Научная статья на тему 'Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан'

Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Статья посвящена анализу результатов комплексной оценки качества начального образования в Республике Татарстан. Кратко описываются общие подходы к оценке образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС. Раскрываются особенности полученных результатов и их значимость для системы российского образования. Описываются достижения и проблемы. Подтверждается наличие проблем при переходе из начальной школы в основную. Анализируются возможные причины резкого снижения результатов выполнения диагностических работ в начале 5-го класса по сравнению с результатами выполнения итоговых работ в конце 4-го класса. Сформулированы вопросы для специалистов в области педагогических измерений. В качестве примера позитивной практики управления качеством образования с учетом результатов оценки образовательных достижений приводятся результаты семинара-практикума для руководителей образовательных организаций.

Ключевые слова: оценка качества начального образования в соответствии с ФГОС, комплексное обследование, образовательные достижения, переход из начальной школы в основную, управление качеством образования, позитивные практики.

Введение

В начальной школе завершился переход на новые стандарты. В основную школу перешли дети, обучавшиеся по новым ФГОС. На федеральном и региональных уровнях стали проводиться различного рода исследования, в рамках которых собирается информация, позволяющая оценить первые результаты введения новых стандартов в начальной школе.

Центр оценки качества образования ИСРО РАО на протяжении нескольких лет ведет работу в регионах страны, выстраивая систему оценки качества образования в соответствии с ФГОС. Работа началась с создания концепции оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которая была реализована. Была создана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начальной школы [1, 2], а также система измерителей для оценки достижения планируемых результатов освоения этой программы начальной школы [3]. C 2011 по 2013 годы по заданию Рособрнадзора была разработана модель оценки качества образования в на-

:>-1

Г.С. Ковалева

чальной школе в соответствии с ФГОС, которая была апробирована более чем в 30 регионах страны. С примерами измерительных материалов можно познакомиться на сайте Центра оценки качества образования ИСРО РАО (http://centeroko.ru/fgos/fgos_pub.htm).

В 2015 году по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан специалистами Центра оценки качества образования ИСРО РАО было проведено комплексное исследование результатов введения стандартов в начальной школе. В обследование были включены практически все образовательные организации республики (1448). В нем приняли участие 35780 выпускников 4-х классов, 2343 учителя начальных классов и 36048 родителей четвероклассников.

Оценка освоения образовательной программы начального образования осуществлялась в соответствии с новой моделью оценки качества образования в соответствии с ФГОС.

В чем особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС?

Обеспечение объективной оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС требует отражения в предлагаемой системе оценки основных идей, заложенных в стандартах [4]. Это обеспечивает ее валидность и надежность. К основным положениям, на которых выстраивается новая система оценки, относятся следующие положения:

1. Комплексная оценка достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных. Оцениваются достижения не только планируемых результатов по отдельным предметам, но и основных метапредметных результатов, важных для оценки готовности продолжать образование в основной школе - читательская грамотность (смысловое чтение) и сформированность умений работать в группе при выполнении проекта. Кроме того, оцениваются и личностные результаты, позволяющие судить о том, насколько сформированы положительные качества личности, определяющие успешное обучение: отношение к различным аспектам учебной деятельности, учебная мотивация и самооценка.

2. Ориентация заданий в основном не на проверку освоения знаний и умений, а на оценку способности учащихся применять эти знания и умения в различных ситуациях, при решении учебно-познавательных и учебно-практических заданий. В этом проявляется системно-деятельностный подход в оценке образовательных результатов.

3. Ориентация полученных результатов на управление качеством образования на различных уровнях. Представление результатов по каждому

образовательному учреждению и по каждому учащемуся с указанием уровня освоения учебной программы и контекстной информации позволяет учителям организовать работу с учащимися в основной школе, определив индивидуальные траектории обучения каждого ученика. Дополнительно можно увидеть, как сформированы отдельные планируемые предметные и метапредметные результаты у отдельных учащихся, классов или групп школ региона.

4. Использование стандартизированных измерительных материалов,

обладающих надежными характеристиками. Они разрабатываются специалистами в области педагогических измерений.

Предметные результаты введения ФГОС изучаются на основе оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы по основным предметам (математике и русскому языку). Дополнительно при необходимости проводится тестирование учащихся по окружающему миру.

Метапредметные результаты, полученные учащимися на всех учебных предметах, оцениваются по результатам выполнения письменной работы с текстами, а также в ходе группового проекта. Личностные результаты оцениваются по результатам анкетирования учащихся. Дополнительно проводится анкетирование родителей и учителей с целью сбора контекстной информации, с помощью которой можно объяснить полученные результаты.

