Научная статья на тему 'Особенности освещения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в СМИ республики Мордовия'

Особенности освещения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в СМИ республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
469
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / СМИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грызунова Александра Сергеевна

В статье анализируется специфика публикаций, которые выходили в печатных и электронных СМИ Республики Мордовия в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Особое внимание уделяется освещению этого масштабного события через призму региональных СМИ. Проведенное исследование показало, что опыт, приобретенный местными СМИ на Чемпионате мира по футболу FIFA 2018 в России, будет способствовать дальнейшему развитию региональной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the features of publications that appeared in the print and electronic media of the Republic of Mordovia during the preparation and holding of the FIFA World Cup 2018 in Russia. The author focuses on the coverage of this major event in the regional media. The study shows that the experience gained by the local media at the FIFA World Cup 2018 in Russia will promote the development of regional journalism.

Текст научной работы на тему «Особенности освещения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в СМИ республики Мордовия»

ГРЫЗУНОВА А. С.

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018

В СМИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Аннотация. В статье анализируется специфика публикаций, которые выходили в печатных и электронных СМИ Республики Мордовия в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Особое внимание уделяется освещению этого масштабного события через призму региональных СМИ. Проведенное исследование показало, что опыт, приобретенный местными СМИ на Чемпионате мира по футболу FIFA 2018 в России, будет способствовать дальнейшему развитию региональной журналистики.

Ключевые слова: жанр, СМИ Республики Мордовия, спортивная журналистика, Чемпионат мира по футболу.

GRYZUNOVA A. S. FEATURES OF FIFA WORLD CUP 2018 COVERAGE IN THE MEDIA OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA Abstract. The article analyzes the features of publications that appeared in the print and electronic media of the Republic of Mordovia during the preparation and holding of the FIFA World Cup 2018 in Russia. The author focuses on the coverage of this major event in the regional media. The study shows that the experience gained by the local media at the FIFA World Cup 2018 in Russia will promote the development of regional journalism.

Keywords: genre, media of the Republic of Mordovia, sports journalism, World Cup.

Спортивные соревнования разного уровня и масштаба привлекали внимание аудитории с древних времен, когда возникли первые состязания как способ выявления наиболее сильного, ловкого и умелого. Средства массовой информации с самого своего создания уделяли особое участие результатам таких соревнований, информируя граждан о победителях и побежденных.

Спортивная медиакоммуникация как один из видов коммуникации была охарактеризована в работах зарубежных ученых еще в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия, когда впервые было обращено внимание на характер взаимодействия между средствами массовой информации и спортом. Примерно в середине 1970-1980-х гг. серьезные попытки в изучении спортивной медиакоммуникации стали предприниматься и в отечественной науке. К их числу относятся работы П. А. Виноградова, А. В. Оганесяна,

В. С. Родиченко, А. В. Седова, Е. А. Войтик [2], И. Е. Ивановой [5] и других авторов.

1

Современный спорт принято условно делить на три категории: 1) массовый спорт; 2) профессиональный спорт; 3) спорт высших достижений. Спортивная информация тесно связана с понятиями информационные потребности и тематические интересы. Потребности в такой информации социальны по своей природе и обусловливаются в первую очередь содержанием, структурой исследуемой сферы общества. Как пишет французский социолог П. Бурдье, «нельзя изучать спортивное потребление... независимо от продуктового потребления или досугового потребления в целом» [1, с. 141]. Поэтому тематические интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей.

Проведение Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России подарило нашей стране не только качественную инфраструктуру в городах-организаторах, но и новые тенденции к развитию журналистики, преимущество спортивной. Что примечательно, ровно 60 лет назад отечественные СМИ провели свои первые репортажи с мирового футбольного чемпионата. Произошло это одновременно с дебютным выступлением сборной СССР - на турнире 1958 года в Швеции.

Летом 2018 года Россия впервые в истории стала страной-хозяйкой масштабного футбольного турнира. В отличие от опыта большинства других стран, принимавших мундиаль, большой акцент был сделан на освещении самой подготовки к мировому чемпионату. В этих целях были созданы сразу два солидных портала: официальный сайт турнира под эгидой Международной федерации футбола - FIFA World Cup 2018 Russia [8], а также туристический портал ЧМ-2018 [7].

