Научная статья на тему 'Особенности парадигмы финансов в условиях глобализации экономики'

Особенности парадигмы финансов в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
831
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / СТРУКТУРА ФИНАНСОВ / СТОИМОСТНЫЕ ПОТОКИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисова Татьяна Владимировна

Представлена парадигма финансов в современной экономике. Основное внимание уделяется раскрытию элементов содержания и форм выражения финансов как экономического явления, прослеживаются новые связи и особенности стоимостных потоков в условиях всеобщей глобализации экономики, дается концепция оптимальной структуры финансов. Выводы позволяют по-новому объяснить многие экономические события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности парадигмы финансов в условиях глобализации экономики»

Т. В. Фетисова

ОСОБЕННОСТИ ПАРАДИГМЫ ФИНАНСОВ

в условиях глобализации экономики

Представлена парадигма финансов в современной экономике. Основное внимание уделяется раскрытию элементов содержания и форм выражения финансов как экономического явления, прослеживаются новые связи и особенности стоимостных потоков в условиях всеобщей глобализации экономики, дается концепция оптимальной структуры финансов. Выводы позволяют по-новому объяснить многие экономические события.

Ключевые слова: финансы, структура финансов, стоимостные потоки, глобализация экономики.

Одной из главных особенностей современного социально-экономического развития России является отсутствие однозначного понимания цели, программы и путей дальнейшего функционирования. Сейчас как никогда остро стоят проблемы определения и реализации четкого курса развития страны, повышения темпов реального экономического роста и улучшения материального положения населения. Базовый момент этих проблем составляет концепция соотношения, оптимальной пропорции государственного и частного секторов экономики. Что делать дальше: осуществить приватизацию оставшейся незначительной части государственного имущества, остановиться на достигнутом уровне или провести частичную деприватизацию? Наконец, какова должна быть социальная структура национального богатства, каким образом поддерживать ее стабильность? От ответов на эти вопросы зависят характер управления страной, мотивы и возможности официальной власти и неофициальных влиятельных сил. Практика убедительно показала, что как единая государственная собственность с командно-административной системой управления, так и абсолютная частная собственность со стихийным механизмом регулирования нежизнеспособны. Логично предположить, что выход из сложившейся ситуации находится где-то в рамках смешанной экономики. Чтобы сделать более точные выводы, необходимы специальные исследования.

Для правильного прогноза дальнейшего эффективного развития страны по пути рыночной экономики, смешанного хозяйства или так называемого государственного капитализма необходимо иметь четкое представление о соотношении частного, коллективного и общего воспроизводства в экономике, суть которого в рыночных условиях находит свое отражение в пропорции частных, коллективных (корпоративных) и государственных финансов. Данная пропорция представляется нам своеобразным параметром социально-экономической, политической и национальной безопасности любого государства.

Проблема соотношения частных, коллективных и государственных финансов чрезвычайно актуальна. Поэтому крайне важно обосновать парадигму финансов, адекватную современному состоянию рыночного хозяйства, глобализации социально-экономического развития нашей страны и мирового сообщества в целом. Соответственно, необходимо разработать концепцию и методологию количественного преобразования финансов, их взаимосвязей и взаимодействия.

Фундаментальной методологической посылкой и обязательным теоретическим положением научного решения рассматриваемой проблемы является однозначное понимание термина «финансы», его единое толкование в новых условиях абсолютизации товарноденежных отношений и глобализации социально-экономического развития общества

15

в XXI в. В этой связи нельзя не согласиться с Б. М. Сабанти, полагающим, что «в экономической науке, как ни в какой другой, существует терминологическая путаница, приводящая не только к непониманию экономических школ различных государств, но и к междисциплинарной путанице, к противоречиям в основных определениях научных школ разных городов, вузов» [8. С. 9]. Однако это свидетельствует не о тупике в финансовой науке, а о настоятельной потребности в ее развитии. Дискуссии о сущности финансов, как справедливо отмечается в современной экономической литературе, лишь доказывают, что «понятие категории “финансы” постоянно развивается, наполняется новым содержанием, адекватным реалиям общественной жизни» [6. С. 11—12].

