Научная статья на тему 'Критерии отчуждения в юношеском возрасте'

Критерии отчуждения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
633
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОДИНОЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ALIENATION / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / LONELINESS / PSYCHOLOGICAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцева Елена Викторовна

В статье описаны основные доминанты феномена «отчуждение», рассмотрены особенности отчуждения в юношеском возрасте, предложена авторская интерпретация понятия юношеского отчуждения и его критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF THE ALIENATION IN YOUTH

The main principles of phenomenon alienation are described in this article, the features of alienation in youthful age are examined, and the author suggests her own conception of the youthful alienation and its criterion.

Текст научной работы на тему «Критерии отчуждения в юношеском возрасте»

УДК 152.3

КРИТЕРИИ ОТЧУЖДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

© Елена Викторовна Кудрявцева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: tanechka_kud@mail.ru

В статье описаны основные доминанты феномена «отчуждение», рассмотрены особенности отчуждения в юношеском возрасте, предложена авторская интерпретация понятия юношеского отчуждения и его критериев.

Ключевые слова: отчуждение; социализация; социальная адаптация; одиночество; психологическая защита.

Проблема отчуждения человека, несмотря на постоянный интерес к ней философии, психологии, социологии и других наук о человеке, до сих пор остается нерешенной. На сегодняшний день нет исчерпывающего и однозначного ответа на вопросы о том, в чем сущность отчуждения в различных сферах жизнедеятельности, есть ли у отчуждения положительные стороны, каковы критерии и психологические механизмы отчуждения и пр.

Обзор основных теорий отчуждения показал, что категория «отчуждение» толковалась очень широко и встречалась в работах философов-просветителей эпохи барокко (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк), в немецкой классической философии (И. Кант, Гегель, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, К. Маркс), в экзистенциальной психологической мысли (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев), в психоанализе (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон), а также в работах зарубежных и отечественных психологов (В.А. Абраменкова, Д.М. Зиновьева, К. Кеннистон, А.Н. Леонтьев, А.А. Мегра-бян, В.С. Мухина, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М. Симен и др.) [1].

Учитывая множественность подходов к феномену отчуждения, возникает необходимость дать рабочее определение отчуждения и выделить ряд критериев, определяющих его специфику в юношеском возрасте.

Под отчуждением в юношеском возрасте мы понимаем проявление таких жизненных отношений молодого человека с миром, при которых продукты его деятельности (учебной, трудовой, досуговой и пр.), он сам, а также другие индивиды и социальные группы (друзья, родственники, сокурсники, пре-

подаватели и др.), являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувстве обособленности, одиночества, отвержения) и проявляется в поведении, противоположном понятиям близости, тождественности, гуманности и т. д.

Исходя из определения, мы видим, что структура отчуждения представлена на следующих уровнях:

- когнитивный (осознание отчуждения, отсутствие общности интересов, безразличие сверстников, сокурсников и др.);

- эмоциональный (эмоциональная оценка собственного состояния, отношения друзей, родственников и др., переживание чувств обособленности, одиночества, отвержения);

- поведенческий (проявление отчуждения в поведении, которое зависит от внутренних переживаний личности и ее отношения к окружению и себе, неспособность адекватно оценить ситуацию, свои возможности, справиться с эмоциями).

Основным показателем отчуждения является наличие в мировосприятии современного молодого человека следующих доминант:

- чувство бессилия, ощущение того, что жизнедеятельность индивида вышла из-под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил;

- восприятие окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена инсти-туциализированная культура, не признается господствующая система ценностей;

- ощущение одиночества, отвержения, обособленности, изолированности, «исклю-ченности» человека из существующих социальных связей;

- чувство утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушения аутентичности личности, т. е. самоотчуждение;

- ощущение индивидом отрешенности от ситуации, группы, культуры, власти;

- чувства апатии, равнодушия, атрофии высоких социальных и гуманитарных ценностей, восприятие явлений действительности как противостоящих и противодействующих личности;

- потеря социального смысла, невозможность жить нормальной жизнью (подразумевает ментальное отчуждение) [2].