Р. М. Гатаулин считает, что «любое крупное спортивное событие, например,

Чемпионат мира по футболу, служит своего рода барометром или катализатором уровня

спортивных комментариев» [4]. Все крупнейшие спортивные медиа-холдинги нашей страны

представили своей аудитории специализированные разделы, посвященные Чемпионату мира

по футболу FIFA 2018 в России. Ярким примером этому может служить страница ЧМ-2018

(https://www.sovsport.ru/world-cup) на официальном сайте «Советского спорта» - старейшего

из ныне действующих спортивных периодических изданий нашей страны (дата выхода

первого номера - 20 июля 1924 года). Невзирая на почтенный возраст, издание активно

привлекает целевую аудиторию на собственные ресурсы в интернете. В дни российского

мундиаля в специальном разделе можно было ознакомиться с весьма эмоциональными

заметками, которые увлекали оригинальным стилем и простотой изложения одновременно.

Отличительной чертой выставляемого контента стала работа в группах. Одни репортеры

были заняты описанием происходящего на чаше стадиона, другие - освещали городской

2

антураж, предварявший проведение матчей. Данной схемой пользовались практически все издания, разница наблюдалась лишь в количестве задействованных журналистов и в жанровой подаче.

Еще в преддверии ЧМ-2018 российская пресса широко и подробно освещала его «генеральные репетиции». Ни одно сопутствующее мероприятие не ускользнуло от пристального внимания СМИ, а такие грандиозные события, как Кубок Конфедераций FIFA 2017 и Финальная жеребьевка Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, получали масштабное информационное сопровождение - как на федеральном, так и на региональном уровне.

Впрочем, как показала практика, прикоснуться к глобальной мировой истории было не так-то просто. Процесс аккредитации журналистов на главное футбольное событие четырехлетия Международная федерация футбола традиционно считается насыщенным и трудоемким. Свое желание на соискание мест на медиа-трибунах и позициях для фотосъемки необходимо было обозначить за два с половиной года до старта чемпионата, а затем постараться охватить как можно больше мероприятий, напрямую связанных с проведением турнира. При этом буквально до последнего момента не было ясно, получит ли заявка одобрение FIFA. Сообщалось только о том, что наблюдается повсеместный повышенный интерес, в связи с чем необходимо запастись терпением в ожидании окончательного решения. Однако даже наличие именного бэйджа не являлось последним пунктом аккредитационного марафона и отнюдь не гарантировало возможность посещения каждого из запланированных матчей. Необходимо было дожидаться письма на электронную почту с указанием конкретного места на медиа-трибуне. Оповещения приходили лишь за два-три дня до матча. Если же этого не случалось, приходилось бронировать свободные квоты накануне игры - в порядке живой очереди в медиа-центре стадиона. Вместе со специальными билетами, в дополнение к аккредитации FIFA, предоставлялся доступ на послематчевые мероприятия. Необходимо было выбрать между пресс-конференцией и микст-зоной, где футболисты общались с журналистами на полпути между раздевалкой и автобусом.

В России так же, как и в других странах мира, широко развита спортивная печать -

газеты, журналы, бюллетени и другие периодические издания, основной задачей которых

является пропаганда спорта, физической культуры и здорового образа жизни. Но если на

федеральном уровне подобные издания присутствуют в достаточном количестве, то в

регионах, как правило, они встречаются редко. Так, к примеру, в Республике Мордовия до

сих пор не существует специализированного спортивного издания. Отдельный опыт

временами присутствовал, например, газета «Футбол плюс», выпуском которой в начале

3

1990-х занимался, по сути, один человек - первый историк мордовского футбола Валерий Егорович Старцев. Но ни одно из таких начинаний не смогло продержаться на плаву десятилетиями - как, например, «Футбол-Хоккей НН» в Нижнем Новгороде или газета «Чемпион» в соседнем Ульяновске.

Между тем, при анализе рынка средств массовой информации Мордовии можно заметить характерную черту - спортивная тематика пользуется популярностью и доверием в периодических изданиях. В ведущих газетах под нее стабильно отводится от двух до пяти полос. Безусловно, в момент проведения крупных спортивных мероприятий в регионе спорту, и конкретно футболу, предоставлялось дополнительное пространство, а анонсы ключевых событий выходили на передовицах. Все это говорит о высокой заинтересованности и понимании важности происходящего редакционным составом изданий, а также о продуктивной позиции руководства республики, уделяющего развитию спорта внутри региона обособленное внимание.

