Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АВТОТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радчишина В.В.

В данной статье анализируется деятельность должностных лиц, именуемая как государственный контроль (надзор) и осуществляемая в области безопасности дорожного движения. Обосновывается идентичность понятий контроля и надзора в структуре государственной административной деятельности, а также указываются ее причины. Определяется содержание контрольно-надзорной деятельности в указанной области. Отмечена роль контрольно-надзорной деятельности за соблюдением правовых норм в сфере безопасности дорожного движения. Определены факторы, влияющие на эффективность государственного надзора и контроля в указанной сфере, исходя из обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF OFFICIALS IN THE FIELD OF STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

This article analyzes the activities of officials referred to as state control (supervision) and carried out in the field of road safety. The identity of the concepts of control and supervision in the structure of state administrative activity is substantiated, and its reasons are also indicated. The content of control and supervisory activities in the specified area is determined. The role of control and supervisory activities for compliance with legal norms in the field of road safety is noted. The factors influencing the effectiveness of state supervision and control in this area, based on road safety, are determined.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ

В.В. Радчишина, магистрант Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-2-2-192-195

Аннотация. В данной статье анализируется деятельность должностных лиц, именуемая как государственный контроль (надзор) и осуществляемая в области безопасности дорожного движения. Обосновывается идентичность понятий контроля и надзора в структуре государственной административной деятельности, а также указываются ее причины. Определяется содержание контрольно-надзорной деятельности в указанной области. Отмечена роль контрольно-надзорной деятельности за соблюдением правовых норм в сфере безопасности дорожного движения. Определены факторы, влияющие на эффективность государственного надзора и контроля в указанной сфере, исходя из обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: контроль, надзор, безопасность дорожного движения, государственное управление, автотранспорт.

Устройство современного российского государства и управление государственной властью, равно как и жизнедеятельность самого общества, невозможно без организации четкой и эффективной системы контроля и надзора. Указанная система надзора и контроля действует на государственном уровне и распространяется на все сферы жизнедеятельности государства и общества, включая и область обеспечения безопасности дорожного движения.

В настоящее время деятельность по государственному контролю и надзору практически идентична. Следовательно, разница между надзором и контролем фактически устранена. Это стало возможным за счет проведенных преобразований, которые были проведены в системе органов государственной власти, а также внесения изменений в нормы действующего законодательства. Была проведена и продолжает осуществляться реформа контрольно-надзорной сферы и деятельности, в том числе и в области безопасности дорожного движения. Одним из результатов указанной реформы стало принятие и введение в действие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3].

Нормами указанного закона, а также иными нормативными правовыми актами контроль и надзор рассматриваются как идентичные понятия, а деятельность по их осуществлению именуется контрольно-надзорной.

Основная цель и сущность государственного контроля и надзора в области безопасности дорожного движения определена нормами, содержащимися в статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2]: обеспечение безопасности движения автомобильного транспорта на дорогах на территории РФ.

Административный надзор в сфере безопасности дорожного движения можно охарактеризовать при помощи следующих признаков, которые в своей совокупности описывают его как деятельность и индивидуализируют его:

1) деятельность, которая осуществляется специально уполномоченными на то должностными лицами, состоящими на службе в специальном органе государственной власти;

2) содержание указанной деятельности составляет наблюдение;

3) наблюдение осуществляется с конкретной целью.

Далее проанализируем содержание наблюдения как основы, определяющей деятельность в сфере государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Наблюдение в рассматриваемой сфере можно определить как конкретный процесс, включающий в свою структуру определенные действия должностных лиц его осуществляющих, относительно действий субъектов дорожного движения.

К таким субъектам относятся участники дорожного движения, а именно: водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры.

К действиям, включенным в структуру наблюдения в рассматриваемой сфере, можно отнести:

1. выявление и пресечение нарушений различных нормативных предписаний;

2. применение к лицам, нарушившим нормативные предписания, законных санкций, имеющих административный характер и соответствующих степени выявленного проступка или нарушения;

3. оказание всевозможной помощи потерпевшим и пострадавшим;

4. осуществление других различных мер, носящих надзорный характер.

Целью наблюдения, как составляющей содержание государственного надзора в сфере безопасности дорожного движения, является обеспечение должного поведения субъектов, в отношении которых он осуществляется, соответствующего действующим нормам и законным правилам поведения.

Далее рассмотрим непосредственно сущность государственного надзора в сфере безопасности дорожного движения, которую можно отразить в четырех разных видах, сформулированных исходя из выполняемых функций:

1. Если рассматривать административный надзор в сфере безопасности дорожного движения как функцию государственного управления, понимая ее как один из видов деятельности по управления, то можно отметить, что она одинаково применима к разным видам объектов (общим и специальным) воздействия. Тем самым, для данной функции объект воз-

действия характеризуется как единый. В данном случае в качестве объекта государственного надзора выступает управление дорожным движением.

