Научная статья на тему 'Новые задачи, которые ставят перед наукой результаты мониторинговых исследований'

Новые задачи, которые ставят перед наукой результаты мониторинговых исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к обучению в основной школе / комплексное обследование / модель готовности / условия адаптации / инструментарий / мониторинг готовности / управление качеством образования / readiness for training in the basic school / comprehensive survey / model of readiness / adaptation conditions / tools / monitoring of readiness / quality management of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Г. С.

В статье ставится проблема слабой преемственности обучения в начальной и основной школе. Обосновывается актуальность работы по научно-методическому сопровождению мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе. Сформулированы подходы к определению модели готовности, выделены составляющие готовности — учебная, личностная, регулятивная и коммуникативная. Описаны основные подходы к разработке инструментария для оценки готовности и особенности проведения мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TASKS WHICH THE RESULTS OF MONITORING RESEARCH PUT BEFORE SCIENCE

The article poses the problem of the lack of continuity of education in elementary and basic schools. The author substantiates the urgency of the work on scientific and methodological support for monitoring the readiness of fifth graders to study in the main school; formulates the approaches to the definition of the readiness model and identifies the components of readiness educational, personal, regulatory and communicative. The main approaches to the development of tools for assessing readiness and the features of monitoring the readiness of fifth graders to study in the main school are described.

Текст научной работы на тему «Новые задачи, которые ставят перед наукой результаты мониторинговых исследований»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

НОВЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ ПЕРЕД НАУКОЙ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье ставится проблема слабой преемственности обучения в начальной и основной школе. Обосновывается актуальность работы по научно-методическому сопровождению мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе. Сформулированы подходы к определению модели готовности, выделены составляющие готовности — учебная, личностная, регулятивная и коммуникативная. Описаны основные подходы к разработке инструментария для оценки готовности и особенности проведения мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе.

Ключевые слова: готовность к обучению в основной школе, комплексное обследование, модель готовности, условия адаптации, инструментарий, мониторинг готовности, управление качеством образования.

Г. С. Ковалева

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ИСРО РАО

E-mail: centeroko@instrao.ru

Galina S. Kovaleva PhD (Education), Senior Researcher, Center for Quality Assessment of Education ISRO RAO

Введение

Последнее десятилетие ассоциируется со значительными изменениями в общем образовании. Вводятся новые образовательные стандарты, меняется система оценки и управления качеством образования. Значительное внимание уделяется общему развитию школьников. При этом проблема преемственности обучения в начальной и основной школе «Десяти-двенадцатилетние школьники: „ничья земля" ...» [13] остается вне рассмотрения в нормативных документах

Как цитировать статью: Ковалева Г. С. Новые задачи, которые ставят перед наукой результаты мониторинговых исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С.153-163.

и практически не решается в педагогической практике.

Анализ ФГОС начального и основного образования показывает, что основополагающие документы, определяющие всю деятельность школы, практически не касаются проблемы преемственности в обучении [8; 9; 11; 12].

Начальная и основная школа практически разъединены. Отсутствуют общепринятые требования к выявлению готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе. Чаще всего в них описываются предметные требования освоения отдельных элементов содержания. На формирование личностных качеств готовности выпускников начальной школы к предстоящим изменениям не обращается особого внимания.

Содержание основных предметов, которые изучаются в начальной и основной школе, не выстроено в единой логике. Учителя начальной школы практически не сотрудничают с учителями основной школы. Дети переходят из начальной школы в основную практически без сопровождения школы. Родители слабо подготовлены к оказанию поддержки своим детям в период сложной адаптации к новым требованиям основной школы.