При раскрытии и обосновании современной финансовой парадигмы представляется целесообразным остановиться прежде всего на научном статусе финансов, как это ни казалось бы банальным на первый взгляд.

В литературе существует множество концепций научного статуса финансов. К основным из них можно отнести следующие.

1. Финансы — это государственное понятие.

2. Финансы — экономическая категория.

3. Финансы — правовое (императивное) понятие.

4. Финансы — система движения денежных доходов (рыночная концепция).

Раньше остальных возникла государственная концепция финансов. Впервые она была

выдвинута в трудах деятелей Римской империи. Согласно данной концепции, смысл финансов сводился к денежному хозяйству государства, в основном налогообложению, использовавшемуся для создания финансовой базы в целях выполнения государственных (общественных) функций. Государственная концепция финансов была адекватна сложившимся реалиям, поскольку негосударственные денежные отношения находились в зачаточном состоянии, а экономически обособленные, самостоятельные предприятия как таковые отсутствовали. Она работала более тысячи лет и стала входить в противоречие с практикой лишь по мере развития товарно-денежных отношений и перехода к капиталистической системе хозяйства в ХVI—Х VIII вв., однако не утратила актуальность даже в XIX в., например, в царской России [1].

Историческая государственная трактовка послужила базой для формирования теоретической концепции. Теоретическая концепция была разработана в XIX в. на базе диалектической теории познания. Дальнейшее ее развитие воплотилось, с одной стороны, в абстрактную, оторванную от реальной действительности, концепцию сущности финансов как экономической категории, а с другой,— в искаженную государственно-правовую. Наукообразность и оторванность от практики первой четко подмечены С. И. Лушиным, который, аналогично зарубежным экономистам, предлагает вообще отказаться от использования термина «категория» [7]. Действительно, поскольку в реальной жизни имеют место лишь конкретные предметы, процессы и события, а категорий нет, следовательно, финансов как таковых тоже нет. Все суждения и понятия человека, в том числе и категории,— продукты сферы абстрактного мышления. Иными словами, нас окружают явления, а не категории.

Государственно-правовая концепция, по существу, заимствована из римского права. По многовековой традиции в юридической литературе под финансами понимаются только публичные финансы — экономические отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства [2. С. 18]. Суть этой концепции заключается в субъективной природе финансов, в том, что отношения устанавливаются государством и носят императивный, обязательный характер. Данная трактовка

содержит три очень важных, вытекающих один из другого, момента: 1) финансы формируются органами государственной власти; 2) признается существование исключительно публичных финансов; 3) строящееся на базе публичных финансов финансовое право охватывает только финансы государственных структур и исключает возможность возникновения другого, негосударственного финансового права. Именно государственноправовая концепция — единственная, которая была воплощена на практике (при социализме). В результате в России, как ни странно, до сих пор лишь государственные структуры имеют финансовое право, а все другие экономические субъекты функционируют без правовых систем. Если за рубежом финансовые отношения юридических лиц регулируются корпоративным правом, то у нас организации работают согласно нормам гражданского права.

Применительно к современным, рыночным условиям хозяйствования все три ранее отмеченных положения государственно-правовой концепции финансов представляются анахроническими и несостоятельными, более того - они вредны, поскольку негативно отражаются на функционировании экономики страны, а также на процессе интеграции в мировую финансовую политику, в системы международного финансового права, финансового менеджмента.

Рыночная, или практическая, концепция финансов во главу угла ставит товарноденежное хозяйство страны. При этом одни экономисты придают ей объективный характер, базу в виде рынка, другие наделяют субъективным, политическим характером. С незначительными дополнениями данная концепция является господствующей за рубежом и признается рядом отечественных экономистов.

Все рассмотренные формулировки научного статуса финансов представляются правильными лишь отчасти. Более верными следует признать трактовки зарубежных ученых, отражающие практику, реальную жизнь.

Учитывая все вышесказанное и исходя из основных положений гносеологии, следует отметить, что финансы представляют собой не экономическую категорию, а объективное экономическое явление реальной действительности, обусловленное особенностями развития общества, а потому существующее независимо от субъективного желания. Далее остановимся на сущности и характерных моментах современной парадигмы явления финансов, их роли в социально-экономическом развитии.

