Научная статья на тему 'Особенности оздоровительной гимнастики на занятиях физической культуры у студентов, имеющих заболевание связанные с опорно-двигательным аппаратом'

Особенности оздоровительной гимнастики на занятиях физической культуры у студентов, имеющих заболевание связанные с опорно-двигательным аппаратом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / опорно-двигательный аппарат / оздоровительная гимнастика / упражнения / физическая культура / оздоровительное плавание. / student / musculoskeletal system / health gymnastics / exercises / physical culture / health swimming.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Г. Ермакова, Д Н. Прянишникова

В статье рассматриваются, выделяются и описываются характерные особенности, цели и задачи занятий по физической культуре оздоровительной направленности у студентов, имеющих заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Представлены примерные упражнения, применяющиеся на занятиях физической культуры у студентов с отклонениями в здоровье связанные с опорно-двигательным аппаратом входящих в специальную группу, занимающуюся оздоровительной гимнастикой, даны методические рекомендации и примерные упражнения в воде в рамках программы по оздоровительному плаванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF IMPROVING GYMNASTICS ON THE STATE OF THE SUPPORT-MOTOR APPARATUS OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP

In the article the characteristic features, goals and objectives of physical culture classes of health-improving orientation in students with diseases associated with the musculoskeletal system are considered and described. The article presents exemplary exercises used in physical education classes for students with disabilities associated with the musculoskeletal system included in a special group engaged in recreational gymnastics, methodical recommendations and exemplary exercises in the water in the framework of the program for recreational swimming.

Текст научной работы на тему «Особенности оздоровительной гимнастики на занятиях физической культуры у студентов, имеющих заболевание связанные с опорно-двигательным аппаратом»

ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЕ СВЯЗАННЫЕ С ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10017

Аннотация. В статье рассматриваются, выделяются и описываются характерные особенности, цели и задачи занятий по физической культуре оздоровительной направленности у студентов, имеющих заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Представлены примерные упражнения, применяющиеся на занятиях физической культуры у студентов с отклонениями в здоровье связанные с опорно-двигательным аппаратом входящих в специальную группу, занимающуюся оздоровительной гимнастикой, даны методические рекомендации и примерные упражнения в воде в рамках программы по оздоровительному плаванию.

Ключевые слова: студент, опорно-двигательный аппарат, оздоровительная гимнастика, упражнения, физическая культура, оздоровительное плавание.

В настоящее время, обучение в ВУЗе связано с большим количеством учебной работы. От количества физических нагрузок в течение дня и рабочей недели зависит сохранение умственной активности у студента. Систематические занятия по физической культуре способствуют улучшению функционального состояния опорно-двигательного аппарата, что положительно сказывается на умственной работоспособности студентов. Физическая культура является одним из важных средств поддержания здоровья и активной жизнедеятельности студента. Задачи оздоровительной физической культуры в специальных медицинских группах: помочь в восстановлении и укреплении здоровья; совершенствовать физическое развитие студентов; закаливать организм студентов; освоить основные двигательные умения и навыки в соответствии с программой; обучить рациональному дыханию в покое и при различных физических нагрузках; воспитать у студентов потребность в систематических занятия физической культурой; воспитать

гигиенические навыки, увеличение подвижности позвоночника, тренировка ослабленных мышц.

Гимнастические упражнения стабилизируют позвоночник, укрепляют мышцы туловища, а также позволяют добиться корригирующего действия на деформацию, улучшают осанку, улучшают функцию дыхания. Если мышцы долгое время остаются в покое, то они начинают ослабевать, становятся дряблыми и происходит их уменьшение в объеме. Систематические занятия гимнастикой способствуют их укреплению. За счет этого мышцы растут не в длину, а в толщину. Сила мышц также зависит от силы нервных импульсов. У тренированного студента, который постоянно занимается физическими упражнениями, импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой. Суставная гимнастика собрала в себе упражнения из разных направлений и методик. Пример нескольких основных упражнений в таблице 1.

- Педагогические науки - 69

Таблица 1. Специальные гимнастические упражнения

Примерные упражнения Кол - во повторений

1. И.п. стоя спиной к стене на расстоянии 30 см от стены, ноги врозь, руки согнуты в локтях перед собой, поворот туловища вправо и влево, обеими ладонями задеть стену (стопы не отрывать) 12 - 15 раз в каждую сторону.

