научно-исследовательской деятельностью остается высокой.

Ответы участвовавших в анкетировании респондентов на вопрос об удовлетворенности студентов ПИ деятельностью ППОС СВФУ по рассматриваемым годам распределились следующим образом:

Таблица 3

Удовлетворенность студентов деятельностью ППОС СВФУ

Год отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно затрудняюсь ответить

2016 24% 32% 16% 7% 21%

2017 24% 45% 15% 2% 6%

2018 28% 37% 14% 3% 8%

Также нами были проанализированы ответы студентов на вопрос об удовлетворенности уровнем организации досуга, так как данное направление деятельности университета отражает степень проявления активности студентов в культурно-творческой деятельности на факультетском, университетском уровнях.

Таблица 4

Удовлетворенность студентов уровнем организации досуга (конкурсы, соревнования, концерты,

тематические вечера и пр.)

Год да нет Затрудняюсь ответить

2016 82% 3% 15%

2017 68% 10% 22%

2018 72% 8% 20%

Одним из учебных подразделений, где отмечается наибольшая доля утвердительных ответов студентов, является ПИ (72%).

Таким образом, изучение и анализ результатов анкетирования, статистических данных, результаты ФИЭБ студентов педагогического института позволяют нам сделать вывод, что студенты демонстрируют высокие показатели по обозначенным видам социальной активности.

В СВФУ им. М.К. Аммосова ведется целенаправленная работа по повышению уровня социальной активности студентов, воспитательная среда вуза ориентирована на формирование социально активной личности будущих специалистов. Рассмотрим данный аспект на примере кафедры социальной педагогики педагогического института.

На кафедре социальной педагогики действовала Молодежная общественная организация студентов «Добровольцы» (2003-2014гг.). Миссия организации - распространение идей гуманизма, милосердия среди студенческой молодежи путем привлечения к активной общественной жизни. Силами «добровольцев» проводились театрализованные представления, благотворительные акции, массовые игры и многое другое для учащейся молодежи.

Педагогический отряд «ДАР» имени Д.А. Данилова функционирует с 2005г. Цель отряда: формирование активной жизненной и профессиональной позиции студентов и старшеклассников. Приоритетное направление работы педотряда - формирование правовой культуры студентов и школьников. С 2014 г. реализуется программа «Права ребенка», посвященная формированию правовой культуры детей, а также программа «Все различны - все равны» по преодолению языкового барьера у школьников и организации межкультурного взаимодействия. Члены педагогического отряда «ДАР» участвуют в работе «Школы подготовки вожатых» на базе Дворца детского творчества г. Якутска. В 2010 г. отряд «ДАР» признан лучшим педагогическим отрядом республики и получил Благодарность и Памятный знак Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова. В апреле 2011 г. члены отряда стали дипломантами Всероссийского конкурса научно-образовательных проектов «Моя инициатива в образовании» (г. С.-Петербург), дипломантами Всероссийского конкурса на лучший проект «Моя законотворческая инициатива» (г. Москва), в Дальневосточном межвузовском конкурсе педагогических отрядов в г.Биробиджан стали победителями в номинации «Открывая возможности».

С 2017 г. на кафедре действует педотряд «Tigers» в рамках проекта «Развитие волонтерского движения студентов». Цель проекта: системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи, предоставление возможности для реализации потенциала студентов в социальной и общественной сфере; создание условий для организации научно-исследовательской, педагогической и практико-прикладной деятельности студентов. В 2017-2018гг. члены отряда успешно приняли участие в реализации социального проекта Министерства по делам молодежи и семейной политики РС(Я) «Палитра успеха», цель которого - создание уникальной площадки для личностного роста, профориентации и повышения социальной активности молодежи в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.

К наиболее значимым проектам, реализуемым студентами кафедры социальной педагогики, можно отнести следующие:

- традиционный городской новогодний утренник для неорганизованных детей-инвалидов, который проводится в рамках сотрудничества с ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска (ежегодно им охватывается около 50 детей-инвалидов);

- с 2009 г. реализуется проект «Книга-03» по привлечению студентов к социальной деятельности специализированной библиотеки для пожилых людей и инвалидов;

- в рамках проекта педотряда «Tigers» «Дарим радость» ежегодно проводится благотворительный концерт в Республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов в г. Якутске и др.

Мониторинг трудоустройства и профессионального роста выпускников подтвердил, что проявление социальной активности в годы обучения способствует успешному личностному росту и профессиональному развитию педагогов.

Выводы. Результаты проведённого исследования позволяют предположить, что одним из критериев конкурентоспособности педагога является уровень сформированности его социальной активности в годы обучения в вузе. Следовательно, недостаточная сформированность социальной ответственности за результаты своей учебной деятельности, низкая активность в процессе жизненного самоопределения, ограниченность возможностей для самореализации, характерные для значительного числа будущих педагогов, являются серьезным препятствием в процессе становления специалиста.

Таким образом, формирование социальной активности предполагает организацию работы вуза, направленную на стимулирование следующих видов социальной активности: учебной, научной, общественной, творческой, составляющих основу будущей конкурентоспособности педагога.