Сущность финансов как явления заключается в одностороннем (безэквивалентном) движении стоимостных потоков между экономическими субъектами и в образовании стоимостных фондов. Явление финансов представляет собой органическое единство экономической категории (внутреннее содержание) и субъективного стоимостного инструмента хозяйствования (форма реализации). Одно без другого существовать не может, подобно тому как аверс обязательно предполагает реверс.

В качестве категории финансы в обязательном порядке предполагают взаимодействие экономических субъектов по поводу объекта. В этой связи первая особенность современной парадигмы финансов касается объекта финансовых отношений. В большинстве экономических работ в качестве объекта финансов называются денежные фонды экономических субъектов. Некоторые ученые понимают их буквально — как реальные деньги [6. С. 10; 9. С. 15]. Денежная трактовка объекта финансов — дань отечественному консерватизму 80-х годов прошлого века, эпохе господства реальных денег и единой государственной собственности. За последние 30 лет в финансовом хозяйстве произошли колоссальные изменения: с одной стороны, имело место радикальное качественное и количественное преобразование финансовых инструментов, особенно неформальных,

виртуальных; когда пластиковые карты, Интернет в большинстве развитых стран почти полностью заменили реальные валютные средства, объем деривативов значительно превысил объем внутреннего валового продукта; с другой,— реальная национальная валюта на мировом уровне давно уступила место электронным деньгам. Иными словами, реальные деньги заменяются нереальными, а точнее, условным стоимостным счетом. Отсюда следует, что с учетом современной ситуации правильнее будет употреблять вместо выражений «денежные потоки» и «денежные фонды» термины «стоимостные потоки», «стоимостные фонды финансовых инструментов», «фонды финансовых ресурсов» или просто «стоимостные активы».

Данная поправка коренным образом меняет качественное содержание и количественные рамки объекта финансов. К нему могут относиться все реальные и фиктивные ценности, имеющие стоимостное выражение (обозначение): материальное, социальное, духовное имущество, деньги и формы их выражения, основные и производные ценные бумаги, разные обязательства экономических субъектов. При этом оценка (стоимость) фиктивных ценностей может быть больше, меньше или равна реально существующим ценностям.

В неэквивалентные стоимостные потоки может быть включен не только национальный доход, как декларировалось при социализме, но и внутренний валовой продукт, совокупный продукт и даже национальное богатство. Только с данных позиций можно понять суть и раскрыть механизм, в частности, деривативов и других виртуальных элементов финансового рынка, выявить их органические связи и зависимости в системе движения реальных ценностей. Стоимостное содержание объекта финансов позволяет получить ответы на многие конкретные вопросы: почему вилла, построенная во Франции в XIX в., при завещании ее французским гражданином российскому наследнику вдруг становится предметом экономических и юридических споров не только между родственниками, но и между многочисленными посредниками и даже государствами; на основании чего подмосковные крестьяне, десятилетиями мирно проживавшие на своих кусочках земли, стали потенциальными миллионерами, соответственно — контрагентами каких-то неизвестных им отношений; наконец, почему на Нью-Йоркской (Шанхайской, Токийской и т. п.) бирже кто-то «чихнет», а в России простые люди не только болеют, но и теряют честно заработанные деньги? Ответ один, и заключается он в действии стоимостного механизма финансов.

Стоимостные активы в отличие от натурального богатства могут использоваться относительно самостоятельно и, не меняя своего объема, переходить от одного субъекта к другому бесчисленное количество раз. Их функционирование измеряется оборотами, а функционирование натуральных ценностей — жизненным циклом. Поэтому суммарный объем стоимостных фондов разных субъектов может значительно и даже многократно превышать ВВП, соответственно, и размер реального богатства1.

Вторая особенность современной парадигмы финансов относится к субъектам финансовых отношений. Очень важно правильно определить виды экономических субъектов. При социализме единственным реальным субъектом было общество в лице государства, поэтому финансы как система отношений имели формальный (счетный), а не экономический характер. В условиях многообразия форм собственности содержание экономических агентов меняется принципиально. Более рациональный подход к субъектам финансов дается зарубежными исследователями, но он имеет, на наш

1 Одной из форм данного явления можно назвать фиктивный капитал, представляемый ценными бумагами и особенно производными финансовыми инструментами.

