Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕНИЕ / ТРЕНИРОВКА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханарин Игорь Михайлович, Карелин Денис Александрович, Шумилин Вячеслав Сергеевич, Гладышев Роман Владимирович, Сизов Никита Дмитриевич

Рассмотрена методика оценки эффективности проведения учений и тренировок с должностными лицами органов управления материально-техническим обеспечением подразделений связи, с учетом требуемых значений показателей и заданных критериев оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ханарин Игорь Михайлович, Карелин Денис Александрович, Шумилин Вячеслав Сергеевич, Гладышев Роман Владимирович, Сизов Никита Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF CONDUCTING EXERCISES AND TRAININGS WITH OFFICIALS OF THE MANAGEMENT BODIES FOR THE MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF COMMUNICATIONS UNITS

The methodology for evaluating the effectiveness of conducting exercises and trainings with officials of the management bodies for the material and technical support of communication units, taking into account the required values of indicators and specified evaluation criteria.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ»

УДК 355.41

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ

Р.В. Гладышев, Д.А. Карелин, Н.Д. Сизов, И.М. Ханарин, В.С. Шумилин

Рассмотрена методика оценки эффективности проведения учений и тренировок с должностными лицами органов управления материально-техническим обеспечением подразделений связи, с учетом требуемых значений показателей и заданных критериев оценки.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, учение, тренировка, должностные лица органов управления, подразделения связи.

В настоящее время уровень подготовки руководящего состава и органов управления является важнейшим фактором поддержания высокой готовности и слаженности подразделений связи. Особенно это актуально на современном этапе при переходе на новые организационно-штатные структуры, образцы новой техники связи и автоматизированных систем управления.

В этих условиях успешное выполнение подразделениями связи задач по предназначению во многом зависит от степени подготовленности должностных лиц органов управления материально-техническим обеспечением (ДЛ ОУ МТО) и качественного принятия ими обоснованных решений. В целях решения этих задач возникла актуальность перехода на наиболее перспективные и действенные формы подготовки ДЛ ОУ МТО подразделений связи с применением информационных технологий, основой которых являются учения и тренировки. Данная форма является наиболее прогрессивной и приближенной к работе ДЛ ОУ в условиях реального времени и скоротечности изменений оперативной обстановки.

Согласно общей теории систем, эффективность - это степень достижения поставленной цели с учетом затрат [1]. Следовательно, чтобы произвести оценку эффективности проведения учений и тренировок необходимо в первую очередь определить цели их проведения и, во-вторых, установить, какие требуются затраты для достижения поставленных целей. Можно выделить две основные группы целей, которые стремятся достичь в ходе проведения учения (тренировки) [2]. Первая группа целей - дидактические, т. е. в ходе проведения учения (тренировки) ДЛ, их организующие, стремятся повысить уровень знаний, навыков и умений офицеров, выступающих в роли обучающихся. Данные цели характерны для учебных заведений.

В ходе проведения учения (тренировки), имеющих основными дидактические цели, не решаются вопросы относительно повышения слаженности действий ДЛ ОУ МТО, так как данные коллективы являются временными и создаются на время проведения учения (тренировки). Необходимо отметить, что вопросы, касающиеся индивидуальной подготовки ДЛ ОУ МТО подразделений связи, решаются при проведении других видов занятий, а в ходе учения (тренировки) должностным лицам показывают, как надо работать во взаимодействии друг с другом внутри органа управления, а также с другими органами управления.

Вторая группа целей - оперативные, то есть в процессе проведения учения (тренировки) отрабатываются реальные вопросы по организации вопросов МТО подразделений связи, с конкретной организационно-штатной структурой, в конкретных физико-географических условиях, с учетом внешних дестабилизирующих факторов. Такие учения (тренировки) проводятся с участием штатного состава ДЛ ОУ МТО, уже имеющих определенный уровень знаний и умений.

