Научная статья на тему 'Финансы физических лиц в современной финансовой системе общества'

Финансы физических лиц в современной финансовой системе общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4729
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисова Т.В.

В статье отмечается особая роль, которую финансы физических лиц играют в социально-экономическом развитии общества. Исследуются условия, содержание и механизм финансов физических лиц, обосновываются их место и новая роль в современной рыночной экономике. Даются рекомендации по модернизации использования личных финансов как инструмента антикризисной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы физических лиц в современной финансовой системе общества»

финансы физических лиц в современной финансовой системе общества

Т. В. ФЕТИСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: Fetisova Tatyana@mail.ru Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

В статье отмечается особая роль, которую финансы физических лиц играют в социально-экономическом развитии общества. Исследуются условия, содержание и механизм финансов физических лиц, обосновываются их место и новая роль в современной рыночной экономике. Даются рекомендации по модернизации использования личных финансов как инструмента антикризисной политики.

Ключевые слова: финансы, система, физические лица, антикризисная политика.

Одной из главных особенностей современного социально-экономического развития России является отсутствие однозначного понимания цели, программы и путей дальнейшего функционирования. Сейчас как никогда остро стоят проблемы определения и реализации четкого курса развития страны, обеспечения реального экономического роста и улучшения социального положения населения. Базовый момент этих проблем составляет концепция соотношения государственного и частного секторов экономики, нахождение его оптимальной пропорции. Что делать дальше: осуществлять приватизацию оставшейся части государственного имущества, остановиться на достигнутом уровне или провести частичную деприватизацию? Наконец, каким образом установить и поддерживать стабильность оптимальной социальной структуры национального богатства? От ответов на эти вопросы зависят характер управления страной, мотивы и возможности официальной власти и неофициальных влиятельных сил. Пока решение данных проблем осуществляется методом проб и ошибок. Практика убедительно показала, что и единая государственная собственность с административно-командной системой управления, и абсолютная частная собственность со стихийным механизмом

регулирования — нежизнеспособны. Логично предположить, что выход из сложившегося положения находится где-то в рамках смешанной экономики, но его поиск требует специального исследования.

Чтобы правильно спрогнозировать дальнейшее эффективное развитие страны (по пути рыночной экономики, смешанного хозяйства или так называемого государственного капитализма), необходимо иметь четкое представление о соотношении частного, коллективного и общего воспроизводства в экономике, суть которого в условиях рыночных отношений находит свое выражение в пропорции частных, коллективных (корпоративных) и государственных финансов. Данная пропорция представляется своеобразным параметром социально-экономической, политической и национальной безопасности любого государства, и России особенно. Для ее достижения крайне важно обосновать парадигму финансов физических лиц, адекватную современному состоянию рыночного хозяйства, всеобщей глобализации социально-экономического развития нашей страны и мирового общества в целом. Фундаментальной методологической посылкой и обязательным теоретическим положением научного решения рассматриваемой проблемы является однозначное понимание термина «финансы».

Длительный процесс развития товарно-денежных отношений радикально изменил содержание финансов. Если ранее в финансовых отношениях главную роль играли монархи, государство, то в XIX в. основными владельцами ценностей, предприятий стали граждане, а государство в лице органов власти выступает посредником и потребителем перераспределяемых ценностей.

Установление в СССР господства единой формы собственности и всеобщего регулирова-

ния товарно-денежных отношений вновь вывело на первый план в финансовой системе общества финансы государства. В связи с этим большинство отечественных экономистов социалистического периода справедливо видели суть финансов в экономических отношениях, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [2].

При многообразии форм собственности государство является экономически обособленным субъектом и в его функции не входит производство материальных благ. Государство — это механизм удовлетворения ассоциированных интересов членов общества, социальный потребитель ценностей.

В рыночной экономике финансы выступают объективным экономическим явлением, обусловленным особенностями развития общества, а поэтому существующим независимо от субъективного желания. Сущность финансов заключается в одностороннем (безэквивалентном) движении стоимостных потоков между экономическими субъектами. Явление финансов представляет собой органическое единство экономической категории (внутреннее содержание) и субъективного стоимостного инструмента хозяйствования (форма реализации). Одно без другого существовать не может, подобно тому, как аверс обязательно предполагает реверс.

