Научная статья на тему 'Особенности ожиданий учителей от коллег и школьников'

Особенности ожиданий учителей от коллег и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные представления / социальные ожидания / структура педагогической деятельности / субъекты / предметы / экзистенции / временной фактор / действенная составляющая / локус контроля / отношенческая составляющая

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышкина Марина Сергеевна

В статье рассматриваются содержательные особенности ожиданий учителей от коллег и школьников. Статья представляет результаты продолжения исследований социальных ожиданий учителей и школьников как ключевых участников образовательного процесса. Исследуемое направление дает возможность выявить ресурсы конструктивного взаимно развивающего профессионального взаимодействия учителя с коллегами, учащимися и их родителями. Установлено, что ожидания учителя от коллег достаточно полно демонстрируют структуру педагогической деятельности, включая полнокровный образ педагога, более разнообразный в социальном и экзистенциальном пространствах и деятельностном репертуаре, имеющем достаточно полную представленность во временной перспективе, в сравнении с ожиданиями от учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ожиданий учителей от коллег и школьников»

ОСОБЕННОСТИ ОЖИДАНИЙ УчИТЕЛЕЙ ОТ КОЛЛЕг И шКОЛьНИКОВ*

М. С. Мышкина

В статье рассматриваются содержательные особенности ожиданий учителей от коллег и школьников. Статья представляет результаты продолжения исследований социальных ожиданий учителей и школьников как ключевых участников образовательного процесса. Исследуемое направление дает возможность выявить ресурсы конструктивного взаимно развивающего профессионального взаимодействия учителя с коллегами, учащимися и их родителями.

Установлено, что ожидания учителя от коллег достаточно полно демонстрируют структуру педагогической деятельности, включая полнокровный образ педагога, более разнообразный в социальном и экзистенциальном пространствах и деятельностном репертуаре, имеющем достаточно полную представленность во временной перспективе, в сравнении с ожиданиями от учеников.

Ключевые слова: социальные представления, социальные ожидания, структура педагогической деятельности, субъекты, предметы, экзистенции, временной фактор, действенная составляющая, локус контроля, отношенческая составляющая.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. проект 15-06-10726 а (р).

В исследовании социально-психологических феноменов проблематика социальных ожиданий занимает особое место. Ее разработка позволяет определить основные характеристики совместной деятельности коллектива как субъекта, психологическую готовность коллектива к совместной деятельности, возможность построения целей Об авторе. деятельности и прогнозирования ее результатов, исследования ее структуры в аспекте параметров целостности и характера взаимодействия ее эле- кафедры с0циальн0й ментов. психологии Самарского

национального

Социальные ожидания оформляются через соци- исследовательского

альные представления, их содержание и струк- университета им.

„ „ Академика С.П. Королева,

туру. Согласованность социальных представлений россия самара

рассматривается через параметры взаимосвязи

индивида в группе в аспекте таких феноменов, АдРес для переписки:

как ценностно-ориентационное единство группы ПавЛова' 1 „

- ,, п Г 443011, г. Самара, Россия.

(Б. В. шпалинский. Ю. И. Дуберман, Ю. Л.

Неймер), целевое единство (А. И. Донцов, Е. И. E-mail:[email protected]

Мышкина Марина Сергеевна,

канд. психол. наУк, доцент

головаха, Р. С. Немов, А. г. шестаков), мотивационное единство группы (Р. С. Немов, А. г. шестаков), совместимость (Н. Н. Обозов, К. К. платонов, Л. И. Уманский), сработанность (Н. Н. Обозов, Ф. Д. горбов, М. Л. Новиков, Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин), организованность (А. С. чернышев), действенная групповая идентификация (А. В. петровский), интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство (В. С. Сапоровский и В. И. Кашницкий), согласованность функционально-ролевых ожиданий (Н. В. Бахарева, я. Щепаньский, В. В. Авдеев). по мнению О. В. Оконешниковой, согласованность представлений связана со структурой совместной деятельности в целостности ее элементов [Оконешникова 1991]. Это можно проанализировать с позиции системного подхода, позволяющего выявить содержание, форму и причины согласованности. Элементами анализа в данном случае выступает содержание социальных представлений, включающих представления о субъектах и характере взаимодействия в совместной деятельности.

