Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОДНОГО КРАЯ'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОДНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОДНОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощилова Анна Александровна, Семикина Антонина Вадимовна

Статья посвящена проблеме развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края. Актуальность исследования обусловлена тенденциями развития современного образования, требованиями нормативных документов, возрастающей ролью критического мышления в быстроменяющемся, сложном информационном обществе. В статье раскрыты сущность и структура критического мышления, потенциал культурного ландшафта в его развитии. Представлена и обоснована системно-структурная модель развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края (на примере дворянских усадеб), включающая теоретико-методологический и методический уровни. Рассмотрена сопряженность процессуального и технологического компонентов модели. Указанные в статье материалы представляют практическую значимость для педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощилова Анна Александровна, Семикина Антонина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CRITICAL THINKING WHEN STUDYING THE CULTURAL LANDSCAPES OF THE NATIVE LAND

The article is devoted to the problem of the development of students' critical thinking in the study of the cultural landscapes of their native land. The relevance of the study is due to the trends in the development of modern education, the requirements of regulatory documents, the growing role of critical thinking in a rapidly changing, complex information society. The article reveals the essence and structure of critical thinking, the potential of the cultural landscape in its development. A system-structural model for the development of critical thinking of students in the study of the cultural landscapes of their native land (on the example of noble estates) is presented and substantiated, including theoretical, methodological and methodological levels. The conjugation of the procedural and technological components of the model is considered. The materials indicated in the article are of practical importance for teachers of general educational organizations and institutions of additional education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОДНОГО КРАЯ»

- приобретаемая на базисе дополнительных знаний уверенная ориентировка в массиве профессий, ценностно ориентированный выбор нескольких профессий, в соответствии с личными планами, целями, интересами;

- выборочное совершенствование общих и отдельных специфических способностей;

- формирование и закрепление схем профессиональных действий через упражнения, тренировки, углублённый анализ ощущений элементов и общей структуры движений, отработка элементов специфической «образцовой мышечной памяти», применение вербальных карт двигательной трансформации и др.;

- формирование обучающимся индивидуального полного абриса профессии с учётом представленности собственных запросов и потребностей социума;

- установление объективной оценки собственных потенциальных возможностей и способностей в профессии, проектирование профессионального и карьерного развития, оценка перспективы повышения профессиональной квалификации.

Творческие способности зарождаются и функционируют параллельно общим и специальным и, не отождествляясь с интеллектом, проявляют свою неповторимую локализацию. Творчество становится самостоятельным крайне специфическим мотивом деятельности, если оно осознается и переживается как непреложная ценность, обеспечивается признанным проявлением этих ценностей в общественном мнении. Оно выступает как ведущая цель и средство достижения уровня обученности значительно превышающего заданный стандарт. Реализуя процесс обучения, преподаватель строго следует постулатам поступательного развития творческого мышления учащихся:

1. Ни в коем случае не подавлять творческую инициативу обучающегося.

2. Неотступно формировать и усиливать у обучающегося убеждённость в собственных силах.

3. Максимально длительно поощрять сформированные позитивные эмоции.

4. Стимулировать, содействовать, сопровождать самостоятельность в выборе задач, определении целей, назначении средств решений и др.

5. Развивать склонность к деловому (просчитываемому) риску.

6. Вырабатывать критическое отношение к проявлениям мотивов соглашательства (конформности).

7. Применять незатеняемую свободу фантазии и воображения.

8. Тренировать навыки поддержания чувствительности к противоречиям.

9. Чаще использовать задачи открытого типа, лишённые подсказки и не ориентирующие рассуждения к явному ответу.

10. Внедрять и поддерживать проблемные методы изыскания решений.

11. Включать в учебный процесс исследовательскую деятельность выполняемую совместную с преподавателем.

12. Обращаться в обучении к специальным эвристическим приёмам поиска решений задач различного типа.

13. Всемерное и постоянное стимулирование у обучающегося стремление предъявлять собственную точку зрения.

Выводы. Использование предложенных положений закладывается в основу конструирования методик

дополнительного профессионального обучения в приложении к учебным программам, реализуемых в профессиональных учебных заведениях. Изложенный материал нашел практическое применение при организации в ПетрГУ обучения по дополнительным программам «Изготовление карельских национальных музыкальных инструментов», «Народное судостроение», «Творчество народов Севера».

Литература:

1. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2002. - 240 с.

