Научная статья на тему 'Представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников'

Представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / REPRESENTATION / SOCIAL EXPECTATIONS / SUBJECT-OBJECT INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мышкина Марина Сергеевна

В статье рассматриваются представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников как групповые феномены. Такой подход дает возможность воссоздать картину диверсификации репрезентаций образовательного процесса в условиях его поступательного организационного и содержательного реформирования на современном этапе развития российского государства. Выявлено, что представления студентов-психологов о социальных ожиданиях современных учителей и школьников характеризуются как распространенные, устойчивые, объединенные схемой «субъект объектного» социального взаимодействия, в которой каждому из участников отводится особая роль: позиция субъекта атрибут учителя; при этом школьники как в оценке учителя, так и в оценке самих школьников представлены в виде объектов, пассивных участников воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY STUDENTS’ BELIEFS ABOUT THE SOCIAL EXPECTATIONS OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS AND TEACHERS

The psychology students' beliefs about the social expectations of secondary school teachers and students are considered a group phenomenon in this article. This approach makes it possible to reveal the diversification of the educational process representations under the conditions of the progressive reformation of its organization and content presently taking place in Russia. The findings characterize the psychology students' beliefs about the social expectations of secondary school students and teachers as widespread, stable, falling under “subject-object” social interaction scheme with each participant having his/her special role. The subject position is attributed to the teacher, whereas secondary school students in both types of the investigated beliefs are represented as passive objects of influence.

Текст научной работы на тему «Представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ

М. С. Мышкина

В статье рассматриваются представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников как групповые феномены. такой подход дает возможность воссоздать картину диверсификации репрезентаций образовательного процесса в условиях его поступательного организационного и содержательного реформирования на современном этапе развития российского государства.

Выявлено, что представления студентов-психологов о социальных ожиданиях современных учителей и школьников характеризуются как распространенные, устойчивые, объединенные схемой «субъект — объектного» социального взаимодействия, в которой каждому из участников отводится особая роль: позиция субъекта — атрибут учителя; при этом школьники как в оценке учителя, так и в оценке самих школьников представлены в виде объектов, пассивных участников воздействия.

Ключевые слова: представления, социальные

ожидания, субъект-объектное взаимодействие.

Работа выполнена при поддержке РгНф, проект 15-06-10726 (а).

Об авторе:

Мышкина Марина Сергеевна

канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Самарского государственного аэрокосмического университета им. Ак. С. П. Королева.

Адрес для переписки: Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: pylaem@bk.ru

феномен «социальные представления» сегодня рассматривается как одна из ведущих детерминант формирования и актуализации индивидуальной и совместной активности людей (Московичи, 1996; Воловикова, 2005; Ларина, 2008; Орешина, 2013). В фокусе внимания исследователей такие характеристики данного феномена, как определенная степень консерватизма, позволяющая сохранять взаимопонимание и относительное единство мышления в период социальных изменений, а также их динамика (В. Дуаз, Д. Жоделе), возможность позитивного воздействия на социальную ситуацию через дискурс и изменения символического значения явления для группы (В. Вагнер), связь центрального ядра социальных представлений с коллективной памятью, их стабильность, связность, устойчивость, низкая чувствительность к конкретному контексту (Ж.-к. Абрик). В отечественной социальной психологии проблема социальных представлений рассматривается в рамках личностно ориентированного подхода к. А. Абульхановой-Славской, в

88

М. С. Мышкина

соответствии с которым социальные представления являются одной из операций социального мышления личности, обладают нечувствительностью к противоречиям, глубоко укоренены в архетипической природе личности [Абульханова]. Общественные представления быстро становятся стереотипами, упорядоченными на основе здравого смысла и помогающими лучше понимать окружающий мир. Будучи сформированными, эти представления обретают собственную инерцию и воздействуют на нас с такой силой, что нам бывает трудно противостоять им [ядов]. таким образом, общественные представления дают нам стройную картину мира и общества, и мы интерпретируем происходящие события так, чтобы наиболее эффективно действовать в рамках этой картины.

представления о социальных ожиданиях учителей и школьников как групповые феномены являются атрибутами групп общества. это дает возможность воссоздать картину диверсификации репрезентаций образовательного процесса в условиях его поступательного организационного и содержательного реформирования на современном этапе развития российского государства.