В ходе проведения учений (тренировок) ДЛ по возможности необходимо максимально предугадать возможный характер развития оперативной обстановки, отработать и просчитать различные варианты построения и функционирования системы МТО, оценить эффективность каждого из рассматриваемых вариантов, повысить слаженность работы ДЛ ОУ МТО. Основные цели проведения учений (тренировок) представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные цели проведения учений (тренировок) с ДЛ ОУ МТО

Следовательно, методика оценки эффективности проведения учения (тренировки) должна иметь две составные части.

В первой части осуществляется оценка достигнутого дидактического эффекта с учетом произведенных затрат, во второй части - оценка достигнутого "оперативного эффекта".

Достигнутый "оперативный эффект" целесообразно оценивать с помощью показателей, которые уже апробированы и применялись ранее: количество рассмотренных вариантов построения и функционирования системы МТО, количество отработанных планирующих документов, время их выполнения. Данные показатели характеризуют эффективность работы ОУ МТО подразделений связи, а по отношению к организационной структуре и процессу проведения учения (тренировки) выступают в качестве требований вышестоящей системы.

Рассмотрим более подробно методику оценки достигнутого "оперативного эффекта" в ходе подготовки и проведения учения (тренировки).

Чтобы оценить эффективность проведения учения (тренировки), необходимо последовательно рассмотреть процессы взаимодействия групп ДЛ ОУ МТО и создаваемые структуры для их реализации.

В процессе подготовки и проведения учения (тренировки) создаются группы подыгрыша и имитации, постоянно функционирует руководящий орган, состоящий из руководителя учения (тренировки), его заместителей и группы посредников, контролирующих и направляющих работу закрепленных за ними групп ДЛ.

Следовательно, необходимо определить рациональный вариант организационной структуры руководящего органа, групп подыгрыша и имитации при проведении учения (тренировки), порядок их функционирования и взаимодействия, который бы позволил достичь требуемых значений показателей, удовлетворяющих заданным критериям.

Рациональный вариант такой структуры должен отвечать определенной системе критериев [3]:

1. Минимизация ДЛ ОУ МТО, задействованных для проведения учения (тренировки).

2. Максимизация вероятности безошибочного и своевременного выполнения ДЛ всего комплекса задач, позволяющего работать в условиях, максимально приближенных к реальным.

3. Минимизация общей стоимости содержания организационной структуры для проведения учения (тренировки).

4. Минимизация среднего времени решения задач в организационной структуре, обеспечивающей проведение учения (тренировки).

Оценка эффективности может быть фактической и прогностической.

Фактическая оценка производится по данным анализа состоявшегося поведения системы (структуры), а прогностическая - по данным, соответствующим состоянию системы (структуры) в предполагаемых условиях построения и применения.

При реализации запланированных мероприятий рассматриваются преимущественно фактические (действительные) показатели эффективности проведения учения (тренировки), при планировании проведения - прогностические (вероятностные) и те и другие могут быть относительными и абсолютными, внешними и внутренними (рис. 2).

Рис. 2. Классификация показателей эффективности проведения учений (тренировок) с ДЛ ОУ МТО

Объективизация оценок с применением показателей эффективности достигается путем соблюдения трех принципов: конкретности, системности, комплексности [4].

Принцип конкретности ориентирует на рассмотрение определенных задач и вариантов организации и проведения учений (тренировок) в определенных условиях оперативной обстановки.

Принцип системности определяет необходимость рассмотрения организации проведения учений (тренировок), как составной части системы подготовки ДЛ ОУ МТО.

Принцип комплексности требует, чтобы вопросы по организации проведения учений (тренировок) рассматривались в совокупности всех свойств, проявляемых составляющими рассматриваемой системы МТО при выполнении поставленных задач по организации МТО подразделений связи.

Формальная постановка задачи по формированию структуры для организации подготовки и проведения учений (тренировок) может быть сформулирована следующим образом.

