Особенности оценки качества услуг сети подвижной радиотелефонной связи
Ключевые слова: качество услуги связи, сеть подвижной радиотелефонной связи, модель оценки качества услуги связи, показатель качества, норма качества, методика измерения.
Рассматриваются результаты анализа существующих принципов и моделей оценки качества услуг на основе отечественных нормативных и научных источников, рекомендаций МСЭ, стандартов, отчетов и спецификаций ЕГБІ. Рассмотренные модели послужили базой для разработки методик измерения параметров и расчета показателей качества услуг связи, предоставляемых операторами связи на сетях подвижной радиотелефонной связи. Предложен перечень показателей и нормы, разработанные с учетом специфики предоставления услуг российскими операторами связи. Представлены наиболее сложные вопросы для реализации методик измерений в практике отечественных операторов связи. Обсуждаются принципы единых норм на показатели и параметры качества вне зависимости от технологии сети связи и поколения оборудования.
Ефимушкин В.А.,
Зам. генерального директора
по научной деятельности ФГУП ЦНИИС
Ледовских Т.В.,
Директор по науке ФГУП ЦНИИС
Куликова ТА,
Ведущий научный сотрудник ФГУП ЦНИИС
Керженцев Ю.А.,
Директор департамента развития сетевых технологий
ОАО "Интеллект Телеком"
Червяков О.В.,
Начальник отдела ОАО "Интеллект Телеком"
Ведение
Исследование вопросов обеспечения качества услуг (Quality of Service, QoS) сети подвижной радиотелефонной связи (C^C) является актуальной задачей. C целью повышения качества оказания услуг связи в условиях конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг необходима разработка соответствующих регламентирующих документов в области качества услуг и придания им статуса нормативных правовых актов (НПА). Разработанные номенклатура услуг C^C, показатели качества и их нормированные значения, методы их контроля и оценки качества могут быть востребованы, как операторами связи, так и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области связи. Полезны они также гражданам и юридическим лицам, являющимся пользователями услугами связи [1, 2].
Понятие качества. Единые подходы к оценке
Общее определение понятия качества дает словарь ИCО 8402 1994 г. [3] как "совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворять заявленным требованиям", на основе которого были определены базовые термины в области качества услуг связи, впервые приведенные в Рекомендации MCЭ-T Е.800 [4]. В Рекомендации MCЭ-T Е.800 дано следующее определение QoS: "совокупный показатель эксплуатационных характеристик услуги, определяющий степень удовлетворенности пользователя услугой".
В целом качество услуги характеризуется совокупностью потребительских свойств, наиболее существенными среди которых являются [4-6]
• доступность — свойство услуги быть предоставленной тогда, когда это необходимо пользователю;
• непрерывность — свойство услуги, будучи предоставленной, продолжаться в течение требуемого времени;
• целостность — свойство услуги, будучи предоставленной, обеспечиваться без чрезмерного ухудшения.
К важным потребительским свойствам относятся также
• наличие поддержки пользователя — способность оператора сети связи по предоставлению услуг по обслуживанию пользователя и организации помощи пользователю в получении услуг связи;
• удобство использования — свойство услуги, характеризующее, насколько успешно и легко потребитель может ее использовать.
Понятие качества услуг уточняется в Рекомендации МСЭ-Т G.1000 [7], в которой предложен метод четырех точек зрения на QoS, а именно:
• требования к QoS с точки зрения пользователя — требуемые пользователем показатели QoS качества услуги и их параметры;
• предлагаемое QoS услуг с точки зрения поставщика — предложенные пользователю поставщиком услуги показатели QoS и их параметры;
• достигнутое QoS услуг с точки зрения поставщика — фактически достигнутые показатели QoS и их параметры, обеспечиваемые поставщиком при предоставлении услуги пользователю;
• воспринимаемое пользователем QoS услуг — воспринимаемые пользователем показатели QoS и их параметры, которые выражают степень удовлетворенности пользователя качеством обслуживания.
Под термином "параметр QoS" понимается измеряемая величина, а под термином "показатель QoS" — расчетная. В техническом отчете ETSI TR 003 [8] рассматриваются два вида параметров/показателей качества, влияющих на услугу, — параметры/показатели качества услуги QoS и качества функционирования сети (Network Performance, NP), при этом качество функционирования сети определяется как совокупность параметров/показателей, характеризующих способность сети или ее части выполнять функции, обеспечивающие связь между пользователями [4].