Одним из теоретических оснований социальных представлений является структуралистский подход, разработанный Ж.-К. Абри и позволяющий вычленить центральные и периферические элементы структуры социальных представлений. Идея центрального ядра базируется на концепции С. Московичи, согласно которой существуют базовые, фундаментальные и потому архаичные «темы», идеи, которые задают направление и границы познавательного поиска, определяют его смысл, выстраивают в его контексте все смысловые элементы [Донцов, Емельянова, 1984 148]. Содержательной спецификой этих идей является их ценностная природа, детерминированная культурно-историческими и социальными факторами жизни общества. Особенность периферических элементов характеризуется индивидуальными различиями.

Это позволяет выявить согласованность социальных представлений как в аспекте возрастной динамики, так и их культурно-исторической трансформации. Ж.-К. Абри, исследуя содержание актуальных представлений, установил зависимость их изменений от степени модификации ядра: уровень поверхностной трансформации, на котором изменяются только периферические элементы; уровень прогрессивной трансформации, на котором центральное ядро меняется за счет включения новых элементов, но без уничтожения имеющихся; уровень полной модификации, на котором происходит уничтожение прежнего и создание нового ядра за счет появления новых тем [Донцов, Емельянова 1984, 150].

Такой подход делает возможным исследование феномена социальных представлений как образа социальных ожиданий у участников образовательного процесса как в широкой исторической перспективе, так и на современном этапе развития системы образования в нашей стране.

Содержание самопредставлений учителей и школьников и их представлений друг о друге позволяет выявить специфику социальных представлений как портрета социальных ожиданий субъектов взаимодействия в виде его ресурсной области, зоны перспективного развития на уровне параметров согласованности.

В психологическом плане это рассматривается как выявление готовности к сотрудничеству, определение зоны конструктивного взаимодействия/конфликта, понимания/непонимания, субъектности/объектности в профессиональной деятельности для учителей и в учебной деятельности для школьников.

Это позволило сформулировать цель исследования: выявить содержательные особенности ожиданий учителей от коллег и школьников. Исследование проводилось в декабре 2015--январе 2016 гг., участники - 31 учитель школ г. Самары и Самарской области. Цель исследования обусловила выбор контингента: учителя городских и сельских школ, к числу последних относятся как школы районных центров, так и сельских муниципальных образований, т.е. школы с малым количеством учащихся. Такой подход позволил осуществить скрининг социальных ожиданий городских и сельских учителей. Данное исследование, как и предыдущее [Мышкина 2015], квалифицируется как пилотажное, нацеленное на первичную проверку гипотезы исследования.

В исследовании проверялось положение о том, что содержательные особенности ожиданий учителей от коллег и учеников определяются структурой профессиональной деятельности учителя. В структуру педагогической деятельности входит анализ педагогического процесса и рефлексия его элементов, планирование процесса деятельности и создание его структуры, прогноз полученных результатов в ходе данной деятельности, принятие управленческих решений, реализация этапов и стратегий образовательного процесса, а также готовность к изменениям в педагогическом процессе.

Основные компоненты структуры педагогической деятельности:

1 Знание и понимание педагогом основных тенденций развития общества и требований, которые предъявляются к человеку.

2 Знания, умения и навыки, накопленные человеком в разных отраслях, которые передаются из поколения в поколение.

3 передача педагогического знания, опыта в воспитании и мастерства.

4 политическая, нравственная культура, которая находится на достаточно высоком уровне у педагога [Митина 1998, 121].

Таким образом, цель педагогической деятельности формируется на основе глубокого анализа общих тенденций развития и требований к человеку. При этом учитываются природные и духовные возможности определенного человека.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре деятельности учителя следующие компоненты:

1 гностический: подразумевает не только отличное знание предмета, но и способность к педагогическому взаимодействию, знание психологических особенностей учащихся и учет этих особенностей в коммуникации с ними; неотъемлемыми компонентами являются самопознание своей деятельности и личности, рефлексия;

2 проектировочный: представляет собой знание о возможностях и перспективах определенных задач обучения и способах их достижения;

3 конструктивный: способность учителя планировать свою педагогическую деятельность;

4 коммуникативный: обусловливает особенности построения общения между педагогом и учащимися;

5 организаторский: умение педагога организовать свою деятельность и деятельность учащихся [Бордовская, Реан 2000, 278].

