Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1529
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LIABILITY UNDER THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS / CIVIL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмакова Александра Сергеевна

Автором производится анализ положений законодательства, регулирующего ответственность участников правоотношений в сфере железнодорожных перевозок. Выделяются доктринальные проблемы при реализации мер гражданско-правовой ответственности за нарушение закона или условий договора железнодорожной грузоперевозки. Автором предлагается решить указанные проблемы путем внесения изменений в законодательство, регулирующее отношения в сфере железнодорожных грузоперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шмакова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF LIABILITY OF PARTIES TO THE CARRIAGEOF GOODS BY RAIL CONTRACT

The article analyses the provisions of legislation on the contract of carriage of goods by rail. The author highlights the scholar issues of liability for the breach of law or contractual obligations from the rail carriage contract. The author suggests to solve these issues by amendment of the respective legislation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

Г Е

ПЛЕТШИ к ЧИИ:1!М1 М

Г

OF LEGAL

RESEARCH

УДК 346

DOI 10.34076/2658-512Х-2020-2-80-102

Шмакова Александра Сергеевна (pika110896@gmail.com)

Студентка Института права и предпринимательства Уральского государственного юридического университета

Alexandra S. Shmakova Ural State Law University Institute of Law and Business, Student

Научный руководитель: Бажнна Мария Анатольевна Доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета

Кандидат юридических наук Academic supervisor: Maria A. Bazhina Assistant Professor of the of Business Law department

Ural State Law University Candidate of Juridical Sciences

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ PARTICULARITIES OF LIABILITY OF PARTIES TO THE CARRIAGE

OF GOODS BY RAIL CONTRACT

Аннотация: Автором производится анализ положений законодательства, регулирующего ответственность участников правоотношений в сфере железнодорожных перевозок. Выделяются доктринальные проблемы при реализации мер гражданско-правовой ответственности за нарушение закона или условий

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

договора железнодорожной грузоперевозки. Автором предлагается решить указанные проблемы путем внесения изменений в законодательство, регулирующее отношения в сфере железнодорожных грузоперевозок.

Ключевые слова, ответственность по договору перевозки грузов, гражданско-правовая ответственность.

Abstract: The article analyses the provisions of legislation on the contract of carriage of goods by rail. The author highlights the scholar issues of liability for the breach of law or contractual obligations from the rail carriage contract. The author suggests to solve these issues by amendment of the respective legislation.

Keywords: liability under the contract of carriage of goods, civil liability.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом занимает ключевое место в транспортном секторе Российской Федерации. Эффективное функционирование перевозочного процесса во многом зависит от гармоничного правового регулирования в этой сфере. Несмотря на наличие системы законодательства, направленного на регулирование договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, количество споров между участниками перевозочного процесса постоянно увеличивается. В ряде случаев это связано с тем, что до настоящего времени остаются неразрешенными определенные проблемы применения действующего законодательства, связанные с правами и обязанностями перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, а также с основаниями и порядком привлечения их к ответственности.

Прежде всего, необходимо определить, что понимается под гражданско-правовой ответственностью участников перевозочного процесса.

В настоящее время в юридической литературе остается спорным определение понятия «юридическая ответственность» и его соотношение с таким понятием как «санкция».

По мнению В. С. Белых, санкция - правовое средство, указывающее на неблагоприятные (имущественные, организационные) последствия для субъектов

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

предпринимательской деятельности в случае совершения ими правонарушения посредством применения предусмотренных законодательством и (или) договором правовых охранительных мер. Из этого следует, что санкции содержатся не только в нормах действующего законодательства, но и в договорах. В связи с чем нелогично рассматривать санкцию как часть юридической нормы, когда речь идет о договоре [1,с. 616].

Также механизм реализации санкции предполагает принудительное обеспечение исполнения юридических норм и договоров.

В свою очередь, юридическая ответственность представляет собой непосредственно применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях (обременениях), предусмотренных положениями закона или положениями договора [2, с. 271].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие «санкция» трактуется шире понятия «меры ответственности».

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что гражданско-правовая ответственность - это разновидность юридической ответственности1, которая понимается как «мера государственного принуждения» или «наказание за правонарушение» [3, с. 435]2. В рамках договора перевозки грузов железнодорожным транспортом к участникам правоотношений применяется гражданско-правовая ответственность, которая выражается в принуждении лица нести отрицательные (неблагоприятные) имущественные последствия.

