Научная статья на тему 'Особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения на современном этапе'

Особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения / безопасность дорожного движения / Госавтоинспекция / контрольно-надзорные мероприятия / объекты надзора / federal state control (supervision) in the field of road safety / road safety / traffic police / control and supervision measures / objects of supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Юрьевич Тарасов, Ирина Анатольевна Тарасова

Прослеживаются изменения законодательного регулирования федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, связанные с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения. Предметом исследования являются новеллы в сфере осуществления федерального государственного надзора подразделениями Госавтоинспекции, т. е. осуществление контрольно-надзорных мероприятий исходя из категорий риска, управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the implementation of federal state control (supervision) in the field of road safety at the present stage

The purpose of the article is to study changes in the legislative regulation of federal state control (supervision) in the field of road safety. The object of the study is public relations in the field of road safety related to the implementation of federal state control (supervision) in the field of road safety. The subject of the study is novelties in the field of federal state supervision by State Traffic Inspectorate units, that is, the implementation of control and supervisory measures based on risk categories, risk management.

Текст научной работы на тему «Особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения на современном этапе»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-198-201 EDN: https://elibrary.ru/ofyypu NIION: 2003-0059-4/23-755 MOSURED: 77/27-003-2023-04-954

Особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения на современном этапе

Александр Юрьевич Тарасов1, Ирина Анатольевна Тарасова2

1,2 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

Старотеряево, Московская область

1 7137355@gmail.com

2 tarasovairina2@rambler.ru

Аннотация. Прослеживаются изменения законодательного регулирования федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, связанные с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения. Предметом исследования являются новеллы в сфере осуществления федерального государственного надзора подразделениями Госавтоинспекции, т. е. осуществление контрольно-надзорных мероприятий исходя из категорий риска, управления рисками.

Ключевые слова: федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения, безопасность дорожного движения, Госавтоинспекция, контрольно-надзорные мероприятия, объекты надзора

Для цитирования: Тарасов А. Ю., Тарасова И. А. Особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 198-201. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-198-201. EDN: OFYYPU.

Original article

Features of the implementation of federal state control (supervision) in the field of road safety at the present stage

Alexander Yu. Tarasov1, Irina A. Tarasova2

1,2 Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named

after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo, Moscow region

1 7137355@gmail.com

2 tarasovairina2@rambler.ru

Abstract. The purpose of the article is to study changes in the legislative regulation of federal state control (supervision) in the field of road safety. The object of the study is public relations in the field of road safety related to the implementation of federal state control (supervision) in the field of road safety. The subject of the study is novelties in the field of federal state supervision by State Traffic Inspectorate units, that is, the implementation of control and supervisory measures based on risk categories, risk management.

Keywords: federal state control (supervision) in the field of road safety, road safety, traffic police, control and supervision measures, objects of supervision

For citation: Tarasov A. Yu., Tarasova I. A. Features of the implementation of federal state control (supervision) in the field of road safety at the present stage. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):198-201. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-198-201. EDN: OFYYPU.

© Тарасов А. Ю., Тарасова И. А., 2023

JURISPRUDENCE

За последние годы произошли очень серьезные изменения нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел в части осуществления федерального государственного надзора. Приоритетным направлением стало применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

С 01 июля 2021 г. вступили в действие Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1101, утвердившее «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения» [5], которые устанавливают порядок осуществления деятельности органов внутренних дел в части осуществления федерального государственного надзора. Данные нормативные правовые акты определяют, какими «инструментами» и в каком порядке Госавтоинспекция может оперировать в рамках осуществления данной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что законодатель также вводит определенные запреты, в том числе достаточно жестко регламентируется порядок выдачи Предписаний на устранение выявленных нарушений, что, как представляется, должно повлиять на деятельность сотрудников Госавтоинспекции, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Им придется больше внимания уделять рассмотрению жалоб, поданных на результаты проведенных контрольно-надзорных мероприятий либо отдельных действий в рамках проведенных мероприятий.

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ [4] были внесены изменения в статью 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1]. Данным нормативным актом контроль (надзор) в области обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации делится на три составляющие: федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В отношении органов власти в настоящий момент Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 16 марта 2022 г. № 384 «Об утверждении положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов российской федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» [7].