взгляд, односторонний характер. В иностранной, а в последнее десятилетие и в отечественной литературе, особенно по вопросам финансового менеджмента, главное внимание уделяется созданию «небоскребов» экономико-математических выкладок, но при этом умаляется или сознательно игнорируется взаимосвязь субъектов. То есть финансы сводятся к взаимодействию одного субъекта и объекта в виде связи менеджера и денег. Тем самым маскируются взаимоотношения реальных субъектов. Создается впечатление, будто бы финансы сами порождают стоимость, новые деньги и богатство. Данное положение является глубоким заблуждением, ибо любые деньги имеют своего владельца, а новая стоимость возникает только при производстве жизненных ценностей. Следовательно, в результате действия финансов деньги могут переходить от одного субъекта к другому.

В современной рыночной экономике в качестве субъектов финансовых отношений выступают физические лица, социальный коллектив (семья), организации (юридические лица), государство, межгосударственные юридические лица, объединения государств, неформальные образования. Отсюда, главная структура финансов — это субъектная структура, выражающая соотношение между стоимостными фондами различных экономических субъектов. В экономических исследованиях субъектной структуре финансов длительное время уделялось недостаточное внимание, более того, она часто замалчивалась или просто игнорировалась. Основная роль отводилась государственным, или так называемым централизованным финансам1. Лишь в конце ХХ и в начале XXI в. сперва в статьях, затем в монографиях и, наконец, в учебных пособиях стало появляться такое понятие, как «финансы граждан (домохозяйств)». Однако и до сих пор некоторые экономисты не замечают существования финансов физических лиц [8], тем самым упорно не желая замечать частной собственности как основы социально-экономической системы, радикально изменившей все содержание многих экономических категорий, в том числе и финансов.

В этой связи большим шагом вперед представляется введение в паспорт научных специальностей по финансам, денежному обращению и кредиту раздела «О финансах домашних хозяйств».

Третья особенность парадигмы финансов, на которую необходимо обратить внимание, это их внешняя часть, представляющая собой субъективный стоимостной инструмент хозяйствования. Ее роль настолько высока, что отдельные экономисты, особенно прикладного характера, нередко полностью отождествляют понятие «финансы» с механизмом принятия соответствующих решений. Действительно, ни один стоимостной поток, в принципе, не осуществляется без конкретного решения экономических субъектов. Например, сотруднику, образцово проработавшему 40 лет, по случаю юбилея и выхода на пенсию от организации преподносится подарок — сотовый телефон. Увы, торжественная ситуация в обязательном порядке дополняется процедурой подписания документа о получении телефона стоимостью, скажем, 10 тыс. р. Однако это совершенно не означает, что любое движение стоимости должно сопровождаться специальным финансовым документом с подписями сторон и печатью, заверенным в нотариальном порядке.

В действительности финансовые решения весьма разнообразны. Они могут быть прямыми и косвенными, письменными (в форме договоров) и устными. Не вдаваясь в детали теории и практики решений, остановимся лишь на прямых и косвенных решениях.

1 Лишь в последние годы наблюдается постепенный отход от традиционной концепции финансов из двух блоков (государства и предприятий) к трем [6; 7; 5].

Прямые решения предполагают непосредственное участие двух и более сторон по поводу движения стоимости, соглашения между которыми оформляются письменно или устно. Например, уплата организацией налога на прибыль, передача определенной суммы денег одного физического лица (решение об отчуждении) другому (решение о присвоении). Порядок и всевозможные образцы договоров или соглашений описаны в договорном праве всех стран с рыночной экономикой.

Совершенно иная ситуация складывается при косвенных финансовых решениях. Их характерная особенность — прямая или опосредованная связь с взаимодействием многообразия собственности и рыночного механизма. Здесь вовсе не обязательно принятие конкретного финансового решения обеими сторонами. Часто один из контрагентов вообще не осознает своего участия в финансовых отношениях, однако, находясь в системе рыночного механизма, автоматически становится косвенным получателем или плательщиком средств. Простейшим примером косвенных финансовых отношений и решений служат косвенные налоги: НДС, акцизы и др. Покупатели товаров с НДС не всегда знают, что их ресурсы служат источником государственного бюджета. Более сложным и замаскированным представляется движение стоимости через финансовый рынок.