Качество услуги QoS определяет требования к параметрам/показателям NP, при этом QoS характеризуется параметрами/показателями, как зависящими от качества NP, так и независящими (применительно к СПРС это отражено в ETSI 102 250-1 [5]). В Рекомендации МСЭ-Т Е.803 предложен перечень из 88 показателей качества, независящих от NP и структурированных по жизненному циклу услуги [9].
В настоящее время в МСЭ-Т и ETSI идет активное развитие концепции воспринимаемого качества (Quality of Experience, QoE), которое определяется как "оценка пользователем качественных ха-
Таблица 1
Нормы на технические показатели качества услуг C^C
Наименование услуги Показатель качества Нормированное значение Вид проверки (внт./внш.)
Предоставление доступа к сети подвижной радиотелефонной связи оператора связи Доступ ность радиосети ** Внт.
Услуги предоставления соединений по сети оператора связи при оказании услуги подвижной радиотелефонной связи Доля несостоявшихся вызовов: - при установлении соединения с абонентом сети подвижной радиотелефонной связи; - на направлениях к фиксированной сети телефонной связи общего пользования. <5% ** Внт. и внш. Внт.
Доля времени превышения нормы потерь вызовов на направлениях к фиксированной сети телефонной связи общего пользования ** (предварительно норма может быть установлена равной 0,5%) Внт.
Время установления телефонного соединения (в пределах сети подвижной радиотелефонной связи) < 13с Внт. и внш.
Качество передачи речи 2,6 MOS Внт.
Доля речевых сэмплов, не удовлегворяющих нормативам по качеству передачи речи < 10% MOS Внт. и внш.
Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента <2% Внт. и внш.
Вызов экстренных оперативных служб Возможность вызова экстренных оперативных служб Да/Нет Внт. и внш.
І Iредоставление доступа к услугам связи по передаче данных’1"" Доля успешных попыток доступа к услуге > 95% Внт. и внш.
Доля неудачных попыток доступа к серверу услуги <6% Внт. и внш.
Время установления соединения с сервером услуги < Юс Внт. и внш.
Доля прерванных сеансов (сессий ) передачи данных <5% Внт. и внш.
Средняя скорость передачи данных Величина не установлена, т.к. в настоящее время технология предоставления услуги не позволяет гарантировать величину скорости передачи данных для абонента Внт. и внш.
Предоставление доступа к телематическим услугам связи - доступ к сети Интернет Доля успешных попыток доступа к услуге > 95% Внт. и внш.
Доля неудачных попыток доступа к серверу услуги <6% Внт. и внш.
Время установления соединения с сервером услуги: - в режиме скачивания файлов; - в режиме открытия веб-страницы. < Юс < 4 с/стр. (требует уточнения, так как существенно увеличился размер веб-страницы. Должна использоваться стандартизованная веб-страница «Mobile Kepler») Внт. и внш.
Доля прерванных сеансов (сессий) передачи данных <5% Внт.
Окончание таблицы 1
Наименование услуги Показатель качества Нормированное значение Вид проверки (внт./вшн.)
Средняя скорость передачи данных Не установлена, т.к. в настоящее время технология предоставления услуги не позволяет гарантировать величину скорости передачи данных для абонента Внт.
Предоставление доступа к телематическим услугам связи - передача коротких текстовых сообщений Доля неудачных попыток доступа к услуге SMS <5% Внт. и внш.
Время передачи сообщения SMS <65 с Внт.
Время доставки сообщения SMS < 175 с Внт. и внш.
Время получения уведомления о доставке SMS <175 с’ Внт.
Доля не полученных уведомлений о доставке SMS < 5%’ Внт.
Доля не доставленных сообщений SMS < 5%' Внт.
Предоставление доступа к системе информационносправочного обслуживания Возможность вызова информационносправочной службы Да/Нет Внт. и внш.
Примечания: * - значение может уточняться с учетом практики оператора связи. ** - для дальнейшего изучения. «Внт.» - внутренняя проверка, «Внш.» - внешняя проверка.
Таблица 2
Нормы на показатели обслуживания
Наименование фу нкцни услуги Показатель качества Нормированное значение Вид проверки (внт./внш.)