Содержательной и критериальной основой оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы являются планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится») по математике, русскому языку, окружающему миру и метапредметные результаты.

Комплекты измерительных материалов по всем направлениям включают 4 варианта итоговых работ или групповых проектов. Каждая итоговая работа рассчитана на 1 урок, проведение группового проекта вместе с презентацией результатов, созданных в ходе проекта, рассчитано на 2 урока.

Какой вклад в развитие системы российского образования и в развитие системы оценки качества образования вносят результаты проведенного исследования в Республике Татарстан?

1. Ориентация системы образования на передовые практики.

На протяжении последних десятилетий в Республике Татарстан проводится целенаправленная работа по совершенствованию образования. Изучается и по возможности внедряется опыт стран, показавших самые высокие результаты в международных исследованиях качества образования (например, опыт Сингапура). По данным Единого государственного

экзамена и по результатам международного исследования качества математического и естественнонаучного образования (Т1М88), результаты, достигнутые школьниками Республики Татарстан, стабильно превышают средние результаты по России.

В проведенном исследовании образовательных достижений четвероклассников в соответствии с новыми ФГОС начального образования в Республике Татарстан были получены результаты, превышающие данные других регионов, где одновременно проводились аналогичные исследования на основе того же инструментария. В таблице 1 приведены основные результаты, которые продемонстрировали четвероклассники Республики Татарстан по математике, русскому языку и окружающему миру, а в таблице 2 - результаты по читательской грамотности и проектной деятельности.

Таблица 1

Результаты выполнения итоговых работ по математике, русскому языку и окружающему миру

Предмет Выполнение заданий,в % Количество учащихся, достигших базового уровня, в %

выполнение всех заданий, (средний процент) выполнение заданий базового уровня выполнение заданий повышенного уровня Уровень достижений (минимальный критерий) Уровень достижений (оптимальный критерий)

Математика 78 83 66 98 94

Русский язык 73 85 61 97 94

Окружающий мир 77 82 71 98 97

В среднем, освоили учебный материал в соответствии с новыми ФГОС на базовом или более высоком уровне 94% четвероклассников Республики Татарстан по математике, 94% - по русскому языку и 97% учащихся - по окружающему миру. При выполнении итоговой работы за курс начальной школы они правильно выполнили более 65% заданий базового уровня (оптимальный критерий достижения)1. Значительное количество выпускников (68-76%) освоили эти предметы на повышенном или высоком уровне. Это говорит о том, что не менее 68% выпускников начальной школы, обу-

1 Для оценки уровня достижения планируемых результатов в период внедрения ФГОС вводятся два критерия : минимальный уровень достижения - правильно выполнено более 50% заданий базового уровня и оптимальный уровень достижения - правильно выполнено более 65% заданий базового уровня.

чавшихся по новым стандартам, в конце 4-го класса продемонстрировали готовность к изучению трех важных предметов в основной школе на повышенном уровне. Не продемонстрировали базовый уровень подготовки 3-6% четвероклассников.

По математике средний показатель выполнения итоговой работы равен 78%, по русскому языку - 73% и по окружающему миру - 77%. Эти данные говорят, в целом, о хорошем освоении учебного материала по трем основным предметам. В среднем четвероклассниками Республики Татарстан выполнено более 80% заданий базового уровня и более 60% заданий повышенного уровня.

Для сравнения средние результаты выполнения итоговых работ в других регионах, участвовавших в проекте 2015 года, находятся в пределах от 59 до 68%.

Проведенный анализ сформированности метапредметных умений, связанных с чтением и пониманием текстов, с преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей, свидетельствует об успешном освоении основных читательских умений выпускниками начальной школы Республики Татарстан, обучавшимися по новым образовательным стандартам (см. табл.2).

Таблица 2

Результаты выполнения итоговых работ по читательской грамотности и проектной деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ

Средний процент выполнения Уровень достижений, в % Средний процент выполнения Уровень достижений, в %

73 95 75 92

Базовыми стратегиями смыслового чтения и работы с информацией овладели - 95% выпускников начальной школы Республики Татарстан, принимавших участие в выполнении работы; 49% владеют умениями в области чтения и работы с информацией на повышенном уровне. Только 5% учащихся не достигли базового уровня и нуждаются в специально организованной дополнительной работе по обучению стратегиям смыслового чтения в 5-м классе.

