УДК 796.08
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ И НАРОДНЫХ ИГР
FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN USING MEANS OF PHYSICAL CULTURE, MILITARY SPORTS AND FOLK GAMES
Семин Роман Алексеевич
аспирант
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Semin Roman Alexeyevich graduate student Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Соломченко Марина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna Ph. D., associate professor head of the department of theory and methodology physical culture and sports
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Прохоров Руслан Александрович
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Prokhorov Ruslan Alexandrovich Ph. D., associate professor department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В предложенной статье поднимается вопрос о роли влияния средств физической культуры на патриотическое воспитание школьников. Подготовить к службе в Вооруженных Силах России школьников - это характеристика определенных составляющих, которые включают в себя физическую и психическую подготовленность, состояние здоровья, гражданскую позицию и определенный интеллектуальный уровень. Средства физической культуры, в том числе военно-спортивные и народные игры помогут учителю физической культуры подготовить школьников допризывного возраста к
службе в армии, воспитывая чувство патриотизма.
Abstract. The proposed article raises the question of the role of the influence of physical culture on the patriotic education of schoolchildren. To prepare schoolchildren for service in the Armed Forces of Russia is a characteristic of certain components, which include physical and mental fitness, health status, civic position and a certain intellectual level. Means of physical culture, including military sports and folk games, will help the teacher of physical culture to prepare schoolchildren of pre-conscription age for service in the army, fostering a sense of patriotism.
Ключевые слова: физическая культура; патриотическое воспитание; школьники; военно-спортивные игры; народные игры; педагогические условия.
Keywords: physical culture; patriotic education; schoolchildren; military sports games; folk games; pedagogical conditions.
В настоящее время воспитание, уважительное отношение школьников к Вооруженным силам и патриотизму играет особое значение. Главной задачей патриотического воспитания в школе является - формирование положительной мотивации к военной службе и защите Родины [1, 5, 9]. Формирование патриота своей Родины начинается со школьной скамьи, учителя должны помогать в этом.
Многие исследователи данной проблемы отмечают [2, 4, 6], что формирование морального мировоззрения происходит у школьников под воздействием социума, в котором они находятся. С помощью воздействия на их окружения, формируются знания школьника об отношении к миру, оценка определенных жизненных позиций и целевых установок.
Средства физической культуры и спорта развивают нравственно-волевые качества и воспитывают патриотизм у школьников, также помогают им поддерживать ответственность за свою спортивную форму, формируют коммуникативные качества и уважение к другим людям.
Одно из приоритетных условий деятельности государственных институтов страны является обоснование педагогических условий физического воспитания школьников, особенно допризывного возраста (рис. 1). Подготовить к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации школьников - это характеристика определенных составляющих, которые включают в себя физическую и психическую подготовленность, состояние здоровья, гражданскую позицию и определенный интеллектуальный уровень.
Педагогические условия, представленные на рисунке 1, были разработаны на основе региональных особенностей Орловской области и содержали комплексы:
- материально-техническое обеспечений занятий физической культурой;
- программно-методическое обеспечение занятий физической культурой;
- технология реализаций средств физической культуры и спорта для школьников призывного возраста;
- средства физической культуры, основанные на военно-спортивных и народных играх;
- готовность призывника к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.
Рис. 1. Структура педагогических условий по воспитанию патриотизма
у старших школьников
Реализация педагогических условий осуществлялась на базе общеобразовательных школ Орловской области в процессе физического воспитания юношей выпускных классов с помощью следующих средств физической культуры:
- формы занятий: уроки, спортивные секции, соревнования военно- патриотической направленности, встречи и беседы с представителями Вооруженных сил Российской Федерации и отслужившими солдатами; конкурсы и другие;
- средствами физического воспитания явились физические упражнения следующей направленности: полоса препятствий, снарядная гимнастика, военно-спортивные игры, народные игры, атлетическая гимнастика, прикладная физическая подготовка и так далее.
