Научная статья на тему 'Преобразование имиджа России в зарубежных СМИ: опыт Чемпионата мира по футболу 2018 (по материалам интернет-портала "ИноСМИ. Ру")'

Преобразование имиджа России в зарубежных СМИ: опыт Чемпионата мира по футболу 2018 (по материалам интернет-портала "ИноСМИ. Ру") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
842
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 / ИНОСМИ / ИМИДЖ / ОБРАЗ / ПУБЛИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьева Ксения Владимировна

В статье рассматривается изменение имиджа России, создаваемого в зарубежных СМИ до и после Чемпионата мира по футболу 2018 года. Событие стало существенным поводом для усиления положительного представления о стране-хозяйке на международном уровне и повышения ценности ее бренда в мировом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преобразование имиджа России в зарубежных СМИ: опыт Чемпионата мира по футболу 2018 (по материалам интернет-портала "ИноСМИ. Ру")»

УДК 070 Б01: 10.24411/2070-0695-2019-10411

К. В. Дементьева

Мордовский государственныйуниверситет им. Н. П. Огарева, Саранск

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИМИДЖА РОССИИВ ЗАРУБЕЖНЫХСМИ: ОПЫТ ЧЕМПИОНАТА

МИРА ПО ФУТБОЛУ2018 (ПО МАТЕРИАЛАМИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА «ПНОСМИРУ»)

В статье рассматривается изменение имиджа России, создаваемого в зарубежных СМИ до и после Чемпионата мира по футболу 2018 года. Событие стало существенным поводом для усиления положительного представления о стране-хозяйке на международном уровне и повышения ценности ее бренда в мировом пространстве.

Ключевые слова: массмедиа, Чемпионат мира по футболу 2018, ИиоСМИ, имидж, образ, публикация.

Чемпионат мира по футболу 2018 года, проходивший в России с 14 июня по 15 июля, -событие широкого масштаба, которое освещалось по всем коммуникативным каналам в течение длительного времени до начала и после завершения. При этом намного более активно, чем 4 года назад были задействованы новые СМИ - блоги, видеохостинги, социальные сети и т. д.

Традиционные российские СМИ освещали событие в основном положительно. Новости о чемпионате появлялись в медиа всех уровней, начиная с момента объявления России как страны-хозяйки Чемпионата мира по футболу 2018 года. Основными темами были подготовка инфраструктуры городов и строительство спортивных объектов, обучение волонтеров и готовность организаций и лиц к осуществлению работы во время проведения мундиаля. Отдельные публикации, в том числе и в социальных медиа, были посвящены неудовлетворительной подготовке к событию - затянувшимся срокам строительства, слишком большим тратам, неготовности маленьких городов к встрече большого потока туристов.

Помимо научных статей, затрагивающих освещение в массмедиа подготовки к Чемпионату мира, к настоящему времени уже опубликованы научные работы, содержащие анализ материалов, посвященных проведению чемпионата. Например, статья Н. А. Купиной «Россия - футбольная страна: чемпионат мира-2018 в отражении СМИ» [7], в которой подчеркивается, что «в текстах СМИ ЧМ-2018 интерпретируется как прецедентное событие, которое обусловливает ломку сложившихся в мире стереотипов». М. В. Милованова, М. Ю. Свинкина в работе «Репрезентация образа России в медиадискурсе Германии в контексте Чемпионата мира по футболу 2018» [9], изучая немецкие СМИ, установили, что «при описании России немецкие СМИ актуализируют оппозицию "свой - чужой"». В статье «Освещение Чемпионата мира 2018 на российских и зарубежных информационных площадках» [3] авторы делают акцент на анализе российских СМИ и нескольких уругвайских интернет-ресурсов, останавливая свое внимание на «необычных подходах к освещению грядущего мундиаля».

Интересны также работы Д. А. Бакеевой [2], А. И. Зариповой [5], И. А. Антоновой [1]. В статье Д. А. Мериновой [8] предпринимается попытка провести анализ образа России в зарубежных СМИ в период Чемпионата мира по футболу 2018 года. В том числе автор исследует и ресурс «ИноСМИ», заключая, что «мероприятие такого масштаба послужило разоблачению стереотипов и мифов, которые окружали страну-хозяйку».

Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется проследить создаваемый в зарубежных СМИ имидж и образ России до и после Чемпионата мира по футболу 2018 года.