В качестве экономической категории финансы в обязательном порядке предполагают взаимодействие экономических субъектов по поводу объекта, который составляют все реальные и фиктивные ценности, имеющие стоимостное выражение: материальное, социальное, духовное имущество, деньги и формы их выражения, ценные бумаги, разные права и обязательства экономических субъектов. В неэквивалентные стоимостные потоки может быть включен не только национальный доход, как декларировалось при социализме, но и внутренний валовой продукт, совокупный продукт и даже национальное богатство. При этом суммарный объем стоимостных фондов разных субъектов может значительно и даже многократно превышать размер ВВП и реального богатства страны. Как субъективный стоимостный инструмент финансы образуют механизм принятия финансового решения конкретным субъектом.

Субъектами финансовых отношений в современной рыночной экономике могут выступать:

— физические лица;

— социальные коллективы (семья и др.);

— юридические лица;

— государство;

— международные организации;

— объединения государств;

— неформальные образования.

Соответственно главной классификацией

финансов является субъектная классификация, в которой необходимо выделить следующие основные звенья:

— финансы физических лиц1;

— финансы организаций;

— финансы государства;

— финансы международных организаций;

— межгосударственные финансы;

— неформальные финансы.

Все звенья финансовой системы кроме первого и последнего общеизвестны и являются предметом пристального внимания ученых, экономистов-практиков и государственных деятелей. При этом финансы организаций и государства изучаются сотни лет, а межгосударственные финансы стали предметов изучения в XX в., особенно в его второй половине. Финансы физических лиц пока не получили должного отражения в науке и официальной отечественной практике. Главные причины умаления роли частных финансов скрываются, на взгляд автора, в действии специфических социально-экономических факторов, в характере субъективной жизнедеятельности людей. Первая и основная причина непринятия финансов физических лиц заключается в существовании личной тайны финансовой жизнедеятельности людей. Ее роль прямо пропорциональна зависимости от размеров денежных фондов человека: чем больше денежных средств у гражданина, тем сильнее роль тайны. Наиболее тщательно покрывается тайной процесс первоначального накопления. Но поскольку финансы граждан функционируют лишь как отношения с различными экономическими субъектами, независимо от субъективного мнения людей они неотъемлемо занимают свое объективное место в экономической системе вообще и финансовой в частности.

В настоящее время все большее количество экономистов и почти все граждане априори согласны с тем, что финансы физических лиц существуют,

1С юридической точки зрения, количество граждан государства и число физических лиц, проживающих в государстве, существенно различаются. В данной статье под выражениями «граждане», «физические лица» будем понимать одно и то же.

что они исторически первичны [1, 3, 4, 5]. Но до сих пор остается немало сомневающихся в их особой значимости.

Будучи важнейшей составной частью финансов, финансы физических лиц являются одним из наиболее существенных явлений рыночной экономики, представляя собой, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой — субъективный стоимостный инструмент экономической жизнедеятельности людей. Как категория финансы граждан выражают отношения между экономическими субъектами общества по поводу формирования и использования денежных фондов физических лиц. К сожалению, зарубежные и отечественные экономисты часто игнорируют взаимосвязь субъектов, тем самым искажая весь смысл финансовых отношений. По их мнению, достаточно одного удачного нажатия компьютерной клавиши, чтобы заработать или создать новую стоимость в миллионы долларов. Увы, в финансах так не бывает: доходы одного субъекта автоматически всегда означают убытки для другого. Именно поэтому в финансовых исследованиях особое значение имеет объективный анализ взаимоотношений субъектов. В целом их можно подразделить на четыре основные группы.

Первая группа отношений охватывает связи между индивидами. Сюда входят различные денежные отношения по поводу формирования и использования денежных фондов граждан внутри первичного коллектива — семьи и круга родственников, знакомых, принимающих активное или пассивное участие в жизнедеятельности конкретного человека. Данная сфера финансов опосредствует потребление, механизм физиологического воспроизводства и развития человека, а также процесс производства жизненных ценностей на первичном уровне, включающем иногда акты купли-продажи рабочей силы и другие характерные финансовые элементы рыночной экономики. Данная группа является главной в системе личных финансов.

Во вторую группу включаются отношения граждан с негосударственными производственными, финансово-кредитными и другими организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Через эту сферу отношений происходит, с одной стороны, формирование поступлений в виде заработной платы, дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т. д., а с другой — инвестирование средств в исходные фонды негосударственных организаций, а также в формирование профессионального капитала человека. Последний момент имеет чрезвычайное значение для понима-

ния роли и места финансов граждан. Именно он коренным образом меняет социально-экономическое значение финансов граждан, превращая их в исходный базовый, функциональный элемент и основу рыночной экономики. В условиях частной собственности начальной экономической базой организаций негосударственного сектора может быть исключительно индивидуальный финансовый капитал, личное состояние граждан. Нет обезличенной коллективной собственности, имеется лишь управление совместным имуществом. Любое объединение имущества строится на участии индивидуальных владельцев. Все акционерные общества, товарищества в действительности представляют собой частички личных финансов. По существу любая коммерческая организация является в условиях рыночной экономики социально-производственным механизмом осуществления политики частного предпринимателя.