Проанализировав и обобщив теоретический материал по данной проблеме, основываясь на принятом нами определении отчуждения, мы предположили, что отчуждение в юношеском возрасте в значимых системах отношений - со сверстниками, сокурсниками, родителями, преподавателями, когда эти индивиды и социальные группы осознаются как противоположные, - сопровождается нарушениями в процессах социализации и социальной адаптации, находит проявления в переживаниях одиночества, социальной изоляции, отвержения, обособленности, а осознание неблагополучия в отношениях приводит к деструктивному поведению, которое в качестве реакции вызывает актуализацию большого количества психологических защит.

Поэтому в качестве критериев, приводящих к возникновению вышеперечисленных доминат отчуждения в юношеском возрасте, мы рассматриваем следующие:

- нарушения в процессе социализации и социальной адаптации;

- одиночество, социальная изоляция;

- актуализация психологических защит.

С целью проверки выдвинутого предположения было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты первых курсов института психологии ТГУ, студенты ГОУ НПО профессионального училища № 14 (г. Тамбов) - всего 70 человек в возрасте 17-19 лет.

Исследование проводилось с помощью следующего диагностического инструментария: тест отчуждения С. Мадди, С. Кобэйса и М. Хувера, методика определения стрессо-устойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фегрюсона, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и др.

Первой проверялась гипотеза: могут ли нарушения социализации и социальной адаптации рассматриваться в качестве критерия отчуждения в юношеском возрасте.

Понятие социализации предельно широкое, оно включает процессы и результаты становления, формирования и развития личности. На протяжении всей жизни человек, с одной стороны, ощущает социализирующее воздействие общества, а с другой - сам активно принимает участие в процессе социализации, в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. В процессе социализации, преодолевая проблемные ситуации, человек адаптируется к имеющимся условиям среды, не только репродуктивно используя приобретенный социальный опыт, но и открывая новые способы поведения и решения проблем [3].

Социализация и социальная адаптация в действительности тесно переплетены, взаимосвязаны, представляют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, адаптация может рассматриваться также и как результат социализации личности, как ее адаптиро-ванность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям [4].

Для выявления статистически значимой связи между формами отчуждения по тесту С. Мадди, С. Кобэйса и М. Хувера и показателями социализированное™ (методика

Рожкова), социально психологической адаптации испытуемых (методика СПА К. Роджерса и Р. Даймонда), данные, полученные в результате проведенного тестирования, были подвергнуты корреляционному анализу с использованием критерия г Пирсона (табл. 1).

Таблица 1

Связь форм отчуждения с показателями социализации и социально-психологической адаптации

Показатели СПА и социализации Формы отчуждения

м со к а и < м со к о ли с с е £ с В 1 е г е га

Социализация - -0,577 -0,879

Социальная адаптация - -0,752 -0,852 -0,888

Автономность 0,498 - - -

Социальная активность 0,566 - -0,387 -0,451

Адаптивность - -0,556 -0,759 -0,626

Дезадаптивность - - 0,669 0,529

Непринятие себя - - 0,510 0,509

Принятие других - - - -

Непринятие других 0,789 0,566 - -

Эмоциональный комфорт 0,688 -0,546 - -0,740

Эмоциональный дискомфорт - - 0,785 0,564

Внутренний контроль - 0,673 - -

Внешний контроль - - - -

Доминирование 0,548 - -0,764 -0,852

Ведомость -0,708 -0,789 - -

Уход от проблем 0,529 - 0,699 0,787

В результате было выявлено, что наименее серьезная форма отчуждения, «авантюризм», имеет положительную статистически значимую корреляционную связь с такими показателями социально-психологической

адаптации, как «непринятие других», «доминирование», «эмоциональный комфорт» и «уход от проблем», а также с такими показателями социализации, как «автономность» и «социальная активность». Отрицательную статистически значимую корреляционную связь данная форма отчуждения образует с переменной «ведомость».

Жизнь и деятельность испытуемых со значимыми показателями по данной шкале связана с активностью, поиском новых ощущений, поиском вовлеченности в опасные, экстремальные виды деятельности, в силу переживания бессмысленности в повседневной жизни. В погоне за «острыми ощущениями» они манипулируют другими людьми, не считаясь с их интересами, возникающие проблемы игнорируют, сохраняя при этом свой эмоциональный комфорт.

«Нигилизм» - другая форма отчуждения, которую выделяет С. Мадди [5]. Корреляционный анализ показал, что данная форма отчуждения образует положительную стати-

стически значимую связь с такими переменными, как «непринятие других» и «внутренний контроль». Отрицательная статистически значимая корреляционная связь выявлена с переменными «адаптивность», «ведо-

мость», «социальная адаптация» и «эмоциональный комфорт».