Гипотеза проверялась с использованием метода незаконченных предложений, тематического кодирования текстов, контент-анализа. Учителя и школьники дополняли незаконченные предложения «Современный учитель мечтает о ...», «Современный школьник мечтает о ...». Данные формулировки позволяют выявить представления не только на уровне личностных проекций, но и социальных ожиданий, в том числе в аспекте тенденции нормативности. В основе выделения тематических категорий лежит подход Ж. Нюттена, позволяющий при анализе высказываний учесть природу того объекта, к которому стремится субъект, и характер активности или связи субъекта и объекта [Нюттен 2004]. Методика относится к типу методик на завершение незаконченных предложений и ограничивается анализом тех мотивов, которые выражает сам субъект, не касаясь той сложной иерархии мотивов, которая может лежать за каждым отдельным высказыванием. Автором разработана система обработки, позволяющая определить распределение осознаваемых мотивов поведения. Методика дает возможность выявить содержательные особенности представлений, к существенным параметрам которых относятся следующие аспекты:

• содержательная, эмоционально-отношенческая и действенная составляющие и контекст локуса контроля;

• содержательная составляющая характеризуется со стороны выделения значимых для нее сторон действительности (объектов интенции) - предметов, субъектов или явлений (экзистенций) внешнего или внутреннего мира;

• эмоционально-отношенческая составляющая характеризуется осознанностью личностью характера отношения к значимому, оценкой личностного смысла жизненных ситуаций человека;

• действенная составляющая характеризуется готовностью (намерением) к проявлению различного рода целенаправленной активности;

• локус контроля характеризуется приписыванием субъектом ответственности за результативность действий либо себе (интернального локуса контроля), либо усилиям других людей, или стечению обстоятельств (экстернальный локус контроля).

Так, высказывание школьника на тему «Современный учитель мечтает «.о том, чтобы дети ходили чистые, опрятные, ходили в форме, как полагается» анализируется следующим образом: «Содержательная составляющая» представлена кластерами «Субъекты»: «другие» (дети), «Личностные характеристики» (аккуратность: «чистые», «опрятные»); «Предметы» (форма); «Экзистенции»: «порядок» («как полагается»); «Эмоциональная составляющая» не проявлена, «Действенная составляющая» характеризуется действием «стремление», «Локус контроля» - ин-тернальный, «Временной фактор» - «открытое настоящее» [Сураева, Мышкина 2007].

На основе кодификации осуществлялся подсчет общих значений упоминаний по каждой семантической единице и тематической категории и их процентного эквивалента с последующим межгрупповым сравнением, а также корреляционным анализом, выявляющим характер и степень согласованности параметров.

Анализ эмпирических данных проводился в направлении выявления количественных и качественных (содержательных) особенностей заполнения структуры кластеров «Субъекты», «Предметы», «Экзистенции», а также дополнительных компонентов - «Временной фактор», «Действенная составляющая», «Локус контроля», «Отношенческая составляющая». Данные эмпирического исследования позволили получить достаточно развернутую картину содержания социальных ожиданий учителей от коллег и учеников.

Анализ и интерпретация результатов. Выявлены содержательные особенности социальных ожиданий учителей от коллег и учеников по всем кластерам, за исключением «Локуса контроля» (табл. 1).

Таблица 1. Выраженность ожиданий учителей от учителей (гр. 1) и школьников (гр. 2) по всем кластерам, категориям, смысловым единицам (среднее значение)

Подкатегории гр.1 гр.2 и-крит z-стат. р-уров.

я 0.03 0 12312 -1.874 0

Семья, родные 0.07 0 16789 -0.034 0

Друзья 0 0.07 13905 -3.655 0

Дети, сверстники 0.23 0.07 10934 -1.078 0.394

Одноклассники 0 0.03 18722.5 -0.015 0

Ученики 0.65 0 13808 -2.446 0

Учителя, сотрудники, коллектив 0.07 0.03 13657.5 -2.336 0.573

Родители 0.23 0.07 11160 -6.227 0.382

Общество, поколение 0.07 0.03 12300 -1.601 0.299

Другие (учредители) 0.03 0 19817.5 -5.189 0

Личностные качества 0.91 0.13 19865.5 -5.231 0

ВСЕГО «Субъекты» 2.26 0.45 16654 -5.01 0

Деньги 0.45 0.03 12349 -2.561 0

Оборудование, техника 0.29 0.07 10443 -2.012 0.092

Еда 0 0.07 18001 -0.277 0

Животные, природа 0.03 0.03 15691.5 -1.452 0.194

Дом, квартира 0 0.07 18722.5 -0.015 0

ВСЕГО «Предметы» 0.77 0.26 16789 -0.034 0.877

Работа 0.29 0.03 10934 -1.078 0.394

Образование, учеба 0.1 0 17453 -2.761 0

Профессия 0.03 0 10765 -2.017 0

Отдых, развлечения 0.13 0.52 10033 -1.516 0.152

Подкатегории гр.1 гр.2 и-крит z-стат. р-уров.