Анализ результатов выполнения проектов четвероклассниками позволил сделать вывод о том, что в среднем учащиеся 4-х классов продемонстрировали хорошее овладение регулятивными и коммуникативными

действиями. 92% четвероклассников продемонстрировали достижение базового или повышенного уровня проектной деятельности. 8% детей нуждаются в поддержке при дальнейшем формировании умений работать в группах в ходе учебной деятельности.

Анализ контекстной информации об организации учебного процесса в начальной школе позволил выявить факторы, влияющие на достижение более высоких предметных результатов. К ним относятся:

• развитие познавательной активности учащихся,

• развитие навыков смыслового чтения,

• участие детей в учебной проектной и исследовательской деятельности,

• интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися.

В связи с этим к числу факторов, на основе которых можно управлять качеством образования, следует отнести квалификацию учителей и создание условий для формирования и развития познавательной активности учащихся. Это означает, что повышение качества начального образования во многом зависит от эффективности педагогического образования и служб повышения квалификации учителей.

Анализ особенностей системы начального образования Республики Татарстан в сравнении с другими регионами показал, что четвероклассники в Республике Татарстан имеют более высокий уровень учебной мотивации. Учащиеся более уважительно относятся к учителям, в школах отмечается меньше проблем с дисциплиной учащихся. По данным опроса родителей выявлен более высокий уровень образовательных ресурсов дома (доступ к интернету, наличие компьютеров). Родители предъявляют более высокие требования к учебным достижениям своих детей. Возможно, это и объясняет тот факт, что большее число (в %) учащихся 4-х классов в Республике Татарстан занимаются дополнительно с учителями или репетиторами.

По результатам международных исследований качества начального образования 2011 года (РШЬ8 - по читательской грамотности и Т1М88 - по математике и естествознанию) выявлено положительное влияние вышеназванных факторов на образовательные результаты [5;6].

Проведенное исследование в Республике Татарстан позволило получить комплексную информацию о результатах введения ФГОС начального образования, а также выявить факторы, влияющие на образовательные результаты. Полученные результаты могут служить для системы российского образования некоторым ориентиром в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования в период введения стандартов.

2. Учет общих проблем, выявленных в исследовании

Несмотря на достаточно высокий средний уровень достижения планируемых результатов выпускниками начальной школы Республики Татарстан, при выполнении итоговых работ зафиксирован ряд проблем в освоении основных предметов. Следует отметить, что эти проблемы наблюдались и в других регионах. Их необходимо учитывать разным специалистам, связанным с начальным образованием, а также учителям начальной и основной школы, чтобы усилить позитивные эффекты введения новых образовательных стандартов.

Приведем некоторые примеры.

Специалисты по математике выделили «дефицитные темы» школьного курса математики. К ним можно отнести: «Доли», «Пространственные геометрические фигуры», «Работа с текстовыми задачами». Выделены также проблемные задания для младших школьников. Это задания, в которых необходимо было провести анализ учебной ситуации, спланировать ход решения, оценить реальность полученного ответа, выполнить группировку математических объектов; применить представления о периметре и площади к решению стандартных и нестандартных задач.

В области чтения выявились группы заданий, при выполнении которых у четвероклассников всех регионов были выявлены затруднения. Рассмотрим их по основным группам умений читательской грамотности.

1. Группа заданий на общее понимание и выявление информации в тексте:

• определить последовательность событий;

• найти информацию, данную в неявном виде или представленную в таком элементе текста, как сноска;

• сопоставить с текстом несколько фактов, найти искажение информации;

• найти в тексте информацию о причинах описанных событий, поступков, даже если она дана явно.

2. Группа заданий на глубокое понимание текста, анализ и интерпретацию, формулирование выводов и оценочных суждений:

• дать объяснение на основе анализа текста и установления причинно-следственных связей;

• объяснить на основе контекста значение выражения, которое содержит иносказание;

• сформулировать цель деятельности героя повествования на основе неявной информации (например, цель составления словаря);

• соотнести события во времени на основе информации, заданной явно и неявно.

3. Группа заданий, напрямую не связанных с текстом, но для выполнения которых требуется информация, полученная из прочитанного текста:

• сформулировать гипотезу, объясняющую новые факты;

• отредактировать фрагмент текста.

В отличие от освоения предметных знаний и умений, результаты овладения проектной деятельностью учащимися Республики Татарстан практически не отличаются от результатов других регионов, участвовавших в мониторинге (превышение составляет 2-3%). Для сравнения - отличие предметных результатов учащихся Республики Татарстан от результатов других регионов статистически значимо выше (более 10%). Данный факт позволяет предположить, что проектная деятельность младших школьников, направленная на формирование познавательной самостоятельности школьников, умения работать в группах при решении поставленной задачи еще недостаточно внедрена в практику работы школ не только Республики Татарстан, но и других регионов страны. В связи с этим указанная область является важнейшей для совершенствования работы учителей начальной школы.