Совокупность основных финансовых решений государства в лице органов государственной власти находит свое выражение в так называемой императивности финансов, под которой понимается набор государственных нормативных актов. Данное свойство имеет место в тех условиях и рамках, когда денежное хозяйство носит формальный характер и базируется на единой государственной собственности. Напротив, в подлинной рыночной атмосфере при разнообразии собственности значение официального финансового права одной страны резко снижается. Огромное число сделок внутри страны и на международном уровне совершается не по законам одного государства, а по правилам игры соответствующих субъектов. То есть все происходит в рамках не столько правого монизма, сколько плюрализма.

Важной особенностью парадигмы финансов выступает наличие двух социальных форм выражения — формальной и неформальной, соответственно, существование формальных и неформальных финансов [3; 4]. Это обусловлено взаимодействием различных видов собственности и системой рыночных отношений. Если функционирование обычных финансов не вызывает возражений, то на неформальных финансах нужно остановиться подробнее.

Очевидным фактом жизни современного общества является неформальная экономика, составляющая в разных странах от 5-10 до 50-60 % валового внутреннего продукта. В условиях рыночной экономики она не может функционировать иначе, как через стоимостной механизм, а следовательно, через систему специфических финансовых отношений. Наряду с непосредственными контрактами, система неформальных финансов включает совокупность косвенных финансовых отношений. Косвенные финансовые отношения характеризуются следующими признаками:

- отсутствие реального контакта контрагентов;

- отсутствие движения реальных денежных инструментов от одного субъекта к другому;

- стоимостной характер отношений;

- обязательность денежной оценки стоимости объекта;

- неэквивалентный характер отношений;

- скрытый характер распределения и перераспределения стоимости.

Косвенные финансовые отношения широко используются на финансовом рынке, где посредством спекулятивных сделок перераспределяются огромные стоимостные (валютные) активы.

Современная парадигма финансов диктует настоятельную потребность системного раскрытия стоимостных потоков экономических субъектов в разрезе стадий (фаз) рыночного воспроизводства: формирования условий производства, создания, распределения, перераспределения и потребления новой стоимости. Это позволит разграничить роль финансов по этапам рыночного воспроизводства, освободиться от возможной абсолютизации роли тех или иных звеньев финансовой системы, соответственно, выявить их как отдельное, так и суммарное значение. Согласно данным фазам, необходимо различать исходные денежные фонды (первоначальный капитал), потребительские и инвестиционные фонды, производственные фонды и фонды конечного назначения (потребления, накопления).

В условиях рыночной экономики и господства частной собственности единственным первичным собственником выступают физические лица, получившие денежные средства в виде наследства, путем сбережения или в результате перераспределения экономическими и насильственными путями средств других субъектов. В жизни решающую роль играл последний вариант — принудительное перераспределение финансовых ресурсов. Данный процесс вошел в историю под названием эпохи первоначального накопления капитала (в Великобритании — XVI-XVII вв., в Российской Федерации — 80-90-е гг. ХХ в.). Предприятий на данном этапе почти не существует. Это очень важный исходный момент, который традиционно замалчивается в экономической литературе, поскольку всякое перераспределение, особенно принудительное, ведет за собой значительное ухудшение положения широких масс населения. А в качестве исходного звена финансовой системы называются финансы предприятий, на которых происходит образование новой стоимости. Причина тому — характер, методы и средства первоначального накопления капитала, как правило, противоречащие правам человека и моральным принципам цивилизованного общества1. Таким образом, на первой, допроизводственной, стадии социально-экономического развития общества единственным теоретически и практически реальным финансовым источником являются денежные фонды физических лиц. Соответственно, главный инвестор в рыночной экономике — это физические лица, в первую очередь, бизнесмены — создатели организаций, предприниматели без образования юридического лица, фермеры, а также большая часть остального населения, в той или иной степени финансирующая и кредитующая экономические субъекты.

С материальной точки зрения, население состоит из имущих и неимущих. Имущие в зависимости от характера и жизненных принципов делятся в основном на две группы: первая расходует денежные средства на чистое потребление, вторая наряду с личным потреблением использует деньги в целях обогащения. В этой качественно новой социально-экономической роли представители второй группы называются инвесторами и становятся предпринимателями.