Лучшими по полноте освещения спорта среди печатных СМИ в Республике Мордовия можно назвать два еженедельника - «Вечерний Саранск» и «Столицу С». При этом подход к данной теме в двух этих изданиях абсолютно разный. Если «столичники» делают упор, в основном, на интерактивную группу жанров, то «Вечёрка», прежде всего, тяготеет к информационно-аналитической группе жанров.

В современном мире все большее предпочтение отдается электронным СМИ. Данная тенденция прослеживается и на территории Республики Мордовия. В ходе анализа медиатекстов мы выяснили, что решение о включении Саранска в список 11-ти городов-организаторов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России дало существенный толчок к развитию электронных версий печатных периодических изданий. Это обстоятельство вполне можно расценивать, как цифровую трансформацию журналистики в регионе, ее движение к более прогрессивным мультимедийным и конвергентным образцам.

Одна из главных проблем, которая стояла перед руководством печатных СМИ, решивших покорять электронное пространство, это различный подход к работе у журналистов печатных и электронных СМИ. Различие заключается не только в формате публикаций, но и в оперативности написания, что напрямую отражается на стиле и подаче материалов. Мобильность играет огромную роль в современной журналистике. Основной задачей было научить газетчиков в преддверии Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России готовить полноценный (и что не менее важно, качественный контент), поступающий в глобальную сеть в режиме реального времени.

За сравнительно небольшой отрезок времени наиболее плавно переучить свой редакционный коллектив удалось, на наш взгляд, ежедневной общественно-политической газете «Известия Мордовии». Наблюдая становление нового витка вековой истории данного печатного бренда, можно отметить, как негативные, так и положительные моменты произошедшего перевоплощения. С целью увеличения посещаемости, являющейся одним из ключевых показателей эффективности работы интернет-портала, «ИМ» стали прибегать к тизерам для создания интриги, что не вызвало восторг постоянной аудитории, привыкшей к совершенно иному подходу. Но в тоже время это позволило привлечь потенциально нового читателя. Другим положительным моментам, произошедшим вследствие изменений, стало создание тематических лонгридов, что позволило удержать внимание аудитории на более длительный срок. Применить данный инструмент на сайте газеты в русле ЧМ-2018, а также проверить готовность редакционного состава позволило проведение Кубка Конфедераций FIFA 2017. Редакция представила на суд пользователей своего сайта лонгрид под названием «Казань в дни матчей Кубка Конфедераций - глазами журналистов «ИМ.» [6], где явно прослеживалась попытка эффективной коммуникации. Такой подход вызвал живой положительный отклик, в том числе - в аккаунтах издания в социальных сетях. Однако в дальнейшем этот прием в его полноценном виде не прижился. Попытки сделать нечто подобное во время проведения мундиаля выглядели не столь масштабно. К примеру, еженедельник «Столица С» повторно опробовал данный маневр и в печатной версии газеты вышел обобщенный материал о ЧМ-2018 под названием «4 матча, которые потрясли Саранск» [10, с. 42].

К электронным средствам массовой информации, наряду с интернет-источниками, относятся радио и телевидение. В Мордовии на местном уровне успешно функционируют три региональных телеканала - филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия», АНО «Народное телевидение Мордовии» и «Телесеть Мордовии - 10 канал», размещающий свои программы на канале «РЕН ТВ». Третий из обозначенных каналов применительно к спортивной тематике определенно является ведущим. Но возможность работать непосредственно на матчах Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России была представлена только журналистам ВГТРК «Россия» (по федеральной линии). Остальные телекомпании вынуждены были освещать лишь то, что происходило вокруг матчей, так как снимать на стадионе правилами FIFA им не разрешалось. Справедливости ради необходимо сказать, что несмотря на существовавший запрет, каждый телеканал смог передать в своих эфирах неподдельные эмоции и тот потрясающий драйв, что царил вне стадиона.