1. Необходимо определить структуру S(mk), при которой обеспечиваются и выполняются основные критериальные ограничения:

min C = F1(S (mk)) и max P = F2(S (mk ),1,m, Q,d) (1)

P > P ■ • C < C ■ (2)

1 -1 min- ^min

где Р - вер оятность б ез ошибочного и своевременного выполнения всего комплекса задач по подготовке и проведению учения (тренировки); C - стоимость затрат на подготовку и проведение учения (тренировки); mk - количество ДЛ, осуществляющих под-

готовку и проведение учения (тренировки); 1 - вектор интенсивностей задач, поступающих ДЛ; т - векторы интенсивностей их решения; Q - вероятность решения /-ми ДЛ задач, определяемых их функциональными обязанностями; 8 - матрица координационных связей между ДЛ в процессе решения задач подготовке и проведению учения (тренировки).

Количество ДЛ (тк), осуществляющих подготовку и проведение учения (тренировки) определяем по выражению:

£

т =1 + ^тк , (3)

к=1

где тк - число ДЛ на к-ом уровне иерархии организационной структуры, к=1, ...,£;, £ -число уровней организационной структуры.

Для расчета показателя стоимости (С) может быть принято очевидное условие, что для каждого уровня иерархии организационной структуры могут быть поставлены в соответствие определенные значения затрат Ск:

£-1

С = С + X ткСк, (4)

к =1

где С1 - затраты на профессиональный отбор, подготовку ДЛ; Ск - затраты на содержание рабочих мест ДЛ на каждом уровне иерархии рассматриваемой структуры; тк - количество ДЛ, выполняющих свои функциональные обязанности на данном уровне иерархии.

Примем следующие ограничения в отношении синтезируемой организационной структуры:

1.Предполагаем, что иерархическая сеть рассматриваемой структуры однородна, то есть характеристики деятельности ДЛ одного и того же уровня иерархии одинаковы.

2. Все потоки информации, циркулирующие между ДЛ, простейшие, длительность обслуживания потоков операторами распределены по показательным законам.

3. Очереди для каждого оператора неограниченны, операторы работают безотказно.

В качестве основного критерия выбора структуры рассмотрим оценки значений временных характеристик решения оперативных задач.

Для этого определим средние потери времени при решении оперативных задач /-м ДЛ к-го уровня иерархии.

Ь/ = 1срк/Чк + Ьк, (5)

где qk - среднее число зад ач управления, находящихся в очереди у ДЛ к-го уровня иер архии; 1срЫ - среднее время решения задачи ДЛ к-го уровня иерархии; К: - среднее время согласования (координации) действий ДЛ к-го уровня иерархии с ДЛ вышестоящего уровня.

Время координации действий зависит от степени важности решения задачи и от объема передаваемой информации.

Если структура относительно однородна, то интенсивность входящего потока задач управления для любого ДЛ к-го уровня иерархии будет:

А к-1

1=—иЬк, (6)

тк ]=1

где Л - интенсивность суммарного потока всего комплекса задач управления; вк - степень интеграции задач на к-м уровне иерархии.

Степень интеграции информации зависит от сложности решаемых задач. Чем больше различных источников информации составляют их основу, тем более сложной является задача. Ясно, что при этом (0< вк <1). Например, вк =1 означает,

что на данном уровне иерархии информация о результатах решения каждой задачи, поступающей на этот уровень обработки, передается на вышестоящий уровень.

Для определения структуры учения (тренировки) используем метод неопределенных множителей Лагранжа:

где Ф - множитель Лагранжа; С1 - затраты на профессиональный отбор, подготовку

Варьируя показателями, характеризующими структуру организации подготовки и проведения учения (тренировки) с ДЛ ОУ МТО подразделений связи, мы можем получить необходимое количество различных вариантов при задании различных критериев.

Используемые правила выбора данных вариантов позволяют производить оценку эффективности проведения учений и тренировок с ДЛ ОУ МТО подразделений связи.