Правильность тарификации Доля неправильно тарифицированных соединений <0,1% Внт. и внш.
Удовлетворенность абонентов обслуживанием Доля обоснованных жалоб на качество обслуживания при взаимодействии с персоналом < 1% Внт. и внш.
Доля претензий, рассмотренных с нарушением установленных сроков < 1% Внт. и внш.
рактеристик, основанная на объективных и субъективных психологических оценках использования услуги или продукта информационно-коммуникационной технологии" (Рекомендация МСЭ-Т G.1011, ETSI TR 102 643 [10,11]).
Таким образом, QoE и QoS, представляют собой различные подходы к оценке качества услуг. QoE — отражает восприятие пользователем качества услуг предложенных поставщиком, а QoS — соответствие рассчитанных показателей качества ожиданиям пользователя. QoS и QoE должны быть связаны друг с другом.
Для оценки качества услуг СПРС предлагается использовать две группы показателей: соответствующие NP технические показатели качества услуг и независящие от NP показатели качества обслуживания. Предлагаемые показатели качества услуг СПРС представлены в табл.1 и 2.
Определение услуги связи и ее особенности
Согласно ФЗ "О связи" услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи [12]. Согласно ГОСТ Р 53731-2009 различают основные и дополнительные услуги связи [13]. Основные (базовые) услуги — услуги, определенные основным назначением службы, предоставляе-
мые пользователю при каждом его обращении к службе электросвязи, т.е. набор услуг, прописанный в соответствующей лицензии на оказание услуг связи. Дополнительная услуга — любая услуга электросвязи, предоставляемая службой (или сетью) электросвязи в дополнение к ее основной услуге электросвязи согласно явно выраженному запросу пользователя.
В перечень дополнительных услуг могут быть включены услуги связи, не требующие лицензии, оказание которых технологически неразрывно связанно с основными услугами связи и направлено на повышение их потребительской ценности.
К основным услугам СПРС следует отнести следующие услуги, определяемые лицензией:
• доступ к сети связи лицензиата;
• соединения по СПРС лицензиата для приема (передачи) голосовой, а также неголосовой информации с обеспечением непрерывности связи при оказании услуги независимо от местоположения абонента, в том числе при его передвижении;
• соединения с абонентами и/или пользователями сетей фиксированной телефонной связи сети связи общего пользования;
• возможность пользования услугами подвижной радиотелефонной связи при нахождении за пределами территории, указан-
ной в лицензии (только для СПРС стандартов NMT-450, GSM-900/1800, 1МТ-МС-450);
• доступ к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
• доступ к системе информационно-справочного обслуживания;
• возможность бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
Примерами дополнительных услуг являются
• определение номера вызывающего абонента;
• подробная расшифровка счета за оказанные услуги подвижной связи;
• переадресация вызова;
• запрещение вызова;
• ограничение вызова;
• голосовая почта;
• передача коротких текстовых сообщений;
• справки о тарифах на услуги.
Сегодня основные игроки на рынке услуг СПРС (ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон", ОАО "МТС", ОАО "Ростелеком") имеют лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта 1ТЕ и последующих его модификаций. Кроме того данные операторы связи имеют еще самостоятельные лицензии на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, по передаче данных для целей передачи голосовой информации и телематических услуг связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта 1ТЕ.
Следует отметить, что новые технологии связи открывают возможности для совершенствования традиционных и создания новых услуг связи. Например, применение стандарта 1ТЕ приводит к широкому применению беспроводного доступа в сеть Интернет и внедрению услуг, не относящихся к специфике СПРС, таких как высокоскоростная передача данных и мобильное телевидение.
Для целей дальнейшей оценки качества услуг СПРС выделим наиболее значимые услуги:
• предоставление доступа к СПРС оператора связи;
• услуги предоставления соединений по сети оператора связи при оказании услуги подвижной радиотелефонной связи;
• вызов экстренных оперативных служб;
• предоставление доступа к услугам связи по передаче данных;
• предоставление доступа к телематическим услугам связи — доступ к сети Интернет;
• предоставление доступа к телематическим услугам связи — передача коротких текстовых сообщений;
• предоставление доступа к системе информационно-справочного обслуживания.
