Научная статья на тему 'Тенденции и особенности подготовки инфраструктуры в регионах, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу - 2018'

Тенденции и особенности подготовки инфраструктуры в регионах, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу - 2018 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА / ПОДГОТОВКА СТАДИОНОВ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА ПО ФУТБОЛУ / FINANCING OF SPORTS INFRASTRUCTURE / CONSTRUCTION FINANCING / PREPARATION OF STADIUMS FOR THE FIFA WORLD CUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парада Е.В.

В статье рассматриваются вопросы, которые уже несколько лет широко обсуждаются и профессиональным спортивным сообществом, и экономистами страны, и широкими слоями населения финансирование мероприятий, связанных с подготовкой 11 городов России к проведению матчей Чемпионата мира по футболу 2018. Автором предпринята попытка проанализировать готовность инфраструктуры регионов России к проведению этого мероприятия, а также исследовать причины социально-экономического характера, по которым именно эти города были выбраны из всего многообразия субъектов РФ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions which several years, are widely discussed by both professional sports community, and economists of the country, and general population financing of the actions connected with preparation of 11 cities of Russia for holding matches of the FIFA World Cup 2018 are considered. The author has made attempt to analyze readiness of infrastructure of regions of Russia for holding this action, and also to investigate the reasons of social and economic character for which these cities have been chosen from all variety of territorial subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Тенденции и особенности подготовки инфраструктуры в регионах, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу - 2018»

Е. В. Парада

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНАХ, ПРИНИМАЮЩИХ МАТЧИ ЧЕМПИОНАТА МИРА

ПО ФУТБОЛУ — 2018

В статье рассматриваются вопросы, которые уже несколько лет широко обсуждаются и профессиональным спортивным сообществом, и экономистами страны, и широкими слоями населения — финансирование мероприятий, связанных с подготовкой 11 городов России к проведению матчей Чемпионата мира по футболу — 2018. Автором предпринята попытка проанализировать готовность инфраструктуры регионов России к проведению этого мероприятия, а также исследовать причины социально-экономического характера, по которым именно эти города были выбраны из всего многообразия субъектов РФ.

Ключевые слова

Финансирование спортивной инфраструктуры, финансирование строительства, подготовка стадионов к Чемпионату мира по футболу.

E. V. Parada

TENDENCIES AND FEATURES OF PREPARATION OF INFRASTRUCTURE IN THE REGIONS HOSTING MATCHES OF THE FIFA WORLD CUP — 2018

Annotation

In article questions which several years, are widely discussed by both professional sports community, and economists of the country, and general population — financing of the actions connected with preparation of 11 cities of Russia for holding matches of the FIFA World Cup — 2018 are considered. The author has made attempt to analyze readiness of infrastructure of regions of Russia for holding this action, and also to investigate the reasons of social and economic character for which these cities have been chosen from all variety of territorial subjects of the Russian Federation.

Keywords

Financing of sports infrastructure, construction financing, preparation of stadiums for the FIFA World Cup

2016 № 3 (55) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Процесс подготовки российских регионов к проведению матчей Чемпионата мира по футболу (далее — ЧМ — 2018) подразумевает не только, и даже не столько строительство и реконструкцию самих спортивных сооружений, но и создание всей сопутствующей инфраструктуры. Проблемы создания такой инфраструктуры лежат в двух плоскостях: финансовой, связанной с необходимостью осуществления значительных финансовых вливаний в этот сегмент; экономико-географической, связанной с влиянием системного фактора межрегиональной дифференциации, провоци-

рующей появление пространственных дисбалансов в развитии инфраструктуры. С учетом того, что Чемпионат мира будет проходить в разных регионах России, становится важным буквально за два года решить задачу устранения межрегиональных различий готовности инфраструктурных объектов. Кроме непосредственно создания спортивной инфраструктуры, необходимо также осуществить серьезную модернизацию туристской инфраструктуры. В данном случае она будет состоять из трех основных компонентов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 — Структура туристской инфраструктуры к Чемпионату мира

по футболу 2018 г.

В начале декабря 2015 г. на пленарном заседании «Транспортной недели 2015» министр транспорта РФ М. Соколов огласил примерную стоимость модернизации транспортной инфраструктуры к ЧМ — 2018. Так, объем расходов федерального бюджета и частных инвесторов составит около 360 млрд руб., которые будут распределены между всеми 11 городами, принимающими матчи (рис. 2). Необходимо отметить, что изначально в заявку вошли 13 городов, разделенных на 5 кластеров, однако с 2011 г. в этом списке происхо-

дили изменения, и в 2012 г. был поднят вопрос о слабой подготовленности инфраструктуры в пяти из них (Саранск, Волгоград, Ярославль, Калининград и Ростов-на-Дону), что сделало эти города кандидатами на лишение права проведения матчей. В итоге, такого права лишились Краснодар и Ярославль, при том, что изначально явными аутсайдерами являлись Саранск и Калининград. К сожалению, ни официальные источники, ни СМИ причины такого решения не поясняют.

