Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТЧУЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОТЧУЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
отчуждение / учебный труд / студент / локус контроля / alienation / academic work / students / locus control

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахова К.Е.

В статье представлены данные эмпирического исследования особенностей отчуждения учебного труда у студентов с разным локусом контроля. Проведенные в рамках темы исследование позволило выявить особенности с интеральным и экстернальным локусом контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ALIENATION STUDENTS' LEARNINGWORK DIFFERENT LOCUS OF CONTROL

The article presents data from an empirical study of the characteristics of alienation of academic work among students with different locus of control. The research conducted within the framework of the topic made it possible to identify features with an internal and external locus of control.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТЧУЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ»

УДК 159.9.07

Шахова К.Е.

студент 5 курса Оренбургский государственный педагогический университет

(г. Оренбург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОТЧУЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ

Аннотация: в статье представлены данные эмпирического исследования особенностей отчуждения учебного труда у студентов с разным локусом контроля. Проведенные в рамках темы исследование позволило выявить особенности с интеральным и экстернальным локусом контроля.

Ключевые слова: отчуждение, учебный труд, студент, локус контроля.

По мере развития человеческой культуры и различных сфер деятельности, отношений, производства растет объем знаний, которые студентам необходимо осваивать для того, чтобы включиться в профессиональную деятельность. Помимо этого, образовательная среда ВУЗа предъявляет все возрастающие требования к обучающимся и соответствие этим требованиям становится для них серьезным вызовом, успешно справиться с которым не всегда удается. Результатами этого становятся эмоциональное выгорание, утрата продуктивной учебной мотивации, отчуждение учебной деятельности (В.Н. Косырев, В.Н. Осин). Отчуждение учебного труда представляет собой сложное отношение студента к собственной учебно-профессиональной деятельности и ее составляющим, проявляющееся, прежде всего, в утрате личностно значимого смысла этой деятельности, понимания ее значения, что ведет к негативным эффектам как в аспекте освоения профессии (формализация учебного труда, поверхностность, безразличие), так и в аспекте

развития личности студента, интенсивности негативных переживаний (потеря уверенности в своих силах, нарушения самооценки, снижение субъектности, тревога, беспокойство, неудовлетворенность и т.д.), а при наиболее тяжелых формах отчуждения может происходить отказ от обучения (В.В. Абраменкова, В.Н. Косырев, О.Л. Королева, Е.В. Кудрявцева, О.Д. Пантелеева). Исследователями отмечается, что локус контроля выступает значимым фактором, влияющим как на возникновение отчуждения учебного труда, так и на ресурсы его преодоления, т.к. локализация субъективного контроля определяет общее отношение к деятельности либо с позиции участника, исполнителя, либо с позиции активного субъекта, имеющего собственные смыслы и понимающего значение учебного труда (В.Н. Косырев, А.М. Лобок, А.М. Сидоркин). Выявление особенностей отчуждения учебного труда у студентов с разным локусом контроля, таким образом, представляется актуальным.

Целью данного исследования стало выявление и описание уровневых особенностей отчуждения учебного труда у студентов с разным локусом контроля. Решение ряда задач, поставленных в соответствии с данной целью, позволило получить следующие результаты.

В теоретической части исследования нами была принята в качестве рабочей концепция отчуждения учебного труда В.Н. Косырева, в соответствии с которой отчуждение учебного труда - это такое отношение студента к учению, при котором продукты его деятельности, он сам, а также преподаватели, администрация, другие студенты и социальные группы как носители норм, установок и ценностей учебной деятельности представлены в его сознании различной степенью противоположности ему самому (от отсутствия сходства, понимания непохожести до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта и проявляется в поведении, противоположном понятиям близости, тождественности, гуманности и т.д. Отчуждение учебного труда оценивается по 4 сферам, в которых оно проявляется (учение, университетская жизнь, межличностные отношения,

самоотношение), а также по формам проявления отчуждения (вегетативность, бессилие, нигилизм, авантюризм) и общему уровню (абсолютное, относительное и мнимое отчуждение). Особенности отчуждения учебного труда у студентов проявляются в различных поведенческих и личностных характеристиках, выраженных негативных переживаниях и негативно сказывается на учебно-профессиональной деятельности в целом, на отношениях с окружающими (преподавателями, однокурсниками), а также на развитии личности студента в целом и перспективах получения профессии, т.к. при наиболее тяжелых формах отчуждения (вегетативность, бессилие) может происходить отказ от обучения.