Взаимодействие неимущих и предпринимателей порождает производство жизненных благ. Всякое производство до своего возникновения предполагает по устной («джентльменскому соглашению») или письменной (договору) договоренности первичное распределение создаваемой в будущем новой стоимости между участниками производства: наемные работники должны получить оплату труда, предприниматели — доход

1 Первоначальное накопление в России, по мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, носило в значительной степени криминальный характер.

(оставшуюся часть новой стоимости в виде прибыли). В условиях многообразия собственности и товарно-денежных отношений предприятия создаются не для филантропических целей, а исключительно для удовлетворения тех или иных потребностей физических лиц. Тем самым любая частная организация, ее финансовый механизм выступают организационно-правовой формой частного обогащения, то есть инструментом претворения в жизнь финансовой политики физического лица. Прибыль организации лишь формально, в рамках бухгалтерского учета, принадлежит предприятию, но реально в процессе своего распределения она сбрасывает организационно-правовую «оболочку», оставаясь доходом собственника в виде дивидендов и т. д. Для индивида в принципе безразлично — иметь 10 млн р. на счете в банке или полный пакет акций акционерного общества стоимостью 10 млн р. В первом случае он является кредитором банковской деятельности, во втором - собственником организации. Таким образом, на второй и третьей стадиях рыночного воспроизводства — стадиях создания и первичного распределения новой стоимости — денежные ресурсы аккумулируются у физических лиц, соответственно, финансы физических лиц приобретают решающее и всеобщее значение. Каждый собственник-предприниматель в любое время имеет право купить или продать любое предприятие по своему усмотрению и желанию.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности разных групп населения в условиях рыночной экономики, различных природно-климатических условиях общество создает государство. Последнее для финансирования своих управленческих функций формально напоминает о себе при регистрации организаций и реально — при распределении получаемой новой стоимости. Теоретически государство должно участвовать во вторичном перераспределении новой стоимости, то есть доходов непосредственных участников производства: работников и предпринимателей, что и имеет место в большинстве стран. В России действует другое правило: изъятие основной части новой стоимости организаций происходит уже на стадии реализации продукции посредством косвенных налогов (НДС, ЕСН, акцизы). Данный принцип позволяет упростить вторичное перераспределение стоимости, предупредить безответственное отношение участников производства к оплате общественного товара.

Таким образом, лишь на стадии перераспределения новой стоимости возникают финансовые ресурсы государства. Их роль в историческом аспекте неуклонно возрастает и измеряется долей перераспределяемой стоимости в ВВП, точнее,— в национальном доходе страны. Чем многочисленнее государственные структуры, чем разнообразнее и сложнее их функции по защите и реализации интересов общества и отдельных категорий населения, тем больше государство перераспределяет средств в свою пользу.

В настоящее время доля государства в ВВП достигает на стадии перераспределения 35-45 %. Открыто изъять у создателей материальных благ столь значительную часть новой стоимости весьма проблематично, и если возможно, то, как правило, посредством сложного механизма косвенного налогообложения и мощного силового аппарата.

На стадии потребления одна часть государственных средств перераспределяется физическим лицам (оплата труда работников бюджетной сферы, различные выплаты населению), другая расходуется непосредственно на государственное потребление (государственные сооружения, здания, вооружение, транспортные средства и т. д.). В результате доля частных финансовых ресурсов в ВВП возрастает с 55-65 до 75-85 %.

В целом субъектная структура финансовых ресурсов условной страны без учета государственного производственного сектора имеет следующий вид.

Субъектная структура финансовых ресурсов страны с рыночной экономикой, %

Формы финансов Допроизвод- ственная стадия Производство Распреде- ление Перераспре- деление Потребление

Финансовые ресурсы физических лиц: из них инвестированные в предпринимательство 100 100 40 100 60 80

Финансы государства - - - 40 20

Приведенная субъектная структура финансовых ресурсов носит общий характер. Разумеется, в отдельных странах она имеет свои специфические особенности. В нашей стране их четыре: специфическая роль физических лиц на допроизводственной стадии, наличие государственного производственного сектора, специфика функционирования бюджетной системы и существенная роль неформальной экономики и неформальных финансов.