Испытуемые с высокими значениями по шкале «нигилизм» убеждены в отсутствии смысла в жизненных событиях, явлениях, ситуациях. Их активность направлена на подтверждение собственных убеждений путем занятия деструктивной позиции, они не прислушиваются к мнениям окружающих. Отрицательная взаимосвязь с переменной «социальная адаптация» свидетельствует о наличии определенных трудностей адаптации к различным сферам жизнедеятельности у испытуемых с данной формой отчуждения. С другой стороны, затруднения в приспособлении к изменяющимся событиям и ситуациям приводят к обострению отчуждения, в т. ч. и нигилизма как его формы.

В качестве третьей, более серьезной, формы отчуждения С. Мадди описывает «бессилие». По результатам корреляционного анализа видно, что данная переменная образует положительную статистически значи-

мую связь с переменными «дезадаптивность», «непринятие себя», «эмоциональный дискомфорт» и «уход от проблем». Отрицательная статистически значимая связь выявлена с переменными «адаптивность», «доминирование», «социализация», «социальная

адаптация» и «социальная активность».

Высокие показатели некоторых испытуемых по данной шкале свидетельствуют о том, что они утратили веру в свою способность влиять на жизненные ситуации, однако при этом они осознают их важность. Поведение этих испытуемых в жизненных ситуациях ведомое, они «опустили руки» и не верят, что в их силах справиться с проблемами. Данная форма отчуждения значительно затрудняет процесс адаптации к разнообразным жизненным явлениям, ситуациям, событиям, и, наоборот, нарушения адаптации, социализации приводят к бессилию как выраженной форме отчуждения.

Наиболее тяжелой формой отчуждения является «вегетативность». С помощью корреляционного анализа мы выявили, что испытуемых с данной формой отчуждения отличает неспособность поверить в истину, важность или ценность любой реально осуществляемой или воображаемой деятельности. Для них характерно дезадаптивное поведение, сопровождающееся эмоциональным дискомфортом, пренебрежительным отношением к собственной личности, неумением и нежеланием решать проблемы.

Наличие отрицательной взаимосвязи с переменными (табл. 1) обусловливает т. н. «порочный круг», при котором тяжелая форма отчуждения выступает фактором, осложняющим адаптацию к изменениям в семье, на работе, обществе в целом. Нарушения адаптации, в свою очередь, осложняют процесс социализации, что при отсутствии смысла, важности или ценности любой деятельности приводит к нарушению социальной активности. Неверие в свои силы, боязнь действовать, приспосабливаться к новым условиям и обстоятельствам еще больше затрудняют процесс адаптации и замыкают «порочный круг».

Таким образом, обобщая результаты проведенного нами корреляционного анализа, можно сделать следующие выводы.

1. Отсутствие статистически значимой корреляционной связи между авантюризмом и показателями социализации и социальной

адаптации позволяет говорить о том, что испытуемые с данной формой отчуждения, несмотря на некоторые сложности в адаптации, не являются дезадаптированными. Их поведение отличается автономностью, экстремальностью из-за «нехватки острых ощущений» в повседневной бессмысленной, по их мнению, жизни. Переживая чувства апатии, равнодушия, они игнорируют мнения и интересы других людей, воспринимая явления действительности как противостоящие и противодействующие собственной личности. Окружающая действительность становится для них миром, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных правил, норм.

2. Отрицательная статистически значимая взаимосвязь между нигилизмом и социальной адаптацией позволяет сделать вывод о том, что у испытуемых с данной формой отчуждения наблюдаются трудности в приспособлении. Обострение отчуждения, по сравнению с предыдущей формой, проявляется в том, что эти испытуемые убеждены в отсутствии смысла в жизненных событиях, явлениях, ситуациях. Их активность направлена на подтверждение данных убеждений. Ощущения одиночества, отвержения, обособленности, изолированности, которые они при этом испытывают, зачастую приводят не только к сложностям в адаптации, но также могут сказываться и на процессе их социализации, проявляясь в отрешенности, отгороженности этих испытуемых от референтных групп, совместной досуговой деятельности и пр.