При этом важно понимать, что имидж страны был сформирован не сразу. Спустя годы после разрушения советского строя Россия все равно представала в зарубежных фильмах как страна коммунизма, агентов, шпионов и русской мафии. Активно продвигался этот имидж и в роликах рекламы, дополняемый стереотипами «матрешка», «медведь», «водка». Ярко негативный имидж показывала известная французская социальная реклама о России, где страна ассоциируется

с большой красивой матрешкой, у которой внутри маленькие матрешки в крови, в цепях, с заклеенным ртом прессы [10].

Постоянные сообщения в СМИ не могли не повлиять на имидж страны, уже полностью ассоциирующейся в массовом сознании зарубежной аудитории со своим лидером - президентом В. Путиным. Любое крупное событие не только мирового, но и российского масштаба находило свое освещение в зарубежных СМИ, появлялись ироничные заголовки, карикатуры, критические публикации.

Электронный ресурс «ИноСМИ» [6], занимающийся переводами наиболее крупных аналитических текстов зарубежных массмедиа, на наш взгляд, формирует примерную картину освещения мундиаля в иностранных СМИ. Рассматривали мы и некоторые оригинальные материалы, делая их авторские переводы. Таким образом, было рассмотрено более 500 материалов с начала 2018 года и до момента окончания Чемпионата, включающих тексты СМИ 30 разных стран.

Специальная рубрика на сайте «ИноСМИ» - «ЧМ 2018» [6] - начала наполняться материалами с конца 2017 года, однако только ближе к началу события, маю 2018 года, резко увеличилось количество публикаций из массмедиа разных стран (например, в январе 2018 года было 13 публикаций, в июне - 253). Публикации, предшествовавшие Чемпионату, выражали настороженность и опасения зарубежной публики по поводу успешности проведения события. Большая часть журналистов связывали событие в своих материалах с политической ситуацией на мировой арене - 83 % публикаций. При этом упоминались военные конфликты на Украине и в Сирии, дело об отравлении Скрипалей - «после Солсбери Россия, как принимающая сторона Чемпионата мира 2018, выглядит еще более ненадежно» («Чемпионат мира 2018: в России слишком опасно», «The Guardian», Великобритания от 15.03.2018), опасность теракта («Прольется ли кровь во время ЧМ-2018?», «II Giornale», Италия от 30.05.2018).

Часть медиатекстов (66 %) содержала подробный анализ происходящих политических и футбольных событий, подробно рассматривая цели В. Путина («Власти хотят показать россиянам, что их родина сильна и может на равных вести дела с другими государствами», «Rzeczpospolita», Польша от 19.05.2018), перспективы страны после проведения чемпионата, возможности экономики. Отдельно упоминались затраты государства на проведение Чемпионата и делались прогнозы относительно окупаемости построенных спортивных объектов.

Болельщиков, собравшихся посетить Россию, пугали русской мафией, расизмом и агрессивными российскими фанатами футбола, готовыми сразиться с иностранными гостями. Писали и о вероятности оказаться в заключении в России, поддавшись на какую-либо провокацию.

Отдельная часть материалов частично или полностью затрагивала проблему опасности нахождения представителей ЛГБТ-сообщества в стране с консервативными ценностями и законами, запрещающими пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Затрагивая тему спорта до начала Чемпионата, зарубежные СМИ много писали о плохой готовности российской сборной, вспоминали прошлые допинговые скандалы. Например, в материале британской газеты «The Independent» от 14 июня подчеркивается большой вклад России в подготовку турнира, который должен «показать миру, чего может достичь современная Россия, гордо стоя особняком», но при этом автор пишет: «... несмотря на то, что этим летом они будут играть у себя дома, не стоит рассчитывать, что Россия на кого-то произведет впечатление, кого-то развлечет и, вполне возможно, она никого не победит» («ЧМ 2018: Россия потратила миллиарды на этот турнир, так почему же она так плохо играет в футбол?», The Independent, Великобритания от 14.06.2018). В отношении российской команды в текстах употребляются такие выражения как «унылаяроссийская сборная» («ЧМ 2018: Россия потратила миллиарды на этот турнир, так почему же она так плохо играет в футбол?», «The Independent», Великобритания от 14.06.2018).