Между тем в нормативных актах, которые регламентируют действия органов внутренних дел, отсут-

ствуют полномочия по осуществлению этого надзора. В этой связи подготовлены проекты указов Президента Российской Федерации о внесении изменений в Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» а также в Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», где МВД Российской Федерации будут определены полномочия по осуществлению данного вида государственного контроля (надзора). До вступления в силу указанных документов осуществлять надзор в том порядке, как это изложено в положении, Госавтоинспекция права не имеет.

После внесения соответствующих изменений МВД Российской Федерации будет контролировать реализацию региональными и местными властями полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. В рамках госконтроля предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок, осуществление мероприятий по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Общий срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок плановой выездной проверки можно продлить максимум на 20 рабочих дней.

Остановимся на основных изменениях, вступивших в законную силу с 01 июля 2021 г. Ранее Госавтоинспекция в своей надзорной деятельности руководствовалась Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2]. Объектами Федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения были определены индивидуальные предприниматели, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. По Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ органы государственной власти выведены из-под действия данного закона. Кроме того, детально определены объекты контроля (надзора) это автомобильные дороги, транспортные средства, государственные регистрационные знаки и деятельность, действия (бездействие) по содержанию соответствующих объектов дорожной инфраструктуры [3]. Определен закрытый перечень профилактических мероприятий, их всего пять, закрытый перечень контрольных (надзорных) мероприятий (восемь) и действий (восемь), определяемых Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1101 [7]. При этом к контролю (надзору) не относятся мероприятия

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.

В целях реализации федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения были созданы и в настоящее время функционируют специализированные информационные системы: Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) (все, что отнесено к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ), с подсистемой Единый реестр проверок (все, что относится к органам местного самоуправления); Единый реестр видов контроля (ЕРВК); подсистема досудебного обжалования (ГИС ТОР КНД); система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА, Госуслуги). Необходимо отметить, что администраторами первых двух реестров являются соответствующие подразделения прокуратуры Российской Федерации.

Существенные изменения в осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения внесло постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [6], которым были наложены ограничения на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022-2023 гг.

Подводя итог, следует отметить, что федеральный государственный надзор в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ направлен в первую очередь на профилактику. Это один из инструментов, который позволяет Госавтоинспекции обеспечить безопасность дорожного движения при эксплуатации дорог и дорожных сооружений, и не исключает деятельность подразделений Госавтоинспекции в рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в части обязанности по пресечению административных правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Список источников

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995, № 50, ст. 4873.

2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Фе-

дерации» // Собрание законодательства РФ.

03.08.2020, № 31 (часть I), ст. 5007.

4. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

14.06.2021, № 24 (Часть I), ст. 4188.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. №1101 утвердившее «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2021, № 28 (часть II), ст. 5531.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 14.03.2022, № 11, ст. 1715.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 384 «Об утверждении положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов российской федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ.

21.03.2022, № 12, ст. 1868.

References

1. Federal Law № 196-FZ of December 10, 1995 «On Road safety» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 11.12.1995, № 50, article 4873.

2. Federal Law № 294-FZ of December 26, 2008 «On the Protection of the rights of Legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of State control (supervision) and municipal control» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 29.12.2008, № 52 (part 1), article 6249.

3. Federal Law № 248-FZ of July 31, 2020 «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 03.08.2020, № 31 (Part I), article 5007.

4. Federal Law № 170-FZ ofJune 11, 2021 // Collection of legislation of the Russian Federation14.06.2021, № 24 (Part I), article 4188.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1101 of June 30, 2021 approving the «Regulations on Federal State Control (Supervision) in the field of road safety» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 12.07.2021, № 28 (part II), article 5531.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation № 336 of March 10, 2022 «On the

JURISPRUDENCE

specifics of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 14.03.2022, № 11, article 1715.

7. Resolution of the Government of the Russian Federation № 384 of March 16, 2022 «On Approval of the Regulations on State Control (Supervision)

over the Implementation by Executive Authorities of the Subjects of the Russian Federation and Local Self-Government Bodies, their Officials of Powers Related to road Safety and Compliance with requirements in the field of road safety» // Assembly legislation of the Russian Federation. 21.03.2022, № 12, article 1868.

Информация об авторах

А. Ю. Тарасов — начальник кафедры организации деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

И. А. Тарасова — доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

A. Yu. Tarasov — Head of the Department of Organization of Activities of Subdivisions to Ensure Road Safety of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

I. A. Tarasova — Associate Professor of the Department of State, Civil and Law Disciplines of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 10.07.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 10.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.