Рисунок 2 — Карта городов, принимающих матчи ЧМ — 2018

Нам представляется небезынтересным сравнить некоторые показатели социально-экономического развития всех этих регионов, выбрав те их них, которые имеют значение для развития как внутреннего, так внешнего спортивного туризма в регионе. Итак, для целей проведения ЧМ — 2018, как уже было указано на рисунке 1, регион должен обладать развитой спортивной инфраструктурой, налаженной работой телекоммуникационных служб, иметь соответствующее транспортное обеспечение и средства коллективного размещения высокого уровня. Также можем предположить, что комфортное пребывание туриста в регионе обязательно подразумевает низкий уровень криминогенности (иначе будет как в старом анекдоте1), доступ к

1 Американский социолог N провел исследование на тему «Отношение людей разных национальностей к чужой собственности». Ученый ездил по городам мира, оставлял посреди вокзального зала чемодан, прятался и засекал время. В Стокгольме чемодана никто не тронул. В Лондоне чемодан украли через полчаса. В Париже — через двадцать минут. В Риме — через десять. В Токио через пять минут чемодан сдали в бюро находок. В России точного результата получить не удалось, так как пока исследователь смотрел на чемодан, у него украли часы.

большому количеству заведений общественного питания (что особенно немаловажно для иностранных туристов) и, по большому счету, хорошую экологическую ситуацию. Поэтому именно данные показатели мы решили использовать в процессе проведения сравнительного анализа регионов по степени их готовности к проведению матчей и комфортности пребывания там болельщиков. Обратим внимание на то, что статистические данные по отдельным городам недоступны, поэтому нам придется осуществлять анализ, подразумевая, что базой для сравнения у нас выступят 2 города — Москва и Санкт-Петербург и 10 областей и республик, причем основными объектами для сравнения станут именно регионы, так как подготовленность инфраструктуры в двух наших столицах особых сомнений не вызывает. Поскольку отдельных данных по г. Сочи Росстат не предоставляет, будем рассматривать его показатели в составе данных по Краснодарскому краю. Два худших результата по каждому показателю в таблице 2 будут выделены цветом.

Таблица 1 — Сравнительный анализ российских городов по отдельным социально-экономическим показателям*

Город РФ Число спортивных сооружений Коллективные средства размещения Число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, тыс. т Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Число активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети интернет на 100 чел. населения Оборот общественного питания, млн руб. Поступление прямых иностранных инвестиций (сальдо платежного баланса)

Москва 22 654 1505 68 2438 99,2 174 126 11030

Санкт-Петербург 7 389 1094 71 2290 76,8 53 598 -1341

Калининградская область 6 109 1612 19 511 82,0 7108 -11

Нижний Новгород (Нижегородская область) 53 360 1177 126 290 39,9 20 666 315

Казань (Республика Татарстан) 45 350 1164 294 416 61,7 34185 236

Екатеринбург (Свердловская область) 113 520 1611 1021 121 49,5 53215 -457

Саранск (Республика Мордовия) 6 46 1099 35 276 47,5 2809 0

Самара (Самарская область) 41 304 1580 266 301 66,3 26 503 25

Волгоград (Волгоградская область 104 238 1421 154 140 58,0 9153 163

Ростов-на-Дону (Ростовская область) 54 451 1274 194 260 57,9 32931 172

Краснодарский край / г. Сочи 80 1684/ 985 1270 189 438 82,9 61 096 -127

Ярославль (Ярославская область) 16 120 1220 88 264 66,5 8669 -346

* Составлена автором на основе [1].

Как видно по данным таблицы 1, есть четыре региона, которые ни по одному из показателей не продемонстрировали наихудшие результаты — это Москва, Самарская область, Ростовская область и Краснодарский край. Вместе с тем есть три отстающих региона — из восьми исследуемых показателей у Калининградской области худшие значения наблюдаются по трем, у Свердловской области (Екатеринбург) — по четырем, у

Мордовии (Саранск) — по пяти, причем последний из них является единственным регионом, в котором сальдо платежного баланса по иностранным инвестициям принимает нулевое значение.