Интересно также проследить, как называли Россию в публикациях зарубежных СМИ во время чемпионата. Среди слов и выражений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и употребленных по отношению к стране и ее жителям, следующие: «колдуны надежно завладели нашими снами и нашим воображением» («Колдовской праздник мяча», Aftonbladet, Швеция от 09.06.2018), «большой злой медведь по имени Россия приглашает весь мир на праздник в свой

лес» («Готовы к пиру или к чуме?», «SVT», Швеция от 02.04.2018), «страна-киллер» («На праздник к стране-киллеру», «Фокус», Украина от 05.06.2018), «потакание агрессору» («Игра в свои ворота», «День», Украина от 14.06.2018), «незадачливая хозяйка Россия не доставит удовольствия Путину» («Незадачливая хозяйка Россия не доставит удовольствия Путину», «The Times», Великобритания от 08.06.2018), «грубое и варварское королевство» («Скрытая от глаз Россия: писатели - о стране-хозяйке чемпионата мира», «The Guardian», Великобритания от 23.05.2018) и другие.

Сам Чемпионат называется «чемпионатом в осажденной крепости» («Чемпионат мира в осажденной крепости: Москва тратит миллиарды на футбол», «Jyllands-Posten», Дания от 29.05.2018), «чемпионат коррупции и политики» («Чемпионат коррупции и политики», «Rzeczpospolita», Польша от 19.05.2018). А символ турнира волк-забивака рисуется как «опасный хищник, который внушает уважение и страх», «коварный и непредсказуемый», «сильный злодей, который одновременно еще и немного глуповат» («Никто не боится русского волка? Зря!», «Yle», Финляндияот 16.06.2018).

Подчеркивается также сама абсурдность идеи проводить чемпионат в России: «Глупых идей бывает немало. Например, еще одна глупая идея - проведение в России чемпионата мира по футболу» («Линкявичюс поддел Россию: спокойные времена закончились», «Delfi.lt», Литва от 22.05.2018). Тех же, кто едет на чемпионат, в британских СМИ и вовсе назвали «дураками»: «Британская полиция: кто поедет на чемпионат в России - дурак» («Английские флаги на 4M - "империализм", предупреждает британская полиция», «The Times», Великобритания от 16.05.2018).

Всего публикаций, где страна до мундиаля представляется в отрицательном образе, - 60 %. Особенно выделяются в этом плане материалы изданий Украины и Великобритании, что объясняется отношениями с данными странами во внешней политике. Здесь же можно отметить немотивированную оценку, отсутствие опоры на факты со стороны большинства журналистов, радикальные предположения относительно будущих событий. Это характерно в основном для изданий Украины: «ЧМпо футболу в России приведет к грандиозному скандалу, перед которым померкнет даже история Допингиады в Сочи. Это может быть опять допинг, несправедливое судейство, шантаж и подкуп судей и игроков, отравление или травмирование футболистов, создание противникам невозможныхусловий для подготовки к играм, насилие против болельщиков. Да что угодно» («4M по футболу приведет к скандалу», «Гордон», Украина от 15.06.2018); «Можно предположить, что занятный ЧМ-2018 имеет хороший шанс плавно перейти в не менее занятную Третью Мировую войну. ... В Кремле, вероятно, рассчитывают, что футбольные поражения плавно перетекут в военные победы» («Нефутбольный чемпионат. Переживет ли мир российский мундиаль», «Деловая столица», Украина от 14.06.2018). Швейцарская же газета «Blick» со ссылкой на «Daily Express» цитирует профессора Энтони Глиса из Букингемского университета, который делает предположение «о потенциальных попытках соблазнить и тем самым отвлечь игроков перед важными матчами или даже об угрозе шантажа»: «Я знаю, что Англии не стоит особо рассчитывать на титул чемпиона мира. Но чтобы еще сократить ее шансы, они могут применить сексуальные ловушки или отравленную еду» («Россия завлекает футболистов в сексуальную ловушку», ИноСМИ, Россия от 18.04.2018).

Положительных или нейтральных характеристик России до начала чемпионата мира по футболу 2018 года намного меньше (19 и 21 % соответственно): «самая далекая на свете страна» («В Россию с любовью и большими надеждами на удачное выступление "соккеруз" на Кубке мира», «The Sydney Morning Herald», Австралия от 09.06.2018), «Россия - страна с молочными реками и кисельными берегами» («12 историй, которые вы должны прочесть перед Чемпионатом мира по футболу», «Stern», Германия от 07.06.2018), «Россия - потрясающая страна» («Роман Нойштедтер: Россия - потрясающая страна», «Der Standard», Австрия от 25.05.2018).