Третья группа отношений включает денежные потоки между гражданами и государством, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой — целенаправленных денежных выплат государственных организаций (заработная плата бюджетных работников, пенсии, социальные пособия и др.) В данном аспекте физические лица становятся главными участниками бюджетного процесса государства с рыночной экономикой.

Наконец, четвертая группа финансовых отношений граждан — это денежные связи с экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также международными организациями и объединениями стран в части инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т. д.

Цель финансов физическихлиц—финансирование жизнедеятельности людей, обеспечение их существования, развития и воспроизводства в условиях рыночной экономики. Сюда входит, прежде всего, обслуживание денежными ресурсами механизма реализации потребностей индивида, в том числе удовлетворение физиологических, сенсорных, духовных и социальных потребностей, коллективных интересов, общественных интересов.

В реальной действительности отдельное физическое лицо может быть экономически обособленным субъектом или членом первичного семейного коллектива (формального или неформального). Поэтому финансы семьи могут представлять систему отношений равноправных индивидов, фун-

кционирующих на принципе индивидуальной собственности, или ассоциируемого собственника (ассоциированный коллектив). В первом варианте семья-коллектив образует формальное объединение экономически обособленных граждан-собственников, занимающихся личной финансовой деятельностью и, следовательно, располагающих собственными средствами, осуществляющих сделки самостоятельно. Во втором варианте (семья — ассоциированный коллектив) наиболее существенные сделки заключаются от имени единого представителя, конкретного физического лица, на законных основаниях сосредоточивающего в своих руках большую часть собственности семьи или управляющего собственностью по согласию других членов.

Первый вариант чаще встречается при низком или, наоборот, — очень высоком уровне материального благосостояния семьи. Он удобен в случаях, когда 80—90 % финансовых ресурсов используется на обеспечение непосредственного физиологического существования или, напротив, для предпринимательской деятельности.

Если в первом варианте нужен контроль за равномерным финансированием потребления каждым членом семьи, то во втором варианте необходимы высокие профессиональные и человеческие качества. Именно последний вариант широко распространен в развитых странах Европы и США.

По социальному статусу финансы физических лиц могут быть формальными и неформальными. Общепризнанным фактом современной жизнедеятельности рыночного общества является неформальная экономика, составляющая в разных странах от 5—10 до 50—60 % валового внутреннего продукта. Наряду с официальными публичными контактами система неформальных финансов физических лиц включает совокупность неофициальных, непубличных, а также косвенных финансовых отношений. Например, большая часть отношений индивидов носит неформальный характер; все финансовые контакты лиц без гражданства выступают как неофициальные. Косвенные финансовые отношения характеризуются следующими признаками:

— отсутствие реального контакта контрагентов;

— отсутствие движения реальных денежных инструментов от одного субъекта к другому;

— стоимостный характер отношений;

— обязательность денежной оценки стоимости объекта;

— неэквивалентный характер отношений;

— скрытый характер распределения и перераспределения стоимости.

Косвенные финансовые отношения широко используются на финансовом рынке, где посредством спекулятивных сделок перераспределяются огромные стоимостные (валютные) активы.

По характеру планомерности финансовые отношения физических лиц целесообразно подразделить на плановые, прогнозные (индикативные) и хаотичные. Многое определяется взаимодействием форм собственности. Непосредственно плановый характер присущ личным финансам граждан в той сфере, где в рамках индивидуальной собственности все определяется их голосом. Менее планомерный характер имеют отношения с государственными организациями, прогнозный — с юридическими лицами и стихийный — с гражданами. На практике все зависит от характера взаимодействия форм собственности и специфики конкретных экономических ситуаций.

С точки зрения количественных размеров финансы физических лиц целесообразно подразделить на:

— минимальные (соответствующие прожиточному уровню индивида);

— средние (соответствующие среднему классу);

— крупные (миллионные) и сверхкрупные (свыше 100 млн долл.).

Между количественными и качественными свойствами финансов наблюдается закономерная тенденция: чем больше размеры финансов, тем сложнее и разнообразнее их отношения с физическими лицами, юридическими лицами и государственными структурами. Здесь ярко прослеживается переход возрастания количества в иное качество. Так, рост индивидуальных финансов до определенного уровня создает возможности для осуществления функции накопления производителей.

