Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люй Цзялинь

Совершенствование обучения и повышение его эффективности всегда выступало предметом интереса научного сообщества. Особенно актуальным это является сейчас, когда дистанционный формат стал максимально востребованным и единственно возможным в условиях мирового кризиса, вызванного пандемией. Недостаточность изученности удаленной формы обучения и ее методологического обеспечения стали причиной многочисленных проблем, возникших в процессе вынужденной интенсификации дистанционного учебного взаимодействия. Поэтому изучение возможностей оптимизации онлайн обучения, особенно в отдельных специфичных областях знаний, традиции которых настаивают на преимущественном непосредственном контакте педагога и учащегося, является актуальным, необходимым и обязательным в современной педагогике. В статье исследуются особенности формирования педагогических условий для достижения успешности музыкально-образовательного процесса и эффективности обеспечивающих его педагогических систем. Показана их классификация и роль в организации процесса обучения, реализации его целей и решении образовательных задач. Приведены организационные, психологические и дидактические признаки изучаемых условий. Проанализированы существующие определения исследуемых педагогических феноменов, на основе которого дано авторское в и дение их сущности. Отдельное внимание уделено значению цифровой дидактики в трансформации учебного процесса, учтены ее принципы. Результатом исследований выступают спроектированные педагогические условия осуществления музыкально-образовательного процесса в дистанционном формате. Разработанные условия соотносятся с логикой науки, согласно которой требования к ним представлены достаточностью и необходимостью. Итогом статьи стал вывод о важности комплексного обеспечения педагогических условий и целенаправленности их отбора в соответствии с принципиальными основаниями для решения образовательных задач и достижения высокой эффективности дистанционного обучения музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люй Цзялинь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TEACHING MUSIC IN A REMOTE FORMAT

Improving education and improvement its efficiency has always been a subject of interest for the scientific community. This is especially relevant now, when the remote format has become the most in demand and the only possible one in the context of the global crisis caused by the pandemic. The lack of knowledge about remote form of education and its methodological support have caused numerous problems that have arisen in the process of forced intensification of distance learning interaction. Therefore, the study of the possibilities of optimizing online learning, especially in certain specific areas of knowledge, the traditions of which insist on the primary direct contact between the teacher and the student, is relevant, necessary and mandatory in modern pedagogy. The article examines the features of the formation of pedagogical conditions to achieve the success of the musical educational process and the effectiveness of the pedagogical systems that provide it. Their classification and role in the organization of the learning process, the implementation of its goals and the solution of educational problems are shown. Organizational, psychological and didactic signs of the studied conditions are given. The existing definitions of the studied pedagogical phenomena are analyzed, on the basis of which the author's vision of their essence is given. Special attention is paid to the importance of digital didactics in the transformation of the educational process, its principles are taken into account. The result of the research is the designed pedagogical conditions for the implementation of the musical and educational process in a remote format. The developed conditions correspond with the logic of science, according to which the requirements for them are represented by sufficiency and necessity. The result of the article became the conclusion about the importance of the comprehensive provision of pedagogical conditions and the purposefulness of their selection in accordance with the fundamental grounds for solving educational problems and achieving high efficiency of distance learning in music.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

2. Варлакова, М.Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Варлакова Марина Леонидовна. - Курган: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы, 201б. - 25 с.

3. Василенко, Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности / Е.П. Василенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - № 12. - 2013. - С. 91-95.

4. Веденин, Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель исторической памяти земли / Ю.А. Веденин // Региональные проблемы. - 2018. - Т. 21. - С. 28-34

5. Веденин, Ю.А. Унаследовано не только для хранения, но и преумножения / Ю.А. Веденин // Территория. - 1994. -№ 1. - С. 5-6

6. Винокурова, Н.Ф. Формирование экологической ответственности в курсе «География России»: процессуально-технологический аспект / Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова, С.О. Спиридонова // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 6-1. - С. 101-106

7. Винокурова, Н.Ф. Трансдисциплинарный потенциал культурного ландшафта и его реализация в экологическом воспитании будущих педагогов / Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова // Непрерывное образование: XXI век. - 2022. -Вып. 2(38).

8. Гудкова, Л.В. Использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall для формирования иноязычной лексической компетенции студентов бакалавров / Л.В. Гудкова, Н.Н. Прохоров // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10, №3. - С. 3-10

9. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - Изд-во «Альянс «Дельта». - 2003. - С. 284.

10. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011 - 223 с.

11. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Журнал «Перемена». - 2001. - №4.

12. Лощилова, А.А. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС / А.А. Лощилова, Н.Ф. Н.Ф. Винокурова, В.А. Шеманаев // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2018. - № 6. - С. 66.

13. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10, №1. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1324/867

14. Николаев, В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн / В.А. Николаев. - Москва: Аспект Пресс, 2005. -176 с.

15. Темпл, Ч. Критическое мышление - углубленная методика / Ч. Темпл // «Открытое общество». - 1998. - С. 17-24

16. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн - СПб., 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1 .html

17. Belinova, N.V. The Role and Importance of Interactive Technologies for Methodological Support of Teachers in the Integration Mechanisms of the Modern / N.V. Belinova, N.V. Vyalova, T.G. Khanova, L.V. Krasilnikova, A.Y. Vershinina // Economy Development.Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - №65. - PP. 335-343

18. Samerkhanova, E.K. Preparing Students for Work in the Context of the Digital Integration of the Economy / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bahtiyarova, A.V. Ponachugin // Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - №65. - PP. 231-239

Педагогика

УДК 37.377.1 аспирант Люй Цзялинь

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

Аннотация. Совершенствование обучения и повышение его эффективности всегда выступало предметом интереса научного сообщества. Особенно актуальным это является сейчас, когда дистанционный формат стал максимально востребованным и единственно возможным в условиях мирового кризиса, вызванного пандемией. Недостаточность изученности удаленной формы обучения и ее методологического обеспечения стали причиной многочисленных проблем, возникших в процессе вынужденной интенсификации дистанционного учебного взаимодействия. Поэтому изучение возможностей оптимизации онлайн обучения, особенно в отдельных специфичных областях знаний, традиции которых настаивают на преимущественном непосредственном контакте педагога и учащегося, является актуальным, необходимым и обязательным в современной педагогике. В статье исследуются особенности формирования педагогических условий для достижения успешности музыкально-образовательного процесса и эффективности обеспечивающих его педагогических систем. Показана их классификация и роль в организации процесса обучения, реализации его целей и решении образовательных задач. Приведены организационные, психологические и дидактические признаки изучаемых условий. Проанализированы существующие определения исследуемых педагогических феноменов, на основе которого дано авторское видение их сущности. Отдельное внимание уделено значению цифровой дидактики в трансформации учебного процесса, учтены ее принципы. Результатом исследований выступают спроектированные педагогические условия осуществления музыкально-образовательного процесса в дистанционном формате. Разработанные условия соотносятся с логикой науки, согласно которой требования к ним представлены достаточностью и необходимостью. Итогом статьи стал вывод о важности комплексного обеспечения педагогических условий и целенаправленности их отбора в соответствии с принципиальными основаниями для решения образовательных задач и достижения высокой эффективности дистанционного обучения музыке.

Ключевые слова: педагогическая система, педагогический процесс, музыкально-образовательный процесс, педагогические условия, организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия, дистанционный формат, цифровая дидактика, принципы обучения.

Annotation. Improving education and improvement its efficiency has always been a subject of interest for the scientific community. This is especially relevant now, when the remote format has become the most in demand and the only possible one in the context of the global crisis caused by the pandemic. The lack of knowledge about remote form of education and its methodological support have caused numerous problems that have arisen in the process of forced intensification of distance learning interaction. Therefore, the study of the possibilities of optimizing online learning, especially in certain specific areas of knowledge, the traditions

of which insist on the primary direct contact between the teacher and the student, is relevant, necessary and mandatory in modern pedagogy. The article examines the features of the formation of pedagogical conditions to achieve the success of the musical educational process and the effectiveness of the pedagogical systems that provide it. Their classification and role in the organization of the learning process, the implementation of its goals and the solution of educational problems are shown. Organizational, psychological and didactic signs of the studied conditions are given. The existing definitions of the studied pedagogical phenomena are analyzed, on the basis of which the author's vision of their essence is given. Special attention is paid to the importance of digital didactics in the transformation of the educational process, its principles are taken into account. The result of the research is the designed pedagogical conditions for the implementation of the musical and educational process in a remote format. The developed conditions correspond with the logic of science, according to which the requirements for them are represented by sufficiency and necessity. The result of the article became the conclusion about the importance of the comprehensive provision of pedagogical conditions and the purposefulness of their selection in accordance with the fundamental grounds for solving educational problems and achieving high efficiency of distance learning in music.