Встречались и тексты, авторы которых представляли позитивный образ страны-хозяйки и прогнозы о том, что чемпионат пройдет на высоком уровне: «Шесть сюрпризов из России: как самый дорогой футбольный чемпионат может стать лучшим в истории» («Шесть сюрпризов из России: как самый дорогой футбольный чемпионат может стать лучшим в истории», «Aftenposten», Норвегия от 14.06.2018), «Россия с распростертыми объятиями встречает футбольных фанатов со всех уголков мира» («Россия с распростертыми объятиями встречает

футбольных фанатов со всех уголков мира», «China.com», Китай от 25.05.2018), «Сейчас за рубежом рассказывают слишком много негативного о России, но ЧМ-2018 пройдет с огромным успехом» («Россия — потрясающая страна», «Der Standard», Австрия от 25.05.2018). Звучал также лозунг, который после чемпионата будет повторяться в большинстве публикаций: «Россия уже победила» («Россия уже победила», «Usa Today», США от 05.06.2018). При этом наиболее положительно характеризуют страну СМИ Китая и Австрии.

Политически нейтральные материалы (17 %) знакомят аудиторию с Россией, рассказывают о нравах и обычаях, подготовке к турниру, футболе в целом, содержат своеобразные гиды для путешественников, оказавшихся в стране впервые.

Не оставили без внимания событие и карикатуристы. Так, известный публикацией неэтичных изображений французский сатирический журнал «Charlie Hebdo» на обложке июньского номера разместил карикатуру к материалу «Мундиаль в РФ: трагикомедия в потемкинской деревне» [11]. На карикатуре изображен президент России Владимир Путин, который едет на танке по футбольному полю и целится в ворота. На изображении написано: «Вперед, Россия» (см. рис. 1).

Charlie Hebdo О ©Charlie Hebdo 12 июн. 2018 г. v

CHARLIE

HEBDO Cette semaine

Le ¿'Mondial en ^Rujsle : la tragi-comédie au village Potemkine ; ^Migrants, ces loosers ; #Cantat a-t-il le droit... @cocoboei ; Le catalog je des goodies proposés à la vente par l'Elysée dévoilé par SSEricSalch ;Prix littéral re Charlie ; les trois lauréats sont..

Ç> 54 tl 312 О 442

Рис. 1. Карикатура в журнале «Charlie Hebdo»

Среди тем, вызвавших резонанс как в российских, так и зарубежных СМИ, - протест студентов МГУ им. М. В. Ломоносова против фан-зоны у главного здания университета, инструкция Аргентинской футбольной ассоциации для футболистов и фанатов по знакомству с российскими девушками, предостережение главы думского комитета по делам семьи, женщин и детей Т. Плетневой от связей с иностранными болельщиками.

Анализ материалов портала «ИноСМИ» во время и после чемпионата показал, что отношение к России существенно изменилось.

Большая часть материалов содержит впечатления от прошедших матчей, поездок иностранных болельщиков и корреспондентов по России. Значительно увеличилось количество материалов, которые не связывают событие с политикой (32 %), - писали о футбольном прошлом и настоящем, стратегиях и игроках, о культуре страны и организации мероприятий, о знакомствах («Чемпионат мира помог найти вторую половинку», «La Nación Argentina», Аргентина от 13.07.2018), полиции, национальной еде и т. д. Среди этих же материалов в основном находятся те, которые не содержат анализа происходящих событий - по сравнению с предыдущим периодом их количество увеличилось (40 %).

Но при этом по-прежнему велика доля материалов, в которых встречалось упоминание политики, - 68 %. Затрагиваются такие события и проблемы, как политические аресты, -«чемпионат не повлиял на репрессивные замашки режима» («Чемпионат мира позволит улучшить

отношения с Россией», «Le Monde», Франция от 15.07.2018), протесты против пенсионной реформы, региональные выборы, конфликт на Донбассе и в Сирии, права человека и ЛГБТ-сообщества и др.

При этом мнения разделились - из всех текстов, где встречается упоминание политических событий, только небольшая часть (8 %) говорила об аполитичности события: «Этот Чемпионат мира получился необыкновенно радостным и аполитичным» («Большая победа России на 4M», «Dagens Nyheter», Швеция от 20.07.2018). Большая же часть (60 %) материалов прямо либо косвенно сообщала о политическом значении мундиаля: «Чемпионат мира в России стал одним из самых политизированных спортивных мероприятий из тех, что нам доводилось видеть» («Пока Кейн и Модрич разогревались перед матчем, двое из самых влиятельных политиков в мире проводили разминку в Кремлевском дворце», «Aftenposten», Норвегия от 15.07.2018).