Новые данные о системе образования, полученные в ходе исследований в Республике Татарстан

После проведения комплексного обследования выпускников начальной школы Министерство образования и науки Республики Татарстан приняло решение о повторении части исследования в начале 5-го класса на той же совокупности учащихся при использовании сравнимого инструментария по математике и русскому языку и при усилении контроля со стороны Регионального центра мониторинга качества образования. В отличие от обследования, проводимого в конце 4-го класса, в котором проверка работ и ввод данных осуществлялись в школах при контроле независимых наблюдателей, после проведения диагностических работ в 5-м классе проверка работ учащихся и ввод данных проводились вне образовательных организаций специально подготовленными экспертами.

Особенности разработки нового инструментария по математике, а также анализ полученных результатов раскрываются в статье К.А.Краснянской, О.А.Рыдзе и Е.И.Давыдовой «Сравнительная оценка математической подготовки школьников: из четвертого класса в пятый», публикуемой в данном номере журнала.

Какие же новые данные получены по результатам повторного обследования одной и той же группы учащихся (29111человек) при переходе из начальной в основную школу?

Самый главный результат - подтверждение наличия значительных про-

блем при переходе учащихся из начальной школы в основную школу. Было зафиксировано резкое снижение уровня выполнения работ по математике и русскому языку, которое нельзя было объяснить только изменением организации проверки и ввода данных учащихся. У 60% пятиклассников в начале учебного года понизился уровень выполнения работы, которая оценивала достижение планируемых результатов начальной школы по математике. При этом, как показал анализ данных, не удалось выявить никаких значимых связей между наблюдаемым снижением результатов учащихся и характеристиками образовательных организаций, квалификацией учителей начальной школы, которые обучали данных детей, используемыми учебниками в начальной школе, личностными особенностями детей (их мотивацией и самооценкой) и некоторыми другими факторами. Значение различий показателей, характеризующих выполнение работы, для разных факторов составило 5% и менее. По результатам анализа был сделан вывод о том, что рассматриваемые факторы не являются определяющими для объяснения полученных данных.

Среди возможных факторов, связанных со снижением результатов учащихся при переходе из начальной в основную школу, специалисты дополнительно выделяют:

• адаптацию учащихся к особенностям предметного обучения в основной школе (после завершения обучения в «материнской» начальной школе);

• возрастные физиологические особенности учащихся 10-11 лет (например, снижение работоспособности);

• недостаточное число лет обучения в начальной школе для успешной адаптации в основной школе (по результатам международных сравнительных исследований);

• недостаточное число часов для прочного усвоения учебного материала в начальной школе (в сравнении со странами-лидерами по математике).

Каждый из приведенных возможных факторов влияния требует особого изучения и установления особенностей проявления (независимо или в комплексе с другими факторами), а главное - определение путей снижения рисков его влияния.

Например, в упомянутой выше статье приведены результаты детального анализа содержания математического образования в начальной и основной школе и особенностей обеспечения преемственности в обучении математике между начальной и основной школами. Данный анализ позволил сформулировать ряд предложений по учету прогнозируемых негативных тенденций в обучении математике в основной школе.

Полученные данные ставят много вопросов перед специалистами в области педагогических измерений: Как спланировать и провести объективное комплексное исследование образовательных результатов при переходе из начальной в основную школу? Как оценивать результаты достижения планируемых результатов ФГОС в конце обучения - на отдельных ступенях обучения или в начале следующей ступени? Как обеспечить адекватную разработку инструментария для итоговой оценки и диагностической оценки в соответствии с ФГОС? Как выявить и оценить влияние различных факторов на образовательные результаты? Как представить результаты проведенного исследования, чтобы они были понятны различным пользователям (учителям, родителям, управленцам, методистам и другим заинтересованным лицам)? Какие дополнительные исследования в области оценки качества и управления качеством образования необходимо провести для нахождения путей решения выявленных проблем?

Значение данных, полученных при повторном обследовании школьников в Республике Татарстан, заключается в привлечении внимания педагогического сообщества к выявленным проблемам слабого звена в российском образовании - переход из «материнской» начальной школы в «предметную» основную школу и активизация деятельности специалистов в поиске возможных решений.

Управление качеством образования с учетом результатов оценки образовательных достижений

Одним из примеров начала поиска решений выявленных в исследовании проблем является организация и проведение семинара-практикума «От методологии управления - к практике разработки стратегий и тактик» в рамках реализации дополнительной профессиональной программы «Развитие лидерского потенциала и управленческих компетенций руководителей образовательных организаций» Республики Татарстан.