Все признаки гражданско-правовой ответственности, ее особенности в рамках осуществления транспортной деятельности, связанной с перевозками, находят отражение в транспортном законодательстве.

Выделим основные признаки гражданско-правовой ответственности участников договора перевозки грузов.

1 Само понятие «юридическая ответственность» не имеет однозначной трактовки в российской доктрине.

2 Приведенное понятие признается большинством авторов.

г

Г пптаа» к

ЧИИ:1!М1 ш

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

1. Ответственность участников за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перевозочного процесса установлена Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ). В ГК РФ закреплены как общие положения об ответственности за нарушения обязательств, так и положения об ответственности за отдельные нарушения обязательств при организации и осуществлении перевозок. Устав железнодорожного транспорта (далее - УЖТ РФ) конкретизирует закрепленные в ГК РФ положения об ответственности за отдельные нарушения обязательств, а также существенно расширяют круг нарушений, влекущих ответственность перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и других субъектов транспортных договорных отношений.

2. Следствием нарушения договорных обязательств является наступление гражданско-правовой ответственности участников договора перевозки грузов. При этом к мерам гражданско-правовой ответственности можно отнести только те, которые влекут для участника договора неблагоприятные имущественные последствия, которые не наступили бы, если бы его поведение было правомерным [4, с. 591-592].

3. Гражданско-правовая ответственность имеет компенсационную направленность. Установленные санкции (меры гражданско-правовой ответственности) при перевозках применяемые к участникам перевозочного процесса направлены на возмещение (компенсацию) понесенных ими убытков и расходов. Следовательно, непосредственной целью применения мер ответственности является не только обеспечение охраны регулируемых отношений, но и восстановление нарушенных прав и интересов участников. Кроме этого, возложение обязанности возместить ущерб как мера гражданско-правовой ответственности призвано обеспечить нормальные условия деятельности участников экономических отношений (гражданского оборота), не нарушающих своих обязательств

[1, с. 617].

г

Г пптаа» к

ЧИИ:1!М1 ш

к

ОГ ЬЕвт РЕБЕПРСН

4. Гражданско-правовая ответственность имеет воспитательное воздействие на правонарушителя. В УЖТ РФ установлен повышенный размер ответственности участников перевозочного процесса (по сравнению с общими нормами об ответственности участников гражданско-правовых отношений, предусмотренных законодательством (например, ст. 395 ГК РФ)). Это необходимо, чтобы перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель более внимательно относились к выполнению принятых на себя обязательств и не нарушали правила перевозочного процесса.

Формы (меры) гражданско-правовой ответственности участников перевозочного процесса.

В юридической литературе принято выделять три формы гражданско-правовой ответственности:

1) взыскание неустойки;

2) возмещение убытков;

3) взимание (уплата) процентов за неисполнение обязательства.

Данные меры гражданско-правовой ответственности обладают имущественным содержанием и воплощаются в уплате определенных денежных сумм.

Исходя из анализа главы 7 УЖТ РФ, в которой определена ответственность перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, основной особенностью ответственности участников перевозочного процесса является то, что наряду с возмещением убытков (например, на основании статьи 96 УЖТ РФ перевозчик обязан возместить ущерб в размере стоимости утраченного, испорченного, недостающего груза) на них возлагаются «дополнительные обязанности» в виде выплаты штрафов, пени, сборов3 [4, с. 347; 5, с. 38]. При этом штраф и пени являются

3 В действующем транспортном и гражданском законодательстве не закреплено термина «сбор». В связи с этим возникает вопрос о его правовой природе. В УЖТ РФ это понятие используется в нескольких аспектах. 1. Грузоотправитель обязан уплатить перевозчику сбор как дополнительную плату, если нарушение повлекло за собой необходимость совершения дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов. Данные сборы регулируются Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденными Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 35/15. 2. В некоторых случаях помимо штрафа уплачивается дополнительный сбор как санкция (например, в ст. 94 УЖТ РФ предусмотрен сбор за непредъявление груза). В связи с этим возникает вопрос о единообразном применении термина «сбор» в УЖТ РФ.

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

основной формой ответственности по договору перевозок груза железнодорожным транспортом.