В результате перехода в основную школу с большим числом новых учителей с новыми требованиями, подчас несогласованными друг с другом, детям приходится адаптироваться к новым условиям. И, как показал констатирующий эксперимент в Республике Татарстан, регионе с уровнем образования выше среднего по стране, только четверть пятиклассников проявляют стабильный уровень готовности к обучению в основной школе. Около половины учащихся испытывают трудности разного характера, их готовность к обучению неустойчивая, имеющая специфическую уязвимость, которая может проявиться в любой момент при определенных обстоятельствах. Низкий уровень готовности к обучению в основной школе имеют около трети учащихся. Чаще всего эти дети имеют проблемы в освоении учебных предметов, особенно русского языка, а также метапредметных умений. Другие важные сферы, в которых отмечаются проблемы,— это самооценка, мотивация и позитивное принятие изменений, произошедших при переходе в основную школу. По мнению психологов, сочетание этих факторов указывает на то, что эти учащиеся попадают в замкнутый круг: сниженная успешность в учебной деятельности, недостаточно сформированные метапредметные умения приводят к снижению самооценки. Это, в свою очередь, является факто-

ром снижения учебной мотивации и активности, что является риском закрепления и усиления учебных проблем. Как правило, в этом случае ребенок не может вырваться из этого круга без помощи специалистов и учителя [10].

Пятиклассникам требуется значительное время для адаптации к новым условиям. Продолжительность адаптации части детей иногда затягивается до конца 5 класса, в связи с чем теряется драгоценное время, которое можно было бы использовать на развитие детей.

Все вышесказанное определяет актуальность работ по научно-методическому сопровождению мониторинга готовности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе: разработке составляющих готовности учащихся, созданию инструментария для оценки готовности и выявлению условий эффективного формирования готовности, а также разработке этапов проведения мониторинга готовности. В данной статье сформулированы основные подходы к созданию системы научно-методического сопровождения мониторинга готовности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе.

Основные подходы к определению модели готовности пятиклассников к обучению в основной школе

В качестве основы для создания модели готовности пятиклассников к обучению в основной школе (далее — модели готовности) использовались результаты исследований, проведенных отечественными учеными (Н. М. Киселева, Т. Н. Князева, А. К. Маркова, К. Н. Поливанова, Г. А. Цукерман) [1; 4; 6; 7; 13].

При определении требований к модели готовности ориентация была сделана на практическое использование данной модели в ходе мониторинга качества образования, в качестве стартовой точки, позволяющей далее прослеживать динамику образовательных достижений учащихся.

1. Соответствие структуре требований ФГОС общего образования. Основными элементами готовности учащихся должны стать составляющие требований к результатам обучения, сформулированные в ФГОС общего образования, т.е. предметные, метапредметные и личностные.

Это означает, что модель готовности пятиклассников к обучению в основной школе должна включать предметную — учебную составляющую, характеризующую успешность усвоения учебного материала начальной школы по основным учебным предметам, необходимого для

продолжения обучения в основной школе. Среди основных предметов необходимо выделить математику и русский язык.

Успешная учебная деятельность пятиклассников зависит не только от того, насколько хорошо они усвоили учебный материал, но и от того, насколько они готовы к предстоящим изменениям. Вторая группа — личностная готовность — характеризует готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности.

Метапредметная составляющая должна включать регулятивную готовность, связанную со сформированностью у учащихся механизмов организации самостоятельной учебной деятельности, а также со способностью ориентироваться в новом окружении. Кроме того, необходимо в метапредметную составляющую включить коммуникативную готовность, характеризующую успешность взаимодействия пятиклассников со сверстниками и взрослыми.

Отдельно необходимо рассматривать читательскую грамотность как необходимое средство — основу для обучения. Читательскую грамотность очень часто включают в учебную составляющую готовности к обучению в основной школе.

2. Для определения готовности учащихся к обучению в основной школе целесообразно использовать комплексный адаптационный ресурсный подход, который основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации) [3].

3. Инструментарий для оценки уровня готовности пятиклассников к обучению в основной школе должен быть разработан с учетом систем-но-деятельностного, уровнего и комплексного подходов, отражающих современные тенденции в оценке качества образования [8].

