Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА'

ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовное наказание / изоляция от общества / принудительные работы / правила внутреннего распорядка / исправительный центр / лишение свободы / замена наказания.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Г.А.

В статье исследуется имеющийся опыт в части правового регулирования отбывания наказания в исправительных центрах. Говорится о важности на сегодняшний день расширения общего количества такого рода пенитенциарных учреждений. Уделяется внимание организационным моментам в деятельности исправительных центров, направленных на неукоснительное соблюдение прав и законных интересов лиц, направляемых в места лишения свободы. Автор говорит о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы, регулирующего данную сферу общественных отношений, с учётом сложившейся практики в деятельности исправительных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-298-300 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

NIION: 2018-0076-8/22-933 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1131 старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета, г. Москва, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА

Аннотация. В статье исследуется имеющийся опыт в части правового регулирования отбывания наказания в исправительных центрах. Говорится о важности на сегодняшний день расширения общего количества такого рода пенитенциарных учреждений. Уделяется внимание организационным моментам в деятельности исправительных центров, направленных на неукоснительное соблюдение прав и законных интересов лиц, направляемых в места лишения свободы. Автор говорит о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы, регулирующего данную сферу общественных отношений, с учётом сложившейся практики в деятельности исправительных центров.

Ключевые слова: уголовное наказание, изоляция от общества, принудительные работы, правила внутреннего распорядка, исправительный центр, лишение свободы, замена наказания.

MAYSTRENKO Grigory A.,

PhD in Law, Senior Researcher at the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics, Moscow

FEATURES OF SERVING SENTENCE IN CORRECTIONAL CENTERS:

LEGISLATION AND PRACTICE

Annotation. The article examines the existing experience in terms of legal regulation of serving sentences in correctional centers. It is said about the importance of expanding the total number of such penitentiary institutions today. Attention is paid to organizational issues in the activities of correctional centers aimed at strict observance of the rights and legitimate interests of persons sent to places of deprivation of liberty. The author talks about the need to further improve the legislative framework governing this area of public relations, taking into account the established practice in the activities of correctional centers.

Key words: criminal punishment, isolation from society, forced labor, internal regulations, correctional center, imprisonment, replacement of punishment.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой на современном этапе, является сокращение числа лиц, содержащихся под стражей, за счет создания разветвленной сети исправительных центров. В 2020 г. в рамках совершенствования структуры ФСИН России по инициативе Минюста России была разработана генеральная схема развития учреждений УИС. Реализация генеральной схемы направлена на оптими-

зацию штатной численности учреждений, приведение условий содержания в соответствие с законодательством Российской Федерации. Прорабатывается вопрос о создании учреждений объединенного типа, которое будет включать в себя все виды режимов, производство, медицинский участок, дом ребенка, а также городок для сотрудников. В свою очередь, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года реализация

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

комплекса мер по созданию и функционированию исправительных центров заявлена как одно из приоритетных направлений.

Уголовное наказание в виде принудительных работ, которое применяется на территории России с 1 января 2017 г., в последние годы получило значительное распространение. По состоянию на 1 сентября 2022 г. в стране действуют 41 исправительный центр (ИЦ) и 186 участков, функционирующих как исправительные центры (далее - УФИЦ), с возможностью размещения 21 033 человек (АППГ - 15 282). Учреждения для исполнения принудительных работ создаются, как правило, на базе ликвидированных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование предприятиями и организациями (95 УФИЦ для размещения 7.5 тыс. осужденных) или предложенного главами регионов.

В целях расширения сети исправительных центров с начала текущего года в ряде субъектов РФ подписаны соглашения между правительством региона и ФСИН России в части создания дополнительных мест для размещения осужденных к принудительным работам на базе региональных объектов, а также объектов предприятий и организаций.

В настоящее время в ИЦ и УФИЦ отбывают наказание 12 366 осужденных, из которых подавляющее большинство (86%) переведены из мест лишения свободы как доказавшие своим поведением факт исправления и намерение вернуться в общество в качестве законопослушного гражданина. В настоящее время в местах лишения свободы содержится около 180 тыс. осужденных, которым лишение свободы может быть заменено принудительными работами [5, с. 8]. Средний срок отбывания данного вида наказания составляет от 2 до 5 лет. Иногда осужденные прибывают на очень короткий период, например, 20 дней. Прежде чем осужденный выйдет на работу, его нужно поставить на учет, он должен пройти медицинский осмотр, собрать в случае необходимости недостающие документы. В некоторых случаях, когда на работу остается малое количество дней, главная цель принудительных работ - поступление денежных средств в доход государства - не достигается.

Самыми распространенными видами работ, которые выполняют осужденные, являются благоустройство территорий, грузоперевозки, дорожные работы, озеленение улиц.

В ИЦ существуют правила внутреннего распорядка, а достаточно свободный режим пребывания лучше помогает готовиться к жизни на свободе. К сожалению, вопреки прогрессивной системе отбывания наказания условия в ИЦ для всех осужденных одинаковы. Чтобы устранить это

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

упущение, некоторые исследователи предлагают, в частности, предусмотреть в действующем законодательстве 2 вида условий отбывания принудительных работ: обычные и льготные [6, с. 14].

Осужденные размещаются в общежитиях на территории ИЦ без применения требований к раздельному содержанию, при этом многие осужденные проживают со своими семьями за его пределами. Для полезного досуга осужденных организуются различные культурно-просветительские мероприятия: посещение музеев, театров, парков. В выходные дни осужденным предоставляется свободное время для решения личных вопросов, совершения покупок. Заявления на убытие подписывает начальник ИЦ, им выдается талон с указанием разрешенного времени выхода. Кроме того, многие осужденные в свободное от работы время занимаются волонтерской деятельностью.