Одной из задач семинара-практикума было обсуждение с директорами школ результатов исследований, проведенных в их школах, и выработка рекомендаций по обеспечению преемственности обучения в начальной и основной школе. На момент проведения семинара все образовательные организации получили результаты комплексного обследования, проведенного в конце 4-го и в начале 5-го классов по каждому классу и отдельно по каждому ученику, а также обобщенный отчет о результатах проведенных исследований.

Совместно с директорами школ был разработан обобщенный план действий и обсуждены практические шаги его реализации.

Ниже представлено описание результатов совместного поиска решения проблемы перехода из начальной школы в основную директорами более 300 школ Республики Татарстан.

План действий по обеспечению преемственности обучения в начальной и основной школе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анализ результатов мониторинга качества начального образования в школе:

• проанализировать результаты выполнения итоговых работ по математике и русскому языку в 4-х и 5-х классах;

• выявить планируемые результаты, недостаточно освоенные учащимися;

• выявить классы, показавшие снижение результатов;

• выявить учащихся, продемонстрировавших снижение результатов;

• провести сравнительный анализ результатов учащихся 5-х классов и результатов ОГЭ и ЕГЭ.

2. Информирование учителей, учащихся и родителей о результатах двух обследований учащихся в 4-х и 5-х классах:

• познакомить родителей с результатами обследований;

• провести разъяснительную работу о необходимости совместных усилий учителей и родителей в преодолении проблемной ситуации.

3. Оказание индивидуальной поддержки учащихся:

• разработать индивидуальные планы поддержки учащихся с учетом профиля учащегося 4-го класса, в котором указаны его достижения в предметной, метапредметной и личностной сфере, уровень поддержки семьи, состояние здоровья и уровень готовности к обучению в основной школе;

• провести дополнительную диагностику образовательных достижений учащихся с недостаточным уровнем подготовки с участием специалистов (психологов);

• провести дополнительные занятия для учащихся с пониженным уровнем подготовки по отдельным темам.

4. Оказание методической помощи учителям начальной и основной школы:

• разработать систему мер по повышению квалификации учителей начальной школы, исходя из результатов учащихся класса;

• организовать курсы для предметников основной школы по педагогике и психологии;

• организовать совместную работу учителей основной школы по коррек-ционной работе с учащимися;

• организовать мониторинг сквозных тем по основным предметам

• 3-7-х классов.

5. Создание механизмов управления процессом:

• составить план административного контроля за реализацией программы повышения качества образования в основной школе;

• определить формы представления результатов программы;

• организовать регулярное слежение за динамикой образовательных достижений учащихся;

• выделить дополнительные часы из школьного компонента или во время внеурочной деятельности для коррекционной работы;

• разработать серию мер по учету физиологических особенностей переходного возраста детей;

• организовать взаимопосещение уроков учителями начальной и основной школы.

Заключение

Введение в российскую школу новых образовательных стандартов инициировало творческую активность педагогического сообщества и определило направления совершенствования образования в стране. Успешно пройден первый рубеж распространения и реализации новых подходов в образовании. Выявлены позитивные эффекты и проблемные области инновации.

Впереди новые рубежи. Как выстроить процесс введения стандартов в основной школе, обеспечив полноценную преемственность перехода из начальной в основную школу? Как создать благоприятные условия для освоения нового образовательного стандарта основной школы, обеспечив индивидуальную поддержку каждому ребенку? Как помочь учителям переориентировать свою работу на реализацию новых задач?

Литература

1. Федеральный государственный стандарт начального образования: текст с изм. и доп./Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. - 33 с. (Стандарты второго поколения).

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - 2015. - 339 с. (с. 79-99) Одобрена решением от 8 апреля 2015г. Протокол от №1/15; Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации. Номер примерной ПООП в реестре: 1.

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Система заданий. В 3-х ч. Ч. 1 [(М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.] / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. 1, 2, 3-е изд. М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. - 215 с. (Стандарты второго поколения).

4. Ковалева Г.С. Новая модель оценки образовательных достижений в действии // Вестник образования. - 2014. - №16. - С.27-39.

5. Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования Т1М88-2011: аналитический отчет / Науч. ред. Г.С.Ковалева. М.: МАКС Пресс, 2013. - 154 с.

6. Основные результаты международного исследования читательской грамотности РШЬ8-2011: аналитический отчет / Науч. ред. Г.С. Ковалева. М.: МАКС Пресс, 2013. - 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.