Краснодар и Ярославль не относятся по данным показателям к разряду аутсайдеров, поэтому с этой точки зрения их исключение из списка принимающих матчи городов выглядит не совсем оправданным, в то время как в

списке остались регионы с наименьшим количеством гостиниц, низкой плотностью автомобильных дорог, слабо развитой телекоммуникационной сетью. В этой ситуации очевидно, что инвестиции в инфраструктуру таких регионов будут весьма значительными, но возникает вопрос о последующем применении этой инфраструктуры после окончания Чемпиона мира. Именно в связи с этим, по мнению руководителей РЖД, инвестиции в создание инфраструктуры к чемпионату мира по футболу могут окупиться только за счет социальных эффектов и синергетического влияния на экономику. Так, было заявлено, что «совокупный общественный эффект во всех отраслях экономики от реализации проектов усиления транспортной инфраструктуры составляет 2,2 трлн руб., а высокоскоростного движения — 4,4 трлн руб., стоимость всей концепции, подготовленной компанией, составляет 3,3 трлн руб., и налоговые поступления при этом превысят затраты государства на инвестиции» [2]. Кроме того, реализация концепции подготовки к ЧМ — 2018 создаст принципиально новый вид транспортной инфраструктуры в стране и новые услуги для пассажиров, которые и предполагалось развивать в рамках Стратегии до 2030 г.

Бесперебойная работа транспортной инфраструктуры будет обеспечиваться программой мероприятий, предусмотренной в рамках объединенного операционного транспортного плана. В документе содержится информация о количественном составе всех клиентских групп, сценарии прибытия и убытия, операционные планы организации перевозок всеми видами транспорта, операционное транспортное планирование в городах-организаторах мундиаля, риски и способы их минимизации, планы управления рисками, а также математическая модель транспортного спроса всеми видами транспорта на время проведения мероприятий. Однако эксперты

обращают внимание на то, что при подготовке к чемпионату необходимо подготовить инфраструктуру не только для международных перевозок, но и для внутренних, так как большое количество людей будет перемещаться из одного города в другой на довольно значительные расстояния.

Что касается размещения туристов в гостиницах, то это тоже является весьма сложным вопросом с учетом того, что многие города фактически не подготовлены к тому, чтобы принять такой большой наплыв болельщиков. Во многих российских регионах гостиничный номерной фонд достаточно скуден. Например, на момент Евро 2012 в Гданьске (460 тыс. жителей) было около 100 отелей различной категории. А в Саранске на 2015 г. — около 20 [3, с. 38], причем вопрос даже не в строительстве новых гостиниц к 2018 г., а в их востребованности после турнира, с учетом туристской привлекательности этого города (справедливости ради нужно сказать, что это не только проблема Саранска, но и многих других российских регионов, принимающих матчи чемпионата).

Пресс-служба Минкомсвязи России в конце 2015 г. сообщила о запуске проекта по построению единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на объектах Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. во всех 11 городах-организаторах турнира. В проекте задействованы несколько участников: Минкомсвязь России, автономная некоммерческая организация (АНО) «Оргкомитет «Россия — 2018», регионы проведения ЧМ — 2018 и государственная корпорация «Ростех». Минкомсвязь России будет отвечать за обеспечение участников фиксированными каналами передачи данных, телефонной фиксированной и мобильной связью, профессиональной радиосвязью, спутниковой связью и кабельным телевидением.

Также в конце 2015 г. было полностью завершено построение российской навигационной системы ГЛОНАСС, городской транспорт начал оснащаться терминалами спутниковой навигации, которые обеспечивают передачу информации в центры обработки данных. В 11 городах-организаторах осуществляется строительство ситуационных центров, благодаря которым система городского транспорта будет находиться под постоянным оперативным управлением. Оснащение пассажирского транспорта системой автоматического оповещения служб экстренного реагирования позволит изменить дорожную ситуацию на местах и предотвратить аварийность на дорогах.

В процессе подготовки инфраструктуры расходы несколько раз подвергались корректировке в сторону их снижения.

1. Утвержденная в 2013 г. программа предусматривала софинансиро-вание инфраструктуры в 8,045 млрд руб., затем она была сокращена до 5,64 млрд на 2014-2017 гг.: 1,045 млрд, 1,696 млрд, 1,545 млрд и 1,358 млрд соответственно. Минстрой в 2014 г. перечислил в бюджеты Волгоградской и Ростовской областей 1,045 млрд руб. на три объекта.

2. В середине 2015 г. постановлением Правительства РФ расходы были сокращены примерно на 30 млрд руб., то есть с 660 млрд 627,8 млн руб. до 631 млрд 459,9 млн руб. Сокращение коснулось в основном гостиничного и коммунального хозяйства, дополнительных резервных тренировочных площадок (вместо 4 площадок в каждом городе оставили по три).

3. В начале 2016 г. расходы были еще раз урезаны — до 620,9 млрд руб., причем затраты сократились за счет регионов — с 97 до 91,1 млрд руб., которые планировалось направить на подготовку инфраструктуры связи. Недостающие 6 млрд регионы получат за счет исключения расходов бюджета Москвы на строительство международного веща-

тельного центра и отказа от реконструкции стадиона в Сочи — там будут сделаны временные трибуны на 5000 мест.