Key words: pedagogical system, pedagogical process, musical and educational process, pedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions, psychological and pedagogical conditions, didactic conditions, distance format, digital didactics, teaching principles.

Введение. Функционирование педагогической системы подразумевает наличие базовых оснований для достижения образовательных целей и решения задач, входящих в рамки ее компетенции. Среди данных оснований педагогические условия занимают центральное место наряду с принципами осуществления процесса обучения. Указанным условиям принадлежит главная роль в создании возможностей для реализации педагогического процесса, выступающего ведущим структурным компонентом педагогической системы. Основным свойством исследуемых условий является возможность их логического обобщения посредством классификации, подразумевающей наличие в их числе организационного, психолого-педагогического и дидактического сегментов. В зависимости от целевой направленности педагогической системы и возраста учащихся они приобретают дополнительную специфичность и более узкую направленность. Особенную роль изучение педагогических условий приобретает в рамках совершенствования дистанционного формата обучения.

Изложение основного материала статьи. Изучение музыки обладает уникальными традициями и соответствующими требованиями к организации музыкально-образовательного процесса. Роль правильно подобранных условий его осуществления и обеспечения эффективности очень велика и, в некотором смысле, является определяющей. В наибольшей степени это относится к дистанционному формату музыкального обучения. Поэтому для рассмотрения особенностей педагогических условий обучения музыке в дистанционном формате первоначально обратимся к рассмотрению понятия «педагогические условия» и классификационным характеристикам его компонентов.

Термин «педагогические условия» в научной мысли имеет многочисленные объяснения, основанные на различии в понимании их роли в организации и осуществлении учебного процесса. Изучением сущности рассматриваемого понятия занимались такие ученые как В.И. Андреев, М.В. Зверева, Н.В. Ипполитова, Б.В. Куприянов, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева и многие другие. Многочисленность указанных исследований отражает и такую же многоаспектность взглядов ученых на проблему, среди которых в научном сообществе выделяют, в частности, три направления: как комплекса мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды; как компонента педагогической системы; в качестве системной работы по выявлению закономерностей учебного процесса с выработкой диагностического инструментария [1], [5], [6], [9], [12], [17].

На основании анализа мнений ученого сообщества на смысловое наполнение термина «педагогические условия» мы придерживаемся следующего определения: педагогические условия представляют собой важный сегмент педагогической системы, представленный комплексом ее возможностей и образующей материально-пространственной среды, позволяющим реализовать меры педагогического воздействия на личность учащегося с целью его развития согласно целям и задачам образовательного процесса.

Классификационные параметры педагогических условий, образующие единые логические ряды, имеют не менее важное значение, чем сущностное наполнение исходного термина. Можно сказать, что содержание термина структурируется для удобства систематизации соответствующих классификационным характеристикам мероприятий и содержательных элементов педагогических условий.

Первыми в классификации педагогических условий принято рассматривать организационно-педагогические [2], [7], [8], [13], [14].

В рамках исследования для уточнения понятия «организационно-педагогические условия» обратимся к философскому энциклопедическому словарю с целью рассмотрения понятия «организация» (франц. - organisation, от позднелат. - organize: сообщаю стройный вид, устраиваю), где находим следующие определения:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил [16, С. 612].

Можно отметить, что ключевыми функциональными свойствами организационно-педагогических условий выступают упорядоченность и направленность.

По нашему мнению, наиболее соответствующим целям исследования определением организационно-педагогических условий будет выступать следующая его формулировка: комплекс возможностей педагогической системы, выступающих организующим началом ее функционирования и развития, обеспечивающих упорядоченность педагогического процесса и регулирующих его направленность на достижение целей обучения и воспитания.

Для обучения музыке в дистанционном формате организационно-педагогическими условиями могут выступать:

- применение концептуальных подходов к осуществлению образования;

- ценностно-смысловая направленность обучения;

- наличие программного целеполагания в обучении согласно заявленной специализации, иерархичности (этапности) в получении знаний и возрастным особенностям учащихся;

- наличие нормативно обоснованного планирования учебной деятельности;

- достаточность материально-технического оснащения профессиональной деятельности педагога;

- достаточность материально-технического оснащения учебной деятельности учащегося;

- обеспеченность интерактивными возможностями для организации дистанционного коммуникативного взаимодействия, максимально приближенного к «живому» общению педагога и учащегося;

- высокий уровень профессиональных компетенций педагогического коллектива.