3. Поведение испытуемых с тяжелыми формами отчуждения - бессилием и вегета-тивностью, можно охарактеризовать как де-задаптивное. Выявлена отрицательная связь данных форм отчуждения с показателями социализации, социальной адаптации, что позволяет судить о явных трудностях в приспособлении к изменяющимся событиям и условиям жизни, которые сопровождаются ощущениями собственного бессилия и мыслями, что жизнь вышла из-под их контроля. Представления о бессмысленности существования способствуют формированию пренебрежительного отношения к собственной личности, с переживаниями утраты своего «подлинного Я», разрушения собственной аутентичности. Потеря социального смысла, неумение и нежелание решать проблемы,

ведомое поведение, свойственное данным испытуемым, приводит к нарушению социальной активности и осложнению процесса социализации.

Проанализировав и обобщив полученные в ходе исследования результаты, мы пришли к выводу, что нарушения в процессе социализации и социальной адаптации могут быть причиной возникновения в мировосприятии молодого человека определенных доминант отчуждения, приводящих к различным по степени тяжести формам отчуждения (от авантюризма до вегетативности), что дает основание рассматривать этот показатель в качестве критерия отчуждения в юношеском возрасте.

Следующим шагом в нашем исследовании была проверка гипотезы о возможности рассмотрения «одиночества», «социальной изолированности» и «нарушений в межличностных взаимоотношениях» в качестве критериев юношеского отчуждения.

Согласно Г. Маркузе, одиночество представляет собой социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

В рамках этого понятия различают два феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество.

Рассматривая «негативное» одиночество, мы предположили, что оно может выступать не только проявлением отчуждения, но и его критерием.

Как видно из табл. 2, в которой представлены результаты корреляционного анализа между формами отчуждения и показателями одиночества, социальной изолированности и различных типов межличностного взаимодействия испытуемых, все четыре формы отчуждения имеют положительную статистически значимую корреляционную взаимосвязь с переменной «одиночество». При этом значение коэффициента корреляции от более легкой формы отчуждения (авантюризм) до самой тяжелой (вегетатив-ность) увеличивается, это свидетельствует о том, что связь переменной «одиночество» с

переменными, отражающими формы отчуждения, становится более жесткой, детерминирующей.

У всех испытуемых данной группы, независимо от выявленной у них формы отчуждения, наблюдаются проявления одиночества, обособленности, изолированности, «ис-ключенности» из существующих социальных связей.

Тот факт, что одиночество является одним из составляющих отчуждения и пронизывает все его формы, от авантюризма до вегетативности, позволяет нам считать наличие одиночества одним из критериев отчуждения в юношеском возрасте.

Как уже отмечалось выше, одиночество сопровождает социальная изоляция. В действительности эти явления тесно переплетены и взаимосвязаны между собой, однако все чаще встречаются ситуации, в которых одинокий человек не изолирован, и наоборот, ощущает себя одиноким и среди толпы людей, в большом городе.

Рассматривая социальную изолированность в качестве возможного критерия юношеского отчуждения, в процессе исследования мы обнаружили положительную статистически значимую корреляционную связь между переменной «социальная изолированность» и крайними по тяжести формами отчуждения «бессилие» и «вегетативность» (табл. 2).

Испытуемых с данными формами отчуждения отличает потребность в общении, в эмоционально-значимых межличностных

контактах.

Как видно, нарушения в процессе социализации проявляются в межличностных отношениях. Поэтому в ходе исследования мы также рассматриваем нарушения в межличностных отношениях в качестве одного из критериев отчуждения.

Эмпирическая проверка выдвинутого предположения осуществлялась с помощью процедуры корреляционного анализа Пирсона, в результате чего между формами отчуждения и показателями различных типов межличностного взаимодействия испытуемых по методике Т. Лири была выявлена положительная статистически значимая корреляционная связь (табл. 2).

Таблица 2

Связь форм отчуждения с показателями одиночества и межличностного взаимодействия

Формы отчуждения

Показатели Лири, одиночества Авантюризм 2 § Бессилие (£ с к £ тае В

Одиночество 0,453 0,4-86 0,587 0,663

Социальная изолированность - - 0,721 0,899

Подозрительный тип межличностного взаимодействия 0,446 - 0,580 0,476

Эгоистичный тип межличностного взаимодействия 0,699 0,666 - 0,387

Агрессивный тип межличностного взаимодействия 0,450 - - -

Первая и самая легкая форма отчуждения - «авантюризм» - положительно связана со следующими переменными, отражающими типы межличностного взаимодействия: «подозрительный тип», «эгоистичный тип» и «агрессивный тип».