При этом отмечалась победа В. Путина, достижение им политических целей: «российский президент Владимир Путин справился с чемпионатом мира по футболу лучше, чем Месси, Роналду и Неймар» («Политический анализ футбола», «Reflex», Чехия от 09.07.2018), «Бойкот 4M провалился, а Путин добился потрясающего успеха» («Чье лицо было у футбольного чемпионата в России?», «Dziennik Gazeta Prawna», Польша от 12.07.2018), «Россия проиграла, но Чемпионат мира превзошел все путинские ожидания. Российский президент - один из главных его победителей» («Россия проиграла, но о большем успехе Путин и мечтать не мог», «Aftenposten», Норвегия от 09.07.2018). Анализ показывает, что по-прежнему Россия в большой степени ассоциируется в мировом информационном пространстве с образом ее лидера -президента В. Путина.

Также часть текстов сообщает о том, что во время события удалось создать новый имидж страны, показав ее в лучшем свете и скрыв от масс иностранцев некоторые нежелательные проблемы: «пиар-кампания планетарного масштаба, имя которой Чемпионат мира по футболу» («Чемпионат мира: мы обсудили с россиянами неприятные темы», «L'OBS», Франция от 12.07.2018); «В плане имиджа это мероприятие оказалось даже более успешным, чем в Кремле предполагали изначально» («У Путина осталось два варианта по Украине: все зависит от Трампа», «Апостроф», Украина от 09.07.2018).

Другая же часть текстов, наоборот, заявляет, что чемпионат разрушил мифы, предубеждения и стереотипы о России, то есть страна продемонстрировала свой реальный образ, ранее неизвестный иностранным людям: «режиму отлично удалось продемонстрировать образ "новой современной России "» («4M - триумф для России», «Svenska Dagbladet», Швеция от 10.07.2018). Япония и ее «Майнити симбун» призывает не верить Западу («Не верьте Западу: Россия стала лучше», «Mainichi Shimbun», Япония от 19.06.2018) и пишет: «Если судить о России только по имиджу, сформированному западными странами, то можно упустить изменения, произошедшие в ней. Этот Чемпионат мира дает нам шансувидеть нынешнююРоссию и попробовать ее на вкус».

Доля опубликованных материалов во время и после Чемпионата, где Россия представляется положительно или нейтрально, повысилась до 70 % (55 и 15 % соответственно). Большая часть текстов, содержащих положительную оценку, выходила после побед российской сборной и после ее достойного поражения. При этом отмечаются такие моменты, как гостеприимство русских, патриотизм, принятые меры безопасности: «На 4M Россия предприняла исключительные меры безопасности» («Меры на чемпионате мира в России исключительные, но чешская полиция тоже справилась бы с таким мероприятием», «el5.cz», Чехия от 09.07.2018), инфраструктура и транспорт - «Мы увидели отличную организацию и инфраструктуру, а также вежливых и дружелюбных людей» («Аш-Шавали: "исторический" успех России в проведении чемпионата мира по футболу и сборная Марокко», «Hespress, Марокко от 17.07.2018), архитектура, природа, национальная кухня и другие. Практически в каждом материале отдается дань организации мероприятий - отсутствию очередей, слаженной работе команды волонтеров, упрощенному получению визы, бесплатным поездам между городами-организаторами и даже устройству уборных («Российский унитаз радует глаз», «Al Yaoum 24», Марокко от 14.07.2018).

В публикациях в данный период преобладали слова и выражения, характеризующие страну и ее жителей положительно. Повсеместно отмечалось, что «страна стала лучше», «показала себя в лучшем свете». Россию называют: «родина берез и балалаек» («#МоеПутешествие: Море воспоминаний о Москве во время ЧМ-2018», «Zing», Вьетнам от 15.07.2018), «страна Путина»

(«Все любят страну Путина», «Die Tageszeitung», Германия от 15.07.2018), «гостеприимная и дружественная страна» («Успешный Чемпионат мира для путинской России», «Le Figaro», Франция от 16.07.2018), «победитель - как внутри страны, так и в глазах всего мира» («Успех ЧМ-2018 в России: ни одного происшествия!», «Daubao», Вьетнам от 25.07.2018), «истинное средоточие традиций и современности, гармония древнего наследия и прогресса», «больше не медведь» («Россия победила на Чемпионате мира», «AI Mashhad AI Araby», Йемен от 25.07.2018).