ВСЕГО «Экзистенции: формы организации жизнедеятельности» 0.55 0.55 13808 -2.446 0.211

Цель, успех 0.1 0.03 18921.5 -4.122 0.748

Творчество 0.07 0 16544.2 -3.675 0

Радость, счастье, гармония 0.03 0.03 17892.5 -3.023 0.715

Дружба 0 0.07 18722.5 -0.015 0

Жизнь 0 0.1 17115.5 -1.124 0

Здоровье 0.03 0.03 11160 -6.227 0.382

Страна 0.1 0.03 12300 -1.601 0.299

Знания 0.07 0.03 16654 -5.01 0.028

Домашние задания 0 0.26 10033 -1.516 0

Правила, запреты 0.07 0 19817.5 -5.189 0

Отметки, экзамены 0.03 0.19 12349 -2.561 0.149

ВСЕГО «Экзистенции: Идеальное» 0.48 0.77 10443 -2.012 0.621

ВСЕГО «Экзистенции» 1.01 1.32 0.08 0.17 18921.5

Хорошо отношусь 0.26 0.26 18711.1 -3.322 0.562

Плохо отношусь 0.07 0.42 10900.5 -1.083 0

ВСЕГО «Отошенческая составляющая» 0.65 0.68 17892.5 -3.023 0.715

Избегание 0.26 0.61 10900.5 -1.083 0.843

Стремление 1.29 1.1 15691.5 -1.452 0.194

Созидание 0.07 0 16544.2 -3.675 0

Разрушение 0.03 0 15113.5 -5.235 0

ВСЕГО «Действенная составляющая» 1.65 1.71 16221 -1.874 0.089

Интернальный локус 0.39 0.68 16723 -2.99 0.096

Экстернальный локус 0.42 0.16 19265 -7.103 0.722

ВСЕГО «Локус контроля» 0.48 0.52 15099.5 -3.298 0.092

Открытое настоящее 0.19 0.81 15113.5 -5.235 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личное будущее 0.29 0.68 16723 -2.99 0.096

Профессиональное будущее 0.39 0.03 19265 -7.103 0

Историческое 0.13 0.03 15099.5 -3.298 0.092

ВСЕГО «Временной фактор» 1.97 1.55 10342 -0.335 0.123

Полученные данные свидетельствуют как об отсутствии статистически достоверных различий в социальных ожиданиях учителей от коллег и учеников, так и об их наличии.

Отсутствие таких различий свидетельствует о совпадениях в ожиданиях, приписываемых учителями как им самим, так и школьникам. Это относится к таким позициям, как социальное окружение («дети, сверстники»,

«учителя, сотрудники, коллектив», «родители», «общество, поколение»), материальная область («оборудование, техника», «животные, природа»), экзистенциальная сфера («работа, профессия», «отдых, развлечения», «цель, успех», «радость, счастье, гармония», «здоровье», «страна», «знания», «отметки, экзамены», «хорошо отношусь», «избегание», «стремление», «интернальный локус», «экстернальный локус», «личное будущее», «историческое будущее»).

Ожидания учителей в отношении своих коллег и учеников позволили выявить следующую картину:

• учителя работают с детьми, которые являются сверстниками, представителями своего поколения, с их родителями, что в целом составляет представление об обществе - современном и будущем;

• учителя и их ученики озабочены проблемой современного технического оснащения школы, испытывают потребность в общении с домашними животными и природой (лес, море);

• учителя и ученики определяют собственное бытие через успешную работу, связывая с ней личное будущее, целью чего является достижение гармонии, переживание радости, критерием выступают определенные знания, их соответствие стандартам обучения, проверяемое на экзаменах; при этом результаты зависят не только от субъектов деятельности, но и от ряда обстоятельств; это чередуется со стремлением к отдыху.

Таким образом, выявленная картина сходства приписываемых учителями ожиданий от своих коллег и учеников характеризуется очевидным упрощением и схематизмом, не только не выходящими за пределы профессиональных функциональных обязанностей, но и достаточно их редуцирующими.