Представленный выше перечень основан на перечне лицензируемых услуг с учетом сложившейся практики операторов связи.
Особенности идентификации услуг
Как уже указывалось, предоставление основных услуг подвижной радиотелефонной связи может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с основными. Предоставление услуг такого рода направлено на повышение потребительской ценности основных услуг и спроса в разных секторах потребительского рынка.
Дополнительные услуги можно рассматривать как своего рода продукты, сочетающие различные виды предоставляемого пользователю контента и различные сценарии взаимодействия пользовате-
ля и технических средств оператора связи, предоставляемых с помощью ресурсов поставщика услуг и операторов связи.
На перечень услуг и их классификацию могут оказать влияние:
• предпочтения пользователей, которые могут изменяться в зависимости от многих факторов (уровень жизни, развитие новых технологий, уровень образования и возрастной состав населения, доступность и простота пользования услугами и др.);
• государственная лицензионная политика и регулирование деятельности в отрасли связи;
• уровень конкуренции и продвижения услуг на рынке.
Поэтому, перечень услуг и их классификация услуг должны периодически пересматриваться и по необходимости корректироваться.
Особенности формирования перечня показателей и трудности нормирования
При определении перечня параметров и показателей QoS, следует выяснить, какие критерии качества услуг важны с точки зрения пользователей, определить показатели, соответствующие данным критериям, и отобрать из них пригодные для измерения качества услуг.
Процесс выбора перечня параметров и показателей качества услуг рекомендуется проводить на основе разработанных МСЭ-Т моделей. Основной метод моделей состоит в том, что они представляют собой матрицу или таблицу, при продвижении по полям которой могут быть определены критерии качества и их распределение по функциональным элементам услуги. Цель состоит в установлении списка всех значимых аспектов, которые могли бы иметь влияние на качество услуги. Реализация данных моделей возможна путем получения экспертных мнений и оценок, опросов и телефонных интервью, анализа жалоб пользователей и тематических исследований [2, 14, 15].
Количество критериев оценки качества услуги может различаться от услуги к услуге. На практике для полноценной оценки качества достаточно 10-13 параметров и показателей.
Применение указанных моделей позволяет
• учесть требования пользователей к QoS;
• организовать периодическое изучение меняющихся требований к QoS;
• проводить оценку QoS по наиболее важным параметрам и показателям;
• рассматривать QoS применительно к каждой функции услуги;
• выбирать для оценки QoS наиболее важные функции услуги;
• систематизировать показатели QoS.
В документе ETSI TS 102 250-1 [5] приведена схема (модель) основных параметров и показателей QoS для наиболее значимых услуг сетей GSM и 3G.
Нормирование показателей качества представляет собой сложную задачу.
Предложенные в табл.1 и 2 нормативные значения показателей качества услуг СПРС были разработаны на основе анализа нормативных документов, включая отечественные НПА, стандарты и руководящие документы, так и рекомендаций и спецификаций международных стандартизирующих организаций. Анализ нормативной правовой базы отрасли показал, что значения норм на показатели качества услуг СПРС не представлены в полном объеме.
В Приказе Мининформсвязи России от 27.09.2007 г. № 113 "Об утверждении требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования" [16] приведены нормы на показатели функционирования телефонной местной, зоновой, междугородной и международной сетей связи, телеграфной сети связи (включая сеть "Телекс"), сетей передачи данных. Однако нормы, касающиеся СПРС, не
охватывают функции услуг и потребительские свойства услуг в достаточном объеме и не подтверждаются методиками измерений. В Приказе определен один показатель для сетей подвижной радиотелефонной связи, а именно, доля несостоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети связи в общем количестве попыток вызовов (потери вызовов) при установлении соединений (не более 5%).
Международные стандарты и рекомендации также не дают полного множества нормативов по показателям качества услуг СПРС. В табл.1 можно видеть незаполненные позиции в графе "Нормы", что связано с необходимостью дальнейшего изучения сложившихся требований и достигнутых значений показателей качества на сетях операторов связи.
Сложность определения показателей качества связана также с определением цели, для которой предполагается их применять. Набор показателей качества услуги, нормы и методики измерений зависят от цели проверок качества услуг и основных случаев их использования. Можно остановиться на двух разных случаях:
• проверки проводятся внутри оператора связи эксплуатационной службой;
• проверки проводятся внешней организацией: либо контролирующими органами для целей проверки лицензионной деятельности оператора связи, либо сертификационным органом с целью сертификации услуг.