Под локусом контроля, вслед за Дж. Роттером, мы понимаем качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним и внутренним причинам. Локус контроля является универсальной, устойчивой характеристикой и инвариантен по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми сталкивается личность. В зависимости от того, где локализуется контроль над значимыми жизненными событиями, выделяются интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний) локус контроля. В аспекте рисков возникновения отчуждения учебного труда экстернальный локус контроля выступает значимым фактором, т.к. вследствие тенденций передачи ответственности другим людям, обстоятельствам, условиям препятствует развитию самоорганизации личности, проявлениям субъектности в осуществлении учебного труда. И, напротив, интернальный локус контроля задает вектор личной включенности в учебный труд, препятствуя возникновению отчуждения или способствуя его преодолению.

В эмпирическом исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте 18-22 лет. Эмпирические данные были получены с помощью метода опроса (тест-опросник «Субъективное отчуждение учебного труда» В.Н. Косырева, «Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК)» (Модификация шкалы I-E Дж. Роттера) С.Р. Пантелеева, В.В. Столина). Для обработки полученных данных применялся математико-статистический метод (непараметрический

критерий различий Ц-Манна-Уитни для независимых выборок).

Анализ полученных эмпирических результатов показал, что в выборке студентов преобладающими являются средний (относительное отчуждение -43,3%) и низкий (мнимое отчуждение - 35%) уровни отчуждения учебного труда, реже отмечается высокий (абсолютное отчуждение - 21,7%) уровень. Отчуждение учебного труда проявляется преимущественно в средних показателях отчуждения в сферах учения, университетской жизни, межличностных отношений, самоотношения. Помимо этого, отчуждение учебного труда проявляется в разных формах преимущественно в средних и высоких показателях вегетативности, бессилия, нигилизма, авантюризма. Полученные свидетельствуют о том, что большинство студентов проявляют средне выраженное и выраженное отчуждение учебного труда в разных сферах при не выраженности тех или иных его форм. Это означает, что те или иные аспекты образовательной среды могут восприниматься как чуждые, враждебные, вследствие чего взаимодействие с ними может минимизироваться с целью снижения негативных переживаний, однако эти сферы не отчуждаются полностью и студенты справляются с возникающими трудностями, вследствие чего отдельные формы отчуждения не проявляются ярко, а общий уровень чаще является средним и низким.

Для проведения сравнительного анализа в составе выборки студентов было выделено две группы: группа студентов с интернальным (43,3%) и с экстернальным (56,7%) локусом контроля.

Было выявлено, что в группе студентов с интернальным локусом контроля, преобладающим является низкий (мнимое отчуждение - 57,7%) отчуждения учебного труда, реже отмечается средний (относительное отчуждение - 38,5%) уровень и редко - высокий (абсолютное отчуждение -3,8%) уровень. Отчуждение учебного труда проявляется преимущественно в низких уровневых показателях отчуждения в сферах учения, университетской жизни, низких и средних уровневых показателях в сферах межличностных отношений и самоотношения. Помимо этого, отчуждение учебного труда не

проявляется ярко в каких-либо формах, в частности, преобладающими являются низкие уровневые показатели вегетативности, бессилия, нигилизма и авантюризма. В сравнении с группой с экстернальным локусом контроля, выявлены статистически достоверно более низкие уровневые показатели отчуждения учебного труда, в том числе по таким сферам отчуждения учебного труда как учение, университетская жизнь, межличностные отношения в среде вуза, отношение к себе как субъекту учебного труда, а также по таким формам проявления как вегетативность и бессилие (с достоверностью при р<0,01 и р<0,05 по и-Манна-Уитни). Полученные данные свидетельствуют о том, что при интернальном локусе контроля отчуждение студентов учебного труда проявляется на более низком уровне в разных аспектах учебы и в менее выраженных тяжелых формах проявления (вегетативность, бессилие), что может быть обусловлено ориентацией студентов на собственную деятельность, активность, усилия в разрешении различных проблем в учебно-профессиональной деятельности.

