Научная статья на тему 'Особенности оценки качества инфокоммуникационных услуг контакт-центра'

Особенности оценки качества инфокоммуникационных услуг контакт-центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максименко В. Н.

Качество услуг является одним из основных показателей конкурентоспособности компаний на телекоммуникационном рынке. Приведена классификация показателей качества услуг современных контакт-центров с учетом потребительских свойств услуг и телекоммуникационных и информационных особенностей оказания услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки качества инфокоммуникационных услуг контакт-центра»

16 декабря 2011 r. 17:57

Т-Comm #10-2010

(Технологии информационного общества)

Особенности оценки качества инфокоммуникационных услуг контакт-центра

Качество услуг является одним из основных показателей конкурентоспособности компаний на телекоммуникационном рынке. Приведена классификация показателей качества услуг современных контакт-центров с учетом потребительских свойств услуг и телекоммуникационных и информационных особенностей оказания услуг.

Максименко В.Н..

профессор кафедра ЛИТСС МТУСИ

По мерс того, как в дополнительных услугах связи увеличивается информационная составляющая, становится очевидным, что терминологически их лучше называть не дополнительными, а инфокоммуникационны-ми услугами. Обоснованием такого утверждения могут служить услуги современных контакт-центров, которые способны работать с весьма сложной инфраструктурой. В отличие от Call-центров они обеспечивают обслуживание запросов, поступивших посредством не только телефонных вызовов, но и сообщении, посланных по электронной почте, через службу SMS. Web, текстовый чат и т. п. Контакт-центр является одним из примеров реализации конвергенции телекоммуникаций и вычислительной техники при оказании информационных услуг. Контакт-центр представляет собой систему, взаимодействующую. с одной стороны, с телекоммуникационной инфраструктурой, через которую поступают запросы, а с другой - с определенными программными приложениями. призванными улучшить качество отработки этих запросов, такими как ERP, Help Desk и CRM. В зависимости от типа связи, соединяющего пользователя и оператора контакт-центра, запросы могут поступать в речевой форме при использовании вызовов телефонной сети или в виде текстовых сообщений при использовании Интернет или сотовой связи (SMS или GPRS). Контакт-центр призван обеспечить быстрое и вместе с тем качественное обслуживание пользователя при высокой культуре общения в процессе оказания инфокоммуникационных услуг.

В историческом плане контакт-центр функционировал вначале как информационно-справочная служба

оператора фиксированной или сотовой связи. Позже контакт-центры стали создавать крупные производственные компании для продвижения своей продукции на потребительском рынке. В последнюю очередь стали создаваться контакт-центры как самостоятельные предприятия. оказывающие консультационные и маркетинговые услуги широкому кругу пользователей на основе сценариев утвержденных заказчиками. В швисимости от организационной подчиненности и спектра пользователей можно выделить три класса контакт-центров:

• корпоративные контакт-центры.

• аутсорсинговые контакт-центры,

• частично аутсорсинговые или хостинговые контакт-центры.

В соответствии с законом «О связи», для осуществления легальной деятельности по предоставлению коммерческих услуг контакт-центру необходимо получить лицензии на предоставление телефонной связи и телематических услуг. Либерализация рынка электросвязи в России способствовала повышению конкуренции как между отдельными видами связи, так и повышению конкуренции отдельных компаний оказывающих однотипные услуги. Особенно остро это проявляется в среде аутсорсинговых контакт-центров. На первый план выдвинулось качество оказываемых услуг.

Сложность оценки качества услуг контакт-центра состоит в том, что услуги, которые оказывают операторы контакт-центра, являются сложными или составными. т.е. реализуются не одной, а несколькими службами. При этом, пользователь может выбирать наиболее приемлемый для него вид общения с данным контакт-центром. основанный на тех или иных преимуществах средств связи.

Учитывая, что контакт-центр представляет собой человеко-машинный комплекс, качество обслуживания пользователей зависит от характеристик используемых программно-аппаратных средств и квалификационных характеристик операторов контакт-центра.

Потребителями услуг являются заказчики на услугу аутсорсинга и пользователи контакт-центра. Услуга по обработке входящих и исходящих запросов контакт-центра осуществляется с соблюдением требований к телематическим услугам.