2. Гаджиева, П.Д. Метод проектов как творческая деятельность обучаемых по праву / П.Д. Гаджиева, Х.Б. Агандалиева // Инновационная наука. - 2015. - № 4-2. - С. 97-98

3. Гайдай, С.Н. Ценностно-смысловые ориентации в современном образовании / С.Н. Гайдай // Образование и право. -2019. - №4. - С. 267-272

4. Дурнева, М.И. Творчество как способ сохранения индивидуальности / М.И. Дурнева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 2. - С. 270-275

5. Евдокимова, Т.Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т.Г. Евдокимова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2018. - № 1(11). - С. 65-75. - БОТ: 10.28995/20736401-2018-1-65-75

6. Репринцева, Г.А. Особенности ценностных ориентаций педагогов / Г.А. Репринцева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №3. - https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

7. Турпетко, А.С. О феноменологическом методе в аксиологии / А.С. Турпетко // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». - 2012. -№4. - Том 24 (65). - С. 100-111

Педагогика

УДК 37.033

кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Семикина Антонина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ

ЛАНДШАФТОВ РОДНОГО КРАЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края. Актуальность исследования обусловлена тенденциями развития современного образования, требованиями нормативных документов, возрастающей ролью критического мышления в быстроменяющемся, сложном информационном обществе. В статье раскрыты сущность и структура критического мышления, потенциал культурного ландшафта в его развитии. Представлена и обоснована системно-структурная модель развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края (на примере дворянских усадеб), включающая теоретико-методологический и методический уровни. Рассмотрена сопряженность процессуального и

технологического компонентов модели. Указанные в статье материалы представляют практическую значимость для педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: критическое мышление, культурный ландшафт, системно-структурная модель, приемы развития критического мышления, последовательность развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of students' critical thinking in the study of the cultural landscapes of their native land. The relevance of the study is due to the trends in the development of modern education, the requirements of regulatory documents, the growing role of critical thinking in a rapidly changing, complex information society. The article reveals the essence and structure of critical thinking, the potential of the cultural landscape in its development. A system-structural model for the development of critical thinking of students in the study of the cultural landscapes of their native land (on the example of noble estates) is presented and substantiated, including theoretical, methodological and methodological levels. The conjugation of the procedural and technological components of the model is considered. The materials indicated in the article are of practical importance for teachers of general educational organizations and institutions of additional education.

Key words: critical thinking, cultural landscape, system-structural model, methods of development of critical thinking, the sequence of development of students' critical thinking when studying the cultural landscapes of their native land.

Введение. В условиях цифровой трансформации, сложности и неопределенности современного мира, социально-экономических и политических вызовов все более востребованными становится развитие у обучающихся критического мышления: одной из «4К» компетенций, обеспечивающей адаптацию личности к динамично меняющемуся информационному обществу, успешность решения разнообразных жизненно важных задач. Данные тенденции нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО), где связанные с критическим мышлением умения являются составной частью метапредметных результатов.

Значительным потенциалом в развитии критического мышления обучающихся обладают культурные ландшафты родного края. Его образовательные возможности подчёркивались в работах учёных-географов Ю.А. Веденина, В.А. Николаева, Б.Б. Родомана и др. Являясь носителем определённых историко-культурных кодов, ценностно-информационным ресурсом [4, 5], «эстафетой поколений» [14], культурный ландшафт создаёт условия для осмысления, анализа и оценки традиций, ценностей, норм, моделей рационного природопользования.

Воплощая идеи постнеклассической науки, культурный ландшафт выступает как «человекоразмерная» модель познания. Его изучение позволяет школьникам осознать себя частью данного сложного комплекса, который составляет с ними единое целое, и внутри которого они живут и действуют. Создаются предпосылки для понимания обучающимися своего места в культурном ландшафте, осмысления его как среды жизнедеятельности, критической оценке отношения и деятельности местного сообщества в его пространстве.

Ландшафты, обладающие уникальными природными и культурными свойствами, являющиеся носителями наиболее ценной в историческом, научном, художественном отношении информации относят к объектами культурного наследия. Среди них особое место занимает ландшафт русской усадьбы как образец архитектуры, садово-паркового искусства, модель жизнеустройства, образа жизни. Использование данного культурного, природно-социального феномена в процессе развития критического мышления позволяет обеспечить связь обучения и воспитания с жизнью, проблематизацию, заинтересовать обучающихся, повысить их познавательную и коммуникативную активность и пр.

Вместе с тем анализ теории и образовательной практики позволил установить фрагментарность использования образовательного потенциала культурных ландшафтов родного края для развития критического мышления обучающихся.

Целью исследования является разработка и обоснование модели развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края (на примере дворянских усадеб).

