Научная статья на тему 'Оценка качества обслуживания в сетях umts/gsm'

Оценка качества обслуживания в сетях umts/gsm Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1304
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гаврилов А. В., Морозов А. М.

Рассматриваются вопросы оценки качества услуг передачи речи и видеотелефонии в сетях стандарта GSM/UMTS. Рассмотренные параметры оценки качества позволяют анализировать качество оказываемых услуг различных операторов мобильной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества обслуживания в сетях umts/gsm»

УДК 621.396

А.В. Гаврилов, А.М. Морозов

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕТЯХ ЫМТв/ОБМ

Рассматриваются вопросы оценки качества услуг передачи речи и видеотелефонии в сетях стандарта ОБМ/иМТБ. Рассмотренные параметры оценки качества позволяют анализировать качество оказываемых услуг различных операторов мобильной связи.

Новые телекоммуникационные технологии, выдвигаемые на рынок связи, позволяют представить на рынок услуг связи большое количество сервисов, качество которых необходимо непрерывно контролировать [1].

В настоящее время качество мобильной связи является достаточно актуальной темой, так как одним из ключевых направлений развития телекоммуникационного рынка является повышение качества услуг связи. Деятельность операторов сотовой связи осуществляется в конкурентной рыночной среде, а конкурентные преимущества операторов связи достигаются не только благодаря внедрению самых передовых технических средств передачи и коммутации, но и путем повышения обслуживания клиентов. Очень важно изучать потребности пользователей и показатели качества услуг, описывающие эти требования.

Создание методики нормирования показателей качества является важной задачей организации контроля деятельности оператора связи. Абонент может оценить услуги, предоставляемые различными операторами связи в соответствии со списком параметров, и выбрать наилучшее предложение среди существующих на рынке.

Предприятие может получить систему контроля качества и оценить собственную сеть с целью повышения эффективности и конкурентоспособности, а также обеспечить возможность добровольной сертификации предоставляемых услуг [2].

Для достижения поставленной цели были проанализированы ГОСТы, рекомендации Международного союза электросвязи (ITU-T), стандарты Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI), РД Минсвязи. Научный и практический опыт в области разработки показателей качества услуг позволяет определить основные принципы, которых следует придерживаться для получения рациональной системы показателей. На данный момент в России нет единой детальной системы требований показателей качества услуг связи. Поскольку компания, предоставляющая услуги связи, должна пользоваться перечнем измеряемых характеристик качества услуг, необходимым для предоставления абонентам убедительных доказательств уровня обслуживания, для достижения и поддержания соответствующего ожиданиям потребителей качества услуг, для определения направлений, по которым можно повышать конкурентоспособность и эффективность компании, были разработаны следующие методики: «Качество услуг передачи данных в сетях подвижной радиотелефонной сети», «Качество услуг передачи речи и видеотелефонии в сетях подвижной радиотелефонной связи».

Данные методики направлены на достижение следующих целей:

- определение требований к качеству услуг передачи речи видеотелефонии и данных;

- определение необходимых нормативов для последующего использования их в процессе планирования развития сетей подвижной радиотелефонной связи, а также в процессе контроля качества оказываемых абонентам услуг связи;

- установление единого перечня ключевых показателей качества и требования к методикам их измерений;

- установление единых требований к порядку проведения мониторинга и организации контроля качества услуг передачи речи, видеотелефонии и данных;

- создание необходимых условий для предоставления абонентам услуг высокого уровня качества с целью повышения их удовлетворенности и достижения оператором связи запланированных экономических результатов.

Требования к качеству услуг и классификация параметров качества сети устанавливаются в настоящей методике в виде допустимых значений ключевых показателей качества, в соответствии с требованиями

ETSI ETR 003 для следующих потребительских свойств сервиса: доступность, непрерывность, целостность [3, 4, 5].

На основании данной классификации было разработано и предложено разбиение категорий качества услуг связи на четыре основных группы (критический, минимум, стандарт, премиум) для дальнейшего планирования и развития сетей операторов мобильной связи.

Согласно разработанным категориям качества разработана система требований к качеству услуг передачи речи и видеотелефонии для соответствующих категорий, которые могут быть определены по статистическим данным оператора связи и путем проведения сравнительного полевого тестирования.

Была разработана методика оценки качества услуг передачи речи и видеотелефонии. Согласно данной методике оценка сети производится по нижеперечисленным параметрам:

1. Параметры тестирования показателя прохождения контрольных вызовов: попытки вызовов (Attempts), вызовы с потерей сети (No Network Call), неуспешные вызовы (Failed Call), оборванные вызовы (Dropped Calls), вызовы с плохим качеством речи (Bad Speech Calls), вызовы с плохим качеством речи (Good speech call ratio), безразрывность вызова (Hold time).

2. Параметры времени установления вызова: установленные вызовы, время установления вызова (Setup Time), время установления соединения на стороне, инициирующей звонок (Mobile Originated Call), время установления соединения на вызываемой стороне (Mobile terminated call), процент вызовов с временем больше нормированного (Setup Time>T сек).

3. Параметры качества передачи речи и видео: количество речевых (видео) тестов (Speech Samples), качество речи (видео) (Speech Quality), низкое качество речи (видео) (Speech Quality<2.6), оценка речи (видео) по шкале восприятия абонентом (MOS).

При проведении сравнительного полевого тестирования обязательной оценке подлежат показатели: уровень и качество (RxLevel и RxQuality) сигнала, принимаемого абонентской станцией, а также распределение используемых речевых кодеков.

На основании методики проведено сравнительное полевое тестирование сети операторов мобильной связи города Перми. Сравнительное полевое тестирование проводится с целью получения объек-

тивной оценки качества услуг, реализуемых в сетях связи оператора по сравнению с аналогичными услугами, реализуемыми в сетях основных конкурентов. Результаты сравнительного полевого тестирования могут быть использованы также для решения задач эксплуатации и развития сети. Произведены оценка параметров качества и анализ полученных результатов.

Библиографический список

1. Тихвинский В О., Терентьев С.В. Управление и качество услуг в сетях GPRS/UMTS. - М.: Эко-Трендз, 2007. - 400 с.

2. Бабков В.Ю., Полынцев Л.В., Устюжанин В.А. Качество услуг мобильной связи. Оценка, контроль и управление. - М.: Горячая линия-Телеком, 2005. - 160 с.

3. РД 45.254-2002. Сети сотовой подвижной связи. Нормы на показатели качества услуг связи и методики контрольных испытаний при проведении добровольной сертификации услуг и внутреннем аудите.

4. ETR 003 Network Aspects (NA); General aspects of Quality of Service (QoS) and Network Performance (NP).

5. ETSI TS 102 250-2. Definition of Quality of Service parameters and their computation.

Получено 05.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.