УДК 371
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
© 2012 Г.Х.Ахметшина
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета
Статья поступила в редакцию 04.09.2012
В статье ставится проблема патриотического (в т.ч. и военно-патриотического) воспитания молодежи на примере города Казани.
Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание.
В последние годы интерес государства, научно-педагогических работников к проблемам патриотического (в т.ч. и военно-патриотического) воспитания значительно вырос. Государственными органами были приняты нормативные документы, направленные на восстановление разрушенной в годы преобразований стройной системы военно-патриотического воспитания молодежи, охватывающей все возрастные категории, общественные организации и образовательные учреждения1. Именно во внеучебное время реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками.
Внеучебное время для учащегося - это свободное от учебы и насущное для удовлетворения потребностей школьника время, когда он по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий. Для старшеклассников во внеучебное время характерно интенсивное и разноплановое общение. Следовательно, воспитательное влияние может осуществляться и вне целенаправленного позитивного воздействия в целях военно-патриотического воспитания за счет педагогиза-ции окружающей школьника социальной среды
Ахметшина Гульсия Хабриевна, старший преподаватель отделения общего образования. E-mail: gala121 h@yandex. ru
Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М.: 2009; Военно-патриотическое воспитание учащихся и студентов. Сб. научных трудов. - Минск: 2008; Белев-цев В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре. - Ставрополь: 2009; Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени. - М.: 2009; Павлов Б. Ф. Развитие готовности студентов педагогического вуза к деятельности по патриотическому воспитанию учащихся общеобразов. школ. - Казань: 2005.
и вовлечение ее в круг единого, целостного воспитательного пространства.
Самообразовательная, досуговая и общественно-полезная деятельность учащихся во вне-учебное время стимулируется педагогами через формирование потребности в ней, создание ситуации интереса, использование методов поощрения, соревнования и других. При этом следует учитывать парадоксальное обстоятельство: старшеклассники считают военно-патриотическое воспитание во внеучебное время нужным и важным, однако к специальным «воспитательным мероприятиям» относятся настороженно, сомневаясь в их необходимости. Наличие такой дилеммы отрицательно сказывается на продуктивности процесса военно-патриотического воспитания школьников во внеучебное время. Важно понимать также, что в нынешних социально-экономических условиях военно-патриотического воспитания старших школьников во внеучебное время имеет значение статус личности каждого из них и его семьи.
Старший школьник в своем анатомо-физиологическом развитии приближается к взрослому. Заканчивается половое созревание, нарастает мышечная сила, нервные клетки в основном структурно уже сформировались. Все это создает предпосылки для активной физической и умственной деятельности старшего школьника. Учебная работа в этот период продолжает быть ведущей, но само ее содержание становится другим: при обучении рассматриваются много философских, мировоззренческих проблем, осознаются сложные закономерности. Направленность всей школьной жизни также изменяется: она предполагает социальную работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом их склонностей, способностей, интересов, физической подготовки.
Педагогика
Таб. 1. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников общеобразовательных школ и курсантов военно-патриотического клуба в сфере патриотизма
Старшеклассники общеобразовательных учреждений Курсанты военно-патриотического клуба
патриотические чувства проявляются: о через любовь к Родине - 32%; о родному краю - 53%; о желание своей активностью изменить жизнь к лучшему - 27%; о из чувства долга - 13%. на развитие патриотических чувств большое влияние оказывает: о знание традиций, истории страны, края, а также православная церковь - 38%; о пример родных и знакомых - 18%; о желание защитить свою страну и изменить жизнь к лучшему - 42%.
на проявление патриотических чувств влияет: о пример родных и близких - 27%; о знание истории страны, края, армии - 38%; о средств массовой информации - 19%; о приверженность к политической идее и желание ее победы - 5%.
Данные обстоятельства связаны с тем, что в государстве на сегодняшний день нет основополагающей идеи, которая бы объединила общество.