2. И.п. стоя правым боком к гимнастической стенке, ноги вместе близко к стенке левая рука вытянута вверх держится за стенку, отклонить туловище сделать дугу в левую сторону, то же левым боком, 8 - 10 раз 8 - 10 раз

3. И.п. стоя спиной к гимнастической стенке, пятки у стенки, ноги врозь, руками взяться за стенку на уровне чуть выше головы (усложнять упражнение, перехватываться руками ниже по стенке), выгнуться в пояснице вперёд в дугу, принять и.п. 8 - 10 раз

4. И.п. стоя на гимнастической стенке, широкая стойка ноги врозь, руками держаться за стенку на уровне плеч (усложнять: руками держаться на уровне пояса) 8 - 10 раз.

5. И.п. лёжа на правом боку, правая рука вверх, левая поставлена «окошком» перед грудью опирается ладонью в пол, вытянуться в струнку, пальцами правой руки тянуться вверх, носки вытянуть (не заваливаться вперёд и назад), то же на левом боку 8 - 10 раз

6. И.п. лёжа на спине, поднимание и опускание прямых ног до угла 45 градусов от пола 10 -12 раз

7. И.п. стоя в упоре на колени, выдох и округлить спину, голову опустить, вернуться в и.п., 10 -12 раз, и.п. то же, сделать вдох прогнуть спину в другом направлении, подняв голову и таз вверх, принять и.п. 10 - 12 раз

8. И.п. вис спиной к гимнастической стенке, поднять согнутые ноги и подтянуть к груди 8 - 10 раз

9. И.п. лежа поперёк скамейки, чтобы верхняя часть туловища до подвздошных гребней находилась на весу, руки на пояс, ноги удерживать, держать и. п. с 10 секунд, увеличить нагрузку до 60 секунд. 10 - 60 сек

Гимнастика развивает подвижность суставов, способствует увеличению циркуляции крови, заставляет обменные процессы идти быстрее, это положительным образом сказывается на состоянии всего организма студента. Также занятия гимнастикой положительно действуют на нервную систему студента. В гимнастике есть упражнения, которые направлены на вытяжение срединного нерва, который проходит от области шеи до ладоней. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата большинство видов активности недоступны, поэтому суставная гимнастика может сыграть значительную роль. Нескольких занятий в неделю вполне достаточно для поддержания организма в тонусе [1].

Плавание сочетает закаливающее действие воды и физическую нагрузку. При проблемах с позвоночником оно имеет преимущество перед другими видами спорта, так как в воде тело находится в невесомости, и позные мышцы могут полностью расслабится. В воде нагрузки на позвоночник минимальны даже при достаточно интенсивных упражнениях и подвижных играх, которые обеспечивают хороший общеукрепляющий эффект. Для устранения дефектов осанки в сагитталь-

ной плоскости используют плавание кролем и баттерфляем, плавание на спине. Специальные упражнения в воде дают хороший эффект при лечении сколиоза [2].

Цель занятий оздоровительным плаванием: привлечение максимально возможного числа студентов с поражением опорно-двигательного аппарата для систематического занятия плаванием, оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, формирования здорового образа жизни, развития физических и личностных качеств. Основные коррекци-онные задачи при планировании занятий студентов с заболеванием опорно-двигательного суставах, нормализовать тонус мышц; укрепить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата при организации образовательного процесса занятия по плаванию проводятся в бассейне и в зале. В таблице 2 представлен примерный комплекс специальных физических упражнений в воде, существует широкий выбор снаряжения, которое можно использовать на занятиях водными упражнениями: водные трубки; водные гантели и ножные манжеты; рукавицы,

перчатки, лопатки; водные ботинки и жи- леты и др., пенопластовые доски. Таблица 2. Комплекс специальных физических упражнений в воде_

Специальные физические упражнения Кол-во повторений

1. И.п. — вертикальное положение тела, руки отведены назад, одновременно двумя ногами оттолкнуться от дна бассейна, ноги поднять вверх, мах руками вперёд, коснуться стоп 5-6 раз

2. И.п. то же попеременные махи прямыми ногами влево и вправо 8-10 раз

3. И.п. вертикальное сделать глубокий вдох погрузиться под воду, коснувшись руками дна, задержать дыхание. Зафиксировать эту позу на 5 секунд 3-4 раза

4. Ходьба, выполняя одновременно махи руками 10-25 м

5. И.п.- вертикальное, лёгкий бег в воде 10-15 м

6. И. п. вертикальное, правая рука согнута прижата к груди. Выполнить движение спиной вперёд высоко поднимая ноги и попеременно выпрямляя руки 10-15 м