Анализ научной литературы (A.B. Бутенко, Г.В. Сорина, Е.С. Заир-Бек, Г. Линдсей, С. Курфис, Ч. Темпл, O.K. Тихомиров, В.Н. Пушкин, Д. Халперн, Р. Пол, Е.А. Ходос, Д. Клустер, С. Уолтер, Дж. Браус, Д. Вуд и др.) по проблеме исследования позволил установить многообразие позиций и подходов к определению сущности и структуры критического мышления. Раскроем наиболее значимые для нашего исследования работы.

Д. Халперн к основным характеристикам критического мышления относит гибкость, готовность к планированию, настойчивость, готовность исправлять собственные ошибки, поиск компромиссных решений, осознание и целенаправленность, применение когнитивных навыков и способов, увеличивающих вероятность ожидаемого результата [16].

С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская указывают на следующие ключевые характеристики критического мышления: умение интерпретировать и оценивать информацию; приводить аргументы; способность выделять противоречия; учитывть мнение собеседника; умение оперировать разнообразными ресурсами, принимать различные точки зрения и многополярность окружающего мира [9, 10].

Рассматривая особенности критического мышления, Д. Клустер выделят пять его ключевых характеристик: самостоятельность; информации; постановка вопросов, выявление проблем; умение убедительно аргументировать собственную позицию, анализировать и осмыслять различные точки зрения, проявлять терпимость к ним; социальный характер критического мышления [11].

М.В. Варлакова отмечает, что в структурном плане критическое мышление состоит из следующих компонентов:

1) когнитивный компонент - восприятие учебного материала, знание об особенностях критического мышления;

2) аналитический компонент - умение мыслить логически, проверять точность суждений, осуществлять рефлексию;

3) деятельностный компонент - умение выявлять проблему, формулировать вопросы, конструировать пути решения проблем, прогнозировать, искать логические ошибки, вести диалог, дискутировать и пр.;

4) личностный компонент - толерантность к ситуации неопределенности, скептицизм, самостоятельность, прагматичность, интегративность [2].

Таким образом, критическое мышление предполагает аналитическую, оценочную деятельность обучающихся, характеризующуюся самостоятельностью, логичностью, целенаправленностью, умением оценивать и интерпретировать информацию, увидеть, осознать и осмыслить проблему, воспринимать отличные от собственной точки зрения, отстаивать собственную позицию.

Изложение основного материала статьи. На основе отобранных в ходе анализа научной литературы идей, теоретических положений, подходов и принципов нами была разработана системно-структурная модель развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края (на примере дворянских усадеб).

Теоретико-методологическую основу модели составили положения исследований Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой, В.А. Николаева, раскрывающих ценностно-информационный и эстетический потенциал культурных ландшафтов;

положения о субъектном опыте (А.К. Осницкий); средовые идеи в образовании (Ю.С. Манулов, В.А. Ясвин); концепции развития критического мышления (A.B. Бутенко, Е.В. Волков, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, Д. Клустер, A.B. Коржуев, Г. Линдсей, Н.В. Муштавинская, Г.В. Сорина, М.В. Варлакова); методические аспекты изучения культурных ландшафтов (Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, А.В. Зулхарнаева, И.А. Шевченко).

Методологическим базисом исследования выступили личностно-ориентированный, системно-деятельностный, культурно-экологический, ландшафтно-средовой подходы и комплекс реализующих их принципов.

Методический уровень модели включает единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент представлен целью - развитие критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края (на примере дворянских усадеб).

Содержательный компонент отражает структуру критического мышления и включает следующие аспекты:

1. Эмоционально-ценностный аспект - раскрывает роль и значение критического мышления. Акцентируется внимание на эстетике и образе ландшафтов дворянских усадеб, роли общества и личности в сохранении их эстетических свойств; эмоционально-ценностном отношении.

2. Познавательный аспект включает систему знаний о способах и приемах развития критического мышления, умение их использовать в процессе анализа научной и художественной литературы, раскрывающей природные условия ландшафта усадеб, нормы и стандарты осуществляемой на их территории хозяйственной жизнедеятельности, образ жизни её жителей.

3. Деятельностный аспект представлен умениями критически анализировать информацию, выявлять проблемы, связанные с сохранением усадебных комплексов, определять пути решения и осуществлять их оценку, осмыслять и оценивать стратегию и тактику рационального хозяйственного освоения ландшафта дворянских усадеб, перспектив его сохранения и устойчивого развития.

4. Личностный аспект содержит приемы рефлексии, «продукты» деятельности обучающихся.