Таким образом, оценка эффективности проведения учений и тренировок позволит повысить уровень профессиональной подготовки ДЛ ОУ и оперативность процесса организации материально-технического обеспечения подразделений связи в различных условиях обстановки.

1. Большаков А. А. Интеллектуальные системы управления организационно-техническими системами. М.: Горячая линия-Телеком, 2006. 160 с.

2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002.

3. Карпов Е.А. Основы теории управления в системах военного назначения. Часть 1. Учебное пособие / Карпов Е.А., Котенко И.В., Боговик А.В., Ковалев И.С. и др.; под редакцией А.Ю. Рунеева, И.В. Котенко. СПб.: ВУС, 2000. 194 с.

4. Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. Основы теории управления: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 560 с.

Ханарин Игорь Михайлович, сотрудник, igor. svoyy@rambler. ru, Россия, Орел, Академия ФСО России,

Карелин Денис Александрович, сотрудник, deniskarelin@,yandex. ru, Россия, Орел, Академия ФСО России,

Шумилин Вячеслав Сергеевич, сотрудник, v-shumilinamail. ru, Россия, Орел, Академия ФСО России,

Гладышев Роман Владимирович, сотрудник, rogla03a mail. ru, Россия, Орел, Академия ФСО России,

Сизов Никита Дмитриевич, сотрудник, nds 156spamail. ru, Россия, Орел, Академия ФСО России

FEATURES OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF CONDUCTING EXERCISES AND TRAININGS WITH OFFICIALS OF THE MANAGEMENT BODIES FOR THE MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF COMMUNICATIONS UNITS

(7)

ДЛ.

Список литературы

589 с.

I.M. Khanarin, D.A. Karelin, V.S. Shumilin, R.V. Gladyshev, N.D. Sizov

l74

The methodology for evaluating the effectiveness of conducting exercises and trainings with officials of the management bodies for the material and technical support of communication units, taking into account the required values of indicators and specified evaluation criteria.

Key words: material and technical support, exercise, training, officials of the management bodies, communication units.

Khanarin Igor Mikhailovich, employee, igor.svoyy@rambler.ru, Russia, Orel, Academy FSO Russia,

Karelin Denis Aleksandrovich, employee, deniskarelin@yandex, Russia, Orel, Academy FSO Russia,

Shumilin Vyacheslav Sergeevich, employee, v-shumilin@,mail. ru, Russia, Orel, Academy FSO Russia,

Gladyshev Roman Vladimirovich, employee, rogla03@mail. ru, Russia, Orel, Academy FSO Russia,

Sizov Nikita Dmitrievich, employee, nds156sp@,mail. ru, Russia, Orel, Academy FSO

Russia

УДК 621.317.39

АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ МАНЕВРИРУЮЩИХ ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ

В МНОГОПОЗИЦИОННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Р.Н. Акиншин, А.В. Хомяков, А.И. Полубехин, В.Л. Румянцев

Представлены результаты разработки алгоритма адаптивного рекурсивного калмановского оценивания параметров траекторий целей для системы вторичной обработки многопозиционной радиолокационной системы. Алгоритм позволяет учитывать как модель движения воздушного объекта, так и качество входной информации. Приведены оценки точности сопровождения целей с использованием разработанного алгоритма применительно к фрагменту многопозиционной системы для целей, совершающих полет на участках как без совершения маневра (прямолинейное равномерное движение), так и с выполнением маневра по скорости и курсу.

Ключевые слова: калмановская фильтрация, многопозиционная система, параметры траектории.

Система вторичной обработки в многопозиционной радиолокационной системе должна осуществлять фильтрацию параметров траекторий воздушных целей как в условиях различных моделей движения (прямолинейное равномерное, с ускорением, с маневром по курсу, высоте), так и в условиях неравноточных измерений координат и параметров движения цели. В работах [1-4] показано, что требуемое качество фильтрации параметров траекторий воздушных целей в многопозиционной системе могут обеспечить адаптивные алгоритмы фильтрации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.