7. И. п. вертикальное, руки отведены назад. Согнуть одну ногу в колене, руками обхватить прижать к груди, сохранить равновесие тела на одной ноге, затем поменять положение тела, удерживая равновесие 5-6 раз

Кроль на груди Работа рук в воде: При выполнении гребка, руки должны быть согнуты, так чтобы «поймать воду» 1. И. п. стоя в полунаклоне выполнить гребок рукой, вытянуть вперёд правую руку «поймать воду» приблизить к себе 8-10 раз для каждой руки

2. Выполнить скольжение, оттолкнувшись от бортика, вытянув руки перед собой 8-10 раз

3. Плавание с помощью движений одними руками и доску зажать между ногами 25-50 м

4. Скольжение вперед, одна рука впереди, другая у бедра, движение рукой, поворот головы- вдох, опустить голову в воду- выдох. Вернуться на точку старта. 10 раз

5. И.п. то же повторить для левой руки 10 раз

6. И. п. то же. Согласовать движения обеими руками с дыханием в обе стороны 10 раз

Движение ног в воде: 7. И. п. лежа на груди, в руках доска, обучающийся выполняет попеременные движения ногами, лицо опущено в воду. Упражнение выполняется на задержку дыхания. Ладони обучающего находятся строго на поверхности доски. 25 м

8. Выполнить скольжение, оттолкнувшись от бортика, руки держат доску перед собой, выполнить вертикальные махи ногами 10-15 м

9. И. п. одна рука вытянута вперед, другая прижата к бедру. Движение вдоль бассейна «на одних ногах». Тянуться вперед. 15-25 м

10. То же, что и в упр. 3, но с дыханием в сторону прижатой руки. Плечи во время вдоха строго в горизонтальном положении. 15-25 м

Методические рекомендации. Занятия в бассейне проводятся два раза в неделю продолжительность занятия 45 мин (10мин разминка и 30 мин чистого времени нахождения в воде) и один раз в неделю занятие в спортивном зале. Длительность занятий, величина нагрузки в значительной степени зависит от уровня физического и сенсомоторного развития обучающихся.

В комплексы ОФП и СФП необходимо включать упражнения: коррекции позото-нических реакций; расслабления мышц; формирования правильной осанки; опоро-способности; формирования равновесия; развития пространственной ориентации и точности движения.

Необходимо использовать индивидуальный подход к обучающимся с учетом их физического и психического развития. Необходимо в процессе тренировки выполнять следующие требования: постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения; чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки; обеспечивать профилактику

травматизма и страховку; рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления. Каждое занятие по плаванию начинается на суше и продолжается в воде.

Таким образом, двигательная функция является основной функцией человеческого организма. Она требует постоянного совершенствования для повышения работоспособности в различных видах деятельности. Занятие оздоровительной гимнастикой положительно влияет на все части двигательного аппарата, препятствует развитию дегенеративных изменений, которые связаны с возрастом и малоподвижным образом жизни. Также повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме студента. Происходит увеличение притока лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, это является хорошей профилактикой таких заболеваний как артроз и остеохондроз. Опорно-двигательный аппарат претерпевает ряд изменений под влиянием физических упражнений. Изменения про-

исходят за счет того, что мышечная систе- исходит развитие заместительных навыков ма укрепляется, повышается ее работоспо- студента. Постоянное применение физиче-собность, улучшается кровообращение в ских упражнений возмещает патологиче-суставах и связочных аппаратах, утолща- ски измененные функции и тренирует орется костная ткань. Для укрепления опор- ганизм студента, а также способствует но-двигательного аппарата применяются разностороннему и гармоническому разви-корригирующие упражнения, за счет кото- тию студентов, подготавливая их к труду. рых укрепляется мышечный корсет, про-

Библиографический список

1. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А Полная энциклопедия лечебной гимнастики / Под общей ред. Проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.

2. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений // Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Брусник Т.А. Оздоровительные виды гимнастики как эффективные средства, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата студенток // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2009.

IMPACT OF IMPROVING GYMNASTICS ON THE STATE OF THE SUPPORT-MOTOR APPARATUS OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP

E.G. Ermakova, Senior Lecturer

Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)

Abstract. In the article the characteristic features, goals and objectives of physical culture classes of health-improving orientation in students with diseases associated with the musculoskeletal system are considered and described. The article presents exemplary exercises used in physical education classes for students with disabilities associated with the musculoskeletal system included in a special group engaged in recreational gymnastics, methodical recommendations and exemplary exercises in the water in the framework of the program for recreational swimming.

Keywords: student, musculoskeletal system, health gymnastics, exercises, physical culture, health swimming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.