Классификация показателей услуг контакт-центра:

1. Требования к построению сети контакт-центра;

2. Требования к порядку обработки запросов контакт-центра;

3. Требования к защите информации контакт-центра;

4. Требования к показателям применения услуг контакт-центра;

5. Требования к показателям предприятия, оказывающего услуги контакт-центра;

Показа юли построении сети связи контакг-цеитра

Собственно ятя операторов информационно-

справочной службы вид связи нс является определяющим и требование пользователя независимо от того, является ли это речевым сообщением или сообщением полученным по электронной почте, всегда рассматривается как запрос.

ЗУ

Показатели построения сети связи контакт-центра определяют функциональные возможности пользователей обратиться за обслуживанием к операторам контакт-центра. Запросы на обслуживание могут поступить посредством:

телефонных звонков (телефонные каналы взаимодействия),

сообщений, посланных по электронной почте,

сообщений, посланных через службу SMS, сообщений, посланных через Web, текстового чата.

VoIP.

Показатели построения сети связи контакт-центра определяют: функциональные возможности, масштабируемость, доступность сервисов.

Показатели порядка обработки запросов контакт-центра

1. Ориентированность на пользователя.

При обработке запросов оператор контакт-центра должен руководствоваться принципом клиентоориенти-рованиости, для реализации которого необходимо выполнять следующие требования:

• соблюдать партнерский стиль взаимодействия с клиентами,

• соблюдать полную концентрацию на решении задач клиента: во время обработки вызова не допускать посторонних действий - разговоров с другими сотрудниками и т.п.,

• не перебивать клиента в то время когда он задаст вопрос,

• проявлять заинтересованность, задавая уточняющие вопросы клиенту.

• не навязывать свои рекомендации и не ссылаться на личный опыт, не демонстрировать свое превосходство в знаниях.

2. Авторитетность и профессионализм.

При обработке запросов оператор контакт-центра должен руководствоваться принципом компетентности и авторитетности, для реализации которого необходимо выполнять следующие требования:

• голос должен звучать уверенно всегда.

• должен сообщать только ту информацию, в которой он уверен. Не допускать применение фраз, в которых звучит неопределенность.

• ударения в словах должны соответствовать правилам языка, на котором ведется общение,

• должен использовать уточняющие вопросы для того, чтобы убедиться в правильности понимания информации.

• должен действовать и передавать клиенту информацию в полном соответствии с установленными регламентами и процедурами.

3. Результативность и эффективность.

При обработке запросов оператор контакт-центра должен руководствоваться принципом результативности и эффективности, для реализации которого необходимо выполнять следующие требования:

• говорить отчетливо.

• излагать свои мысли лаконично и понятно.

• при необходимости объяснять одно понятие несколькими способами, используя поясняющие сравнения,

• использовать только общедоступную терминологию,

• использовать паузы для деления информации на логические блоки,

• периодически проверять правильность понимания клиентом своих объяснений.

Показатели защиты информации контакт-центра

В контакт-центре сеть много ценной информации: клиентские и собственные базы данных, статистические и отчетные материалы, финансовая документация и т. д. регистрация событий, происходящих в системе. Зашита бизнеса включает в себя как вопросы обеспечения организационно-экономической, так и технической безопасности.

Задачи технической безопасности подразделяются на несколько видов:

• обеспечение надежности работы оборудования и программного обеспечения;

• защита от внутреннего и внешнего несанкционированного доступа (НСД);

• обеспечение перспективного технического развития.

Параметры архитектуры безопасности контакт-центра должны препятствовать следующим преднамеренным и непреднамеренным угрозам: уничтожение информации или других ресурсов, искажения или модификации информации, кражи, утечки или потери информации и других ресурсов, разглашению информации.

Система защиты информации контакт-центра от внешнего и внутреннего несанкционированного доступа должна осуществляться как на административном, так и на технологическом уровне. При этом должны использоваться следующие механизмы зашиты:

1. Контроль доступа.

2. Аутентификация.

3. Неотказусмость.

4. Безопасность связи.

5. Целостность данных.

