Научная статья на тему 'Социальные ожидания как фактор возникновения психической напряженности одаренных школьников'

Социальные ожидания как фактор возникновения психической напряженности одаренных школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА / SOCIAL EXPECTATIONS / GIFTED CHILDREN / PSYCHIC TENSIONS / PERSONALITY OF GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Елена Александровна

Статья содержит описание пилотажного исследования влияния социальных ожиданий на возникновение психической напряженности у одаренных школьников с высоким уровнем развития специальных способностей. Исследование предполагает существование у близких значимых взрослых (учителей, родителей) ожиданий к ребенку, которые могут стать фактором возникновения у него психической напряженности. В результате проведенного исследования были получены данные о ходе онтогенеза ребенка, родительском отношении и ожиданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EXPECTATIONS AS A FACTOR OF PSYCHIC TENTION IN GIFTED SCHOOLCHILDREN

This paper presents the results of a pilot study of the influence of social expectations on the psychic tension in gifted schoolchildren with highly developed special abilities. The study assumes the existence of the expectations of significant adults (teachers, parents) for the child, which may become a factor in the appearance of psychic tension. The conducted research yielded data about the child’s ontogenesis, as well as parental attitudes and expectations.

Текст научной работы на тему «Социальные ожидания как фактор возникновения психической напряженности одаренных школьников»

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Е. А. Павлова

Статья содержит описание пилотажного исследования влияния социальных ожиданий на возникновение психической напряженности у одаренных школьников с высоким уровнем развития специальных способностей. Исследование предполагает существование у близких значимых взрослых (учителей, родителей) ожиданий к ребенку, которые могут стать фактором возникновения у него психической напряженности. В результате проведенного исследования были получены данные о ходе онтогенеза ребенка, родительском отношении и ожиданиях.

Ключевые слова: социальные ожидания, одаренные дети, психическая напряженность, особенности личности одаренного ребенка.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 15-06-10726 (а).

Одна из актуальных тем современной психологии — воздействие социальных ожиданий на развитие ребенка. Это вопрос, требующий описания возможных механизмов и последствий этого влияния на развитие ребенка. Но эта проблема становится еще более сложной, когда речь идет о влиянии социальных ожиданий на развитие одаренного ребенка.

значимые для ребенка люди имеют определенные или не совсем определенные представления и ожидания в отношении него. Вслед за психоло-

Павлова Елена Александровна

старший преподаватель

кафедры общей

психологии Самарского

государственного

аэрокосмического

университета

им. С. П. Королева.

Адрес для переписки: Россия, 443011, г. Самара, ул. Акад. Павлова, д. 1, каб. 504ф.

Email: plen@samsu.ru

гическим словарем мы понимаем социальные ожидания (экспектации) как подразумеваемые требования, которые предъявляются окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам. Ожидания не пассивны, они могут выражаться в санкциях, предсказаниях о поведении и будущем ребенка, оценке его способностей [Гудзовская 2015].

Социальные ожидания порождают ошибки восприятия особенностей ребенка. чаще всего речь идет об учениках с высоким уровнем развития специальных способностей или ускоренным развитием. Эти дети отличаются специфическими проблемами адаптации в группе одноклассников, эмоциональной лабильностью, личностным ин-

132

Е. А. Павлова

фантилизмом, проблемой произвольной регуляции своего поведения. Эти дети с удовольствием занимаются той деятельностью, которая составляет суть их одаренности, но ровно столько, сколько они хотят. по данным исследования Е. И. щеблановой и А. Б. цой, социально-психологическая адаптация этих детей находится на низком уровне в отличие от детей с общим средним и высоким уровнем интеллекта [щебланова 2013]. педагоги чаще всего не готовы работать с такой группой, поскольку для этого требуются специальные навыки и время. Ожидания учителей занижены в отношении способностей такого ученика. О. В. Баскаева в своем исследовании раскрывает механизмы влияния социальных ожиданий учителя на возникновение психической напряженности у школьников стигматизированных групп (национальные меньшинства, дети из семей с низким уровнем доходов). Одним из основных факторов перегрузки детей, по О. В. баскаевой, является неготовность учителя работать с детьми этих групп [баскаева 2015].