28 марта 2015 года в Мордовии - на частоте 104,5 FM - впервые начала вещать спортивная радиостанция «Старт-FM» (также, как и «Телесеть Мордовии - 10 канал», являющаяся частной). В ее эфире выходят две занимательные программы - «Спорткомитет» и «Точка зрения». В дни проведения ЧМ-2018 эфиры были посвящены исключительно главному событию, стихийно захватившему город Саранск. Наиболее ярко на примере данных эфиров можно было проследить модель «двухступенчатого потока коммуникации», разработанную П. Ф. Лазарсфельдом в конце 1940-х годов и ее дальнейшие модификации. В результате обозначенных исследований, напомним, было установлено, что прямого влияния СМИ на аудиторию не происходит. Воздействие опосредуется межличностной коммуникацией, т.е. от средств массовой коммуникации идеи распространяются к «лидерам мнений», а уже через них - ко всей остальной аудитории. Гости, приглашаемые в студию к известным в Республике Мордовия журналистам Денису Гарину и Эльдару Галееву для обсуждения происходящего на ЧМ-2018, как раз и выступали «лидерами мнения». Это позволяло влиять на аудиторию и отчасти менять ее мнение, а также популяризировать интерес к мундиалю как к объекту важного наследия (не только для региона, но и для страны в целом).

О важности проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в нашей стране в средствах массовой информации сообщалось заблаговременно. По подшивкам печатных изданий Мордовии - с момента решения о присуждении Саранску статуса города-организатора и до открытия фестиваля болельщиков FIFA Fan Fest - детально прослеживаются все этапы подготовки к проведению масштабного футбольного праздника (от сообщений со всевозможных совещаний по решению различного рода проблем до возведения стадиона «Мордовия Арена»).

К примеру, еженедельник «Вечерний Саранск» на своих спортивных страницах дал

развернутое представление восьми командам, которым волею жребия предстояло сыграть в

столице Мордовии. Открывал цикл публикаций «Они приедут в Саранск» - материал о

сборной Перу под названием «Потомки воинственных инков» [9, с. 46]. Редактор отдела

спорта Евгений Сулейманов в присущей только ему авторской манере провел параллель

между историей и современностью перуанской команды. Попутно читателям предлагалось

ознакомиться с интересными фактами, способными заинтересовать не только людей,

разбирающихся в футболе, но и простых обывателей. Заключительный материал серии

вышел в № 22 (1344) от 6 июня 2018 года (стр. 44-45), и был посвящен самой топовой из

команд - сборной Португалии. Все вышеперечисленное подчеркивает высокую

квалификацию региональных журналистов, достойный уровень их подготовленности к

6

мундиалю. Например, по мнению исследователя Р. Л. Гутцайт: «В ситуативном футбольном комментарии оценка «плохо - хорошо» основывается не только на логических критериях, но и на эмоциях, которые испытывает комментатор» [3].

Для того, чтобы рассмотреть особенности освещения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России в СМИ Республики Мордовия, помимо уже озвученных, остановимся на трех главных изданиях - «Вечерний Саранск», «Столица С» и «Известия Мордовии». Первые два из них выходят с периодичностью один раз в неделю (в среду и во вторник соответственно), третье - трижды в неделю (по вторникам, средам и пятницам). Каждая из газет имеет электронную версию. Одним из ключевых отличий является подход к освещению матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Если еженедельники помимо атмосферы вокруг турнира затрагивали основную составляющую матчей на стадионе «Мордовия Арена» (непосредственно сам футбол), то «Известия Мордовии» ставили перед собой иную задачу.

Так, в газете «Известия Мордовии» номере № 73 (25682) от 17 июля 2018 года в материале «Работа СМИ на чемпионате заслужила высокую оценку» была обозначена позиция руководства издания относительно освещения мундиаля. По словам генерального директора-главного редактора АУ «Известия Мордовии» Олега Каштанова, накануне чемпионата мира перед журналистами ставилась задача писать не столько про матчи (а также отражать их статистику), сколько про реакцию гостей и жителей столицы республики. Именно это и было воплощено на полосах печатного издания. Анализируя выпуски «ИМ» за время ЧМ-2018, можно прийти к выводу, что информация о том, что происходило по ходу матчей непосредственно на поле, была минимизирована.

Еженедельники выбрали другую стратегию информационного освещения, предоставив достаточно место и для атмосферы праздника, и непосредственно для отчетов с матчей. Для подробного изложения происходящего на стадионе, оба еженедельника использовали развороты, дополняя текст фотоиллюстрациями надлежащего качества. Для наглядного примера можно обратиться к № 24 (1346) «Вечернего Саранска» от 21 июня 2018 года к материалу «Самурайское счастье» (стр. 48-49) и к номеру № 26 (1340) «Столицы С» от 26 июня 2018 года к публикации под названием «VERYМатч» (стр. 42-43).