Еще больше положительных характеристик дано самому чемпионату: «футбольный праздник» («Россия справляется с организацией 4M на "отлично"», «Lidovky», Чехия от 13.07.2018), «Лето, когда Россия улыбалась» («Лето, когда Россия улыбалась», «Der Spiegel», Германия от 10.07.2018), «.лучший Чемпионат мира» («Пять причин, почему это лучший Чемпионат мира», «Sportskeeda», Индия от 10.07.2018; «Почему этот Чемпионат мира стал лучшим в истории», «USA Today», США от 16.07.2018), «блестящая витрина России как туристического направления» («Сможет ли Чемпионат мира убедить больше людей посетить Россию?», «The Telegraph UK», Великобритания от 12.07.2018), «прославление глобализма» («Скрытая (и не очень скрытая) политика на Чемпионате мира 2018 года», «The New York Times», США от 19.07.2018) и т. д.

В связи с переоценкой образа России после чемпионата многие СМИ писали о необъективности западной прессы в целом и британских СМИ в частности, упрекая их в создании намеренно ложного отрицательного образа России, в запугивании болельщиков возможными проблемами в связи с поездкой на Чемпионат: «,Британские СМИ лгут о России» («Политические итоги 4M», «Aftenposten», Норвегия от 15.07.2018), «Они [болельщики - К. В.] очень удивлены тем, как сильно отличаются их собственные впечатления от того, как Россию изображают западные СМИ» («Все любят страну Путина», «Die Tageszeitung», Германия от 15.07.2018), «Так неужели британские СМИ оклеветали Россию? Ну, возможно, в некотором роде...» («Изменит ли Чемпионат мира то, как изображают Россию?», «The Guardian», Великобритания от 13.07.2018). Последнее выглядит как некое оправдание от газеты, признание собственной неправоты.

Однако 30 % медиатекстов по-прежнему содержат отрицательные оценки России. Во многих подобных публикациях признаются успехи страны в проведении чемпионата, в начале материала указываются несколько явно положительных моментов, но затем происходит перечисление всех отрицательных сторон. Авторы в данных текстах успешно используют прием нейролингвистического программирования «Да, но...».

Так, французская «L'OBS» упоминает проблемы с отношением к ЛГБТ-сообществу, которые снова обострятся после завершения футбольных мероприятий, а также цитирует песню Шнурова о сборной России и статью из «Московского комсомольца» под названием «Время шлюх: россиянки на мундиале позорят себя и страну», вызвавшую возмущение общественности и самих журналистов в связи с нарушением норм этики («Чемпионат мира: мы обсудили с россиянами неприятные темы», «L'OBS», Франция от 12.07.2018). Польская «Dziennik Gazeta Prawna» связывает спортивные победы и «успехи в военной сфере» России, призывая Эстонию, Латвию или Белоруссию «удвоить бдительность» («Чье лицо было у футбольного чемпионата в России?», «Dziennik Gazeta Prawna», Польша от 12.07.2018). «The New York Times» (США) опубликовала довольно субъективный материал, в котором единственным доказательством проблем в стране послужили комментарии людей, автор пишет, что «ради своей безопасности они попросили меня использовать лишь их инициалы». Далее приводится цитаты четырех людей, которые крайне резко высказываются о правительстве: «жестокий и безжалостный режим политических репрессий», «Мы хотим просто жить нормальной жизнью, вопреки Путину и его банде» («This World Cup, Remember the Russian People», «The New York Times», США от 10.07.2018) [12]. Уже в самом подборе респондентов наблюдается использование приема перевеса однозначных мнений [4. С. 86-87].

Громкими событиями, к которым обращались многие СМИ и комментировали их в отрицательном для России аспекте, были: видео, на котором защитник сборной Хорватии выкрикивает «Слава Украине»; раскрытый над В. Путиным чуть раньше, чем над президентами других стран, зонтик на закрытии Чемпионата («Русские не всех пускают к себе под зонтик», «Bahar», Иран от 19.07.2018), акция панк-группы «Pussy Riot» в финале чемпионата мира по футболу «Милиционер вступает в игру».

При этом по отношению к русским практически не было употреблено негативных слов и выражений: «суровы и недружелюбны» («Каково это - путешествовать по России?», «stufF.co.nz», Новая Зеландия от 20.07.2018), «этирусские» («Россия, русские, «эти русские» и Милош Земан», «Echo24», Чехия от 08.08.2018). Даже в негативных текстах в основном отмечалось радушие русских людей, внимание же акцентировалось на негативных действиях политиков и проблемах страны.