Существенно дополняют полученную картину установленные достоверные различия в содержании социальных ожиданий учителей от коллег и учеников. Они выделены в две группы: полное отсутствие представленности и ее минимальное наличие.

Внутри первой группы различаются:

• ожидание от коллег / отсутствие аналогичных от учеников (как «я», «семья, родные», «ученики», «другие люди», «образование, учеба», «профессия», «творчество», «правила, запреты», «созидание, разрушение»);

• ожидание от учеников / отсутствие аналогичных от коллег («друзья», «одноклассники», «еда», «дом», «дружба», «жизнь», «домашние задания»).

Внутри второй группы выделены различия в сторону существенного увеличения показателей социальных ожиданий от учителей по следующим позициям: «личностные качества», «всего по категории субъектов», «деньги», «профессиональное будущее», а также в сторону существенного увеличения показателей социальных ожиданий от учеников по следующим позициям: «плохо отношусь», «открытое настоящее».

Полученные данные позволяют дополнить не только ожидаемый учителем образ учителя, но и косвенно обнаружить лакуны в ожидаемом учителем образе ученика. Учитель представлен как член своей семьи, субъект отношений с людьми, представляющими систему образования на уровне учредителей, человек с амбивалентным отношением к своей профессиональной деятельности - на уровне желания созидания и разрушения, законодатель и исполнитель в одном лице.

В сознании учителя ученик не представлен на уровне его индивидуальности («я»), как представитель своего рода, семьи, иного социального окружения; ученик - только сын/дочь своих родителей; с ним не связано ожидание творчества, созидания, авторства, нет конкретизированного образа его будущей профессии; во временной факторе ученик помещен в область открытого настоящего, повседневности. Учитель предписывает ученику поведение одноклассника, члена ученического сообщества, умеющего дружить; при этом жизнь школьника структурирована главным образом вокруг выполнения домашних заданий. Ожидания учителя минимально отражают личностные качества ученика, его образ размыт и недифференцирован. Личностные качества представлены в ожиданиях учителя от коллег. Это свидетельствует о том, что они являются важным фактором профессионального взаимодействия в учительском коллективе.

Пример. «Учитель мечтает о том, чтобы его работа была плодотворной, результативной; .о способных учениках, о сотрудничестве с родителями, о разумной политике в области образования; .об оснащенном всем необходимым современном здании; .о хороших, послушных учениках, вдумчивых, любознательных. Мечтает увидеть результат своего труда (ученики станут достойными людьми). Мечтает о достойной зарплате, о нагрузке, которая позволит ему остаться творческой личностью. Мечтает о таких законах, которые не уродовали бы образование, а помогали ему (образованию) становиться достойным и доступным для всех».

«Школьник мечтает об отсутствии домашнего задания, возможности веселиться на уроках, чтобы во время урока можно было есть и пить, ходить по классу; ... о том, чтобы поскорее стать взрослыми, они думают, что их жизнь станет проще; .о том, чтобы это время ничегонеделанья продолжалось как можно больше. Мечтает о новых телефонах и т. д., о развлечениях, о красивой, праздной жизни».

Таким образом, ожидания учителя от коллег достаточно полно демонстрируют структуру педагогической деятельности, включая полнокровный образ педагога, более разнообразный в социальном и экзистенциальном пространствах и деятельностном репертуаре, имеющем достаточно полную представленность во временной перспективе, в сравнении с ожиданиями от учеников. Образ ученика глазами учителя описывается его актуальными потребностями в аспекте интенсивной критики.

Полученная картина косвенно характеризует педагогический процесс как ресурсную зону с точки зрения полноты реализации структуры педагогической деятельности, профессионального взаимодействия учителя и ученика в направлении личностного развития всех его участников.

Представляется, что полученные данные могут использоваться в работе

по проектированию образовательного пространства, конструктивного

взаимно развивающего профессионального взаимодействия учителя с

коллегами, учащимися и их родителями.

Список литературы

1 Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

2 Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 147-150.

3 Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.

4 Мышкина М. С. Представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников // Социальные явления. Журнал международных исследований. - 2015. -№ 3. - С. 88-93.

5 Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 306 с.

6 Оконешникова О. В. Согласованность представлений о совместной деятельности управленческого коллектива как фактор ее эффективности: дис. ... канд. психол. наук. -М., 1991.

7 Сураева Г. З., Мышкина М. С. Изучение мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода контент-анализа ответов на незаконченные предложения Ж. Нюттена: учебное пособие. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.