У студентов с экстернальным локусом контроля преобладающими являются средний (относительное отчуждение - 47,1%) и высокий (абсолютное отчуждение - 35,3%) уровни отчуждения учебного труда, реже отмечается низкий (мнимое отчуждение - 17,6%) уровень. Отчуждение учебного труда проявляется преимущественно в средних и высоких уровневых показателях отчуждения в сферах учения, университетской жизни, межличностных отношений, самоотношения. Помимо этого, отчуждение учебного труда часто проявляется в средне выраженной форме вегетативности, средне и ярко выраженных формах бессилия и нигилизма, средне выраженном авантюризме. В сравнении с группой с интернальным локусом контроля, выявлены статистически достоверно более высокие уровневые показатели отчуждения учебного труда, в том числе по таким сферам отчуждения учебного труда как учение, университетская жизнь, межличностные отношения в среде вуза, отношение к себе как субъекту учебного труда, а также по таким формам проявления как вегетативность и бессилие (с достоверностью при р<0,01 и

р<0,05 по Ц-Манна-Уитни). Полученные данные свидетельствуют о том, что при экстернальном локусе контроля отчуждение студентов учебного труда является более выраженным в разных аспектах учебы и в более выраженных тяжелых формах его проявления (вегетативность, бессилие), что может быть обусловлено склонностью студентов полагаться на внешние обстоятельства, окружающих людей в разрешении различных трудностей и достижении целей в учебно-профессиональной деятельности.

Проведенное исследование позволило считать подтвержденной гипотезу о том, что отчуждение учебного труда у студентов с разным локусом контроля будет различаться, а именно:

- при интернальном локусе контроля у студентов отчуждение учебного труда проявляется преимущественно на низком уровне (мнимое отчуждение), в том числе в отдельных сферах и по формам проявления,

- при экстернальном локусе контроля у студентов отчуждение учебного труда проявляется преимущественно на среднем и высоком уровнях (относительное или абсолютное отчуждение), в том числе в отдельных сферах и по формам проявления (с достоверностью при р <0,01 и р <0,05 по Ц-Манна-Уитни).

На основании результатов проведенного исследования были разработаны общие рекомендации психологической службе вуза по коррекции отчуждения учебного труда у студентов с разным локусом контроля.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 5-12;

2. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальности личности):

избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. - М.: МПСИ, 1999. - 216 с;

3. Косырев, В.Н. Отчуждение учебного труда студента - актуальная проблема высшего образования [Электронный ресурс] / В.Н. Косырев // Вестник ТГУ. - 2008. - № 11. - С. 51-55. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otchuzhdenie-uchebnogo-truda-studenta-aktualnaya-problema-vysshego-obrazovaniya;

4. Пантелеев, С.Р. Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК). Модификация шкалы I-E Дж. Роттера / С.Р. Пантелеев, В.В. Столин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. - М.: Просвещение, 1998. - С. 131-134;

5. Mann, S. Alternative perspectives on the stu-dent experience: alienation and engagement [Electronic resource] / S. Mann // Studies in Higher Education. - 2001. -Vol. 26. - №. 1. - P. 7-19. - Access mode: https://www.researchgate.net/publication/233068396_Alternative_Perspectives_on_t he_Student_Experience_Alienation_and_engagement

Shakhova K.E.

Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)

FEATURES OF ALIENATION STUDENTS' LEARNING WORK DIFFERENT LOCUS OF CONTROL

Abstract: the article presents data from an empirical study of the characteristics of alienation of academic work among students with different locus of control. The research conducted within the framework of the topic made it possible to identify features with an internal and external locus of control.

Keywords: alienation, academic work, students, locus control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.