Вопрос о готовности к защите Отечества: о не готовы к защите своего государства - 16%; о их это не касается - 10%; о готовы с оружием в руках защищать интересы страны - 12%; о стремятся к службе в армии - 14%. Вопрос о готовности к защите Отечества: о готовы служить в армии - 78%; о отстаивать интересы государства с оружием в руках -12%; о желают в будущем связать свою жизнь со службой в Российской армии - более 50%.
считают патриотами - старшее поколение - 31%; о 4% считают патриотами националистов. считают патриотами - старшее поколение - 34%.
Быть патриотом - значит: о любить Родину - 50%; о быть гражданином - 19%; о гордиться своей страной - 12%. Быть патриотом - значит: о любить Родину - 76%; о защищать Родину - 35%.
Считаете ли себя патриотами: о да, я считаю себя патриотом - 28%; о затрудняются ответить - 59%; о не считаю себя патриотом - 13%. Мотивы проявлений патриотических чувств у старшеклассников проявляются слабо, но есть желание своей активностью изменить жизнь к лучшему. Считаете ли себя патриотами: о да, я считаю себя патриотом - 75%.
Особое место в старшем школьном возрасте занимают вопросы выбора будущей профессии, а это в свою очередь влияет на процесс познания, отношение к учению. Появляются избирательные интересы к отдельным предметам, в соответствии с той профессией, которую выбрал для себя ученик. Но это не значит, что, увлеченный только любимым предметом, он не обращает внимание на другие. Наоборот, в большинстве случаев старший школьник старается преодолеть равнодушие к нелюбимым предметам и овладеть знаниями по всем дисциплинам для успешного завершения учебы. Все это создает определенный стиль умственной деятельности в старшем школьном возрасте. Она становится глубокой, самостоятельной, все познавательные психические процессы (память, восприятие, воображение) протекают осознанно, произвольно.
Исследования, ведущиеся в плане профессиональной ориентации старшеклассников, показывают, что сравнительно узкий круг их профессиональных интересов объясняется тем,
что учащиеся часто не представляют содержание деятельности многих «незаметных» профессий, в которых могли бы найти себя. Это незнание ограничивает возможности выбора трудового пути, и школа призвана исправить имеющийся недостаток.
Учитывая ответы тестируемых, можно о выделить требования, которыми, по их мнению, должен обладать патриот: знает историю Родины, проявляет интерес к ее будущему, испытывает чувство гордости за Родину, за великих людей, бережно относится к природе, готовится к защите Отечества, проявляет интерес к культурному наследию своего народа, к историческим традициям, смотрит политические передачи по телевидению, добросовестно учится, развивает творческие способности, культуру речи, посещает музеи, выставки, театры. Анализ же ответов показал, что опрашиваемые имеют чётко выраженные потребности в знаниях об историческом прошлом России, интересуются будущим страны, проявляют любознательность в области
культуры и традиции своего города, села. Показателями патриотической воспитанности учащихся могут быть: сформированность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения гражданского долга; участие в со-
циально-полезной деятельности; активная патриотическая деятельность; выбор выпускниками школ профессии в сфере государственной и военной деятельности.
Таб.2. Результаты опроса студентов и старшеклассников о потребностях в знаниях, о прошлом и настоящем Родины и родного края. Потребности в знаниях об истории Отечества и родного края
№ Содержание ответов Ранг Количество ответов
1 Исторические события в истории Родины 1 29
2 Перспективы будущего России 2 20
3 Об историческом прошлом края 4 4
4 Великая Отечественная война 6 1
5 О природе и достопримечательностях края 5 1
6 О культурных традициях города, села 3 8
Наличие данных показателей патриотической воспитанности является необходимым условием воспитательной деятельности педагогического коллектива. Объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому
воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.
PECULIARITIES OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE SENIOR SCHOOL STUDENTS
DURING NON-ACADEMIC PERIOD
© 2012 G.H.Akhmetshina
Volga Interregional Training Center and Professional Retraining of Educators in the Kazan
(Volga) Federal University
The article deals with the problem of patriotic (including military patriotic) youth education in case of Kazan city . Keywords: patriotism, military patriotic education.
Gulsiya Habrievna Akhmetshina, methodologist of the general education department. E-mail: gala 121 h@yandex. ru