Процессуальный компонент представлен последовательностью развития критического мышления, учитывающей его структуру и отражающей преемственность культурного освоения личностью пространства ландшафта (Н.Ф. Винокурова [6]). Включает мотивационно-побудительный этап, познавательно-смысловой этап, операционно-деятельностный этап и рефлексивно-оценочный этап.

Технологический компонент предполагает развитие критического мышления на основе технологии кейс-стади и технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Отметим, что кейсы содержат описание реальной жизненной ситуации, связанной с изучаемым культурным ландшафтом, а также дополнительную информацию для её рассмотрения, включающую визуальный блок (карты, фотографии и пр.), блок публицистических и литературно-художественных материалов (фрагменты статей, стихов, исторических справок, фольклора и пр.), блок научных сведений о культурном ландшафте. Таким образом, кейсы создают основу для установления ценностно-ориентационного единства личности и ландшафта, «проникновения» в него, выработки ценностного отношения.

Результативно-оценочный компонент предполагает оценку уровней развития критического мышления обучающихся по диагностической методике Ю.Ф. Гущина.

Далее раскроем сопряженность процессуального и технологического компонентов модели.

1) Мотивационно-побудительный этап предполагает пробуждение интереса к развитию критического мышления через изучение дворянских усадеб, познания «хранимой» им информации, ценностей, норм и пр. Создаются условия для ассоциативного, образного восприятия и выработке на данной основе готовности к развитию в себе критического мышления. Для этого используются иллюстративные учебные кейсы, содержащие ситуации, связанные с различными усадьбами родного края. Например, «Культурный ландшафт усадьбы: лики прекрасного», «Дворянские усадьбы: история и легенды», «Моя край - мое наследие» и пр. В процессе работы над кейсами применяются различные методы и приемы технологии РКМЧП: «Инсерт», «Корзина идей», «Кластер», «Концептуальное колесо», различные виды вопросов и пр.

2) Познавательно-смысловой этап предусматривает осмысление проблемного поля дворянских усадеб, критический анализ, обобщение и интерпретацию связанной с ними информации, выстраивание логических умозаключений. В качестве технологического инструментария применяются аналитические кейсы, способствующие развитию умений структурировать и вычленять информацию. Например, «Русская усадьба: традиции и современность», «Культурный ландшафт усадьбы и личность» и пр. В ходе анализа содержания кейса применяются приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: «Что? Где? Когда?», «Сводная таблица», «Мудрые совы» пр.

3) Операционно-деятельностный этап ориентирован на создание условий для развития умений аргументировать собственную точку зрения, приводить контраргументы. Предполагает поиск различных вариантов решения проблем, связанных с дворянскими усадебно-парковыми комплексами. Используется проблемные кейсы, обеспечивающие развитие умений выявлять и осмыслять проблему, аргументировать собственную точку зрения, критически оценивать собственные выводы, оценивать альтернативные варианты решения проблемы. Примерная тематика кейсов: «Дворянская усадьба: как сохранить наследие?», «В поисках формулы устойчивого развития усадебных комплексов». Работа над кейсами осуществляется в группах, организуются круглые столы, дискуссии, используются приемы технологии РКМЧП: «Фишбон», маркировка текста кейса; стратегия решения проблем «Идеал», «Дерево вопросов», «Зигзаг» и пр.

4) Рефлексивно-оценочный этап развития критического мышления предполагает рефлексию обучающимися собственной деятельности, фиксацию результатов изучения культурного ландшафта родного края, определение дальнейших перспектив использования полученного опыта. Для этого применяются приемы «Синквейн», «Верные-неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы», «Рефлексивный экран вопросов» и пр.

Выводы. В ходе исследования определена актуальность развития критического мышления обучающихся, возможности использования образовательного потенциала культурного ландшафта, выступающего универсальной единицей познания, способом передачи культурной и природной информации, позволяющего осуществить «диалог культур». Разработана системно-структурная модель развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края (на примере дворянских усадеб). Теоретико-методологический уровень модели включает значимые идеи, подходы и принципы. Методический уровень представлен единством целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Раскрыты особенности и содержание компонентов модели, рассмотрена сопряженность процессуального и технологического компонентов модели. Разработанные материалы представляют практическую значимость для педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

Литература:

1. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А.В. Бутенко // Учебно-методическое пособие / МИРОС - 2002. - С. 176.

2. Варлакова, М.Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Варлакова Марина Леонидовна. - Курган: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы, 201б. - 25 с.