Контролируемые показатели, нормы и методики для этих случаев будут отличаться друг от друга.
Внутренние проверки фактически достигнутого уровня качества услуг могут проводиться оператором связи в целях:
• задания уровня качества обслуживания в договорах с абонентами или в описании службы и условий обслуживания;
• нормирования сетевых параметров для служб эксплуатации, поддерживающих показатели качества услуг;
• сравнения уровней качества у разных операторов связи;
• выявления "слабых мест" в обслуживании пользователей;
• изучения различных аспектов предоставления конкретных услуг;
• разработки соглашений об уровне обслуживания с взаимодействующими операторами связи;
• анализа возможностей служб для дальнейшего развития и оптимизации расходов на повышение качества услуг,
• анализа причин снижения качества услуг;
• анализа претензий и обращений пользователей;
• подготовки статистических данных, отчетов и публикаций по качеству обслуживания.
При внешних проверках показатели должны отображать качество услуги укрупнено. При этом могут быть использованы средние значения показателей за длительные периоды (квартал, год), а также средние по отдельным территориям зоны обслуживания.
В любом случае при разработке перечня контролируемых показателей необходимо тесное взаимодействие со службами технической эксплуатации, как для определения возможных измеряемых параметров, так и при нормировании показателей. Необходимо также изучить статистику поступающих жалоб и обращений пользователей.
В табл.1 и 2 показано применение предложенных показателей в зависимости от вида проверки — внешней или внутренней.
Мнение конечного пользователя должно учитываться при принятии решения о том, какие показатели качества и нормы следует установить, и как они должны быть определены. Выбор показателей предлагается проводить по следующим критериям:
• показатели должны быть общими для большинства операто-
ров связи, предоставляющих аналогичные услуги;
• показатели должны оказывать наибольшее влияние на удовлетворенность пользователей услугой;
• предпочтительно выбирать объективные показатели, позволяющие проводить сопоставимые измерения.
Сложности при разработке методик измерений
Измерения качества услуг СПРС представляют собой сложный процесс, т.к. должны проводиться в процессе движения. При этом измерения выполняются с использованием специальных автоматизированных измерительных комплексов. Методики измерений должны обеспечивать сопоставимость и воспроизводимость испытаний, что достаточно сложно реализовать в условиях разнообразия территорий, на которых построены сети СПРС.
К факторам, которые приводят к трудностям проведения измерений и разработки методик измерений, относятся в том числе:
• определение и классификация признаков среды измерений;
• определение соотношений объектов с различными признаками в испытаниях;
• поддержание соотношений объектов с заданными признаками в разных испытаниях;
• построение маршрутов передвижения для каждой исследуемой сети;
• необходимость учета особенностей местности и схемы движения транспорта;
• определение количества проверяемых базовых станций;
• непостоянство маршрутов в течение длительного времени из-за изменения конфигурации сети и развития городской и сельской инфраструктуры;
• определение числа контрольных вызовов и распределения их по направлениям связи для получения заданной точности;
• определение длины маршрута и скорости движения;
• выбор типа абонентской станции, рекомендуемой для проведения испытаний;
• необходимость использования эталонного сервера с контентом для выполнения измерения качества доступа к услугам связи по передаче данных и доступа к сети Интернет;
• необходимость использования метода объективной оценки для проверки качества речи и соответственно наличие специализированного измерительного оборудования (мобильный и фиксированный измерительные комплексы), позволяющего определить качество переданной речи аналогичное средней экспертной оценки MOS.
Предполагается, что для всех видов услуг СПРС тестирование состоит из выполнения ряда идентичных вызовов или соединений при одинаковых начальных условиях выполнения для каждого вызова (соединения). Вызовы выполняются последовательно с паузами — защитными временными интервалами, длина которых достаточна для перевода оборудования сети связи в устойчивое состояние (в режим ожидания). Предполагается, что все соответствующие параметры вызова регистрируются для надлежащей пост-обработки.
Измерения и оценка качества услуг СПРС носят затратный характер, требуют тщательной подготовки, как самих испытаний, так и персонала операторов связи для высококвалифицированного проведения измерений и последующей обработки и анализа результатов измерений.