Однако в действующем транспортном законодательстве не определена правовая природа штрафов и пеней. В связи с этим возникает вопрос о сущности этих санкций.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ штраф и пени являются разновидностью неустойки, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка определяется как способ обеспечения обязательства, а ее взыскание - как мера ответственности. Взыскание неустойки напрямую связано с выполнением ее компенсационной функции. Однако не исключается штрафной характер неустойки.

В зависимости от метода исчисления неустойки принято различать собственно неустойку, штраф, пеню.

На основании вышеизложенного рассмотрим такие меры гражданско-правовой ответственности, как штрафы и пени.

1. Штраф по УЖТ РФ - это мера гражданско-правовой ответственности. Штраф как форму неустойки нельзя отождествлять со штрафом как публично-правовой санкцией, применяемой в административном и уголовном праве [4, с. 431]. В УЖТ РФ установлена ответственность участников перевозочного процесса за неисполнение принятых на себя гражданско-правовых обязательств. Следовательно, штраф, установленный в УЖТ РФ, является мерой гражданско-правовой ответственности и не носит публичный характер.

2. Штраф - мера ответственности, представляющая собой единовременную денежную выплату за допущенное нарушение. В УЖТ РФ он установлен за нарушения, где пострадавшей стороне важен сам факт допущенного нарушения или неисполнения обязательства, а не нарушение срока его исполнения.

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

В качестве примера можно привести состав ст. 94 УЖТ РФ, в которой установлена ответственность перевозчика и грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки.

3. Штраф - мера ответственности, выраженная в твердой сумме. Штраф отличается от неустойки тем, что его размер определяется в твердой денежной сумме. В свою очередь, неустойка определяется в процентном отношении к сумме неисполненного и ненадлежащим образом исполненного обязательства.

4. Пени отличаются от процентов за пользование чужими денежными средствами и от процентов, начисляемых на сумму займа в качестве оплаты

Пеня представляет собой определенную денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору за каждый час, день (или иной период) просрочки исполнения обязательств. По общему правилу она определяется в процентном соотношении к сумме просроченного платежа. Это является одним из отличий пени от штрафов и неустойки. Так, например, ст. 97 УЖТ РФ устанавливает ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров в виде пени в размере 6% платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).

Относительно размеров штрафов можно отметить, что зачастую при обращении в суд по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом истцы требуют взыскания не одного, а нескольких штрафов в совокупности. При том, что в большинстве случаев размер штрафов превышает размер провозной платы и причиненного ущерба в несколько раз, требуемая сумма становится довольно высокой. Такие размеры штрафов устанавливаются для защиты интересов сторон, но, как показывает практика, в большинстве случаев сумма требований снижается судом. В таких ситуациях суды ссылаются на явную

[1, с. 625].

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

несоразмерность заявленных требований последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ). Также в качестве аргументации приводится невозможность извлечения преимущества из своего незаконного поведения, о котором говорится в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. № 81 «О некоторых вопросах применения ст. 333 ГК РФ»4.

При применении ст. 333 ГК РФ учитывается отсутствие доказательств негативных последствий при допущенных ответчиком нарушениях и баланс интересов сторон. Именно на эти обстоятельства суды обращают внимание при рассмотрении вопроса о снижении размера заявленных требований5.

Исходя из анализа судебной практики и действующего законодательства, возникает вопрос о целесообразности установления на законодательном уровне «завышенных штрафов». В 90% случаев заявленные требования снижаются судами на основании ст. 333 ГК РФ. В связи с этим нам представляется целесообразным пересмотреть размер штрафов в УЖТ РФ в сторону понижения. Такое изменение позволит повысить процент уплаты должниками предъявленных им штрафов во внесудебном порядке, что, в свою очередь, снизит процент исков в отношении их принудительного взыскания.

Основания привлечения к ответственности по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Рассмотрев основные особенности гражданско-правовой ответственности участников перевозочного процесса, следует обратиться к изучению правовых

4 О некоторых вопросах применения ст. 333 ГК РФ: Постановление Пленума ВАС РФ № 81 от 22.12.2011 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_124675/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