4. Для обеспечения использования полученных в процессе мониторинга результатов необходимо учесть потребности основных участников образовательного процесса в получении адекватной информации, на основе которой можно принимать управленческие решения. Данные о готовности пятиклассников к обучению в основной школе могут быть использованы:

• учителями, школьными психологами и родителями (для организации индивидуальной работы с учащимися и целенаправленной работы по более успешной адаптации учащихся к обучению в основной школе);

• управленцами и методистами разного уровня (для проведения мониторинговых исследований в основной школе на уровне региона, муниципалитета с учетом стартовой диагностики пятиклассников; для анализа работы образовательных организаций и педагогических кадров с учетом динамики развития учащихся).

5. Необходимость учета реальных условий адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.

Рассматривая вопрос об эффективном использовании результатов мониторинга, необходимо дополнительно рассматривать условия, в которых осуществляется адаптация пятиклассников к обучению в основной школе. Среди этих условий на первое место выходят характеристики, связанные с «затратностью» процесса адаптации для ребенка, с ресурсами ребенка (например, состоянием его здоровья), необходимыми для адаптации к происходящим изменениям при переходе в основную школу; а также с ресурсами семьи, помогающими снизить «затратность» ребенка в процессе адаптации к обучению в основной школе, готовностью родителей помогать ребенку на новой ступени обучения, готовностью сотрудничать со школой [3].

Реализация предложенных подходов позволит разработать модель готовности пятиклассников к обучению в основной школе, схема которой приведена на Рисунке 1, и провести системный анализ факторов, влияющих на успешность адаптации к обучению в основной школе, и особенностей протекания адаптационного процесса у пятиклассников.

Рис. 1. Модель готовности пятиклассников к обучению в основной школе

Мцдель пли«н«ги пп'тнл.ассникоЫ' н

общению & осн«в>ч>Н шчоле

Ячччыгтт* 4. -_-— --

Особенности инструментария для оценки готовности пятиклассников к обучению в основной школе

Как показывает практика мониторинговых исследований образовательных достижений, которые более десяти лет ведет Центр оценки качества образования ИСРО РАО, инструментарий мониторинга готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения должен выстраиваться с использованием комплексных диагностических измерительных материалов и технологий. Исследуемые объекты необходимо рассматривать одновременно с позиций большинства участников образовательного процесса: детей (через анализ продуктивной деятельности ребенка — результатов выполнения диагностических работ и анкетирования), учителя (через восприятие его взаимодействия с ребенком в школе) и родителей (через их восприятие проявления реакций адаптации ребенка в домашней обстановке) [3].

Учебная готовность пятиклассников оценивается в ходе выполнения диагностических работ по математике, русскому языку и читательской грамотности. Основная особенность диагностических работ заключается в том, что они должны оценить освоение планируемых результатов за курс начальной школы, являющихся основой для продолжения обучения в основной школе, а также выявить характерные недочеты в предметной подготовке. Особое внимание уделяется оценке способности применять изученное для решения учебных и практических задач в контексте, приближенном к реальной жизни [5].

Опыт проведения диагностики готовности пятиклассников к изучению математики представлен в данном номере журнала К. А. Краснянской и О. А. Рыдзе.

Анкетирование учащихся, их родителей и учителей является основной процедурой, в ходе которой собираются данные для оценки личностной готовности учащихся. Среди основных показателей, характеризующих личностную готовность, целесообразно выделить «позитивное принятие изменений, произошедших при переходе в основную школу; «самооценку»; «осознанность в обучении и самоконтроль»; «мотивацию» и «эмоциональное отношение к школьной жизни».

На основе результатов анкетирования учащихся, их родителей и учителей также собираются данные для оценки регулятивной и коммуникативной готовности учащихся. Регулятивная готовность включает такие показатели, как «планирование и организация учебной деятельности»

и «освоение нового школьного пространства». Коммуникативная готовность включает показатели: «взаимодействие со сверстниками» и «взаимодействие со взрослыми».