6. Доступность

Показатели применения и показатели предприятия услуг контакт-центра

Потребительские свойства информационносправочных услуг контакт-центра по обработке входящих и исходящих вызовов, оказываемым операторами контакт-центра согласно сценариям характеризуются двумя группами показателей качества:

• Показатели качества информационносправочных услуг контакт-центра по обработке входящих и исходящих вызовов, оказываемым операторами контакт-центра согласно сценариям, которые влияют па потребительские свойства услуг (показатели применения);

• Показатели удовлетворенности обслуживанием пользователей информационно-справочных услуг контакт-центра по обработке входящих и исходящих вызо-

40

bob. оказываемым операторами контакт-центра согласно сценариям, (показатели предприятия).

Показатели применения услуг контакт-центра Для оценки качества работы контакт-центра используются следующие численные показатели применения:

1.

оператора.

2.

3.

очереди.

4.

5.

Процент вызовов, закончившихся ответом

Процент потерянных вызовов. Максимальное время ожидания запроса в

Среднее время ожидания гапроса в очереди. Среднее время обслуживания запроса.

6. 11роцент обслуженных запросов

7. Процент запросов, обработанных в задан-

ный интервал обслуживания.

8. Процент неудовлетворительно обслужен-

ных запросов.

Взаимосвязь потребительских свойств и показателей применения

Показатели применения качества информационносправочных услуг контакт-центра по обработке входящих и исходящих вызовов и их взаимосвязь с потребительскими свойствами приведены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь потребительских свойств и показателей применения

Потребительские свойства услуг Показатели применения качества услуг контакт-центра

1 Доступность услуги 1.1 Процент вызовов, закончившихся ответом оператора. 1.2 Процент потерянных вызовов.

2 Скорость установления соединения 2.1. Среднее время ожидания запроса в очереди. 2.2. Максимальное время ожидания запроса в очереди.

3 Уровень сервиса 3.1. Среднее время запроса. 3.2. Процент запросов, обработанных в заданный интервал ожидания. 3.3. Процент неудовлетворительно обслуженных запросов.

І Іоказателн предприятия услуг контакт-центра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки качества работы контакт-центра используются следующие численные показатели предприятия:

1. Процент удовлетворенности заказчиков (клиентов) скоростью внесения изменений в сценарий работы оператора контакт-центра.

2. Процент удовлетворенности клиентов контакт-центра организационными аспектами обслуживания.

3. Процент неудовлетворительного отношения операторов контакт-центра к пользователям.

Взаимосвязь потребительских свойств и показателей предприятия

Показатели предприятия при оказании информационно-справочных услуг контакт-центра по обработке входящих и исходящих вызовов, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязь потребительских свойств и показателей предприятия

Потребительские свойства услуг Показатели предприятия контакт-центра

1 Удовлетворенность техническими аспектами обслуживания заказчиков контакт-центра. 1.1.Процент удовлетворенности заказчиков скоростью внесения изменений в сценарий работы оператора кои-такт-центра.

2 Удовлетворенность организационными аспектами обслуживания заказчиков контакт-центра. 2.1 .Процент удовлетворенности клиентов контакт-центра организационными аспектами обслуживания.

3 Удовлетворенность обслуживанием пользователей операторами контакт-центра. 3.1. Процент неудовлетворительного отношения операторов контакт-центра к пользователям

Заключение

Предложенные показатели качества услуг контакт-центра были использованы при разработке нормативного документа добровольной системы сертификации «Связь-качество»: «Услуги информационно-справочной службы контакт-центра. Технические требования». В настоящее время ИЦ М ГУСИ на основании этого документа проводит сертификационные испытания услуг в ЗАО «МЦ НТТ».

Настоящие Требования распространяются на услуги информационно-справочной службы контакт-центра, предоставляемые пользователям по запросам, включая:

а) обработку входящих запросов: услуги горячей линии. круглосуточные справочно-информационные услуги. маркетинговые и/или рекламные услуги, услуги сервисной служба и технической поддержки, услуги приема заказов и логистики, консультационные услуги различных типов;

б) обработку исходящих запросов: услуги анкетирования и телефонных опросов, услуги информационного обзвона. услуги актуализации баз данных, услуги телефонного опроса, услуги телемаркетинга;

в) обработку входящих и исходящих запросов: услуги виртуального секретаря.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.