Со стороны семьи ситуация напряженности в школе может усиливаться родительскими ожиданиями (причины которых различны: ощущение «давления общества» у самих родителей, желание реализовать в ребенке то, что не удалось самому, желание гордиться ребенком и т. п.), и в результате возникновение психической напряженности у ребенка вполне предсказуемо. психическая напряженность понимается как состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий, и сопровождается ожиданием возникновения негативных эмоций, таких как страх. это состояние отражает, с одной стороны, повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных условиях деятельности, а с другой стороны, готовность действовать в этих условиях определенным образом. Состояние психической напряженности имеет сильное влияние на эффективность деятельности, качество и работоспособность в целом. такое состояние обычно приводит к различным ошибкам, неточным реакциям на происходящее, неправильным действиям, порождает неприятные для человека эмоциональные переживания и ощущение неудовлетворенности. подобное положение вещей может провоцировать стрессовые ситуации, конфликты, всплески немотивированной (беспричинной) агрессии у ребенка, отказ от школьных занятий, даже если произвольная регуляция его поведения соответствует возрасту. Ученики с высоким уровнем развития специальных способностей наиболее подвержены влиянию социальных ожиданий и наименее защищены от стрессогенных условий.

Изучение особенностей одаренных детей с высоким уровнем развития специальных способностей на базе Самарского нейропсихологического центра показывает, что эти дети имеют сходные условия жизни. Во-первых, в дошкольный период они развивались в неспецифической для их возраста деятельности — учебной. это реализовывалось с помощью частных центров развития ребенка с различными образовательными программами (в частности, тРИз-педагогика, методики Н. зайцева). как следствие, уровень развития одних психических функций намного выше уровня других (например, великолепная память при очень низком уровне мышления). Во-вторых, ожидания родителей нивелируют ребенка в ре-

133

Социальные явления. 2015 (3)

бенке. Это уже сейчас будущий гений, которым они гордятся, забывая о его желаниях, проявление которых рассматривается как отклонение от заданного для ребенка «курса» жизни. по методике родительского отношения к ребенку Варги и Столина (ОРО) мы выявили родительские чувства по отношению к ребенку. Данная методика представляет собой инструмент, ориентированный на установление родительского отношения как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. по результатам опросника (4 исследуемых) получились следующие результаты: низкие баллы по шкале «кооперация», что выражает игнорирование интересов ребенка; высокие баллы по шкале «гиперсоциализация» (контроль), что говорит о том, что родитель ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывает ему свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родитель (в нашем исследовании участвовали только мамы) пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. И третий аспект данного пилотажного исследования говорит об ожиданиях родителей от психологической помощи, оказываемой в центре. Родители высказывают опасения, что коррекция нивелирует одаренность их ребенка, которую родители готовы поддерживать даже за счет низкого уровня развития других психических функций. Опыт работы, о котором рассказывают в своей публикации М. Е. Богоявленская и т. г. горячева, показывает, что коррекционная деятельность не снижает уровня развития способностей. Напротив, у ребенка открываются дополнительные возможности и появляются новые средства для реализации своих способностей [богоявленская 2003]. Спецификой коррекционного процесса при работе с одаренными детьми с высоким уровнем психического напряжения является принятие их личности при взаимодействии с ними и с опорой на сохранные или развитые функции, осуществляется комплекс упражнений, направленных на проработку не пройденных или неадекватно пройденных этапов развития с целью восстановления нормального онтогенеза. правильная нейропсихологическая диагностика и коррекция в этом случае помогут избежать ошибочного помещения ребенка, например, в класс коррекции.

Наше исследование является пилотажным и не претендует на утверждение найденных особенностей как закономерности. подобные выводы требуют более широкой выборки исследуемых из специфической группы одаренных детей — детей с высокоразвитыми специальными способностями. Однако наши наблюдения во многом сходятся с исследованиями особенностей личности одаренного ребенка. Мы считаем это направление исследований весьма важным как для ребенка и его семьи, так и для специалистов-психологов и дефектологов, поскольку ошибочная диагностика и определение судьбы младшего школьника могут иметь серьезные последствия для психического развития одаренного ребенка.

134

Е. А. Павлова

Список литературы

1 Баскаева О. В. Самосбывающееся пророчество как результат ожиданий учителя // Психологические исследования. 2015. Т 8. № 43. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2015).

2 Богоявленская М. Е., Горячева Т Г. Причины школьной неуспешности у детей с признаками одаренности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2003. Т.1. С.42-45.

3 Гудзовская А. А. Социальные ожидания субъектов образовательного процесса как фактор развития одаренности в школьном возрасте // Педагогические и управленческие технологии в организации образования одаренных людей / отв. ред. М. В. Наянова. — Самара: ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой), 2015. — С.13-21.

4 Щебланова Е. И., Цой А. Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования. — 2013. Т 6. № 31. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2015).

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.