3. Василенко, Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности / Е.П. Василенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - № 12. - 2013. - С. 91-95.

4. Веденин, Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель исторической памяти земли / Ю.А. Веденин // Региональные проблемы. - 2018. - Т. 21. - С. 28-34

5. Веденин, Ю.А. Унаследовано не только для хранения, но и преумножения / Ю.А. Веденин // Территория. - 1994. -№ 1. - С. 5-6

6. Винокурова, Н.Ф. Формирование экологической ответственности в курсе «География России»: процессуально-технологический аспект / Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова, С.О. Спиридонова // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 6-1. - С. 101-106

7. Винокурова, Н.Ф. Трансдисциплинарный потенциал культурного ландшафта и его реализация в экологическом воспитании будущих педагогов / Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова // Непрерывное образование: XXI век. - 2022. -Вып. 2(38).

8. Гудкова, Л.В. Использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall для формирования иноязычной лексической компетенции студентов бакалавров / Л.В. Гудкова, Н.Н. Прохоров // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10, №3. - С. 3-10

9. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - Изд-во «Альянс «Дельта». - 2003. - С. 284.

10. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011 - 223 с.

11. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Журнал «Перемена». - 2001. - №4.

12. Лощилова, А.А. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС / А.А. Лощилова, Н.Ф. Н.Ф. Винокурова, В.А. Шеманаев // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2018. - № 6. - С. 66.

13. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10, №1. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1324/867

14. Николаев, В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн / В.А. Николаев. - Москва: Аспект Пресс, 2005. -176 с.

15. Темпл, Ч. Критическое мышление - углубленная методика / Ч. Темпл // «Открытое общество». - 1998. - С. 17-24

16. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн - СПб., 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1 .html

17. Belinova, N.V. The Role and Importance of Interactive Technologies for Methodological Support of Teachers in the Integration Mechanisms of the Modern / N.V. Belinova, N.V. Vyalova, T.G. Khanova, L.V. Krasilnikova, A.Y. Vershinina // Economy Development.Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - №65. - PP. 335-343

18. Samerkhanova, E.K. Preparing Students for Work in the Context of the Digital Integration of the Economy / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bahtiyarova, A.V. Ponachugin // Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - №65. - PP. 231-239

Педагогика

УДК 37.377.1 аспирант Люй Цзялинь

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Совершенствование обучения и повышение его эффективности всегда выступало предметом интереса научного сообщества. Особенно актуальным это является сейчас, когда дистанционный формат стал максимально востребованным и единственно возможным в условиях мирового кризиса, вызванного пандемией. Недостаточность изученности удаленной формы обучения и ее методологического обеспечения стали причиной многочисленных проблем, возникших в процессе вынужденной интенсификации дистанционного учебного взаимодействия. Поэтому изучение возможностей оптимизации онлайн обучения, особенно в отдельных специфичных областях знаний, традиции которых настаивают на преимущественном непосредственном контакте педагога и учащегося, является актуальным, необходимым и обязательным в современной педагогике. В статье исследуются особенности формирования педагогических условий для достижения успешности музыкально-образовательного процесса и эффективности обеспечивающих его педагогических систем. Показана их классификация и роль в организации процесса обучения, реализации его целей и решении образовательных задач. Приведены организационные, психологические и дидактические признаки изучаемых условий. Проанализированы существующие определения исследуемых педагогических феноменов, на основе которого дано авторское видение их сущности. Отдельное внимание уделено значению цифровой дидактики в трансформации учебного процесса, учтены ее принципы. Результатом исследований выступают спроектированные педагогические условия осуществления музыкально-образовательного процесса в дистанционном формате. Разработанные условия соотносятся с логикой науки, согласно которой требования к ним представлены достаточностью и необходимостью. Итогом статьи стал вывод о важности комплексного обеспечения педагогических условий и целенаправленности их отбора в соответствии с принципиальными основаниями для решения образовательных задач и достижения высокой эффективности дистанционного обучения музыке.

Ключевые слова: педагогическая система, педагогический процесс, музыкально-образовательный процесс, педагогические условия, организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия, дистанционный формат, цифровая дидактика, принципы обучения.

Annotation. Improving education and improvement its efficiency has always been a subject of interest for the scientific community. This is especially relevant now, when the remote format has become the most in demand and the only possible one in the context of the global crisis caused by the pandemic. The lack of knowledge about remote form of education and its methodological support have caused numerous problems that have arisen in the process of forced intensification of distance learning interaction. Therefore, the study of the possibilities of optimizing online learning, especially in certain specific areas of knowledge, the traditions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.