Испытуемых данной группы можно охарактеризовать как самовлюбленных, расчетливых, ироничных личностей, которые стремятся быть «над всеми», но одновременно в стороне от всех. Трудности, возникающие на их жизненном пути, они перекладывают на окружающих, сами относятся к ним несколько отчужденно. В отношениях с другими людьми их, в первую очередь, отличает враждебный настрой, необщительность, резкость, агрессивность, обидчивость, раздражительность, склонность во всем обвинять окружающих, критичность по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

Следующая форма отчуждения, «нигилизм», имеет положительную статистически значимую связь с переменной, отражающей «эгоистичный тип» межличностного взаимодействия. Юношей и девушек данной группы в общении и отношении с другими людьми отличают эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству, расчетливость, заносчивость. Как и испытуемые с выявленной формой отчуждения «авантюризм», они стремятся перекладывать собственные трудности на окружающих, доказывая при этом свою позицию об отсутствии смысла в повседневной бессмысленной «серой» жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для испытуемых с выраженной формой отчуждения «бессилие», по результатам кор-

реляционного анализа, характерен подозрительный тип межличностного взаимодействия. В поведении это выражается в отчужденности по отношению к враждебному и злобному, по их мнению, миру, подозрительности, обидчивости, склонности к сомнению во всем, злопамятности, необщительности. Они испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения. При этом испытуемые данной группы замкнутые, скептичные, разочарованные в людях, скрытные личности.

Наиболее тяжелая форма отчуждения -«вегетативность» - обнаруживает положительную статистически значимую корреляционную связь с такими переменными, отражающими типы межличностного взаимодействия, как «эгоистичный тип» и «подозрительный тип».

Нарушения в межличностных отношениях юношей и девушек данной экспериментальной группы схожи с подобными нарушениями, характерными для испытуемых с предыдущими формами отчуждения, однако в данном случае они более глубокие.

Таким образом, полученные результаты позволяют нам рассматривать одиночество, социальную изолированность и нарушения в межличностных взаимоотношениях в качестве критериев отчуждения в юношеском возрасте.

В продолжение исследования, в качестве критерия отчуждения в юношеском возрасте мы рассматривали «актуализацию психологических защит».

Психологическая защита - психологическая система регуляции психики человека,

направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний [6].

Длительное пребывание в т. н. «неблагоприятных» жизненных ситуациях, отношениях, переживание состояний фрустрирован-ности или конфликта, неудовлетворенные потребности и другие факторы могут спровоцировать актуализацию большого количества психологических защит, которые, на наш взгляд, могут приводить к отчуждению.

С целью выявления статистически значимой связи между формами отчуждения и механизмами психологической защиты данные, полученные в результате проведенного тестирования, были подвергнуты корреляционному анализу с использованием критерия г Пирсона (табл. 3).

В результате чего было выявлено, что испытуемые с легкой формой отчуждения -авантюризм, чаще всего в своем поведении применяют такие механизмы психологической защиты, как проекция, подавление, замещение и регрессия.

В зависимости от того, какой из механизмов преобладает, для испытуемых характерны различные особенности защитного поведения.

Согласно Э. Киршбаум, если в качестве доминирующего защитного механизма выступает проекция, то для испытуемых характерны следующие особенности поведения: эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям.

При подавлении как преобладающем защитном механизме в качестве особенностей поведения наблюдаются: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств и т. п.

Для испытуемых, применяющих механизм психологической защиты «замещение», характерны: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим,

грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику.

Если доминирует регрессия, то поведение испытуемых отличается слабохарактерностью, отсутствием глубоких интересов, внушаемостью, неумением доводить до конца начатое дело, легкой сменой настроения, импульсивностью.

Таким образом, было выявлено, что особенности поведения юношей и девушек с легкой формой отчуждения - авантюризм, актуализируют механизмы психологических защит, такие как проекция, подавление, замещение и регрессия.