5 Решение Арбитражного суда Республики Хакасии № А74-315/2016 от 21.03.2016 г. // СудАкт. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/V3dzGrJ80YV5/ (дата обращения: 31.03.2020 г.); Решение Арбитражного суда Приморского края № А51-873/2019 от 03.06.2019 г. // СудАкт. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/tknlCeoWDgbv/ (дата обращения: 31.03.2020 г.); Решение Арбитражного суда Приморского края № А51-4040/2019 от 27.05.2019 г. II СудАкт. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/wGtlygMril6j/ (дата обращения: 31.03.2020 г.); Решение Арбитражного суда Краснодарского края № А32-2019/2019 от 24.05.2019 г. II СудАкт. URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/PRlwKNWawzxQ/ (дата обращения: 31.03.2020 г.); Решение Арбитражного суда Вологодской области № А13-3190/2019 от 05.05.2019 г. II СудАкт. URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/73bCUNX9pSZv/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

оснований ее наступления. В УЖТ РФ содержатся нормы, определяющие ответственность участников перевозочного процесса. Для удобства изложения в работе материал систематизирован в отношении каждого участника договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У каждого участника есть свои особенности ответственности по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом, но в настоящей работе будут рассмотрены наиболее спорные вопросы, возникающие на практике.

3.1. Рассмотрим основания наступления ответственности грузоотправителя.

1. Ответственность за неправильное заполнение документов при заключении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом (ст. 94, 98 УЖТ РФ).

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправителю, прежде всего, необходимо представить перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (ст. 11 УЖТ РФ).

Порядок приема перевозчиком заявок регламентируется Правилами приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 27.07.2015 г. № 228 (далее - Правила приема заявок)6, в которых также указана сама форма заявки и правила ее заполнения.

В соответствии с п. 8 Правил приема заявок грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку грузов, обеспечивают правильность и достоверность сведений, внесенных в заявку на перевозку грузов. Пункт 10 Правил приема заявок устанавливает только то, что понимается под нарушением требований данных правил, а именно: неправильное заполнение заявки, то есть нарушение порядка заполнения, регламентированного Правилами приема заявок. Заявки на

6 Об утверждении правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 228 от 27.06.2015 г. // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/71281416/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

перевозку грузов, оформленные с нарушением требований указанных правил, возвращаются перевозчиком грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов, без рассмотрения в суточный срок (п. 10 Правил приема заявок). Иной ответственности за искажение сведений в заявке не установлено.

Иным образом обстоит дело при искажении сведений в железнодорожной транспортной накладной (ст. 25 УЖТ РФ). Форма и порядок заполнения транспортной железнодорожной накладной установлена Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 26.02.2015 г. № 327. За искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере пятикратной платы за перевозку грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ РФ).

На практике возникает несколько вопросов при применении данной нормы.

1. Возможно ли привлечение к ответственности грузоотправителя одновременно по ст. 98 и ст. 102 УЖТ РФ. Диспозиция ст. 102 УЖТ РФ указывает на то, что за сам факт превышения грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). При толковании данных норм в ряде случаев делается вывод, что грузоотправитель может быть привлечен к ответственности только по одной из статей, так как они дублируют друг друга.

7 Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 32 от 26.02.2015 г. // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70997354/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

Уральский журнал правовых исследований ^^ igk

Ural Journal of Legal Research ^^ ^^

f

OF LEGAL RESEARCH

i

Однако такой вывод является неверным. Разъяснения по данному вопросу были даны в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»»8. В п. 28.1 данного постановления указано, что если допущены одновременно нарушения, предусмотренные ст. 98 и 102 УЖТ РФ, то за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.

2. Правильность исчисления массы груза грузоотправителем и перевозчиком. В Информационном письме ВАС РФ от 10.07.2007 г. № 119 «О некоторых вопросах практики рассмотрения Арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных»9 (далее - Информационное письмо № 119) разъяснен порядок привлечения грузоотправителя к ответственности за искажение сведений в железнодорожной транспортной накладной. Президиум ВАС РФ указал, что нормы ст. 26 УЖТ РФ и п. 13 Правил приема грузов к перевозке приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. № 2810, закрепляют правило, в соответствии с которым только путем взвешивания (применительно к грузам, перевозимых навалом и насыпью, только путем взвешивания на вагонных весах) должна быть определена масса

8 О некоторых вопросах практики применения федерального закона «Устав железнодорожного транспорта российской федерации»: Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 30 от 06.10.2005 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_56211/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

9 О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных: Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 119 от 10.07.2007 г. II СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70304 (дата обращения: 31.03.2020 г.).