Реализация социокультурных проектов в рамках вовлечения студентов в работу педагогических отрядов и волонтерское движение создает благоприятные условия для овладения социальным смыслом будущей профессиональной деятельности, расширяет возможности организации научно-исследовательской работы, повышает социальную устремленность студентов в их профессиональной деятельности, и, следовательно, становиться обязательным условием формирования социальной активности. Соблюдение вышеперечисленных условий позволяет повысить уровень готовности будущих педагогов к выполнению профессиональной деятельности, расширяет пространство для профессиональной и личностной самореализации.

Проведенное нами исследование не раскрывает полностью все аспекты рассматриваемой проблемы. Требует тщательного изучения следующий круг вопросов:

- разработка критериев уровня сформированности социальной активности студентов педагогического

вуза;

- выявление эффективных технологий формирования социальной активности у будущих педагогов.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3

2. Аверина, И.Г. Понятие социальной активности и его сущность [Электроный ресурс] / И.Г. Аверина. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ponyatie-socialnoy-aktivnosti-i-ego-suschnost-909482.html. -(Дата обращения 05.06.2018)

3. Грунина, С.О. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза: монография / С.О. Грунина, Н.С. Морова. - Йошкар-Ола: МГПИ им.Н.К.Крупской, 2007. - 104 с.

4. Енин, А.В. «Творчески активная личность» как педагогическое понятие: статья / А.В. Енин, Е.В. Лысенко // Профессиональное образование в современном мире - 2011. - №1. - С. 114-119

5. Кобышева, Л.И. Влияние социальной активности на нравственное самоопределение студентов [Электронный ресурс] / Л.И.Кобышева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2013. - №4. - С. 2-3. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru. - (Дата обращения 07.06.2018)

6. Колесникова, М.В. Педагогические исследования в области социальной активности личности: [электронный ресурс] / М.В.Колесникова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru. - (Дата обращения

14.01.2017)

7. Майкова, Л.В., Формирование социальной активности у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: дисс.на соискание ученой степени канд.пед.наук по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Л.В. Майкова - Чебоксары, 2011. - 224 с.

8. Овчинников, С.С. Подготовка будущего учителя к общественной деятельности в процессе внеучебной работы в педагогическом вузе: автореф. дисс... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / С.С. Овчинников - Иркутск, 1969. - 18 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/. - (Дата обращения

20.06.2018)

9. Просецкий, П.А. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива [Электронный ресурс] / П.А. Просецкий и др. - М.: МГПИ, 1978. - 87 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ - (Дата обращения 22.05.2018)

10. Савченко, В.С. Формирование социальной активности студентов вуза в досуговой деятельности: [текст] / В.С.Савченко // Вектор науки ТГУ. - Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 3 (18). - С. 74-78

11. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / В.А. Сластенин. - М.: МГПИ, 1981. - 171 с.

12. Шанц, Е.А. Формирование социальной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: [электронный ресурс] / Е.А. Шанц. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 23934366_ 85780618.pdf. - (Дата обращения 20.05.2018)

13. Kornilova, A.G., Danilov, D.A., Vasilyeva, A.N., Nogovitsyna, N.M. Formation of the Subjective Position of a Student as a Condition for Social Risk Prevention // Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(14), April 2016 (SCOPUS) http: // www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/91516

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mahoney J. L., Cairns B. D., Farmer T. W. (2003). Promoting interpersonal competence and educational success through extracurricular activity participation. Journal of Educational Psychology, 95, 409-418. -http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.95.2409

15. Marsh H. W. (1992). Extracurricular activities: Beneficial extension of the traditional curriculum or subversion of academic goals? Journal of Educational Psychology, 84, 553-562. -http://psycnetapa.org/doi/10.1037/0022-0663.84A553

Педагогика

УДК 378.146

старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка Вегеро Мария Валерьевна

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины (г. Гомель)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов первых курсов классического университета к самообразовательной деятельности, раскрывается структура готовности к самообразовательной деятельности, приводятся данные оценки степени сформированности мотивационного компонента самообразовательной деятельности у студентов первых курсов университета, обосновывается необходимость использования активных методов обучения в качестве средства профилактики снижения мотивированности учебной деятельности.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, студенты, степени сформированности, методы обучения.

Annotation. The article deals with the problem of formation of readiness of first-year students of the classical University for self-educational activities, reveals the structure of readiness for self-educational activities, provides data on the degree of formation of the motivational component of self-educational activities of first-year students of the University, substantiates the need for the use of active teaching methods as a means of prevention of reducing the motivation of educational activities.

Keywords: self-educational activity, students, degrees of formation, teaching methods.

Введение. До недавнего времени, в процессе подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях, самообразовательная деятельность, не являясь ведущей, все же играла важную роль. Однако сегодня, в связи с изменениями во всех сферах общественной жизни, вызванных переходом к информационному обществу, массовостью высшего образования, и как следствие, его стандартизацией и технологизацией, быстрым обновлением знания и необходимостью для специалиста непрерывно в течении жизни повышать свой уровень компетентности, проблема готовности студентов к самообразовательной деятельности актуализируется.

Изложение основного материала статьи. Высокую личностную значимость самообразовательной деятельности для успешной профессиональной жизни подтверждают результаты проведенного нами опроса студентов первых курсов ГГУ имени Ф. Скорины. В анкетировании приняли участие 140 студентов первого курса факультетов физики и информационных технологий, биологии, физической культуры, психологии и педагогики. Так, все респонденты утвердительно ответили на вопрос о том, считают ли они самообразование важной составляющей профессиональной деятельности. Большинство участников выразили желание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.