В программу по физической культуре для юношей старших классов добавляли народные игры, такие как, «борьба за-вороток», «палочный бой», «кулачный бой стенка на стенку», занимались строевой и физической подготовкой, учились преодолевать полосы препятствий. Дополнительно проводились секционные занятия, где применялись военно-спортивные игры «зарница», «разведчики», «пейнтбол».
Технология коррекции занятий старшеклассников состояла из определенных
блоков:
- воспитательный;
- физический;
- образовательный.
Каждый блок включал в себя определенные критерии.
В воспитательный блок входила коррекция взглядов, мировоззрения школьника, его готовность служить в армии, уровень воспитания молодого человека и забота о близких людях.
Физический блок включал в себя оценку развития физических качеств и контроль функциональной подготовленности, так как от этого зависит здоровье школьника и способность выполнять задания в боевой готовности.
Образовательный блок - это интеллектуальный потенциал школьника, его знания, умения и навыки. Чем выше интеллектуальный уровень старшеклассника, тем легче до него донести основы патриотического воспитания. Во время занятий доводились до школьников теоретические знания о науке выживания, современной военной технике и тому подобное.
Технология контроля помогала определить эффективность реализации педагогических условий экспериментальной программы.
В проведении опытно-экспериментальной работы участвовали юноши 10-11-х классов средних общеобразовательных школ города Орла. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовало 101 школьник 10-11-х классов.
В начале учебного года проводилось тестирование физической и психической подготовленности школьников. Показатели оценивались по десятибальной шкале. Результаты тестирования показали довольно низкий уровень физической подготовленности, многие из школьников не дотягивали до уровня школьной программы. Результаты по психической подготовленности были на среднем уровне.
В течении 2020/21 учебного года проводились занятия по экспериментальной программе для юношей старших классов. Проведенная работа показала высокую эффективность по воспитанию патриотизма у старших школьников. Показатели физической подготовленности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности испытуемых школьников
№ Физические качества Результаты (в баллах)
В начале года В конце года
1 Выносливость 2,98 6,78
2 Быстрота 4,02 6,99
3 Гибкость 4,16 6,34
4 Сила 3,46 7,01
5 Координация 2,47 5,98
Для определения эффективности экспериментальной программы среди школьников проводился опрос. Данные опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетного опроса учащихся в экспериментальной группе
Вопросы опроса Время Условные самооценки, %
5 4 3 2 1 средние
Пойдешь служить в армию, желание в баллах исходный 17,4 24,88 29,3 10,9 13,4 3,12±0,16
в конце 32,3 41,9 19,4 3,2 3,2 3,97±0,17
Готов ли выполнять требования воинской дисциплины, желание в баллах исходный 22,8 29,9 16,2 9,7 7,4 3,01±0,16
в конце 32,2 36,9 17,9 6,4 6,4 3,68±0,17
Готов ли поступить в военно-учебное заведение, желание в баллах исходный 16,1 19,4 25,8 3,2 35,5 2,57±0,17
в конце 22,2 25,8 32,6 - 19,4 3,51±0,17
Мы видим из таблицы 2 положительное влияние предложенной нами экспериментальной программы. Это объясняется тренирующим воздействием народных и военно-спортивных игр в данной программе. Улучшились также психические качества испытуемых. Интеллектуальные способности испытуемых повысились на 15 %. Успеваемость у школьников стала лучше, учителя отметили повышение дисциплинированности и ответственности учеников.
Воспитание «будущего защитника Родины направлено на совершенствование личности с твердым убеждением, в основе которого находится верность военной присяге и воинскому долгу, личная ответственность за защиту своего Отечества» [3, 7, 8]. Средства физической культуры, военно-спортивные и народные игры влияют на личность школьника, формируя его мировоззрение и патриотизм. Необходимо повышать процесс физического воспитания в школе, учитывая интересы государства в будущих защитниках Отечества.