4. В апреле 2016 г. расходы были урезаны в очередной раз — более чем на 3 млрд. Так, расходы на реализацию программы сократились с 620 млрд 865,9 млн до 617 млрд 167,6 млн руб. При этом 329 млрд 874,1 млн будет выделено из федерального бюджета, 91 млрд 114,2 млн — из региональных бюджетов, 196 млрд 179,3 млн составят частные инвестиции [4]. По сравнению с первоначальной сметой расходы снизились на 43 млрд руб., причем главными статьями расходов стали строительство и реконструкция: аэропортов и дорог — 333,5 млрд руб.; спортивных объектов — 175,7 млрд руб.; гостиниц — 39,5 млрд руб. В конце 2 квартала 2016 г. готовность инфраструктуры проверил президент ФИФА Джанни Инфантино. По его оценке, все стадионы будут готовы в срок, несмотря на то, что есть небольшие сугубо технические проблемы в Самаре и Калининграде.

Если проанализировать объемы инвестиций, направляемых на подготовку к чемпионату, то можно увидеть, что с 2010 до 2014 г. оценка расходов выросла с 2,8 до 6,9 млрд. долл., что делает 12 российских стадионов дороже (табл. 2), чем 20 японских и корейских. Не зря проблема дальнейшей окупаемости стадионов волнует многих экспертов — ведь даже уже сейчас в премьер-лиге наполняемость стадионов составляет в лучшем случае 60 %. Игры премьер-лиги посещает около 0,14 % населения, а спрос на билеты уже на протяжении 15 лет остается стабильно низким. Предусмотренный уровень затрат является фактически неподъемным для российских регионов, поэтому часть финансирования предоставляется из федерального бюджета, а также за счет того, что регионы занимают необходимые средства и вносят поправки в свои бюджеты.

Таблица 2 — Инвестиции в строительство стадионов к чемпионату мира 2018 г. [5, с. 145]

Город Стадион Траты млн долл. Стоимость 1 места, долл.

Запланировано Потрачено Перерасход

Москва Лужники 240 654 173 8100

Москва Спартак 290 458 58 10 400

Санкт-Петербург Санкт-Петербург 415 1144 176 16 500

Екатеринбург Екатеринбург-Арена 160 497 211 11 200

Нижний Новгород Нижний Новгород 240 556 132 12 400

Самара Самара Арена 180 431 139 9600

Ростов-на-Дону Ростов Арена 225 474 111 10 500

Казань Казань Арена 250 471 88 10 400

Волгоград Волгоград Арена 210 474 126 10 500

Калининград Стадион Калининград 210 490 133 10 900

Саранск Мордовия Арена 180 490 172 10 900

Сочи Стадион Фишт 225 780 247 17 800

Среднее значение 235 577 147 11 600

Может создаться такая ситуация, что финансировать большую часть затрат придется за счет других федеральных программ и сокращать бюджет мероприятий, снижая качество их проведения, что может спровоцировать возрастание репутационных рисков. Поэтому сейчас в научной литературе и СМИ часто преобладают пессимистические прогнозы: инвестиции в подготовку к ЧМ — 2018 не будут приносить прибыли еще несколько десятков лет, а сложная политическая ситуация удлиняет сроки выхода стадионов и другой инфраструктуры хотя бы на уровень самоокупаемости.

Библиографический список

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 / Рос-стат. — М., 2015.

2. Сайт Гудок.Ру [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ИйрУ/^^^ gudok.ru/pda/adetail.php7ELEMENT_ ГО=401607&Р8=126.

3. Демин, В. Модернизация туристской инфраструктуры к ЧМ — 2018 // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений — 2012 — № 7. — С. 38.

4. Неофициальный сайт Чемпионата мира по футболу — 2018 в России

[Электронный ресурс]. — Режим доступа : Ы*р://россия2018.рф/правительство сократилорасходынап-2.

5. Никитина, Ю. Н., Морозова, С. А. Анализ инвестиций в чемпионат мира по футболу 2018 г. // Актуальные аспекты современной науки. — 2014. — № 6. — С. 142-147.

Bibliographic list

1. Regions оГ Russia. Socio-economic indicators. 2015 / Rosstat. — M., 2015.

2. Gudok.Ru [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.gudok.ru/ pda/adetail.php?ELEMENT_ID= 401607&PS=126.

3. Demin, V. Modernization Turi-raising infrastructure for the 2018 world Cup // Construction and operation of sports facilities — 2012 — № 7. — P. 38.

4. Not-official website of FIFA world Cup 2018 in Russia [Electronic resource]. — Mode of access : http://россия 2018.рф/пра вительствосократилорасходынап-2.

5. Nikitin, Yu. N., Morozova, S. A. Analysis of investment in world football championship 2018 // Actual aspects of modern science. — 2014. — № 6. — P.142-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.