10 Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом: Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации № 28 от 18.06.2003 г. II СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43248/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

груза, если его погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров повлечет за собой превышение их допустимой грузоподъемности. Следовательно, если масса груза, в том числе перевозимого навалом или насыпью, определенная грузоотправителем расчетным способом, не соответствует массе груза, определенной грузоперевозчиком путем взвешивания, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза только тогда, когда погрузка груза до полной вместимости вагонов, контейнеров повлекла за собой превышение их допустимой грузоподъемности.

Также в девятом абзаце Информационного письма № 119 уточняется, что грузоотправитель несет ответственность за искажение им сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной и в случае, если масса груза, определенная перевозчиком способом, применявшимся грузоотправителем, превышает с учетом допустимых погрешностей измерений массу, указанную в транспортной железнодорожной накладной.

Несмотря на данные положения, в практике продолжают возникать споры, связанные с привлечением грузоотправителя к ответственности по данным составам. Так, в п. 5 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017 г. (далее - Обзор Президиума ВС РФ 2017 г.)11, установлено, что если масса груза, в том числе перевозимого навалом или насыпью, определенная грузоотправителем расчетным способом, не соответствует массе груза, определенной перевозчиком путем взвешивания, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза, в том числе, в случае, когда указание такой массы груза грузоотправителем, с учетом допустимых погрешностей, привело к занижению размера стоимости перевозки груза.

В п. 6 Обзора Президиума ВС РФ 2017 г. указано, что масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной грузоотправителем

11 Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20.12.2017 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_285603/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

на станции отправления, и массой, установленной перевозчиком при соответствующей проверке, не превышает значения допустимой погрешности. Величина погрешности устанавливается исходя из сложившихся обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством. Так, ВС РФ предложил использовать при доказывании размера допустимого расхождения массы груза утвержденные Федеральным государственным унитарным предприятием «ВНИИМС» Ростехрегулирования 20.05.2008 г. Рекомендации МИ 3115-2008 «Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем». При этом в Обзоре Президиума ВС РФ 2017 г. подчеркивается, что в силу ст. 65 АПК РФ стороны не лишаются возможности доказывать, что применение названной рекомендации не является обоснованным в данном случае. Подобных рекомендаций суды придерживаются при разрешении конкретных дел. Так, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.04.2019 г. № Ф03-979/2019 по делу № А73-17253/201612 суд применил рекомендации ВС РФ и рассчитал размер превышения массы груза предложенным способом.

2. Ответственность за полное или частичное невыполнение заявки грузоотправителем (ст. 94 УЖТ РФ).

Согласно ст. 94 УЖТ РФ, к ответственности за невыполнение заявки может быть привлечен как грузоотправитель, так и перевозчик.

При привлечении к ответственности грузоотправителя под полным или частичным невыполнением заявки понимаются такие действия данного участника:

- непредъявление для перевозки предусмотренного принятой заявкой количества груза в тоннах (если перевозка установлена в вагонах и тоннах) или количества контейнеров (если перевозка установлена в контейнерах);

12 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-3366/2019 по делу № А73-19231/2018 от 20.08.2019 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ADV&n=110292#0909677110329765 (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

f пптаа» к ЧИИ:1!М1 м

OF LEGAL

RESEARCH

- отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров, за исключением случаев, если причиной отказа стала техническая неисправность поданных вагонов, произошедшая по вине перевозчика;

- отсутствие не принадлежащих перевозчику и предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами;

- невыполнение среднесуточной плановой или согласованной нормы погрузки и выгрузки вагонов на данные сутки при перевозке грузов в прямом и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении через морской порт.

Например, за нарушение исполнения принятой заявки в зависимости от типа перевозки законодатель устанавливает штраф в размере 0,1 МРОТ за каждую непогруженную тонну груза13.

Отметим, что грузоотправитель несет ответственность и в том случае, если обязанность по подаче данному грузоотправителю вагонов, контейнеров несет владелец железнодорожного пути необщего пользования.

Помимо штрафа грузоотправитель уплачивает перевозчику сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения в размерах, установленных ст. 94 УЖТ РФ.

Штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами.

Выделяют два исключения, позволяющих снизить размер штрафа:

- если грузоотправитель предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки грузов - размер штрафа снижается на одну треть;

13 О минимальном размере оплаты труда: федер. закон Российской Федерации № 82-ФЗ от 19.06.2000 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_27572/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

Г пптаа» к

ЧИИ:1!М1 ж

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

- если заявка не выполнена по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею - взыскивается в размере 50% штрафа, размер которого установлен ст. 94

Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой перевозчиком заявки, задержку подачи вагонов, контейнеров вследствие:

- обстоятельств непреодолимой силы, военных действий;

- прекращения или ограничения погрузки грузов;

- обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности грузоотправителя;

- неиспользования вагонов, контейнеров, поданных грузоотправителю сверх указанных в принятой заявке без предварительного согласия грузоотправителя;

- выполнения заявки (в тоннах).