Следующим логическим классификационным рядом педагогических условий выступают психолого-педагогические условия. В исследованиях таких ученых как Н.В. Журавская [4], Н.В. Ипполитова [6], А.В. Лысенко [10], А.О. Малыхин [11], Н.С. Стерхова [7] и других наряду с некоторыми различиями мы находим общие тенденции в понимании сущности понятия, что позволяет нам привести их определение в авторстве Н.В. Ипполитовой, объединяющего указанные общности: функциональная направленность психолого-педагогических условий заключается в обеспечении педагогического процесса такими мерами педагогического воздействия на личность его субъектов, которые позволят повысить его эффективность и результативность [6, С. 116].

Для обучения музыке в дистанционном формате психолого-педагогическими условиями могут выступать:

- благоприятная психологическая атмосфера педагогического взаимодействия;

- создание атмосферы сотворчества;

- обеспечение и регламентация постоянного консультативного общения учащегося с педагогом;

- развитие эмпатии субъектов педагогического взаимодействия;

- наличие высокого уровня педагогической культуры у педагога;

- формирование и развитие положительной мотивации учения;

- активизация познавательной активности учащихся;

- создание ситуаций успеха у учащихся;

- правильная организация рабочего места учащегося;

- привлечение родителей к решению образовательных задач.

Ключевой задачей психолого-педагогических условий педагогического процесса обучения музыке выступает необходимость поддержания высокого уровня мотивации учения учащихся, для чего педагогу необходимо использовать разнообразие методических приемов как классической, так и цифровой дидактики, а также весь необходимый для этого спектр возможностей музыкально-образовательной среды.

H.В. Ипполитова и Н.С. Стерхова, ссылаясь на исследования М.В. Рутковской, дают определение дидактическим условиям в следующей формулировке: «наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации» [7], [14].

Из определения можно сделать вывод о функциональной направленности дидактических условий в отношении использования возможностей содержания, методов и форм обучения, которые предварительно должны быть отобраны, структурированы и обобщены в дидактическую систему, целью которой является решение образовательных задач, а областью применения - педагогический процесс.

Для конкретизации дидактических условий музыкального обучения в дистанционном формате мы учитывали принципы общей дидактики, цифровой дидактики [3] и организации процесса обучения музыке.

На основании вышеизложенного сформулируем возможные дидактические условия обучения музыке в дистанционном формате:

- личностно-ориентированный подход к обучению;

- наличие достоверных диагностических данных об индивидуальных способностях и предрасположенностях учащихся;

- дифференцированность содержания учебной программы;

- системность и логическая последовательность этапов учебной деятельности;

- разнообразие методов и приемов обучения с учетом возрастных психических параметров развития;

- вариативность и рациональное синтезирование используемых средств обучения (классических и цифровых);

- постоянная обратная связь с педагогом как функция контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

- здоровьесберегающие технологии обучения.

Как видно из приведенных исследований, разработанные в рамках статьи педагогические условия музыкального образования в дистанционном формате отличаются комплексностью и направленностью для целей конкретного педагогического процесса. В этом состоят их главные характеристики.

Выводы. В процессе исследований мы исходили из того факта, что условия обеспечения музыкально-образовательного процесса должны быть необходимыми и достаточными для его реализации в дистанционном формате. Именно комплексность, достаточность и направленный выбор необходимых педагогических условий для изучения музыки с использованием дистанционной формы обучения позволяют сделать реализацию образовательных задач легкой и интересной, а педагогический процесс - эффективным.

Литература:

I. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

3. Блинов, В.И. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 24 с.

4. Журавская, Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Журавская Наталья Викторовна. - Санкт-Петербург, 2011. - 22 с.

5. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32

6. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Наталья Викторовна Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.

7. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and professional education. - 2012. - № 1. - С. 8-14

8. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Методология и методика естественных наук. - Вып. 4. - Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.

9. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104

10. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Анна Владимировна Лысенко. - Майкоп, 2005. - 203 с.

11. Малыхин, А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.О. Малыхин. - Киев, 2000. - 20 с.

12. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49

13. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Сергей Николаевич Павлов. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

14. Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук (в психологии) / М.В. Рутковская. - Ленинград, 1955. - 14 с.

15. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / А.В. Сверчков // Молодой ученый. - 2009. - № 4. - С. 279-282

16. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 839 с.

17. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис.доктора пед. наук: 13.00.01 / Надежда Максимовна Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Аида Насрутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Изучаются некоторые теоретические подходы к процессу формирования биоэтической культуры студентов современных педагогических вузов. Перед началом их рассмотрения анализируется ситуация в современном обществе и системе образования, в частности. На этом основании доказывается, что формирование такой культуры представляет собой необходимое условие профессиональной подготовки бакалавра образования, конкурентноспособного в условиях современного социума. Далее даётся сущностная и структурная характеристики понятия «биоэтическая культура». Описываются основные принципы, которым должен быть подчинён успешный процесс её развития. Рассматриваются ключевые потенции, существующие для формирования соответствующей черты выпускника современного педагогического вуза на текущем этапе развития соответствующего сегмента российской системы ВО.

Ключевые слова: биоэтика, биоэтическое воспитание, биоэтическая культура, биоэтическое воспитание студентов педагогического вуза, экологическое образование, профессиональное и личностное развитие современного педагога.

Annotation. Some theoretical approaches to the process of the modern pedagogical universities students bioethical culture formation are studied. Before starting their consideration, the situation in modern society and the education system, in particular, is analyzed. On this basis, it is proved that the formation of such a culture is a necessary condition for the professional training of the education bachelor, competitive in the modern society conditions. Next, the essential and structural characteristics of the «bioethical culture» concept are given. The basic principles to which the successful process of its development should be subordinated are described. The key potencies that exist for the modern pedagogical university graduate appropriate trait formation at the current developmen stage of the corresponding Russian higher education system segment are considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: bioethics, bioethical education, bioethical culture, bioethical education of pedagogical university students, environmental education, professional and personal development of a modern teacher.

Введение. Одной из характерных черт развития человеческого общества на современном этапе является нарастающая необходимость борьбы с последствиями экологического кризиса практически во всех сферах его существования (И.В. Астраханцева, А.Я. Иванюшкин, В.А. Караковский, Т.А. Сидорова, Н.Е. Щуркова) [9, С. 273]. Решение соответствующих проблем представляется возможным при условии интенсификации процессов гуманизации и экологизации образовательной системы. Последняя, в свою очередь, требует повышенного внимания к процессу формирования биоэтической культуры в ходе подготовки педагогических кадров (Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, С.В. Кульневич) [3, С. 100-101].

При этом, согласно исследованиям ряда отечественных авторов, студенты бакалавриата, обучающиеся по направлению «педагогическое образование», в период с 2015 по 2022 г. продемонстрировали рост объёма экологических знаний менее, чем на 6% (А.Б. Афанасьева, Н.Н. Дреча, Н.В. Кузнецов, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухлаев, О.В. Хухлаева, А.В. Шадрина). Достаточный уровень развития системы умений и навыков, связанных с эффективным использованием этих знаний в будущей профессиональной деятельности, характерен только для 70% выпускников, успешно освоивших соответствующие программы (А.Н. Алехин, Е.А. Дубинина, Н.В. Кузнецов, Э.Р. Хакимов, В.С. Чернявская, А.В. Шадрина). Удовлетворительную же сформированность биоэтических представлений продемонстрировали лишь 42% (Е.А. Дубинина, Н.Н. Дреча, Т.А. Ивашкина О.Е. Хухлаев).

Как видим, сегодня вопросы, связанные с обеспечением эффективности процесса формирования биоэтической культуры у студентов педагогических вузов нашей страны, сохраняют свою актуальность. Их частичному решению посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Биоэтическая культура современного педагога представляет собой часть его общечеловеческой и профессиональной культуры. Она выражается в способности оперировать понятиями, связанными со взаимодействием между человеком с одной стороны и природой - с другой, систематизировать и оценивать соответствующую информацию, в дальнейшем творчески её интегрируя в учебно-воспитательный процесс (И.А. Авдеева, Е.В. Бондаревская, А.Я. Иванюшкин, Т.А. Ивашкина, Н.Н. Седова, Н.В. Сергеева, Т.А. Сидорова) [4, С. 33].

Её структура включает три компонента (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.