Для описания особенностей адаптации учащихся 5-х классов к произошедшим изменениям целесообразно использовать следующие три группы показателей: «цена адаптации учащихся» (тревожные признаки проявления адаптации в состоянии здоровья и поведении детей), «семья как ресурс адаптации учащегося» (условия для обучения дома, образовательные ресурсы дома, нагрузки ребенка, установки родителей по отношению к школьному обучению, климат в семье) и «состояние здоровья» (группа здоровья и физкультурная группа).

Для каждого из вышеназванных показателей должна быть выстроена надежная шкала на основе ответов анкетируемых на вопросы специально разработанных анкет для учащихся, анкет для родителей и анкет для учителей и разработаны формы представления результатов, понятных для различных пользователей и удобных для использования.

Особенности проведения мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе

Проведение любого крупномасштабного исследования качества образования требует привлечения значительных ресурсов (человеческих, материально-технических и финансовых). Мониторинг готовности пятиклассников к обучению в основной школе не является исключением.

Для его эффективного проведения с позиций обеспечения различных аспектов эффективности (педагогического, экономического, прогностического, практического и др.) необходимо соблюдать как общие требования ко всем мониторинговым исследованиям качества образования, так и специфические для данного типа исследования.

При планировании любого мониторингового исследования качества образования необходимо обеспечить реализацию следующих задач:

1. Определение цели и задач исследования.

2. Обоснование концептуальной модели исследования.

3. Определение типа мониторингового исследования (срезовое, лонгитьюдное или их сочетание).

4. Определение генеральной совокупности обследуемых учащихся, размера выборки, оснований для стратификации выборки учащихся и процедуры формирования выборки.

5. Определение состава инструментария и группы разработчиков.

6. Определение показателей, для сбора информации по которым разрабатывается инструментарий.

7. Определение области проверяемого содержания и видов учебно-познавательной деятельности для диагностических материалов.

8. Обоснование математических моделей и шкал, которые будут использоваться при разработке инструментария и обработке результатов исследования.

9. Описание процедуры предварительной отработки инструментария и его экспериментальной проверки.

10. Определение графика и сроков проведения исследования.

11. Определение факторов, которые будут анализироваться в исследовании в соответствии с его задачами.

12. Формулирование гипотез о взаимосвязи между факторами и результатами обследования учащихся. Анализ, насколько полно инструментарий позволяет получить данные по всем отобранным факторам.

13. Отбор и обоснование используемых статистических методов анализа результатов исследования.

14. Определение форм и регламентов представления результатов исследования для обсуждения и последующего их распространения.

Уместно привести и критерии, по которым судят о качестве проведения мониторинговых исследований. К ним относятся:

1. Полнота охвата в сочетании с относительной простотой используемого инструментария.

2. Необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки образовательных достижений и факторов, определяющих полученные результаты).

3. Оперативность (используемые технологии проведения мониторинга должны обеспечивать достаточно быстрый сбор и обработку информации в целях принятия управленческих решений).

4. Экономическая целесообразность (процесс проведения мониторинга должен быть экономически обоснован по используемым ресурсам).

5. Универсальность (система показателей и инструментарий должны

быть инвариантными относительно социально-экономических и других особенностей субъектов РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа информации на федеральном уровне).

6. Надежность интерпретации значений показателей (информация, получение которой обеспечивают показатели и разработанный инструментарий, не должна допускать возможности противоречивого ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений).

7. Открытость концептуальных разработок, методик и технологий проведения исследования до начала проведения мониторинга в образовательных учреждениях.

8. Сопоставимость основных показателей мониторинга образовательных достижений, обеспечивающая соизмеримость и сводимость получаемой на его основе статистической информации.

9. Цикличность исследований (обеспечение возможности оценки динамики изменений, происходящих в системе образования, с целью создания системы стратегического и оперативного планирования, системы прогнозирования развития отрасли).