Вышесказанное позволило сформулировать цель исследования — выявить представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников как участников образовательного процесса. Исследование проводилось в октябре 2015 г. в г. Самаре, участники — 28 человек, студенты дневного обучения психологического факультета СамгУ. количественный состав участников дает возможность квалифицировать проведенное исследование как пилотажное, нацеленное на первичную проверку гипотезы исследования. В качестве гипотезы сформулировано предположение о том, что представления студентов-психо-логов о социальных ожиданиях учителей и школьников детерминированы формирующейся профессиональной установкой на приоритет личностного подхода, а значит, включают в себя представленность образа учителя и школьника как равноправных участников образовательного процесса. Для проверки гипотезы использовались метод незаконченных предложений, тематического кодирования текстов, контент-анализ. Испытуемым было предложено дополнить следующие незаконченные предложения: «Современный учитель мечтает о ...», «Современный школьник мечтает о ...». Данные формулировки позволяют выявить представления на уровне не только личностных проекций, но и социальных ожиданий, в том числе в аспекте тенденции нормативности. В основе выделения тематических категорий лежит подход Ж. Нюттена, позволяющий при анализе высказываний учесть природу того объекта, к которому стремится субъект, и характер активности или связи субъекта и объекта [Нюттен; Сураева]. На основе кодификации осуществлялся подсчет общих значений упоминаний по каждой семантической единице и тематической категории и их процентного эквивалента с последующим межгрупповым сравнением.

Анализ и интерпретация результатов. Анализ эмпирических данных осуществлялся в направлении выявления количественных и качественных (содержательных) особенностей заполнения структуры категории

89

Социальные явления. 2015 (3)

«Субъекты» и были установлены особенности содержания представлений о социальных ожиданиях, отнесенных к этой категории (табл. 1).

таблица 1

Категория, подкатегории Ожидания от учителя Ожидания от школьников

Субъекты 64 29

Я 6 2

Личностные качества 23 19

Другие люди 12 10

Общество 2 1

Родители 4 3

Личная семья - 2

Ученики/дети 17 2

Особенности представлений студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников (количественное распределение смысловых единиц категории «Субъекты»)

количественное распределение суммарных показателей свидетельствует о том, что приоритет в социальном аспекте конструкта «образовательный процесс» студенты-психологи отдают учителю, социальный образ которого количественно более чем вдвое превышает аналогичный школьника. эта же тенденция распространяется на все подкатегории («я», «личностные качества», «другие люди», «общество в целом», «родители», «ученики/дети») за исключением подкатегории «личная семья», представленной только у школьников («иметь свою жену/мужа»).

представления студентов-психологов о субъектах взаимодействия в образовательном процессе выстроены в следующем порядке уменьшения их значимости: «учителя», «ученики» (они же «дети»), «другие люди», «родители», «общество в целом». Учитель у современных студентов-психологов является личностью с набором определенных качеств, которые можно разделить на общечеловеческие и профессионально значимые: «умный», «спокойный», «стремящийся к саморазвитию», «чтобы развивались его нравственные качества», ценящий свою профессию с позиции профессионального общения (мечтает «об адекватной критике со стороны коллег и своевременной обратной связи от учеников») и имеющий «стремление максимально разнообразить учебный процесс», стремящийся «реализоваться как личность, а не быть только ролью», честолюбивый («стремящийся к карьере»). представления студентов-психологов о родителях глазами учителя выявлены только в одном качестве — «понимающие». представления студентов-психологов о школьниках глазами учителя выявлены в следующих характеристиках: «понимающие», «ответственные», «тянущиеся к знаниям», «увлеченные», «активные», «любознательные», «восприимчивые», «одаренные», «с широким кругом интересов», «чтобы занимались саморазвитием», «стремящиеся к саморазвитию», «проявляющие инициативу», «адекватные»,

90

М. С. Мышкина

«послушные», «спокойные», «благодарные», «прилежные», «дающие «своевременную обратную связь», «внимательно относились бы к учителю», «относились с уважением к учителям».

таким образом, в приоритетной зоне представлений студентов-психо-логов о социальных ожиданиях учителя находятся такие субъекты, как сам учитель, школьники и их родители. при этом школьники и их родители представлены преимущественно как объекты профессионального воздействия, априорно обладающие такими характеристиками и качествами, которые обеспечивали бы комфортную деятельность с минимальными ресурсозатратами со стороны учителя. это позволяет говорить о субъект-объектном представлении студентов-психологов о характере общения учителя с учениками и родителями. Вероятно, это проекция собственного опыта школьного обучения («учитель мечтает быть умнее всех и высмеивать чужие взгляды, не похожие на свои и общества в целом», «о дорогих подарках на день учителя, 8 Марта»).

представляет интерес отсутствие подкатегории «личная семья» в образе учителя — в отличие от наличия данного конструкта в образе школьника. это может свидетельствовать об образе современного учителя как носителе особой функции, учителе как собственно функции, ориентирующей его лишь на одностороннее — субъект-объектное — не взаимодействие, но воздействие на школьников и их родителей с целью предоставления образовательных услуг («чтобы вклад в ученика был равен его результатам», «учитель мечтает о послушании и своем собственном спокойствии на занятиях», «чтобы перестать работать», «чтобы дети понимали с полуслова», «о спокойных, понимающих детях», «о взаимопонимании, о заинтересованности и уважении со стороны детей», «о послушных и адекватных детях», «об одаренных и послушных детях», «о благодарных учениках», «о прилежных учениках», «о дисциплинированных и умных учениках», «чтобы дети все делали молча, не пререкались с ним, чтобы все выполняли, без лишних вопросов», «чтобы нравиться детям», «о талантливых учениках и воспитанных родителях», «чтобы родители относились понимающе к его работе»).