В случае если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов, контейнеров по согласованию с перевозчиком использует меньшее количество вагонов, контейнеров, чем предусмотрено заявкой, штраф за неиспользование соответствующего количества вагонов, контейнеров не взыскивается (ст. 116УЖТ РФ).

Рассматривая ответственность грузоотправителя по ст. 94 УЖТ РФ, следует отметить, что в УЖТ РФ предусмотрены конкретные основания ответственности, ее размер и основания снижения ее размера, а также случаи освобождения грузоотправителя от ответственности. Это говорит о полном урегулировании в законодательстве данного вопроса. Анализ судебной практики также свидетельствует о том, что каких-либо спорных моментов при привлечении грузоотправителя по данному основанию не возникает. Суды руководствуются правилами, изложенными в ст. 94 УЖТ РФ. Для примера можно привести Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2019 г. по делу №А32-50031/2018. В рассматриваемом деле в адрес перевозчика грузоотправителем были поданы

УЖТ РФ.

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

заявки формы ГУ-12 на перевозку химических и минеральных удобрений. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в учетных карточках формы ГУ-1, подписаны обеими сторонами, что послужило основанием для определения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятых заявок. В графах заявок были указаны отметки: отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров; отсутствие предусмотренных в заявке собственных или арендованных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор на представление таких вагонов, контейнеров; неиспользование поданных вагонов, контейнеров; неподача вагонов, контейнеров из-за невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей; отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров. В том числе грузоотправителем был допущен недогруз вагонов по тоннажу.

Суд, ссылаясь на ст. 94 УЖТ, указал, что основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки является отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров.

3. Ответственность за использование вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев (ст. 99 УЖТ РФ).

Согласно ст. 99 УЖТ РФ в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные ст. 100и 101 УЖТ РФ, за задержку вагонов и контейнеров.

За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

договорами иа подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители уплачивают перевозчику те же самые штрафы в десятикратном размере, но без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Отметим, что задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимает-сяза полный час.

4. Ответственность за нарушение требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом и таможенных правил, касающихся перевозок грузов (ст. 47 УЖТ РФ).

Данным основанием порождаются юридические последствия в том случае, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля (надзора) вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств. При возникновении данного основания грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в сорокопятикратном и пятнадцатикратном размере МРОТ соответственно за вагон и контейнер.

Если грузоотправителем не будут предприняты меры в отношении задержанных по указанным причинам грузов в течение 10 суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов в течение 4 суток с момента получения от перевозчика извещения в письменной форме о задержке вагонов, контейнеров, если иной способ извещения не предусмотрен соглашением сторон, у перевозчика появляется право возвратить грузы грузоотправителю за счет последнего, за исключением продовольственных и скоропортящихся грузов, в отношении которых срок транспортабельности не позволяет осуществить такой возврат, или, если иное не предусмотрено соглашением сторон, реализовать грузы.

г

Г пптаа» к

ЧИИ:1!М1 ш

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

Если грузоотправитель виновен в простое вагонов, контейнеров на железнодорожной станции, то он должен внести перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами, а при простое, превышающем указанные сроки, несет ответственность, рассмотренную нами вп.З данного исследования.

Стоит отметить, что при задержке вагонов, контейнеров с грузами, следующими в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, в пунктах таможенного и пограничного контроля вследствие неправомерных действий или бездействия таможенных, пограничных и иных органов государственного контроля (надзора) грузоотправитель освобождается от ответственности. В таком случае ответственность будут нести указанные органы в соответствии с гражданским законодательством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ответственность за повреждение или утрату предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей (ст. 104 УЖТ РФ).

В таком случае у грузоотправителя возникает обязанность отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.

Кроме того, грузоотправители возмещают перевозчику и убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

3.2. Рассмотрев особенности ответственности грузоотправителя, перейдем к анализу особенностей ответственности перевозчика, другой стороны по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом.