В ходе исследования выявлено также. что у испытуемых, у которых наблюдается более тяжелая форма отчуждения - нигилизм, доминирует отрицание в качестве механизма защитного поведения. Эти молодые люди убеждены в отсутствии смысла в любой повседневной деятельности, ситуациях и событиях, их активность направлена на отстаивание своих убеждений, поведение при этом отличается эгоцентризмом, внушаемостью и самовнушаемостью, стремлением быть в центре внимание, жаждой признания, самонадеянностью, хвастовством, жалостью к себе, пафосом и пр. Эта форма отчуждения, согласно С. Мадди, включает в себя переживание некоторого «антисмысла» и связана с активностью по его реализации, что позволяет считать нигилизм более серьезной формой отчуждения, чем авантюризм.

У тех испытуемых, у которых выявлена форма отчуждения бессилие, по результатам нашего исследования, в качестве доминирующих защитных механизмов наблюдается отрицание и подавление.

Наряду с особенностями поведения, характерными для испытуемых с доминирующим механизмом «отрицание», молодые люди с таким защитным механизмом, как подавление, осознают важность для них определенных жизненных событий и ситуаций, однако при этом они не верят (подавляют веру) в свои силы, в то, что они могут повлиять на данные ситуации и изменить их. Бессознательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, неспособность отстоять свою позицию, робость, забывчивость - лишь малая доля особенностей поведения данных испытуемых.

Таблица 3

Связь форм отчуждения с различными механизмами психологической защиты

Механизмы психологической защиты Формы отчуждения

Авантюризм Нигилизм Бессилие Є с оснв £ тае В

Отрицание - 0,553 0,580 0,699

Проекция 0,649 - - 0,485

Подавление 0,496 - 0,468 0,789

Замещение 0,783 - - 0,535

Регрессия 0,563 - - -

Испытуемые с выраженной формой отчуждения «вегетативность» применяют такие механизмы психологической защиты, как отрицание, проекция, подавление и замещение.

Такие индивиды не способны поверить в истину, важность или ценность любой реально осуществляемой или воображаемой деятельности. Они снимают напряжение, отрицая события или информацию, которую не могут принять, приписывая кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Для них характерны импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, эгоцентризм, внушаемость, жалость к себе и пр.

Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Нарушения в процессе социализации и социальной адаптации способствуют возникновению в мировосприятии молодого человека определенных доминант отчуждения, приводящих к различным по степени тяжести формам отчуждения, и могут рассматриваться в качестве критерия отчуждения в юношеском возрасте.

2. Тот факт, что одиночество является одним из составляющих отчуждения и пронизывает все его формы, от авантюризма до вегетативности, позволяет нам считать наличие одиночества одним из критериев юноше -ского отчуждения.

3. Обнаруженная положительная статистически значимая корреляционная связь

между переменной «социальная изолированность» и крайними по тяжести формами отчуждения «бессилие» и «вегетативность» дает основание считать данный показатель критерием отчуждения.

4. В результате процедуры корреляционного анализа были определены плеяды, отражающие многочисленные связи форм отчуждения с показателями различных типов межличностного взаимодействия. Выявлены нарушения в сфере межличностных взаимодействий у испытуемых со всеми формами отчуждения. Наблюдается зависимость: чем тяжелее форма отчуждения, тем сложнее нарушения в сфере межличностных взаимодействий.

5. У всех испытуемых с выявленным отчуждением наблюдается актуализация большого количества механизмов психологических защит.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. В качестве критериев юношеского отчуждения можно рассматривать: нарушения в процессе социализации и социальной адаптации, одиночество и социальную изолированность, а также актуализацию психологических защит.

1. Косыре в В.Н. Учебный труд студента в контексте проблемы отчуждения // Ежегодник Института психологии: сборник научных трудов. Тамбов, 2008. № 4. С. 32-45.

2. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М., 2004. С. 1072.

3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2003. С. 672.

4. Рубчевский К.В. Социализация личности: ин-териоризация и социальная адаптация // Об-

щественные науки и современность. 2003. № 3. С. 147-151.

5. Netter G. A Measure of Alienation // Amer. So-ciol. Rev. 1957. V. 22. № 6. P. 670- 677.

6. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологиче ская защита. М., 2000. С. 181.

Поступила в редакцию 12.08.2010 г.

UDC 152.3

CRITERIA OF THE ALIENATION IN YOUTH

Elena Viktorovna Kudryavtseva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Psychology Department, e-mail: tanechka_kud@mail.ru

The main principles of phenomenon “alienation” are described in this article, the features of alienation in youthful age are examined, and the author suggests her own conception of the youthful alienation and its criterion.

Key words: alienation; socialization; social adaptation; loneliness; psychological protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.