Таким образом, проведенный анализ текстов показал явное улучшение имиджа России в публикациях зарубежных СМИ. Даже те страны, которые позволяли себе крайне субъективные отрицательные оценки до Чемпионата, обусловленные отношениями во внешней политике, к концу спортивных событий пишут о плюсах организации и проведения мундиаля, дают положительные оценки людям и оправдываются за ранее опубликованные статьи. Большее количество материалов посвящено непосредственно спортивным событиям, однако политически окрашенные тексты по-прежнему преобладают. Страна ассоциируется в текстах зарубежных СМИ, а через них и в сознании иностранных граждан с президентом страны - В. Путиным.

При этом можно выделить следующие имиджевые категории: «имидж страны России», «имидж русского народа», «имидж президента и государства». Наибольшим изменениям в текстах подвергся «имидж русского народа», который после чемпионата почти единогласно трактуется как положительный. Далее следует «имидж страны России», которая показала себя в положительном свете и помогла развеять множество существовавших на западе стереотипов. И на последнее место можно поставить «имидж президента и государства», критика которых по-прежнему часто встречается в текстах, связывающих чемпионат с политикой.

Подводя итог, можно сказать, что опыт проведения Чемпионата мира может стать существенным поводом для усиления положительного представления о стране-хозяйке на международном уровне и повышения ценности ее бренда в мировом пространстве.

Список литературы

1. Антонова И. А. Особенности работы СМИ в рамках развития событийного туризма // XXXI Международные Плехановские чтения. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова». 2018. С.28-32.

2. Бакеева Д. А. Коммуникационная стратегия Чемпионата мира по футболу 2018 года (на примере публикаций в социальных сетях и в СМИ Республики Мордовия) // Материалы XXII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В 3 ч. Ч. 3. Саранск, 2019. С. 180-184.

3. Васильев А. Ю. Освещение Чемпионата мира 2018 на российских и зарубежных информационных площадках/А. Ю. Васильев, К. В. Волобуев, А. В. Дружинин, А. А. Кренвальк// Вопросы политологии. 2018. № 6 (34). С. 23-31.

4. ДементьеваК. В.,ПотаповП. Ф. СМИ и общественное мнение: диалектика взаимодействия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. 144с.

5. Зарипова А. И. Современные подходы к изучению культурных стереотипов на примере репрезентации образа России во французских медиа // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 2. С. 44-49.

6. ИноСМИ.ги: интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).

7. Купина Н. А. Россия - футбольная страна: чемпионат мира-2018 в отражении СМИ // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. № 4. С. 17-28.

8. Меринова Д. А. Образ России в зарубежных СМИ в период Чемпионата мира по футболу 2018 года (на примере интернет-издания «ИноСМИ.ру», «Facebook» и «Instagram») II Материалы XXII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3 ч. Ч. 3. Саранск, 2019. С. 188-192.

9. Милованова M. В., Свинкина M. Ю. Репрезентация образа России в медиадискурсе Германии в контексте Чемпионата мира по футболу 2018 // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018. № 3. С. 148-157.

10. Французская социальная реклама о России. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=ULJkuIT13Lc (датаобращения: 01.05.2019).

11. Le Mondial en Russie: la tragi-comédie au village Potemkine // Charlie Hebdo. URL: https:// twitter.com/Charlie_Hebdo_/status/1006569701026271232 (дата обращения: 01.05.2019).

12. Okwonga M. This World Cup, Remember the Russian People // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2018/07/10/opinion/world-cup-russia.html (дата обращения: 01.05.2019).

TRANSFORMATION OF RUSSIA'S IMAGE IN FOREIGN MEDIA: EXPERIENCE OF THE WORLD CHAMPIONSHIP IN FOOTBALL 2018 (ON THE MATERIAL ONLINE PORTAL "INOSMI.RU")

Dementieva K. V,Mordovia State University named after N. P. Ogarev, Saransk,

dementievakv@gmail.com

The article discusses the change in the image of Russia created in foreign media before and after the 2018 WorldCup.

The analysis of the texts showed a clear improvement in the image of Russia in the publications of foreign media. Even those countries that allowed themselves extremely subjective negative assessments prior to the Championship, due to foreign policy relations, by the end of sporting events write about the advantages of organizing and holding the world championship, give positive ratings to people and justify themselves for previously published articles. More materials are devoted directly to sporting events, but politically colored texts still prevail. The country is associated in the texts of foreign media, and through them in the minds of foreign citizens with thepresident ofthe country - V Putin.