Каждое из рассматриваемых изданий по-разному представлено в интернет-пространстве. Менее активным на сегодняшний день является аналитическое обозрение «Вечерний Саранск» (http://www.vsar.ru), но в дни проведения матчей небольшие отчеты о них появлялись, в том числе, и на сайте издания. В оперативной подаче новостей в интернет

между собой конкурируют сайты газет «Известия Мордовии» и «Столица С».

7

Еженедельник «Столица С» (https://stolica-s.su) в освещении событий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России решил использовать на своем электронном ресурсе программу для текстовых онлайн-трансляций, что можно считать одной из самых удачных форм для своевременных сообщений. Впрочем, для мордовской журналистики это отнюдь не новый, а хорошо забытый прием. Ранее, в 2015 году, онлайн с матчей футбольного клуба «Мордовия» в Премьер-лиге проводили «Известия Мордовии». А однажды текстовая онлайн-трансляция велась с церемонии оглашения ежегодного Послания Главы Республики Мордовия Государственному собранию РМ. Все это указывает на то, что руководство еженедельника «Столица С» старается грамотно развивать свое издание, извлекая все лучшее, в том числе, и из опыта своих коллег.

Итоговые публикации по матчам ЧМ-2018, проходившим в Саранске, в пространстве глобальной сети выходили с интервалом не позже 15-20 минут после финального свистка арбитра. На официальном сайте «Известий Мордовии» выкладывались отчеты с предматчевых пресс-конференций и фоторепортажи с предматчевых тренировок, а сами дни больших футбольных сражений превращался в текстовую онлайн-трансляцию, но несколько иного формата, нежели в «Столице С». Редакционный состав публиковал новости о происходящем на подступах к стадиону и любопытные заметки по ходу матча, композиционно разделив его на 5 составных частей - дебютная двадцатиминутка, перерыв, итоговый отчет, пресс-конференция тренера номинальных хозяев и пресс-конференция тренера номинальных гостей. Как правило, на подобных мероприятиях присутствовали и ведущие футболисты национальных сборных. Правда, периодически наблюдалось, что в действиях редакционного состава не всегда присутствовала слаженность, так как время от времени информация в различных текстах повторялась. Возможно, это происходило по причине некорректно постановленных задач, что может свидетельствовать о шероховатостях в подготовке к освещению событий мирового чемпионата, об отсутствии гармонии в распределении функций журналистов.

При освещении глобальных спортивных мероприятий потребности аудитории очень важны. Корреспондент, будь он федеральный или региональный журналист, должен уметь чувствовать тенденции и стремиться насытить необходимой информацией выбранную им аудиторию. В этой связи можно сказать, что прошедший в России футбольный мундиаль даст мощный толчок развитию региональной прессы, причем не только в городах-организаторах, но и по стране в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдьё П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; отв. ред., предисл. Н. Шматко. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.

2. Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2013. - 240 с.

3. Гутцайт Р. Л. Эмотивность и оценочность телевизионного футбольного комментария // Медиаскоп. - 2011. - № 4. - С. 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/951 (дата обращения: 30.11.2018).

4. Гатаулин Р. М. Профессия спортивного телекомментатора в условиях развития современной медиасреды // Актуальные проблемы медиаисследований-2014. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. - С. 17-19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nammi.ru/sites/default/ files/Tezis_2014.pdf#page=17 (дата обращения: 28.11.2018).

5. Иванова И. Е. Спортивный медиатекст: смысловые доминанты, механизмы создания // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер.: Филология. - 2013. - № 1. - С. 176183 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://core.ac.uk/download/ pdf/74270500.pdf (дата обращения: 29.11.2018).

6. Казань в дни матчей Кубка Конфедераций - глазами журналистов «ИМ [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Известия Мордовии». -Режим доступа: https://izvmor.ru/long/kazan-v-dni-matchey-kubka-konfederatsiy-glazami-zhurnalistov -im (дата обращения: 20.10.2018).

7. Официальный сайт Туристического портала Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://welcome2018.com/en (дата обращения: 15.10.2018).

8. Официальный сайт FIFA World Cup 2018 Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fifa.com/worldcup/index.html (дата обращения: 13.10.2018).

9. Сулейманов Е. Потомки воинственных инков // Вечерний Саранск. - 2018. -№ 11 (1333), 21 марта. - С. 46-47.

10. 4 матча, которые потрясли Саранск // Столица С. - 2018. - № 28 (1342), 10 июля. -С.42-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.