Заключение
Сегодня признано, что качество услуг является важным фактором, влияющим на конкурентоспособность операторов связи. Контроль качества услуг проводится в рамках внутреннего аудита пред-
приятия связи. Роскомнадзор пока не имеет полных методик проверки качества услуг и проводит частичные выборочные проверки на основе существующих НПА.
Предложенные в статье показатели качества услуг СПРС и нормы получены в рамках научно-исследовательской работы, выполненной специалистами ФГУП ЦНИИС и ОАО "Интеллект Телеком" в интересах операторов подвижной радиотелефонной связи и Рос-комнадзора, и которые в дальнейшем могут уточняться при разработке НПА. Данная работа нацелена на создание единого инструмента для контроля качества услуг СПРС на отечественном рынке услуг связи.
В Российской Федерации целесообразно развивать нормативную базу качества услуг, включающую номенклатуру контролируемых показателей качества, важных с точки зрения пользователей, нормы на эти показатели, методы их измерения, единые для применения операторами связи и контролирующими органами в области связи. Отдельным и важным вопросом является предоставление пользователям услугами связи возможностей и средств контроля показателей качества услуг при заключении с ними соглашений об уровне обслуживания SLA
Литература
1. Ефимушкин В.А., Ледовских Т.В. Качество услуг связи: задачи национальной стандартизации // Т-Comm — Телекоммуникации и Транспорт, 2008. — №.5 — С. 39-44.
2. Куликова Т.А., Ледовских Т.В. К вопросу оценки качества услуг связи // Радиочастотный спектр, 2012. — № 5. — С.16-19.
3. ИСО 8402-94 Управление качеством и обеспечение качества — Словарь.
4. Рекомендация МСЭ-Т Е.800 (09/2008) Определение терминов, относящихся к качеству обслуживания.
5. ETSI TS 102 250-1 (2011-04) Speech and multimedia Transmission Quality (STQ); QoS aspects for popular services in mobile networks; Part 1: Assessment of Quality of Service.
6. ETSI TS 102 250-2 (201 1-04) Speech Processing, Transmission and Quality Aspects (STQ); QoS aspects for popular services in GSM and 3G networks. Definition of Quality of Service parameters and their computation.
7. ITU-T Recommendation G.1000 (11/2001) Communications quality of service: A framework and definitions.
8. ETSI TR 003 (1994-10) Network Aspects (NA); General aspects of Quality of Service (QoS) and Network Performance (NP).
9. ITU-T Recommendation E.803 (12/2011) Quality of service parameters for supporting service aspects.
10. ITU-T Recommendation G.1011 (06/2010) Reference guide to quality of experience assessment methodologies.
11. ETSI TR 102 643 версия 1.0.2 (2010-01) Human Factors (HF); Quality of Experience (QoE) requirements for real-time communication services.
12. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи".
13. ГОСТ Р 53731-2009 Качество услуг связи. Термины и определения.
14. Куликова ТА., Ярошевская Л.И. Актуальность оценки качества предоставления услуг связи // Электросвязь, 2008. — № 2. — С.97-99.
15. Куликова ТА, Лупанин В.П. Качество услуг связи: всесторонняя оценка // Сети. Network World, 2010. — № 5. — С.14-16.
16. Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27.09.2007 № 113 "Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования".
Specifics of QoS estimation for mobile telecommunication networks
Efimushkin V.A.., Kulikova T.A., Ledovskikh T.V., FSUE ZNIIS Kerzhentsev Y.A., Chervyakov O.V., JSC "Intellect Telecom"
Abstract
The article presents results of QoS parameters estimation analysis of principles and models performed on base of Russian regulatory documents, scientific publications, ITU recommendations, ETSI standards, reports and specifications. Models studied were employed to develop QoS parameters measurement and calculation techniques for telecommunication services provided by mobile network operators. A list of estimated QoS parameters and respective norms are suggested in regards to specifics of service provisioning by Russian network operators. Most complex issues encountered by Russian network operators while implementing QoS parameters measurement techniques are presented. Principles for network technology and hardware generation-independent unified QoS parameters norms are discussed.
Keywords: quality of telecommunication service, mobile telecommunication network, QoS estimation model, QoS parameter, QoS norm, measurement technique.