Внутреннее содержание финансов граждан находит выражение в их функциях. Финансы выполняют две объективные функции: распределительную и перераспределительную. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость жизненных ценностей от одних субъектов к другим, имущих и производящих граждан в пользу неимущих и непроизводящих. В большинстве стран нетрудоспособное население (лица, не достигшие 16—18 лет, а также находящиеся в специализированных учреждениях; лица, выбывшие из состава рабочей силы) составляет 40—50 %, безработные — 2—5 %, занятые в сугубо государственных учреждениях

(оборона, безопасность, управление) — 2—5 %. Поэтому, чтобы любое государство, в том числе Россия, функционировало, необходимо стоимость, создаваемую 50 млн работников, оптимально разделить между 142 млн человек. Затем финансовыми ресурсами необходимо обеспечить существование членов общества и специальных (государственных, общественных) структур, занимающихся общественными интересами. Большая часть данного процесса осуществляется посредством распределительной и перераспределительной функций финансов физических лиц [6].

Процесс распределения стоимостных ресурсов осуществляется в три этапа. Исходный этап возникновения финансовых отношений — это начальное распределение ценностей (первоначального капитала) граждан на потребительские, страховые и инвестиционные фонды. Последние призваны обеспечить условия для рыночного производства.

На втором этапе образуются производственные фонды и активы, необходимые для создания новой стоимости.

На третьем этапе стоимость создаваемых ценностей распределяется на фонд возмещения потребленных ценностей (основных и оборотных средств), фонд воспроизводства наемных работников и доходы (прибыль, процент, рента) инвесторов.

Названные три этапа составляют распределение жизненных ценностей между собственниками, организаторами и непосредственными участниками производства. Дальнейший процесс движения стоимости отражает функцию перераспределения. Ее суть заключается в отчуждении стоимости одних в пользу других, в результате чего формируются конечные денежные фонды всех субъектов общества.

Что касается часто упоминаемой в экономической литературе контрольной функции исполнения решений, то она имеет место в рамках исключительно субъективной деятельности людей. Значение контрольной функции финансов резко возрастает в условиях современного этапа рыночной экономики, когда все больше жизненных ценностей и интересов людей приобретают стоимостные формы выражения, а количественные параметры сделок резко возрастают. Содержание контрольной функции физических лиц заключается в обеспечении контроля, во-первых, за образованием и движением жизненных ценностей в обществе, главным образом, для полнокровного аккумулирования личных доходов, во-вторых,

за ходом расходования и использования средств. Проявление финансового контроля может быть разнообразным. Он действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредита, налогообложения, залога и др. Иными словами, необходимость контрольной функции диктуется не столько объективным содержанием финансов, сколько желанием каждого физического лица реализовать собственные интересы за счет интересов других. Именно поэтому все сделки и их элементы, начиная с качества денежных знаков и проверки сдачи при расчетах в магазине, заканчивая отслеживанием получаемых доходов и уплаты налогов, должны тщательно контролироваться.

Кроме распределительной, перераспределительной и контрольной в научной литературе иногда упоминаются регулирующая, стимулирующая и другие функции финансов. Они также носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов. Их назначение сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования отдельных субъектов общества путем предоставления им больших денежных средств и льгот за счет усложнения экономической конъюнктуры для других участников рыночной экономики.

Чрезвычайно актуальное практическое значение имеет выявление истинной роли финансов физических лиц в деятельности общества с рыночной экономикой. Суть проблемы сводится к определению количественного соотношения частных, коллективных и государственных финансов. Ее решение возможно, на взгляд автора, посредством специальной методологической посылки, заключающейся в определении размера фондов (активов) физических лиц в разрезе стадий рыночного воспроизводства: формирования условий производства (допроизводственная стадия), производства, распределения, перераспределения и потребления стоимости.

Частные лица — единственные собственники денежных ресурсов как условия своего существования и обогащения. Поэтому на первой — допроиз-водственной стадии рыночной экономики теоретически и практически реальным финансовым источником производства являются средства физических лиц. Это вложение средств в формирование рабочей силы, расширенное воспроизводство личных внеоборотных активов, в прямые и портфельные инвестиции, а также повсеместное кредитование всех субъектов рыночной экономики: индивидов, организаций и государства. Только одно прямое

кредитование (по существу, финансирование) физическими лицами организаций банковской системы в России осуществлялось на 01.02.2010 в сумме 7,5 трлн руб. (15 % ВВП) [7, 8].

На второй и третьей стадиях (производстве и распределении стоимости) главенствующая роль также принадлежит индивидуальным предпринимателям или ассоциированным физическим лицам.