таким образом, представления студентов-психологов о социальных ожиданиях современного учителя фокусируются в образе обслуживающего персонала, клиенту которого отводится вполне пассивная роль. Об этом же свидетельствует отсутствие представлений об учителе как человеке. Исключение составляет единственное высказывание: «...учитель мечтает о том, чтобы развивались его нравственные качества».

Представления студентов-психологов о социальных ожиданиях школьников глазами школьников представлены характеристиками, отражающими преимущественное взаимодействие с учителями и родителями в области школьной и остальной жизни («разнообразие в обучении», «о квалифицированных учителях», «о здравомыслящих и компетентных педагогах», «об учителях, с которыми было бы действительно интересно заниматься, а не просто отсиживать уроки», «о болезни учителя дабы не состоялась контрольная», «о добрых отношениях учителей», «о халявной учебе», «чтобы его не спрашивали на уроке, не вызывали к доске», «о безнаказанных прогулах школы и отсутствии возрастных ограничений на

91

Социальные явления. 2015 (3)

все», «об индивидуальном взаимодействии учителя с ними», «об индивидуальной форме образования», «о понимании его со стороны родителей», «чтобы его мнение было услышано», «чтобы его не контролировали родители»).

Образ «я как школьник» у студентов-психологов представлен следующими сферами: личная жизнь («о сексе», «иметь жену/мужа»), саморазвитие («быть спокойным, уравновешенным и незлым», «стать в будущем эффективным, успешным, нужным, свободным», «к самореализации»), отношение к учебе («не обращать внимания на свои отметки, ибо они ничего не значат»), отношение к деятельности («хочет стать кем-то важным, но при этом ничего не делать»).

Ожидания от взаимодействия со сверстниками сводятся к потребности признания («о признании сверстников», «об уважении со стороны сверстников и взрослых»), проблеме наличия свободного для общения времени, не регламентируемого учебным взаимодействием («чтобы было как можно больше времени на обсуждение разных тем со своими одноклассниками», «много друзей»).

таким образом, представления студентов-психологов о социальных ожиданиях современных школьников охватывают такие потребностные сферы, как признание и понимание со стороны учителей, родителей и сверстников преимущественно в сфере «учеба/свободное время». Самоценность общения как таковая представлена только в отношениях со сверстниками (но не с одноклассниками!) и характеризуется содержательным минимализмом и содержательной обобщенностью. Смоделированный на основе представлений студентов-психологов образ взаимодействия у школьников можно описать как подчиняющийся максимам «понимайте меня!», «Развивайте меня (в той области, которая важна вам)!», «Отстаньте от меня (во всех остальных областях)!». тем самым представления студентов-психологов о социальных ожиданиях школьников фокусируются в образе объекта-потребителя образовательных услуг, цель и средства реализации которых воспринимаются как заданные извне; это определяет амбивалентное отношение к ним — от нейтрального до преимущественно негативного.

таким образом, представления студентов-психологов о социальных ожиданиях современных учителей и школьников характеризуются как распространенные, устойчивые, объединенные схемой «субъект-объектного» социального взаимодействия, в которой каждому из участников отводится особая роль: позиция субъекта — атрибут учителя; при этом школьники как в оценке учителя, так и в оценке самих школьников представлены в виде объектов, пассивных участников воздействия.

полученные данные можно рассматривать, с одной стороны, как содержание личностных проекций респондентов, результат их собственного опыта школьного обучения, с другой — как неформализованную перспективную модель социальных нормативов взаимодействия учителей и школьников, выражающихся в характере действий, поведения, мыслей, чувств, на основе содержательного наполнения образов современных учителей и школьников. представления студентов-психологов о соци-

92

М. С. Мышкина

альных и ролевых ожиданиях современных учителей и школьников детерминированы доминантой их личного опыта, который вступает в противоречие с формирующейся в процессе обучения в вузе профессиональной установкой на приоритет личностного подхода, представленности образа учителя и школьников как равноправных участников образовательного процесса, осознанно реализующих цели взаимного развития и саморазвития. это позволяет рассматривать содержание данных представлений как ресурсную зону не только личностного развития студентов-психологов, но и организации образовательного процесса на всех его ступенях. Результатом этого могут выступать социальные нормы, ориентирующие на взаимообогащение и личностное развитие всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1 Абульханова К. А. Социальные представления личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. — М., 2002. С. 88-103.

2 Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. 306 с.

3 Сураева Г. З., Мышкина М. С. Изучение мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода контент-анализа ответов на незаконченные предложения Ж. Нюттена: учебное пособие. — Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. — 63 с.

4 Ядов В. А., Гипотеза об иерархии, структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности. Функционирование диспозиционной системы // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — М., 1979.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.