1. Ответственность за несохранность груза (ст. 95 УЖТ РФ).

Статьей 95 УЖТ РФ предусмотрена ответственность перевозчика за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю. В действующем законодательстве заложена презумпция того, что перевозчик ответственен за несохранность груза, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности, вследствие:

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

- причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя;

- особых естественных свойств перевозимого груза;

- недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при приеме груза для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

- сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.

Исходя из положений ст. 96 УЖТ РФ, ответственность перевозчика по возмещению ущерба, причиненного при перевозке груза, является ограниченной, а именно:

- размером стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;

- размером суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;

- размером объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае его утраты;

- размером доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае недостачи или повреждения (порчи) груза.

Вопрос об ограниченной ответственности перевозчика является наиболее обсуждаемым в юридической литературе. Правило об ограничении ответственности опирается на п. 1 ст. 400 ГК РФ, согласно которому по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным видом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков. Ограниченная ответственность предполагает либо сокращение объема ответственности до размера реального ущерба, либо заключается в установлении фиксированного предела ответственности безотносительно к размеру ущерба.

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

В последнем случае объем ответственности может быть ограничен размером провозной платы или ценой груза.

Как подчеркивает В. В. Витрянский, формулировка ГК РФ соотносит ограниченную ответственность с обязательством, а не с нарушением его отдельных условий. Следовательно, если существует прямое указание закона, то к обязательственному правоотношению определенного вида применяется принцип ограниченной ответственности вне зависимости от того, какого рода нарушение и какой именно стороной допущено [6, с. 46-57].

УЖТ РФ не содержит формулировки принципа ограниченной ответственности или какой-либо отсылки к п. 1 ст. 400 ГК РФ применительно к перевозкам груза железнодорожным транспортом. Тем не менее данный принцип проводится в УЖТ РФ достаточно четко, но в большинстве случаев в отношении перевозчика. Однако это обстоятельство является нарушением принципа равенства сторон регулируемых отношений, закрепленного в ГК РФ. Следовательно, закрепление приоритета перевозчика перед другими участниками отношений является своего рода нарушением установленных принципов.

Полагаем, что данная особенность ответственности перевозчика является экономически обоснованной. Отмена правила об ограниченной ответственности может привести к существенному увеличению провозной платы для того, чтобы перевозчик мог компенсировать свои затраты.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Помимо возмещения ущерба, перевозчик обязан вернуть взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

Стоит отметить, что данные нормы закрепляют бремя доказывания вины на

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

перевозчике, так как если он не докажет обратного, то будет нести ответственность. В ряде судебных решений указывается, что для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, и с его стороны к этому были приняты все необходимые меры14.

2. Ответственность за просрочку доставки грузов (ст. 97 УЖТ РФ).

За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров ответственность установлена в ст. 97 УЖТ РФ и перевозчик несет ее в случае, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ обстоятельств. К ним относятся: обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия или иные не зависящие от перевозчиков обстоятельства.

Если просрочка в доставке грузов произошла в отсутствие вины перевозчика, перевозчик освобождается от ответственности (уплате пени) за просрочку в доставке груза по железнодорожным накладным. Так, в одном из дел, рассматриваемом в Обзоре судебной практики Второго арбитражного апелляционного суда по разрешению споров, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте, от 04.09.2007 г., перевозчик был освобожден от ответственности по ст. 97 УЖТ РФ. Такой вывод суда был обусловлен тем, что задержка в доставке груза возникла по эксплуатационным причинам, предусмотренным Регламентом организации работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов и в результате исправления нарушения погрузки, допущенного по вине грузоотправителя, осуществлявшего загрузку вагона своими силами15.

3.3. Ответственность грузополучателя по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом носит наиболее спорный характер. Связано это с тем, что он не является стороной договора перевозки грузов железнодорожным

14 Решение Арбитражного суда Челябинской области № А76-29982/2018 от 05.04.2019 г. // СудАкт. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/MoqBU0om5r6v/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

15 Обзор судебной практики Второго арбитражного апелляционного суда по разрешению споров, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте от 04.09.2007 г. II СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/17042612/ (дата обращения: 31.03.2020 г.).