В организацию, где будет работать осужденный, сотрудниками ИЦ представляется копия приговора суда, в котором указан срок наказания и размер суммы вычета. Работодатель удерживает денежные средства в указанном размере, а также налог на доходы физических лиц, а оставшуюся часть заработной платы переводит на лицевой счет осужденного. Кроме того, осужденные, отбывающие наказание в ИЦ, в пределах фактических затрат из собственных средств возмещают расходы на коммунальные услуги и амортизацию имущества [3, с. 267].

Ведомственными актами регламентировано время выхода из ИЦ и возвращения в него. Работодатель ежемесячно представляет в ИЦ график работы осужденных. Дополнительно дается два часа: час для убытия на работу и час для возвращения в ИЦ. Если по каким-либо причинам осужденный вынужден задержаться на работе, представитель работодателя в обязательном порядке сообщает об этом в ИЦ. Для сезонных работ, например, для уборки снега с проезжей части, которая обычно происходит в ночное время, составляется дополнительный график, утверждаемый начальником ИЦ.

Осужденный имеет право на ежегодный отпуск в количестве 18 дней, который предоставляется его работодателем по согласованию с ИЦ не ранее 6 месяцев с момента начала выполнения работ. Кроме того, с разрешения начальника ИЦ осужденный может поехать в отпуск как в другой (например, для посещения родных), так и в тот же регион для решения социально-бытовых и иных вопросов. В этом случае осужденные пишут заявление, которое подписывает начальник ИЦ.

Что касается дисциплины в условиях ИЦ, то нарушения режимных требований имели место в основном в самом начале внедрения практики исполнения данного вида наказаний. Сейчас

нарушителей гораздо меньше, в основном это лица, употреблявшие алкоголь или наркотики. В случае возникновения подозрения администрация направляет осужденного на медицинское освидетельствование, которое по истечении некоторого времени присылается в ИЦ. Если употребление запрещенных веществ подтверждается, начальник ИЦ направляет в суд представление о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы, а до вынесения судебного решения нарушитель водворяется в специальное помещение. Для участия в судебном процессе осужденного сопровождают сотрудники ИЦ. Обычно таких лиц переводят в колонию, и в ИЦ они, как правило, не возвращаются [4, с. 220].

Конечно, законодательство в данной области общественных отношений еще далеко от идеала [1; 2]. Например, требуется приведение в соответствие норм уголовно-исполнительного и трудового права в части предоставления отпусков осужденным, а также права на получение ими не только профессионального, но и общего образования [6, с. 16]. Однако ведомственная статистическая отчетность убедительно доказывает эффективность рассматриваемого вида наказания - удельный вес совершенных повторных преступлений среди осужденных к принудительным работам в 3 раза ниже, чем среди остальных категорий осужденных к наказаниям без изоляции от общества (0.36% и 1.16% соответственно).

Список литературы:

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1 -ФЗ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 183-ФЗ) // СЗ РФ. - 13.01.1997. - № 2. - Ст. 198.

[2] Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 329-ФЗ) // СЗ РФ. - 12.12.2011. - № 50. - Ст. 7362.

[3] Ложкина Л.В. Принудительные работы как вид наказания: вопросы назначения и исполнения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2021. - № 2. - С. 265-270.

[4] Некрасов А.П., Устинов A.A. Некоторые вопросы правовой регламентации содержания осужденных к принудительным работам // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -2021. - Т. 1. - № 2 (98). - С. 216-225.

[5] Учреждения и органы, исполняющие наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией осужденных от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2022. - № 8. - С. 4-9.

[6] Чернышенко Е.В. Организационно-правовые аспекты исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2022. - № 7. - С. 10-17.

Spisok literatury:

[1] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 8 yanvarya 1997 g. № 1-FZ (v red. Fed-eral'nogo zakona ot 11 iyunya 2022 g. № 183-FZ) // SZ RF. - 13.01.1997. - № 2. - St. 198.

[2] Federal'nyj zakon ot 7 dekabrya 2011 g. № 420-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (v red. Federal'nogo zakona ot 3 iyulya 2016 g. № 329-FZ) // SZ RF. 12.12.2011. - № 50. - St. 7362.

[3] Lozhkina L.V. Prinuditel'nye raboty kak vid nakazaniya: voprosy naznacheniya i ispolneniya // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekono-mika i pravo. - 2021. № 2. - S. 265 - 270.

[4] Nekrasov A.P., Ustinov A.A. Nekotorye voprosy pravovoj reglamentacii soderzhaniya osuzh-dennyh k prinuditel'nym rabotam // Vestnik Volzh-skogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2021. - T 1.

- № 2 (98). - S. 216 - 225.

[5] Uchrezhdeniya i organy, ispolnyayushchie nakazaniya i mery ugolovno-pravovogo haraktera, ne svyazannye s izolyaciej osuzhdennyh ot obshchestva // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. - 2022.

- № 8. - S. 4 - 9.

[6] Chernyshenko E.V. Organizacionno-pravo-vye aspekty ispolneniya ugolovnogo nakazaniya v vide prinuditel'nyh rabot // Vedomosti ugolovno-ispol-nitel'noj sistemy. 2022. № 7. - S. 10 - 17.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.