2. Государственный административный надзор в сфере безопасности дорожного движения по выполняемой им функции является надведомственным контролем, который осуществляется исполнительными органами государственной власти относительно разных видов субъектов. Объектом такого контроля выступает поведение указанных субъектов в рассматриваемой сфере и его соответствие действующим нормам, содержащимся в регламентирующем ее законодательстве.

3. Применение в процессе осуществления государственного административного надзора в сфере безопасности дорожного движения специальных методов и форм.

4. Обеспечение действия принципа законности, как и при осуществлении государственного административного надзора, так и в поведении и деятельности субъектов, в отношении которых он осуществляется. Принцип законности подразумевает под собой соблюдение всеми субъектами государственного административного надзора в своей деятельности норм действующего законодательства, а также законное поведение.

Тем самым, можно в общем виде сформулировать сущность и основную задачу государственного административного надзора в сфере безопасности дорожного движения.

В общем виде сущность государственного административного надзора безопасности дорожного движения складывается из его цели и функций, которые он выполняет и определяется как обеспечение законного поведения и деятельности подконтрольных субъектов, включая поддержание законного порядка и режима в рассматриваемой сфере.

В качестве главной задачи государственного административного надзора безопасности дорожного движения можно определить как обеспечение и осуществление охранной деятельности в рассматриваемой сфере, путем осуществления законных полномочий, возложенных на

должностных лиц исполнительных органов государственной власти, а также легальных мер принуждения относительно подконтрольных субъектов, поведение которых признается неправомерным.

В качестве основы государственного административного надзора безопасности дорожного движения, является система законодательства, представленная различными нормативными правовыми актами, содержащими в себе нормы при помощи, которых осуществляется правовое регулирование. Развитая система законодательства обеспечивает эффективность государственной административной надзорной деятельности в рассматриваемой сфере.

Особенностью государственного контроля и надзора в области безопасности дорожного движения является его мно-госубъектность и большое количество объектов, в отношении которых указанная деятельность осуществляется. Многосубъ-ектность проявляется в том, что полномочиями по административному надзору в области безопасности дорожного движения наделено большое количество должностных лиц по сравнению с другими сферами. Причиной этого является его много-объектность.

Многообъектность государственного контроля и надзора в области безопасности дорожного движения указывает на его широту, требующую большое количество его субъектов, объединяемых в различные ведомства со сложной и разветвленной внутренней структурой.

Главным органом, осуществляющим государственный административный

надзор и контроль в сфере безопасности дорожного движения, является Государственная инспекция по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России (Госавтоинспекция) [3].

Деятельность Госавтоинспекции

направлена на обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных пра-

вовых актов, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Что на законодательном уровне, в том числе определено нормами, содержащимися в пункте 19 статьи 12 Федерального закона 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [5].

Осуществляя деятельность в сфере государственного надзора в области безопасности дорожного движения должностные лица, помимо норм действующего законодательства, руководствуются положениями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации [4]. Данный регламент приравнивает указанный вид надзора к государственной функции, раскрывая ее сущность и определяя последовательный порядок действий.

Кроме того, указанный регламент сформировал и определил результат, получение которого обязательно, так как осуществляется государственная функция. Содержанием данного результата является:

1) установление и последующее надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения;

2) максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения;

3) обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Государственный контроль и надзор в области безопасности дорожного движения можно определить как обеспечение и осуществление охранной деятельности в рассматриваемой сфере, основанной на нормах, содержащихся в действующих нормативных правовых актах, путем осуществления законных полномочий, возложенных на должностных лиц исполнительных органов государственной власти, главным из которых является Госавтоинспекция, а также легальных мер принуждения относительно подконтрольных субъектов, поведение которых признается неправомерным.

Исходя из содержания указанного определения можно определить сущность гос-

ударственной контрольно-надзорной дея- нию безопасности дорожного движения. тельности должностных лиц по обеспече-

Библиографический список

1. Алиева Ю.С. Правовая основа применения органами внутренних дел мер административно-правового воздействия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения / Ю.С. Алиева // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». -СПб., 2021. - С. 277-280.

2. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021 г., с изм. от 27.10.2022 г.) // Российская газета. - № 245. - 26.12.1995.

3. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022 г.) // Российская газета. - № 171. - 05.08.2020.

4. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 23.08.2017 г. № 664 (ред. от 21.12.2017 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 г. № 48459) [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/ (дата обращения: 02.02.2023 г.).

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ (ред. от 28.12.2022 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 02.02.2023 г.).

ACTIVITIES OF OFFICIALS IN THE FIELD OF STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

V.V. Radchishina, Graduate Student Pacific National University (Russia, Khabarovsk)

Abstract. This article analyzes the activities of officials referred to as state control (supervision) and carried out in the field of road safety. The identity of the concepts of control and supervision in the structure of state administrative activity is substantiated, and its reasons are also indicated. The content of control and supervisory activities in the specified area is determined. The role of control and supervisory activities for compliance with legal norms in the field of road safety is noted. The factors influencing the effectiveness of state supervision and control in this area, based on road safety, are determined.

Keywords: control, supervision, road safety, public administration, motor transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.