Комплексный характер инструментария и процедуры мониторинга готовности с учетом необходимости достаточно быстрой реализации педагогических задач по результатам мониторинга требует значительной координации работы, как во временных рамках, так и при работе со специалистами разных направлений (предметников, психологов, учителей, специалистов в области педагогических измерений и др.).

В каждой образовательной организации в течение недели проводятся диагностические работы по математике, русскому языку и читательской грамотности. После них в ходе анкетирования проводится изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся 5-х классов. Одновременно проводится анкетирование учителей и родителей.

Для дальнейшего объединения полученной информации с целью определения уровня готовности отдельного учащегося требуется тщательная идентификация и верификация собранных данных при формировании интегральной базы данных результатов мониторинга.

Итоговыми этапами мониторинга становятся представление результатов каждой образовательной организации, их обсуждение и использование для принятия различных управленческих решений.

Одним из примеров организации обсуждений и поиска практических решений выявленных в мониторинге проблем является организация и проведение семинаров-практикумов для администраций школ, организованных Региональным центром мониторинга качества образования и Институтом развития образования Республики Татарстан при участии специалистов ИСРО РАО [2; 10].

Ниже приводится обобщенный план действий по результатам мониторинга качества начального образования, намеченный директорами школ Республики Татарстан. Именно при проведении данного исследования была выявлена и поставлена проблема необходимости развертывания работ по мониторингу готовности пятиклассников к обучению в основной школе.

План действий по повышению качества образования в основной школе (по результатам регионального мониторинга качества начального образования):

• Анализ результатов мониторинга качества начального образования в школе;

• Информирование учителей, учащихся и родителей;

• Обсуждение результатов и планирование коррекционной работы;

• Оказание индивидуальной поддержки учащимся;

• Оказание методической помощи учителям начальной и основной школы;

• Организация взаимодействия учителей начальной и основной школы;

• Создание механизмов управления процессом.

Заключение

Двухлетний мониторинг качества начального образования, проводимый в Республике Татарстан специалистами Центра оценки качества образования ИСРО РАО, подтвердил наличие проблемы слабой преемственности перехода учащихся из начальной в основную школу и поставил задачи осмысления причин выявленных проблем и инициирования работ, связанных с регулярным проведением мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе и его научно-методического сопровождения. Проводимая в Республике Татарстан работа

является позитивным примером управления качеством образования по результатам оценочных процедур, в процессе которой ставятся новые задачи, которые должны реализовываться совместными усилиями педагогической науки, системы управления образованием и реальных участников образовательного процесса.

Статья выполнена в рамках Госзадания № 27.9204.2017/БЧ.

Литература

1. Киселева Н. М. Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ kiseleva-nataliya-mikhaylovna-09011990 (дата обращения: 23.04.2017 г.).

2. Ковалева Г. С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4. С. 83-95.

3. Ковалева Г. С., Даниленко О. В., Ермакова И. В О первоклассниках: по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/public.htm (дата обращения: 17.03.2017 г.).

4. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе как психическое новообразование младшего школьного возраста. Журнал Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3. Т. 1. С. 83-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Краснянская К. А., Рыдзе О. А, Давыдова Е. И. Сравнительная оценка математической подготовки школьников: из четвертого класса в пятый // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4. С. 96-110.

6. Маркова А. К. Теоретические принципы формирования мотивации как психологической основы становления интереса к учению. Формирование интереса к учению у школьников. М., 1986.

7. Поливанова К. Н., Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителя. М. : Вита-Пресс, 2014. С. 83-95.

8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от № 1/15 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. 2015. С. 79-99.

9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одо-бр. решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 г.) // Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 12.07.2017).

10. Результаты исследования готовности и адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе в Республике Татарстан в 2016/2017 учебном году: аналитический отчет Центра оценки качества образования ИСРО РАО // Республиканского центр мониторинга качества образования «РЦМКО»: [сайт]. URL: http://rcmko.ru/meropriyatiya/monitoring/detal.php? ID=639 (дата обращения: 21.07.2017).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2017. 53 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2017. 48 с.

13. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 17-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.