Для патриотического воспитания школьников и готовности к службе в армии рекомендуется в Орловской области применять педагогические условия, которые включают в себя:
- материально-техническое обеспечений занятий физической культурой; программно-методическое обеспечение занятий физической культурой;
- технология реализаций средств физической культуры и спорта для школьников призывного возраста;
- средства физической культуры, основанные на военно-спортивных и народных играх;
- технологию коррекций занятий физической культурой;
- технологию контроля уровня подготовленности школьников.
Литература
1. Адаменко С. С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. № 4. С. 23-25.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: пособие для педагогов, воспитателей и учителей // Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». М. : Школьная пресса, 2003. 142 с.
3. Буров А. И. Искусство и военно-патриотическое школьников : сб. сочинений. М. : Просвещение, 1975. 334 с.
4. Ефремова Г. М. Народная культура и патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. С. 17-19.
5. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. № 3. С. 52-56.
6. Микрюков В. Ю. Педагогические инновации в содержании учебных программ: учебников и учебных пособий качественного военно-патриотического образования учащихся // Вестник академии военных наук. 2015. № 4 (21). С. 94-98.
7. Поляков С. П., Кайдалова Н. С. Подготовка молодежи к военной защите Отечества в предвоенный период) // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1 (57). С. 24-27.
8. Закирова А. Б., Валишина Ю. В. Патриотическое воспитание молодежи // Бюллетень науки и практики. Т. 4. № 1. 2018. С. 347-351.
9. Фоменко В. Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса. Ростов н/Д: Городской научно-методический центр, 1994. С.70-74.
References
1. Adamenko S. S. We bring up patriots of Russia [Vospityvayem patriotov Rossii]. Narodnoye obrazovaniye - Public education, 2005, no. 4, pp. 23-25.
2. Baturina G. I. Kuzina, T. F. Narodnaya pedagogika v sovremennom uchebno-vospitatel'nom protsesse: posobiye dlya pedagogov, vospitateley i uchiteley [Folk pedagogy in the modern teaching and educational process: a guide for teachers, educators and teachers]. Moscow, School press Publ., 2003, 142 p.
3. Burov A. I. Iskusstvo i voyenno-patrioticheskoye shkol'nikov [Art and military-patriotic schoolchildren]. Moscow, Education Publ., 1975. 334 p.
4. Efremova G. M. Narodnaya kul'tura i patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov [Folk culture and patriotic education of schoolchildren]. Vospitanie shkol'nikov - Education of schoolchildren, 2005, no. 8, pp. 17-19.
5. Lutovinov V. I. Patrioticheskoye vospitaniye podrastayushchego pokoleniya novoy Rossii [Patriotic education of the younger generation of new Russia]. Pedagogika - Pedagogy, 1997, no. 3, pp. 52-56.
6. Mikryukov V. Yu. Pedagogicheskiye innovatsii v soderzhanii uchebnykh programm: uchebnikov i uchebnykh posobiy kachestvennogo voyenno-patrioticheskogo obrazovaniya uchashchikhsya [Pedagogical innovations in the content of curricula: textbooks and teaching aids of high-quality military-patriotic education of students]. Vestnik akademii voyennykh nauk -Bulletin of the Academy of Military Sciences, 2015, no. 4 (21), pp. 94-98.
7. Polyakov S. P., Kaydalova N. S. Podgotovka molodezhi k voyennoy zashchite Ote-chestva v predvoyennyy period) [Preparing youth for military defense of the Fatherland in the
pre-war period)]. Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire - World of education - education in the world, 2015, no. 1 (57), pp. 24-27.
8. Zakirova A. B., Valishina Yu. V. Patrioticheskoye vospitaniye molodezhi [Patriotic education of youth]. Byulleten' nauki i praktiki - Bulletin of Science and Practice, 2018, T. 4, no. 1, pp. 347-351.
9. Fomenko V.T. Netraditsionnyye sistemy organizatsii uchebnogo protsessa [Non-traditional systems of organization of the educational process]. Rostov-on-Don, City Scientific and Methodological Center Publ., 1994, pp.70-74.