В экономической литературе упорно насаждается концепция российского инвестора только в виде коммерческой организации: фирмы, банка и т. д., а в некоторых случаях и государства. Такое мнение представляется поверхностным. В действительности основным первичным инвестором является население, физические лица, имеющие стабильные источники доходов. Основными каналами первичного инвестирования служат:

1) инвестирование в индивидуальное хозяйство:

- индивидуальное предпринимательство;

- личный капитал (недвижимость, формирование рабочей силы, образование);

2) кредитование экономических субъектов (государства, банков, коммерческих организаций);

3) инвестирование в финансовый и реальный капитал организаций.

Экономической истории широко известно явление ростовщического кредита, модифицировавшегося в современной экономике в явление гражданского кредита. В настоящее время гражданские ссуды предоставляются организациям, государству, а также физическим лицам и неформальным образованиям часто под значительные проценты. Займы имеют как денежную, так и натуральную форму. Широко распространено предоставление в аренду различного недвижимого (жилых помещений, земельных участков, гаражей, дач) и движимого имущества (транспорт, предметы бытовой, аудио- и видеотехники и т. д.). Кредитование организаций ведется через приобретение долговых обязательств акционерных обществ (облигаций, векселей и др. ценных бумаг) и предоставление денежных ресурсов кредитным, прежде всего банковским организациям. К сожалению, в отечественной литературе роль гражданского кредита недооценивается. Кредит граждан трактуется как сбережения физических лиц.

В результате значительного распространения в России теневых стоимостных потоков перераспределения ВВП, существующих, главным образом, на частной основе, доля государства в фактическом ВВП, по нашим расчетам, уменьшается на 10-15 пунктов. В конечном итоге, на последней стадии экономического воспроизводства — потреблении через руки физических лиц проходит 85-90 % ВВП России. Все это создает совершенно иное представление о субъектной структуре финансов, о роли ее отдельных компонентов в социально-экономической жизни и позволяет сказать следующее. В рыночной экономике финансы физических лиц являются: во-первых, исходной сферой финансов

общества на всех стадиях общественного воспроизводства; во-вторых, основой производства и первичного распределения новой стоимости; в-третьих, главной сферой перераспределения и потребления жизненных ценностей.

Всеобщее господство частных финансов чревато рядом негативных последствий:

- ростом дифференциации отдельных слоев населения по материальному положению;

- обнищанием значительной части населения;

- снижением эффективности использования совокупных финансовых ресурсов.

Для преодоления этих последствий представляются целесообразными поиск, обоснование и обеспечение оптимального соотношения государственной и частной сфер финансов, что возможно путем, во-первых, стабильного участия государства в создании новой стоимости на ключевых производствах экономики страны; во-вторых, всеобщего совершенствования контроля государственных финансов, обеспечения их прозрачности и повышения эффективности; в-третьих, интенсивных научных разработок в области финансов физических лиц; в-четвертых, радикального изменения отношения к финансам физических лиц во всех областях социально-экономической жизнедеятельности, например, создания системы финансового образования широких масс населения, обучения каждого сознательного гражданина основным приемам финансового менеджмента в личном хозяйстве.

Осознание реальной значимости финансов физических лиц, масштабов и роли их в рыночной экономике, соответственно, реализация высказанных выше предложений в политическом курсе государства позволят дать позитивные ответы на актуальные вопросы современности, поддержать оптимальную структуру финансов, тем самым ускорить реальные темпы социально-экономического развития страны.

Список литературы

1. Витте, С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве / С. Ю. Витте. М., 1997.

2. Тедеев, А. А. Финансовое право : учебник / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. М. : Эксмо, 2004.

3. Фетисов, В. Д. Неформальные финансы / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2004.

4. Фетисов, В. Д. Финансы и кредит : учеб. пособие / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Финансы : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М. : Финансы и статистика, 2007.

6. Финансы : учебник / под ред. В. В. Ковалева. М. : Велби : Проспект, 2004.

7. Финансы : учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова и др. М. : Юрист, 2005.

8. Финансы : учеб. для вузов / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М. : Юрайт-М, 2004.

9. Финансы : учеб. для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.