И только на стадии перераспределения новой стоимости возникают финансовые ресурсы государства, доля которых в ВВП развитых стран достигает в настоящее время 30—50 %. Именно физические лица непосредственно (через прямые налоги и сборы) или опосредованно (через уплату косвенных налогов) выступают главными субъектами исполнения доходной сферы бюджетной системы государств.

На стадии потребления одна часть государственных средств расходуется непосредственно на государственные активы, а другая перераспределяется работникам бюджетной сферы и неимущим лицам. В итоге доля частных финансовых ресурсов в ВВП возрастает с 50-70 % до 75-85 %.

Приведенная субъектная структура финансовых ресурсов носит общий характер. Разумеется, применительно к отдельным странам она имеет свои специфические особенности. В нашей стране их четыре:

— специфическая роль физических лиц на допроизводственной стадии;

— наличие государственного производственного сектора;

— специфика функционирования бюджетной системы;

— большая роль неформальной экономики и неформальных финансов.

В целом субъектная структура финансовых ресурсов условной современной страны имеет следующий вид (см. таблицу).

В результате значительного распространения в России теневых стоимостных потоков перераспределения ВВП, осуществляемых, главным образом, на частной основе, доля государства в фактическом ВВП, по расчетам автора, уменьшается на

10—15 п. п. В конечном итоге, на последней стадии воспроизводства — финансировании потребления — через руки физических лиц проходит 85— 90 % ВВП РФ. Все это рождает совершенно иное представление о субъектной структуре финансов страны, о роли ее отдельных компонентов в социально-экономической жизни общества и позволяет сделать следующий вывод.

В рыночной экономике финансы физических лиц являются: во-первых, исходной сферой финансов общества на всех стадиях воспроизводства; во-вторых, основой производства и первичного распределения новой стоимости; в-третьих, главной сферой перераспределения и денежной базой потребления жизненных ценностей. Финансовые ресурсы граждан составляют основу бюджетной и кредитной системы государства.

Таким образом, финансы физических лиц опосредуют весь воспроизводственный процесс жизнедеятельности общества: от формирования условий для создания ценностей до их потребления. Однако наибольшую роль они играют на стадии распределения и перераспределения, в ходе которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых получает свою долю из произведенного продукта.

Всеобщее господство частных финансов чревато рядом следующих негативных последствий:

— ростом дифференциации материального положения отдельных слоев населения;

— увеличением относительного обнищания значительной части населения;

— снижением эффективности использования совокупных финансовых ресурсов.

Для их преодоления целесообразно обосновать и обеспечить оптимальное соотношение между государственной и частной сферами финансов. Этого можно добиться за счет:

— стабильного участия государства в создании новой стоимости на ключевых производствах экономики страны;

— принципиального совершенствования контроля за частными финансами, обеспечением их прозрачности и повышением эффективности;

субъектная структура финансовых ресурсов страны с рыночной экономикой, %.

принадлежность допроизводственная произ- распреде- перераспре- потреб-

стадия водство ление деление ление

Финансовые ресурсы физических лиц 100 100 100 60 80

В том числе инвестированные в пред-

принимательство (организации) — 40 — — —

Финансовые ресурсы государства — — — 40 20

— развития научных разработок финансов физических лиц;

— радикального изменения отношения к финансам физических лиц во всех областях социально-экономической жизнедеятельности общества, в том числе внедрения систем всеобщего финансового образования населения, обучения каждого сознательного гражданина основным приемам финансового менеджмента.

Осознание реальной значимости системы финансов физических лиц, их масштабов и роли в рыночной экономике и, соответственно, реализация выдвинутых предложений в политике государства позволят дать позитивные ответы на многие актуальные вопросы современности. Это поможет поддерживать рациональную структуру финансов, вести успешную борьбу с неформаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ными отношениями и коррупцией, ускорить темпы

социально-экономическом развития страны.

Список литературы

1. Фетисов В. Д., Фетисова Т. В. Финансы и кредит: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана. 2008. 455 с.

2. Финансы: учеб. для вузов / под ред. Л. А. Дро-бозиной. М.: Юнити-Дана. 1999.

3. Финансы: учеб. / под ред. В. Г. Князева, В. А. Слепова. М.: Экономист. 2007. 654 с.

4. Финансы: учеб. / под ред. Г. Б. Поляка. М.: Юнити-Дана. 2009. 703 с.

5. Финансы: учеб. / под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект. 2007. 636 с.

6. URL: http://www.minfin.ru.

7 URL: http://www.gks.ru.

8. URL: http://www.cbr. u.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.