At the same time, thefollowing image categories can be distinguished: "the image of the country of Russia", "the image of the Russian people", "the image of the president and the state". The "image of the Russian people" has undergone the greatest changes in the texts, which after the championship is almost unanimously interpreted as positive. This is followed by the "image of the country of Russia", which showed itself in a positive light and helped dispel the many stereotypes that existed in the west. And in the last place you can put the "image of the president and the state", criticism of1which is still oftenfound in the texts linking the championship withpolitics.

The event was a significant reason for strengthening the positive view of the host country at the international level and increasing the 'value ofits brand in the global space.

Keywords: Mass Media, World Cup 2018, InoSMI, image, publication.

References

1. Antonova, I. A. (2018). Osobennosti raboty SMI v ramkah razvitiya sobytijnogo turizma [Features of the media in the development of event tourism], XXXI Mezhdunarodnye Plekhanovskie chteniyaMaterialy chtenij [XXXI International Plekhanov Readings]. Moscow, pp. 28-32.

2. Bakeeva, D. A. (2019). Kommunikacionnaya strategiya CHempionata mira po futbolu 2018 goda (na primere publikacij v social'nyh setyah i v SMI Respubliki Mordoviya) [Communication strategy of the World Cup in 2018 (for example, publications in social networks and in the media of the Republic of Mordovia)]. Materialy XXIInauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov nacional'nogo issledovatel'skogo Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. P. Ogaryova [Materials of the XXII scientific-practical conference of young scientists, graduate students and students ofthe National Research Mordovia State UniversityN. P. Ogareva]. Saransk, pp. 180-184.

3. Vasil'ev, A. Yu. (2018). Osveshchenie CHempionata mira 2018 na rossijskih i zarubezhnyh informacionnyh ploshchadkah [World Cup 2018 coverage on Russian and foreign information platforms]. Voprosypolitologii [Political science issues]. 6 (34), pp. 23-31.

4. Dement'eva, К. V. & Potapov, P. F. (2016). SMI i obshchestvennoe mnenie: dialektika vzaimodejstviya [Mass media and public opinion: the dialectic of interaction]. Saransk. 144p.

5. Zaripova, A. I. (2019). Sovremennye podhody к izucheniyu kul'turnyh stereotipov na primere reprezentacii obraza Rossii vo francuzskih media [Modern approaches to the study of cultural stereotypes on the example of the representation of the image of Russia in the French media]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Research and development. Modern communicationism]. Vol. 8, 2. pp. 44-49.

6. InoSMI.ru [InoSMI.ru], available at: https://inosmi.ru/ (accessed: 01.05.2019).

7. Kupina, N. A. (2018). Rossiya - futbol'naya strana: chempionat mira-2018 v otrazhenii SMI [Russia is a football country: the 2018 World Cup in media coverage]. Izvestiya Ural 'skogofederal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul 'tury [News of the Ural Federal University. Series 1: Problems of education, science and culture]. 4, pp. 17-28.

8. Merinova, D. A. (2019). Obraz Rossii v zarubezhnyh SMI v period CHempionata mira po futbolu 2018 goda (na primere internet-izdaniya «InoSMI.ru», «Facebook» i «Instagram») [The image of Russia in foreign media during the 2018 FIFA World Cup (for example, the online edition of InoSMI. ru, Facebook and Instagram)]. Materialy XXII nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov nacional'nogo issledovatel 'skogo Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. P. Ogaryova [Materials of the XXII scientific-practical conference of young scientists, graduate students and students of the National Research Mordovia State University N. P. Ogareva]. Saransk, pp.188-192.

9. Milovanova, M. V. & Svinkina, M. Yu. (2018). Reprezentaciya obraza Rossii v mediadiskurse Germanii v kontekste CHempionata mira po futbolu 2018 [Representation of the image of Russia in the media discourse in Germany in the context of the 2018 World Cup]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: YAzykoznanie [Bulletin of the Volgograd State University. Series 2: Linguistics]. 3. pp. 148-157.

10. Francuzskaya social'naya reklama о Rossii (2011). [French social advertising about Russia], available at: https://www.youtube.com/watch?v=ULJkuIT13Lc (accessed: 01.05.2019).

11. Le Mondial en Russie: la tragi-comédie au village Potemkine. Charlie Hebdo, 2011, available at: https://twitter.com/Charlie_Hebdo_/status/1006569701026271232 (accessed: 01.05.2019).

12. Okwonga, M. This World Cup, Remember the Russian People. The New York Times, 2018, available at: https://www.nytimes.com/2018/07/10/opinion/ world-cup-russia.html (accessed: 01.05.2019).

Дементьева Ксения Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

dementievakv@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.