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

транспортом. Однако при этом у него возникают обязанности по данному договору (ст. 36 УЖТ РФ устанавливает обязанность принять груз и оплатить его) и, более того, основания для ответственности за их невыполнение (ст. 99 УЖТ РФ). Признанная в современной юридической литературе конструкция договора перевозки грузов железнодорожным транспортом как договора в пользу третьего лица не в полной мере соответствует закрепленным в УЖТ РФ обязанностям и ответственности получателя груза [7, с. 95]. Однако В. В. Витрянский полагает, что возложение на грузополучателя некоторых обязанностей не может быть препятствием для признания договора перевозки груза договором в пользу третьего лица. Согласно позиции автора, вышеуказанные обязанности налагаются на получателя законом, которые носят императивный характер, а не договором перевозки [8, с. 59].

Однако на практике возникают случаи, когда в адрес грузополучателя приходит груз, который он не заказывал. При этом перевозчик требует от грузополучателя принять груз, а в случае просрочки - оплатить штраф за простой вагонов.

Исходя из конструкции договора в пользу третьего лица, грузополучатель не должен нести каких-либо обязанностей по договору, в которой он не является стороной, а выступает в качестве выгодоприобретателя (ст. 430 ГК РФ).

Судебная практика не всегда следует изложенному выше принципу. В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2006 г. № А56-50459/2005 суд обязал грузополучателя оплатить штраф за простой вагонов в связи с тем, что груз был им не принят в силу ст. 36 УЖТ РФ. Однако судебная практика делает исключения и освобождает грузополучателя от уплаты каких-либо сумм перевозчику, если адресат не является грузополучателем фактически, так как у него отсутствуют какие-либо отношения с грузоотправителем16.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным транспортом является несовершенным и требует дальнейших доработок в виде внесения соответствующих изменений

16 Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-50459/2005 от 22.09.2006 г.; Постановление ФАС Московского округа № КГ-А40/5524-2008 от 30.06.2008 г.

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

в действующее законодательство.

Таким образом в рамках настоящей статьи были выделены определенные недостатки в механизме правового регулирования перевозочного процесса. В связи с этим для целей эффективного регулирования перевозочного процесса, а также уменьшению количества споров в суде возникает необходимость решения указанных проблем следующими способами.

1. Так, в транспортном законодательстве используется большое количество терминов, которые не установлены гражданским законодательством и имеют «двойное» значение. Для решения данной проблемы было бы целесообразно унифицировать термины в транспортном законодательстве путем внесения в ст. 2 УЖТ РФ терминологии, использующейся в ГК РФ.

2. В УЖТ РФ в императивном порядке установлены завышенные штрафы. Представляется целесообразным уменьшить размер штрафов. Данная мера поможет повысить процент уплаты штрафов и понизить процент подачи исков в суд по принудительному взысканию этих штрафов.

3. Возложение на грузополучателя обязанности принять груз не соответствует конструкции договора в пользу третьего лица, отличается от обязанностей грузополучателя по договорам перевозки грузов иными видами транспорта. В связи с этим наличие императивного закрепления такой обязанности ставится нами под сомнение. Грузополучатель должен выразить свое согласие на принятие груза. Только после этого у него могут появиться права и обязанности как у участника договора перевозки грузов.

1. Белых В. С., Берсункаев Г. Э., Виниченко С. И. Предпринимательское право России: учебник. - М.: Издательство Проспект, 2009. - 656 с.

2. Алексеев С. С. Общая теория права: курс в 2-х т. Т.1. - М.: Издательство

Библиографический список

г

Уральский журнал правовых исследований ^^ igk

Ural Journal of Legal Research ^^ ^^

Проспект, 2009. - 360 с.

3. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. / под ред. Корельский В. М., Перевалов В. Д. - М.: Издательская группа Ин-фра М-Норма, 1997,- 570 с.

4. Российское гражданское право: учебник: в 4 т. Т.1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 2-е изд., стереотип. / отв. ред. Суханов Е. А., - М.: Статут, 2011.-958 с.

5. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н., Алферова Ю. Н. и др. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т.1. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Сергеева А. П. - М.: Издательство Проспект, 2020. - 1040 с.

6. Баукин В. Г., Гарбар А. В. Принцип ограниченной ответственности и страхование в сфере железнодорожных перевозок грузов. // Известия вузов. Правоведение. 2008. №1.С. 46-58.

7. Соловьева М. А. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в России и Германии (сравнительно-правовое исследование): монография. -Екатеринбург: Издательский дом Уральской государственной юридической академии, 2012. - 176 с.

8. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М.: Статут, 2007. -914 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.